ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
    

                               РЕШЕНИЕ

                           ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ

                           30 июля 1998 г.
                            N ГКПИ 98-237

                              (ФР 98-38)


     Именем Российской Федерации
     Верховный Суд Российской Федерации в составе
     председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.
     при секретаре                                    Волоховой Н.В.
                                                      Поповой Ю.В.
     с участием прокурора                             Федотовой А.В.

     Рассмотрев в открытом  судебном  заседании  гражданское  дело  по
заявлению государственного  предприятия  "Национальный фонд содействия
инвалидам Российской  Федерации"  о  признании  незаконным  абзаца   6
совместного письма    Министерства    финансов   РФ   N   ОН-03-07   и
Государственной налоговой службы РФ N ВЗ-4-03/31н от  10  апреля  1996
года "О  порядке  освобождения  от  налога  на  добавленную  стоимость
медицинской продукции" в части содержания в нем слов:  "при наличии  и
российских предприятий    (организаций)   соответствующих   лицензий",
установил:
     Заявитель обратился   в  Верховный  Суд  Российской  Федерации  с
указанным выше,  уточненным в суде, требованием, сославшись на то, что
абзац   6  совместного  письма  в  оспариваемой  части  предоставление
предприятиям льгот по уплате данного налога связывает с наличием у них
соответствующих лицензий, что противоречит Закону Российской Федерации
"О налоге на добавленную стоимость" и  нарушает  права  предприятий  и
организаций на получение предусмотренных законом налоговых льгот.
     В судебном  заседании  представитель  заявителя  Татаринов   В.В.
предъявленное требование поддержал только в указанной части.
     Представитель Государственной  налоговой  службы  РФ  Ковалевская
Д.Е., Министерства  финансов РФ Фирсова Н.Г.,  Министерства юстиции РФ
Соловьева Л.В.  и Медова Н.В.  с данным требованием не  согласились  и
просили об оставлении его без удовлетворения,  пояснив при этом о том,
что оспариваемое  заявителем  письмо  никаких  новых  правовых   норм,
дополняющих Закон   Российской  Федерации  "О  налоге  на  добавленную
стоимость", о чем  утверждает  в  суде   представитель  заявителя,  не
содержит, а  лишь констатирует обстоятельства,  при которых может быть
реализовано право  на  получение  налоговых  льгот,   содержащихся   в
действующем на этот счет законодательстве.
     Выслушав объяснения  представителя   заявителей,   представителей
Государственной налоговой   службы  РФ,  Министерства  финансов  РФ  и
Министерства юстиции  РФ,  исследовав  материалы   дела   и   заслушав
заключение прокурора   Генеральной  прокуратуры  Российской  Федерации
Федотовой А.В.,   полагавшей   требования   заявителя   удовлетворить,
Верховный Суд    Российской    Федерации    находит   его   подлежащим
удовлетворению по следующим основаниям.
     В соответствии   с  подпунктом  "у"  пункта  1  статьи  5  Закона
Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от налога  на
добавленную стоимость  освобождаются  платные  медицинские  услуги для
населения, лекарственные средства,  изделия  медицинского  назначения,
протезно-ортопедические изделия и медицинская техника...
     Такое же положение содержится и в пункте 12 Инструкции "О порядке
исчисления и  уплаты  налога  на добавленную стоимость",  утвержденной
Государственной налоговой службой РФ 11  октября  1995  года  N  39  с
последующими изменениями и дополнениями.
     Как установлено судом,  Министерством  финансов  РФ  совместно  с
Государственной налоговой  службой РФ 10 апреля 1996 года было принято
инструктивное письмо "О порядке освобождения от налога на  добавленную
стоимость медицинской  продукции",  из  содержания  абзаца  6 которого
следует, что освобождение  от  налога  на  добавленную  стоимость  при
реализации на   территории   Российской  Федерации  импортных  изделий
медицинской техники,   а   также    протезно-ортопедических    изделий
производится по     перечню,    предусмотренному    для    аналогичных
отечественных изделий,   при   наличии   у   российских    предприятий
(организаций) соответствующих      лицензий      и     регистрационных
удостоверений, выдаваемых по изделиям назначения и медицинской технике
в установленном порядке Минздравмедпромом России...
     Содержащееся в  названном  выше  абзаце   инструктивного   письма
требование о том,  что освобождение от налога на добавленную стоимость
при реализации на территории Российской Федерации медицинской  техники
