ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО, ЗАРЕГИСТРИРОВАННОЕ В КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ДО ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 23.06.2003 N 76-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ", НЕ ПР. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 14.03.05 09-10/15594

            ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО, ЗАРЕГИСТРИРОВАННОЕ В КАЧЕСТВЕ
         ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ДО ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ
        ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 23.06.2003 N 76-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ
            ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О
           ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ", НЕ
          ПРИМЕНЯЕТ ККТ. ВПРАВЕ ЛИ НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ ПРИВЛЕЧЬ
          ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ
          ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЕ 14.5 КОАП РФ, ЕСЛИ ОН НЕ
              ПОДАЛ ДОКУМЕНТЫ НА ПЕРЕРЕГИСТРАЦИЮ В СРОК
                        ДО 1 ЯНВАРЯ 2005 ГОДА?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                           14 марта 2005 г.
                            N 09-10/15594

                                 (Д)


     В  соответствии  с  пунктом  1  статьи  2  Федерального закона от
22.05.2003  N  54-ФЗ  "О  применении  контрольно-кассовой  техники при
осуществлении   наличных   денежных   расчетов   и  (или)  расчетов  с
использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) ККТ, включенная
в  Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном
порядке  всеми  организациями  и индивидуальными предпринимателями при
осуществлении  ими  наличных  денежных  расчетов  и  (или)  расчетов с
использованием  платежных  карт  в случаях продажи товаров, выполнения
работ или оказания услуг.
     Согласно  статье  7  Закона N 54-ФЗ налоговые органы осуществляют
контроль    за    соблюдением    организациями    и    индивидуальными
предпринимателями  требований  законодательства;  проверяют документы,
связанные    с    применением    организациями    и    индивидуальными
предпринимателями  контрольно-кассовой  техники;  получают необходимые
объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении
проверок;  проводят  проверки  выдачи  организациями и индивидуальными
предпринимателями кассовых чеков; налагают штрафы в случаях и порядке,
которые   установлены   КоАП   РФ,  на  организации  и  индивидуальных
предпринимателей, которые нарушают требования законодательства.
     Статьей   14.5   КоАП  РФ  предусмотрено,  что  продажа  товаров,
выполнение   работ   либо   оказание   услуг  организациями,  а  также
гражданами,     зарегистрированными    в    качестве    индивидуальных
предпринимателей,  без  применения в установленных законом случаях ККТ
влечет  наложение  административного штрафа на граждан в размере от 15
до  20 МРОТ, на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ, на юридических лиц
- от 300 до 400 МРОТ.
     Согласно  примечанию  к  статье  2.4  КоАП РФ в случае совершения
административного   правонарушения   в   связи  с  неисполнением  либо
ненадлежащим  исполнением  своих служебных обязанностей индивидуальные
предприниматели несут административную ответственность как должностные
лица, если законом не установлено иное.
     Статьей  2  Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ "О внесении
изменений   и   дополнений  в  Федеральный  закон  "О  государственной
регистрации  юридических  лиц" (далее - Закон N 76-ФЗ) определено, что
документы  о  зарегистрированных ранее индивидуальных предпринимателях
хранятся   в   органах,   осуществлявших  государственную  регистрацию
физических  лиц в качестве индивидуальных предпринимателей до 1 января
2004  года,  являются  частью  федерального  информационного ресурса и
подлежат  передаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию
юридических   лиц   и   индивидуальных   предпринимателей   (далее   -
регистрирующий  орган), до 1 января 2005 года в порядке, установленном
Правительством РФ.
     Физическое  лицо,  зарегистрированное  в качестве индивидуального
предпринимателя до вступления в силу Закона N 76-ФЗ, обязано в срок до
1  января  2005  года  представить  в  регистрирующий  орган  по месту
жительства соответствующие документы (ст. 3 Закона N 76-ФЗ).
     Представление     документов     осуществляется     в    порядке,
предусмотренном  статьей  9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ
"О   государственной  регистрации  юридических  лиц  и  индивидуальных
предпринимателей"  (далее - Закон N 129-ФЗ). Запись о физическом лице,
зарегистрированном   в  качестве  индивидуального  предпринимателя  до
вступления  в  силу  Закона N 76-ФЗ, вносится регистрирующим органом в
единый    реестр    индивидуальных   предпринимателей   на   основании
представленных  в  соответствии с настоящей статьей документов в срок,
предусмотренный  пунктом  1  статьи  8 Закона N 129-ФЗ. Регистрирующий
орган  не позднее одного рабочего дня с момента внесения данной записи
выдает  (направляет)  заявителю документ, подтверждающий факт внесения
записи в ЕГРИП.
     В  случае  неисполнения  физическим  лицом,  зарегистрированным в
качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу Закона N
76-ФЗ,  указанной выше обязанности государственная регистрация данного
лица  в  качестве индивидуального предпринимателя с 1 января 2005 года
утрачивает  силу.  При  этом  данное  лицо после указанной даты вправе
вновь  зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в
порядке, установленном Законом N 129-ФЗ.
     Таким   образом,  в  случае  выявления  налоговым  органом  факта
неприменения ККТ индивидуальный предприниматель, зарегистрированный до
вступления  в силу Закона N 76-ФЗ и не подавший в регистрирующий орган
документы  в  срок  до  1  января 2005 года, а после указанной даты не
зарегистрировавшийся    в    качестве   ПБОЮЛ   вновь,   не   подлежит
ответственности по статье 14.5 КоАП РФ. Поскольку данное лицо утратило
статус индивидуального предпринимателя.
     Однако  физическое  лицо  в данном случае может быть привлечено к
административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.1
КоАП  РФ,  в  соответствии с которой осуществление предпринимательской
деятельности    без    государственной    регистрации    в    качестве
индивидуального  предпринимателя  влечет  наложение  административного
штрафа в размере от 5 до 20 МРОТ.
     В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ГК РФ под предпринимательской
деятельностью  понимается  самостоятельно  осуществляемая на свой риск
деятельность,  направленная  на  систематическое  получение прибыли от
пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания
услуг  лицами,  зарегистрированными  в  этом  качестве в установленном
порядке.
     Пунктом  1  статьи  23  ГК  РФ  определено,  что  граждане вправе
заниматься    предпринимательской    деятельностью   без   образования
юридического  лица  с  момента  государственной регистрации в качестве
индивидуального предпринимателя.
     Таким образом, для применения штрафных санкций к физическому лицу
в   соответствии   с   частью   1  статьи  14.1  КоАП  РФ  за  ведение
предпринимательской  деятельности  без  государственной  регистрации в
качестве  индивидуального  предпринимателя  необходимо установить, что
данное  лицо систематически осуществляло деятельность, направленную на
получение прибыли, то есть не менее двух раз.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                         Н.В. Желудова
14 марта 2005 г.
N 09-10/15594