НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ В ЦЕЛЯХ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ, А Т. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 24.04.07 22-08/037837@

                  НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ В ЦЕЛЯХ ПРОВЕРКИ
     СОБЛЮДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ
      ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ
             ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ
          И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ,
           А ТАКЖЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВА
      И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ
             ПРОДУКЦИИ ПРОВОДЯТ КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.
           РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ЛИ ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
                ОТ 08.08.2001 N 134-ФЗ "О ЗАЩИТЕ ПРАВ
          ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
         ПРИ  ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)"
                  НА ДАННЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ?

                                ПИСЬМО

               УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
                             ПО Г. МОСКВЕ

                          24 апреля 2007 г.
                           N 22-08/037837@

                                 (Д)


     На  основании пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001
N   134-ФЗ   "О   защите   прав   юридических   лиц  и  индивидуальных
предпринимателей  при  проведении государственного контроля (надзора)"
(далее  -  Закон  N  134-ФЗ) положения данного Закона не применяются к
отношениям, связанным с проведением, в частности, налогового контроля.
     Согласно  статье  2  Налогового  кодекса  РФ  законодательство  о
налогах  и  сборах  регулирует  властные  отношения  по  установлению,
введению  и  взиманию  налогов  и  сборов  в  РФ,  а  также отношения,
возникающие  в процессе осуществления налогового контроля, обжалования
актов  налоговых  органов, действий (бездействия) их должностных лиц и
привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
     Федеральный   закон   от   22.05.2003   N   54-ФЗ  "О  применении
контрольно-кассовой   техники   при  осуществлении  наличных  денежных
расчетов  и  (или)  расчетов с использованием платежных карт" (далее -
Закон    N   54-ФЗ)   регулирует   правоотношения,   возникающие   при
осуществлении   наличных   денежных   расчетов   и  (или)  расчетов  с
использованием   платежных  карт  при  проведении  торговых  операций,
выполнении работ или оказании услуг.
     Федеральный   закон  от  22.11.95  N  171-ФЗ  "О  государственном
регулировании  производства  и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей  продукции"  (далее  -  Закон  N  171-ФЗ)  регулирует
правоотношения,  возникающие  при осуществлении производства и оборота
указанной  продукции,  в  том  числе  розничной  продажи алкогольной и
спиртосодержащей продукции.
     Таким   образом,   законодательство   РФ   о   применении  ККТ  и
законодательство  в  области  производства и оборота этилового спирта,
алкогольной  и  спиртосодержащей  продукции регулируют правоотношения,
которые   не   относятся   к  налоговым.  Следовательно,  контроль  за
соблюдением  налогоплательщиками  указанных  выше  законодательств  не
относится к налоговому контролю.
     Вместе   с   тем   согласно   статье   2   Закона  N  134-ФЗ  под
государственным контролем (надзором) в целях данного Закона понимается
проведение  проверки  выполнения  юридическим лицом или индивидуальным
предпринимателем   при   осуществлении  их  деятельности  обязательных
требований  к  товарам  (работам, услугам), установленных федеральными
законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми
актами.
     На основании статьи 7 Закона N 54-ФЗ налоговые органы:
     - осуществляют    контроль   за   соблюдением   организациями   и
индивидуальными предпринимателями требований Закона N 54-ФЗ;
     - осуществляют  контроль за полнотой учета выручки в организациях
и у индивидуальных предпринимателей;
     - проверяют  документы,  связанные  с применением организациями и
индивидуальными    предпринимателями    ККТ,    получают   необходимые
объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении
проверок;
     - проводят   проверки   выдачи  организациями  и  индивидуальными
предпринимателями кассовых чеков;
     - налагают  штрафы в случаях и порядке, установленных КоАП РФ, на
организации   и   индивидуальных  предпринимателей,  которые  нарушают
требования Закона N 54-ФЗ.
     Полномочия   налоговых   органов  по  осуществлению  контроля  за
соблюдением      требований      законодательства     о     применении
контрольно-кассовой  техники  предусмотрены  статьей  7  Закона  РФ от
21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".
     В  соответствии  со  статьей  23  Закона N 171-ФЗ государственный
контроль   за   производством,  оборотом,  качеством  и  безопасностью
этилового    спирта,   алкогольной   и   спиртосодержащей   продукции,
соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных
соответствующими     лицензиями,     осуществляется    уполномоченными
федеральными  органами  исполнительной власти, органами исполнительной
власти субъектов РФ в пределах их компетенции.
     Согласно  пункту  1  Положения  о  Федеральной  налоговой службе,
утвержденного  постановлением  Правительства  РФ  от 30.09.2004 N 506,
Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом
исполнительной  власти, осуществляющим функции в том числе по контролю
и  надзору за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции.
     Служба  и  ее  территориальные  органы  -  управления  Службы  по
субъектам  РФ,  межрегиональные  инспекции Службы, инспекции Службы по
районам,  районам  в городах, городам без районного деления, инспекции
Службы  межрайонного уровня составляют единую централизованную систему
налоговых органов.
     Таким    образом,   государственный   контроль   за   соблюдением
законодательства  о применении ККТ при осуществлении наличных денежных
расчетов  и (или) расчетов с использованием платежных карт, а также за
соблюдением   законодательства   в   области  производства  и  оборота
алкогольной   и   спиртосодержащей   продукции   не  включает  в  себя
мероприятия    по    проверке   соблюдения   юридическими   лицами   и
индивидуальными  предпринимателями  обязательных  требований к товарам
(работам, услугам).
     Следовательно,  Закон N 134-ФЗ не распространяется на контрольные
мероприятия,  проводимые  налоговыми  органами  как  в  целях проверки
соблюдения    организациями    и   индивидуальными   предпринимателями
законодательства  о применении ККТ при осуществлении наличных денежных
расчетов  и  (или)  расчетов с использованием платежных карт, так и за
соблюдением   законодательства   в   области  производства  и  оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
     Основание: письмо МНС России от 21.12.2001 N ШС-6-14/967.

Заместитель руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы 2-го класса
                                                          Т.А. Пыхтина
24 апреля 2007 г.
N 22-08/037837@