ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
    
    
           О КОНЦЕПЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
           В СФЕРЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
    
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                                   
                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
    
                           22 июня 2010 г. 
                               N 522-ПП
    
                                (ПРМ)
    
    
     В целях  эффективной  реализации государственной политики в сфере
межэтнических отношений,  совершенствования комплексного и  системного
подхода  к  регулированию этносоциальных процессов в городе Москве как
столице  Российской  Федерации  и  в  соответствии  с   постановлением
Правительства Москвы от 8 сентября 2009 г.  N 945-ПП "О дополнительных
мерах  по  профилактике  ксенофобии  этнополитического  экстремизма  в
молодежной среде города Москвы" Правительство Москвы постановляет:
     1. Одобрить Концепцию реализации государственной политики в сфере
межэтнических  отношений  в городе Москве (далее - Концепция) согласно
приложению к настоящему постановлению.
     2. Комитету межрегиональных связей и национальной политики города
Москвы в соответствии с Концепцией  разработать  и  представить  в  IV
квартале  2010  г.  на  утверждение  Правительства  Москвы комплексные
мероприятия   по   реализации   государственной   политики   в   сфере
межэтнических отношений на 2011 год (далее - Мероприятия).
     3. Органам исполнительной власти  города  Москвы,  участвующим  в
реализации  Концепции,  до  1  августа  2010 г.  представить в Комитет
межрегиональных  связей  и   национальной   политики   города   Москвы
конкретные  предложения по реализации государственной политики в сфере
межэтнических   отношений   в   городе   Москве   по   соответствующим
направлениям   деятельности   с   учетом   положений   Концепции   для
формирования Мероприятий (п.2).
     4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить  на
заместителя   Мэра   Москвы   в   Правительстве   Москвы  по  вопросам
межрегионального сотрудничества, спорта и туризма Байдакова С.Л.
    
Мэр Москвы 
                                                            Ю.М.Лужков
22 июня 2010 г. 
N 522-ПП


                                                            Приложение
                                                                      
                                                       к постановлению 
                                                  Правительства Москвы
                                                    от 22 июня 2010 г. 
                                                              N 522-ПП
    
             Концепция реализации государственной политики
            в сфере межэтнических отношений в городе Москве
    
                                Москва
                               2010 г.

                               СОДЕРЖАНИЕ
    
     1.      Общие положения....................................3
    
     2.      Специфика и роль города Москвы
             как политического центра
             Российской Федерации ..............................4
    
     3.      Этносоциальные процессы и их
             регулирование......................................6
    
     4.      Принципы реализации
             государственной политики
             в сфере межэтнических
             отношений в городе Москве..........................9
    
     5.      Цели и задачи  реализации
             государственной политики
             в сфере межэтнических
             отношений в городе Москве .........................11
    
     6.      Механизмы реализации Концепции.....................15
    
                             1. Общие положения
    
     Реализация государственной   политики   в   сфере   межэтнических
отношений в городе Москве - системная  деятельность  по  осуществлению
нормативно-правовых и организационных мер, учитывающих конституционные
права граждан  на  свободу  этнической  самоидентификации  в  процессе
регулирования   социальных   отношений,   направленная   на  сплочение
городского  сообщества  на  основе  гражданственности,  культурных   и
нравственных ценностей российского общества.
     При этом  учитывается  роль  города  Москвы  как   политического,
экономического  и  культурного центра многонационального федеративного
государства Российской Федерации,  его особое консолидирующее значение
для  укрепления  единства  и  солидарности  многонационального  народа
Российской Федерации как единой гражданской российской нации.
     Концепция направлена   на   поддержание  и  развитие  исторически
сложившихся традиций внутригородской жизни,  решение  общенациональных
задач  государства,  развитие  гражданской  идентичности и обеспечение
прав  граждан  на  удовлетворение  их   этнокультурных,   языковых   и
религиозных запросов.
     Государственная политика в сфере межэтнических отношений в городе
Москве  осуществляется,  прежде всего,  посредством обеспечения прав и
свобод человека и гражданина,  гарантированных Конституцией Российской
Федерации,   соблюдения   принципов   свободы   совести   и  равенства
религиозных   объединений   перед   законом,   а   также   диалога   и
сотрудничества между государственными органами власти,  муниципальными
образованиями города Москвы и институтами гражданского общества.
     Правовую основу   реализации  государственной  политики  в  сфере
межэтнических  отношений  в  городе  Москве   составляют   Конституция
Российской  Федерации,  международные  договоры  Российской Федерации,
федеральные   конституционные   законы,   федеральные   законы,   иные
законодательные  акты  Российской  Федерации,  а  также Устав и законы
города Москвы, нормативные правовые акты органов исполнительной власти
Российской Федерации и города Москвы, настоящая Концепция.
     Государственная политика в сфере межэтнических отношений в городе
Москве   направлена   на   защиту   интересов  городского  сообщества,
обеспечение прав и свобод жителей города Москвы и временно находящихся
на ее территории иностранных граждан, а также лиц без гражданства.
     Субъектом права в указанной  сфере  выступает  как  личность  или
группа  граждан  (физических  лиц),  реализующих  свое конституционное
право на свободу  этнической  самоидентификации,  так  и  общественные
объединения,  в том числе ассоциированные по этническому принципу. При
этом   права   групп   граждан    (физических    лиц)    исчерпываются
индивидуальными правами ее членов.
     Концепция основана на гуманистических  ценностях  справедливости,
свободы,   человеческого  достоинства,  взаимопонимания,  а  также  на
ценностях российского патриотизма и интернационализма.
     Концепция учитывает       взаимосвязанность       этнокультурных,
демографических, миграционных и экономических процессов, их влияние на
сферу межэтнических отношений и предусматривает согласованность усилий
органов  исполнительной  власти   города   Москвы,   межотраслевую   и
межведомственную  координацию  деятельности  по поддержанию социальной
стабильности в сфере межэтнических отношений в городе Москве.
     Концепция определяет  стратегию  интеграции городского сообщества
как наиболее эффективную в условиях столичного мегаполиса  и  является
основой    для   создания   целостной   системы   нормативно-правовых,
социально-экономических,  политических,  государственно-управленческих
мер по регулированию этносоциальных процессов в городе Москве.
     Настоящая Концепция представляет собой  изложение  принципиальных
подходов  и  положений  по реализации государственной политики в сфере
межэтнических отношений с  учетом  реалий  общественной  жизни  города
Москвы  и  призвана стать ориентиром для органов исполнительной власти
города Москвы,  органов местного самоуправления, трудовых коллективов,
учебных  заведений,  общественных  объединений  при  принятии решений,
влияющих на межэтнические отношения.
    
       2. Специфика и роль города Москвы как политического центра
                          Российской Федерации
    
     Москва, одновременно   являясь  субъектом  Российской  Федерации,
городом-мегаполисом и столицей России,  а также  историческим  центром
русской и российской государственности,  представляет собой уникальную
агломерацию.  Совокупность этих качеств определяет характерные  именно
для Москвы функции:
     - города,  в котором необходимо обеспечить реализацию современных
общественно-политических, гражданских и досуговых интересов городского
сообщества,  а  также  обеспечение  фундаментальных  прав  на  свободу
самовыражения, социальную защиту, образование и труд;
     - субъекта Российской Федерации как средоточия значительной части
экономического и финансового потенциала страны;
     - научного, образовательного центра;
     - культурно-исторического центра;
     - общероссийского финансового центра;
     - наиболее инвестиционно привлекательного региона;
     - передового  в  социальном,  культурном  и  инновационном  плане
города-мегаполиса постиндустриального типа;
     - центра промышленности и инновационной модернизации экономики;
     - центра туризма;
     - региона, привлекательного с точки зрения миграции;
     - информационного, медийного центра Российской Федерации.
     Москва как столица  Российской  Федерации  призвана  олицетворять
современный  и  перспективный  облик  страны,  выполнять ряд столичных
функций,  под которыми  понимается  совокупность  мер  по  обеспечению
соответствующих  условий  размещения  и  функционирования  федеральных
органов власти,  по выполнению представительских задач общероссийского
и  международного  уровней,  а  также  по  реализации связанных с этим
обязательств.
     Москва как  субъект  Российской Федерации в последнее десятилетие
ХХ     века     сыграла     значительную     роль     в     сохранении
государственно-политического    и   национального   единства   страны,
восстановлении  общественно-политических  связей  между   народами   и
республиками   бывшего  СССР,  развитии  интеграционных  процессов  на
постсоветском пространстве.
     В связи  с  этим  миссия  города  Москвы как политического центра
многонационального   федеративного   государства   определяется    его
консолидирующей  ролью  в  деле укрепления единства многонационального
народа    Российской    Федерации,    обеспечения     этнополитической
стабильности,   утверждения   и   развития   принципов   ответственной
гражданственности и межэтнического согласия.
     Это обусловливает  необходимость дальнейшего развития московского
социума  как  сообщества  социально  ответственных  горожан   высокого
культурного  и  морального уровня.  Важнейшим условием поступательного
движения в этом направлении является  утверждение  атмосферы  уважения
достоинства  человеческой личности,  различных политических убеждений,
культурных и религиозных традиций горожан.
    
             3. Этносоциальные процессы и их регулирование
    
     Первая Всероссийская перепись населения,  проведенная  28  января
1897 г., зафиксировала в городе Москве и ее пригородах 1 млн. 426 тыс.
человек.  Рост численности москвичей  во  многом  происходил  за  счет
миграционного  притока.  Материалы  переписи  1912 года показали,  что
около 85% жителей родились вне города Москвы. Согласно данным переписи
населения  2002 года в городе Москве проживают представители более 160
национальностей.  Общее количество проживающих  составляет  10,4  млн.
человек. Население города Москвы за XX век выросло в 10 раз, а площадь
городской территории с 60-х годов  увеличилась  лишь  на  10%.  Жители
города  Москвы,  относящие  себя  к  русской национальности составляют
84,7%  Не менее трети жителей  города  Москвы  рождены  от  браков,  в
которых  муж  и жена относят себя к разным национальностям.  В течение
многих поколений сформировалась  интегрированная  общность  на  основе
урбанистической и русскоязычной культуры - "москвичи".
     Под влиянием массовых и быстрых миграционных потоков,  начавшихся
в   90-е   годы,  произошли  существенные  изменения  в  этническом  и
социальном составе города Москвы. Во многом именно чрезвычайно высокие
темпы   прироста   в  короткие  отрезки  времени  отдельных  категорий
мигрантов способствовали распространению ксенофобии  и  мигрантофобии,
которые    отразились    на   негативном   восприятии   представителей
соответствующих этнических групп постоянным населением Москвы.  Однако
непосредственно этнический фактор, как таковой, не имеет определяющего
влияния на состояние социальной стабильности городского сообщества,  а
придает иное звучание социальным проблемам.
     Среди приезжих   выделяются    временные    трудовые    мигранты,
нацеленные, прежде всего, на заработки, и те, которые ориентированы на
постоянное жительство в Москве.  Данные  категории  практикуют  разные
стратегии  адаптации  к  жизни  в  столичном  мегаполисе.  Большинство
участников современных миграционных потоков привыкли ори  ентироваться
на традиционную жесткую систему правил и норм,  а в силу естественного
стремления  к  объединению  по  признакам  этнической   принадлежности
предпочитают   компактное   проживание.   В  свою  очередь,  специфика
современной московской культуры не воспринимается ими как устойчивая и
определенная  культурная  целостность.  В результате внутри городского
сообщества наметились тенденции к воссозданию привычной этнокультурной
среды,  определенной субкультуры, которая затем может воспроизводиться
в следующем поколении и являться основой для разрастания  барьеров  во
взаимопонимании.
     Несмотря на  то,   что   этнические   и   миграционные   процессы
представляют собой, по сути, два разных феномена, в сознании москвичей
они предстают в виде единого целого,  а призывы борьбы  с  нелегальной
миграцией   зачастую   имеют  именно  межэтнический  контекст.  Однако
подавляющая часть  жителей  Москвы  русской  национальности  не  имеет
националистических убеждений, а возросшая в последнее время значимость
своей этнической принадлежности является реакцией на резкое  изменение
привычного  этнокультурного  фона  городской  среды,  опасением утраты
культурных  границ  и  понижения  статуса.  Кроме  того,   особенность
негативных  установок  у  части  городского  сообщества не в тотальном
отвержении других народов,  а в избирательном негативном  отношении  к
определенным  этническим  группам,  что  свидетельствует  не  о низкой
толерантности вообще, а о негативном образе отдельных национальностей,
в основном, сформированном информационной средой.
     Подавляющая часть москвичей в  той  или  иной  мере  отрицательно
относятся к радикальным националистическим объединениям.  Вместе с тем
негативные тенденции в общественном сознании могут получить развитие в
связи  с  продолжающимся  процессом социального расслоения,  пробелами
миграционной  политики,  а  также   использованием   этнополитического
фактора  экстремистскими  и  безответственными  политическими  силами.
Ультраправые   группы    активно    используют    тактики    эскалации
напряженности,   в   том   числе  с  использованием  средств  массовой
коммуникации, развивая сетевые структуры, в том числе в сети Интернет.
Показательным  примером  воздействия  информационной среды на массовое
сознание является то, что большинство москвичей, принимавших участие в
социологических опросах, считают, что межэтнические отношения в городе
Москве в той или иной мере напряженные.  Но лишь малая  часть  из  них
непосредственно    сталкивались    с    ситуациями,    которые    были
охарактеризованы  ими  как   противоречия   на   почве   межэтнических
отношений.
     В свою очередь,  представители этнических  групп,  проживающие  в
городе  Москве,  сильно дифференцированы не только социально,  но и по
степени выраженности этнической идентичности.  Для одних, особенно для
проживающих в Москве более 15 лет, традиционные этнокультурные границы
реально стираются, а этническая принадлежность носит довольно условный
характер.  Для  других,  этническая  принадлежность  по-прежнему имеет
важное значение в их жизни  и  служит  условием  в  выборе  ближайшего
окружения,  причастности  к межэтническим конфликтам,  произошедшим на
исторической родине.  В  этой  связи  утверждать  о  единых  интересах
какой-либо этнической группы в масштабах города Москвы оснований нет.
     В настоящее время для большинства граждан  одно  из  определяющих
значений    в    самоидентификации   имеет   религия.   Называя   себя
православными,  мусульманами,  буддистами,   подавляющее   большинство
москвичей  лишь фиксируют принадлежность к определенной этнокультурной
среде, при этом зачастую оставаясь носителями светского мировоззрения,
воспринимая  религию  в качестве одного из основных элементов культуры
соответствующего   народа   и   средством    укрепления    этнического
самосознания.
     С другой стороны,  существует  значительное  количество  граждан,
имеющих  собственно  религиозное мировоззрение и соответствующую шкалу
ценностных  ориентиров,  которые  в  условиях  современных   процессов
глобализации      выполняют      различные      функции      -      от
психологически-оборонительной до  агрессивно  наступательной.  В  свою
очередь,   внешние   и  внутренние  деструктивные  силы  эксплуатируют
социальное  недовольство   и   используют   религиозный   фактор   для
политической и этнополитической мобилизации людей. В этом случае можно
предположить,  что  в  условиях  обострения  межэтнических   отношений
религиозный  фактор  может  оказать  негативное  влияние  на  развитие
ситуации.
     С конца  90-х  гг.  комплекс  задач по реализации государственной
национальной  политики,  в  том  числе  по  профилактике   ксенофобии,
национальной   и   религиозной   нетерпимости,  в  основном,  решается
посредством реализации городских целевых программ.
     Мировоззренческая основа   каждой   из   программ,   несмотря  на
преемственность,  имела свои особенности,  обусловленные доминирующими
на   момент   их   разработки  теоретико-методологическими  подходами.
Несмотря на их соответствие  политическим  реалиям  текущего  момента,
именно  определенные  отличия  в  методологии  затруднили формирование
единого стратегического видения решения  вопросов  указанной  сферы  в
органах исполнительной власти города Москвы.
     Вместе с тем эффективность реализации государственной политики  в
сфере  межэтнических  отношений  в  городе Москве во многом зависит от
наличия адекватной теоретико-методологической основы и  интегрирующего
мировоззрения,  способствующего  эффективному  утверждению в городском
сообществе общеразделяемых ориентиров, принципов и приоритетов.
    
        4. Принципы реализации государственной политики в сфере
                межэтнических отношений в городе Москве
    
