О ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ. Письмо. Департамент здравоохранения Москвы. 22.02.07 31/19

            О ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
          И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ
        УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

                                ПИСЬМО

                  ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКВЫ

                          22 февраля 2007 г.
                               N 31/19

                                 (Д)


     В  связи  с  обращениями  руководителей  лечебно-профилактических
учреждений  города  с  просьбой дать разъяснение по отдельным вопросам
использования   наркотических   средств   и   психотропных  веществ  в
лечебно-профилактических    учреждениях,    во    исполнение    письма
Министерства   здравоохранения   и   социального  развития  Российской
Федерации   от  20.12.2006  N  6811-ВС  и  в  целях  совершенствования
организации   работы   по  учету,  хранению,  назначению,  уничтожению
наркотических средств Департамент здравоохранения разъясняет следующие
положения  Инструкции  о  порядке  приобретения,  перевозки, хранения,
учета,  отпуска,  использования  и уничтожения наркотических средств и
психотропных  веществ,  внесенных в список II, и психотропных веществ,
внесенных  в  список  III,  в  соответствии  с  Федеральным законом "О
наркотических     средствах     и     психотропных     веществах"    в
лечебно-профилактических   учреждениях  Департамента  здравоохранения,
объявленной приказом Департамента от 25.05.2004 N 257.
     1.  Пункт  1. Экспертное заключение Постоянного комитета контроля
наркотиков  (ПККН)  на  право деятельности с наркотическими средствами
(НС) и психотропными веществами (ПВ) действительно на весь срок работы
лечебно-    профилактического    учреждения.   При   изменении   места
расположения учреждения оформляется новое заключение ПККН.
     2. Пункт 2.
     В  типовом трудовом договоре или дополнительно к нему оформляется
трудовой договор по допуску специалиста к работе с НС и ПВ, где должны
быть оговорены взаимные обязательства сторон, а именно:
     - администрация  учреждения  обязана в письменном виде ознакомить
сотрудника с существующими нормативными документами, регламентирующими
работу   с   наркотическими  средствами  и  психотропными  веществами;
административной  и  уголовной  ответственностью  за нарушения порядка
работы с ними; обеспечить условия работы в соответствии с действующими
приказами;
     - работник  обязан осуществлять работу с НС и ПВ в соответствии с
действующими  приказами,  проходить  медицинское освидетельствование в
установленные   сроки,  своевременно  представлять  сведения  о  себе,
препятствующие работе с НС и ПВ;
     - в заключительной части договора оговаривается в письменном виде
согласие  работника  на работу с НС и ПВ, административная и уголовная
ответственность за нарушения этой работы.
     Допуск  к  работе  с  НС и ПВ не разрешается лицам, не являющимся
сотрудниками  ЛПУ (студенты, клинические ординаторы, сотрудники кафедр
и др.).
     При  приеме на работу новых сотрудников, допущенных к работе с НС
и  ПВ,  приказом  утверждаются  дополнения  к списку лиц, допущенных к
работе  с НС и ПВ, утвержденных приказом по учреждению на начало года.
В  данный  список  вносится  информация  об  уволенных  сотрудниках  с
указанием номера приказа об увольнении.
     В  окружное управление Федеральной службы по контролю за оборотом
наркотических   средств   и  психотропных  веществ  по  городу  Москве
направляется  запрос  на  каждого  сотрудника  по  мере поступления на
работу, а не списком - ежемесячно или ежеквартально.
     3. Пункт 3.
     Ежемесячно  юридические  лица (и их структурные подразделения при
наличии  отдельного  баланса  товарно-материальных ценностей) проводят
инвентаризацию. Приказом по учреждению утверждается инвентаризационная
комиссия.  Инвентаризация  проводится  в  соответствии  с требованиями
статьи  38  Федерального  закона  от  08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических
средствах  и  психотропных  веществах",  приказом  Минфина  России  от
13.06.95  N 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации
имущества   и  финансовых  обязательств",  постановлением  Госкомстата
России от 18.08.98 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной
учетной  документации по учету кассовых операций, по учету результатов
инвентаризации"   с  оформлением  описных  инвентаризационных  листов,
выведением  остатков  наркотических  средств  и психотропных веществ в
суммовом  выражении.  Членами комиссии являются лица, имеющие допуск к
работе  с  НС  и  ПВ  (в  состав комиссии входит работник бухгалтерии,
допущенный в установленном порядке к работе с НС и ПВ).
     Товарно-материальный  баланс  составляется  в аптеке (за подписью
заведующим аптекой) и в отделениях (за подписью заведующего отделением
и  старшей  медсестры),  в  котором должны быть отражены: остаток на 1
число  предыдущего  месяца,  приход  и  расход  в  предыдущем месяце и
остаток на 1 число текущего месяца.
     Все  журналы  регистрации операций, связанные с оборотом НС и ПВ,
учетом  рецептурных  бланков,  при  продолжении их ведения в следующем
календарном году заверяются повторно подписью главного врача и круглой
печатью.
     4. Пункт 4.1.
     Копии  требований  в  аптеке  и отделениях на НС и ПВ брошюруются
ежемесячно.  В  аптеке хранятся копии счетов-фактур, сброшюрованных по
годам. Срок хранения - 10 лет.
     При ежемесячной проверке журналов регистрации операций, связанных
с  оборотом  НС  и  ПВ,  лицом,  осуществляющим  контроль  за ведением
журналов,   делается  запись  о  соответствии  книжных  и  фактических
остатков с указанием их количества, о наличии или отсутствии замечаний
по ведению журналов.
     Допуск  к  сейфу в аптеке, где хранятся НС и ПВ, имеет одно лицо,
осуществляющее отпуск НС и ПВ в отделения.
     5.  Пункты  4.1,  5.4.  Все  сейфы,  в  которых хранятся НС и ПВ,
рецептурные  бланки и использованные ампулы из под НС и ПВ должны быть
пронумерованы.  Места и условия хранения НС и ПВ, использованных ампул
и  специальных  рецептурных  бланков  оговариваются в приказе главного
врача с ЛПУ с указанием номеров сейфов.
     6.  Пункт  5.1.  При  необходимости  изменения  месячного  запаса
специальных  рецептурных бланков в поликлинике издается дополнительный
приказ главного врача.
     7.  Вопрос обеспечения наркотическими средствами одиноких больных
решается в индивидуальном порядке УЗ округа.
     8.    В    случае    невозврата   родственниками   или   больными
неиспользованных  НС,  специальных рецептурных бланков, использованных
ампул   информация   об   этом   направляется  в  окружное  управление
Федеральной  службы  по  контролю  за оборотом наркотических средств и
психотропных  веществ  по  городу  Москве. (В случае смерти больного -
справка о смерти выдается.)
     9.   Назначение   наркотических   средств,  психотропных  веществ
осуществляется по согласованию с заведующим отделением, а в экстренных
случаях   -   с   ответственным  дежурным  врачом  или  другим  лицом,
уполномоченным   приказом   главного  врача  лечебно-профилактического
учреждения (основание: приказ МЗ РФ от 23.08.99 N 328).
     10.  При  закрытии  родильного дома на мойку на основании приказа
главного  врача в присутствии комиссии по приему НС и ПВ в ЛПУ остатки
неиспользованных   наркотических   средств   и   психотропных  веществ
опечатываются  и  по  акту  вместе с журналами регистрации операций по
оборотам  НС  и  ПВ  сдаются  на  хранение  в сейф главной медицинской
сестры.
     В   акте   указывается,   из  какого  структурного  подразделения
передаются  на  хранение  НС и ПВ, их количество, указываются журналы,
передаваемые  на хранение. Акт составляется за подписями руководителей
данных  структурных  подразделений  и  членов  комиссии по контролю за
учетом,  хранением,  назначением  НС  и  ПВ.  При возобновлении работы
родильного  дома  НС  и  ПВ  подлежат  по аналогичному акту возврату в
отделение.
     11.  Согласно  правилам  ведения  и хранения специальных журналов
регистрации  операций,  связанных  с  оборотом  наркотических средств,
психотропных   веществ  и  их  прекурсоров,  приобретение  прекурсоров
рекомендуем оформлять в день приема отметкой в приходной части журнала
регистрации  операций  (графы  3,  5).  В  случае если расход (отпуск,
реализация   или  использование  в  медицинских  и  научных  целях,  в
экспертной  деятельности)  за  месяц таких прекурсоров как перманганат
калия,  ацетон,  серная  и  соляная  кислоты  (всех  концентраций)  не
превышает  10  кг,  ежедневная отметка в журнале регистрации операций,
связанных   с  оборотом  прекурсоров,  не  производится.  В  графе  14
расходной  части  журнала  отмечается  общий  расход за месяц, который
определяется  на  основании  подтверждающих документов (чековая лента,
лабораторно-фасовочный  журнал, журнал проведения исследований и др.).
Подшивка  расходных  документов  в этом случае не производится. Письмо
направляется для информации и руководства в работе.

Руководитель Департамента
здравоохранения города Москвы
                                                      А.П. Сельцовский
22 февраля 2007 г.
N 31/19

                                                           Согласовано
Начальник Управления
Федеральной службы Российской Федерации
по контролю за оборотом наркотиков
                                                        В.Л. Хворостян