ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "ПОДГОТОВКА И ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Приказ. Министерство транспорта РФ (Минтранс России). 31.07.09 128

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "ПОДГОТОВКА И ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление

Полный текст документа

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

     В   настоящих   Правилах  употребляются  термины  и  определения,
приведенные:
     а) в Воздушном кодексе Российской Федерации;
     б)  в  Федеральных правилах использования воздушного пространства
Российской   Федерации,   утвержденных   Постановлением  Правительства
Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1084;
     в)   в  Федеральных  авиационных  правилах  полетов  в  воздушном
пространстве  Российской  Федерации,  утвержденных  Приказом  Министра
обороны   Российской  Федерации,  Министерства  транспорта  Российской
Федерации,  Российского  авиационно-космического агентства от 31 марта
2002 г. N 136/42/51;
     г) следующие термины и определения:
     абсолютная  высота принятия решения (DA) или относительная высота
принятия  решения  (DH)  -  установленная абсолютная или относительная
высота   при  точном  заходе  на  посадку  или  заходе  на  посадку  с
вертикальным наведением, на которой должен быть начат прерванный заход
на  посадку  (уход  на  второй  круг)  в  случае,  если  не установлен
необходимый визуальный контакт с ориентирами для продолжения захода на
посадку.  Абсолютная  высота  принятия  решения  (DA) отсчитывается от
среднего  уровня  моря, а относительная высота принятия решения (DH) -
от  превышения  порога  ВПП.  В  тех  случаях,  когда используются оба
понятия,  для  удобства  применяется форма "абсолютная (относительная)
высота принятия решения" и сокращение "DA/H";
     акробатический  полет  -  не  требуемые  для  нормального полета,
преднамеренно  выполняемые воздушным судном маневры, характеризующиеся
резким   изменением   его   пространственного   положения,   необычным
пространственным положением или необычным изменением скорости;
     аэронавигационная   информация   -   информация,   полученная   в
результате   подборки,   анализа  и  форматирования  аэронавигационных
данных;
     аэронавигационные    данные    -    изложение   аэронавигационных
фактических   данных,   концепции  или  инструкции  в  формализованном
порядке, пригодном для связи, интерпретации или обработки;
     аэродром  -  участок  земли или акватория с расположенными на нем
зданиями,  сооружениями  и  оборудованием, предназначенный для взлета,
посадки,  руления  и  стоянки  воздушных  судов.  В настоящих правилах
термин  "аэродром" применяется и в отношении вертодрома или посадочной
площадки,   пригодных   для   безопасной   посадки   воздушного  судна
соответствующего вида;
     барометрическая  высота  -  атмосферное  давление,  выраженное  в
величинах   абсолютной   высоты,  соответствующей  этому  давлению  по
стандартной атмосфере;
     безопасная  высота  полета  - минимально допустимая высота полета
воздушных  судов,  гарантирующая  от  столкновения  с  земной (водной)
поверхностью или с препятствиями на ней;
     бортовое   пилотажно-навигационное  оборудование  -  совокупность
измерительных, вычислительных, управляющих систем и устройств, а также
систем    отображения    информации   на   борту   воздушного   судна,
предназначенных для обеспечения решения задач пилотирования воздушного
судна и воздушной навигации;
     бортовой самописец - любой самопишущий прибор, устанавливаемый на
борту  воздушного  судна в качестве дополнительного источника сведений
для    проведения   профилактических   мероприятий   и   расследования
авиационного происшествия или инцидента;
     векторение  -  обеспечение  навигационного  наведения  воздушного
судна посредством указания определенных курсов на основе использования
системы наблюдения ОВД;
     вертодром  -  участок  земли или определенный участок поверхности
сооружения,   предназначенный   полностью  или  частично  для  взлета,
посадки,  руления  и  стоянки  вертолетов. В настоящих Правилах термин
"вертодром"   применяется  и  в  отношении  аэродрома  или  посадочной
площадки подходящих для безопасной посадки вертолетов;
     вертолет    -    воздушное   судно   тяжелее   воздуха,   которое
поддерживается в полете в основном за счет реакций воздуха с одним или
несколькими  несущими  винтами,  вращаемыми  силовой установкой вокруг
осей, находящихся примерно в вертикальном положении;
     видимость на ВПП (дальность видимости на ВПП (RVR) - максимальное
расстояние,  в  пределах которого пилот воздушного судна, находящегося
на  осевой линии ВПП, может видеть маркировку ее покрытия или световые
ориентиры;
     визуальные метеорологические условия - метеорологические условия,
выраженные  в  величинах  дальности видимости, расстояния до облаков и
высоты нижней границы облаков, соответствующие условиям, установленным
в пунктах 3.33.1 - 3.33.3 настоящих Правил или превышающих их;
     вынужденная   посадка  -  посадка  по  причинам,  не  позволяющим
выполнить полет согласно плану;
     государство  регистрации воздушного судна - государство, в реестр
которого занесено воздушное судно;
     государство  эксплуатанта  -  государство,  в  котором  находится
основное  место  деятельности  эксплуатанта  или,  если эксплуатант не
имеет   такого  места  деятельности,  -  постоянное  место  пребывания
эксплуатанта;
     день  - период времени между началом утренних гражданских сумерек
и концом   вечерних   гражданских   сумерек.    Гражданские    сумерки
заканчиваются  вечером,  когда  центр  солнечного диска находится на 6
град. ниже горизонта, и начинаются утром, когда центр солнечного диска
находится на 6 град. ниже горизонта;
     диспетчерское  разрешение  -  разрешение,  выдаваемое органом ОВД
экипажу воздушного судна при его запросе, действовать в соответствии с
условиями, установленными органом ОВД;
     запасной  аэродром  -  аэродром,  куда  может следовать воздушное
судно  в  том случае, если невозможно или нецелесообразно следовать до
аэродрома  намеченной  посадки  или  производить  на  нем  посадку.  К
запасным относятся следующие аэродромы:
     запасной  аэродром  при  взлете  -  запасной аэродром, на котором
воздушное  судно  может  произвести  посадку,  если  в  этом возникает
необходимость  вскоре  после  взлета  и  не  представляется  возможным
использовать аэродром вылета;
     запасной  аэродром  на  маршруте - аэродром, на котором воздушное
судно  сможет произвести посадку в том случае, если во время полета по
маршруту оно оказалось в нештатной или аварийной обстановке;
     запасной  аэродром  пункта  назначения  - запасной аэродром, куда
может  следовать  воздушное  судно  в  том случае, если невозможно или
нецелесообразно  производить  посадку на аэродроме намеченной посадки.
Аэродром,  с которого производится вылет воздушного судна, также может
быть  запасным  аэродромом  на маршруте или запасным аэродромом пункта
назначения для данного воздушного судна;
     заход   на   посадку   с   применением  кругового  маневрирования
(Circling)  -  продолжение  процедуры  захода  на посадку по приборам,
предусматривающее  выполнение  полета  по  кругу  над аэродромом перед
посадкой в пределах зоны визуального маневрирования;
     извещение   для   авиационного  персонала  (NOTAM)  -  извещение,
рассылаемое средствами электросвязи и содержащее информацию о введении
в   действие,   состоянии   или  изменении  любого  аэронавигационного
оборудования,  обслуживания  и  правил  или  информацию  об опасности,
своевременное  предупреждение  о  которых  имеет  важное  значение для
персонала, связанного с выполнением полетов;
     категории точных заходов на посадку и посадок:
     Категория  I  (кат.  I)  -  точный  заход на посадку и посадка по
приборам с относительной высотой принятия решения не менее 60 м и либо
при  видимости  не менее 800 м, либо при дальности видимости на ВПП не
менее 550 м;
     Категория  II  (кат.  II)  - точный заход на посадку и посадка по
приборам  с  относительной  высотой принятия решения менее 60 м, но не
менее 30 м и при дальности видимости на ВПП не менее 350 м;
     Категория IIIA (кат. IIIA) - точный заход на посадку и посадка по
приборам  с  относительной высотой принятия решения менее 30 м или без
ограничения  по  относительной высоте принятия решения и при дальности
видимости на ВПП не менее 200 м;
     Категория IIIB (кат. IIIB) - точный заход на посадку и посадка по
приборам  с  относительной высотой принятия решения менее 15 м или без
ограничения  по  относительной высоте принятия решения и при дальности
видимости на ВПП менее 200 м, но не менее 50 м;
     Категория IIIC (кат. IIIC) - точный заход на посадку и посадка по
приборам  без  ограничений  по относительной высоте принятия решения и
дальности видимости на ВПП;
     конечный  этап  захода  на  посадку  -  та  часть схемы захода на
посадку  по  приборам,  которая начинается в установленной контрольной
точке   (или  точке)  конечного  этапа  захода  на  посадку,  или  при
отсутствии такой точки:
     в   конце   последнего   стандартного   разворота,  разворота  на
посадочную прямую или разворота на линию пути приближения в схеме типа
"ипподром", если таковая предусмотрена; или
     в  точке выхода на последнюю линию пути в схеме захода на посадку
и заканчивается в точке вблизи аэродрома, по прохождении которой может
быть  выполнена посадка или начат прерванный заход на посадку (уход на
второй круг);
     консультативное  обслуживание воздушного движения - обслуживание,
предоставляемое  в  консультативном  воздушном  пространстве  с  целью
обеспечения   оптимального  эшелонирования  полетов  воздушных  судов,
выполняющих полеты по ППП;
     контролируемый  аэродром  -  аэродром,  на котором обеспечивается
диспетчерское   обслуживание   аэродромного   движения  (воздушного  и
наземного);
     контролируемое  воздушное  пространство  - воздушное пространство
установленных    размеров,    в   пределах   которого   обеспечивается
диспетчерское  обслуживание в соответствии с классификацией воздушного
пространства;
     контрольная   точка   аэродрома   (КТА)   -  точка,  определяющая
местоположение аэродрома в выбранной системе координат;
     маршрут  зональной навигации - маршрут, установленный для полетов
воздушных судов, которые могут применять зональную навигацию;
     минимальная  абсолютная  высота  снижения  (MDA)  или минимальная
относительная  высота  снижения  (MDH)  -  указанная в схеме неточного
захода  на посадку или схеме захода на посадку по кругу абсолютная или
относительная  высота,  ниже  которой снижение не должно производиться
без необходимого визуального контакта с ориентирами. MDA отсчитывается
от  среднего  уровня  моря,  а  MDH  -  от  превышения  аэродрома  или
превышения  порога  ВПП,  если  его превышение более чем на 2 м меньше
превышения  аэродрома.  В тех случаях, когда используются оба понятия,
для   удобства   можно   применять   форму   "минимальная   абсолютная
(относительная) высота снижения" (MDA/H);
     навигация,   основанная  на  характеристиках  (PBN)  -  зональная
навигация,  основанная  на  требованиях  к  характеристикам  воздушных
судов,  выполняющих  полет по маршруту ОВД, по схеме захода на посадку
по приборам или в установленном воздушном пространстве;
     начальный  участок  захода  на  посадку - участок схемы захода на
посадку  по  приборам  между  начальной  контрольной  точкой захода на
посадку  и  промежуточной  контрольной  точкой  или, в соответствующих
случаях, конечной контрольной точкой (или точкой) захода на посадку;
     ночь - период времени между концом вечерних гражданских сумерек и
началом утренних    гражданских    сумерек.    Гражданские     сумерки
заканчиваются  вечером,  когда  центр  солнечного диска находится на 6
град. ниже горизонта, и начинаются утром, когда центр солнечного диска
находится на 6 град. ниже горизонта;
     обледенение - отложение льда на различных частях воздушного судна
(слабое  - при отложении льда на передней кромке крыла до 0,5 мм/мин.,
умеренное - от 0,5 до 1 мм/мин., сильное - более 1 мм/мин.);
     основной  перечень  минимального исправного оборудования (MMEL) -
перечень,   составляемый   организацией,   ответственной   за  типовую
конструкцию,   для  конкретного  типа  воздушных  судов,  утверждаемый
государством  разработчика  и  определяющий  компоненты  оборудования,
неисправность  одного или нескольких из которых не препятствуют началу
полета.  В  MMEL  могут оговариваться особые эксплуатационные условия,
ограничения или правила;
     перечень  минимального  исправного оборудования (MEL) - перечень,
предусматривающий   эксплуатацию   воздушного   судна  в  определенных
условиях  при  отказе  конкретного  компонента  оборудования,  который
составляется  эксплуатантом  в  соответствии  с  MMEL для данного типа
воздушных судов или более жесткими требованиями;
     перрон  -  определенная  площадь  аэродрома,  предназначенная для
размещения  воздушных  судов  в  целях  посадки  (высадки) пассажиров,
погрузки   (выгрузки)   почты   или   грузов,  заправки,  стоянки  или
технического обслуживания;
     площадь   маневрирования   -  часть  аэродрома,  исключая  перрон
(стоянку),  предназначенная  для  взлета,  посадки и руления воздушных
судов;
     полет  по  ПВП  -  полет,  выполняемый в соответствии с правилами
визуальных полетов;
     полет  по  ППП  -  полет,  выполняемый в соответствии с правилами
полетов по приборам;
     полет  увеличенной  дальности  (ETOPS) - любой полет, выполняемый
самолетом  с  двумя  газотурбинными  силовыми установками, при котором
время  полета  с  крейсерской  скоростью  (в условиях МСА и в штилевых
условиях) при одной неработающей силовой установке от какой-либо точки
маршрута до соответствующего требованиям запасного аэродрома превышает
60 минут;
     превышение порога ВПП - абсолютная высота порога ВПП;
     превышение   аэродрома   -   высота   самой   высокой  точки  ВПП
относительно  уровня  моря.  При  наличии  нескольких  ВПП  выбирается
наибольшее значение;
     приборные  метеорологические условия - метеорологические условия,
выраженные  в  величинах  дальности видимости, расстояния до облаков и
высоты  нижней  границы облаков, ниже установленных в пунктах 3.33.1 -
3.33.3 настоящих Правил;
     программа   технического   обслуживания  -  документ,  содержащий
описание  конкретных  плановых  работ  по  техническому обслуживанию и
периодичность  их  выполнения,  а  также  связанных  с  ними процедур,
например  программы надежности, необходимых для обеспечения безопасной
эксплуатации тех воздушных судов, которых он касается;
     психоактивные   вещества   -   алкоголь,  опиоиды,  каннабиноиды,
седативные   средства   и   гипнотические  препараты,  кокаин,  другие
психостимуляторы,  галлюциногены и летучие растворители за исключением
табака и кофеина;
     рабочий  план  полета  -  план,  составленный  эксплуатантом  для
безопасного выполнения полета с учетом летно-технических характеристик
воздушного  судна, эксплуатационных ограничений и ожидаемых условий на
заданном маршруте и на соответствующих аэродромах;
     рубеж передачи ОВД - рубеж, установленный на маршруте руления или
на   траектории  полета  воздушного  судна,  на  котором  обслуживание
движением  данного  воздушного  судна  передается от одного органа ОВД
другому;
     руководство   по   летной   эксплуатации   (РЛЭ)   -  руководство
(руководства), утвержденное государством разработчика воздушного судна
и  содержащее  ограничения,  в пределах которых воздушное судно должно
считаться  годным  к  полетам,  и инструкции и информацию, необходимые
членам   летного   экипажа  для  обеспечения  безопасной  эксплуатации
воздушного судна;
     руководство   по   производству   полетов  (РПП)  -  руководство,
содержащее   правила,  инструкции  и  рекомендации  для  использования
эксплуатационным персоналом при выполнении своих обязанностей;
     сдвиг  ветра  -  изменение  направления  и (или) скорости ветра в
