ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ОДНОВРЕМЕННО ПРОВЕДЕНА ПРОВЕРКА ДВУХ ТОРГОВЫХ ТОЧЕК ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ПО ВОПРОСУ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22.05.2003 N 54-ФЗ "О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ". ПОСТАНОВЛЕНИЯМИ ИНСПЕКЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ КАК ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО ДВАЖДЫ ПРИВЛЕЧЕНА К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЕ 14.5 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЙ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (ДАЛЕЕ - КОДЕКС) ЗА ПРОДАЖУ ТОВАРОВ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ В УСТАНОВЛЕННЫХ ЗАКОНОМ СЛУЧАЯХ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ МАШИНЫ, ВЫРАЗИВШЕЕСЯ В НЕПРОБИТИИ В ОБОИХ СЛУЧАЯХ ПРОДАВЦАМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ КАССОВОГО ЧЕКА И НЕВЫДАЧЕ ЕГО ПОКУПАТЕЛЮ. ПРАВОМЕРНО ЛИ ИНСПЕКЦИЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ДВАЖДЫ ПРИВЛЕЧЕНА К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УКАЗАННОЕ ВЫШЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ? ПРИМЕНЯЕТСЯ ЛИ В ДАННОМ СЛУЧАЕ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ ЧАСТЬ 2 СТАТЬИ 4.4 КОДЕКСА? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 3 мая 2005 г. N 09-24/31304 (Д) Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон) определено, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Согласно статье 14.5 Кодекса продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда. Согласно статье 7 Закона налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона. Из представленных материалов следует, что 30.03.2005 в 17 час. 28 мин. и 17 час. 35 мин. на основании одного поручения в двух расположенных недалеко друг от друга торговых точках индивидуального предпринимателя проведена проверка. При этом установлено, что при продаже товаров ККМ продавцами не применялась, что является нарушением пункта 1 статьи 2 Закона. При несоблюдении продавцом своих обязательств перед покупателем к административной ответственности привлекается индивидуальный предприниматель, поскольку продавец в данном случае вступает в правоотношение с покупателем от имени индивидуального предпринимателя, т.е. стороной в договоре купли-продажи является именно индивидуальный предприниматель. В соответствии со статьей 2.4 Кодекса административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. В указанной ситуации индивидуальный предприниматель не исполнила свои служебные обязанности по соблюдению вышеуказанных требований законодательства о применении ККТ и не обеспечила применение ККМ продавцами при продаже товаров. Факт совершения предпринимателем административного правонарушения подтверждается актами проверок от 30.03.2005; протоколами об административном правонарушении от 31.03.2005 и 01.04.2005; объяснениями предпринимателя и продавцов, зафиксированными соответственно в протоколах и актах, в которых они не отрицали неприменение ККМ при продаже товаров. Из актов проверок также следует, что для составления протоколов по факту неприменения продавцами ККМ предприниматель вызывалась в Инспекцию на 31.03.2005. Вместе с тем протоколы об административном правонарушении в отношении ее составлены и постановления о привлечении ее к административной ответственности вынесены в разные дни, 31.03.2005 и 01.04.2005. В соответствии с частью 1 статьи 4.4 Кодекса при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Вместе с тем частью 2 статьи 4.4 Кодекса предусмотрено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. В указанной ситуации индивидуальным предпринимателем путем бездействия совершено одно административное правонарушение, выразившееся в неисполнении ею своих служебных обязанностей по соблюдению законодательства о ККТ, повлекшее неприменение ККМ продавцами при продаже товаров 30.03.2005, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 Кодекса. Однако за неприменение ККМ при продаже товаров в двух торговых точках в один и тот же день индивидуальный предприниматель Инспекцией дважды привлечена к административной ответственности с наложением в каждом случае административного штрафа по максимальному пределу в размере 4000 рублей. Следовательно, Инспекцией нарушен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, что является существенным нарушением процессуальных требований, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Таким образом, привлечение Инспекцией повторно 01.04.2005 к административной ответственности индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 14.5 Кодекса неправомерно. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга А.Г. Луканина 3 мая 2005 г. N 09-24/31304 |