     Реализация государственной   политики   в   сфере   межэтнических
отношений в городе Москве  направлена  на  активизацию  и  мобилизацию
человеческого,  интеллектуального  потенциала  городского сообщества в
целях безопасного и поступательного развития города Москвы, соблюдение
и  защиту  гарантированных  Конституцией  Российской  Федерации прав и
свобод человека и гражданина.
     Концепция учитывает принципы,  заложенные в Основных направлениях
стратегии развития города Москвы на период до  2025  года,  одобренных
постановлением  Правительства  Москвы  от 26 июня 2007 г.  N 513-ПП "О
стратегии  развития  города  Москвы  на  период  до  2025  года".   Ее
генеральная  цель - последовательное повышение качества и безопасности
жизни  москвичей  на   основе   устойчивого   социально-экономического
развития    города,    передовых    методов   городского   управления,
использования   современного   прогрессивного   международного   опыта
посредством роста благосостояния населения,  а также создания условий,
обеспечивающих  достойную  жизнь  и   свободное   развитие   человека,
самореализацию  и  экономическую  независимость  человека,  укрепление
семьи,  нравственности и социальных принципов,  развитие  гражданского
общества и его институтов.
     В городе  Москве  социальные   принципы   являются   базовыми   в
реализации  государственной политики в сфере межэтнических отношений в
городе Москве и заключаются в:
     - равенстве  прав  и  свобод  человека и гражданина независимо от
расы, этнической принадлежности, отношения к религии;
     - обеспечении  соответствия  законов  и  иных  правовых  актов  в
области реализации  государственной  политики  в  сфере  межэтнических
отношений реалиям социально-экономического развития;
     - запрете  любых  форм  ограничения  прав  граждан  по  признакам
социальной,    расовой,    этнической,    языковой   или   религиозной
принадлежности;
     - непримиримости    к    проявлениям    шовинизма,   агрессивного
национализма и расизма;
     - пресечении    деятельности,    направленной    на   возбуждение
этносоциальной,  расовой,  национальной и религиозной розни, на подрыв
основ безопасности государства;
     - развитии  интегрирующей  роли  русского  языка   в   укреплении
единства соционормативного пространства городского сообщества;
     - совместимости и взаимодополняемости  гражданской  и  этнической
составляющих в идентичности гражданина;
     - утверждении  стратегии  интеграции   в   качестве   базовой   в
реализации  государственной политики в сфере межэтнических отношений в
городе Москве;
     - сохранении  исторического и культурного наследия города Москвы,
исторически сложившихся традиций городского сообщества,  основанных на
русском  культурном  базисе  с обеспечением условий для удовлетворения
этнокультурных запросов жителей Москвы,  относящим  себя  к  различным
национальностям;
     - содействии  интеграции  в  городское  сообщество   иммигрантов,
добровольно  переселяющихся  на  постоянное  место  жительства в город
Москву;
     - воспитании   молодежи   в   духе   российского   патриотизма  и
интернационализма;
     - раннем   предупреждении,   профилактике   и  мирном  разрешении
противоречий и  конфликтов  на  этнической,  расовой  или  религиозной
почве;
     - утверждении    принципов     взаимопонимания     в     вопросах
межрелигиозного диалога.
     Концепция утверждает, что права человека должны согласовываться с
другими  общечеловеческими  ценностями  и  сочетаться  с определенными
обязанностями.  Концепция   ориентирует   на   то,   что   гражданская
солидарность городского сообщества основывается не только на признании
и  защите  гуманистических  ценностей,   но   и   на   противодействии
деструктивным   явлениям   общественного   развития,   в   том   числе
межэтнической  и  межрелигиозной  ненависти  и  вражде,   радикальному
национализму,  ставящим  интересы  какой-либо  этнической  группы выше
гуманности и справедливости.
    
          5. Цели и задачи реализации государственной политики
            в сфере межэтнических отношений в городе Москве
    
     Основной целью Концепции является определение приоритетов,  задач
и основных направлений реализации  государственной  политики  в  сфере
межэтнических отношений в городе Москве.
     Стратегическими целями являются:
     - формирование  единства  и  гражданской  солидарности городского
сообщества  на  основе  российской  гражданственности,  патриотизма  и
интернационализма,   духовных  и  нравственных  ценностей  российского
общества,  непримиримости  к   проявлениям   расизма,   ксенофобии   и
экстремизма на этнической и религиозной почве;
     - создание  условий  по  удовлетворению  этнокультурных  запросов
жителей города Москвы;
     - обеспечение прав граждан на свободу совести и вероисповедания.
     Указанные цели   могут   быть  достигнуты  в  условиях  упрочения
общероссийской    гражданской    общности,    утверждения    принципов
гражданственности  на  основе  прав  и  свобод,  уважения  достоинства
человеческой личности, различных политических убеждений, национальных,
культурных   и  религиозных  традиций  жителей  Москвы.  Эффективность
достижения стратегических целей и задач Концепции связана  с  наличием
единого концептуального подхода при принятии управленческих решений на
всех уровнях исполнительной власти города Москвы.
     Основными задачами  реализации  государственной  политики в сфере
межэтнических отношений в городе Москве являются:
    
          5.1. В области нормативно-правового регулирования и
             взаимодействия с правоохранительными органами:

     - создание   целостной   системы   регулирования   этносоциальных
процессов в мегаполисе;
     - обеспечение   правовых   условий   и  организационных  мер  для
формирования и укрепления единства городского сообщества,  а также для
удовлетворения этнокультурных запросов жителей города Москвы;
     - установление правовых и организационных основ  гарантированного
обеспечения  жителей  города  Москвы  и временно пребывающих в столицу
граждан социально безопасными условиями жизнедеятельности;
     - совершенствование   структуры   органов  исполнительной  власти
города Москвы и кадровой политики в целях более эффективной реализации
государственной политики в сфере межэтнических отношений;
     - создание  на  уровне  административных  округов  города  Москвы
условий,   способствующих   эффективной   работе   с  прибывающими  на
постоянное и временное проживание  в  Москву  гражданами  в  части  их
адаптации  к  этическим  и  культурно-нравственным нормам,  принятым в
городе Москве;
     - совершенствование   правовой   системы   и   правоохранительной
деятельности по выявлению,  профилактике  и  нейтрализации  негативных
тенденций и угроз в сфере межэтнических отношений;
     - недопущение политизации межэтнических отношений,  дискриминации
граждан по этническим, расовым, религиозным и иным признакам;
     - выработка единой юридической терминологии в сфере межэтнических
отношений;
     - выработка   и    реализация    мер    раннего    предупреждения
этнополитической  и  межрелигиозной  напряженности  и  связанных с ней
проявлений экстремизма.
    
           5.2. В области молодежной политики и образования:
                                   
     - объединение усилий органов исполнительной власти города  Москвы
и институтов гражданского общества,  в том числе объединений молодежи,
направленных на утверждение в  общественном  сознании  жителей  Москвы
общечеловеческих  ценностей,  традиций солидарности и межнационального
согласия;
     - разработка   и   внедрение   механизмов   работы  с  молодежью,
направленных на противодействие  идеям  агрессивного  национализма,  а
также способствующих усвоению позитивных ценностей и мировоззренческой
ориентации;
     - интернациональное и патриотическое воспитание молодежи;
     - приведение содержания и направлений этнокультурного образования
в  городской  государственной  системе  образования  в  соответствие с
реалиями социальной и  этноконтактной  ситуации  в  столице,  а  также
необходимостью  укрепления единства московского социума через развитие
межэтнической  интеграции  на  основе  русского  языка,   духовных   и
нравственных    принципов    российского    общества,   общероссийской
идентичности;
     - интеграция в московскую систему образования и московский социум
молодежи всех национальностей, детей мигрантов, не владеющих или плохо
владеющих русским языком,  путем обучения их русскому языку,  передачи
знаний о российской  культуре,  основах  государственного  устройства,
российской истории и принятым в городе Москве нормам поведения;
     - повышение политико-правовой культуры жителей  города  Москвы  в
области межэтнических отношений,  формирование нетерпимого отношения к
проявлениям ксенофобии, экстремизма и бытового национализма во всех их
формах и проявлениях;
     - формирование     и     распространение     идей     российского
интернационализма,  духовной и культурной общности российского народа,
российского патриотизма, межэтнического согласия;
     - содействие широкому распространению знаний о городе Москве,  об
истории и культуре народов России, ближнего и дальнего зарубежья;
     - повышение  образовательного  уровня и уровня специальных знаний
государственных  служащих  городских  органов  управления  в   области
межэтнических отношений.
    
            5.3. В области реализации миграционной политики:
    
     - учет  влияния  миграционного фактора на состояние межэтнических
отношений в городе Москве, снижение рисков возникновения конфликтов на
почве этнической, расовой и религиозной неприязни;
     - содействие  повышению  согласованности   деятельности   органов
исполнительной    власти   города   Москвы   в   процессе   реализации
государственной миграционной политики;
     - содействие    обеспечению   легальной   трудовой   деятельности
иностранных работников,  сокращению нелегальной  трудовой  миграции  и
теневого   рынка   труда,   соблюдению   трудовых  и  социальных  прав
иностранных работников;
     - обеспечение   права  приоритетного  трудоустройства  российских
граждан,  постепенное  снижение  зависимости   экономики   города   от
иностранных работников, оптимизация объемов иностранной рабочей силы;
     - защита    регионального    рынка    труда    от     избыточного
неконтролируемого   притока   иностранной  рабочей  силы  и  депмпинга
заработной платы;
     - развитие кадрового потенциала,  адекватного рынкам производства
и внедрения  инновационных  продуктов  (массовая  подготовка  трудовых
ресурсов, мотивированных для работы в инновационных секторах);
     - создание благоприятных условий для адаптации трудовых мигрантов
к   ценностям   принимающего   сообщества   и   интеграции  мигрантов,
переселяющихся на постоянное место жительства в город Москву;
     - развитие  сотрудничества  в  области  разработки  и  проведения
миграционной  политики  органов  власти  города  Москвы  и  институтов
гражданского  общества  на основе современных технологий межсекторного
взаимодействия.
    
              5.4. В культурной и информационной областях:
                                   
     - воспитание  уважения  к  истории,  культуре  и  языкам  народов
России,   к   мировым   культурным  ценностям,  сочетание  возможности
сохранения  исторического  наследия  и   этнокультурного   аспекта   в
личностной самоидентификации;
     - обеспечение условий  для  сохранения  и  развития  национальных
культур и нематериального культурного наследия;
     - формирование   и   развитие   общемосковского   информационного
пространства,  способствующего  утверждению идей духовной и культурной
общности российского народа,  патриотизма,  межнационального согласия,
профилактике экстремизма на этнической и религиозной почве, любых форм
дискриминации;
     - актуализация    позитивных    морально-нравственных    традиций
российского  общества,   развитие   ценностей,   семьи,   материнства,
отцовства, связи поколений.
    
              5.5. В области взаимодействия с институтами
                         гражданского общества:

     - совершенствование  технологий   социального   партнерства   как
механизма публичной политики;
     - создание дополнительных возможностей для реализации гражданских
инициатив, направленных на достижение целей Концепции;
     - развитие институтов  общественной  экспертизы  и  общественного
контроля;
     - расширение   участия   институтов   гражданского   общества   в
реализации комплексных городских и муниципальных программ;
     - расширение  возможностей  участия  общественных  организаций  в
разработке  городских  целевых  программ по реализации государственной
политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве и  оценке  ее
результативности;
     - разработка  системы  моральных  и  материальных  стимулов   для
общественных  организаций  и  предпринимателей,  активно участвующих в
реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений  в
городе Москве.
    
                   6. Механизмы реализации Концепции
    
     Практическая реализация   положений   Концепции   предусматривает
создание  системы  управления,  учитывающей   проявления   этнического
фактора   в   различных   областях   жизни   городского  сообщества  и
предусматривающей его оптимизацию посредством  управленческих  решений
административных структур, в ведении которых находится соответствующая
сфера жизнедеятельности мегаполиса.
     Координацию деятельности  органов  исполнительной  власти  города
Москвы,  анализ степени влияния этнического фактора  в  той  или  иной
сфере,  выработку рекомендаций по его оптимизации осуществляет Комитет
межрегиональных связей и национальной политики города Москвы.
     Эффективная реализация    государственной    политики   в   сфере
межэтнических  отношений  в  городе  Москве  во   многом   обусловлена
качественной кадровой политикой, что предусматривает:
     - обеспечение замещения  должностей  государственной  гражданской
службы    в   областях,   соприкасающихся   с   этническим   фактором,
квалифицированными специалистами;
     - совершенствование структур органов исполнительной власти города
Москвы,   в   компетенции   которых   находятся   вопросы   реализации
государственной  национальной политики,  в целях ее более эффективного
осуществления;
     - оптимизация   механизмов   управления   в   области  реализации
государственной политики в  сфере  межэтнических  отношений  в  городе
Москве посредством межведомственной координации, консолидации средств,
предусмотренных в социальной,  культурной и образовательной сферах  на
эти цели;
     - разработка    эффективных     форм     взаимодействия     между
государственными  органами  власти  всех  уровней,  органами  местного
самоуправления, а также институтами гражданского общества;
     - осуществление      финансового      обеспечения      реализации
государственной политики  в  сфере  межэтнических  отношений  за  счет
предусматриваемых  ежегодно средств бюджета города Москвы,  а также за
счет внебюджетных источников финансирования;
     - ведение  аналитического  мониторинга,  научное  прогнозирование
этносоциальных процессов,  в  том  числе  в  разрезе  административных
округов  города  Москвы  в  целях разработки социально ориентированных
проектов,  направленных  на   оптимизацию   межэтнических   отношений,
миграционных   потоков,  интеграцию  мигрантов  в  московский  социум,
воспитание культуры межнационального  общения,  поддержание  в  Москве
мира и гражданского согласия.
     Разработка конкретных городских целевых программ и мероприятий по
реализации  государственной  политики  в сфере межэтнических отношений
должна быть ориентирована на приоритетные  направления,  изложенные  в
Концепции,  с  учетом предложений отраслевых и территориальных органов
исполнительной власти города Москвы,  институтов гражданского общества
и экспертных оценок.
     Реализация государственной национальной политики в городе  Москве
осуществляется по следующим направлениям:
    
