ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩИХ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА ДЛЯ НУЖД ГОРОДА МОСКВЫ. Распоряжение. Департамент г. Москвы по конкурентной политике. 31.08.09 70-10-25/9

Оглавление


Страницы: 1  2  



            ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩИХ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
           ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА ДЛЯ НУЖД
                            ГОРОДА МОСКВЫ

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

            ДЕПАРТАМЕНТ Г. МОСКВЫ ПО КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКЕ

                          31 августа 2009 г.
                             N 70-10-25/9

                                 (Д)

     
     В целях  совершенствования  методики  размещения  государственных
заказов для нужд города Москвы:
     1. Утвердить  Общие  методические  рекомендации  при   размещении
государственного   заказа  для  нужд  города  Москвы  (далее  -  Общие
методические рекомендации) (приложение 1).
     2. Утвердить   Структуру   и   перечень   сведений,  используемых
отраслевыми департаментами,  при  разработке  отраслевых  методических
рекомендаций,    связанных    со   спецификой   отраслевых   предметов
государственного заказа для нужд города Москвы (далее  -  Структура  и
перечень   сведений,   используемых  отраслевыми  департаментами,  при
разработке отраслевых методических рекомендаций) (приложение 2).
     3. Установить,   что   утвержденные   руководителями   отраслевых
департаментов  и  согласованные  с  Департаментом  города  Москвы   по
конкурентной  политике  отраслевые  методические рекомендации являются
приложениями к настоящему распоряжению руководителя Департамента.
     4. Государственным   заказчикам   с   момента  выхода  настоящего
распоряжения при размещении государственного заказа  для  нужд  города
Москвы  руководствоваться утвержденными настоящим распоряжением Общими
методическими  рекомендациями  (пункт  1),   Структурой   и   перечнем
сведений,  используемых  отраслевыми  департаментами,  при  разработке
отраслевых методических рекомендаций (пункт 2).
     5. В  связи  с изменением законодательства Российской Федерации о
размещении  государственных  заказов,   несоответствием   методических
рекомендаций,    связанных    с   отраслевой   спецификой   размещения
государственного  заказа  для   нужд   города   Москвы,   действующему
законодательству  Российской  Федерации  о  размещении государственных
заказов  государственным   заказчикам   по   списку   (приложение   3)
рекомендуется   в   трехмесячный   срок  после  подписания  настоящего
распоряжения разработать,  утвердить и  направить  на  согласование  в
Департамент   города  Москвы  по  конкурентной  политике  методические
рекомендации,   связанные   с   отраслевой    спецификой    размещения
государственного  заказа  для  нужд  города  Москвы,  для включения их
приложениями к настоящему распоряжению.
     6. Начальнику  Организационного  управления  Департамента  города
Москвы по конкурентной политике Чаловой И.Н. в трехдневный срок со дня
подписания   настоящего  распоряжения  в  соответствии  со  статьей  3
Федерального закона от 17 июля 2009 г.  N 172-ФЗ "Об антикоррупционной
экспертизе   нормативных  правовых  и  проектов  нормативных  правовых
актов",  статьей 9.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1
"О  прокуратуре Российской Федерации" направить настоящее распоряжение
на антикоррупционную экспертизу в Прокуратуру города Москвы.
     7. Начальнику  Отдела  пресс-службы  и коммуникационной стратегии
Департамента города Москвы по конкурентной политике Кочетковой А.В.  в
трехдневный  срок со дня подписания настоящего распоряжения разместить
его на официальном сайте города Москвы в сети Интернет для  размещения
информации о размещении государственного заказа города Москвы (адрес в
сети Интернет: www.tender.mos.ru) и в справочных правовых системах.
     8. При  изменении  законодательства  в  сфере  размещения заказов
начальнику Управления организации проведения торгов Кочеткову  П.А.  в
месячный   срок   разрабатывать  и  вносить  предложения  по  внесению
изменений в настоящее распоряжение.
     9. Контроль  за  исполнением настоящего распоряжения возложить на
начальника  Управления  организации  проведения  торгов   Департамента
города Москвы по конкурентной политике Кочеткова П.А.
     
Руководитель Департамента
                                                           Г.В. Дегтев
31 августа 2009 г.
N 70-10-25/9
     
     
                                                          Приложение 1
                                                        к распоряжению
                                            Департамента города Москвы
                                              по конкурентной политике
                                                 от 31 августа 2009 г.
                                                          N 70-10-25/9
     
                   ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
           ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА ДЛЯ НУЖД
                            ГОРОДА МОСКВЫ
     
     1. Общие     методические     рекомендации     при     размещении
государственного   заказа  для  нужд  города  Москвы  (далее  -  Общие
методические  рекомендации)  разработаны  в  целях   совершенствования
порядка размещения государственного заказа для нужд города Москвы.
     2. Общие методические рекомендации разработаны в  соответствии  с
требованиями,  установленными Федеральными законами от 21 июля 2005 г.
N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров,  выполнение  работ,
оказание  услуг  для  государственных  и  муниципальных нужд" (далее -
Закон о размещении заказов) и от 26 июля 2006 г.  N 135-ФЗ  "О  защите
конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и иными нормативными
правовыми  актами  Российской  Федерации  и  города  Москвы  в   сфере
размещения заказов.
     3. В соответствии с частью  2  статьи  4  Конституции  Российской
Федерации  федеральные  законы  имеют  верховенство на всей территории
Российской Федерации.
     Согласно части  1  статьи  76 Конституции Российской Федерации по
предметам  ведения  Российской   Федерации   принимаются   федеральные
конституционные  законы и федеральные законы,  имеющие прямое действие
на всей территории Российской Федерации.
     В соответствии  с  частью  1 статьи 2 Закона о размещении заказов
законодательство  Российской  Федерации  основывается  на   положениях
указанного   Закона,   Гражданского   кодекса   Российской  Федерации,
Бюджетного кодекса Российской Федерации и  иных  федеральных  законов,
регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.
