ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА. Приказ. Министерство промышленности и торговли РФ. 23.04.10 319

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

2.1. Автомобильная промышленность в структуре
                        национальной экономики

     Российская      автомобильная     промышленность     представлена
предприятиями   во  всех  сегментах  автомобилестроения:  производство
легковых   автомобилей,   легких  коммерческих  автомобилей,  грузовых
автомобилей  и  автобусов,  прицепного  состава, специальной и военной
автомобильной    техники,   автомобильных   компонентов   (двигателей,
трансмиссий,  ходовых  частей,  автотракторного  электрооборудования и
автомобильной  электроники  и  др.), автомобильных материалов, а также
научно-исследовательскими  и  проектно-конструкторскими организациями.
Всего в отрасли действует около 400 предприятий и организаций.
     В   настоящий   момент  автомобильная  промышленность  Российской
Федерации  создает  порядка 1% ВВП, обеспечивая около 400 тыс. рабочих
мест  непосредственно  в  компаниях  -  производителях  автомобилей  и
комплектующих.  Кроме того, отрасль создает около 1000000 рабочих мест
в зависимых и дилерских компаниях.
     Производство   автомобильной   техники  осуществляется  в  тесной
кооперации   с   предприятиями  электротехнической,  металлургической,
химической,  электронной,  легкой  и  других  отраслей промышленности.
Благодаря мультипликативному эффекту автомобилестроение обеспечивает в
смежных отраслях дополнительную занятость в экономике страны около 4,5
млн. человек.
     Оценка   текущих   и   прогнозных  макроэкономических  параметров
развития автомобилестроения в России представлена в таблице N 1.

                                                           Таблица N 1

      ОЦЕНКА ТЕКУЩИХ И ПРОГНОЗНЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ
                 РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ В РОССИИ