                 6.1. Нормативно-правовое обеспечение:
                                   
     - принятие  и  совершенствование правовых актов,  направленных на
поддержание стабильности, противодействие экстремизму и предупреждение
конфликтов на почве этнической и религиозной неприязни;
     - разработка современной системы понятий и терминов,  связанных с
этнокультурной тематикой;
     - создание  правовых  механизмов  профилактики  дискриминации  на
расовой, конфессиональной и этнической почве;
     - разработка   и   реализация   городских    целевых    программ,
направленных на достижение целей Концепции;
     - включение вопросов  профилактики  ксенофобии  и  дискриминации,
обеспечения   прав   граждан  на  этнокультурное  развитие  в  проекты
соглашений     между     субъектами     Российской     Федерации     о
торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.
    
                       6.2. Молодежная политика:
                                   
     - разработка   и  реализация  (с  привлечением  органов  местного
самоуправления) программ,  направленных на коррекцию установок детей и
подростков  в  области межэтнических отношений и утверждение платформы
этнокультурного многообразия в гражданском единстве;
     - разработка   и   внедрение   механизмов   работы  с  молодежью,
направленных  на   преодоление   распространения   шовинистических   и
ксенофобских   идей,   а   также  способствующих  усвоению  позитивных
мировоззренческих ориентаций;
     - организация и проведение культурных,  спортивных,  творческих и
иных  мероприятий  для  детей  и   молодежи   как   интернационального
характера, так и включающих элементы этнических культур;
     - привлечение  молодежных  совещательно-консультативных  органов,
созданных  при  государственных  органах  власти  и  органах  местного
самоуправления,  общественных объединений молодежи,  независимо от  их
политических ориентаций,  этнического состава или отношения к религии,
к решению актуальных вопросов городской жизни;
     - развитие сети досуговых центров и клубов;
     - развитие волонтерского движения;
     - поддержка   и  развитие  молодежных  общественных  объединений,
пропагандирующих идеи межнационального согласия и солидарности.
    
                           6.3. Образование:
                                   
     - разработка  единой   системы   методологии   интернационального
воспитания;
     - совершенствование системы этнокультурного образования  на  всех
уровнях непрерывного образования;
     - внедрение в  дошкольных,  средних,  профессионально-технических
образовательных  учреждениях и высших учебных заведениях интерактивных
методов   обучения   этнокультурного   взаимопонимания,   формирование
устойчивых   позитивных   стереотипов   в   отношении   представителей
инокультурной среды,  в том числе просвещение по вопросам  исторически
сложившегося культурного и этнического многообразия народа России;
     - развитие системы обучения русскому языку и социально-культурной
адаптации  детей мигрантов,  в том числе через "Школы русского языка",
ресурсные  центры  социально-культурной  адаптации  детей   мигрантов,
образовательные учреждения с этнокультурным компонентом образования;
     - продолжение   практики   проведения    в    общеобразовательных
учреждениях  города Москвы вечеров,  фестивалей,  смотров национальных
культур, способствующих формированию межэтнического взаимопонимания, с
участием   представителей  родительской  общественности,  национальных
общественных объединений;
     - обеспечение  через систему дополнительного образования изучения
народоведения  и  культурного  наследия  народов  России  и  мира,   с
привлечением  соответствующих  национальных  общественных  объединений
Москвы;
     - создание  в  образовательных  учреждениях  системы Департамента
образования города Москвы условий для изучения на добровольной  основе
религиоведческих курсов и курсов религиозной культуры с целью усиления
в образовательном процессе исторического аспекта  становления  мировых
религий;
     - повышение квалификации педагогов и обеспечение их методическими
материалами  для  организации  процесса воспитания духовного согласия,
основ межэтнического взаимопонимания и культуры общения,  а  также  по
вопросам  социальной  адаптации  и  интеграции  в городское сообщество
мигрантов, развития поликультурного и этнокультурного образования;
     - развитие сети школьных этнографических музеев;
     - расширение взаимодействия  школы  и  родителей  учащихся  через
проведение    внеклассных    мероприятий   по   интернациональному   и
этнокультурному воспитанию,  формированию  у  подрастающего  поколения
гражданской   позиции,   взаимопонимания   и  культуры  межэтнического
согласия;
     - организационно-методическая  поддержка  в развитии деятельности
интернациональных   клубов   в   учреждениях   системы    Департамента
образования   города   Москвы   и   в   городских  культурно-досуговых
учреждениях;
     - повышение образовательного уровня и специальных знаний учащихся
образовательных учреждений, государственных служащих городских органов
управления в области межэтнических отношений;
     - совершенствование   условий   для    развития    этнокультурных
образовательных   запросов   москвичей   -   представителей  различных
национальностей,   в   том   числе   развитие   деятельности    клубов
интернациональной дружбы;
     - проведение на регулярной основе в  образовательных  учреждениях
системы     Департамента     образования    города    Москвы    уроков
интернационального воспитания;
     - повышение  эффективности  работы с прибывающими на постоянное и
временное проживание  в  Москву  мигрантами  в  части  их  оптимальной
адаптации   к  специфике  общественной  жизни  Москвы  с  привлечением
национальных общественных объединений.
    
                             6.4. Культура:
    
     - популяризация национальных культур,  традиций и обычаев народов
России и стран СНГ;
     - проведение   межрегиональных   мероприятий,   направленных   на
взаимообогащение этнических культур;
     - осуществление интернациональных акций;
     - обеспечение   условий  для  укрепления  и  сохранения  семейных
ценностей,  воспитание в молодежной среде  уважительного  отношения  к
культурным традициям, языку и ценностям всех народов России;
     - оказание  поддержки  развитию   и   деятельности   национальных
(этнокультурных) театров и творческих коллективов;
     - активизация   работы   культурно-просветительских   учреждений,
направленной     на     сохранение    историко-культурного    наследия
многонационального народа Российской Федерации и его  позиционирование
как "цветущей сложности" языков и культур.
    
        6.5. Взаимодействие с институтами гражданского общества:
    
     - обеспечение оперативной и эффективной обратной связи институтов
гражданского общества и государственных органов  власти  для  принятия
управленческих  решений по реализации государственной политики в сфере
межэтнических отношений в городе Москве;
     - эффективное    использование   потенциала   Совета   по   делам
национальностей при Правительстве Москвы и Общественного совета города
Москвы  для  повышения  социальной активности и гражданской инициативы
москвичей в реализации стратегических задач социально-экономического и
общественного развития столицы;
     - разработка   и   внедрение   новых   моделей    взаимодействия,
обеспечивающих дифференцированный подход при выработке организационных
мер поддержки национальных общественных объединений,  в зависимости от
их  репрезентативности  в соответствующей этнической группе и вкладу в
достижение  целей  реализации   государственной   политики   в   сфере
межэтнических отношений в городе Москве;
     - создание дискуссионных площадок  для  общественного  обсуждения
вопросов  реализации  государственной  политики  в сфере межэтнических
отношений в городе Москве.
     Национальные и    межнациональные    общественные    объединения,
включенные  в  Реестр  негосударственных  некоммерческих   организаций
города  Москвы  на  добровольной  и  безвозмездной  основе  в порядке,
установленном постановлением Правительства Москвы от 21  августа  2007
г. N 720-ПП "О реализации Закона города Москвы от 12 июля 2006 г. N 38
"О взаимодействии  органов  государственной  власти  города  Москвы  с
негосударственными   некоммерческими  организациями",  могут  получать
формы государственной поддержки, предусмотренные Законом города Москвы
от  12  июля  2006  г.  N 38 "О взаимодействии органов государственной
власти   города   Москвы    с    негосударственными    некоммерческими
организациями", нормативными правовыми актами Правительства Москвы.
    
                      6.6. Миграционная политика:
    
     - участие    в    работе    по   совершенствованию   федерального
миграционного законодательства;
     - осуществление анализа миграционной ситуации в городе Москве;
     - определение потребности в привлечении иностранных работников  и
формирование  квот  на привлечение и использование иностранной рабочей
силы в соответствии с потребностями экономики города Москвы;
     - осуществление  комплекса  мер,  направленных на противодействие
незаконной миграции и  незаконной  трудовой  деятельности  иностранных
граждан в городе Москве;
     - повышение эффективности межрегионального трудового обмена;
     - усиление взаимодействия с органами власти Московской области по
вопросам трудовой миграции;
     - создание   условий   для   постепенного  сокращения  количества
иностранной  рабочей  силы  на  городском  рынке  труда  и   замещения
вакантных  рабочих  мест  жителями города Москвы и регионов Российской
Федерации;
     - обеспечение условий для подготовки национальных кадров,  прежде
всего  из  числа  жителей  города  Москвы  и  Московской  области,  их
переобучения и переподготовки в целях замещения вакантных должностей в
сферах городской экономики;
     - осуществление  мер  по  противодействию создания работодателями
рабочих  мест  с  заниженной  оплатой   труда,   неудовлетворительными
условиями труда и жизнеобеспечения;
     - оказание содействия органам местного самоуправления по вопросам
методического и организационного обеспечения их работы с иммигрантами,
в том числе обучения иммигрантов основам  культуры  и  истории  города
Москвы;
     - использование потенциала институтов  гражданского  общества,  в
том числе национальных и межнациональных общественных объединений, для
работы с мигрантами по вопросам  действующего  порядка  оформления  на
работу,   миграционного   законодательства,   обеспечения   их   прав,
преодоления правового нигилизма;
     - обеспечение   реализации  в  городе  Москве  программ  обучения
русскому языку и  социально-культурной  адаптации  детей  мигрантов  в
образовательных  учреждениях  системы  Департамента образования города
Москвы.
    
          6.7. Взаимодействие с правоохранительными органами:
                                   
     - координация деятельности органов внутренних  дел,  общественных
организаций   и   национальных   общественных  объединений  по  охране
общественного  порядка,  профилактике  конфликтов  на   этнической   и
религиозной почве;
     - разработка   механизмов   раннего   выявления   предпосылок   к
возникновению противоречий и конфликтов социального и иного характера,
которые могут приобрести этническую окраску, а также совершенствование
системы методов и форм разрешения таких конфликтов;
     - создание условий для  привлечения  представителей  национальных
общественных  объединений  для  консультаций  в  процессе рассмотрения
материалов,  связанных  с  нарушением  прав  человека   по   признакам
этнической, расовой принадлежности и отношения к религии;
     - создание  межведомственных   рабочих   групп   с   привлечением
экспертов,   научных   организаций,   профильных   неправительственных
некоммерческих организаций в целях оказания помощи  правоохранительным
органам   в   экспертной   оценке  действий,  совершенных  по  мотивам
этнической, расовой, религиозной ненависти или вражды;
     - организация     взаимодействия    с    федеральными    органами
исполнительной власти,  осуществляющими функции миграционного учета  и
контроля, и органами внутренних дел в целях применения предусмотренных
законом  санкций  к  нарушителям  миграционного   законодательства   и
привлечения  виновных лиц к ответственности (штрафы,  административное
выдворение, депортация, и др.);
     - координация   деятельности  в  части  контроля  эксплуатации  и
содержания  жилищного   фонда,   обеспечения   полной   инвентаризации
выселенных и выселяемых жилых строений, реконструируемых жилых домов в
целях исключения возможности проникновения  и  проживания  в  них  как
иностранных граждан,  находящихся в городе Москве в условиях нарушения
ими  установленного  законом  порядка  пребывания,  так  и  российских
граждан.
     В целях пресечения действий физических,  юридических, должностных
лиц,   общественных   объединений   и   политических  партий,  носящих
дискриминационный характер,  общественные объединения могут  оказывать
гражданам  содействие  по  защите их прав,  в том числе по направлению
соответствующих материалов в правоохранительные органы.
    
           6.8. Взаимодействие с религиозными объединениями:
    
     - осуществление   комплекса   мер   по   преодолению   негативных
стереотипов и установок в области межрелигиозных и межконфессиональных
отношений, существующих на уровне массового сознания;
     - развитие    партнерских    отношений   между   государством   и
религиозными объединениями в целях развития межрелигиозного диалога  и
взаимопонимания, укрепления стабильности в обществе;
     - укрепление  позитивного  представления  о  Москве  как   городе
межэтнического    и    межрелигиозного   взаимопонимания   и   свободы
вероисповедания и как столицы светского государства;
     - содействие  развитию  международных  связей  в  области  обмена
опытом в решении вопросов обеспечения межэтнического и межрелигиозного
взаимопонимания;
     - сотрудничество,  совместная  работа   государственных   органов
власти и религиозных объединений в решении таких социальных задач, как
укрепление нравственных ориентиров в обществе,  повышение роли  семьи,
борьба   с   наркоманией,   алкоголизмом,   распространением  детской,
подростковой преступности и беспризорности;
     - содействие постоянному диалогу между религиозными организациями
для  выработки  совместных  мер  по  противодействию  антиобщественным
формам морали;
     - использование  духовных  ценностей  традиционных  религий   для
укрепления    морально-нравственных    устоев    общества,   повышение
грамотности населения в вопросах религиозной философии и культуры;
     - проведение  систематизированной  информационно-просветительской
работы  с  населением,  в  первую  очередь,  с  молодежью,   в   целях
противодействия  распространению  экстремизма  и радикализма,  а также
деятельности тоталитарных сект;
     - поддержка  неправительственных  организаций,  чья  деятельность
направлена на информирование населения  о  деструктивных  тоталитарных
сектах,   на   оказание  жертвам  таких  объединений  психологической,
правовой и юридической помощи.
    
         6.9. Формирование благоприятной информационной среды:
    
     - содействие производству информационных продуктов  (телепередач,
шоу,     фильмов,     роликов,     публикаций,     интернет-проектов),
пропагандирующих    и    закрепляющих    в    общественном    сознании
консолидирующие  символы,  идеи  и  установки в сфере межэтнического и
межрелигиозного взаимопонимания и взаимодействия;
     - соблюдение сотрудниками печатных и электронных средств массовой
информации  этических  норм  в  вопросах  освещения  межэтнических   и
межрелигиозных отношений;
     - использование  ресурсов  сети  Интернет  в  целях  профилактики
распространения ксенофобии и идей агрессивного национализма;
     - освещение проведения национальных и  этнических  праздников,  а
также   мероприятий,  связанных  с  сохранением  традиций  и  культур,
уникальных  явлений  этнокультурного  и  духовного  наследия   народов
России,  популяризацией этнокультурного многообразия России, доведение
до  жителей  столицы  информации  о   вкладе   представителей   разных
национальностей,  в  том числе мигрантов,  в социально-экономическую и
культурную жизнь города Москвы, развитие межрелигиозного диалога;
     - информирование  общественности  о  реализации  политики в сфере
межэтнических  отношений  в  городе  Москве,  миграционной   политики,
правовых   и   бытовых   аспектов  миграционных  процессов,  о  мирном
сосуществовании   в   столичном   мегаполисе    лиц    с    различными
этнокультурными укладами и традициями;
     - оперативное    реагирование    на     появление     публикаций,
способствующих   разжиганию  межнациональной  розни,  дискриминации  и
ксенофобии;
     - информирование  об  основах  социального  поведения,  правах  и
обязанностях лиц, находящихся на территории города Москвы;
     - освещение  работы  государственных  органов  власти  Российской
Федерации и города Москвы по реализации городских целевых  программ  в
области  развития  межнациональных  отношений,  миграционной политики,
этнокультурного развития,  поддержки и развития межрегиональных связей
и  межэтнических  отношений,  а также мероприятий федеральных программ
аналогичной    направленности    и    правоприменительной     практики
миграционного законодательства;
     - формирование в Российской Федерации и  за  рубежом  позитивного
образа  города Москвы как столицы многонационального государства,  где
недопустимы шовинизм,  экстремизм,  национализм,  ксенофобия  и  любые
формы дискриминации.
    
               6.10. Мониторинг межэтнических отношений в
                             городе Москве:
                                   
     - обеспечение  государственных  органов  власти   города   Москвы
полной,   своевременной   и  достоверной  информацией  об  этнических,
демографических,  миграционных и экономических процессах,  влияющих на
межэтнические отношения в городе Москве, в том числе:
     - о фактах ограничения законных прав и свобод лиц, находящихся на
территории   города   Москвы,  по  признакам  расовой  или  этнической
принадлежности,   установления   этнического,   расового,    языкового
превосходства,  а также иных действий,  направленных на дискриминацию,
разжигание  расовой,  национальной,  языковой  и  религиозной   розни,
применение или угрозу применения насилия;
     - об освещении в средствах массовой  информации  в  России  и  за
рубежом состояния межэтнических отношений в городе Москве;
     - о причинах конфликтов на межэтнической почве;
     - о  влиянии  на  этносоциальные процессы в городе Москве целевых
программ по реализации государственной политики в сфере  межэтнических
отношений  в  городе  Москве,  миграционной политики,  этнокультурного
развития,  поддержки и развития межрегиональных связей и межэтнических
отношений,   а  также  мероприятий  федеральных  программ  аналогичной
направленности.
     Органом исполнительной  власти  города  Москвы,  ответственным за
организацию,  проведение мониторинга является Комитет  межрегиональных
связей  и национальной политики города Москвы,  осуществляющий функцию
городского заказчика.
     Результаты мониторинга  межэтнических  отношений используются для
планирования мероприятий  по  реализации  государственной  политики  в
сфере  межэтнических  отношений  в  городе  Москве  на  основе  данных
показателей  мониторинга,  а   также   подготовки   доклада   Комитета
межрегиональных  связей  и  национальной политики города Москвы о ходе
реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений  в
городе Москве,  который ежегодно представляется в Правительство Москвы
в марте месяце.
    

Печать
2003 - 2017 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru