О СОЗДАНИИ ГЛОБАЛЬНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И КОНТРОЛЯ ЗА МЕСТОПОЛОЖЕНИЕМ РОССИЙСКИХ МОРСКИХ И СМЕШАННОГО (РЕКА - МОРЕ) ПЛАВАНИЯ СУДОВ. Приказ. Министерство транспорта РФ (Минтранс России). 17.07.00 74

           О СОЗДАНИИ ГЛОБАЛЬНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ
         МОНИТОРИНГА И КОНТРОЛЯ ЗА МЕСТОПОЛОЖЕНИЕМ РОССИЙСКИХ
          МОРСКИХ И СМЕШАННОГО (РЕКА - МОРЕ) ПЛАВАНИЯ СУДОВ

                                ПРИКАЗ

                      МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ

                           17 июля 2000 г.
                                 N 74

                                (НЦПИ)


     В целях   повышения   безопасности    мореплавания,    выполнения
требований,   вытекающих   из   Международной   конвенции   по  охране
человеческой жизни на море 1974 года,  поправок к этой Конвенции  1988
года,  соответствующих рекомендаций Международной морской организации,
усиления  государственного  регулирования  и   контроля   за   морским
судоходством,   в  том  числе  в  интересах  обеспечения  безопасности
морского  судоходства  в  условиях,   предусмотренных   Постановлением
Правительства  Российской Федерации от 3 ноября 1998 г.  N 1286-50,  а
также повышения мобилизационной готовности на  объектах  транспортного
комплекса приказываю:
     1. Создать глобальную автоматизированную  систему  мониторинга  и
контроля  за  местоположением  российских морских и смешанного (река -
море) плавания судов (далее - Система  мониторинга)  с  использованием
технических   средств  морской  подвижной  спутниковой  системы  связи
"Инмарсат",  глобальных спутниковых  навигационных  систем  "Глонасс",
"Навстар" и других современных технологий.
     2. Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 2000  г.  Временное
положение   о  глобальной  автоматизированной  системе  мониторинга  и
контроля за местоположением российских морских и  смешанного  (река  -
море) плавания судов (далее - Временное положение) (прилагается).
     3. Поручить     Государственному      унитарному      предприятию
"Морсвязьспутник"  Министерства транспорта Российской Федерации (далее
- ГУП "Морсвязьспутник") (Богданов В.А.):
     руководство и координацию работ по созданию Системы мониторинга;
     разработку нормативно - технических документов,  необходимых  для
функционирования   Системы   мониторинга,  и  представление  указанных
документов на согласование  и  утверждение  Службе  морского  флота  и
Службе речного флота.
     4. В составе Системы мониторинга предусмотреть:
     Центр мониторинга    для   сбора   и   обработки   информации   о
местоположении российских морских и смешанного (река - море)  плавания
судов (далее - Центр мониторинга);
     участие российских морских и смешанного (река  -  море)  плавания
судов  (далее  -  суда),  подлежащих  оборудованию  судовыми станциями
Инмарсат-С  в  соответствии   с   Приказом   Министерства   транспорта
Российской  Федерации  от  21  октября  1997  г.  N  125 "О создании и
функционировании Глобальной морской системы связи при бедствии  и  для
обеспечения безопасности (ГМССБ)";
     участие судов,  совершающих рейсы за пределами морских районов А1
ГМССБ или выходящих из портов более чем на 12 часов,  при их оснащении
судовыми станциями Инмарсат-С.
     5. ГУП  "Морсвязьспутник"  (Богданов В.А.),  ГВЦ Минтранса России
(Семенов  А.И.),  ГУП  ГЦССС  (Розвадовский   С.И.)   организовать   с
использованием своих ресурсов Центр мониторинга.
     6. Установить, что:
     передача информации  о  местоположении  судов в Центр мониторинга
осуществляется  в  соответствии  с  порядком,  определенным  Временным
положением;
     информация о    местоположении    судов    Центром    мониторинга
предоставляется   судовладельцам   и   уполномоченным  государственным
органам бесплатно.
     7. Службе   морского   флота  (Матюшенко  Н.И.)  предусмотреть  в
разрабатываемом проекте положения  о  лицензировании  отдельных  видов
деятельности  на  морском  транспорте  оснащение  судов и их участие в
Системе мониторинга в качестве дополнительных лицензионных  требований
и условий для следующих видов деятельности на морском транспорте:
     перевозки грузов морским транспортом;
     перевозки пассажиров морским транспортом;
     буксировка судов и иных плавучих объектов.
     8. Морским администрациям портов, капитанам портов при оформлении
отхода  из  порта  судна,  подлежащего  в  соответствии  с  пунктом  4
настоящего  Приказа  регистрации  в Системе мониторинга,  проверять на
основании данных,  предоставляемых  Центром  мониторинга,  регистрацию
судна в Системе мониторинга.
     9. Службе морского флота (Матюшенко Н.И.),  Службе речного  флота
(Смирнов  Н.Г.)  в срок до 21 августа 2000 г.  создать в установленном
порядке комиссию по приемке в опытную эксплуатацию Центра  мониторинга
(далее - Комиссия).
     10. Комиссии провести испытания Центра мониторинга и  представить
до  30 августа 2000 г.  руководству Министерства транспорта Российской
Федерации акт ввода Центра мониторинга в опытную эксплуатацию.
     11. Департаменту безопасности мореплавания (Палехов С.В.) довести
до сведения судовладельцев и капитанов портов  информацию  о  принятии
Центра мониторинга в опытную эксплуатацию.
     12. Суда,  оборудованные судовыми станциями Инмарсат-С,  подлежат
регистрации в Центре мониторинга в месячный срок после принятия Центра
мониторинга в опытную эксплуатацию.
     13. Ввести   в  опытную  эксплуатацию  Систему  мониторинга  с  1
сентября 2000 г.
     14. ГУП "Морсвязьспутник" (Богданов В.А.) в срок до 1 января 2001
года  представить  предложения   по   дальнейшему   развитию   Системы
мониторинга,   в   том  числе  в  интересах  обеспечения  безопасности
российского   морского   судоходства   в   условиях,   предусмотренных
Постановлением  Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1998 г.
N 1286-50.
     15. Контроль  за  исполнением  настоящего  Приказа  возложить  на
Службу морского флота (Матюшенко Н.И.).