пространстве,  включая  восходящие  и  нисходящие  потоки (сдвиг ветра
слабый  -  до  2 м/с на 30 м высоты, умеренный - от 2 до 4 м/с на 30 м
высоты,  сильный - от 4 до 6 м/с на 30 м высоты, очень сильный - 6 м/с
и более на 30 м высоты);
     сменный пилот на крейсерском этапе полета - член летного экипажа,
который назначается для выполнения функций пилота на крейсерском этапе
полета на время запланированного отдыха КВС или второго пилота;
     схема  захода  на  посадку по приборам - серия заранее намеченных
маневров,   выполняемых   по   пилотажным   приборам,  при  соблюдении
установленных     требований,     предусматривающих     предотвращение
столкновения  с  препятствиями,  от контрольной точки начального этапа
захода   на   посадку   или,  в  соответствующих  случаях,  от  начала
установленного маршрута прибытия до точки, откуда может быть выполнена
посадка,  а  если  посадка  не  выполнена,  то  до  точки,  от которой
применяются  критерии  пролета  препятствий  в  зоне  ожидания  или на
маршруте;
     схема неточного захода на посадку (NPA) - схема захода на посадку
по  приборам с использованием бокового наведения, но без использования
вертикального наведения;
     схема  захода  на посадку с вертикальным наведением (APV) - схема
захода   на   посадку   по   приборам   с  использованием  бокового  и
вертикального  наведения,  но не отвечающая требованиям, установленным
для точных заходов на посадку и посадок;
     схема точного захода на посадку (PA) - схема захода на посадку по
приборам  с  использованием точного бокового и вертикального наведения
при минимумах, определяемых категорией захода на посадку;
     схема  типа  "ипподром"  - схема маневрирования воздушных судов в
зоне  ожидания,  или  необходимости в потере высоты на начальном этапе
захода   на  посадку,  или  вывода  воздушного  судна  на  линию  пути
приближения, когда вход в обратную схему не может быть выполнен;
     эксплуатационный   минимум   аэродрома   (вертодрома,  посадочной
площадки) - ограничения использования аэродрома для:
     а)  взлета,  выражаемые  в величинах дальности видимости на ВПП и
(или) видимости и, при необходимости, параметрами облачности;
     б)  посадки  при  выполнении точных заходов на посадку и посадок,
выражаемые  в величинах видимости и (или) дальности видимости на ВПП и
абсолютной    (относительной)    высоты   принятия   решения   (DA/H),
соответствующих эксплуатационной категории;
     в)  посадки  при  выполнении  заходов  на  посадку  и  посадок  с
вертикальным  наведением,  выражаемые  в  величинах  видимости и (или)
дальности   видимости  на  ВПП  и  абсолютной  (относительной)  высоты
принятия решения (DA/H); и
     г)  посадки при выполнении неточных заходов на посадку и посадок,
выражаемые  в  величинах видимости и (или) дальности видимости на ВПП,
минимальной  абсолютной (относительной) высоты снижения (MDA/H) и, при
необходимости, параметрами облачности;
     точные  заходы  на посадку и посадки - заход на посадку и посадка
по   приборам   с  использованием  точного  бокового  и  вертикального
наведения  при  минимумах, определяемых категорией захода на посадку и
посадки.   Боковое   и   вертикальное   наведение  представляет  собой
наведение,  обеспечиваемое  с  помощью  либо  наземного навигационного
средства, либо формируемых компьютером навигационных данных;
     характерная  точка  до посадки - точка в пределах этапа захода на
посадку  и  посадки,  после  которой  способность вертолета продолжать
безопасный  полет  с одним неработающим двигателем не обеспечивается и
может потребоваться вынужденная посадка;
     характерная  точка после взлета - точка в пределах этапа взлета и
начального  набора высоты, до достижения которой способность вертолета
продолжать   безопасный  полет  с  одним  неработающим  двигателем  не
обеспечивается и может потребоваться вынужденная посадка.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "ПОДГОТОВКА И ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление

Полный текст документа