     Учитывая, что в Законе о размещении заказов норм, предоставляющих
право  органам  государственной  власти субъектов Российской Федерации
осуществлять  функции,  кроме  перечисленных  в  данном   Законе,   не
установлено,  вопросы  нормативного  регулирования  размещения заказов
относятся к ведению Российской Федерации.
     4. В   целях   развития  конкуренции,  повышения  прозрачности  и
эффективности размещения государственного заказа,  а также  надежности
его результатов, учитывая административноуправленческие, экономические
и  технические  условия  деятельности  органов  исполнительной  власти
города  Москвы  при  размещении заказов,  Департамент города Москвы по
конкурентной политике рекомендует  государственным  заказчикам  города
Москвы  (далее  -  заказчики)  распределять деятельность,  связанную с
размещением заказа, по трем этапам:
     - этап планирования и подготовки процедур размещения заказа;
     - этап размещения заказа;
     - этап  исполнения  государственного  контракта,  заключенного по
результатам размещения заказа.
     5. На  этапе планирования и подготовки процедур размещения заказа
государственным заказчикам особое внимание уделять задаче формирования
технического   задания   и   проекта   государственного   контракта  в
соответствии с предметом потребностей.
     5.1. На   этапе   подготовки  торгов  государственному  заказчику
рекомендуется  независимо,  экспертно   рассматривать   сформированное
техническое  задание и проект государственного контракта.  Результатом
работы экспертов должно быть заключение о  соответствии  требований  к
товарам,  работам,  услугам предмету заказа,  о соответствии начальной
(максимальной) цены контракта  текущему  состоянию  рыночных  цен,  об
обоснованности  выбора критериев оценки заявок участников конкурса,  с
возможной выдачей дополнительных предложений экспертов.
     Таким образом,  на  этапе подготовки торгов решения,  принимаемые
государственным  заказчиком  и  изложенные  в  техническом  задании  и
проекте государственного контракта,  проходят независимую оценку,  что
обеспечивает  повышение   эффективности   и   целевой   направленности
результатов размещения заказа.
     5.2. При этом наиболее важными элементами технического задания  и
проекта государственного контракта являются:
     - начальная (максимальная) цена контракта (лота);
     - размер  обеспечения  заявки  на  участие  и  размер обеспечения
исполнения государственного контракта;
     - краткие  характеристики выполняемых работ,  оказываемых услуг и
поставляемых товаров;
     - количество поставляемого товара,  выполняемых работ и услуг для
каждой позиции и вида, номенклатуры или ассортимента;
     - сроки  выполнения  работ,  оказания  услуг  и поставки товаров,
календарные сроки начала и  завершения  поставок,  периоды  выполнения
условий государственного контракта;
     - сопутствующие  работы,  услуги,  перечень,  сроки   выполнения,
требования к выполнению;
     - условия  выполнения  государственного   контракта,   требования
соответствия   результатов   исполнения   государственного   контракта
нормативным документам, требования о проведении экспертиз и подготовке
заключений;
     - общие требования к выполнению работ,  оказанию услуг,  поставке
товаров,  требования по объему гарантий качества,  требования по сроку
гарантии качества на результаты размещения заказа;
     - порядок  выполнения  работ,  оказания услуг,  поставки товаров,
этапы,   последовательность,   график,   порядок   поэтапной   выплаты
авансирования,   а   также   поэтапной   оплаты   исполненных  условий
государственного контракта;
     - форма, сроки и порядок оплаты;
     - требования  к  качественным  характеристикам  работ  и   услуг,
требования  к  функциональным  характеристикам  товаров.  Требования к
безопасности  товаров,  работ  и  услуг,  требования  к  комплектности
(объемам) поставки;
     - порядок поэтапной сдачи-приемки товаров,  работ и услуг, этапы,
описание  этапов,  фиксация поэтапных результатов,  порядок подписания
актов технического контроля и иных документов;
     - в случае размещения заказа путем проведения конкурса - критерии
оценки заявок и их показатели с указанием весовых коэффициентов;
     - жесткая ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее
исполнение государственного контракта и порядок ее применения.
     5.3. В  целях  стимулирования конкурентных преимуществ участников
размещения  заказа  и   привлечения   к   исполнению   государственных
контрактов  участников  с  необходимым  и  достаточным  потенциалом  и
активами, с соблюдением норм Закона о защите конкуренции целесообразно
рассматривать возможность укрупнения объемов государственного заказа в
соответствии с территориальным признаком,  при необходимости организуя
проведение совместных торгов.
     5.4. Особое   внимание   государственным    заказчикам    уделять
предотвращению  смешивания требований,  предъявляемых в соответствии с
частью 1 и пунктом 2 части 2 статьи 11 Закона о размещении заказов,  с
требованиями,  устанавливаемыми  заказчиками  в  техническом задании и
проекте государственного контракта к товарам, работам и услугам.
     5.5. В  целях  защиты  интересов  государственных  заказчиков  от
рисков,   связанных   с   действиями   недобросовестных    поставщиков
(подрядчиков,    исполнителей)    при    заключении    и    исполнении
государственных  и  муниципальных  контрактов,  Законом  о  размещении
заказов предусмотрен ряд защитных механизмов.
     5.5.1. Закон предусматривает возможность установления со  стороны
заказчика,  уполномоченного  органа  требования  о  внесении  денежных
средств в качестве  обеспечения  заявки  на  участие  в  конкурсе  или
аукционе.  Размер данного обеспечения может устанавливаться в пределах
пяти процентов от начальной цены контракта (часть 4 статьи 20 и  часть
5 статьи 32 Закона о размещении заказов). В случае уклонения участника
размещения заказа от заключения контракта денежные средства, внесенные
в  качестве  обеспечения  заявки на участие в конкурсе и аукционе,  не
возвращаются.
     5.5.2. Закон  предусматривает возможность установления со стороны
заказчика,  уполномоченного органа требования  обеспечения  исполнения
государственного  или  муниципального  контракта.  Размер  обеспечения
может устанавливаться в пределах тридцати процентов от начальной  цены
контракта  (пункт  15.2  части 4 статьи 22 и пункт 9 части 4 статьи 34
Закона о размещении заказов).  В случае если начальная  (максимальная)
цена  контракта  (цена  лота)  превышает  пятьдесят  миллионов рублей,
заказчики и уполномоченные  органы  обязаны  устанавливать  требование
обеспечения  исполнения  контракта  в  размере  от  десяти до тридцати
процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота),  но  не
менее  чем  в  размере  аванса  (если контрактом предусмотрена выплата
аванса).  В случае установления обеспечения исполнения контракта такой
контракт  заключается  только после предоставления участником конкурса
или аукциона,  с которым заключается контракт,  обеспечения исполнения
государственного   контракта   способами,   установленными  Законом  о
размещении заказов, в размере обеспечения исполнения контракта (способ
обеспечения   исполнения   контракта   определяется  таким  участником
самостоятельно).
     При этом   установление  авансовых  платежей  по  государственным
контрактам   является   правом,   но   не   обязанностью    заказчика,
уполномоченного  органа  (если иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации).
     Учитывая, что  получение  авансового  платежа  может  являться  в
некоторых случаях  основной  целью  заключения  контракта  со  стороны
недобросовестного поставщика (подрядчика,  исполнителя), необходимость
их установления должна тщательно анализироваться в  каждом  конкретном
случае.
     5.5.3. При размещении заказов  на  поставки  товаров,  выполнение
работ,  оказание  услуг  для  государственных  нужд  путем  проведения
открытого  или  закрытого  конкурса  конкурсная  документация   должна
содержать установленные заказчиком,  уполномоченным органом требования
к  качеству,  техническим  характеристикам   товара,   работ,   услуг,
требования    к   их   безопасности,   требования   к   функциональным
характеристикам  (потребительским  свойствам)  товара,  требования   к
размерам,  упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и
иные показатели,  связанные с определением соответствия  поставляемого
товара,  выполняемых  работ,  оказываемых услуг потребностям заказчика
(часть 2 статьи 22 Закона о размещении заказов),  а также требования к
описанию  участниками  размещения заказа поставляемого товара,  работ,
услуг,  являющихся предметом конкурса,  и их  характеристик  (пункт  2
части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов).
     5.5.4. При этом если заявка на участие в конкурсе, поступившая от
участника размещения заказа, содержит сведения о предлагаемых товарах,
работах,  услугах,  которые не соответствуют каким-либо требованиям  и
показателям,  установленным  в  конкурсной документации,  такая заявка
отклоняется конкурсной  комиссией  на  этапе  рассмотрения  заявок  на
участие  в  конкурсе  как  не  соответствующая  требованиям конкурсной
документации.
     5.6. Вышеизложенное  свидетельствует  о  взаимосвязи требований и
показателей, установленных в документации о торгах, с итогами торгов и
последующим исполнением контрактов.
     5.7. В отношении запросов котировок как самостоятельного  способа
размещения   заказов   Законом   о  размещении  заказов  предусмотрены
аналогичные нормы,  изложенные в  статье  43  и  статье  44  Закона  о
размещении заказов.
     5.8. В соответствии с частью 12  статьи  9  Закона  о  размещении
заказов  в государственные контракты включается обязательное условие о
порядке  осуществления  заказчиком   приемки   поставляемых   товаров,
выполняемых  работ,  оказываемых  услуг на соответствие их количества,
комплектности,  объема и качества требованиям,  установленным в  таком
контракте.
     5.9. Вышеуказанные  положения   Закона   о   размещении   заказов
позволяют   заказчикам,   уполномоченным  органам  путем  качественной
подготовки конкурсной документации (документации об аукционе,  запроса
котировок) гарантировать поставки товаров (выполнение работ,  оказание
услуг),  качество которых соответствует  (или  превышает)  требованиям
заказчика, уполномоченного органа.
     5.10. Закон о  размещении  заказов  предусматривает  включение  в
государственный  контракт  обязательного  условия  об  ответственности
поставщика (исполнителя,  подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее
исполнение   обязательства,   предусмотренного   государственным   или
муниципальным контрактом  (часть  10  статьи  9  Закона  о  размещении
заказов).
     5.11. Закон о размещении заказов предусматривает право  заказчика
потребовать  уплату  неустойки  (штрафа,  пеней)  в  случае  просрочки
исполнения  поставщиком  (исполнителем,  подрядчиком)   обязательства,
предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.  Размер
такой  неустойки  (штрафа,  пеней)   устанавливается   государственным
контрактом  в  размере  не  менее  одной трехсотой действующей на день
уплаты неустойки (штрафа,  пеней) ставки рефинансирования Центрального
банка Российской Федерации.
     Закон о    размещении    заказов    устанавливает     обязанность
государственных  заказчиков  устанавливать  в проектах государственных
контрактов  обязательную  ответственность  поставщиков   (подрядчиков,
исполнителей)  за  неисполнение  или ненадлежащее исполнение ими своих
контрактных обязательств.
     5.12. В  ряде  случаев  эффективному  и своевременному исполнению
государственных контрактов способствует установление  этапов  поставки
товаров,   выполнения   работ,   оказания   услуг  по  государственным
контрактам.  Поэтапная приемка товаров,  результатов работ  или  услуг
позволяет  заказчикам эффективно отслеживать ход исполнения контрактов
со  стороны  поставщиков  (подрядчиков,  исполнителей),   поддерживать
необходимый  уровень  контроля за действиями поставщиков (подрядчиков,
исполнителей),  в полном объеме использовать механизмы ответственности
поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за ненадлежащее исполнение или
неисполнение условий контрактов.
     Таким образом,     подрядчик     несет     прямую    материальную
ответственность  и  возлагает  на  себя  финансовые  риски  невозврата
перечисленного   государственному  заказчику  обеспечения  в  порядке,
установленном Законом о  размещении  заказов  в  случае  уклонения  от
заключения  государственного  контракта  либо ненадлежащего исполнения
обязательств по государственному контракту.
     5.13. При     этом    государственным    заказчикам    необходимо
устанавливать срок,  на который устанавливаются требования обеспечения
исполнения государственного контракта,  который должен предусматривать
исполнение  подрядчиком  (поставщиком)   всех   существенных   условий
государственного  контракта,  соответствующих  требованиям  заказчика,
установленным  документацией  о  торгах,  и  результатам   проведенных
торгов,    и    заканчиваться    с    прекращением   обязательств   по
государственному контракту или его исполнения.
     5.14. В особо важных случаях,  связанных с задачей защиты жизни и
здоровья людей,  Закон о размещении заказов  предусматривает  условия,
при  которых,  когда  возникли  потребности  в  размещении  заказа  на
поставку продовольствия,  средств, необходимых для оказания скорой или
неотложной   медицинской   помощи,   лекарственных  средств,  топлива,
необходимых для  нормального  жизнеобеспечения  граждан  и  отсутствие
которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения, заказчик
в соответствии с частью 6 статьи 42 Закона о размещении заказов вправе
осуществлять  размещение  заказа  путем  проведения  запроса котировок
независимо от цены контракта в случае, установленном частью 8.2 статьи
9 Закона о размещении заказов,  а также в случае, если уполномоченными
на осуществление  контроля  в  сфере  размещения  заказов  федеральным
органом исполнительной власти,  органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации выдано предписание об отмене результатов торгов и
принято  решение  о  возможности  размещения  заказа на поставку таких
товаров путем проведения запроса котировок.
     При этом  государственный  контракт на поставку указанных товаров
может заключаться на срок,  не  превышающий  срока,  необходимого  для
проведения  торгов  на  право  заключить  государственный  контракт на
поставку  таких  товаров,  и  при  заключении   указанного   контракта
количество  поставляемого товара не может превышать количество товара,
необходимое  для  нормального  жизнеобеспечения  граждан   в   течение
указанного срока.
     Кроме этого,  в  целях   минимизации   рисков   заказчик   вправе
обоснованно   распределить   сумму   выделенных   на   финансовый  год
ассигнований  поквартально  и  размещать   государственный   заказ   в
соответствии с условиями, установленными Законом о размещении заказов.
     5.15. Проект    государственного    контракта    на    выполнение
строительных  работ  для  государственных  нужд  города  Москвы должен
предусматривать существенное условие государственного контракта -  при
повреждении   городских   инженерных   сетей   при  выполнении  работ,
предусмотренных государственным контрактом,  государственный  контракт
расторгается в установленном Законом о размещении заказов порядке.
     5.16. Вступившие  в  силу  с   1   марта   2009   г.   изменения,
предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2008 г.  N 308-ФЗ "О
внесении изменений  в  Федеральный  закон  "О  размещении  заказов  на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных
и муниципальных нужд"  и  отдельные  законодательные  акты  Российской
Федерации",  устанавливают,  что  в  соответствии  с частью 1 статьи 3
Закона о размещении заказов под  государственными  нуждами  понимаются
обеспечиваемые  за  счет  средств  федерального  бюджета  или бюджетов
субъектов   Российской    Федерации    и    внебюджетных    источников
финансирования   потребности   Российской  Федерации,  государственных
заказчиков в товарах,  работах, услугах, необходимых для осуществления
функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков,
либо  потребности  субъектов  Российской  Федерации,   государственных
заказчиков в товарах,  работах, услугах, необходимых для осуществления
функций и полномочий субъектов Российской  Федерации,  государственных
заказчиков.
     5.17. Часть 1 статьи 4 Закона о размещении заказов устанавливает,
что   государственными   заказчиками  могут  выступать  соответственно
государственные органы (в том числе  органы  государственной  власти),
органы   управления  государственными  внебюджетными  фондами,  органы
местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели
средств   федерального,  бюджетов  Российской  Федерации  или  местных
бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание  услуг  за  счет  бюджетных средств и внебюджетных источников
финансирования.
     При этом  статья  162  Бюджетного  кодекса  Российской  Федерации
устанавливает бюджетные полномочия  получателя  бюджетных  средств,  а
именно:  составлять  и  исполнять  бюджетную смету;  принимать и (или)
исполнять в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или)
бюджетных    ассигнований    бюджетные   обязательства;   обеспечивать
результативность,  целевой характер использования предусмотренных  ему
бюджетных     ассигнований;    вносить    соответствующему    главному
распорядителю  (распорядителю)  бюджетных   средств   предложения   по
изменению  бюджетной росписи;  вести бюджетный учет либо передавать на
основании   соглашения   это   полномочие    иному    государственному
(муниципальному)     учреждению     (централизованной    бухгалтерии);
формировать и представлять бюджетную отчетность  получателя  бюджетных
средств   соответствующему   главному   распорядителю  (распорядителю)
бюджетных средств;  исполнять иные полномочия, установленные Бюджетным
кодексом  Российской  Федерации  и  принятыми  в  соответствии  с  ним
нормативными  правовыми  актами  (муниципальными  правовыми   актами),
регулирующими бюджетные правоотношения.
     Таким образом,  размещение государственного заказа осуществляется
государственным  заказчиком,  обладающим  статусом  распорядителя  или
получателя  бюджетных  средств,  в  соответствии  с  потребностями   в
товарах,  работах,  услугах,  необходимых  для  осуществления  функций
государственного   заказчика,   и   бюджетное   учреждение,    которое
осуществляет  закупки  товаров,  выполнение работ,  оказание услуг для
государственных нужд как за счет бюджетных  средств,  так  и  за  счет
внебюджетных  источников  финансирования,  обязано  размещать заказ по
выбору поставщиков (исполнителей, подрядчиков) товаров, работ, услуг в
соответствии с требованиями Закона.
     При этом в соответствии со  статьями  6,  152  и  162  Бюджетного
кодекса  Российской  Федерации  передача  полномочий  государственного
заказчика  юридическим  лицам  допускается  только  в   случае,   если
юридическое лицо является получателем бюджетных средств.
     5.18. В соответствии с частью 3 статьи  42  Закона  о  размещении
заказов  заказчик  не  вправе осуществлять путем запроса котировок цен
размещение государственного заказа на  поставку  одноименных  товаров,
выполнение  одноименных  работ,  оказание  одноименных  услуг на сумму
более чем 500000 (пятьсот тысяч) рублей в течение квартала.
     Пунктом 14   части  2  статьи  55  Закона  о  размещении  заказов
предусматривается  право  заказчика  в  течение   квартала   размещать
государственный   заказ   у   единственного  поставщика  (исполнителя,
подрядчика) на поставку одноименных  товаров,  выполнение  одноименных
работ,   оказание   одноименных   услуг   на   сумму,  не  превышающую
установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в
Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.
     Таким образом,  заказчик  вправе  в   течение   одного   квартала
размещать  государственный  заказ  на  поставку  одноименных  товаров,
выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем запроса
котировок цен на сумму,  не превышающую 500000 (пятьсот тысяч) рублей,
и у единственного поставщика на сумму,  не превышающую  установленного
ЦБ  РФ  предельного  размера  расчетов наличными деньгами в Российской
Федерации между юридическими лицами по одной сделке,  в соответствии с
требованиями Закона о размещении заказов.
     5.19. В  отношении   текущего   ремонта   объектов   капитального
строительства  для  государственных  нужд  вопрос о способе размещения
заказа в Законе о размещении заказов не  урегулирован.  Вместе  с  тем
согласно  части 4 статьи 10 Закона о размещении заказов Правительством
Российской Федерации устанавливаются перечни  товаров,  работ,  услуг,
размещение  заказов соответственно на поставки,  выполнение,  оказание
которых осуществляются путем проведения аукциона.  В отношении товаров
(работ, услуг), включенных в данные перечни, не допускается применение
конкурса в качестве способа размещения заказов.
     В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации
от 27 февраля 2008 г.  N 236-р код по ОКДП ОК 004-93  "4500000  Услуги
строительные  и  объекты  строительства"  включен  в  перечень товаров
(работ,  услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание)
которых осуществляется путем проведения аукциона (далее - Перечень 1).
Согласно ОКДП 004-93 код 4500000 включает код  "4520080  Строительство
зданий  и  сооружений  "под  ключ",  включая  ремонт (прим.:  любой) и
реконструкцию [4520500] - [4520529]".
     Таким образом, при размещении заказов на выполнение работ, как по
капитальному,   так   и   текущему   ремонту   объектов   капитального
строительства,  не  допускается применение конкурса в качестве способа
размещения заказа.
     5.20. В  части 4.1 статьи 10 Закона о размещении заказов указание
на применение аукциона при размещении заказа на  выполнение  работ  по
строительству,    реконструкции,    капитальному    ремонту   объектов
капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных
построек,  киосков, навесов и других подобных построек, строительству,
реконструкции,  капитальному ремонту федеральных  автомобильных  дорог
общего   пользования  для  государственных  нужд  означает  запрет  на
применение конкурса  как  способа  проведения  торгов  при  размещении
заказов   на   поставку  соответствующих  товаров  (выполнение  работ,
оказание  услуг)  и  не  накладывает  запрета  на  использование  иных
способов  размещения  заказа,  предусмотренных  Законом  о  размещении
заказов.
     В частности,  в  статье  10  Закона  о размещении заказов в числе
способов размещения заказа определены:
     - проведение  торгов  в  форме  конкурса,  аукциона,  в том числе
аукциона в электронной форме;
     - без   проведения  торгов  (запрос  котировок,  у  единственного
поставщика (исполнителя, подрядчика).
     При этом  установлено,  что  во  всех  случаях  размещение заказа
осуществляется  путем  проведения  торгов,  за  исключением   случаев,
предусмотренных Законом о размещении заказов.
     Таким образом,  помимо  обязанности  использовать   исключительно
аукцион  в  качестве  одного из способов проведения торгов,  заказчики
вправе  осуществлять  размещение  заказа  на   выполнение   работ   по
строительству,   реконструкции,   капитальному  (и  текущему)  ремонту
объектов капитального строительства,  в том числе автомобильных дорог,
временных  построек,  киосков,  навесов  и  других  подобных построек,
строительству,   реконструкции,   капитальному   ремонту   федеральных
автомобильных   дорог   общего  пользования  для  государственных  или
муниципальных нужд без проведения торгов (в том числе путем проведения
запроса  котировок  или  у  единственного  поставщика (подрядчика) при
соблюдении   ограничений   для    использования    данных    процедур,
установленных Законом о размещении заказов.
     5.21. В соответствии с частью 2.1 статьи 10 Закона  о  размещении
заказов при размещении заказов на поставки товаров,  выполнение работ,
оказание услуг  путем  проведения  торгов  могут  выделяться  лоты,  в
отношении которых в извещении о проведении аукциона, в документации об
аукционе отдельно указываются предмет,  начальная (максимальная) цена,
сроки  и иные условия поставки товаров,  выполнения работ или оказания
услуг.
     5.22. При   определении   способа   размещения   рассматриваемого
государственного    заказа    государственные     заказчики     должны
руководствоваться  требованиями  Закона  о размещении заказов с учетом
ограничений,  установленных  распоряжением  Правительства   Российской
Федерации от 27 февраля 2008 г. N 236-р.
     При этом в соответствии с частью 3  статьи  17  Закона  о  защите
конкуренции  запрещается  ограничение  конкуренции  между  участниками
торгов путем включения  в  состав  лотов  продукции  (товаров,  работ,
услуг),  технологически  и  функционально  не  связанной  с  товарами,
работами,  услугами,  поставки,  выполнение, оказание которых являются
предметом торгов. При формировании лотов следует исходить из того, что
государственному заказчику следует обоснованно  принимать  решение  об
укрупнении  лотов  в  связи  с  тем,  что  любое объединение различных
технологически и  функционально  взаимосвязанных  товаров,  работ  или
услуг  в  один лот потенциально ведет к снижению количества участников
торгов, следовательно, к условиям, ограничивающим конкуренцию.
     5.23. При  формировании  лотов государственным заказчикам следует
руководствоваться требованиями части 6.1 статьи 10 Закона о размещении
заказов,   в   соответствии  с  которыми  под  одноименными  товарами,
одноименными  работами,  одноименными  услугами   понимаются   товары,
работы,  услуги,  относящиеся к одной группе товаров,  работ,  услуг в
соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных
и муниципальных нужд,  утверждаемой федеральным органом исполнительной
власти,  осуществляющим нормативное  правовое  регулирование  в  сфере
размещения заказов (Минэкономразвития России).
     До утверждения  указанной  номенклатуры  заказчик  самостоятельно
определяет, какие товары, работы, услуги являются одноименными, исходя
из следующего определения:  под одноименными понимаются аналогичные по
техническим и функциональным характеристикам товары,  работы,  услуги,
которые могут отличаться друг от друга  незначительными  особенностями
(деталями),  не  влияющими  на  качество и их основные потребительские
свойства,  и которые являются однородными по  своему  потребительскому
назначению и могут быть взаимозаменяемыми.
     При этом в соответствии с письмом Минэкономразвития России от  25
сентября  2008  г.  N  Д05-4076,  согласно  пункту  1.2  Положения  об
организации   строительства   объектов   "под   ключ",   утвержденного
постановлением  Госстроя  СССР  от  10  ноября  1989 г.  N 147,  метод
строительства  объектов   "под   ключ"   предусматривает   обеспечение
сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг,
на   основе   сосредоточения   функций   управления   всеми   стадиями
инвестиционного   процесса   в   одной   организационной  структуре  и
осуществляется как единый  непрерывный  комплексный  процесс  создания
готовой    строительной   продукции   (проектирование   -   выполнение
строительных  и   монтажных   работ,   включая   комплектацию   строек
технологическим и инженерным оборудованием, - ввод в эксплуатацию).
     Таким образом,  правомерно объединение проектно-изыскательских  и
строительных работ в один лот при условии,  что данные работы являются
составной частью комплексного процесса создания  готовой  строительной
продукции   и   соответствующий  заказ  размещается  путем  проведения
аукциона.
     5.24. С учетом вышеизложенного,  а также норм Федерального закона
от 30 декабря 2004 г.  N 214-ФЗ "Об участии  в  долевом  строительстве
многоквартирных  домов  и  иных  объектов  недвижимости  и  о внесении
изменений  в  некоторые  законодательные  акты  Российской  Федерации"
(далее - Закон о долевом строительстве), который регулирует отношения,
связанные с привлечением денежных средств граждан  и  юридических  лиц
для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов
недвижимости на основании договора участия в долевом  строительстве  и
возникновением у участников долевого строительства права собственности
на объекты долевого строительства и права общей долевой  собственности
на  общее  имущество  в  многоквартирном  доме  и  (или)  ином объекте
недвижимости,  а также устанавливает гарантии  защиты  прав,  законных
интересов и имущества участников долевого строительства.
     В соответствии с распоряжением Правительства  РФ  от  27  февраля
2008  г.  N 236-р код 7000000 по ОКДП "Услуги,  связанные с недвижимым
имуществом" включен в Перечень 1.
     Таким образом,   размещение   заказа   на   участие   в   долевом
строительстве жилых помещений (квартир), а также по приобретению жилых
помещений (квартир) должно осуществляться путем проведения аукциона.
     5.25. Статья  11  Закона  о  размещении   заказов   устанавливает
обязательные  требования  ко  всем  участникам  размещения  заказа при
проведении торгов, перечень которых является исчерпывающим, и согласно
части   4   данной   статьи  Закона  о  размещении  заказов  заказчик,
уполномоченный  орган  не  вправе  устанавливать  иные  требования   к
участникам размещения заказа.
     При этом в соответствии с пунктом 2.1 части 2 статьи 22 и  частью
2.1  статьи  34  Закона о размещении заказов не допускается включать в
документацию о торгах (в том числе и в форме  требований  к  качеству,
техническим   характеристикам   товара,  работ,  услуг,  требований  к
функциональным  характеристикам  (потребительским  свойствам)  товара)
требования  к  участнику  размещения  заказа (в том числе требования к
квалификации участника размещения заказа,  включая наличие у участника
размещения  заказа  опыта  работы),  а  также требования к его деловой
репутации,  требования  о  наличии  у  участника   размещения   заказа
производственных мощностей,  технологического оборудования,  трудовых,
финансовых и других ресурсов,  необходимых  для  производства  товара,
поставка  которого  является  предметом  контракта,  выполнения работ,
оказания  услуг,  являющихся  предметом  контракта,   за   исключением
случаев,  если  возможность  установления таких требований к участнику
размещения заказа предусмотрена Законом о размещении заказов.
     5.26. Пунктом  4.1  части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов
определено,  что  в  документации  о  торгах  заказчик   устанавливает
начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), а также начальную
(максимальную)  цену  единицы  товара,  услуги  в  случае,  если   при
размещении   заказа   на  поставку  технических  средств  реабилитации
инвалидов,   оказание   услуг   в   сфере   образования,   услуг    по
санаторно-курортному лечению и оздоровлению для государственных нужд в
конкурсной документации на основании пункта  8.1  части  4  статьи  22
Закона  о  размещении  заказов предусмотрено право заказчика заключить
контракт с несколькими участниками размещения заказа.
     5.27. Кроме того,  частью 4 статьи 22 Закона о размещении заказов
предусмотрена возможность выполнения работ,  оказания  услуг  по  цене
единицы  услуги  и  (или) работы исходя из объема фактически оказанных
услуг,  выполненных работ в  случае,  если  осуществляется  выполнение
работ   по   техническому   обслуживанию   и  (или)  ремонту  техники,
оборудования, оказание услуг связи или юридических услуг.
     5.28. В  соответствии  с  частью  1  статьи  15  Закона  о защите
конкуренции  федеральным  органам   исполнительной   власти,   органам
государственной   власти   субъектов   Российской  Федерации,  органам
местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов
органам или организациям,  а также государственным внебюджетным фондам
запрещается   принимать   акты   и   (или)    осуществлять    действия
(бездействие),  которые  приводят  или  могут  привести к недопущению,
ограничению,  устранению конкуренции,  за исключением  предусмотренных
федеральными  законами  случаев  принятия  актов и (или) осуществления
таких действий (бездействия).
     В частности,   запрещается  установление  запретов  или  введение
ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или
производства     определенных     видов     товаров,    необоснованное
препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими  субъектами,
а также о заключении в приоритетном порядке договоров.
     5.29. Пункт 2 статьи 20 и часть 2 статьи 32 Закона  о  размещении
заказов  предусматривает  право  государственного  заказчика размещать
заказ путем проведения закрытых торгов в случае размещения  заказа  на
поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых
составляют государственную тайну,  при  условии,  что  такие  сведения
содержатся  в  документации  о  торгах либо в проекте государственного
контракта.
     В случае  если публичное размещение государственного заказа может
создать угрозу безопасности  объектов  или  сведений  государственного
заказчика,  соответствующие  предметы  государственного  заказа должны
иметь отношение к сведениям,  составляющим  государственную  тайну,  и
размещаться  путем  проведения закрытых торгов,  а в случае,  если при
выполнении  работ  или  оказании  услуг   законодательно   установлено
требование  о  специальном  лицензировании  конкретного вида работ или
услуг,  такое  требование  должно  быть  установлено   государственным
заказчиком  к участникам размещения заказа и отражено в документации о
торгах.
     5.30. При размещении заказов на оказание финансовых услуг следует
учитывать,  что  часть  1  статьи  18  Закона  о  защите   конкуренции
устанавливает  обязанность  федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,  органов
местного    самоуправления,   государственных   внебюджетных   фондов,
субъектов  естественных  монополий   осуществлять   отбор   финансовых
организаций,    предоставляющих    исчерпывающий    перечень    услуг,
определенных указанной статьей,  путем проведения  открытого  конкурса
или   открытого   аукциона  в  соответствии  с  положениями  Закона  о
размещении заказов.
     Таким образом,  государственные  заказчики при размещении заказов
на оказание финансовых услуг,  указанных в части 1 статьи 18 Закона  о
защите   конкуренции,   должны   руководствоваться  нормами  Закона  о
размещении заказов с учетом  требований,  установленных  распоряжением
Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 236-р.
     При этом   при   оценке   финансовой   устойчивости   страховщика
целесообразно применять следующие показатели:
     - доля собственного капитала в пассивах должна превышать 10%;
     - уровень покрытия страховых резервов-нетто собственным капиталом
и доля краткосрочных банковских кредитов не должны превышать 25%;
     - у   страховщика   должна   быть   положительная  рентабельность
страховой финансовохозяйственной деятельности и собственного капитала;
     - уровень    выплат    по    видам   страхования   и   показатель
убыточности-нетто должны превышать 30%;
     - уровень      расходов      и     комбинированный     показатель
убыточности-нетто,  коэффициент  критической  ликвидности  и   текущая
платежеспособность должны превышать 100%;
     - уровень покрытия инвестиционными  активами  страховых  резервов
должен быть более 50%;
     - доля наиболее ликвидных в общем объеме активов должна превышать
5%;
     - доля перестраховщиков в страховых резервах компании должна быть
не  менее  10%  и  не  более  50-60%,  а  для  компаний,  занимающихся
страхованием крупных рисков,
- 85%.
     5.31. Государственным заказчикам особое внимание  уделять  задаче
создания благоприятных условий для малого бизнеса.
     5.31.1. Согласно письму Минэкономразвития России  N  5684-АП/Д05,
ФАС  России  N  АЦ/10329  от  29  апреля  2008 г.  "О разъяснении норм
Федерального закона от 21 июля  2005  г.  N  94-  ФЗ  применительно  к
размещению   заказов   у   субъектов   малого  предпринимательства"  в
соответствии со статьей 15 Закона о размещении заказов государственные
заказчики,  за  исключением  случаев  размещения  заказов  на поставку
товаров,  выполнение работ,  оказание услуг для нужд обороны страны  и
безопасности  государства,  обязаны  осуществлять размещение заказов у
субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем  десять  и
не  более  чем  двадцать  процентов  общего  годового  объема поставок
товаров,  выполнения работ,  оказания услуг в соответствии с  перечнем
товаров,   работ,   услуг,   установленным  Правительством  Российской
Федерации,  путем проведения  торгов,  запроса  котировок,  в  которых
участниками    размещения    заказа   являются   такие   субъекты,   а
государственные заказчики в случаях  размещения  заказов  на  поставки
товаров,   выполнение   работ,  оказание  услуг  для  нужд  обороны  и
безопасности государства и муниципальные заказчики вправе осуществлять
такое размещение заказов.
     5.31.2. Перечень  товаров,  работ,  услуг  для  государственных и
муниципальных нужд,  размещение заказов на  которые  осуществляется  у
субъектов  малого предпринимательства (далее - Перечень 2),  утвержден
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006  г.
N   642  "О  перечне  товаров,  работ,  услуг  для  государственных  и
муниципальных нужд,  размещение заказов на  которые  осуществляется  у
субъектов малого предпринимательства".
     5.31.3. Государственный заказчик самостоятельно выбирает одну или
несколько  позиций  из  Перечня 2,  способ размещения заказа (конкурс,
аукцион или запрос котировок) и устанавливает начальные (максимальные)
цены  контрактов  (цены  лотов),  которые  не должны превышать 15 млн.
рублей.
     5.31.4. При  размещении заказов путем проведения торгов,  запроса
котировок,  в которых участниками размещения заказа являются  субъекты
малого  предпринимательства,  государственные  заказчики  и  участники
размещения заказа должны соблюдать следующие требования:
     5.31.4.1. В извещении о проведении открытого конкурса,  открытого
аукциона или в извещении о проведении  запроса  котировок,  конкурсной
документации, документации об аукционе должна содержаться информация о
том,  что участниками таких торгов,  запроса котировок могут  являться
только субъекты малого предпринимательства.
     5.31.4.2. Участники  размещения  заказов  должны  соответствовать
требованиям,  установленным  статьей  4 Федерального закона от 24 июля
2007 г.  N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства  в
Российской  Федерации"  (далее  -  Федеральный  закон  N  209- ФЗ),  в
соответствии  с  которым  к   субъектам   малого   предпринимательства
относятся  внесенные  в  Единый государственный реестр юридических лиц
потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением
государственных   и  муниципальных  унитарных  предприятий),  а  также
физические   лица,   внесенные   в   Единый   государственный   реестр
индивидуальных  предпринимателей  и осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные
предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие
следующим условиям:
     - для   юридических  лиц  -  суммарная  доля  участия  Российской
Федерации,  субъектов Российской Федерации, муниципальных образований,
иностранных  юридических  лиц,  иностранных  граждан,  общественных  и
религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов
в  уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических
лиц не  должна  превышать  двадцать  пять  процентов  (за  исключением
активов   акционерных   инвестиционных   фондов   и   закрытых  паевых
инвестиционных  фондов),  доля  участия,  принадлежащая   одному   или
нескольким   юридическим   лицам,   не  являющимся  субъектами  малого
предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
     - средняя  численность  работников  за предшествующий календарный
год  не  должна  превышать  следующего  предельного  значения  средней
численности  работников для субъектов малого предпринимательства - сто
человек включительно;
     - выручка  от реализации товаров (работ,  услуг) без учета налога
на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов  (остаточная
стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий
календарный год не должна превышать предельные значения, установленные
Правительством    Российской    Федерации    для    субъектов   малого
предпринимательства.
     5.31.4.3. Для проверки соответствия участников размещения заказа,
подавших заявку на участие в конкурсе,  аукционе; котировочную заявку,
требованиям статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ заказчик обязан:
     - с целью проверки сведений  о  размере  уставного  (складочного)
капитала  (паевого  фонда)  субъектов малого предпринимательства (доля
участия  Российской   Федерации,   субъектов   Российской   Федерации,
муниципальных  образований,  иностранных юридических лиц,  иностранных
граждан,  общественных  и   религиозных   организаций   (объединений),
благотворительных  и  иных  фондов  в  уставном  (складочном) капитале
(паевом фонде) указанных юридических лиц,  доля участия, принадлежащая
одному  или  нескольким  юридическим  лицам,  не являющимся субъектами
малого  предпринимательства,  не  должна   превышать   двадцать   пять
процентов)  указать  в  конкурсной  документации  или  документации об
аукционе требования о предоставлении участником  размещения  заказа  в
составе  заявки  на  участие в конкурсе (аукционе) копии учредительных
документов (устав, учредительный договор);
     - при  проведении запроса котировок указать в извещении о запросе
котировок  необходимость  соответствия  участника  размещения   заказа
требованиям  пункта  1  части 1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ.
При этом участник размещения заказа декларирует в котировочной  заявке
соответствие требованиям,  установленным статьей 4 Федерального закона
N 209-ФЗ (о размере уставного (складочного) капитала  (паевого  фонда)
субъектов малого предпринимательства). При этом требовать от участника
размещения заказа при проведении запроса котировок копии учредительных
документов не допускается;
     - с целью проверки численности  работников  участника  размещения
заказа  (средняя  численность работников за предшествующий календарный
год не должна превышать ста человек включительно) заказчик  указать  в
конкурсной   документации,   документации  об  аукционе,  извещении  о
проведении  запроса  котировок  необходимость  соответствия  участника
размещения  заказа  требованиям пункта 2 части 1 статьи 4 Федерального
закона N 209-ФЗ.  При этом участник размещения  заказа  декларирует  в
заявке  на  участие  в  конкурсе,  заявке  на  участие  в аукционе,  в
котировочной заявке соответствие требованиям,  установленным статьей 4
Федерального   закона   N   209-ФЗ   (о   численности   работников  за
предшествующий календарный  год).  При  этом  дополнительной  проверки
участника  размещения  заказа на соответствие установленным заказчиком
требованиям не требуется;
     - осуществлять  проверку соответствия участника размещения заказа
требованию, указанному в пункте 3 части 1 статьи 4 Федерального закона
N  209-ФЗ  (выручка  от  реализации  товаров (работ,  услуг) без учета
налога на  добавленную  стоимость  или  балансовая  стоимость  активов
(остаточная  стоимость  основных средств и нематериальных активов),  в
соответствии с которым за предшествующий  календарный  год  не  должна
превышать    предельные    значения,    установленные   постановлением
Правительства Российской Федерации  от  22  июля  2008  г.  N  556  "О
предельных значениях выручки от реализации товаров (работ,  услуг) для
каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".
     Соответствие требованиям,  установленным  статьей  4 Федерального
закона от 24  июля  2007  г.  N  209-ФЗ,  участник  размещения  заказа
декларирует  в  заявке  на участие в торгах или в котировочной заявке,
подтверждая статус субъекта малого предпринимательства.
     5.31.5. В  случае  соблюдения  всех  вышеперечисленных требований

Страницы: 1  2  


Оглавление