ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА. Приказ. Министерство промышленности и торговли РФ. 23.04.10 319

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

10.2. Предложения по мерам развития автомобильных
                              кластеров

     Автомобильные кластеры являются одним из ключевых факторов успеха
автомобильной   индустрии,  что  подтверждается  практикой  зарубежных
стран.  Создание отраслевых кластеров приносит значительную выгоду для
всех его участников, в основном по следующим направлениям:
     - экономия   на   логистике,  благодаря  географической  близости
(близость и большое количество поставщиков);
     - синергия в области НИОКР;
     - экономическая стабильность;
     - снижение  затрат  на  развитие  рынка  (близость  потенциальных
клиентов);
     - снижение затрат на закупки;
     - снижение    затрат    на    подготовку    персонала   (близость
университетов).
     Все  автомобильные  кластеры  в  России не обладают в полной мере
ключевыми факторами успеха либо обладают ими на ограниченном уровне. В
то  же  время  отсутствие  выраженной кластерной политики не позволяет
полностью  использовать  преимущества развитых автомобильных кластеров
зарубежных  стран:  (Детройт  (США),  Валенсия (Испания), Уэльс и Вест
Мидландс  (Великобритания), Эмилия-Романия (Италия), Саксония-Анхальт,
Сев. Рейн-Вестфалия, Кемниц-Цвикау (Германия) и др.
     Для  развития  факторов  успеха  возможен  ряд  шагов  со стороны
государства,     субъектов    Российской    Федерации    и    ключевых
автопроизводителей.  Шаги по развитию автомобильных кластеров в России
представлены в таблице N 6.

                                                           Таблица N 6

          ШАГИ ПО РАЗВИТИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ В РОССИИ

----------------------------------------------------------------------------------
| Ключевые факторы|  Оценка текущего развития      |      Возможные шаги по      |
| успеха кластера |  факторов успеха кластеров     | стимулированию эффективности|
|                 |                                |          кластеров          |
|-----------------|--------------------------------|-----------------------------|
| Масштабное      | Масштабы были достигнуты в     | Создание гибких производств.|
| автопроизводство| ущерб гибкости производства    | Партнерства с мировыми      |
|                 |                                | производителями             |
|-----------------|--------------------------------|-----------------------------|
| Развитие        | Лишь около 5% российских       | Повышение требований по     |
| поставщиков     | поставщиков соответствует      | локализации производства.   |
|                 | мировым стандартам.            | Партнерства с мировыми      |
|                 | Большая часть поставщиков      | автопроизводителями         |
|                 | немасштабна, их издержки       |                             |
|                 | на 10 - 15% выше, чем за       |                             |
|                 | рубежом                        |                             |
|-----------------|--------------------------------|-----------------------------|
| База сырьевых   | Нехватка базовых технологий    | Масштабные инвестиции в     |
| переделов       | (автомобильный лист, литье     | сырьевые переделы           |
|                 | чугуна, цветных металлов)      |                             |
|-----------------|--------------------------------|-----------------------------|
| Сотрудничество  | OES не имеют собственной       | Государственная поддержка   |
| по НИОКР        | базы по НИОКР.                 | приоритетных НИОКР.         |
|                 | Низкий уровень                 | Координация и создание      |
|                 | сотрудничества  и кооперации.  | консорциумов по реализации  |
|                 | Нехватка независимых           | проектов НИОКР.             |
|                 | исследовательских и            | Специализация на отдельных  |
|                 | инжиниринговых центров         | компетенциях.               |
|                 |                                | Интеграция российских       |
|                 |                                | инжиниринговых центров в    |
|                 |                                | международные               |
|                 |                                | исследовательские проекты   |
|-----------------|--------------------------------|-----------------------------|
| Транспортная    | Нехватка дорожной и ж/д        | Развитие логистической      |
| инфраструктура  | инфраструктуры.                | инфраструктуры, в т.ч.      |
|                 | Нехватка складских             | транспортной, складской и   |
|                 | мощностей в регионе.           | пр.                         |
|                 | Сложности в мультимодальных    | Повышение конкуренции       |
|                 | перевозках                     | логистических компаний.     |
|                 |                                | Оптимизация тарифной базы   |
|-----------------|--------------------------------|-----------------------------|
| Поддерживающие  | Частичное присутствие          | Системное привлечение       |
| (смежные)       | поддерживающих (смежных)       | наукоемких отраслей         |
| отрасли         | наукоемких отраслей            |                             |
| промышленности  | (авиакосмос, химия и т.п.).    |                             |
|                 | Недостаточная межотраслевая    |                             |
|                 | кооперация                     |                             |
|-----------------|--------------------------------|-----------------------------|
| Гибкость рабочей| Неразвитость и                 | Меры по поддержке переездов,|
| силы            | неравнозначность социальной    | компенсации отдельных видов |
|                 | инфраструктуры в различных     | затрат.                     |
|                 | регионах препятствует          | Развитие региональной       |
|                 | мобильности                    | социальной инфраструктуры   |
|                 | квалифицированного персонала   |                             |
|-----------------|--------------------------------|-----------------------------|
| Конкурентная    | Низкий рейтинг России по       | Государственные меры        |
| бизнес-среда    | показателям прозрачности и     | поддержки прозрачности и    |
|                 | коррумпированности бизнеса     | снижению уровня коррупции.  |
|                 |                                | Государственная поддержка   |
|                 |                                | развития малого и среднего  |
|                 |                                | предпринимательства         |
----------------------------------------------------------------------------------

     Благоприятные  возможности  для  развития  кластерных  проектов в
автомобилестроении    открывает    использование   потенциала   особых
экономических зон      технико-внедренческого,      промышленно      -
производственного типов,  создаваемых  в  соответствии  с  Федеральным
законом  от 22 июля 2005 г.  N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в
Российской Федерации".  Однако на данный  момент  лишь  на  территории
одной   из   зарегистрированных  ОЭЗ  "Алабуга"  организовано  группой
"Соллерс" производство автомобильной техники.
     Эффективные  механизмы финансирования проектов развития кластеров
заложены    в   деятельности   ряда   институтов   развития,   включая
Инвестиционный  фонд  Российской Федерации, государственную корпорацию
"Банк  развития  и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)",
ОАО  "Российская  венчурная  компания", Фонд содействия развитию малых
форм предприятий в научно-технической сфере.
     В  то  же  время  стадии  практической  реализации  достигла лишь
относительно  небольшая  часть  проектов  развития  кластеров. По ряду
приоритетных направлений кластерной политики работы еще не начаты:
     - не           созданы           механизмы          методической,
информационно-консультационной  и  образовательной  поддержки развития
кластеров;
     - отсутствует  необходимая  координация  деятельности федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской  Федерации  и  органов местного самоуправления, объединений
предпринимателей по реализации кластерной политики;
     - ограничен  набор  инструментов  финансовой поддержки кластерных
проектов из бюджетных источников.
     В   связи   со   значительным   отставанием  развития  кластерных
инициатив,  реструктуризацией автомобильных производств полного цикла,
выводящих   заготовительные,   вспомогательные   производства   и  ряд
производств  автомобильных  компонентов  в  самостоятельный  бизнес, а
также  внедрение  нового  высокопроизводительного  оборудования (в том
числе  промышленных  роботов)  в  ближайшее  время необходимо повысить
эффективность       использования      потенциала      территориальных
производственных  кластеров  как  одного  из  приоритетных направлений
повышения конкурентоспособности автомобилестроения.
     В   то  же  время  развитие  российских  автомобильных  кластеров
позволит  реализовать международную интеграцию российских кластеров, в
том   числе   через   проект  Евросоюза  "Европейская  сеть  стратегии
автомобилестроения"  (EASN)  <4>,  предусматривающий  три  направления
исследований в рамках проекта:
     - кадры - профессиональные компетенции, в которых будет нуждаться
автомобильная  промышленность  ЕС  на  горизонтах  5,  10, 15 и 20 лет
(Skills);
     - инновации  -  развитие  конкурентных  преимуществ автомобильной
промышленности ЕС через НИОКР (Innovations);
     - кластеры   -  создание  условий  для  кооперации  конкурирующих
европейских   автомобильных   регионов   и   кластеров   в   интересах
автомобильной промышленности ЕС (Clusters).
--------------------------------
     <4> EASN - European Automotive Strategy Network.

     Для  развития  масштабного производства автомобильных компонентов
необходимо:   выделить   из   предприятий   производства  компонентов;
сконцентрировать    основные   мощности   на   производстве   кузовов,
двигателей,  трансмиссий;  создавать  гибкие  производства;  развивать
партнерские отношения с мировыми производителями.
     Для   развития  отрасли  производства  автомобильных  компонентов
необходимо    повышение    уровня    требований   по   локализации   к
автопроизводителям, работающим в режиме "промышленной сборки", а также
развитие  партнерства  с мировыми производителями автокомпонентов, так
как   лишь  около  5%  российских  поставщиков  соответствует  мировым
стандартам,  а  их  большая  часть  немасштабна.  Кроме того, издержки
отечественных поставщиков на 10 - 15% выше, чем за рубежом.
     В  связи  с  нехваткой базовых технологий, таких как производство
автомобильного  листа,  литье  чугуна,  цветных  металлов,  необходимы
масштабные инвестиции в сырьевые переделы.
     Проблему  нехватки  дорожной  и  железнодорожной  инфраструктуры,
складских    мощностей   в   регионах,   а   также   неразвитой   сети
мультимодальных  перевозок можно решить путем развития инфраструктуры,
в  том  числе  складской,  повышением уровня конкуренции логистических
компаний с учетом пересмотра тарифной базы технопарков и городов.
     Также  требуется создать развитую социальную инфраструктуру путем
принятия   мер,   направленных  на  поддержку  переездов,  компенсации
отдельных видов затрат для обеспечения большей подвижности персонала.
     В  связи  с  низким  рейтингом  Российской  Федерации  по  шкалам
прозрачности и некоррумпированности бизнеса необходимы государственные
меры   поддержки   прозрачности   бизнеса  для  создания  конкурентной
бизнес-среды.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа