ВОПРОСЫ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ. Указ. Президент РФ. 02.08.99 953

          ВОПРОСЫ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ
       ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
                    ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

                                 УКАЗ

                             ПРЕЗИДЕНТ РФ

                          2 августа 1999 г.
                                N 953

                                (НТЦС)


     В соответствии   с   Федеральным   конституционным   законом   "О
Правительстве Российской Федерации", а также в целях реализации единой
государственной  политики  в  области  гражданской   обороны,   защиты
населения   и   территорий   от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и
техногенного характера постановляю:
     1. Утвердить  прилагаемое  Положение  о  Министерстве  Российской
Федерации по  делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и
ликвидации последствий стихийных бедствий.
     2. Установить  предельную  численность  работников   центрального
аппарата   Министерства  Российской  Федерации  по  делам  гражданской
обороны,  чрезвычайным ситуациям и  ликвидации  последствий  стихийных
бедствий  в  количестве  831  единицы,  в том числе 310 военнослужащих
войск гражданской обороны (без  персонала  по  охране  и  обслуживанию
зданий).
     3. Разрешить иметь в Министерстве Российской Федерации  по  делам
гражданской  обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий 9 заместителей Министра, в том числе одного первого
заместителя,  коллегию  в  количестве  17 человек и,  наряду с другими
подразделениями центрального аппарата,  9 следующих  департаментов  по
основным  направлениям  деятельности  Министерства:  предупреждению  и
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,  войскам  гражданской  обороны   и
спасательным         формированиям,         гражданской        защите,
финансово-экономической  деятельности,  инвестициям   и   эксплуатации
основных фондов, инспектированию территорий и сил гражданской обороны,
кадрам      и      профессиональной      подготовке,      а      также
организационно-мобилизационный и международного сотрудничества.


Президент Российской Федерации                        Б.Ельцин

Москва, Кремль
2 августа 1999 года
N 953

                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                                     Указом Президента
                                                  Российской Федерации
                                                  от 2 августа 1999 г.
                                                                 N 953


                              ПОЛОЖЕНИЕ
       о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской
  обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
                               бедствий

                          1. Общие положения

     1. Министерство  Российской  Федерации   по   делам   гражданской
обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации последствий стихийных
бедствий (МЧС  России)  является  федеральным  органом  исполнительной
власти,   специально   уполномоченным   на  решение  задач  в  области
гражданской обороны,  защиты населения и  территорий  от  чрезвычайных
ситуаций  природного  и  техногенного  характера  (далее  именуются  -
чрезвычайные ситуации),  проводящим единую государственную политику  и
осуществляющим   государственное   управление  в  области  гражданской
обороны,  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,  а  также
координацию  деятельности федеральных органов исполнительной власти по
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
     2. МЧС  России  в своей деятельности руководствуется Конституцией
Российской   Федерации,   федеральными   конституционными    законами,
федеральными законами,  указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации,  приказами  и  директивами  Верховного   Главнокомандующего
Вооруженными    Силами   Российской   Федерации,   постановлениями   и
распоряжениями  Правительства  Российской  Федерации,   международными
договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
     3. МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии  с
федеральными органами государственной власти, органами государственной
власти   субъектов    Российской    Федерации,    органами    местного
самоуправления и организациями.
     4. МЧС  России  является  юридическим  лицом,  имеет   печать   с
изображением  Государственного  герба  Российской Федерации и со своим
наименованием,  другие  необходимые  для  своей  деятельности  печати,
штампы  и  бланки,  счета,  в том числе валютные,  в банках Российской
Федерации и органах федерального казначейства, эмблему, флаг.

                  II. Основные задачи МЧС России

     5. Основными задачами МЧС России являются:
     1) реализация   единой   государственной   политики   в   области
гражданской  обороны,  защиты  населения  и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
     2) осуществление  по  решению  Президента  Российской Федерации и
Правительства  Российской  Федерации  мер  по  организации  и  ведению
гражданской  обороны,  защите  населения  и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
     3) осуществление нормативного регулирования, а также специальных,
разрешительных,  надзорных и контрольных функций в области гражданской
обороны;
     4) осуществление  государственного   управления   и   координация
деятельности  федеральных  органов  исполнительной  власти  в  области
гражданской обороны,  защиты населения и  территорий  от  чрезвычайных
ситуаций;
     5) осуществление  в  установленном  порядке  сбора  и   обработки
информации   в   области   гражданской  обороны,  защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций, а также обмена ею.

                 III. Основные функции МЧС России

     6. МЧС России в соответствии  с  возложенными  на  него  задачами
осуществляет следующие основные функции:
     1) разрабатывает  предложения  по   формированию   основ   единой
государственной политики в области гражданской обороны, предупреждения
и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,   в   том   числе   преодоления
последствий радиационных аварий и катастроф;
     2) организует разработку  и  вносит  на  рассмотрение  Президента
Российской  Федерации  и  Правительства  Российской  Федерации проекты
законодательных  и  других  нормативных  правовых  актов  по  вопросам
гражданской  обороны,  защиты  населения  и территорий от чрезвычайных
ситуаций,  в том числе преодоления последствий радиационных  аварий  и
катастроф;
     3) принимает в пределах своей  компетенции  нормативные  правовые
акты  по  вопросам  гражданской  обороны и осуществляет контроль за их
исполнением;
     4) осуществляет    в   соответствии   с   Основами   (концепцией)
государственной   политики   Российской    Федерации    по    военному
строительству  координацию  деятельности  и взаимодействия компонентов
военной организации при решении задач  обеспечения  обороны  страны  и
безопасности государства в области гражданской обороны, предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     5) участвует   в  подготовке  предложений  Президенту  Российской
Федерации о введении чрезвычайного положения на территории  Российской
Федерации  или  в  отдельных  ее  местностях  в  случае  возникновения
чрезвычайной ситуации;
     6) разрабатывает  и  вносит  в Правительство Российской Федерации
для  представления  Президенту  Российской  Федерации  предложения   о
введении в действие Плана гражданской обороны на территории Российской
Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;
     7) участвует   в  подготовке  предложений  Президенту  Российской
Федерации о привлечении к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных
Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;
     8) организует    в    установленном    порядке    совместно     с
заинтересованными    федеральными   органами   исполнительной   власти
формирование  и  доставку  гуманитарной  помощи  населению  Российской
Федерации и зарубежных стран,  пострадавшему в результате чрезвычайных
ситуаций;
     9) подготавливает   в   установленном   порядке   предложения   о
финансировании  мероприятий  по  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  и
контролирует  использование  выделенных  для  этих  целей материальных
ресурсов и финансовых средств;
     10) осуществляет   на   федеральном   уровне   управление  единой
государственной  системой  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций,   а   также   руководство   функционированием   и  развитием
федеральной   системы   сейсмологических   наблюдений    и    прогноза
землетрясений;
     11) осуществляет методическое руководство  федеральными  органами
исполнительной  власти  и  органами  исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации при определении состава,  размещении и  оснащении
сил  функциональных и территориальных подсистем единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     12) осуществляет  в установленном порядке разработку и реализацию
федеральных целевых программ в  области  гражданской  обороны,  защиты
населения   и   территорий   от  чрезвычайных  ситуаций,  а  также  по
преодолению последствий радиационных аварий и катастроф;
     13) осуществляет      методическое     руководство     совместной
деятельностью  федеральных  органов  исполнительной  власти,   органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций по вопросам защиты граждан,  пострадавших
от   радиационных   аварий  и  катастроф  или  принимавших  участие  в
ликвидации  их   последствий,   а   также   реабилитации   территорий,
подвергшихся радиоактивному загрязнению,  и контроль за осуществлением
мероприятий в этой области;
     14) организует   совместно   с   заинтересованными   федеральными
органами исполнительной власти  разработку  концепций  и  предложений,
касающихся    режимов   природопользования,   безопасного   проживания
населения и хозяйственной деятельности  на  радиоактивно  загрязненных
территориях;
     15) координирует    в    установленном    порядке    деятельность
аварийно-спасательных    служб,   аварийно-спасательных   формирований
федеральных   органов   исполнительной   власти,   общероссийских    и
межрегиональных  общественных объединений,  имеющих уставные задачи по
проведению аварийно-спасательных  работ  и  действующих  на  всей  или
большей  части  территории Российской Федерации,  а также организует и
проводит  в  установленном  порядке  аттестацию  аварийно-спасательных
служб,    аварийно-спасательных   формирований   федеральных   органов
исполнительной  власти  и  спасателей,  организует  в  пределах  своей
компетенции проведение подводных работ особого назначения;
     16) организует в установленном порядке подготовку должностных лиц
федеральных  органов  исполнительной  власти  и органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации по вопросам гражданской  обороны
и  защиты  от  чрезвычайных  ситуаций,  а  также подготовку работников
мобилизационных органов;
     17) осуществляет методическое руководство, координацию и контроль
при  решении  вопросов  подготовки  населения  в  области  защиты   от
чрезвычайных ситуаций;
     18) организует     проведение     научно-исследовательских      и
опытно-конструкторских    работ   в   области   гражданской   обороны,
предупреждения  и  ликвидации   чрезвычайных   ситуаций,   преодоления
последствий  радиационных  аварий  и  катастроф  и  разработку методик
оценки  последствий  чрезвычайных  ситуаций,  участвует  в  разработке
требований по защите населения от опасностей,  возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных
ситуаций;
     19) участвует   в   установлении   показателей   для    отнесения
организаций  к  категориям  по гражданской обороне в зависимости от их
роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;
     20) разрабатывает   в   установленном   порядке   предложения  об
отнесении территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от
количества  проживающего  на  них  населения  и  наличия  организаций,
играющих существенную роль в экономике  государства  или  влияющих  на
безопасность  населения,  а  также  о  создании убежищ и иных объектов
гражданской обороны,  о накоплении,  хранении и использовании в  целях
гражданской       обороны       запасов       материально-технических,
продовольственных, медицинских и иных средств;
     21) осуществляет   нормативное   регулирование   и   контроль  за
разработкой и реализацией федеральными органами исполнительной власти,
органами   исполнительной   власти   субъектов  Российской  Федерации,
органами  местного  самоуправления  и  организациями  мероприятий   по
гражданской обороне;
     22) участвует    в    проведении    государственной    экспертизы
градостроительной  документации  и  проектов  строительства объектов в
части,  касающейся  соблюдения  требований  по  гражданской   обороне,
осуществляет   надзор   за  выполнением  установленных  требований  по
гражданской обороне;
     23) разрабатывает   и  представляет  в  установленном  порядке  в
Правительство  Российской  Федерации   для   утверждения   Президентом
Российской Федерации проект плана гражданской обороны;
     24) участвует  в  разработке  мобилизационного  плана   экономики
Российской   Федерации  в  части,  касающейся  мероприятий  в  области
гражданской обороны;
     25) осуществляет  меры,  направленные  на сохранение объектов МЧС
России,  существенно  необходимых  для  устойчивого   функционирования
экономики и выживания населения в военное время,  создает и содержит в
целях    гражданской    обороны    запасы     материально-технических,
продовольственных,   медицинских   и  иных  средств,  разрабатывает  и
реализует план гражданской обороны МЧС России,  организует  проведение
мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил
и средств,  создает и поддерживает в состоянии  постоянной  готовности
технические системы управления гражданской обороны МЧС России;
     26) участвует в создании территориальных систем централизованного
оповещения гражданской обороны и контролирует их работу;
     27) осуществляет методическое руководство органами исполнительной
власти    субъектов    Российской    Федерации,    органами   местного
самоуправления и организациями при подготовке гражданских  организаций
гражданской   обороны   и   обучении   населения  способам  защиты  от
опасностей,  возникающих при ведении военных действий  или  вследствие
этих действий;
     28) участвует в разработке  Генеральным  штабом  Вооруженных  Сил
Российской  Федерации  Плана  применения  Вооруженных  Сил  Российской
Федерации, Мобилизационного плана Вооруженных Сил Российской Федерации
и  Федеральной  государственной  программы  оперативного  оборудования
территории  Российской  Федерации  в   целях   обороны,   обеспечивает
осуществление  мероприятий  в части,  касающейся гражданской обороны и
оперативного  оборудования  территорий,  в  целях  обороны  Российской
Федерации;
     29) организует по согласованию с Генеральным  штабом  Вооруженных
Сил  Российской  Федерации  планирование  действий  и применение войск
гражданской обороны для выполнения задач в  целях  обороны  Российской
Федерации,   организует   в  установленном  порядке  подготовку  войск
гражданской обороны к  совместным  с  Вооруженными  Силами  Российской
Федерации действиям в целях обороны Российской Федерации, обеспечивает
боевую и мобилизационную готовность войск гражданской обороны;
     30) осуществляет   по   согласованию   с   Министерством  обороны
Российской   Федерации   текущее    и    перспективное    планирование
мобилизационного развертывания войск гражданской обороны;
     31) определяет потребность войск гражданской обороны в офицерах и
организует  их  подготовку  в  военных образовательных учреждениях МЧС
России и других образовательных учреждениях;
     32) создает  и  реорганизует  в  установленном  порядке отдельные
бригады,  воинские части и подразделения  войск  гражданской  обороны,
организации    МЧС    России,    осуществляет    в    соответствии   с
законодательством  Российской  Федерации  комплектование   соединений,
воинских  частей  и организаций войск гражданской обороны,  производит
тарификацию утвержденных  штатов,  а  также  организует  материальное,
техническое,  финансовое  и  другие виды обеспечения войск гражданской
обороны, поисково-спасательных служб и организаций МЧС России;
     33) осуществляет  разработку  проектов  годовых  и  перспективных
планов   строительства   и   реконструкции   объектов   жилищного    и
производственного  назначения  МЧС  России,  их эксплуатацию,  а также
капитальное  строительство,   содержание   и   эксплуатацию   объектов
казарменно-жилищного и других фондов;
     34) участвует в установленном порядке  в  организации  экспертизы
деклараций  безопасности  объектов,  деятельность  которых  связана  с
повышенной  опасностью  производства,  а  также   в   пределах   своей
компетенции  в работах по сертификации,  стандартизации и метрологии в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
     35) осуществляет в установленном порядке функции государственного
заказчика по  разработке,  производству,  поставке  продукции  (работ,
услуг)  для  федеральных  государственных  нужд  в области гражданской
обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     36) обеспечивает   в   пределах   своей   компетенции  проведение
мероприятий по  защите  государственной  тайны,  развитию  специальной
связи, защите служебной информации;
     37) осуществляет   в    установленном    порядке    международное
сотрудничество   в   области  гражданской  обороны,  предупреждения  и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий радиационных
аварий и катастроф.

                     IV. Полномочия МЧС России

     7. МЧС России в пределах своей компетенции:
     1) принимает   решения,   обязательные  для  исполнения  органами
государственной власти Российской Федерации,  органами государственной
власти    субъектов    Российской    Федерации,    органами   местного
самоуправления и организациями;
     2) проводит  в установленном порядке проверки федеральных органов
исполнительной власти по вопросам гражданской обороны;
     3) осуществляет  по согласованию с органами исполнительной власти
субъектов  Российской  Федерации,  органами  местного   самоуправления
проверки   по   вопросам   гражданской  обороны,  защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
     4) запрашивает  и получает в установленном порядке от федеральных
органов  исполнительной  власти  и   органов   исполнительной   власти
субъектов Российской Федерации информацию,  необходимую для выполнения
возложенных на МЧС России задач;
     5) привлекает  в установленном порядке специалистов и организации
для участия в проведении государственной экспертизы проектов, оценки и
контроля  потенциально опасных объектов и производств и решения других
задач;
     6) имеет   специальные   транспортные   средства,   оборудованные
утвержденными  в  установленном  порядке   опознавательными   знаками,
специальными сигналами и средствами связи.

                     V. Руководство МЧС России

     8. МЧС  России  возглавляет Министр Российской Федерации по делам
гражданской обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации  последствий
стихийных   бедствий  (далее  именуется  -  Министр),  назначаемый  на
должность  и  освобождаемый  от   должности   Президентом   Российской
Федерации   по  представлению  Председателя  Правительства  Российской
Федерации.
     9. Министр  имеет  заместителей,  в  том  числе  одного  первого,
назначаемых на должность  и  освобождаемых  от  должности  Президентом
Российской   Федерации  по  представлению  Председателя  Правительства
Российской Федерации.
     10. Министр:
     1) организует   работу   МЧС  России  и  осуществляет  управление
войсками гражданской обороны,  представляет МЧС России  в  федеральных
органах   государственной   власти,   органах  государственной  власти
субъектов Российской Федерации и организациях, а также в международных
организациях;
     2) несет  персональную  ответственность  за  выполнение  задач  и
функций, возложенных на МЧС России и войска гражданской обороны;
     3) устанавливает полномочия  своих  заместителей  и  распределяет
обязанности  между  ними,  устанавливает полномочия других должностных
лиц МЧС России,  утверждает в  пределах  установленных  численности  и
фонда   оплаты   труда   работников  структуру  и  штатное  расписание
центрального аппарата МЧС России,  смету расходов на его содержание  в
пределах    утвержденных    на    соответствующий   период   бюджетных
ассигнований,  а также  положения  о  структурных  подразделениях  МЧС
России,  создает при необходимости территориальные органы МЧС России и
утверждает положения  о  них,  численность  их  работников  и  штатное
расписание;
     4) вносит в  установленном  порядке  на  рассмотрение  Президента
Российской  Федерации  и  Правительства  Российской  Федерации проекты
нормативных правовых актов и предложения  по  вопросам  организации  и
деятельности МЧС России;
     5) представляет на утверждение  Президента  Российской  Федерации
концепцию  и  план строительства и развития войск гражданской обороны,
предложения по их структуре и составу,  а также по штатной численности
военнослужащих войск гражданской обороны;
     6) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации
о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной
государственной службы в МЧС России;
     7) пользуется   в   полном   объеме   правами,   предусмотренными
общевоинскими  уставами  Вооруженных  Сил  Российской   Федерации,   в
отношении военнослужащих войск гражданской обороны;
     8) зачисляет в установленном порядке граждан Российской Федерации
на военную службу в войска гражданской обороны, назначает на должность
и  освобождает  от  должности  работников  МЧС   России   в   порядке,
установленном законодательством Российской Федерации;
     9) присваивает военнослужащим войск гражданской обороны  воинские
звания до полковника (капитана 1 ранга) включительно;
     10) вносит  на  рассмотрение  Президента   Российской   Федерации
предложения  о включении воинских должностей войск гражданской обороны
в единый перечень воинских должностей, замещаемых высшими офицерами, о
назначении  на  должность  и  освобождении от должности военнослужащих
войск гражданской обороны,  для которых штатом предусмотрены  воинские
звания  высших  офицеров,  о  присвоении  им  воинских  званий  высших
офицеров, а также об увольнении их с военной службы;
     11) имеет  наградной  фонд  и  распоряжается  им  в установленном
порядке;
     12) принимает   решения  по  согласованию  с  Генеральным  штабом
Вооруженных Сил Российской Федерации,  органами исполнительной  власти
субъектов  Российской  Федерации  и органами местного самоуправления о
передислокации  в  пределах  Российской  Федерации   подразделений   и
воинских частей войск гражданской обороны до полка включительно;
     13) представляет  военнослужащих  войск  гражданской  обороны   и
работников   МЧС   России  к  награждению  государственными  наградами
Российской Федерации;
     14) решает  в  пределах  своей  компетенции  вопросы  обеспечения
правовой и социальной защиты военнослужащих войск гражданской  обороны
и  работников МЧС России,  его территориальных органов и организаций и
членов их семей, заключает в установленном порядке отраслевое тарифное
соглашение в качестве представителя работодателей;
     15) направляет  в  установленном  порядке  военнослужащих   войск
гражданской  обороны и работников МЧС России в служебные командировки,
в том числе за пределы Российской Федерации;
     16) учреждает   нагрудные   знаки   (награды)   МЧС   России  для
награждения военнослужащих войск гражданской обороны и работников  МЧС
России,  его  территориальных органов и организаций,  а также граждан,
оказавших содействие  в  решении  возложенных  на  МЧС  России  задач,
утверждает  положения  об  этих  наградах  и  их  описания,  а также в
установленном порядке описание формы одежды работников  МЧС  России  и
его  территориальных  органов  и  организаций,  табель обмундирования,
нормы и порядок его выдачи;
     17) утверждает   в   установленном   порядке   генеральные  планы
строительства и развития военных городков войск  гражданской  обороны,
проекты   сооружения   объектов   собственного   строительства   войск
гражданской     обороны,     планы     научно-исследовательских      и
опытно-конструкторских    работ   в   области   гражданской   обороны,
предупреждения  и  ликвидации   чрезвычайных   ситуаций,   преодоления
последствий радиационных аварий и катастроф;
     18) является  главным  распорядителем  средств,  выделенных   МЧС
России из федерального бюджета, включая валютные средства, имеет право
в установленном  порядке  списывать,  в  том  числе  по  инспекторским
свидетельствам, технику и другие материально-технические средства.
     11. В МЧС России образуется коллегия,  в  состав  которой  входят
Министр  (председатель  коллегии),  первый  заместитель  и заместители
Министра,  а также руководители некоторых  подразделений  МЧС  России.
Общая  численность  коллегии  устанавливается  Президентом  Российской
Федерации.
     Члены коллегии  МЧС  России,  кроме лиц,  входящих в ее состав по
должности, утверждаются Президентом Российской Федерации.
     В случае разногласий между Министром и коллегией Министр проводит
в  жизнь  свое  решение,  докладывая  о   возникших   разногласиях   в
установленном   порядке   Президенту  Российской  Федерации,  а  члены
коллегии,  имеющие особое мнение по принятому решению,  могут изложить
его в письменном виде для доклада Президенту Российской Федерации.
     12. Для рассмотрения и выработки  рекомендаций  по  особо  важным
проблемам,  отнесенным  к  компетенции  МЧС  России,  при  МЧС  России
создается научно-технический совет,  в состав которого  могут  входить
представители   федеральных  органов  исполнительной  власти,  научных
организаций и общественных объединений. Положение о научно-техническом
совете при МЧС России и его состав утверждаются Министром.