---------------------------------------------------------------------------
|п/п|        Параметры        | 2008 |  2009  |  2020   | Источник данных |
|   |                         |      |(оценка)|(прогноз)|                 |
|-----------------------------|------|--------|---------|-----------------|
|Макроэкономические:          |      |        |         |                 |
|-----------------------------|------|--------|---------|-----------------|
|1  |ВВП (с учетом индекса    |32743 |38743   |63366    |Минэкономразвития|
|   |дефляции), млрд. руб.    |      |        |         |России           |
|---|-------------------------|------|--------|---------|-----------------|
|2  |Численность населения,   |142,0 |141,9   |134,17   |Росстат          |
|   |млн. чел                 |      |        |         |                 |
|---|-------------------------|------|--------|---------|-----------------|
|3  |Численность трудоспособ- |68,5  |66,4    |67,9     |Минэкономразвития|
|   |ного населения, млн. чел.|      |        |         |России           |
|---|-------------------------|------|--------|---------|-----------------|
|4  |Доля автомобильной       |0,98% |0,57%   |2,38%    |Минэкономразвития|
|   |промышленности в ВВП, %  |      |        |         |России           |
|---|-------------------------|------|--------|---------|-----------------|
|5  |Количество занятых в     |0,7%  |0,6%    |0,6%     |Минэкономразвития|
|   |автомобильной            |      |        |         |России           |
|   |промышленности от общего |      |        |         |                 |
|   |числа трудоспособного    |      |        |         |                 |
|   |населения, %             |      |        |         |                 |
|-----------------------------|------|--------|---------|-----------------|
|Рынок и производство:        |      |        |         |                 |
|-----------------------------|------|--------|---------|-----------------|
|Объем внутреннего рынка <1>, |      |        |         |                 |
|тыс. шт.                     |      |        |         |                 |
|-----------------------------|------|--------|---------|-----------------|
|6  |1. В целом               |3202,3|1557,4  |4166,6   |Минпромторг      |
|   |                         |      |        |         |России           |
|---|-------------------------|------|--------|---------|-----------------|
|7  |2. ЛА                    |2801  |1400    |3600     |Минпромторг      |
|   |                         |      |        |         |России           |
|---|-------------------------|------|--------|---------|-----------------|
|8  |3. ЛКА                   |210   |102     |350      |Минпромторг      |
|   |                         |      |        |         |России           |
|---|-------------------------|------|--------|---------|-----------------|
|9  |4. Грузовые а/м          |171   |44      |190      |Минпромторг      |
|   |                         |      |        |         |России           |
|---|-------------------------|------|--------|---------|-----------------|
|10 |5. Автобусы              |20,3  |11,4    |26,6     |Минпромторг      |
|   |                         |      |        |         |России           |
|-----------------------------|------|--------|---------|-----------------|
|Внутреннее производство,     |      |        |         |                 |
|тыс. шт.                     |      |        |         |                 |
|-----------------------------|------|--------|---------|-----------------|
|11 |1. В целом               |1793,6|723,6   |3745     |                 |
|---|-------------------------|------|--------|---------|-----------------|
|12 |2. ЛА                    |1469,4|596,9   |3150     |Минпромторг      |
|   |                         |      |        |         |России, Росстат  |
|---|-------------------------|------|--------|---------|-----------------|
|13 |3. ЛКА                   |196,5 |75,0    |280      |Минпромторг      |
|   |                         |      |        |         |России           |
|---|-------------------------|------|--------|---------|-----------------|
|14 |4. Грузовые а/м          |103,7 |40,1    |280      |Минпромторг      |
|   |                         |      |        |         |России           |
|---|-------------------------|------|--------|---------|-----------------|
|15 |5. Автобусы              |24,0  |11,6    |35       |Минпромторг      |
|   |                         |      |        |         |России           |
|------------------------------------|--------|---------|-----------------|
|Автомобильный парк:                 |        |         |                 |
|------------------------------------|--------|---------|-----------------|
|16 |Парк легковых автомобилей|32    |33,2    |52       |Минэкономразвития|
|   |(млн.) на конец года     |      |        |         |России, Минпром- |
|   |                         |      |        |         |торг России      |
|---|-------------------------|------|--------|---------|-----------------|
|17 |Обеспеченность,          |225   |229     |363      |Минэкономразвития|
|   |автомобилей/тыс.         |      |        |         |России, Минпром- |
|   |населения                |      |        |         |торг России      |
|---|-------------------------|------|--------|---------|-----------------|
|18 |Коэффициент выбытия, % от|4%    |3%      |6%       |Минэкономразвития|
|   |парка                    |      |        |         |России, Минпром- |
|   |                         |      |        |         |торг России      |
|---|-------------------------|------|--------|---------|-----------------|
|19 |Плотность парка,         |44,79 |44,71   |41,7     |Росстат, Минпром-|
|   |автомобилей/км дорог     |      |        |         |торг России      |
---------------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <1> Без учета импорта подержанных автомобилей.

     Общие  производственные мощности по выпуску автомобильной техники
в  России  на  конец  2008  года составили 2602,52 <2> тыс. штук в год
(против  2239  <2>  тыс.  шт.  на  начало  года).  При этом наибольшее
относительное   увеличение   производственных  мощностей  произошло  в
сегменте  производства автобусов - за счет технического перевооружения
действующих     мощностей    и    роста    производительности.    Рост
производственных   мощностей   в  сегментах  производства  легковых  и
грузовых    автомобилей   обусловлен   как   проведенным   техническим
перевооружением, так и вводом новых мощностей.
--------------------------------
     <2> Без учета производства на неспециализированных мощностях.

     Данные  статистики  подтверждают  тот факт, что, с одной стороны,
имеющиеся  производственные мощности не могут обеспечить перспективные
потребности  внутреннего  рынка,  а,  с  другой стороны, в большинстве
своем остаются недозагруженными. Во многом это объясняется сложившейся
рыночной  ситуацией  ввиду  низкой  конкурентоспособности  выпускаемой
продукции и изношенности производственной инфраструктуры.
     Изменение производственных мощностей и данные об их использовании
приведены в таблице N 2.

