О МЕРАХ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ НА 1998-1999 ГГ. (РЕДАКЦИЯ НА 09.02.1999). Постановление. Правительство Москвы. 30.12.97 941

Фрагмент документа "О МЕРАХ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ НА 1998-1999 ГГ. (РЕДАКЦИЯ НА 09.02.1999)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

1. НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ НОВОЙ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
                      ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Г. МОСКВЫ

     Здоровье   определяется   сложнейшим   взаимодействием  различных
факторов  -  социальных,  экономических, политических, экологических и
прочих.
     Глубокие   изменения  в  социально  -  экономической  обстановке,
начавшиеся  в  России  в  конце  80-х  годов,  определили  современную
неблагоприятную  медико  -  демографическую  ситуацию  в стране, в том
числе и в Москве.
     Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от
03.03.93  N  195  и  приказа  Минздрава  РФ  от 13.04.93 N 75 ежегодно
начиная   с   1993   г.   Комитетом   здравоохранения   представляется
Государственный  доклад  о  состоянии  здоровья  населения  Москвы.  В
докладе  с  максимально возможной полнотой и объективностью освещаются
данные  о  медико  -  демографических показателях и динамике состояния
здоровья,   причинах   и   тенденциях  происходящих  и  прогнозируемых
изменений,   а   также   предлагаются  меры,  нивелирующие  негативные
процессы.

     1.1. Неблагоприятная медико - демографическая ситуация
     1.1.1. Смертность, рождаемость, причины смерти
     Основные  медико - демографические показатели в динамике за 5 лет
представлены в таблице 1.

                                                             Таблица 1

                 ОСНОВНЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
                         (НА 1000 НАСЕЛЕНИЯ)

-------------------------------------------------------
|    | Рождаемость   |   Смертность  |  Естественный  |
|    |               |               |  прирост       |
|----|---------------|---------------|----------------|
|    | Москва|  РФ   |   Москва| РФ  |  Москва | РФ   |
|----|-------|-------|---------|-----|---------|------|
|1992| 7,7   | 10,7  |   13,7  | 12,2|   -6,0  |-1,5  |
|----|-------|-------|---------|-----|---------|------|
|1993| 7,1   |  9,4  |   16,5  | 14,5|   -9,4  |-5,1  |
|----|-------|-------|---------|-----|---------|------|
|1994| 7,6   |  9,6  |   17,6  | 15,7|  -10,0  |-6,1  |
|----|-------|-------|---------|-----|---------|------|
|1995| 8,0   |  9,3  |   16,9  | 15,0|   -8,9  |-5,7  |
|----|-------|-------|---------|-----|---------|------|
|1996| 7,9   |  8,9  |   15,1  | 14,3|   -7,2  |-5,4  |
-------------------------------------------------------

     Несмотря   на   то   что  в  последние  годы  несколько  возросла
рождаемость  (на 1000 населения: 1994 г. - 7,6, 1995 г. - 8,0, 1996 г.
-  7,9) и сократилась смертность (1994 г. - 17,6, 1995 г. - 16,9, 1996
г.  -  15,1),  население  города  продолжает  сокращаться под влиянием
естественной  убыли (1991 г. - 8,9 млн. чел., 1996 г. - 8,5 млн. чел.,
т.е. на 4,5%).
     Уменьшилась    средняя    продолжительность    жизни   москвичей.
Неутешительны  сведения  об  ожидаемой  продолжительности  предстоящей
жизни, представленные в таблице 2.

                                                             Таблица 2

            ОЖИДАЕМАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДСТОЯЩЕЙ ЖИЗНИ

----------------------------------------------------------------
|       |Россия                    |    Москва                 |
|-------|--------------------------|---------------------------|
|       |Оба пола |Мужчины |Женщины|Оба пола |Мужчины |Женщины |
|-------|---------|--------|-------|---------|--------|--------|
|1992 г.|67,9     |62,0    | 73,0  |68,8     |63,3    | 74,0   |
|-------|---------|--------|-------|---------|--------|--------|
|1993 г.|65,1     |58,9    | 71,9  |65,5     |59,2    | 72,1   |
|-------|---------|--------|-------|---------|--------|--------|
|1994 г.|64,2     |57,6    | 71,2  |64,2     |57,5    | 71,6   |
|-------|---------|--------|-------|---------|--------|--------|
|1995 г.|65,0     |58,0    | 72,0  |64,9     |58,2    | 72,0   |
|-------|---------|--------|-------|---------|--------|--------|
|1996 г.|65,9     |59,6    | 72,7  |  -      |  -     |   -    |
----------------------------------------------------------------

     Резко  сокращается  численность  мужчин трудоспособного возраста.
Особую  тревогу  вызывает снижение ожидаемой продолжительности жизни у
мужчин,  которые,  родившись  в  1993-1996  гг.,  могут  не  дожить до
пенсионного возраста.
     Для  характеристики  состояния  здоровья населения и благополучия
общества   наибольшее   значение   имеют  младенческая  и  материнская
смертность,  которые  в  Москве,  как  и  в целом по России, далеки от
желаемого уровня (таблицы 3 и 4).

                                                             Таблица 3

                       МЛАДЕНЧЕСКАЯ СМЕРТНОСТЬ
          (ЧИСЛО УМЕРШИХ ДЕТЕЙ ДО 1 ГОДА НА 1000 РОДИВШИХСЯ)

------------------------------------------------------
|Год      |Показатель младенческой смертности        |
|         |------------------------------------------|
|         | Москва             |РФ                   |
|---------|--------------------|---------------------|
|1992     | 16,0               |18,0                 |
|---------|--------------------|---------------------|
|1993     | 16,5               |19,9                 |
|---------|--------------------|---------------------|
|1994     | 17,9               |18,6                 |
|---------|--------------------|---------------------|
|1995     | 15,5               |18,1                 |
|---------|--------------------|---------------------|
|1996     | 13,0               |17,1                 |
------------------------------------------------------

     Среди  причин  младенческой  смертности  доминируют,  составляя в
среднем   80%,  врожденные  аномалии  и  перинатальные  заболевания  у
взрослых.

                                                             Таблица 4

                        МАТЕРИНСКАЯ СМЕРТНОСТЬ
             (ЧИСЛО УМЕРШИХ НА 100000 РОДИВШИХСЯ ЖИВЫМИ)

---------------------------------------------------------------
|                          |1992  |1993  |1994  |1995 |1996   |
|--------------------------|------|------|------|-----|-------|
|По учреждениям            |      |      |      |     |       |
|здравоохранения Комитета  |      |      |      |     |       |
|здравоохранения г. Москвы | 44,6 | 52,4 | 64,5 | 52,3| 54,7  |
|--------------------------|------|------|------|-----|-------|
|По территории г. Москвы   | 48,5 | 57,7 | 63,5 | 56,2| 50,5  |
|--------------------------|------|------|------|-----|-------|
|По России                 | 50,8 | 51,6 | 52,3 | 53,3|       |
---------------------------------------------------------------

     Среди причин смерти матерей первое место занимают заболевания, не
связанные   с  беременностью  (42%),  затем  следуют  аборты  (25%)  и
токсикозы беременности (15%).
     В  таблице  5  приведены  данные  о смертности населения Москвы в
динамике. 85% общей смертности формируют 5 классов причин:
     - болезни сердца и сосудов - 56,1%;
     - новообразования - 15,4%;
     - травмы и несчастные случаи - 13,6%;
     - заболевания органов пищеварения - 6,6%;
     - заболевания органов дыхания - 4,7%.

                                                             Таблица 5

                  СМЕРТНОСТЬ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И РОССИИ
              ПО ОСНОВНЫМ ПРИЧИНАМ (НА 100000 НАСЕЛЕНИЯ)

------------------------------------------------------------------------------------
|          | Болезни        |Новообразования   |Травмы,     |Болезни     |Болезни  |
|          | системы        |                  |отравления, |органов     |органов  |
|          | кровообращения |                  |несчастные  |пищеварения |дыхания  |
|          |                |                  |случаи      |            |         |
|----------|----------------|------------------|------------|------------|---------|
| Москва   | 780            |    270           |    147     |  43        | 34      |
| 1992 г.  |                |                  |            |            |         |
|----------|----------------|------------------|------------|------------|---------|
| Россия   | 646            |    201           |    173     |  40        | 58      |
|----------|----------------|------------------|------------|------------|---------|
| Москва   | 934            |    272           |    212     |  53        | 57      |
| 1993 г.  |                |                  |            |            |         |
|----------|----------------|------------------|------------|------------|---------|
| Россия   | 769            |    207           |    228     |  38        | 75      |
|----------|----------------|------------------|------------|------------|---------|
| Москва   | 988            |    266           |    234     |  60        | 63      |
| 1994 г.  |                |                  |            |            |         |
|----------|----------------|------------------|------------|------------|---------|
| Россия   | 837            |    206           |    251     |  44        | 81      |
|----------|----------------|------------------|------------|------------|---------|
| Москва   | 947            |    260           |    230     |  63        | 57      |
| 1995 г.  |                |                  |            |            |         |
|----------|----------------|------------------|------------|------------|---------|
| Россия   | 790            |    203           |    237     |  46        | 74      |
|----------|----------------|------------------|------------|------------|---------|
| Москва   | 859            |    257           |    190     |  57        | 40      |
| 1996 г.  |                |                  |            |            |         |
|----------|----------------|------------------|------------|------------|---------|
| Россия   | 771            |    201           |    213     |  43        | 71      |
------------------------------------------------------------------------------------

     1.1.2. Заболеваемость и распространенность
     В  1996  г.  отмечен  рост  заболеваемости у всех групп населения
практически  по  всем  классам  болезней.  Обращает  на  себя внимание
поздняя   обращаемость   населения  за  медицинской  помощью  во  всех
возрастных группах.
     Сравнительный  анализ  заболеваемости жителей Москвы показал, что
состояние здоровья взрослых, подростков и детей, несмотря на отдельные
позитивные  сдвиги,  ухудшается.  При  этом  следует  подчеркнуть, что
оценке  подвергаются  лишь  сведения  о  зарегистрированных  лечебными
учреждениями заболеваниях.
     Истинная  заболеваемость  остается  неизвестной  и  не может быть
выявлена   из-за   крайне  недостаточной  работы  по  диспансеризации,
непонимания определенной частью населения значимости раннего обращения
за  медицинской  помощью  и  недостаточного  внимания  к  собственному
здоровью,  а  также наличия значительной части неучтенного населения -
мигрантов,   бомжей   и   москвичей,   лечащихся  в  ЛПУ  негородского
подчинения.

     1.1.2.1. Взрослые (общесоматическая патология)
     В  1996  г.  лечебно  -  профилактическими  учреждениями Комитета
здравоохранения  г.  Москвы  было впервые зарегистрировано у взрослого
населения    3575100    заболеваний    против   3692800   заболеваний,
зарегистрированных  в  1995  г.  (снижение  на  3%).  В  то  же  время
отмечается    увеличение   на   4,7%   показателя   распространенности
заболеваний  (1996  г.  -  132724  на 100000 взрослого населения), что
говорит  о  сдвиге  заболеваемости  в сторону хронических заболеваний.
Согласно  приведенным  данным, каждые три взрослых москвича страдали в
1996 г. четырьмя заболеваниями.
     Структура   заболеваемости   взрослого   населения   по   впервые
зарегистрированным случаям в амбулаторно - поликлинических учреждениях
Комитета здравоохранения (на 100000 взрослых) имеет следующий вид:
     болезни системы кровообращения            26249
     болезни органов дыхания                   25080
     болезни нервной  системы  и  органов  чувств  (в  т.ч.  нарушения
мозгового кровообращения сосудистого генеза) 14981
     болезни органов пищеварения               12626
     болезни костно - мышечной системы
     и соединительных тканей                   10919
     травмы и отравления                       9822

     Заболевания  органов  системы кровообращения по-прежнему занимают
первое  место по распространенности как в структуре первичной, так и в
структуре общей заболеваемости взрослого населения (19,8%).
     В  1996  г.  на  100000 взрослого населения зарегистрировано 2572
случая  гипертонической  болезни  (в  1995  г.  - 2443), 11500 случаев
ишемической  болезни  сердца  (в 1995 г. - 10614), 144 острых инфаркта
миокарда  (в  1995  г.  -  131), 5210 случаев стенокардии (в 1995 г. -
4832), 8488 случаев цереброваскулярных болезней (в 1995 г. - 7933).
     Распространенность  болезней  системы  кровообращения у взрослого
населения составила (на 1000 населения) в 1992 г. - 215,5, в 1993 г. -
219,9,  1994 г. - 237,4, 1995 г. - 241,2, 1996 г. - 262,5. Общее число
дней    нетрудоспособности    от   болезней   системы   кровообращения
увеличивается:  1996  г. - 15,9%, 1995 г. - 13%. В структуре первичной
инвалидности  первое  место  также  стабильно занимают болезни органов
кровообращения (1994 г. - 70,2%, 1995 г. - 72,5%, 1996 г. - 70,5%).
     Остаются  неблагоприятными  показатели, характеризующие состояние
здоровья  женщин - матерей: растет заболеваемость беременных анемиями,
патологией  почек  и  сердечно  -  сосудистой  системы.  Удельный  вес
абсолютно нормальных родов в 1995 г. составил всего 35,5%, в 1996 г. -
36%  от  общего  числа  родов.  Практически  не изменился удельный вес
преждевременных родов - 7,2%.

     1.1.2.2. Дети и подростки
     В  структуре  общей и первичной заболеваемости детей и подростков
первое  место занимают острые респираторно - вирусные инфекции (ОРВИ),
на  втором  месте  -  болезни  нервной  системы  и  органов  чувств (в
частности  близорукость,  регистрируемая у каждого 7-го подростка), на
третьем  -  четвертом  месте  болезни  органов пищеварения. Значителен
травматизм, а также нарко- и токсикомании, табакокурение.
     Повысилась  по  сравнению  с 1995 г. заболеваемость детей до 1-го
года жизни - у каждого ребенка зафиксировано более 3 заболеваний.
     Не  снижается  число  детей  -  инвалидов с впервые установленной
инвалидностью,   основными   причинами  которой  являются  заболевания
нервной  системы, психические расстройства, врожденные аномалии. Общее
число детей - инвалидов в городе - 20307 человек.
     Среди детей и подростков наибольшую распространенность по впервые
зарегистрированным случаям в амбулаторно - поликлинических учреждениях
Комитета здравоохранения (на 100000 населения) имеют:
     Дети:
     болезни органов дыхания (фактически ОРВИ)                  108227
     болезни нервной системы и органов чувств                    20251
     травмы и отравления                                         12852
     болезни органов пищеварения                                 11522
     болезни кожи и подкожной клетчатки                           9504

     Подростки:
     болезни органов дыхания (фактически ОРВИ)                   50805
     болезни нервной системы и органов чувств                    24308
     (в т.ч. близорукость)                                       13576
     болезни органов пищеварения                                 11986
     болезни костно - мышечной системы и соединительной ткани    11735
     травмы и отравления                                         10691
     Ухудшение  состояния  здоровья у детей и подростков мужского пола
служит   предпосылкой   к   ухудшению   состояния  здоровья  следующих
поколений,  отражается  на  показателях  годности  к военной службе, а
ухудшение  здоровья  девочек  и  девушек  -  к генетически ослабленным
поколениям.

     1.1.2.3. Инфекционные заболевания,  туберкулез,  другие социально
значимые заболевания
     В  1996  г.  зарегистрировано  2,46  млн.  случаев инфекционных и
паразитарных  заболеваний,  88,4%  которых  составляют  грипп и острые
респираторные вирусные инфекции (2,17 млн. случаев).
     Каждый  четвертый  случай  инфекционного  заболевания  обусловлен
инфекциями с воздушно - капельным механизмом передачи, на втором месте
находятся  кожно  -  венерические  заболевания  (чесотка - 20%), далее
кишечные  инфекции  (17,2%), вирусные гепатиты В и С (3,3%), зоонозные
инфекции (0,02%).
     Общее  количество инфекционных заболеваний в 1996 г. по сравнению
с  1995  г.  уменьшилось  на 22%, что связано с отсутствием выраженной
эпидемической  вспышки  гриппа  и  со  снижением  воздушно - капельных
инфекций     и    явилось    результатом    осуществления    комплекса
профилактических  мер.  Сохранилась  и  позитивная  тенденция снижения
заболеваемости  дифтерией (10,6 на 100000 населения против 26,9 в 1995
г.),  что  подтверждает  правильность разработанной стратегии массовой
иммунизации населения. На 28,8% снизилась заболеваемость чесоткой.
     Вместе  с  тем  в  1996  г.  отмечен рост заболеваемости вирусным
гепатитом  С - на 42,5%, вирусным гепатитом В - на 41,3%, менингитом -
в  2,1  раза,  эпидемическим паротитом - 41,3%, скарлатиной - на 8,9%,
активными формами туберкулеза - на 7,6% (в т.ч. бациллярными формами -
на 10,6%). Стабильно высоким остается уровень заболеваемости кишечными
инфекциями.
     Остается   неблагополучной   ситуация   с   социально   значимыми
заболеваниями в целом.
     Прирост  заболеваемости  туберкулезом отмечен как среди взрослого
населения  (на  7,2%),  так  и  у  детей  (на 8,4%), остаются высокими
показатели  смертности от туберкулеза. Остается высокой заболеваемость
сифилисом  (212,2 на 100000 населения), увеличились случаи врожденного
сифилиса  (1994 г. - 17, 1995 г. - 20, 1996 г. - 24). Наблюдается рост
(в 5,7 раза по сравнению с 1995 г.) пораженности педикулезом.
     Рост   заболеваемости   гепатитом   и   туберкулезом   обусловлен
неблагоприятными   социально  -  экономическими  условиями:  усилением
миграционных  процессов,  появлением  в  городе  обширных контингентов
беженцев,  переселенцев,  а  также асоциальных групп населения (бомжи,
бродяги и др.).
     Не   уменьшается  число  больных  психическими  расстройствами  и
наркоманиями,  причем отмечено распространение привычного употребления
алкоголя, наркотических и токсических веществ среди детей 8-12 лет.

     1.1.2.4. Онкологические заболевания
     Заболеваемость   злокачественными  новообразованиями  возросла  с
311,8  на  100000  населения  в  1992  г.  до  321,9  в  1996  г., что
соответствует   общей   тенденции   увеличения  данного  показателя  в
большинстве стран (таблица 6).

                                                             Таблица 6

         ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ РАСПРОСТРАНЕННЫМИ
       ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫМИ НОВООБРАЗОВАНИЯМИ В РАЗРЕЗЕ ЛОКАЛИЗАЦИЙ
                        (НА 100000 НАСЕЛЕНИЯ)

-------------------------------------------------------------------
|Локализация             |1992 г.|1993 г.|1994 г.|1995 г.|1996 г. |
|------------------------|-------|-------|-------|-------|--------|
|Все злокачественные     |       |       |       |       |        |
|новообразования         |311,8  |311,3  |311,1  |303,7  | 321,8  |
|------------------------|-------|-------|-------|-------|--------|
|Молочная железа         | 36,3  | 38,3  | 39,2  | 38,5  |  42,6  |
|------------------------|-------|-------|-------|-------|--------|
|Желудок                 | 41,4  | 40,5  | 40,2  | 38,1  |  38,4  |
|------------------------|-------|-------|-------|-------|--------|
|Легкие, бронхи, трахея  | 39,9  | 39,6  | 37,8  | 36,1  |  37,5  |
|------------------------|-------|-------|-------|-------|--------|
|Ободочная кишка         | 26,0  | 26,6  | 26,2  | 25,9  |  28,1  |
|------------------------|-------|-------|-------|-------|--------|
|Другие злокачественные  |       |       |       |       |        |
|новообр. кожи           | 17,4  | 19,2  | 22,0  | 21,8  |  23,6  |
|------------------------|-------|-------|-------|-------|--------|
|Прямая кишка и          |       |       |       |       |        |
|ректосигмоидное соед.   | 15,0  | 15,1  | 15,3  | 15,2  |  16,5  |
|------------------------|-------|-------|-------|-------|--------|
|Тело матки              | 12,0  | 11,8  | 12,1  | 13,1  |  14,3  |
|------------------------|-------|-------|-------|-------|--------|
|Поджелудочная железа    | 10,7  | 10,5  | 10,9  | 11,3  |  11,6  |
|------------------------|-------|-------|-------|-------|--------|
|Яичники                 | 11,1  | 10,1  | 10,4  | 10,3  |  10,9  |
|------------------------|-------|-------|-------|-------|--------|
|Полость рта и глотки    | 10,4  |  9,6  |  8,8  |  8,1  |   8,9  |
|------------------------|-------|-------|-------|-------|--------|
|Почка                   |  8,2  |  8,3  |  8,0  |  8,8  |   8,1  |
|------------------------|-------|-------|-------|-------|--------|
|Шейка матки             |  7,1  |  7,2  |  7,4  |  7,8  |   7,9  |
|------------------------|-------|-------|-------|-------|--------|
|Меланома кожи           |  4,6  |  4,6  |  5,0  |  4,8  |   5,4  |
|------------------------|-------|-------|-------|-------|--------|
|Пищевод                 |  6,8  |  6,0  |  5,0  |  5,2  |   5,1  |
|------------------------|-------|-------|-------|-------|--------|
|Гортань                 |  4,7  |  5,0  |  4,7  |  4,6  |   5,0  |
-------------------------------------------------------------------

     Наиболее       высокая       заболеваемость      злокачественными
новообразованиями   в   1996   г.   зарегистрирована   при   следующих
локализациях:  молочная  железа (42,6), желудок (38,4), легкое (37,5),
ободочная кишка (28,1), кожа (23,6).
     Тенденцию     к    росту    имеют    показатели    заболеваемости
злокачественными  новообразованиями следующих локализаций: ободочной и
прямой   кишок,  поджелудочной  железы,  кожи,  шейки  и  тела  матки,
лимфатической  ткани  и  особенно  молочной железы. Прогрессивный рост
заболеваемости  раком  молочных желез привел к тому, что с 1995 г. она
превзошла  заболеваемость  раком желудка и легких, которые традиционно
занимали первые два места.
     Снижение     заболеваемости     имеется    при    злокачественных
новообразованиях  губы,  полости  рта  и  глотки,  пищевода,  желудка,
мочевого    пузыря.    При   остальных   локализациях   прослеживается
стабилизация этого показателя.
     Число  больных  злокачественными  новообразованиями, состоящих на
учете  диспансерной онкологической службы, возросло с 136820 больных в
1992  г.  до  144746  в 1996 г. Однако темпы ежегодного прироста имеют
четкую тенденцию к сокращению.
     Указанные  изменения  динамики числа больных, состоящих на учете,
являются  прямым  следствием  организации  в Москве канцер - регистра,
который приводит к упорядочению учета и диспансеризации.

     (Далее  приводится  схема  Сравнительного  анализа заболеваемости
населения Москвы в 1995-1996 гг. (структура заболеваемости.)

     1.1.3. Неблагоприятные  воздействия   на   москвичей   экзогенных
источников повреждения здоровья
     За последнее пятилетие значительно ухудшился уровень безопасности
москвичей  из-за воздействия внешних (экзогенных) источников риска для
жизни  и  здоровья:  техногенные аварии и происшествия, криминальные и
антисоциальные действия, экологическое неблагополучие.
     Состояние  окружающей  среды в городе крайне неудовлетворительно:
промышленность  Москвы  является  значительным  источником загрязнения
атмосферного воздуха и водоемов более чем 200 вредными веществами, при
этом  99%  загрязнений специфическими веществами приходится на выбросы
предприятий   энергетики   и   химической   промышленности.  Постоянно
возрастают  уровни  загрязнения  воздуха  окисью  углерода и диоксидом
азота,  альдегидами,  в  частности формальдегидом. Сохраняется высокий
уровень  содержания  аммиака и фенола (в некоторых местах концентрация
аммиака превышает ПДК в 8-12 раз). Почва загрязнена тяжелыми металлами
(превышение  ПДК  по  меди  -  в  4,5  раза,  по  цинку - до 3 раз, по
миграционно  -  воздушному  показателю  для  сероуглерода - в 3 раза).
Химические   соединения   в   окружающей   среде  особенно  интенсивно
воздействуют  на  наиболее  чувствительные  группы населения - детей и
подростков.

     1.2. Состояние и проблемы системы городского здравоохранения
     1.2.1. Краткая характеристика итогов работы в 1993-1997 гг.
     В   течение   последних   лет   деятельность  органов  управления
здравоохранением  и  всей медицинской службы города была направлена на
сохранение  установленных объемов и уровня качества медицинской помощи
для  всех  граждан  города  и  обеспечение стабильной работы лечебно -
профилактических  учреждений. Решение указанных задач осуществлялось в
рамках  выполнения  единых  городских программ обеспечения медицинской
помощью  населения  г.  Москвы  на  1992-1993  гг.,  1994-1995  гг.  и
1996-1997  гг.,  утвержденных  постановлениями Правительства Москвы от
15.09.92  N  742,  от  14.12.93 N 1152 и от 13.02.96 N 140 "О мерах по
охране здоровья населения г. Москвы".
     Осуществление   мер,   предусмотренных   указанными  программами,
позволило,  решая  первоочередные  задачи,  сохранить  гарантированное
медицинское  обеспечение  москвичей  и  бесперебойное функционирование
всех   лечебно  -  профилактических  учреждений  города,  сохранить  и
укрепить   материально  -  техническую  базу  отрасли  и  поддерживать
развитие  медицинской  науки.  Совместно с Московским городским фондом
обязательного медицинского страхования (МГФОМС) реализуется Московская
программа   обязательного  медицинского  страхования,  сформирована  и
активно   развивается   бюджетно  -  страховая  модель  финансирования
здравоохранения.
     Параллельно  с  обеспечением  гарантированной  медицинской помощи
вводится   система   высокосервисных   медицинских   услуг   в   форме
добровольного  медицинского страхования как в государственных, так и в
негосударственных  медицинских  учреждениях,  а  также  осуществляется
внедрение   новых  и  дополнительных  видов  медицинской  и  медико  -
социальной  помощи  на  основе  платных  услуг  в  системе медицинской
предпринимательской    деятельности.    В    настоящее   время   можно
констатировать,  что  создание  рынка  медицинских  услуг  в г. Москве
состоялось.
     Организована  постоянно  действующая  система лицензирования всех
видов  медицинской  деятельности на территории г. Москвы. По состоянию
на   15.03.97   проведено   первичное  лицензирование  834  учреждений
городского     и     окружного     подчинения,     1566    медицинских
предпринимательских    структур,    203    ведомственных   медицинских
учреждений,  867  организаций,  осуществляющих  медико  -  техническую
деятельность,  т.е.  всего  3470 лицензиатов. Повторное лицензирование
(продление срока первично выданных лицензий) проведено в 1820 случаях.
     Использование  программно  -  целевого метода планирования работы
отрасли позволило сосредоточить усилия на решении первоочередных задач
и обеспечить рациональное распределение имеющихся ресурсов.
     Реализация  целевых  программ  позволила  улучшить  организацию и
оказание медицинской помощи населению по ряду направлений.
     В  рамках  программы  "Охрана  здоровья  матерей и детей" с целью
улучшения    медицинской    помощи   новорожденным   налажена   работа
реанимационных   отделений   в   9   акушерских   стационарах,  создан
круглосуточный  пост  по  приему  вызовов  реанимационных неонатальных
бригад,  открыты  центры  планирования  семьи  и  репродукции  во всех
административных  округах.  В  женских  консультациях обеспечен полный
объем   оказания   медицинской  помощи  беременным  в  соответствии  с
утвержденными   стандартами.   Получила   дальнейшее  развитие  служба
гинекологической помощи детям и подросткам (в настоящее время в городе
функционируют 30 кабинетов детской гинекологии).
     Проведенные   мероприятия  позволили  стабилизировать  показатели
мертворождаемости   и   перинатальной   смертности,   снизить  уровень
младенческой смертности.
     Улучшилось     обеспечение     населения     психиатрической    и
наркологической    помощью,    осуществлялся    постоянный    контроль
деятельности  ЛПУ  в  части  соблюдения  Закона  РФ "О психиатрической
помощи  и  гарантиях  прав граждан при ее оказании", внедрен ряд новых
методов лечения. Увеличился объем профилактических осмотров и возросло
число лиц, взятых на профилактическое наблюдение.
     Наметились  позитивные сдвиги в специализированной помощи больным
с эндокринными заболеваниями.
     По  программе  "Медицинская помощь при сахарном диабете" получили
развитие  новые  принципы  лечения  больных  на  амбулаторном  уровне:
открыты   школы   для   больных   диабетом.   Контроль   за   больными
свидетельствует   об   эффективности   обучения:   на   90%  снизилась
продолжительность госпитализации, у 70% больных улучшилась компенсация
заболевания,  отсутствовали  случаи  тяжелого  кетоацидоза.  Всего  за
последние годы прошло обучение более 6 тыс. больных.
     В  рамках  данной программы проведены мероприятия, способствующие
повышению  эффективности  лечения  больных  с  осложнениями  сахарного
диабета:  создано  отделение  по профилактике и лечению "диабетической
стопы",  выделены  койки  для лечения больных с гнойными осложнениями,
ретинопатией. На базе роддома ГКБ N 1 им. Н.И. Пирогова работает Центр
"Диабет  и  беременность",  где  ежегодно  осуществляется наблюдение и
родовспоможение  200  женщинам  с  сахарным  диабетом,  что  позволяет
значительно  снизить  смертность  новорожденных  и  частоту врожденных
аномалий развития.
     В  ходе  выполнения  программы снизилась смертность от диабета на
20%  (1994  г.  -  10,0,  1995  г.  - 8,2, 1996 г. - 8,1). Почти вдвое
снизилась  летальность  у больных в состоянии диабетической комы (1995
г. - 136, 1996 г. - 73).
     Реализация целевой программы "Экстренная медицинская помощь в ЧС"
позволила   создать   территориальную   службу   медицины   катастроф,
оперативно  и  адекватно реагирующую на все происшествия на территории
города.
     Несмотря  на сложное экономическое положение, продолжалась работа
по  развитию  и  укреплению  материально - технической базы городского
здравоохранения:  введено  в  эксплуатацию  свыше 40 новых медицинских
объектов,  в  т.ч.  подстанции  ССиНМП,  поликлиники,  комплекс зданий
станции  переливания  крови, корпус госпиталя для ветеранов войн N 1 и
др.   Проводился   капитальный   и  текущий  ремонт  ряда  учреждений,
существенно повысился уровень технической оснащенности ЛПУ.
     Вместе с тем многие разделы целевых программ не выполнены в связи
с отсутствием финансирования.
     В  целом,  несмотря  на  принимаемые  меры,  в городе сохраняется
неблагоприятная   динамика  медико  -  демографических  показателей  и
состояния здоровья населения.
     Сложная  эпидемиологическая  обстановка  требует  более  активной
совместной деятельности органов и учреждений здравоохранения и центров
госсанэпиднадзора   по   проведению  санитарно  -  эпидемиологических,
профилактических  и  лечебных  мероприятий и осуществления санитарно -
гигиенического  мониторинга.  Сохраняется  высокий уровень загрязнения
окружающей  среды,  и  крайне  неудовлетворительно  выполняются  меры,
направленные   на   ее   оздоровление.   Нуждается   в   окончательном
упорядочении   лекарственное   обеспечение   лечебных   учреждений   и
населения,  особенно  по  льготным и бесплатным рецептам. Повседневный
анализ   эффективности  деятельности  сложившейся  системы  городского
здравоохранения   свидетельствует  о  наличии  целого  ряда  факторов,
сдерживающих  дальнейшее  развитие  отрасли,  и  проблем,  без решения
которых    маловероятно    повышение   результативности   медицинского
обеспечения населения города.

     1.2.2. Основные проблемы городского здравоохранения
     1.2.2.1.    Недостатки    сложившейся    организационной   модели
медицинской службы
     Недостатки  сложившейся организационной модели медицинской службы
в   том,   что   в   ней  значительное  место  занимает  дорогостоящая
стационарная   помощь   и  необоснованно  меньшее  внимание  уделяется
первичной  медико  -  санитарной  помощи, различным формам организации
добольничной и полубольничной медицинской помощи населению.
     Практически  не  осуществляется в настоящее время диспансеризация
москвичей.
     Очевидно,  что  амбулаторная  медицинская  помощь имеет целый ряд
преимуществ, так как обеспечивает предупреждение, раннее обнаружение и
своевременное   лечение   заболевания,   а   также,  что  немаловажно,
экономичнее  стационарной. Однако совершенствование первичной медико -
санитарной  помощи  сопряжено  с  целым рядом объективных трудностей и
может   осуществляться   только  поэтапно  путем  внедрения  ее  новых
организационных  форм  и  параллельным  функционированием существующей
системы медицинского обслуживания населения.
     Сохраняет    актуальность    проблема   повышения   эффективности
стационарной   и   специализированной   медицинской   помощи  за  счет
оптимизации и унификации лечебно - диагностического процесса.
     К  нерешенным  вопросам  следует  отнести и отсутствие регламента
взаимодействия  городского здравоохранения с медицинскими учреждениями
другой   ведомственной   подчиненности  в  интересах  административной
территории.
     В  целом,  анализ  сложившейся  системы  медицинского обеспечения
свидетельствует  о недостаточной ее продуктивности (особенно на уровне
амбулаторного  звена)  и  экстенсивном пути развития. Общее построение
службы  не  нацелено  на  строгую этапность лечебно - диагностического
процесса,  а  имеющиеся  кадровые  и материально - технические ресурсы
службы   подчас   малоэффективны,   не   оправдывая  вложенных  в  них
ассигнований.
     Система   обязательного  медицинского  страхования  (ОМС)  заняла
прочное  место  и  является  важнейшей составляющей системы городского
здравоохранения.  Однако продуктивность ее использования снижена из-за
ряда  недоработанных вопросов. В частности, в существующей системе ОМС
не  учтены  различия  в  лечебно  -  диагностических возможностях ЛПУ,
поэтому    установленный    единый    порядок   взаиморасчетов   между
страховщиками   и  учреждениями  здравоохранения  не  может  считаться
справедливым.  Перечнем  услуг,  отражающим деятельность амбулаторно -
поликлинических  учреждений в системе ОМС, не учтены многие виды работ
участковых  терапевтов  и  не  предусмотрены  временные  затраты на их
осуществление.  Так,  существующий  норматив  -  12  минут  на  одного
больного,  первичный же прием больного льготного контингента, помимо 6
параметров  согласно Перечню услуг, требует дополнительного оформления
учетной документации о наличии льгот по лекарственному обеспечению (16
параметров)  с  затратами рабочего времени не менее 25-30 минут. Кроме
того,  в  Перечень  услуг  не  включены: оказание медицинской помощи и
повторный   осмотр   больного,  оформление  многочисленных  документов
(направление   МСЭК,  в  дом  инвалидов  и  престарелых,  санаторно  -
курортных   карт   и  др.),  констатация  смерти  на  дому,  работа  с
призывниками, консультация заведующим отделением и т.д.
     Конкуренция  между  поставщиками  медицинских  услуг  -  один  из
центральных  механизмов  рыночной  экономики, способствующий повышению
общего уровня качества медицинской помощи, внедрению передовых методов
и  технологий.  В  связи  с  этим  необходимо  обеспечивать дальнейшее
развитие    добровольного   медицинского   страхования   и   поддержку
медицинских  предпринимательских  структур,  способствуя  формированию
сбалансированного рынка медицинских услуг.
     Вместе  с  тем  деятельность  медицинских  коммерческих  структур
остается  практически  бесконтрольной,  их  работа  мало  связана  (за
исключением    стоматологических)    с   интересами   территориального
здравоохранения и потребностями населения.

     1.2.2.2. Проблемы системы управления
     К   проблемам  системы  управления  в  первую  очередь  относится
возникшая  несогласованность  действий  структур, занимающихся охраной
здоровья.  Такая  несогласованность  приводит к снижению эффективности
медицинского  обслуживания,  нерациональному  использованию выделяемых
ассигнований и имеющихся ресурсов.
     Необходимое  сочетание  централизованного  и  децентрализованного
управления  отраслью городского здравоохранения нуждается в разработке
четких   механизмов   разделения   функций   по   уровням  управления,
исключающих как бесконтрольность, так и дублирование.
     Не  определен  соответствующими  документами  порядок  совместной
деятельности  городского  здравоохранения  и  федеральных  медицинских
структур  по  оказанию  профилактической  и  лечебно - диагностической
помощи москвичам.
     Следует  также  подчеркнуть  недопустимость  утраты экономических
рычагов  управления  отраслью  и  необходимость создания общегородской
системы   управления  качеством  медицинской  помощи,  оказываемой  на
территории г. Москвы.
     Управление  качеством  медицинской  помощи  - это запланированное
воздействие  на  существующую  систему  оказания  медицинской помощи с
целью ее позитивных изменений по 3 направлениям:
     - по ассортименту предлагаемых услуг;
     - по объему услуг и ресурсов каждого вида (кадровых, материальных
и др.);
     - по уровню медицинских технологий.
     Однако интегрированное управление используется крайне мало.

     1.2.2.3. Проблемы системы финансирования и планирования
     Совершенствование системы финансирования и планирования относится
к  числу  первоочередных задач городского здравоохранения. В настоящее
время  наметилось  отчуждение финансирования от органа, ответственного
за политику в сфере медицинского обеспечения, что неминуемо приведет к
утрате экономических рычагов управления.
     Концепция экономической реформы в здравоохранении основывается на
бюджетно   -   страховом   финансировании,   сочетании   бюджетных   и
внебюджетных средств.
     Бюджетное  финансирование  предусматривает выделение ассигнований
на   медицинские   целевые   программы,   социально  значимые  службы,
подготовку  медицинских  кадров,  научные  исследования, материально -
техническое обеспечение медицинских учреждений и управление.
     Однако  доля  бюджетного  финансирования  здравоохранения  от ВВП
крайне  недостаточна:  так,  если  в  США эта доля составляет 13,5%, в
Японии  и Западной Европе около 7%, то в России выделяется на эти цели
только  3,1%  от  ВВП.  В  Москве на протяжении 5 лет доля расходов на
здравоохранение в бюджете города составляет около 14% расходной части.
     Введение  в  экономическую  практику  здравоохранения  механизмов
медицинского  страхования  предусматривает  оплату  медицинских услуг,
кроме   бюджетных,  за  счет  средств  обязательного  и  добровольного
медицинского  страхования.  Кроме  того,  медицинские услуги оказывают
созданные предпринимательские структуры и частнопрактикующие врачи.
     Учитывая  тот  факт,  что  несмотря  на появление дополнительного
внебюджетного  источника  финансирования  -  ФОМС  и других источников
финансовых  поступлений, уровень суммарных расходов на здравоохранение
по-прежнему  не достигает рекомендуемого ВОЗ минимума (5% ВВП), особое
значение   приобретает   рациональное   планирование  и  распределение
ассигнований по службам и отдельным учреждениям здравоохранения.
     До  сих  пор  распределение  ресурсов осуществляется без должного
учета  потребностей населения в конкретных формах и видах медицинского
обслуживания   и   без   обоснованной   оценки   объемов   лечебно   -
диагностических    процедур    в    зависимости   от   функционального
предназначения учреждения. Крайне актуальным для решения данной задачи
представляется  ранжирование  лечебно  - профилактических учреждений в
зависимости  от  имеющегося  кадрового  и  материально  - технического
потенциала, сложности используемых лечебно - диагностических процедур.
     Необходимо   строго   учитывать   все  финансовые  поступления  в
городское  здравоохранение независимо от их источника и контролировать
прохождение финансовых потоков.
     Эффективное   планирование   в   отрасли  может  быть  обеспечено
концентрацией  усилий и ресурсов (материально - технических, кадровых,
финансовых) на решении первоочередных задач и созданием равных условий
для  учреждений  одного  типа.  Долгосрочное планирование способствует
обоснованному     и     последовательному    распределению    ресурсов
здравоохранения   для  этапного  решения  крупных  задач  медицинского
обеспечения.

     1.2.2.4. Несовершенство кадровой политики
     Проблема  обеспечения медицинской службы Москвы кадрами приобрела
в  последнее  время особую актуальность. Укомплектованность учреждений
здравоохранения всеми категориями работающих в основном достигается за
счет повышения коэффициента совместительства.
     Сохраняющийся  дефицит  кадров как высшего, так и среднего звена,
превышающий  20%  от  штатной  численности, ставит задачу пополнения и
закрепления  на  рабочих  местах  медицинских  работников. Прекращение
обязательного  распределения  выпускников высших и средних медицинских
учебных  заведений (п. 2 ст. 37 Конституции Российской Федерации, ч. 2
ст.  2  КЗОТ  РФ) и несовершенство существующей контрактной системы их
подготовки и распределения, исключающее ответственность подготовленных
по  контракту  работников за неисполнение обязательств, не позволяют в
перспективе  рассчитывать  на механический прирост медицинских кадров.
Медицинские  вузы столицы, к сожалению, проявляют инертность в вопросе
подготовки кадров для городского здравоохранения.
     Положение    с   кадрами   в   стационарных   учреждениях   более
благополучное,  чем  в  амбулаторно  -  поликлинической  сети,  однако
повсеместно   обращает   на   себя   внимание   высокий  удельный  вес
специалистов   старших  возрастных  групп,  в  том  числе  пенсионного
возраста,  занимающих  должности  заведующих отделениями. В отделениях
терапевтического профиля со стажем пять лет и менее работает около 25%
от  общего числа врачей. Недостаточна доля аттестованных специалистов,
которая колеблется от 42,4% для врачей - кардиологов до 18% для врачей
- гастроэнтерологов.
     Наиболее   тяжелая   ситуация   сложилась  с  кадрами  участковых
терапевтов.  Физическими  лицами  имеющиеся  штаты  участковой  службы
укомплектованы только на 63%.
     Участково  -  территориальная  сеть  практически  не  пополняется
молодыми  специалистами.  Количество  приходящих  на работу в качестве
участковых  врачей  выпускников  московских  вузов  с  1988  г. быстро
снижается (в 1996 г. всего 6 человек).

                 ШТАТЫ И КАДРЫ УЧАСТКОВЫХ ТЕРАПЕВТОВ

----------------------------------------------------------
|Адм. округ|Штатн. |Занято|Физич.|Из них  |Укомпл.|Коэф. |
|          |должн. |      |лиц   |ат. в % |       |совм. |
|----------|-------|------|------|--------|-------|------|
|ЦАО       |299    |287   | 205  | 24,4   | 96,0  | 1,4  |
|----------|-------|------|------|--------|-------|------|
|СВАО      |501    |470   | 315  | 43,1   | 93,8  | 1,5  |
|----------|-------|------|------|--------|-------|------|
|ВАО       |556    |538   | 364  | 35,0   | 96,0  | 1,5  |
|----------|-------|------|------|--------|-------|------|
|ЮВАО      |338    |448   | 226  | 30,8   | 97,2  | 1,5  |
|----------|-------|------|------|--------|-------|------|
|ЮАО       |608    |608   | 376  | 39,0   |100,0  | 1,6  |
|----------|-------|------|------|--------|-------|------|
|ЮЗАО      |501    |451   | 276  | 28,0   | 90,0  | 1,6  |
|----------|-------|------|------|--------|-------|------|
|ЗАО       |496    |465   | 295  | 33,7   | 93,7  | 1,6  |
|----------|-------|------|------|--------|-------|------|
|СЗАО      |280    |278   | 213  | 35,9   | 99,3  | 1,3  |
|----------|-------|------|------|--------|-------|------|
|САО       |453    |438   | 282  |  8,6   | 96,7  | 1,5  |
|----------|-------|------|------|--------|-------|------|
|Зеленогр. |       |      |      |        |       |      |
|АО        | 96    | 91   |  84  | 38,4   |100,0  | 1,1  |
|----------|-------|------|------|--------|-------|------|
|Городск.  |       |      |      |        |       |      |
|подчин.   |214    |208   | 134  |        | 97,2  | 1,6  |
|----------|-------|------|------|--------|-------|------|
|ВСЕГО     |362    |187   |2772  | 31,7   | 96,0  | 1,5  |
----------------------------------------------------------

     Около  80% участковых врачей имеют стаж свыше 15 лет, а более 45%
из  них  -  свыше  25 лет, при этом количество молодых специалистов не
превышает 1,5-2%.

     (Далее  приведена  схема количества участковых врачей в г. Москве
со стажем до 5 лет.)

     Крайне   неутешительным  является  прогноз  состояния  участковой
службы   амбулаторно   -  поликлинической  сети  в  случае  непринятия
действенных мер по ее сохранению и развитию.

----------------------------------------------------------------------
                                Схема
             перспективы участково-территориальной службы
                        г. Москвы до 2017 года
                     (при наметившейся тенденции)
----------------------------------------------------------------------

     Городское  здравоохранение  испытывает  серьезные  проблемы из-за
нехватки  врачей  по  ряду  медицинских  специальностей  - фтизиатрии,
патологической анатомии, травматологии. Сохраняется дефицит среднего и
особенно младшего медицинского персонала.
     Причины  дефицита  медицинских  кадров  многообразны, но одной из
главных является низкая заработная плата.
     Огромное   значение  имеет  совершенствование  системы  повышения
квалификации  медицинского  персонала всех уровней с созданием системы
непрерывного последипломного образования.
     В  целом,  кадровая политика должна претерпеть изменения, которые
позволили  бы  обеспечить целенаправленную подготовку, распределение и
перераспределение  квалифицированных  профильных  медицинских кадров в
соответствии с осуществляющимся реформированием здравоохранения.

     1.2.2.5. Лицензирование и сертификация
     В    условиях   внедрения   принципов   бюджетно   -   страхового
здравоохранения,   а   также   в   связи  с  образованием  медицинских
коммерческих  структур  особое  значение  приобрела  проблема создания
системы   лицензирования   и  сертификации  медицинских  учреждений  и
медицинских кадров.
     Созданная    в    Москве   система   лицензирования   медицинской
деятельности    показала   свою   эффективность,   и   в   перспективе
целесообразно   сохранить   ее   отраслевую  принадлежность.  Но  если
лицензирование   медицинской   деятельности   в   достаточной  степени
отработано   и  эффективно  осуществляется,  то  вопросы  сертификации
субъектов   медицинской   деятельности   с   выдачей  государственного
удостоверения   на   соответствие   осуществляемых  медицинских  услуг
установленным  стандартам  до настоящего момента не решены. Отставание
связано   с   отсутствием   федеральных   стандартов   сертификации  в
здравоохранении.

     1.2.2.6. Научные исследования
     Научно   -   исследовательская   работа   в   системе  городского
здравоохранения  проводится  в  рамках  специальной целевой программы.
Представляемые  научно  - технические проекты отбираются на конкурсной
основе  совместно  Ученым  медицинским  советом и Главными профильными
специалистами  Комитета здравоохранения с учетом актуальности, научной
новизны  и  практической ценности. Приоритетными направлениями научных
разработок  являются:  новые  формы  организации и управления по видам
специализированной   медицинской   помощи,   диагностика   и   лечение
неотложных состояний, заболеваний эндокринной системы и системы крови,
охрана здоровья беременных, детей и подростков.
     Широко  используется научное комплексирование с ведущими НИИ РАМН
РФ  и МЗ РФ. Вместе с тем недостаточно активно используется выполнение
научных  разработок  совместными  исполнительским коллективами кафедр,
функционирующих в городских больницах (а их свыше 160), и практических
врачей    этих    больниц,    что,   безусловно,   способствовало   бы
незамедлительному внедрению в практику достижений медицинской науки.
     В  целом  установленный  порядок  научной поддержки практического
здравоохранения представляется весьма эффективным. Однако в дальнейшем
следует  в  большей  степени  сконцентрировать  усилия на разработках,
имеющих  конкретизированную  цель и безусловный медико - экономический
эффект от адресного внедрения полученных результатов.

     1.2.2.7. Скорая и неотложная помощь
     В  последние  годы  наблюдается  устойчивый рост объемов работ по
оказанию  скорой и неотложной медицинской помощи населению Москвы. Это
в   первую  очередь  связано  со  сложившейся  в  стране  социально  -
экономической  обстановкой,  характеризующейся  снижением уровня жизни
граждан   и   социальной   незащищенностью  широких  слоев  населения,
обострением   межнациональных   отношений   и  миграцией  значительных
контингентов  населения,  повышением  стрессорности  социальной среды,
обуславливающей    рост    заболеваемости,    травматизма,   эпидемий,
алкоголизма, наркомании и преступности (таблица 8).

                                                             Таблица 8

                      ОБЩИЙ ОБЪЕМ РАБОТЫ ССиНМП

-----------------------------------------------------------------
|Характер выездов          |1994 г.|1995 г.|1996 г. | Динамика  |
|                          |       |       |        | 1995-1996 |
|--------------------------|-------|-------|--------|-----------|
|Выездов по "03", в т.ч.   |1846888|1977687|1986512 |  -0,4%    |
|--------------------------|-------|-------|--------|-----------|
| - к больным с внезапными |       |       |        |           |
|заболеваниями             |1443720|1580853|1577748 |  -0,1%    |
|--------------------------|-------|-------|--------|-----------|
| - к пострадавшим с       |       |       |        |           |
|травмами                  | 206109| 200150| 210052 |  +4,9%    |
|--------------------------|-------|-------|--------|-----------|
| - к пострадавшим с       |       |       |        |           |
|отравлениями              |  20584|  24222|  28453 | +17,5%    |
|--------------------------|-------|-------|--------|-----------|
| - безрезультатные        | 173822| 158208| 153587 |  -2,9%    |
-----------------------------------------------------------------

     Непосредственное   управление   выездными  бригадами  в  процессе
оказания  скорой  и  неотложной  медицинской  помощи  населению города
осуществляют      оперативные      (диспетчерские)      подразделения,
располагающиеся на ССиНМП, региональных и зональных подстанциях.
     В  настоящее  время  диспетчерские  службы,  реализующие  функции
приема  - передачи вызовов и управления бригадами, не автоматизированы
и  работают  в режиме речевой передачи сообщений по телефонным каналам
связи  общего пользования. Все это существенно снижает оперативность и
качество работы службы по следующим причинам:
     - значительные  затраты  времени при "ручной" технологии передачи
вызова для обслуживания выездной бригаде (в среднем от 5 до 10 минут с
момента поступления вызова);
     - нередки  случаи  искажения  информации по параметрам вызова при
последовательной  его  передаче  в  речевом  режиме  между  различными
диспетчерскими службами;
     - отсутствие  у  диспетчерского персонала на любой текущий момент
времени   объективной  информации  по  количеству  и  типам  свободных
выездных   бригад,   что  исключает  возможность  выбора  рациональных
вариантов   обслуживания   вызовов   и   приводит   к   ошибкам  в  их
маршрутизации;
     - отсутствие  возможности  оперативного  получения  информации по
результатам  обслуживания  вызовов для контроля и управления процессом
оказания  экстренной  медицинской  помощи,  а  также  информационно  -
справочного обслуживания населения и заинтересованных служб.
     Актуальной  проблемой  повышения  оперативности  и  эффективности
службы   скорой   медицинской   помощи  является  освобождение  ее  от
выполнения несвойственных данной службе функций - выезды к хроническим
больным и больным с острыми, но не требующими экстренного обслуживания
состояниями.   Способом  решения  данной  проблемы  является  создание
системы  "круглосуточной  неотложной  медицинской  помощи  на  дому" в
амбулаторно - поликлинической сети.

     1.2.2.8.   Состояние   ряда   параклинических   служб   и   парка
оборудования
     В  настоящее  время  имеется  значительное  несоответствие  между
потребностью   в   различных   видах   диагностического   и  лечебного
оборудования,    его    реальным    наличием   в   ЛПУ,   численностью
квалифицированных профильных кадров как медицинских, так и инженерно -
технических.
     Указанное  положение типично практически для всех параклинических
служб   и   не  способствует  ни  улучшению  медицинского  обеспечения
населения,   ни   рациональному   использованию   имеющихся   ресурсов
здравоохранения.    Примером   могут   служить   данные   по   службам
функциональной  диагностики,  лучевой диагностики и рентгенологической
службе:
     - согласно    существующим    нормативам    численность    врачей
функциональной  диагностики устанавливается в количестве 0,5 должности
на 20-25 врачебных должностей, ведущих прием, т.е. в штате поликлиники
может  быть  1  специалист  функциональной диагностики, в то время как
перечень  основных  видов  исследований  с  использованием специальной
аппаратуры   составляет   порядка  10  наименований,  и,  естественно,
эффективность использования дорогостоящего оборудования крайне низка и
оснащать ею поликлиническую сеть экономически невыгодно;
     - в  г.  Москве  имеется 1013 ультразвуковых установок со средней
нагрузкой 3215 исследований на 1 установку в год, при этом: количество
исследований в расчете на одну установку в 1996 г. составило в КДЦ N 4
-  9802,  КДЦ  N 1 - 11876, в то время как в поликлиниках N 29 и N 193
соответственно - 1675 и 1279;
     - эффективность  использования  эндоскопической  аппаратуры, т.е.
соотношение   фактического   использования   прибора   к  должному  по
нормативу,  в  1996 г. колебалась по различным медицинским учреждениям
от 135% до 32%;
     - крайне   негативное  влияние  на  ресурсосбережение  в  области
лучевой  диагностики  оказывает  децентрализация  финансовых  решений,
инерция корпоративных интересов на местах в решении вопросов оснащения
службы  (приобретение  не всегда лучших и соответствующих потребностям
образцов из-за недостаточного профессионализма лиц, формирующих заявки
на закупку оборудования);
     - в  настоящее  время сложилась следующая ситуация: по нормативам
на   1   штатную   единицу   врача   -   рентгенолога  и  1,5  единицы
рентгенолаборанта  выделяется  2  рентгеновских  аппарата.  За вычетом
флюорографии  в среднем производится 8 исследований на одном рентген -
аппарате за рабочий день, на 45-50% ниже нормативных требований;
     - в   городском   здравоохранении   имеется   1062  рентгеновские
установки стационарного типа, из которых 84% работают в одну смену;
     - на  уровне  стационаров  отмечается  70%-процентный  показатель
дублирования рентгеновских исследований и "нулевого" исследования, при
этом 1087 из 2102 рентген - аппаратов и 895 из 1476 штатных должностей
врачей - рентгенологов находятся в поликлиниках;
     - дорогостоящие,   так  называемые  короткоживущие,  радионуклиды
используются    неэффективно   (на   35-40%   от   возможного)   из-за
неудовлетворительной  организации  работы  по многосменному графику на
период поступления препаратов и по предварительной группировке больных
с показаниями к исследованию;
     - замена  устаревшей технологии архивирования рентгендокументации
на   современную,  помимо  рационального  и  удобного  формирования  и
хранения  архива, обеспечила бы возврат в городское хозяйство серебра,
тоннами законсервированного в примитивных и дорогостоящих хранилищах.

     1.2.2.9. Лекарственное обеспечение
     Проблема  лекарственного обеспечения населения не может считаться
решенной.
     Анализ  результатов лекарственного страхования в 1996 г. в Москве
показал,  что  товарооборот  составил  2254796,3 млн. руб., из которых
968013,3  млн.  руб.  - стоимость лекарственных средств, отпущенных по
бесплатным  и  льготным  рецептам.  В то время в 1996 г. поликлиниками
Москвы     было    зарегистрировано    1430240    случаев    временной
нетрудоспособности  по поводу заболеваний, в результате которых потери
составили  19859852  человеко  -  дней,  или  54410  человеко  -  лет.
Численность работающих в Москве - 4963400 человек, население - 8545000
человек.
     Средние  затраты  в  1996  г.  на приобретение лекарств и изделий
медицинского  назначения  на 1 москвича составили, в среднем, 264 тыс.
руб.  Однако  фактически  стоимость  лекарственных  средств  и изделий
медицинского    назначения   в   расчете   на   1   случай   временной
нетрудоспособности  составила  714  тыс.  руб.,  или свыше 50% средней
заработной   платы,   а   средняя   стоимость  лекарственных  средств,
отпущенных  по  бесплатным  и льготным рецептам одному москвичу, - 645
тыс. руб.
     В  1996  г.  индекс  цен  (средняя  стоимость  одного рецепта) на
лекарственные  средства, отпущенные по бесплатным и льготным рецептам,
для  амбулаторного лечения сердечно - сосудистых заболеваний возрос на
57,1%,  гипертонической  болезни  -  на 84,9%, бронхиальной астмы - на
40,6%.  Средняя  стоимость  лекарственных  средств,  отпущенных одному
больному  по  бесплатным  и льготным рецептам в I квартале 1997 г. для
лечения бронхиальной астмы, возросла, по сравнению с IV кварталом 1996
г., на 7,1%, гипертонической болезни - на 12,7%, сердечно - сосудистых
заболеваний - на 10,2%, бронхита и пневмонии - на 9,8%, что в 2-3 раза
выше   темпа   инфляции   за   этот   период.  Следовательно,  нередко
коммерческие  интересы  аптечных учреждений преобладают над интересами
жителей города.
     Следовательно,  существующая децентрализованная система снабжения
лекарственными    средствами    аптечных    предприятий   в   реальных
экономических  условиях  не дает возможности контролировать рост цен и
осуществлять целенаправленную политику по их стабилизации.
     Представляется   необходимой  разработка  и  внедрение  механизма
социальной  защиты  москвичей  от  материального  ущерба,  вызываемого
затратами  на  приобретение  лекарств,  и  снижение  потерь, вызванных
временной  нетрудоспособностью работающего населения. Таким механизмом
является механизм страхования лекарственного обеспечения.
     Переход на модель страхования позволит сформировать экономические
стимулы   для   повседневного   контроля   обоснованности   назначений
медикаментов, осуществлять прогнозирование потребности в лекарственных
средствах (по стоимости и номенклатуре).
     Таким   образом,  оценка  состояния  здоровья  населения  Москвы,
комплексный   анализ  положения  дел  в  городском  здравоохранении  и
неприемлемость  экстенсивного пути ресурсообеспечения отрасли являются
обоснованием  необходимости  создания  Концепции  развития московского
здравоохранения на ближайшую перспективу.

Фрагмент документа "О МЕРАХ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ НА 1998-1999 ГГ. (РЕДАКЦИЯ НА 09.02.1999)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа