ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ РАЗНОГЛАСИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАСЧЕТОВ МЕЖДУ ПОСТАВЩИКАМИ, ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ГАЗА И ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОКАЗЫВАЮЩИМИ УСЛУГИ ПО ТРАНСПОРТИРОВКЕ ГАЗА, ПО ВОПРОСУ УЧЕТА ПОТЕРЬ ГАЗА). Письмо. Федеральная служба по тарифам. 28.06.05 СН-3923/9


                                ПИСЬМО

                    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ

                           28 июня 2005 г.
                             N СН-3923/9

                                 (Д)


     В  целях  урегулирования  разногласий, возникающих при проведении
расчетов      между     поставщиками,     потребителями     газа     и
газораспределительными    организациями,    оказывающими   услуги   по
транспортировке  газа  (далее - ГРО), по вопросу учета потерь газа ФСТ
России дает разъяснения.
     Разница  между  общим объемом газа, поступившим от поставщика (по
данным  узлов  учета  газа,  установленных  на  ГРС),  и объемом газа,
реализованным  потребителям,  в  том  числе населению и ГРО (по данным
приборов  учета  газа  у  потребителей  или в случае их отсутствия или
несоответствия  требованиям  стандартов  - по установленным нормативам
потребления  и/или проектной мощности газоиспользующего оборудования),
образует  разбаланс  газа, который, как правило, обусловлен следующими
причинами:
     а) отклонение объемов фактического потребления газа населением от
утвержденных в установленном порядке нормативов потребления;
     б)   отклонение   объемов   фактического   расхода  газа  ГРО  на
технологические нужды от объема, рассчитанного по действующим нормам и
зафиксированного  в  договоре  поставки  газа на технологические нужды
ГРО;
     в)  проведение  аварийных  работ,  а  также внеплановых ремонтных
работ;
     г)  технологические  потери  газа  в  системах  газораспределения
(эксплуатационные утечки и т.п.);
     д)  погрешность  измерений  установленных  приборов  учета газа у
промышленных  потребителей  и  населения  и  существующие  проблемы  с
приведением измеряемых объемов газа к нормальным условиям;
     е) несоблюдение технологического режима транспортировки газа.
     Не  относится  к  разбалансу  газа  и  далее  не  рассматривается
потребление  газа  ГРО на плановые собственные и технологические нужды
(использование   газа  на  собственных  котельных  и  газопотребляющих
установках,  проведение  регламентных  работ  по  обслуживанию  систем
газоснабжения и т.п.). Указанный объем газа должен оплачиваться ГРО по
отдельному  договору на общих условиях для всех потребителей. При этом
указанные  расходы  в  случае  их обоснованности в части, относимой на
регулируемый вид деятельности, учитываются при установлении тарифов на
услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее -
тарифы) по статье "материальные расходы".
     Ответственность  за  разбаланс газа, обусловленный вышеуказанными
причинами, по мнению ФСТ России, распределяется между поставщиком газа
и ГРО следующим образом.
     На  финансовый результат поставщика газа должны относиться убытки
(прибыль), полученные:
     вследствие отклонения фактического потребления газа населением на
бытовые  нужды от нормативов потребления, утвержденных в установленном
порядке,  ввиду того что возникающие в результате этого потери газа не
являются  потерями  при транспортировке газа. В этом случае ФСТ России
считает   целесообразным  проводить  соответствующую  работу  с  целью
приведения  установленных  нормативов потребления газа к обоснованному
уровню. Кроме того, считаем необходимым проведение работы по внедрению
приборов   учета  газа  у  населения,  в  том  числе  на  ГРП  и  ШРП,
распределяющих газ на жилые микрорайоны;
     вследствие  отклонения  объемов  газа из-за погрешности измерений
установленных  приборов  учета  расхода  газа  на  ГРС, у промышленных
потребителей  и  населения. Погрешность приборов учета определяется на
основании паспортных данных и в соответствии с ГОСТом 8.143-75. В этом
случае  ФСТ  России считает целесообразным в технических соглашениях и
договорах   поставки   газа  предусматривать  механизм  урегулирования
разногласий,   а   также   проводить   необходимую  работу  по  замене
устаревшего оборудования на узлах учета газа.
     Для  целей  определения фактического потребления газа населением,
не    имеющим    приборов    учета,    рекомендуем   использовать   РД
153-39.0-071-01,  утвержденный Приказом Минэнерго России от 04.04.01 N
100.
     Финансовые   потери   от   разбаланса  газа,  вызванного  прочими
причинами,   в   том   числе   несоблюдением  технологического  режима
транспортировки  газа  по  вине  ГРО,  должны относиться на финансовый
результат ГРО с учетом следующих замечаний.
     Объем  газа,  использованный  ГРО  при  локализации  и ликвидации
аварий,   для   проведения  внепланового  отключения  или  подключения
оборудования  или  отдельных участков газопроводов и т.п., должен быть
оплачен   организацией,  по  вине  которой  потребовалось  производить
указанные  работы.  Соответственно  указанные  расходы  не  могут быть
учтены при установлении тарифа ГРО.
     Кроме того, соответствующие расходы по страхованию, в том числе и
объектов газоснабжения на случай аварийных ситуаций, могут быть учтены
при установлении тарифов.
     Объем  технологических  потерь  газа в системах газораспределения
(эксплуатационные утечки и т.п.) и соответственно уровень расходов ГРО
по  этой  статье в целях расчета тарифов ГРО определяется по "Методике
определения   расходов   газа  на  технологические  нужды  предприятий
газового   хозяйства  и  потерь  в  системах  распределения  газа"  РД
153-39.4-079-01,  принятой  и  введенной в действие Приказом Минэнерго
России от 01.08.01 N 231.
     При  этом  необходимо  отметить,  что размер учтенных при расчете
тарифа технологических потерь не может превышать 0,5% - 0,6% от общего
объема транспортировки газа.
     В отношении объемов газа, использованных при ликвидации аварийных
ситуаций,  а  также  связанных  с технологическими потерями, не должен
применяться    тариф    на   услуги   по   транспортировке   газа   по
газораспределительным сетям.
     Одновременно  прошу  считать  информационное письмо ФЭК России от
08.08.2003 N ЮС-2831/9 утратившим силу.

Руководитель
                                                           С.Г.НОВИКОВ
28 июня 2005 г.
N СН-3923/9