ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ. Постановление. Правительство РФ. 16.10.00 783

               ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ
               РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          16 октября 2000 г.
                                N 783

                                (НТЦС)


     Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить  прилагаемое  Положение  о  Министерстве  Российской
Федерации по налогам и сборам.
     2. Признать   утратившими   силу   постановление    Правительства
Российской  Федерации  от  23  сентября 1996 г.  N 1132 "О Федеральной
службе России по обеспечению государственной монополии на  алкогольную
продукцию" (Собрание   законодательства  Российской  Федерации,  1996,
N 40,  ст. 4658) и постановление Правительства Российской Федерации от
8  сентября  1997  г.  N  1149  "Вопросы  Федеральной службы России по
обеспечению  государственной  монополии  на   алкогольную   продукцию"
(Собрание  законодательства  Российской  Федерации,  1997,  N 37,  ст.
4305).

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                           М. Касьянов
16 октября 2000 г.
N 783



                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                               от 16 октября 2000 года
                                                                 N 783

                              ПОЛОЖЕНИЕ

       о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам

     1. Министерство Российской Федерации по  налогам  и  сборам  (МНС
России)    является   федеральным   органом   исполнительной   власти,
осуществляющим контроль за соблюдением законодательства  о  налогах  и
сборах,  правильностью исчисления,  полнотой и своевременностью уплаты
налогов,  сборов и других обязательных  платежей  налогоплательщиками,
участвующим в выработке налоговой политики и осуществляющим ее с целью
обеспечения  своевременного  поступления  в  бюджеты  всех  уровней  и
государственные  внебюджетные фонды в полном объеме налогов,  сборов и
других    обязательных    платежей,    обеспечивающим    межотраслевую
координацию,   государственный  контроль  и  регулирование  в  области
производства и оборота этилового спирта  и  алкогольной  продукции,  а
также осуществляющим в установленном порядке валютный контроль.
     2. Министерство  Российской  Федерации  по   налогам   и   сборам
осуществляет  возложенные на него функции и полномочия непосредственно
и через свои территориальные органы.
     3. Министерство  Российской  Федерации  по налогам и сборам и его
территориальные органы - управления Министерства Российской  Федерации
по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации, межрегиональные
инспекции Министерства  Российской  Федерации  по  налогам  и  сборам,
инспекции  Министерства  Российской  Федерации  по налогам и сборам по
районам,  районам в городах,  городам без районного деления, инспекции
Министерства  Российской  Федерации  по  налогам и сборам межрайонного
уровня  (далее  именуются  -   налоговые   органы)   образуют   единую
централизованную систему налоговых органов.
     4. Министерство  Российской  Федерации  по   налогам   и   сборам
осуществляет   свою  деятельность  во  взаимодействии  с  федеральными
органами  исполнительной  власти,   органами   исполнительной   власти
субъектов  Российской  Федерации,  органами  местного  самоуправления,
общественными объединениями и иными организациями.
     5. Министерство   Российской   Федерации   по  налогам  и  сборам
руководствуется   в   своей   деятельности   Конституцией   Российской
Федерации,  федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом
Российской  Федерации,  другими  федеральными  законами,   указами   и
распоряжениями  Президента  Российской  Федерации,  постановлениями  и
распоряжениями Правительства Российской Федерации,  а также  настоящим
Положением.
     6. Основными  задачами  Министерства  Российской   Федерации   по
налогам и сборам являются:
     1) контроль за соблюдением законодательства о налогах  и  сборах,
правильностью исчисления,  полнотой и своевременностью уплаты налогов,
сборов и других  обязательных  платежей  в  соответствующий  бюджет  и
государственные  внебюджетные фонды в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
     2) участие  в  разработке  и  осуществлении  налоговой политики с
целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий  бюджет
и   государственные   внебюджетные  фонды  налогов,  сборов  и  других
обязательных платежей в полном объеме;
     3) осуществление    валютного    контроля    в   соответствии   с
законодательством Российской  Федерации  о  валютном  регулировании  и
валютном контроле в пределах компетенции налоговых органов;
     4) осуществление государственного контроля производства и оборота
этилового спирта,  изготовленного из всех видов сырья (далее именуется
- этиловый спирт), спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.
     7. Министерство  Российской  Федерации  по  налогам  и  сборам  в
соответствии с возложенными на него  задачами  осуществляет  следующие
функции:
     1) проводит работу по  взиманию  законно  установленных  налогов,
сборов  и  других обязательных платежей,  в том числе в пределах своей
компетенции    разрабатывает    и    утверждает    обязательные    для
налогоплательщика  формы  заявлений  о  постановке на учет в налоговых
органах,  расчетов по налогам, налоговых деклараций и иных документов,
связанных   с   исчислением  и  уплатой  налогов  и  сборов,  а  также
устанавливает порядок их заполнения;
     2) осуществляет   в   пределах   своей  компетенции  контроль  за
соблюдением законодательства о налогах и сборах,  а также  принятых  в
соответствии   с   ним   нормативных   правовых  актов,  правильностью
исчисления,  полнотой и  своевременностью  уплаты  налогов,  сборов  и
других    обязательных    платежей    в   соответствующий   бюджет   и
государственные внебюджетные фонды;
     3) ведет в установленном порядке учет налогоплательщиков;
     4) проводит  разъяснительную  работу   в   отношении   применения
законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с
ним    нормативных    правовых    актов,     бесплатно     информирует
налогоплательщиков  о  действующих  налогах  и  сборах,  предоставляет
налогоплательщикам формы установленной отчетности,  разъясняет порядок
их  заполнения,  порядок  исчисления  и  уплаты  налогов  и  сборов  и
обеспечивает налогоплательщиков иной необходимой информацией;
     5) обеспечивает в установленном порядке возврат или зачет излишне
уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней
и штрафов;
     6) подготавливает в пределах  своей  компетенции  предложения  по
совершенствованию    налоговой    политики,   планированию   налоговых
поступлений,  развитию  налогового   законодательства   в   Российской
Федерации,  а  также  валютного  законодательства и законодательства в
области производства и  оборота  этилового  спирта,  спиртосодержащей,
алкогольной и табачной продукции;
     7) обобщает практику  применения  законодательства  о  налогах  и
сборах,  анализирует  отчетные  и  статистические  данные,  результаты
налоговых проверок и разрабатывает  на  их  основе  в  пределах  своей
компетенции   приказы,  инструкции,  методические  указания  и  другие
документы  по  применению  законодательства  Российской  Федерации   о
налогах и сборах;
     8) применяет установленные законодательством Российской Федерации
санкции в случае нарушения законодательства о налогах и сборах;
     9) проводит совместно  с  правоохранительными  и  контролирующими
органами  мероприятия  по  контролю  за соблюдением законодательства о
налогах и сборах;
     10) участвует  в  переговорах  о  заключении межправительственных
соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и
осуществляет реализацию указанных соглашений;
     11) участвует  в  разработке  проектов  федерального  бюджета   и
бюджетов государственных внебюджетных фондов на соответствующий год;
     12) осуществляет    в    установленном    порядке     регистрацию
контрольно-кассовых машин,  используемых в организациях в соответствии
с законодательством Российской Федерации;
     13) осуществляет  контроль  за  соблюдением  правил использования
контрольно-кассовых машин,  полнотой учета выручки денежных средств  в
организациях,  обязанных  использовать  контрольно-кассовые  машины  в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
     14) обеспечивает  в  пределах своей компетенции валютный контроль
за  соответствием  проводимых   валютных   операций   законодательству
Российской  Федерации,  за  исключением  валютных  операций  кредитных
организаций, и наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;
     15) осуществляет    в    установленном   порядке   лицензирование
деятельности   по   производству   и   обороту    этилового    спирта,
спиртосодержащей,  алкогольной  и  табачной  продукции  и обеспечивает
контроль за соблюдением условий указанной деятельности;
     16) составляет  и  ведет  в установленном порядке государственный
сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на
производство и оборот этилового спирта,  спиртосодержащей, алкогольной
и  табачной  продукции,   а   также   ведет   государственный   реестр
организаций,   осуществляющих   поставки   алкогольной  продукции  для
розничной торговли;
     17) осуществляет контроль за соблюдением порядка декларирования в
области производства и оборота этилового  спирта,  спиртосодержащей  и
алкогольной продукции;
     18) осуществляет государственный контроль за распределением  квот
на закупку этилового спирта, устанавливаемых Правительством Российской
Федерации, и их использованием, принимает участие в разработке годовых
балансов производства и потребления этилового спирта;
     19) осуществляет  контроль  за  объемами  производства,  розлива,
хранения и реализации этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной
продукции, за соблюдением технологии производства указанной продукции;
     20) участвует    в    разработке    государственных   стандартов,
технических условий, норм и правил в области контроля за производством
и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
     21) проводит   экспертизу   и   обследование   организаций    для
определения  соответствия требованиям,  предъявляемым к производству и
обороту этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
     22) участвует  в  разработке  минимальных  отпускных,  оптовых  и
розничных цен на алкогольную продукцию, установлении ставок акцизов на
этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию;
     23) анализирует  отчетные  и  статистические  данные,  результаты
проверок на местах,  информацию и сведения,  получаемые от федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской  Федерации  и  организаций,  и  на  их основе разрабатывает
мероприятия по обеспечению государственного контроля за  производством
и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
     24) обеспечивает  установку  и  пломбирование   в   организациях,
производящих этиловый спирт,  контрольных спиртоизмеряющих приборов, а
в организациях,  производящих  алкогольную  продукцию,  -  контрольных
приборов  учета  объемов  этой  продукции  и  осуществляет контроль за
ремонтом и заменой указанных приборов;
     25) выступает  в установленном порядке государственным заказчиком
по разработке нормативно-технической документации по вопросам учета  и
контроля   производства,   розлива,   хранения   и   оптовой   продажи
спиртосодержащей и алкогольной продукции;
     26) представляет   в   установленном  порядке  в  пределах  своей
компетенции  в  соответствующие  федеральные   органы   исполнительной
власти, правоохранительные и контролирующие органы, их территориальные
органы и органы исполнительной власти субъектов  Российской  Федерации
информацию о выявленных нарушениях;
     27) налагает штрафы на организации и физических лиц,  виновных  в
нарушении   законодательства   Российской   Федерации   о   применении
контрольно-кассовых  машин  при  осуществлении  денежных  расчетов   с
населением,  а  также штрафы за несоблюдение условий работы с денежной
наличностью и порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации
организациями      и      физическими      лицами,     осуществляющими
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
     28) организует    в   пределах   своей   компетенции   выполнение
мероприятий по мобилизационной  подготовке  и  гражданской  обороне  в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
     29) обеспечивает в соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации  меры по созданию информационных систем,  автоматизированных
рабочих мест и других средств автоматизации и  компьютеризации  работы
налоговых органов;
     30) осуществляет  иные  функции,   предусмотренные   федеральными
законами и другими нормативными правовыми актами.
     8. Министерство Российской Федерации по налогам  и  сборам  имеет
право:
     1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы
(по  установленным  формам),  являющиеся  основанием  для исчисления и
уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов,  а также пояснения
и документы,  подтверждающие правильность исчисления и своевременность
уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов;
     2) проводить в установленном порядке налоговые проверки;
     3) производить    при    проведении    налоговых    проверок    у
налогоплательщика    или    налогового   агента   выемку   документов,
свидетельствующих о совершении  налоговых  правонарушений,  если  есть
достаточные  основания  полагать,  что эти документы будут уничтожены,
сокрыты, изменены или заменены;
     4) вызывать  на  основании  письменного  уведомления  в налоговые
органы налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента для
дачи  пояснений  в  связи  с  уплатой  (удержанием и перечислением) им
налогов либо в связи с налоговой проверкой,  а также в  иных  случаях,
связанных с исполнением им законодательства о налогах и сборах;
     5) приостанавливать в установленном порядке операции по счетам  в
банках  налогоплательщиков,  плательщиков сборов и налоговых агентов и
налагать арест на их имущество;
     6) обследовать    любые   используемые   налогоплательщиком   для
извлечения   дохода   либо   связанные    с    содержанием    объектов
налогообложения  независимо  от  места их нахождения производственные,
складские,  торговые  и  иные  помещения   и   территории,   проводить
инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
     7) определять  суммы  налогов,  сборов  и   других   обязательных
платежей,   подлежащие   внесению   налогоплательщиком   в   бюджет  и
государственные  внебюджетные  фонды,  расчетным  путем  на  основании
имеющейся  информации  о  налогоплательщике,  а  также  данных об иных
аналогичных  налогоплательщиках  в  случае  отказа   налогоплательщика
допустить   должностных   лиц   налогового   органа   к   обследованию
производственных,  складских,  торговых и иных помещений и территорий,
используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с
содержанием объектов налогообложения, а также в случае непредставления
в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета
налогов  документов,  отсутствия  учета  доходов  и  расходов,   учета
объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного
порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги и сборы;
     8) требовать   от   налогоплательщиков,   налоговых  агентов,  их
представителей  устранения  выявленных  нарушений  законодательства  о
налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
     9) взыскивать в установленном порядке недоимки по налогам, сборам
и пени;
     10) контролировать соответствие крупных расходов  физических  лиц
их доходам;
     11) требовать  от  банков  документы,  подтверждающие  исполнение
платежных   поручений   налогоплательщиков,   плательщиков   сборов  и
налоговых агентов  и  инкассовых  поручений  (распоряжений)  налоговых
органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и
налоговых агентов сумм налогов и пеней;
     12) привлекать  в установленном порядке для проведения налогового
контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
     13) вызывать  в  качестве  свидетелей  лиц,  которым  могут  быть
известны какие-либо обстоятельства,  имеющие значение  для  проведения
налогового контроля;
     14) представлять   ходатайства    об    аннулировании    или    о
приостановлении  действия  выданных  юридическим  и  физическим  лицам
лицензий   на   осуществление   определенных    видов    деятельности,
приостанавливать  в  пределах  своей  компетенции действие лицензий на
производство и оборот этилового спирта,  спиртосодержащей, алкогольной
и   табачной   продукции   или   обращаться  в  суд  с  заявлением  об
аннулировании указанных лицензий;
     15) создавать в установленном порядке налоговые посты;
     16) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски
в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
     17) осуществлять  в  пределах  своей  компетенции  права  органов
валютного  контроля  в  соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации о валютном регулировании и валютном контроле;
     18) взаимодействовать  с  иными  органами  валютного контроля при
осуществлении валютного контроля;
     19) запрещать  или  приостанавливать реализацию этилового спирта,
спиртосодержащей   и   алкогольной   продукции,   не   соответствующих
требованиям   стандартов   и  нормативов  по  качеству,  безопасности,
количеству, упаковке и маркировке;
     20) проводить    осмотр   помещений,   занимаемых   организациями
независимо от подведомственности и формы собственности,  производящими
и  (или)  реализующими этиловый спирт,  спиртосодержащую и алкогольную
продукцию,  осуществлять контроль за достоверностью ведения учета этих
видов  продукции,  вскрывать и тарировать контрольные спиртоизмеряющие
приборы,  проводить контрольные сливы,  оперативные  проверки  наличия
остатков   и   инвентаризацию  этилового  спирта,  спиртосодержащей  и
алкогольной  продукции,  проверять   оформление   товарно-транспортных
накладных и по результатам проверок составлять акты;
     21) получать  от  руководителей  и  должностных  лиц  организаций
независимо от подведомственности и формы собственности, производящих и
(или)  реализующих  этиловый  спирт,  спиртосодержащую  и  алкогольную
продукцию,  необходимые документы и пояснения по вопросам, связанным с
проверкой;
     22) запрашивать  в  установленном  порядке  у федеральных органов
исполнительной  власти,  органов   исполнительной   власти   субъектов
Российской Федерации и организаций необходимую информацию;
     23) создавать,  реорганизовывать и ликвидировать в  установленном
порядке  территориальные  органы  и находящиеся в ведении Министерства
организации;
     24) проводить    обследования    и    проверки    работы    своих
территориальных органов на всех уровнях,  принимать меры к  устранению
недостатков  и  нарушений,  а также заслушивать в случае необходимости
отчеты руководителей территориальных органов о  состоянии  контрольной
работы, оказывать методическую и практическую помощь в ее организации,
изучать организацию работы территориальных  органов  и  распространять
положительный опыт их работы;
     25) отменять   решения   своих   территориальных   органов    или
приостанавливать  их  действие  в  случае  несоответствия этих решений
законодательству  Российской  Федерации,   давать   обязательные   для
исполнения указания территориальным органам;
     26) организовывать проведение  научно-исследовательских  работ  в
области налогообложения, взаимодействовать с научно-исследовательскими
организациями с целью выработки  предложений  о  проведении  налоговой
политики;
     27) осуществлять международное сотрудничество  в  соответствии  с
возложенными  на  Министерство  задачами  и  функциями,  изучать  опыт
деятельности  налоговых  органов  зарубежных  стран  и   разрабатывать
предложения по его использованию в деятельности налоговых органов;
     28) осуществлять в установленном  порядке  управление  переданным
ему в оперативное управление государственным имуществом;
     29) осуществлять другие права, предусмотренные Налоговым кодексом
Российской   Федерации,   иными  федеральными  законами,  нормативными
правовыми  актами  Президента  Российской  Федерации  и  Правительства
Российской Федерации.
     9. Министерство  Российской  Федерации  по   налогам   и   сборам
возглавляет  Министр,  назначаемый  на  должность  и  освобождаемый от
должности   Президентом   Российской   Федерации   по    представлению
Председателя Правительства Российской Федерации.
     Министр осуществляет   руководство   Министерством   на    основе
единоначалия,   несет   персональную   ответственность  за  выполнение
возложенных на Министерство задач и функций.
     Министр имеет    заместителей,   назначаемых   на   должность   и
освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
     10. Министр Российской Федерации по налогам и сборам:
     1) распределяет обязанности между заместителями Министра;
     2) утверждает   структуру   и   штатное  расписание  центрального
аппарата  Министерства   в   пределах   установленных   Правительством
Российской  Федерации  численности  и  фонда  оплаты труда работников,
смету  расходов  на  его  содержание  в  пределах  предусмотренных   в
федеральном   бюджете   на   соответствующий  период  ассигнований  на
государственное управление;
     3) утверждает положения о структурных подразделениях центрального
аппарата Министерства;
     4) утверждает   уставы   находящихся   в   ведении   Министерства
организаций,  заключает,  изменяет  и  расторгает  трудовые   договоры
(контракты) с руководителями этих организаций;
     5) назначает  на  должность  и   освобождает   от   должности   в
установленном порядке работников центрального аппарата Министерства;
     6) представляет   в   установленном   порядке   в   Правительство
Российской  Федерации  проекты нормативных правовых актов по вопросам,
входящим в компетенцию Министерства;
     7) издает  в  пределах  своей компетенции приказы,  распоряжения,
дает указания,  обязательные для исполнения  работниками  центрального
аппарата Министерства и его территориальных органов;
     8) представляет в установленном порядке работников Министерства и
организаций,  находящихся  в  его ведении,  к государственным наградам
Российской Федерации и присвоению почетных званий;
     9) утверждает   численность   и   фонд  оплаты  труда  работников
территориальных  органов   Министерства   в   пределах   установленных
Правительством  Российской Федерации численности и фонда оплаты труда,
а также смету расходов на их содержание в пределах  предусмотренных  в
федеральном   бюджете   на   соответствующий  период  ассигнований  на
государственное управление;
     10) учреждает и награждает в установленном порядке ведомственными
наградами,  нагрудными  знаками  и  почетными   грамотами   работников
налоговых органов, а также граждан, оказавших им содействие;
     11) решает  в   соответствии   с   законодательством   Российской
Федерации  о государственной службе вопросы,  связанные с прохождением
федеральной государственной службы в Министерстве;
     12) привлекает  в  соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации к дисциплинарной ответственности должностных  лиц  налоговых
органов за нарушения, допущенные ими в работе.
     11. Министерство Российской  Федерации  по  налогам  и  сборам  в
пределах своей компетенции издает самостоятельно и совместно с другими
федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты.
     12. В  Министерстве  Российской  Федерации  по  налогам  и сборам
образуется  коллегия  в  составе  Министра  (председатель   коллегии),
заместителей   Министра,   входящих   в  нее  по  должности,  а  также
руководителей   структурных   подразделений   центрального    аппарата
Министерства и иных лиц.
     Члены коллегии,  кроме  лиц,  входящих  в   нее   по   должности,
утверждаются  Правительством  Российской  Федерации  по  представлению
Министра.
     Коллегия на  своих  заседаниях  рассматривает  основные  вопросы,
отнесенные к компетенции Министерства.
     Решения коллегии  принимаются  большинством  голосов  ее  членов,
оформляются  протоколами  и  реализуются,   как   правило,   приказами
Министра.
     В случае разногласий между Министром и членами  коллегии  решение
принимает  Министр,  докладывая о возникших разногласиях Правительству
Российской Федерации.  Члены коллегии также могут сообщить свое мнение
в Правительство Российской Федерации.
     13. Министерство  Российской  Федерации  по  налогам   и   сборам
является  юридическим  лицом,  имеет  бланк  и  печать  с изображением
Государственного герба Российской Федерации и со своим  наименованием,
эмблему,   счета,   открываемые  в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации.
     14. Финансирование  расходов  на содержание центрального аппарата
Министерства  Российской  Федерации  по  налогам  и   сборам   и   его
территориальных  органов  осуществляется  за счет средств федерального
бюджета, предусматриваемых на государственное управление.