Министр транспорта
Российской Федерации
                                                            С.О. ФРАНК
17 июля 2000 г.
N 74


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                             Приказом Минтранса России
                                                  от 17 июля 2000 года
                                                                  N 74

                         ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

         О ГЛОБАЛЬНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА
           И КОНТРОЛЯ ЗА МЕСТОПОЛОЖЕНИЕМ РОССИЙСКИХ МОРСКИХ
              И СМЕШАННОГО (РЕКА - МОРЕ) ПЛАВАНИЯ СУДОВ

                          I. Общие положения

     1.1. Настоящее Временное положение определяет  основные  принципы
построения  и  функционирования  глобальной автоматизированной системы
мониторинга  и  контроля  за  местоположением  российских  морских   и
смешанного (река - море) плавания судов (далее - Система мониторинга).
     1.2. Система  мониторинга предназначена для наблюдения и контроля
за  местоположением,  другими   параметрами   российских   морских   и
смешанного  (река - море) плавания судов (далее - суда) и оперативного
обеспечения    этой    информацией    соответствующих    подразделений
Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России), других
федеральных органов  исполнительной  власти,  Государственной  морской
аварийной  и спасательно - координационной службы Российской Федерации
(Госморспасслужба России),  а также судовладельцев и  функционирует  в
непрерывном круглосуточном режиме.

                    II. Состав Системы мониторинга

     2.1. В обеспечении Системы мониторинга задействованы:
     Служба морского флота Минтранса России;
     Служба речного флота Минтранса России;
     Государственное унитарное      предприятие      "Морсвязьспутник"
Министерства транспорта Российской Федерации (ГУП "Морсвязьспутник");
     Государственное унитарное   предприятие  Министерства  транспорта
Российской Федерации "Главный центр связи и спутниковых  систем"  (ГУП
ГЦССС);
     Государственное унитарное  предприятие  "Главный   вычислительный
центр Министерства транспорта Российской Федерации" (ГВЦ);
     Государственный морской   спасательный   координационный    центр
Госморспасслужбы России (ГМСКЦ);
     морские администрации   портов,    государственные    бассейновые
управления водных путей и судоходства (далее - администрации портов);
     суда;
     судовладельцы.
     Для взаимодействия в рамках Системы мониторинга могут быть  также
привлечены по согласованию с ними другие органы и организации.

                III. Цели создания Системы мониторинга

     3.1. Основными целями создания Системы мониторинга являются:
     совершенствование организации      обеспечения       безопасности
мореплавания;
     повышение эффективности  проведения   поисково   -   спасательных
операций на море;
     совершенствование организации информационного обеспечения в целях
предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на море;
     совершенствование организации оперативного управления и  контроля
за    безопасностью   судоходства   и   мероприятий   по   обеспечению
мобилизационной готовности на объектах транспортного комплекса,  в том
числе в особый период;
     информационное обеспечение при  проведении  анализа  нештатных  и
аварийных ситуаций с судами;
     предоставление информации о местонахождении судов судовладельцам.
     3.2. Координацию  работ  по  созданию  и функционированию Системы
мониторинга осуществляет ГУП "Морсвязьспутник".

                   IV. Функции Системы мониторинга

     4.1. На Систему мониторинга возлагается  осуществление  следующих
основных функций:
     обеспечение автоматической  дискретной  передачи  или  запроса  и
последующей  автоматической  передачи  с  судна  через  каналы системы
ИНМАРСАТ-С данных о текущем местоположении судна в любое время,  но  с
интервалом,  не  превышающим  12  часов  по состоянию на 00.00 и 12.00
московского времени, а также в режиме поллинга в ИНМАРСАТ-С;
     обеспечение опроса   судов  через  каналы  системы  ИНМАРСАТ-С  в
полуавтоматическом режиме для  сбора  информации  о  местоположении  и
других  данных этих судов (стандартные сообщения об отходе,  прибытии,
маршруте,   отклонении   от   маршрута   и   т.п.)   по   распоряжению
уполномоченных государственных органов или судовладельцев;
     обеспечение запроса и передачи  с  судов  информации  по  опасным
грузам;
     обеспечение вызова судна на связь;
     обеспечение анализа   местоположения  судов  и  отображение  этой
информации на электронной карте;
     обеспечение управления    информационными    потоками   различных
категорий  срочности,  распределения   информации   по   сетям   связи
(локальным,  региональным,  глобальным), абонентам электронной почты и
сети ИНТЕРНЕТ.

             V. Технические средства Системы мониторинга

     5.1. В рамках Системы мониторинга используются:
     на судах    -   судовые   станции   ИНМАРСАТ-С   со   спутниковым
навигационным приемником;
     в Центре  мониторинга  -  автоматизированные  рабочие места (АРМ)
операторов,  специализированное аппаратное и  программное  обеспечение
(ПО) системы управления базами данных (СУБД), локальной вычислительной
сети (ЛВС),  удаленного доступа; электронно - картографической (ЭКС) и
геоинформационной системы (ГИС).
     5.2. В  качестве  географической  базы  ЭКС  и  ГИС  используются
электронные морские навигационные карты.
     5.3. Разработка    и    поддержание    ПО    осуществляет     ГУП
"Морсвязьспутник".

       VI. Информационное взаимодействие в Системе мониторинга

     6.1. Информационное    взаимодействие   в   Системе   мониторинга
основывается на комплексном использовании действующих систем  и  сетей
связи и передачи данных.
     6.2. Доведение  информации  до  потребителей   обеспечивается   с
использованием каналов:
     электронной почты (E-mail);
     сети ИНТЕРНЕТ;
     телефонной, модемной и  факсимильной  связи  по  телефонной  сети
общего пользования (ТФОП) (факультативно).
     6.3. Предусматриваются  следующие  основные  способы  доступа   к
информационным ресурсам (базам данных) Системы мониторинга:
     - непосредственный доступ  до  принципу  "Клиент  -  Сервер"  (по
расписанию или программе);
     - непосредственный доступ  по  принципу  "Клиент  -  Сервер"  (по
запросу);
     - через оператора Системы мониторинга (по запросу).
     6.4. Средства   информационного   взаимодействия   на   местах  и
подключение к Центру мониторинга обеспечивают сами  потребители  услуг
Системы мониторинга.
     6.5. Определение состава и периодичности сбора и передачи  данных
с судов должно определяться в Системе мониторинга с учетом:
     географического района местонахождения судна;
     общего состояния  судна  и ситуационной обстановки (штатный режим
эксплуатации, аварийное состояние, бедствие и т.п.);
     требований Службы   морского  флота  Минтранса  России  и  Службы
речного флота Минтранса России;
     мероприятий по   контролю   за   регистрацией   судов  в  Системе
мониторинга.
     6.6. В  условиях  штатного  функционирования  Системы мониторинга
периодичность сбора  и  передачи  данных  о  местоположении  и  других
параметрах  с  судов  в  Центр  мониторинга составляет не реже 2 раз в
сутки.
     6.7. Автоматическая  дискретная передача или запрос и последующая
автоматическая передача с судна данных о его текущем местоположении  с
установленным интервалом (не превышающим 12 часов) или в любое время в
Системе мониторинга  осуществляется  без  участия  судового  оператора
через каналы ИНМАРСАТ-С по заданному расписанию или в режиме поллинга.
     6.8. При необходимости уполномоченными государственными  органами
и  судовладельцами через систему ИНМАРСАТ-С может осуществляться опрос
судов в полуавтоматическом  режиме  (местоположение,  курс,  скорость,
сообщения  об  отходе,  прибытии,  маршруте,  отклонении от маршрута и
т.п.).
     6.9. Форматы  сообщений,  передаваемых  через каналы ИНМАРСАТ-С с
судна  в  Центр  мониторинга,  соответствуют  стандартным  требованиям
системы ИНМАРСАТ-С.
     6.10. Обеспечение    информационного    взаимодействия     Центра
мониторинга    и    потребителей    информации   Системы   мониторинга
осуществляется в круглосуточном режиме.
     6.11. Доставка    уполномоченным    государственным   органам   и
судовладельцам  информации  о  местоположении  судов  в   привязке   к
электронным  картам  обеспечивается  средствами локальных,  выделенных
сетей, сети ИНТЕРНЕТ, электронной почты.
     6.12. По   запросу   уполномоченных   государственных  органов  и
судовладельцев   доставка   информации    о    местоположении    судов
обеспечивается  по  сетям  телефонной,  модемной  и факсимильной связи
ТФОП.
     6.13. Вопросы   доступа   к   информационным   ресурсам   Системы
мониторинга (списки лиц,  имеющих доступ к базам данных, использование
паролей   и   ключей,   исключающих  несанкционированное  обращение  и
использование баз данных Системы мониторинга, аппаратные и программные
средства  криптографической  защиты информации в Системе мониторинга и
т.п.)  регулируются  в  соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации  организационно  - техническими документами,  применяемыми в
Системе мониторинга.

                VII. Эксплуатация Системы мониторинга

     7.1. В Системе  мониторинга  на  судах  обеспечивается  исправное
техническое   состояние  и  непрерывное  функционирование  технических
средств (судовые станции ИНМАРСАТ-С) во время рейса, начиная с момента
выхода судна из порта и до захода судна в порт.
     7.2. Администрации портов обеспечивают проверку регистрации судна
в  составе Системы мониторинга при оформлении отхода судна из порта на
основания информации, получаемой из Центра мониторинга.
     7.3. Доступ   Службы   морского   флота,  Службы  речного  флота,
администраций портов в Систему мониторинга и к информационным ресурсам
(базам данных) осуществляется на приоритетной основе.
     При возникновении аварийной  ситуации  или  в  особый  период  по
решению  Службы  морского  флота,  Службы  речного  флота  может  быть
установлен иной порядок передачи информации о местоположении  судов  в
Центр мониторинга.
     7.5. Центр мониторинга обеспечивает:
     прием от  судовладельцев  заявок  на  регистрацию судов и ведение
базы данных по судам;
     прием и обработку информации о местоположении судов;
     надежную, оперативную  и  достоверную   передачу   информации   о
местоположении  судов  в  привязке  к электронным картам получателям в
установленные сроки;
     согласованный порядок   доступа   уполномоченных  государственных
органов   и   судовладельцев   к   информационным   ресурсам   Системы
мониторинга;
     представление требуемой информации в  различных  видах  (таблица,
текст, графический файл и т.п.);
     выполнение требований защиты информации  от  несанкционированного
доступа.
     7.6. Включение судна  в  Систему  мониторинга  осуществляется  на
основании соответствующей заявки судовладельца (Приложение 1).

                                                          Приложение 1

                         ЗАЯВКА СУДОВЛАДЕЛЬЦА
               НА ВКЛЮЧЕНИЕ СУДНА В СИСТЕМУ МОНИТОРИНГА

----------------------------------------------------------------------
| 1. Название судна                      |                           |
|----------------------------------------|---------------------------|
| 2. Номер НМО,                          |                           |
| регистровый номер                      |                           |
|----------------------------------------|---------------------------|
| 4. Тип судна                           |                           |
|----------------------------------------|---------------------------|
| 5. Радиопозывной сигнал судна          |                           |
|----------------------------------------|---------------------------|
| 6. Судовладелец,                       |                           |
|----------------------------------------|---------------------------|
| - адрес,                               |                           |
|----------------------------------------|---------------------------|
| - телефон,                             |                           |
|----------------------------------------|---------------------------|
| - факс,                                |                           |
|----------------------------------------|---------------------------|
| - телекс,                              |                           |
|----------------------------------------|---------------------------|
| - E-mail                               |                           |
|----------------------------------------|---------------------------|
| 7. Тип ССС ИНМАРСАТ-С,                 |                           |
| идентификационный номер ЦИВ            |                           |
|----------------------------------------|---------------------------|
| 8. Гарантийные обязательства по оплате |                           |
| услуг связи.                           |                           |
|----------------------------------------|---------------------------|
| 9. Подпись руководителя                |                           |
----------------------------------------------------------------------