С КАКОГО МОМЕНТА У ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ВОЗНИКАЕТ ОБЯЗАННОСТЬ ПО УПЛАТЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА?. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 12.10.09 03-05-05-02/62

             С КАКОГО МОМЕНТА У ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ВОЗНИКАЕТ
               ОБЯЗАННОСТЬ ПО УПЛАТЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          12 октября 2009 г.
                           N 03-05-05-02/62

                                 (Д)

     Департамент налоговой и  таможенно-тарифной  политики  рассмотрел
обращение по вопросу уплаты земельного налога и сообщает следующее.
     В соответствии с п.  1  ст.  388  Налогового  кодекса  Российской
Федерации  (далее  -  Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного
налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными
участками  на  праве  собственности,  праве  постоянного (бессрочного)
пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
     Следовательно, основанием      для      признания     организации
налогоплательщиком земельного налога являются выданные в установленном
порядке  документы  (свидетельства,  государственные  акты,  решения и
т.п.)  о  соответствующем  праве  на  землю,   сведения   из   которых
учитываются   непосредственно   для  целей  налогообложения,  а  также
документы,  служащие основанием  для  регистрации  прав  на  земельный
участок.
     В соответствии с п.  1 ст.  131 Гражданского  кодекса  Российской
Федерации  (далее  -  Гражданский кодекс) указанные права на земельный
участок подлежат государственной регистрации,  которая в силу п. 1 ст.
2  Федерального  закона  от  21.07.1997  N  122-ФЗ  "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и  сделок  с  ним"  (далее  -
Федеральный  закон  N  122-ФЗ)  является  единственным доказательством
существования зарегистрированного права.
     Плательщиком земельного  налога  является лицо,  которое в Едином
государственном реестре прав на недвижимое имущество и  сделок  с  ним
указано   как  обладающее  правом  собственности,  правом  постоянного
(бессрочного)  пользования  либо  правом   пожизненного   наследуемого
владения на соответствующий земельный участок.
     Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого
лица  с  момента  регистрации  за  ним  одного  из  названных  прав на
земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со
дня  внесения  в  реестр  записи о праве иного лица на соответствующий
земельный участок.
     При этом п.  2 ст.  8 Гражданского кодекса установлено, что права
на имущество,  подлежащие  государственной  регистрации,  возникают  с
момента  регистрации  соответствующих  прав  на  него,  если  иное  не
установлено законом.
     Таким образом,    если    права    на    имущество,    подлежащие
государственной регистрации,  возникают с момента их  регистрации,  то
государственная  регистрация этих прав носит правообразующий характер,
а  в  случае,  когда  право  на   недвижимое   имущество,   подлежащее
государственной  регистрации,  возникает  в соответствии с федеральным
законом не с момента государственной регистрации (например,  п.  5 ст.
16  Федерального  закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие
Жилищного кодекса Российской Федерации"),  государственная регистрация
носит правоподтверждающий характер.
     Если право на земельный участок возникает у  организации  в  силу
закона,  то обязанность по уплате земельного налога у этой организации
возникает с момента возникновения такого права.
     Согласно п.  1  ст.  6  Федерального  закона  N  122-ФЗ  права на
недвижимое  имущество,  возникшие  до  момента   вступления   в   силу
Федерального закона N 122-ФЗ, признаются юридически действенными и при
отсутствии  их  государственной  регистрации,  которая  проводится  по
желанию правообладателей.
     При этом,  как следует из п.  9  ст.  3  Федерального  закона  от
25.10.2001   N  137-ФЗ  "О  введении  в  действие  Земельного  кодекса
Российской Федерации",  государственные акты,  свидетельства и  другие
документы,  удостоверяющие  права  на  землю  и выданные до введения в
действие Федерального закона N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с
записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество
и сделок с ним.
     Поэтому на основании п. 1 ст. 388 Налогового кодекса плательщиком
земельного налога признается  также  лицо,  чье  право  собственности,
право  постоянного  (бессрочного)  пользования  или право пожизненного
наследуемого  владения  на  земельный  участок  удостоверяется   актом
(свидетельством  или  другими  документами)  о  праве  лица  на данный
земельный участок,  выданным  уполномоченным  органом  государственной
власти или органом местного самоуправления.
     На основании п.  4 ст.  8 Федерального  закона  от  29.11.2004  N
141-ФЗ  "О  внесении  изменений  в  часть  вторую  Налогового  кодекса
Российской  Федерации  и   некоторые   другие   законодательные   акты
Российской  Федерации,  а также о признании утратившими силу отдельных
законодательных актов  (положений  законодательных  актов)  Российской
Федерации"  в  случае отсутствия в Едином государственном реестре прав
на недвижимое имущество и  сделок  с  ним  информации  о  существующих
правах  на  земельные  участки  налогоплательщики по земельному налогу
определяются на основании государственных актов, свидетельств и других
документов,  удостоверяющих  права  на землю и выданных физическим или
юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона  N  122-ФЗ,
которые  в  соответствии  с законодательством имеют равную юридическую
силу с записями в Едином государственном реестре  прав  на  недвижимое
имущество и сделок с ним,  либо на основании актов,  изданных органами
государственной власти или органами местного самоуправления  в  рамках
их   компетенции   и   в   порядке,  установленном  законодательством,
действующим в месте издания  таких  актов  на  момент  их  издания,  о
предоставлении земельных участков.
     Одновременно отмечаем,  что  при  рассмотрении  поставленного   в
письме  вопроса  следует  учитывать,  в  частности,  правовую позицию,
изложенную  в  Постановлении   Пленума   Высшего   Арбитражного   Суда
Российской Федерации от 23.07.2009 N 54.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
12 октября 2009 г.
N 03-05-05-02/62