производится лишь при наличии у российских предприятий соответствующих
лицензий, не вытекает из требований  действующего  законодательства  и
противоречит подпункту  "у"  пункта  1  Закона Российской Федерации "О
налоге на добавленную стоимость",  не связывающим предоставление такой
налоговой льготы с наличием у предприятия соответствующих лицензий.
     По утверждению  представителя  заявителя  названный  выше   Закон
освободил от   уплаты  налога  на  добавленную  стоимость  медицинскую
продукцию, в  том  числе  медицинскую   технику,   а   не   какие-либо
предприятия, организации,  осуществляющие  производство,  закупку  или
продажу медицинской  продукции.  Введение  в  оспариваемом  письме  по
существу дополнительного  основания  для  освобождения  от  налога  на
добавленную стоимость фактически изменило  действующий  на  этот  счет
Закон, в  результате  чего их предприятие из-за отсутствия лицензии на
реализацию 1996 - 1997 годах излишней медицинской техники было  лишено
предусмотренной законом налоговой льготы.
     Указанные выше обстоятельства подтверждены материалами дела и  не
оспаривались   по  существу  представителями  Министерства  финансов.,
Госналогслужбы и Министерства юстиции РФ.
     При таких  обстоятельствах  Верховный  Суд  Российской  Федерации
приходит к выводу о том,  что оспариваемое письмо в указанной части не
может быть признано законным.
     Довод представителей заинтересованных по  делу  лиц  о  том,  что
предусмотренное абзацем  6  настоящего  письма положение о возможности
освобождения от  налога  на  добавленную  стоимость   реализуемой   на
территории РФ   импортной  медицинской  техники  лишь  при  наличии  у
предприятий и  организаций  соответствующей  лицензии,   соответствует
действующему законодательству,  не  может  быть  принят  во  внимание,
поскольку сам Закон "О налоге на добавленную  стоимость"  освобождение
реализуемой медицинской  техники  от  данного  налога  не  связывает с
наличием у предприятий соответствующей лицензии.
     Установление Министерством  финансов  РФ и Госналогслужбой России
дополнительного основания  для  предоставления  льготы  по  налогу  на
добавленную стоимость   фактически  произведено  с  превышением  своих
полномочий и в связи с этим не может быть признано правомерным.
     В случае  необходимости  указанные  федеральными ведомства вправе
были поставить вопрос перед законодателем о внесении такого дополнения
непосредственно в  Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную
стоимость", а не вводить его своим письмом.
     Что касается  ссылки  на  то,  что  деятельность  предприятий  по
реализации импортной  медицинской  техники  должна  осуществляться  на
основании соответствующей лицензии, то отсутствие у них такой лицензии
само по себе не может служить основанием к лишению их налоговых  льгот
ввиду того,  что законом Российской Федерации "О налоге на добавленную
стоимость" такая санкция  не  предусмотрена.  Не  предусмотрено  такой
санкции и  постановлением  Правительства  РФ  от  24 декабря 1994 года
N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности.
     В соответствии   с  действующим законодательством,  в  частности,
статьей 173 ГК РФ сделка,  совершенная юридическим лицом,  не  имеющим
лицензии на  занятие  соответствующей  деятельностью,  не  может  быть
признана при  наличии  указанных   в   данной   статье   обстоятельств
недействительной со всеми вытекающими из этого последствиями.
     На основании изложенного и руководствуясь  статьями  191,  197  и
239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
     заявление государственного   предприятия    "Национальный    фонд
содействия инвалидам Российской Федерации" удовлетворить.
     Признать абзац 6  совместного  письма  Министерства  финансов  РФ
N ОН-03-07  и  Государственной налоговой службы РФ N ВЗ-4-03/31н от 10
апреля 1996 года "О порядке  освобождения  от  налога  на  добавленную
стоимость   медицинской   продукции"  в  части  слов  "при  наличии  и
российских предприятий   (организаций)    соответствующих    лицензий"
незаконным (недействующим) и не подлежащим применению.
     Настоящее решение обжалованию  не  подлежит  и  опротестованию  в
кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его
провозглашения.

Председательствующий - судья
Верховного Суда
Российской Федерации                                     Ю.Д. Редченко
30 июля 1998 г.
N ГКПИ 98-237

Верно:
судья Верховного Суда
Российской Федерации                                         (подпись)
30 июля 1998 г.
N ГКПИ 98-237
    

Печать
2003 - 2017 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru