ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
    
              О ПОСТРОЕНИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРОГРАММАХ
              ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          9 августа 2000 г.
                             N 237/23-16

                                (НЦПИ)


     В настоящее  время  в  ряде дошкольных образовательных учреждений
возникает негативная  тенденция  дублирования  целей,  задач,  форм  и
методов    начальной   школы.   Содержание   дошкольного   образования
выстраивается в "школьной логике" - логике будущих учебных  предметов,
практикуется  раннее  обучение детей письму,  чтению,  усложненной для
дошкольников математике и т.п.  Создается неправомерная диспропорция в
ведущих  содержательных  линиях образования,  состоящая в преобладании
познавательного развития над художественно - эстетическим,  физическим
и социально - личностным. Игра и другие специфичные для этого возраста
виды   деятельности   вытесняются   занятиями,   которые    становятся
преобладающей  формой  обучения  и  воспитания.  При этом игнорируются
объективные возрастные закономерности  развития  ребенка,  характерные
для дошкольного возраста, а значит, и интересы самого ребенка.
     Данные медицины также свидетельствуют о том,  что подобное раннее
обучение  приводит  к  переутомлению  и  перегрузкам  маленьких детей,
отрицательно сказывается на состоянии их здоровья, провоцирует неврозы
и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.
     Подобные явления    в    значительной    степени    провоцируются
требованиями родителей, которые считают, что раннее обучение ребенка в
дошкольном возрасте обеспечит ему в  дальнейшем  успешность  школьного
образования,  позитивное  отношение  учителей  и  признание со стороны
сверстников.  Именно поэтому  родители  стремятся  к  тому,  чтобы  их
ребенок  в  любом образовательном учреждении,  будь то начальная школа
или детский сад,  наращивал знания, умения, навыки на протяжении всего
периода  детства - чем раньше он начнет школьное обучение,  тем лучше.
При этом недооцениваются такие негативные последствия,  как  потеря  у
детей интереса к учебе.
     Ситуация усугубляется  неоправданной  практикой  приема  детей  в
общеобразовательные учреждения (особенно в лицеи и гимназии) на основе
особых требований к  учебным  знаниям,  предъявляемым  к  ребенку  при
поступлении в первый класс. В этих случаях образовательное учреждение,
"прикрываясь" интересами  ребенка,  фактически  выбирает  удобных  ему
детей.   Тем   самым   ущемляется  конституционное  право  ребенка  на
образование,  и  одновременно  нарушаются  законные  права   родителей
выбирать школу для своих детей.
     Министерство образования России неоднократно обращало внимание на
необходимость    строить   программно   -   методическое   обеспечение
дошкольного образования на основе  специфики  возрастных  особенностей
ребенка, о чем свидетельствует ряд документов:
     инструктивно - методические письма Министерства образования РФ:
     - от    25.03.94    N   35-М   "Об   организации   взаимодействия
образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и
начального общего образования";
     - от   24.04.95   N   46/19-15   "Рекомендации   по    экспертизе
образовательных  программ  для  дошкольных  образовательных учреждений
Российской Федерации";
     - от 24.03.95 N 42/19-15 "О программно - методическом обеспечении
дошкольного образования - в контексте педагогики развития";
     - от  07.04.99  N  70/23-16  "О  практике  проведения диагностики
развития ребенка в системе дошкольного образования";
     - от   14.03.2000  N  65/23-16  "О  гигиенических  требованиях  к
максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста  в  организованных
формах обучения";
     - Приказ Минобразования России от 22.08.96 N 448 "Об  утверждении
документов  по  проведению  аттестации  и государственной аккредитации
дошкольных образовательных учреждений" и другие документы.
     В настоящее  время  Министерство образования Российской Федерации
приступило   к   пересмотру   содержания   непрерывного    образования
(дошкольное звено и начальное) в связи с подготовкой перехода школы на
12-летнее  образование.  С  этой  целью  проведен  анализ  действующих
программ   дошкольного   и   начального  образования.  По  результатам
мониторинга, с одной стороны, в дошкольных образовательных учреждениях
выявлены  факты  дублирования  части  учебных  материалов  и  программ
начального обучения.  С другой стороны,  отмечается,  что образование,
которое  получает  ребенок  в детском саду,  остается невостребованным
начальной  школой  в  полной  мере.  В  первую  очередь  это  касается
художественно  -  эстетического  развития  и  физического  воспитания,
которое в детском саду сочетается с комплексом оздоровительных  мер  и
закаливающих процедур.
     Минобразованием России  проведены  координационные  совещания   с
представителями ряда издательств и авторскими коллективами действующих
программ дошкольного и  начального  образования.  На  совещаниях  были
приняты   совместные   решения   о  пересмотре  определенных  разделов
некоторых программ воспитания и обучения,  а  также  о  подготовке  их
новых изданий.  Издательства выразили готовность скорректировать сроки
своих  планов  подготовки  и  издания  данных  программ  с  целью   их
доработки.  Авторы, в свою очередь, взяли на себя обязательства внести
в эти программы соответствующие изменения. Сущность вносимых изменений
обусловлена  необходимостью  установления  преемственности  содержания
дошкольного  и  школьного  образования  и  устранения   неоправданного
дублирования   учебного  материала  начального  общего  образования  в
программах для дошкольных образовательных учреждений.
     Минобразованием России  также  организована  работа  по  созданию
новых программ непрерывного дошкольного  -  начального  образования  в
соответствии   с   подготовленным   проектом   Концепции  непрерывного
образования (дошкольное и начальное звено),  который будет опубликован
в журналах "Дошкольное воспитание" и "Начальная школа".
     Минобразование особо   отмечает,   что   утверждение    указанной
Концепции,  над  которой  работали  и  пришли  к согласованному мнению
авторы как дошкольного,  так и начального образования,  откроет  новые
возможности   для   совершенствования   программно   -   методического
обеспечения  этих   ступеней   образования   на   основе   объективных
закономерностей развития ребенка.

Первый заместитель Министра
образования Российской Федерации
                                                          А.Ф. КИСЕЛЕВ
9 августа 2000 г.
N 237/23-16
    

Печать
2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru