О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, РЕАЛИЗУЕМЫЕ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН В РАМКАХ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. Письмо. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. 07.10.05 01И-552/05

             О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА,
          РЕАЛИЗУЕМЫЕ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН В РАМКАХ
          СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

                                ПИСЬМО

        ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
                        И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

                          7 октября 2005 г.
                             N 01И-552/05

                    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ

                          6 октября 2005 г.
                             N СН-5930/7

                                 (Д)


     Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от
12  декабря  2004  г.  N  769  "О  мерах по обеспечению лекарственными
средствами    отдельных    категорий   граждан,   имеющих   право   на
государственную  помощь  в  виде  набора социальных услуг" Федеральной
службой  по  надзору  в  сфере  здравоохранения и социального развития
совместно с Федеральной службой по тарифам по вопросам ценообразования
на  лекарственные  средства,  реализуемые по решению врача (фельдшера)
отдельным   категориям   граждан   в  рамках  системы  дополнительного
лекарственного обеспечения (далее - ДЛО), было осуществлено:
     - Приказом    Росздравнадзора    от   27.05.2005   N   1137-Пр/05
зарегистрированы  цены на торговые наименования "Перечня лекарственных
средств, реализуемых по рецепту врача (фельдшера) отдельным категориям
граждан,   имеющим   право  на  получение  государственной  социальной
помощи";
     - Приказом  от  22.12.2004  N 660-Пр/04 "Об установлении торговых
надбавок"   утверждены   предельные   размеры   торговых   надбавок  к
зарегистрированным   ценам   на  лекарственные  средства,  реализуемые
федеральным    льготникам    в    рамках   программы   дополнительного
лекарственного обеспечения.
     В  течение  прошедшего периода 2005 г. по результатам мониторинга
цен   целенаправленно   проводилась   работа   по   снижению   цен  на
лекарственные    средства,   реализуемые   в   рамках   системы   ДЛО.
Рассматривались   все   случаи   появления   в   коммерческой  продаже
лекарственных  средств  льготного  списка,  по ценам более низким, чем
отпускаемых   в   рамках   программы   ДЛО.   Заключены  соглашения  с
отечественными  и  зарубежными  производителями по вопросу сдерживания
цен.  В  соглашениях  указано,  что  цены  на  лекарственные средства,
реализуемые  по  программе  ДЛО, будут не выше цен на те же лекарства,
отпускаемые для коммерческой реализации.
     В  целях  определения  экономической обоснованности установленных
размеров  торговых  надбавок  Росздравнадзор  и ФСТ России запросили у
руководителей  фармацевтических  организаций  и органов исполнительной
власти  субъектов  Российской Федерации данные о расходах, связанных с
реализацией лекарственных средств в рамках программы ДЛО.
     Анализ  представленных  материалов по итогам 1 квартала 2005 года
показал,  что установленные торговые надбавки к ценам на лекарственные
средства,   отпускаемые   федеральным   льготникам,   позволяют   ряду
фармацевтических    организаций   работать   безубыточно,   у   других
фармацевтических организаций работа в системе ДЛО оказалась убыточной.
     Федеральной   службой   по  надзору  в  сфере  здравоохранения  и
социального  развития  совместно с Федеральной службой по тарифам было
подготовлено  совместное  письмо,  в  котором были изложены проблемные
вопросы  ценообразования  в  системе ДЛО, одновременно было предложено
субъектам    Российской   Федерации,   фармацевтическим   организациям
высказать  свое  мнение и представить предложения по изменению системы
ценообразования   в  системе  ДЛО.  Предложения  субъектов  Российской
Федерации  направлены,  в  основном,  на  увеличение торговой надбавки
региональным  субъектам  системы ДЛО (аптекам и региональным складам),
что  может  привести  к  увеличению  стоимости  лекарственных средств,
реализуемых в рамках программы по ДЛО.
     Росздравнадзор и ФСТ России, в составе межведомственной комиссии,
проводили проверку формирования отпускных цен на ряде фармацевтических
предприятий.   Целью   проверки  являлось  установление  достоверности
представленных  материалов  для регистрации цен в Росздравнадзор и ФСТ
России. При проверке были выявлены факты несоответствия представленных
для  регистрации цен показателей фактическим показателям хозяйственной
деятельности фармацевтических предприятий.
     В  ходе реализации системы по ДЛО в рамках Федерального закона от
22.08.2004 N 122-ФЗ выявился ряд особенностей и проблем:
     - в ряде субъектов Российской Федерации размеры торговых надбавок
(комиссионного   вознаграждения)   не   покрывают   расходы   аптечных
учреждений по организации процесса по ДЛО;
     - в ряде субъектов Российской Федерации размеры торговых надбавок
не   покрывают   расходы  на  реализацию  наркотических  лекарственных
средств;
     - отсутствует  механизм  по распределению торговых надбавок между
фармацевтическими  организациями,  региональными  оптовыми  складами и
аптечными учреждениями на различных этапах реализации программы ДЛО;
     - требует   совершенствования   порядок   формирования   цен   на
лекарственные средства, реализуемые в рамках программы по ДЛО.
     Росздравнадзор и ФСТ России считают, что в 2006 году на улучшение
деятельности  фармацевтических  и  аптечных организаций, участвующих в
программе по ДЛО, окажут влияние следующие факторы:
     1. Завершение отлаживания системы дистрибуции и логистики, чему в
большей   степени   будет  способствовать  проведение  конкурса  среди
фармацевтических  организаций  на  право  осуществлять гарантированное
лекарственное  обеспечение  в рамках реализации Федерального закона от
22.08.2004 N 122-ФЗ.
     2. Завершение процесса автоматизации участников системы ДЛО.
     3.  Стабилизация  системы  расчетов  за  отпущенные лекарственные
средства.
     4.  Накопление  статистических данных о потреблении лекарственных
средств  у  фармацевтических  и аптечных организаций и переход на всех
уровнях  к  более  качественному  составлению  заявок  по  определению
потребности при отдельных видах заболеваний (гемофилия, диабет и пр.),
налаживание  адресной  помощи  пациентам,  а  также  отработка во всех
субъектах Российской Федерации системы управления товарными запасами.
     Учитывая  вышеизложенное,  Федеральная  служба по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития совместно с Федеральной службой
по тарифам Российской Федерации считают целесообразным:
     1. Ввести раздельный учет расходов.
     Во  всех  фармацевтических и аптечных организациях, участвующих в
программе  ДЛО, для определения объективной величины затрат, связанных
с  реализацией  программы  по ДЛО, целесообразно вести раздельный учет
затрат.   При   этом   следует   относить  к  расходам  на  реализацию
лекарственных  средств  в  системе  ДЛО  только  те  затраты,  которые
непосредственно связаны с этой деятельностью.
     2.   Ввести   повышающий   коэффициент  к  торговой  надбавке  на
наркотические лекарственные средства.
     На  основании  данных,  полученных  от  ряда субъектов Российской
Федерации,   было   установлено,  что  размеры  торговых  надбавок  не
покрывают расходы на реализацию наркотических лекарственных средств.
     Росздравнадзор  и  ФСТ  России  в  соответствии  с  предложениями
органов   исполнительной   власти   субъектов   Российской   Федерации
пересмотрят  величину торговой надбавки на данную группу медикаментов,
реализуемых  по  программе  ДЛО.  Изменение величины торговых надбавок
будет   осуществлено   по  аптечным  учреждениям,  занятым  в  отпуске
населению  наркотических  лекарственных средств, в зависимости от доли
отпуска   указанной  группы  медикаментов  в  общем  обороте  льготных
лекарственных средств.
     3.  Усовершенствовать  порядок  распределения  торговой  надбавки
между участниками системы ДЛО.
     По  мнению  Росздравнадзора и ФСТ России, решение о распределении
торговой   надбавки   между   участниками   программы  по  ДЛО  должно
приниматься  коллегиально  с  участием  всех заинтересованных сторон и
должно быть зафиксировано в договорных отношениях.
     При  возникновении разногласий между участниками программы по ДЛО
о  распределении  торговой  надбавки  целесообразно  учитывать  мнение
администраций  субъектов  Российской  Федерации и принимать решение по
урегулированию разногласий с учетом оценки финансовой нагрузки каждого
участника  программы по ДЛО (финансирование приобретения лекарственных
средств, транспортные и складские расходы, коммерческие риски и т.д.).
     4.   Рекомендации   по   формированию   цен   производителей   на
лекарственные средства по ДЛО.
     Росздравнадзор   и  ФСТ  России  считают,  что  формирование  цен
производителей  на  лекарственные средства по ДЛО производитель должен
осуществлять  путем  прямого  счета  по статьям калькуляций, исходя из
экономически обоснованных затрат.
     В   зависимости   от   соотношения   в  структуре  цен  стоимости
собственных работ, сырья, материалов и покупных изделий, необходимости
в   инвестициях   в  основные  и  оборотные  средства,  потребности  в
финансировании  для  погашения кредитов, займов и процентов по ним при
формировании цен производителей на лекарственные средства по ДЛО может
применяться норматив рентабельности, не превышающий 25%.
     Исходя  из  вышеуказанных  принципов  Росздравнадзор и ФСТ России
переработают формы, представляемые производителями для регистрации цен
на лекарственные средства по ДЛО.

Руководитель Федеральной
службы по надзору в сфере
здравоохранения и социального
развития
                                                           Р.У.ХАБРИЕВ
7 октября 2005 г.
N 01И-552/05

Руководитель
Федеральной службы по тарифам
                                                           С.Г.НОВИКОВ
6 октября 2005 г.
N СН-5930/7