1. В СВЯЗИ С ВСТУПЛЕНИЕМ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 24.07.2009 N 212-ФЗ С 01.01.2010 ОРГАНИЗАЦИИ УПЛАЧИВАЮТ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ, В ФСС РФ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ И В ФФОМС И ТФОМС НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ. В НК РФ НЕТ ПРЯМОГО УКАЗАНИЯ О ТОМ, В СОСТАВЕ КАКИХ РАСХОДОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ДОЛЖНЫ УЧИТЫВАТЬСЯ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ. СОГЛАСНО П. 16 СТ. 255 НК РФ В СОСТАВ РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ТРУДА ВКЛЮЧАЮТСЯ СУММЫ ПЛАТЕЖЕЙ (ВЗНОСОВ) РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПО ДОГОВОРАМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ. В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 3 ЗАКОНА РФ ОТ 27.11.1992 N 4015-1 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ О КОНКРЕТНЫХ ВИДАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ НЕ МОГУТ БЫТЬ УЧТЕНЫ В СОСТАВЕ НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ БАЗЫ В СООТВЕТСТВИИ С П. 16 СТ. 255 НК РФ. СУММЫ ЕСН УЧИТЫВАЛИСЬ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В СООТВЕТСТВИИ С ПП. 1 П. 1 СТ. 264 НК РФ, ОДНАКО СУММЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ НИ НАЛОГОМ, НИ СБОРОМ, ПОЭТОМУ НЕ МОГУТ БЫТЬ УЧТЕНЫ В СОСТАВЕ РАСХОДОВ В СООТВЕТСТВИИ С ПП. 1 П. 1 СТ. 264 НК РФ. В СОСТАВЕ КАКИХ РАСХОДОВ ДОЛЖНЫ УЧИТЫВАТЬСЯ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ, УПЛАЧЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ПОРЯДКОМ, УСТАНОВЛЕННЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 24.07.2009 N 212-ФЗ? ПРАВОМЕРНО ЛИ ВКЛЮЧАТЬ СУММЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В СОСТАВ ПРОЧИХ РАСХОДОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В СООТВЕТСТВИИ С ПП. 49 П. 1 СТ. 264 НК РФ, ЕСЛИ ВЗНОСЫ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ УЧИТЫВАЮТСЯ В СОСТАВЕ ПРОЧИХ РАСХОДОВ В СООТВЕТСТВИИ С ПП. 45 П. 1 СТ. 264 НК РФ? 2. В СООТВЕТСТВИИ С П. 6 СТ. 272 НК РФ РАСХОДЫ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ И ДОБРОВОЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ПРИЗНАЮТСЯ В КАЧЕСТВЕ РАСХОДА В ТОМ ОТЧЕТНОМ (НАЛОГОВОМ) ПЕРИОДЕ, В КОТОРОМ В СООТВЕТСТВИИ С УСЛОВИЯМИ ДОГОВОРА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ БЫЛИ ПЕРЕЧИСЛЕНЫ (ВЫДАНЫ ИЗ КАССЫ) ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА НА ОПЛАТУ СТРАХОВЫХ (ПЕНСИОННЫХ) ВЗНОСОВ. ЧТО БУДЕТ ЯВЛЯТЬСЯ ДАТОЙ ПРИЗНАНИЯ ТАКИХ РАСХОДОВ В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ: ДАТА ФАКТИЧЕСКОЙ УПЛАТЫ, ДАТА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ОРГАНЫ КОНТРОЛЯ ЗА УПЛАТОЙ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ОТЧЕТНОСТИ (РАСЧЕТОВ) ИЛИ ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА? 3. СОГЛАСНО СТ. 318 НК РФ ПРИ РАЗДЕЛЕНИИ РАСХОДОВ ОТЧЕТНОГО (НАЛОГОВОГО) ПЕРИОДА НА ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ К ПРЯМЫМ РАСХОДАМ, В ЧАСТНОСТИ, МОГУТ БЫТЬ ОТНЕСЕНЫ РАСХОДЫ НА ОПЛАТУ ТРУДА ПЕРСОНАЛА, УЧАСТВУЮЩЕГО В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ, ОКАЗАНИЯ УСЛУГ, А ТАКЖЕ РАСХОДЫ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ, ИДУЩИЕ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ И НАКОПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТЕЙ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ, НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ, ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ, ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, НАЧИСЛЕННЫЕ НА УКАЗАННЫЕ СУММЫ РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ТРУДА. ВСЕ ИНЫЕ СУММЫ РАСХОДОВ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ РАСХОДОВ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 265 НК РФ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ В ТЕЧЕНИЕ ОТЧЕТНОГО (НАЛОГОВОГО) ПЕРИОДА, ОТНОСЯТСЯ К КОСВЕННЫМ РАСХОДАМ. УЧИТЫВАЯ ИЗЛОЖЕННОЕ, ПРАВА ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ, СЧИТАЯ, ЧТО СУММЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ, НАЧИСЛЕННЫЕ НА ВЫПЛАТЫ, НЕ ОТНОСЯЩИЕСЯ К РАСХОДАМ НА ОПЛАТУ ТРУДА, В ТОМ ЧИСЛЕ НА ВЫПЛАТЫ, ПРОИЗВОДИМЫЕ В ПОЛЬЗУ РАБОТНИКОВ, НЕ УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ, ДОЛЖНЫ ВКЛЮЧАТЬСЯ В СОСТАВ КОСВЕННЫХ РАСХОДОВ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 25 мая 2010 г. N 03-03-06/2/101 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам, относящимся к своей компетенции, сообщает следующее. 1. С 1 января 2010 г. в соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" утратила силу гл. 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Одновременно вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), регулирующий отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы). Данные страховые взносы следует учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. 2. Что касается момента признания указанных расходов в налоговом учете, то согласно пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата их начисления. При определении момента признания в налоговом учете страховых взносов, ввиду того что они являются обязательными платежами, следует применять пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ. Учитывая изложенное, датой осуществления расходов в виде страховых взносов признается дата их начисления. 3. По вопросу отнесения расходов в виде страховых взносов в состав косвенных расходов сообщаем, что в соответствии с п. 1 ст. 318 НК РФ, если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию определяются с учетом положений ст. 318 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 318 НК РФ для целей гл. 25 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на: 1) прямые; 2) косвенные. Пункт 1 ст. 318 НК РФ содержит примерный перечень расходов, которые могут быть отнесены к прямым. Пунктом 1 ст. 318 НК РФ установлено, что налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). К косвенным же расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода. Таким образом, налогоплательщик вправе самостоятельно определить перечень прямых расходов, закрепив его в учетной политике. Глава 25 НК РФ не содержит положений, ограничивающих налогоплательщика в отнесении тех или иных расходов на производство и реализацию, в том числе расходов в виде страховых взносов, к прямым или косвенным расходам. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 25 мая 2010 г. N 03-03-06/2/101 |