СВОД РЕСТАВРАЦИОННЫХ ПРАВИЛ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ, ПРОЕКТНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОХРАНЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Рекомендации. Министерство культуры РФ (Минкультуры России). 10.12.07 СРП-2007

Фрагмент документа "СВОД РЕСТАВРАЦИОННЫХ ПРАВИЛ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ, ПРОЕКТНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОХРАНЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

5. Проведение комплекса научно-исследовательских работ

     5.1. Научно-исследовательские работы являются неотъемлемой частью
всего  научно-реставрационного  процесса.  Они  начинаются  на  стадии
предварительных   исследований  и  продолжаются  на  протяжении  всего
научно-реставрационного процесса, включая его производственные стадии.
     5.2.  В  зависимости  от  значения  памятника,  целей  и  объемов
предполагаемых  реставрационных  работ,  наличия документации по ранее
выполненным  исследованиям,  а  также  от  уровня их профессионального
исполнения  научно-исследовательские  работы  могут  осуществляться  в
различном  объеме  и  с разной степенью проработки отдельных вопросов:
либо  в  виде комплексной научно-исследовательской работы, либо в виде
не   выделяемых   в  самостоятельную  стадию  отдельных  исследований,
необходимость  в  которых  возникает  в процессе реставрации живописи.
Однако   общая   программа  проводимых  работ  должна  предусматривать
проработку   всех   основных   проблем,   которые  вызваны  состоянием
памятника.  Координацию  научно-исследовательских  работ  осуществляет
организация,   ответственная   за   проведение   научной   реставрации
памятника, или главный архитектор проекта реставрации.
     5.3.  Комплексная научно-исследовательская работа на произведении
монументальной  живописи проводится с целью: сбора сведений об истории
и    техническом   состоянии   памятника,   необходимых   для   научно
обоснованного  выбора  метода  реставрации и для отработки методики, а
также для выбора оптимального режима существования памятника.
     5.4.  В  состав  комплекса научно-исследовательских работ входят:
предварительные    исследования;    архивные    и    библиографические
исследования;    физические    и    физико-химические    неразрушающие
лабораторные   исследования;   микологические   и   бактериологические
исследования;  экспериментально-реставрационные  работы для разработки
методики  реставрации,  включая  предложения по приведению памятника к
экспозиционному виду.
     5.5.    Научно-исследовательская    работа    на    произведениях
монументальной живописи    выполняется    опытными    художниками    -
реставраторами и специалистами в области истории искусства, химической
технологии,   физико-химических   методов   исследования,    биологии,
климатологии и другими специалистами.
     5.6.    До    начала   комплексных   научно-исследовательских   и
экспериментальных   работ  подрядчиком,  ответственным  за  проведение
исследования,  назначается  научный руководитель данных работ, который
подготавливает программу будущих исследований и предлагает кандидатуры
ответственных    исполнителей   по   основным   разделам   комплексных
научно-экспериментальных работ.
     5.7.    Научный    руководитель   должен   иметь   большой   опыт
научно-реставрационной  деятельности  по  данному  типу  памятников  и
обладать широким профессиональным кругозором. Он несет ответственность
за    научную   полноту   (обоснованность)   и   качество   проводимых
исследовательских и экспериментальных работ.
     5.8. Архивные и библиографические исследования позволяют получить
представление  о  времени  создания  и истории существования памятника
(ремонты, поновления, реставрации и т.д.).
     В состав архивных и библиографических исследований входят:
     - сбор    иконографического    материала    (фотографии,   копии,
иллюстрации в печатных изданиях и т.д.);
     - изучение  научных  публикаций,  летописных  и  других  архивных
материалов о памятнике;
     - изучение    реставрационных   отчетов   и   паспортов   прежних
реставраций;
     - подбор аналогов;
     - аналитическая обработка собранного материала.
     По   материалам   архивных   и   библиографических   исследований
составляется историческая справка.
     5.9.  Натурные  исследования  памятника  являются  важным  этапом
научно-исследовательского и консервационно-реставрационного процесса и
позволяют выявить виды и причины повреждения живописи. Предварительные
натурные   исследования   памятника   проводятся   путем   визуального
обследования и пробных раскрытий.
     5.10. В ходе визуального обследования произведений монументальной
живописи   намечаются   места  для  проведения  пробных  укреплений  и
раскрытий  живописи, зондажей штукатурки и кладки, установки маяков на
трещинах,  отбора  проб  для  лабораторных  исследований; определяются
места  отставаний  и отслоения штукатурки. При визуальном обследовании
конструкции здания выявляются возможные причины повреждения живописи.
     5.11.    Зондажи    и   пробные   раскрытия   являются   наиболее
ответственными   видами  натурных  исследований,  так  как  они  могут
привести  к  невосполнимым  утратам  подлинной живописи или уничтожить
промежуточные слои.
     Начинать   пробные   послойные   раскрытия-зондажи  необходимо  в
наименее  ответственных  местах  живописи  (фон, разгранки и т.п.). До
начала  раскрытия  авторской  живописи  и  в  процессе раскрытия могут
проводиться физико-оптическое и химико-аналитическое изучения объекта.
     Пробные  раскрытия  живописи из-под наслоений, записей и покрасок
дают  сведения  о  сохранности  подлинной  живописи,  о  количестве  и
ценности  слоев записей, о наличии других наслоений (шпаклевок, лаков,
штукатурок).  При проведении пробных раскрытий отрабатываются методика
и  технология раскрытия росписей в целом. Проведение пробных раскрытий
и зондажей осуществляется опытными художниками-реставраторами.
     Зондажи  и  пробные  раскрытия  подробно  описываются  в отчете и
фиксируются     на    фотографиях,    архитектурных    чертежах    или
схемах-картограммах.
     5.12.  При  наличии  нескольких  красочных  слоев, представляющих
историческую  и  художественную  ценность, научные исследования должны
предусматривать  возможности  сохранения  этих  слоев.  В таком случае
разрабатывается  отдельная  методика  дальнейшей  консервации  каждого
слоя.
     5.13.  В  процессе  реставрации  могут  применяться неразрушающие
(оптико-аналитические) и лабораторные (химические и физико-химические)
виды исследований.
     Для   проведения   лабораторных  химических  и  физико-химических
исследований  производится  отбор  микропроб красочного слоя и грунта.
Пробы    отбираются    в   наименее   ответственных   местах   опытным
художником-реставратором вместе с сотрудником лаборатории.
     5.14.  Микологическое и бактериологическое обследования настенной
живописи  проводятся  с  целью  определения  степени  зараженности  ее
микроорганизмами  и выявления их роли в процессе деструкции красочного
слоя и основы настенной живописи и штукатурки.
     В  процессе  обследования  отбираются  микропробы  для  выявления
основных   физиологических  групп  микроорганизмов  и  определения  их
численности.
     На  основании  проведенного  обследования  делается  заключение о
необходимости  использования  биоцидов  с  учетом локальных условий, в
которых   находится   стенопись,  и  даются  рекомендации  по  выборке
реставрационных материалов с учетом их биостойкости.
     5.15.  Пробные  реставрационные работы проводятся в целях подбора
материалов и отработки методов консервационных и реставрационных работ
и  осуществляются  на  наименее ответственных и минимальных по размеру
участках росписи.
     Опробование новых экспериментальных материалов должно проводиться
в доступных для наблюдения местах и тщательно документироваться.
     Рецептуры    и   способ   выполнения   экспериментальной   работы
описываются  в  отчете,  место пробного участка отмечается на чертежах
или на схеме-картограмме.
     5.16.   Для   изучения   микроклимата   в  памятнике  архитектуры
проводится    исследование    тепловлажностного    режима   и   режима
эксплуатации, обследуется состояние ограждающих конструкций.
     Исследования     проводятся     по     существующим    методикам,
скорректированным с учетом особенностей памятника.
     По   результатам  исследования  разрабатываются  рекомендации  по
выведению  памятника  из неблагоприятного состояния, поддержанию в нем
оптимального микроклимата и режима эксплуатации.
     5.17.  В  состав научно-исследовательских работ входит разработка
методических  предложений  по  приведению  памятника к экспозиционному
виду  (дополнение  больших  утрат  грунта, монохромное или полихромное
погашение белых пятен в местах утрат красочного слоя и т.п.).
     При  разработке  предложений  по  методике приведения памятника к
экспозиционному  виду  необходимо  исходить  из  того, что воссоздание
утраченных  частей  росписей  не всегда является целью реставрационных
работ.
     Разработка этих предложений включается в задание на реставрацию и
исследование памятника.
     5.18.  Результаты  научно-исследовательских  работ  обобщаются  в
"Отчет   о  научно-исследовательских  работах"  или  выдаются  в  виде
заключений об отдельных видах исследований.

Фрагмент документа "СВОД РЕСТАВРАЦИОННЫХ ПРАВИЛ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ, ПРОЕКТНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОХРАНЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа