АДМИНИСТРАТОР ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРА НЕ ПРОБИЛ КАССОВЫЙ ЧЕК И НЕ ВЫДАЛ ЕГО ПОКУПАТЕЛЮ. ВПРАВЕ ЛИ ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕЧЬ ОРГАНИЗАЦИЮ И ЕЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 14.5 КОАП РФ?. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 27.02.06 09-24/14646

             АДМИНИСТРАТОР ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРА
          НЕ ПРОБИЛ КАССОВЫЙ ЧЕК И НЕ ВЫДАЛ ЕГО ПОКУПАТЕЛЮ.
            ВПРАВЕ ЛИ ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕЧЬ ОРГАНИЗАЦИЮ И ЕЕ
              ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА К АДМИНИСТРАТИВНОЙ
              ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ
                            14.5 КОАП РФ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                          27 февраля 2006 г.
                            N 09-24/14646

                                 (Д)


     В  соответствии  с  пунктом  1  статьи  2  Федерального закона от
22.05.2003  N  54-ФЗ  "О  применении  контрольно-кассовой  техники при
осуществлении   наличных   денежных   расчетов   и  (или)  расчетов  с
использованием    платежных    карт"   (далее   -   Закон   N   54-ФЗ)
контрольно-кассовая  техника,  включенная  в  государственный  реестр,
применяется   на   территории   РФ   в   обязательном   порядке  всеми
организациями  и  индивидуальными  предпринимателями при осуществлении
ими  наличных  денежных  расчетов  и  (или)  расчетов с использованием
платежных  карт  при  продаже  товаров,  выполнении работ или оказании
услуг.
     В  статье  5  Закона  N  54-ФЗ предусмотрено, что организации (за
исключением  кредитных  организаций) и индивидуальные предприниматели,
применяющие  ККТ,  обязаны в том числе выдавать покупателям (клиентам)
при  осуществлении  наличных  денежных  расчетов  и  (или)  расчетов с
использованием   платежных  карт  в  момент  оплаты  отпечатанные  ККТ
кассовые чеки.
     Как  следует  из  представленных  материалов,  на момент проверки
филиала  организации торговая деятельность осуществлялась. При продаже
товара  стоимостью  1100  руб.  администратор  фирмы  получил денежную
наличность в сумме 1100 руб., однако кассовый чек по ККТ не отпечатал,
что является нарушением пункта 1 статьи 2 и статьи 5 Закона N 54-ФЗ.
     Согласно  статье  14.5  КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ
либо  оказание  услуг  в организациях торговли либо иных организациях,
осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих
услуги,   а   равно   гражданами,   зарегистрированными   в   качестве
индивидуальных   предпринимателей,   без  применения  в  установленных
законом  случаях  ККТ  влечет  наложение  административного  штрафа на
граждан  в  размере от 15 до 20 МРОТ; на должностных лиц - от 30 до 40
МРОТ; на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ.
     При   несоблюдении   работником  обязательств  перед  клиентом  к
административной  ответственности  привлекается предприятие, поскольку
работник в данном случае вступает в правоотношение с клиентом от имени
организации, то есть стороной в договоре купли-продажи является именно
организация.
     В  части  3  статьи  2.1  КоАП  РФ  предусмотрено, что назначение
административного   наказания  юридическому  лицу  не  освобождает  от
административной  ответственности  за  данное  правонарушение виновное
физическое  лицо,  равно  как  и  привлечение  к  административной или
уголовной   ответственности   физического   лица   не  освобождает  от
административной  ответственности за данное правонарушение юридическое
лицо.
     В  соответствии  с  частью  2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо
признается  виновным  в  совершении  административного правонарушения,
если  будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения
правил  и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ
предусмотрена  административная  ответственность,  но  данным лицом не
были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
     В  данном случае организация не приняла все зависящие от нее меры
по  соблюдению указанных выше требований законодательства о применении
ККТ и не обеспечила применение ККТ при осуществлении наличных денежных
расчетов.
     Факт  совершения  административного правонарушения подтверждается
актом   проверки,   протоколом   об  административном  правонарушении,
Z-отчетом,  снятым  в  ходе  проверки  с  кассового  аппарата, актом о
проверке  наличных  денежных  средств кассы по форме N КМ-9, в котором
зафиксирован  факт  установления  излишков денежных средств в кассе на
сумму 1100 руб., объяснениями администратора организации, в которых он
указал, что, работая в этой должности, кассовый чек на указанную сумму
не  пробил.  При  ознакомлении  с  поручением о проведении проверки, а
также  при  составлении акта и протокола он также указал, что является
администратором  филиала  указанной  организации.  При  ознакомлении с
актом  проверки  отразил, что возражений по выявленному правонарушению
не имеет.
     В этой связи доводы генерального директора организации о том, что
на  момент проверки и вынесения постановления администратор не являлся
работником организации, несостоятельны.
     Таким   образом,   привлечение   организации  к  административной
ответственности в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ правомерно.
     Вместе  с  тем в соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо,
привлекаемое   к   административной  ответственности,  не  может  быть
подвергнуто    административному   наказанию   и   мерам   обеспечения
производства  по  делу об административном правонарушении иначе как на
основаниях и в порядке, установленных законом.
     Согласно   части   1   статьи   2.1   КоАП   РФ  административным
правонарушением    признается    противоправное,   виновное   действие
(бездействие)   физического  лица,  за  которое  КоАП  РФ  установлена
административная ответственность.
     Должностными  лицами  юридического  лица  являются руководители и
другие   работники  юридического  лица,  совершившие  административные
правонарушения  в  связи с выполнением организационно-распорядительных
или административно-хозяйственных функций (ст. 2.4 КоАП РФ).
     Однако  данные, свидетельствующие о том, что генеральный директор
организации   не  исполнил  или  ненадлежащим  образом  исполнил  свои
служебные обязанности, в материалах дела отсутствуют.
     Следовательно,   отсутствует   вина   генерального   директора  в
неприменении  ККТ  администратором  организации при продаже указанного
выше товара.
     Таким  образом,  привлечение генерального директора организации к
административной  ответственности  в соответствии со статьей 14.5 КоАП
РФ   неправомерно,   поскольку  в  его  действиях  отсутствует  состав
административного правонарушения.

Руководитель Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                         Н.В. Синикова
27 февраля 2006 г.
N 09-24/14646