О НЕВОЗМОЖНОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРАВА НА РЕСТРУКТУРИЗАЦИЮ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ ОРГАНИЗАЦИИ, УТРАТИВШЕЙ ПРАВО НА РЕСТРУКТУРИЗАЦИЮ И НЕ ВОСПОЛЬЗОВАВШЕЙСЯ ВОЗМОЖНОСТЬЮ ЕГО СОХРАНЕНИЯ, А ТАКЖЕ СПИСАНИЯ РЕСТРУКТУРИРУЕМОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО П. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 08.09.09 03-01-10/2-108

               О НЕВОЗМОЖНОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРАВА НА 
            РЕСТРУКТУРИЗАЦИЮ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ 
              ПЛАТЕЖАМ ОРГАНИЗАЦИИ, УТРАТИВШЕЙ ПРАВО НА 
         РЕСТРУКТУРИЗАЦИЮ И НЕ ВОСПОЛЬЗОВАВШЕЙСЯ ВОЗМОЖНОСТЬЮ 
          ЕГО СОХРАНЕНИЯ, А ТАКЖЕ СПИСАНИЯ РЕСТРУКТУРИРУЕМОЙ 
           ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЕНЯМ И ШТРАФАМ БЕЗ ВЫПОЛНЕНИЯ 
              ОРГАНИЗАЦИЕЙ УСЛОВИЙ ДОСРОЧНОГО ПОГАШЕНИЯ 
                  ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ОСНОВНОМУ ДОЛГУ.

                                ПИСЬМО
    
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          8 сентября 2009 г. 
                           N 03-01-10/2-108
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  относительно  восстановления  утраченного  обществом  права на
реструктуризацию   задолженности   по  обязательным  платежам  либо  о
списании задолженности по пеням и штрафам и сообщает следующее.
     В  соответствии с проводимой в рамках бюджетного законодательства
Российской   Федерации  реструктуризацией  кредиторской  задолженности
юридических  лиц по налогам, сборам, пеням и штрафам перед федеральным
бюджетом,  а  также  по страховым взносам в государственные социальные
внебюджетные  фонды,  начисленным  пеням  и  штрафам организация имеет
право  произвести  досрочное  погашение  задолженности  по  налогам  и
сборам.
     При выполнении условий реструктуризации и при досрочном погашении
реструктурируемой  задолженности  у  организации  возникает  право  на
списание соответствующих сумм реструктурируемой задолженности по пеням
и штрафам.
     Так,  в  соответствии  с п. 5 Порядка проведения реструктуризации
кредиторской  задолженности  юридических  лиц  по  налогам и сборам, а
также  задолженности  по начисленным пеням и штрафам перед федеральным
бюджетом,   утвержденного   Постановлением   Правительства  Российской
Федерации  от  03.09.1999  N 1002 (далее - Порядок), право на списание
соответствующих   сумм  реструктурируемой  задолженности  по  пеням  и
штрафам    предоставляется   при   выполнении   организацией   условий
реструктуризации     и     досрочном    погашении    реструктурируемой
задолженности.
     Списание  реструктурируемой  задолженности по пеням и штрафам без
выполнения  организацией условий досрочного погашения задолженности по
основному  долгу вышеуказанным Постановлением Правительства Российской
Федерации не предусмотрено.
     Кроме  того,  п.  7  Порядка предусмотрена возможность сохранения
права  на  реструктуризацию  для  организации,  допустившей  нарушение
условий  проведения  реструктуризации  и  в  отношении которой принято
решение о прекращении осуществления реструктуризации, по ее заявлению,
поданному  не  позднее  90  дней  после  принятия  такого решения, при
условии   уплаты   соответствующей   организацией   текущих  налоговых
платежей,   средств   в   погашение   реструктурируемой   кредиторской
задолженности  в  соответствии  с утвержденным в установленном порядке
графиком и пеней, начисленных за неуплату налоговых платежей с момента
возникновения  нарушения  условий реструктуризации, а также досрочного
выполнения  графика  погашения реструктурируемой задолженности за один
квартал вперед.
     Учитывая    изложенное,   принятие   решения   о   восстановлении
утраченного   права   на  реструктуризацию  в  отношении  организации,
утратившей право на реструктуризацию, предоставленное в соответствии с
Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  03.09.1999 N
1002,  и не воспользовавшейся возможностью сохранения данного права, а
также  о  списании  реструктурируемой задолженности по пеням и штрафам
без выполнения организацией условий досрочного погашения задолженности
по основному долгу не представляется возможным.
     Одновременно  обращаем  внимание на то, что основания прекращения
обязанности  по уплате налога или сбора регулируются ст. 44 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
     При  этом  в  соответствии  с  п.  1  ст.  59  Кодекса признается
безнадежной  и  списывается  в  порядке,  установленном Правительством
Российской  Федерации,  недоимка по федеральным налогам, числящаяся за
отдельными    налогоплательщиками,    взыскание    которой   оказалось
невозможным в силу причин экономического, социального или юридического
характера.  Согласно  п.  2  указанной статьи данная норма применяется
также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.
     На  основании  норм  Кодекса,  в целях реализации ст. 59 Кодекса,
устанавливающей  списание  недоимки  по  налогам  и  сборам,  а  также
задолженности  по  пеням  и  штрафам  только в случае невозможности их
взыскания,     Правительством    Российской    Федерации    утверждено
Постановление  от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к
взысканию  и  списания  недоимки и задолженности по пеням и штрафам по
федеральным  налогам  и  сборам,  а  также  задолженности по страховым
взносам  в  государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным
пеням  и штрафам", согласно которому решения о признании безнадежной к
взысканию  и  списании  задолженности  принимаются  только в отношении
несуществующих  налогоплательщиков:  ликвидированных  в соответствии с
законодательством   Российской   Федерации   организаций,   признанных
банкротами   индивидуальных   предпринимателей,   умерших  (признанных
таковыми) физических лиц.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
8 сентября 2009 г. 
N 03-01-10/2-108