                                                           Таблица N 2

         ИЗМЕНЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ В АВТОМОБИЛЬНОЙ
       ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ДАННЫЕ ОБ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В 2008 ГОДУ

------------------------------------------------------------------------------------------
| Наименование | Мощность  | Мощность  |    %    | Среднегодовая | Выпуск  |Использование|
| производства | на начало | на начало |изменения| мощность,     |продукции|среднегодовой|
|              | 2008 года | 2009 года |мощности | действовавшая | в 2008  | мощности в  |
|              |           |           |в 2008 г.| в 2008 году   |  году   |  2008 году  |
|              |           |           |         |               |         |     (%)     |
|              |           |           |         |               |         |             |
|--------------|-----------|-----------|---------|---------------|---------|-------------|
| Автомобили   | 435,7     | 517,7     | 118,8%  |    480,8      | 262     |54,7         |
| грузовые     |           |           |         |               |         |             |
| (включая     |           |           |         |               |         |             |
| шасси),      |           |           |         |               |         |             |
| тыс. шт.     |           |           |         |               |         |             |
|--------------|-----------|-----------|---------|---------------|---------|-------------|
| Автобусы     | 55,7      | 80,2      | 143,9%  |    72,7       | 40,3    |55,5         |
| (включая     |           |           |         |               |         |             |
| шасси),      |           |           |         |               |         |             |
| тыс. шт.     |           |           |         |               |         |             |
|--------------|-----------|-----------|---------|---------------|---------|-------------|
| Автомобили   | 1837,99   | 1979,6    | 107,7%  |    1957,9     | 1437,97 |73,4         |
| легковые,    |           |           |         |               |         |             |
| тыс. шт.     |           |           |         |               |         |             |
------------------------------------------------------------------------------------------

     Российская   автомобильная   промышленность   в  период  мирового
экономического  кризиса  оказалась  одной  из  наиболее "пострадавших"
отраслей экономики.
     Производство  легковых  автомобилей  в  2009  году сократилось на
59,4%   по   сравнению  с  2008  годом  и  составило  597  тыс.  штук.
Отечественных моделей легковых автомобилей в 2009 г. изготовлено 316,9
тыс.  шт. (36,1% объема 2008 г.), или 53,1% общего объема производства
легковых  автомобилей. Выпуск автомобилей иностранных брендов составил
280,1  тыс.  шт.  (47,3%  объема  2008  года), или 46,9% общего объема
производства   легковых   автомобилей,   в  том  числе  предприятиями,
работающими  в  режиме  "промышленной сборки", - 192,2 тыс. шт. (51,1%
объема 2008 г.).
     Общий   объем   отгруженной   в  2009  году  продукции  легкового
автомобилестроения составил 227,0 млрд. руб. (59,2% объема 2008 г.).
     Производство грузовых автомобилей в 2009 году составило 91,4 тыс.
шт. (35,7% объема 2008 г.). Грузовых автомобилей иностранных моделей в
2009  г.  изготовлено  7,4  тыс.  шт.  (40,6%  объема  2008  г.),  что
составляет  8,1% общего производства грузовых автомобилей. Общий объем
отгруженной   в   2009  году  продукции  грузового  автомобилестроения
составил 79,6 млрд. руб. (49,8% объема 2008 г.).
     Автобусов  в  2009 г. изготовлено 35,5 тыс. шт. (на 46,3% меньше,
чем  за  2008  г.),  при  этом  изготовлено  4,5  тыс.  шт.  автобусов
иностранных  марок  (104,5%  к  2008  г.),  или  12,7%  общего  объема
производства  автобусов. Общий объем отгруженной в 2009 году продукции
по автобусам составил 12,6 млрд. руб. (56,6% объема 2008 г.).
     Общий  объем  отгрузки  продукции  собственного  производства  по
предприятиям  автомобилестроения  (включая  производство автомобильных
двигателей  и  компонентов) составил в 2009 году 489,5 млрд. руб. (56%
объема   2008   года),   в   том   числе  предприятиями,  находящимися
исключительно  в  российской  собственности, 226,5 млрд. руб., или 46%
общего объема отгруженной в 2009 г. продукции.
     В  январе - октябре 2009 года сальдированный финансовый результат
по  отрасли  составил  минус  60,8  млрд. руб. (в отличие от суммарной
прибыли за аналогичный период 2008 г. - 19,9 млрд. руб.), в том числе:
     - по производству автомобилей - минус 57057,8 млн. руб. (легковых
автомобилей  -  минус  40559,7 млн. руб., грузовых автомобилей - минус
11843,1 млн. руб., автобусов - минус 251,1 млн. руб.);
     - по производству двигателей внутреннего сгорания для автомобилей
- минус 3033,3 млн. руб.;
     - по  производству  частей  и  принадлежностей  автомобилей  и их
двигателей - минус 3999,9 млн. руб.
     При  этом  в  налоговую систему России за период январь - октябрь
2009 от предприятий автомобилестроения поступило более 39,8 млрд. руб.
налогов  и  сборов  (включая  единый  социальный  налог  и  платежи во
внебюджетные  фонды),  что составляет около 3% общей суммы поступлений
по обрабатывающим отраслям промышленности.
     Потребности  внутреннего рынка автотранспортных средств в 2009 г.
были  удовлетворены  за счет внутреннего производства (отечественных и
локализованных иностранных автопроизводителей) по легковым автомобилям
на  53,7%  (41%  в 2008 г.), по грузовым автомобилям на 69,6% (50,6% в
2008 г.), по автобусам на 92% (86,3% 2008 года).
     Динамика  рыночной  ситуации по основным сегментам автомобильного
производства представлена на рисунках N 1 - 4 (не приводятся).
     В  то  же  время  экспертные  оценки  перспектив  изменения рынка
автомобильной   техники   в   России,  проведенные  с  учетом  анализа
автомобильного  парка, уровня обеспеченности населения и транспортного
комплекса  в  целом,  свидетельствуют о его тенденциях к значительному
росту  в  долгосрочной перспективе. Восстановление докризисного уровня
автомобильного рынка прогнозируется экспертами уже к 2013 - 2014 годам
(рис. N 1 - 4).
     С   учетом   создания   Таможенного  союза  Республики  Беларусь,
Российской  Федерации и Республики Казахстан, предусматривающего право
беспошлинного   ввоза   автомобилей  в  страны  Таможенного  союза,  у
российских  производителей,  а также у предприятий, функционирующих на
территории   Российской  Федерации  в  режиме  "промышленной  сборки",
появляется  возможность  увеличения  объема сбыта готовой продукции на
авторынках  Казахстана  и  Республики  Беларусь.  Объем рынка легковых
автомобилей Казахстана и Республики Беларусь в 2009 году оценивается в
240   -  250  тыс.  автомобилей,  основную  часть  которых  составляют
подержанные машины.
     В  связи  с  этим  введение  Единого  таможенного тарифа, а также
синхронизация  принципов  "промышленной  сборки"  автомобилей позволит
существенно   повысить   уровень   конкурентоспособности  лицензионных
продуктов,  собираемых  на  предприятиях  иностранных производителей в
Российской   Федерации,   и  создаст  дополнительные  возможности  для
наращивания объемов производства на российских заводах.
     При   этом   российские   производители   смогут  в  полной  мере
воспользоваться   преимуществами   общего   рынка   с   Белоруссией  и
Казахстаном  только  при  условии  приведения  налоговых  и таможенных
условий,  действующих в указанных странах, в соответствие с условиями,
действующими в Российской Федерации, а также перехода на использование
единых технических регламентов.
     С    ростом   платежеспособного   спроса   структура   внутренних
автомобильных  рынков Казахстана и Белоруссии, ввиду вступления в силу
Единого  таможенного  тарифа,  будет  сдвигаться в сторону потребления
новых  легковых  автомобилей,  произведенных  на территории Российской
Федерации.
     Другим направлением, по которому может развиваться взаимодействие
указанных   стран   и   Российской   Федерации  в  сфере  производства
автомобилей,   является   создание   соответствующих   интегрированных
структур   (особенно   в   сфере   грузовых  автомобилей),  что  будет
способствовать       повышению       экономической       эффективности
автомобилестроительных  предприятий,  в  том числе за счет оптимизации
производственных  мощностей, унификации модельного ряда и используемых
компонентов, расширения сбытовой сети.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа