ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Приказ. Федеральная пограничная служба РФ. 07.07.00 335


Страницы: 1  2  3  



          ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ
       УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
       ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                ПРИКАЗ

                  ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА РФ

                            7 июля 2000 г.
                                N 335

                                (ФПС)


     В целях     обеспечения     качественной    реализации    военных
образовательных программ высшего,  послевузовского  и  дополнительного
профессионального  образования  в  военных образовательных учреждениях
высшего профессионального образования  Пограничной  службы  Российской
Федерации приказываю:
     1. Утвердить прилагаемую  Инструкцию  по  организации  и  ведению
учебного   процесса  в  военных  образовательных  учреждениях  высшего
профессионального образования Пограничной службы Российской Федерации.
     2. Начальникам  Академии  и  военных институтов при необходимости
внести соответствующие изменения  в  устав  военного  образовательного
учреждения  высшего  профессионального  образования Пограничной службы
Российской Федерации.
     3. Контроль   за  выполнением  настоящего  приказа  возложить  на
Управление военно-учебных заведений.

Директор Федеральной пограничной
службы Российской Федерации
генерал-полковник
                                                             К. Тоцкий
7 июля 2000 г.
N 335

----------------------------------------------------------------------
     В государственной  регистрации  не  нуждается  -  письмо  Минюста
России от 28.07.2000 N 6302-ЭР


                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                                   приказом ФПС России
                                                   от 7 июля 2000 года
                                                                 N 335

                              ИНСТРУКЦИЯ
         по организации и ведению учебного процесса в военных
        образовательных учреждениях высшего профессионального
         образования Пограничной службы Российской Федерации

                          I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      1. Структура военного образовательного учреждения высшего
       профессионального образования (далее в тексте настоящей
       Инструкции, если не оговорено особо, для краткости будут
     именоваться высшими военно-учебными заведениями или вузами)

     1. Структура, штат и численность личного состава высшего военно -
учебного  заведения  определяется исходя из необходимости комплексного
решения поставленных перед вузом  задач  и  устанавливается  приказами
Федеральной пограничной службы Российской Федерации.
     В состав  высшего   военно-учебного   заведения   могут   входить
учебнонаучные,  учебно-методические  и научные подразделения,  учебные
подразделения слушателей и  курсантов,  подразделения  послевузовского
профессионального    образования    (докторантура    и    адъюнктура),
подразделения дополнительного профессионального образования,  а  также
подразделения обеспечения.
     2. Кафедра  является   основным   учебно-научным   подразделением
высшего   военно-учебного   заведения,  осуществляющим  организацию  и
проведение учебной (  методической  работы  по  одной  или  нескольким
родственным  учебным дисциплинам,  проведение воспитательной работы со
слушателями и курсантами,  выполнение научных исследований по  профилю
кафедры,    подготовку    научнопедагогических    кадров,    повышение
квалификации и переподготовку по профилю кафедры,  а также  проведение
мероприятий  по  совершенствованию  учебноматериальной  базы  кафедры.
Учебная работа является основным видом деятельности кафедры.
     Кафедра организуется   при   наличии  не  менее  семи  должностей
профессорско-преподавательского   состава.    Должность    заместителя
начальника  кафедры  включается  в  штат  при  наличии не менее десяти
должностей профессорско-преподавательского состава.
     Для обеспечения   образовательного   процесса  на  кафедре  могут
создаваться учебные лаборатории и кабинеты.
     3. Факультет   является   учебно-научным  подразделением  высшего
военноучебного   заведения,   осуществляющим    подготовку    офицеров
Пограничной службы Российской Федерации (далее по тексту - Пограничная
служба)   по   одной   или   нескольким   родственным   специальностям
(специализациям), проведение воспитательной работы, выполнение научных
исследований по профилю факультета,  подготовку  научно-педагогических
кадров, повышение квалификации и переподготовку по профилю факультета,
а    также     проведение     мероприятий     по     совершенствованию
учебно-материальной базы факультета.  Учебная работа является основным
видом деятельности факультета.
     В состав факультета входят:  командование (начальник факультета и
его заместители), учебная часть, кафедры и лаборатории, обеспечивающие
подготовку по профилирующим дисциплинам специальностей (специализаций)
факультета, учебные подразделения слушателей и курсантов.
     4. Учебно-методический     отдел    (УМО)    является    основным
подразделением  высшего  военно-учебного   заведения,   осуществляющим
организацию  и  контроль учебной и методической работы,  координацию и
взаимодействие   структурных   подразделений   вуза   по   обеспечению
образовательной деятельности. На учебнометодический отдел возлагаются:
     разработка совместно с кафедрами (факультетами) проектов  учебных
планов (рабочих учебных планов),  учебных программ, расписаний учебных
занятий,  расписаний экзаменов и  других  документов  по  планированию
образовательного   процесса.  Планирование  использования:  аудиторий,
учебных   классов,   лабораторий    и    других    объектов    учебной
материально-технической базы;
     учет и анализ успеваемости слушателей и курсантов.  Организация и
анализ  контроля учебных занятий,  изучения передового педагогического
опыта в своем вузе и других высших учебных заведениях.  Разработка, на
этой  основе  предложений  по  совершенствованию  обучения  и качества
подготовки переменного состава;
     осуществление совместной  работы  с кадровым органом и отделением
воспитательной работы вуза  по  анализу  опыта  службы  выпускников  в
войсках  и  органах Пограничной службы и других органов исполнительной
власти, где законодательством предусмотрена военная служба;
     организация совместно  с  кадровым органом вуза профессионального
отбора  кандидатов,  проведения  вступительных  экзаменов,  приема  на
учебу,  организация  итоговой  государственной аттестации выпускников,
подготовка выпускной документации и учет ее выдачи;
     организация и обеспечение учебной работы слушателей,  обучающихся
по заочной форме  обучения  (в  вузах,  где  нет  факультета  заочного
обучения);
     организация методической работы в  масштабе  вуза  и  руководство
работой методического кабинета;
     организация и  контроль  за  проведением  подготовки  постоянного
состава  вуза,  мероприятий по повышению квалификации и переподготовке
руководящего и преподавательского состава;
     разработка перспективных    и    годовых    планов   развития   и
совершенствования  учебной   материальной   технической   базы   вуза.
Организация обеспечения образовательного процесса учебниками, учебными
пособиями  и  служебной  документацией.  Руководство  работой  учебных
библиотек;
     разработка предложений   по   распределению   денежных   средств,
выделяемых   на   учебные   расходы,   и   контроль  за  их  экономным
использованием.
     5. Научные   подразделения   (научно-исследовательские  отделы  и
научноисследовательские  лаборатории,  научно-вычислительные   центры,
научные  группы  и  другие  подразделения) создаются для решения задач
научного обеспечения образовательной  деятельности,  а  также  решения
актуальных  научных  проблем (по профилю вуза),  связанных с развитием
теории и практики  охраны  государственной  границы,  эксплуатацией  и
боевым  применением  образцов  вооружения  и военной техники,  а также
совершенствованием профессионального образования и повышением качества
подготовки переменного состава.
     6. Подразделениями слушателей и курсантов являются: факультет (не
имеющим в своем составе кафедр, лабораторий) (курсы и учебные группы в
составе факультета),  факультет заочного обучения,  дивизион  (учебная
застава   в   составе  дивизиона).  В  подразделениях  организуется  и
проводится воспитательная работа со слушателями и курсантами и учебная
работа   по   отдельным   общевоенным  дисциплинам,  в  том  числе  по
общевоинским уставам и строевой подготовке.
     Для обучения   иностранных   военнослужащих  в  качестве  учебных
подразделений могут создаваться спецфакультеты и спецотделения.
     7. Подразделения  послевузовского  профессионального  образования
(докторантура,  адъюнктура)  (для  Военно-медицинского  института  ФПС
России - интернатура,  ординатура) являются составными частями системы
непрерывного военного образования  и  предназначаются  для  подготовки
научнопедагогических кадров.
     8. Подразделениями дополнительного профессионального  образования
являются   факультеты   (курсы,   центры,   классы)   профессиональной
переподготовки и повышения квалификации военных кадров и  гражданского
персонала   Пограничной   службы,  военнослужащих  других  федеральных
органов исполнительной власти (далее в  тексте  настоящей  Инструкции,
если   не   оговорено   особо,   для   краткости   будут   именоваться
военнослужащими),    реализующие    дополнительные     образовательные
программы.   Программы  профессиональной  переподготовки  обеспечивают
получение  обучаемыми  дополнительных  знаний,   умений   и   навыков,
необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности в
рамках ранее полученной специальности или  освоение  ими  новых  видов
вооружения   и   военной  техники.  Программы  повышения  квалификации
обеспечивают обновление и  повышение  уровня  теоретических  знаний  и
практических   навыков  военных  кадров  и  гражданского  персонала  в
соответствии    с    постоянно    повышающимися    требованиями     по
профессиональной подготовке кадров.
     В подразделениях  дополнительного  профессионального  образования
может   осуществляться  профессиональная  переподготовка  и  повышение
квалификации по профилю вуза  должностных  лиц  исполнительной  власти
субъектов  Российской  Федерации  и  органов  местного самоуправления,
деятельность которых связана с решением задач  охраны  государственной
границы.  Организация  подготовки  данной  категории  лиц определяется
решением   директора   Федеральной   пограничной   службы   Российской
Федерации.

              2. Основные положения деятельности высшего
                      военно-учебного заведения

     9. Высшее   военно-учебное   заведение   путем   целенаправленной
организации  учебного  процесса,  выбора  методов  и  средств обучения
создает обучающимся условия,  необходимые для освоения  слушателями  и
курсантами военных образовательных программ высшего профессионального,
послевузовского  профессионального  образования  (далее  именуются   -
основные   военные   образовательные   программы),   а  также  военные
образовательные    программы     дополнительного     профессионального
образования.
     10. Учебный процесс является основным видом деятельности  высшего
военно-учебного заведения. Он включает: учебную и методическую работу;
подготовку   постоянного   состава;   научную   работу;   развитие   и
совершенствование учебной материально-технической базы.
     Содержание образовательного  процесса  по   каждому   направлению
подготовки  (специальности),  сроки освоения образовательной программы
высшего образования определяются высшим  военно-учебным  заведением  в
соответствии   с  законодательством  Российской  Федерации  в  области
образования   и   соответствующим   государственным    образовательным
стандартом.
     Организация учебного  процесса   в   вузе   призвана   обеспечить
качественное  выполнение  задач  по  подготовке  офицерских  кадров по
определенным  специальностям  (специализациям)   и   квалификациям   в
установленные сроки.
     Морально-психологическое обеспечение образовательной деятельности
высшего  военно-учебного  заведения осуществляется в интересах решения
задач подготовки  высококвалифицированных  специалистов  для  войск  и
органов Пограничной службы,  других федеральных органов исполнительной
власти Российской Федерации.
     Важнейшие задачи       морально-психологического      обеспечения
образовательной   деятельности   сосредоточиваются    на    достижении
гармоничного  единства учебного и воспитательного процессов,  создании
необходимых предпосылок для  глубокого  формирования  в  ходе  учебных
занятий сознания и воли слушателей и курсантов, развития чувства долга
перед своим Отечеством, положительной мотивации к продолжению службы в
войсках  и  органах  Пограничной  службы,  других  федеральных органов
исполнительной власти Российской Федерации,  на  поддержании  здоровой
нравственнопсихологической  обстановки,  законности  и  правопорядка в
воинских коллективах вузов.
     11. Планирование       учебного      процесса      осуществляется
учебнометодическим  отделом  совместно  с   кафедрами,   командованием
учебных   подразделений   слушателей   и  курсантов  под  руководством
начальника высшего военно-учебного заведения.
     Учебно-методическим отделом   вуза,   на   кафедрах   (в  учебных
подразделениях) разрабатываются и ведутся  документы  по  планированию
учебного  процесса  и  учету его результатов (приложение 1 к настоящей
Инструкции),
     В высшем военно-учебном заведении кроме документов, перечисленных
в  приложении  1  к  настоящей  Инструкции,   разрабатываются   другие
документы  по  организации  и  учету  учебной,  методической и научной
работы.  Формы  этих  документов  устанавливаются   вузом   с   учетом
требований нормативных правовых актов ФПС России.
     12. Организатором и руководителем учебного процесса постоянного и
переменного  состава  является начальник вуза.  Он (не позднее 1 июля)
определяет комплекс мероприятий по организации  учебного  процесса  на
предстоящий  учебный  год,  содержание  которых  объявляется  приказом
(указываются:    приоритетные    направления    в    совершенствовании
образовательной   деятельности  и  задачи  подразделений  вуза  по  их
реализации; изменения и уточнения, которые необходимо внести в учебный
план   и   программы   в   пределах  предоставленной  начальнику  вуза
компетенции;  порядок  использования  учебной  материально-технической
базы   кафедрами,   учебно-методическими   и  научноисследовательскими
подразделениями;  указываются  другие  вопросы,  отражающие  специфику
предстоящего  учебного  года,  а  также  назначаются  сроки готовности
подразделений к началу учебного года).
     13. Формирование  подразделений  слушателей  и курсантов (далее в
тексте  настоящей  Инструкции,  если   не   оговорено   особо,   будут
именоваться учебными подразделениями) проводится с учетом рекомендаций
лаборатории  профессионально-психологического  отбора,  изучаемых  ими
иностранных   языков.  Списочный  состав  учебных  групп  закрепляется
приказом начальника высшего военно-учебного заведения и остается,  как
правило,  неизменным до выпуска из вуза.  Изменения списочного состава
учебных групп осуществляется на основании приказа начальника вуза.
     14. Слушатели  и  курсанты  привлекаются  к выполнению задач,  не
связанных  с  реализацией  военных  профессиональных   образовательных
программ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     На крупные гарнизонные мероприятия (парады войск и  другие),  для
ликвидации   последствий   стихийных  бедствий  слушатели  и  курсанты
привлекаются в установленном порядке в границах гарнизона; привлечение
их  к  участию  в  мероприятиях  за  пределами  гарнизона производится
решением  директора  или   начальника   Главного   штаба   Федеральной
пограничной службы Российской Федерации.
     Слушатели и  курсанты  привлекаются  к  несению   гарнизонной   и
караульной служб в гарнизоне в пределах времени,  предусмотренного для
этой цели учебным планом.

              3. Постоянный и переменный состав высшего
                      военно-учебного заведения

     15. Порядок  комплектования  должностей постоянного и переменного
состава  устанавливается  законодательством  Российской  Федерации   и
нормативными   правовыми   актами   Федеральной   пограничной   службы
Российской Федерации.
     К постоянному  составу высших военно-учебных заведений относятся:
руководящий,  профессорско-преподавательский,  научный,  инженерно   -
технический,     административно-хозяйственный    состав;    командиры
подразделений   слушателей    и    курсантов;    производственный    и
учебно-вспомогательный персонал,  а также военнослужащие и гражданский
персонал воинских частей  (подразделений),  учреждений  и  организаций
обеспечения.
     16. Права  и  обязанности  должностных  лиц  постоянного  состава
определяются  законодательством  Российской  Федерации,  общевоинскими
уставами Вооруженных Сил Российской Федерации,  нормативными правовыми
актами  Федеральной  пограничной службы Российской Федерации и уставом
высшего военно-учебного заведения.
     Должностные обязанности    начальников    высших   военно-учебных
заведений утверждает  заместитель  директора  ФПС  России,  курирующий
вопросы подготовки и воспитания.  Должностные обязанности заместителей
начальника высшего военно-учебного заведения утверждаются  начальником
вуза.
     17. Постоянный состав  высшего  военно-учебного  заведения  имеет
право  на  обеспечение своей профессиональной деятельности,  участие в
обсуждении  и  решении  важнейших  вопросов  учебной,  воспитательной,
методической, научной работы и других направлений деятельности высшего
военно-учебного заведения.
     Постоянный состав  высшего  военно-учебного  заведения  обязан  в
полном  объеме   выполнять   должностные   обязанности,   обеспечивать
эффективность   учебного   процесса   и  высокое  качество  подготовки
офицеров.
     18. Назначение на должности постоянного состава вуза производится
в порядке, установленном нормативными правовыми актами ФПС России.
     Должности профессорско-преподавательского   и   научного  состава
высших военно-учебных заведений  комплектуются  на  конкурсной  основе
офицерами  и  гражданским персоналом,  имеющим высшее профессиональное
образование,  опыт служебной или научно-педагогической деятельности, а
также, как правило, ученые степени (ученые звания).
     19. Профессорско-преподавательский состав из числа военнослужащих
при  проведении ими занятий являются прямыми начальниками по отношению
к слушателям и курсантам.
     Освобождение профессорско-преподавательского   состава  из  числа
военнослужащих от занимаемых должностей  в  связи  с  перемещением  по
службе    или   с   проведением   организационно-штатных   мероприятий
производится, как правило, после окончания учебного года.
     Указания профессорско-преподавательского    состава    из   числа
гражданского  персонала  во  время  проведения  занятий  являются  для
курсантов и слушателей обязательными для исполнения.
     20. Профессорско-преподавательский состав имеет право:
     в установленном порядке избирать и быть избранными в ученый совет
высшего  военно-учебного  заведения  (совет   факультета)   и   другие
коллегиальные органы управления;
     участвовать в  обсуждении  и  решении  вопросов,  относящихся   к
деятельности высшего военно-учебного заведения,
     пользоваться учебной  материальной  технической   базой   высшего
военноучебного заведения, а также услугами социально-бытовых, лечебных
и других структурных подразделений вуза в установленном порядке;
     предлагать и   реализовывать  наиболее  эффективные  программы  и
тематические планы обучения;
     выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их
индивидуальным способностям и обеспечивающие высокое качество усвоения
слушателями    и    курсантами   учебного   материала,   развитие   их
самостоятельности, творчества и инициативы;
     использовать не менее одного рабочего дня в неделю для творческой
деятельности по личному плану, утвержденному начальником кафедры.
     21. Профессорско-преподавательский состав обязан:
     вести на высоком профессиональном уровне учебную  и  методическую
работу  по  своей  специальности,  обеспечивать  эффективное  и полное
выполнение учебных планов и программ;
     формировать у      слушателей     и     курсантов     необходимые
военнопрофессиональные   качества,   осуществлять   их    всестороннее
воспитание  и  развивать  у  них  самостоятельность,  инициативность и
творческие способности, проявлять заботу об их культурном и творческом
росте;
     быть для слушателей и курсантов образцом безупречного  выполнения
служебного    долга,    дисциплинированности,   высокой   культуры   и
нравственности;
     вести научную  работу,  участвовать  во внедрении ее результатов,
руководить научной работой слушателей и курсантов;
     постоянно повышать     свой     научно-теоретический     уровень,
педагогическую  (военно-профессиональную   квалификацию,   изучать   и
активно использовать в учебной и научной работе опыт служебно-боевой и
оперативной деятельности,  подготовки войск,  передовой педагогический
опыт других высших военноучебных заведений;
     участвовать в развитии  и  совершенствовании  учебно-материальной
базы.
     22. Командиры  подразделений  слушателей  и  курсантов   являются
прямыми   начальниками   слушателей   и  курсантов.  Они  отвечают  за
воспитание,  состояние воинской дисциплины и учебной работы слушателей
и  курсантов,  знание и строгое выполнение ими требований общевоинских
уставов Вооруженных Сил Российской Федерации,  поддержание образцового
внутреннего  порядка  в  подразделениях,  точное выполнение распорядка
дня,  сохранность и состояние вооружения, военной техники и имущества,
числящихся в подразделении.
     Должности командиров   подразделений   слушателей   и   курсантов
комплектуются  военнослужащими с высшим профессиональным образованием,
как правило,  по профилю данного  высшего  военно-учебного  заведения,
имеющими  опыт  службы  в органах и войсках ФПС России и положительную
аттестацию.
     23. Командиры подразделений слушателей и курсантов обязаны:
     организовать жизнь  и  быт  слушателей  и  курсантов,   проводить
индивидуальную  работу по их всестороннему воспитанию,  формированию у
них  профессиональных  и   нравственных   качеств,   совершенствованию
физической подготовленности, строевой выправки и подтянутости, навыков
обучения и воспитания подчиненных;
     осуществлять во   взаимодействии   с  преподавательским  составом
постоянный контроль за ходом учебной работы  слушателей  и  курсантов,
готовить   по   заявкам   кафедр   материальное  обеспечение  занятий,
организовывать и обеспечивать их самостоятельную работу;
     лично проводить   занятия   со   слушателями   и   курсантами  по
общевоенным  дисциплинам,  участвовать  в  проведении  руководящим   и
профессорскопреподавательским составам учений и занятий по тактической
(тактикоспециальной),  инженерной,  огневой и физической подготовке, в
организации и руководстве войсковой стажировкой и практикой;
     принимать участие в работе по военно-профессиональной  ориентации
молодежи    и   комплектованию   высшего   военно-учебного   заведения
слушателями и курсантами.
     24. К   переменному  составу  высшего  военно-учебного  заведения
относятся: докторанты, адъюнкты, слушатели и курсанты.
     Общие права   и   обязанности  переменного  состава  определяются
законодательством   Российской   Федерации,   общевоинскими   уставами
Вооруженных Сил Российской Федерации и уставом высшего военно-учебного
заведения.
     Переменный состав высшего военно-учебном заведении имеет право:
     получать знания,  соответствующие  современному  уровню  развития
науки,  техники и культуры,  формировать навыки и умения,  необходимые
для будущей профессиональной деятельности;
     участвовать в    обсуждении    и   решении   важнейших   вопросов
деятельности высшего военно-учебного заведения;
     бесплатно пользоваться     установленным    в    вузе    порядком
библиотеками,  информационным  фондом,  услугами   учебных,   научных,
лечебных и других подразделений высшего военно-учебного заведения;
     принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, в
конференциях  и симпозиумах,  в работе творческих кружков,  спортивных
секций и добровольных обществ,  действующих  в  высшем  военно-учебном
заведении;
     представлять установленным порядком свои работы для публикации, в
том числе в изданиях высшего военно-учебного заведения.
    Лица переменного состава высших военно-учебных заведений обязаны в
установленные сроки выполнять все виды учебных заданий, сдавать зачеты
и экзамены,  предусмотренные учебным планом и  программами,  соблюдать
правила  внутреннего  распорядка  установленные общевоинскими уставами
Вооруженных Сил и нормативными правовыми  актами  ФПС  России  и  иные
обязанности установленные уставом вуза.
     Докторанты и адъюнкты высших военно-учебных заведений обучающиеся
по  программам  послевузовского  профессионального образования обязаны
выполнить  план  подготовки  и  получить  соответствующее   заключение
кафедры на диссертационное исследование.
     Слушателям Академии ФПС России проявившим склонность  к  научному
творчеству предоставляется право в процессе учебы сдавать кандидатские
экзамены  для  последующего  обучения  по  программам  послевузовского
профессионального образования.
     25. Обеспечение  переменного   состава   денежным   довольствием,
вещевым  имуществом,  продовольствием  и  жилыми помещениями,  а также
предоставление льгот осуществляются в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
     26. Размещение курсантов и их увольнение из расположения  высшего
военно-учебного   заведения  осуществляется  в  порядке,  определенном
Уставом внутренней  службы  Вооруженных  Сил  Российской  Федерации  и
распорядком дня высшего военно-учебного заведения.
     27. Слушатели  и  курсанты   высших   военно-учебных   заведений,
полностью выполнившие все требования учебного плана и учебных программ
данного курса,  приказом начальника высшего военно-учебного  заведения
переводятся на следующий курс.
     28. Слушателям и курсантам,  успевающим на "отлично" и  "хорошо",
наряду    с   поощрениями,   установленными   Дисциплинарным   уставом
Вооруженных   Сил   Российской   Федерации,   могут    предоставляться
(применяться)  следующие  поощрения  морального  и (или) материального
характера:
     слушателям и   курсантам,  проявившим  выдающиеся  способности  в
учебной и научной деятельности,  активно  участвующим  в  общественной
жизни  высшего  военно-учебного  заведения,  по  представлению ученого
совета высшего военноучебного заведения могут в установленном  порядке
назначаться на учебный год специальные (именные) стипендии;
     слушателям и курсантам второго и последующих  курсов,  проявившим
склонность   к   научному   творчеству,  решением  начальника  высшего
военноучебного   заведения   на   основании   ходатайства   кафедр   и
командования  учебного  подразделения  может  быть предоставлено право
заниматься по индивидуальным планам обучения по отдельным дисциплинам,
группам дисциплин или по всем учебным дисциплинам курса.
     досрочной сдачи  экзаменов  (зачетов)  за   курс   (семестр)   по
дисциплине  или  группе  дисциплин.  Досрочная  сдача осуществляется в
сроки,  устанавливаемые начальником высшего военно-учебного заведения.
Высвободившееся  время  может  использоваться по желанию слушателя или
курсанта для углубленного изучения  дисциплин  по  выбору,  проведения
научной  работы  или  увеличения  продолжительности отпуска,  при этом
суммарная продолжительность зимнего и летнего  каникулярного  отпусков
не должна превышать шестидесяти суток.
     Индивидуальные планы  обучения  по  установленным  специальностям
разрабатываются  кафедрой  на каждого слушателя или курсанта на основе
тематических планов  кафедр  и  утверждаются  заместителем  начальника
высшего военно-учебного заведения по учебной и научной работе и должны
предусматривать:
     наименование разделов и тем по учебной дисциплине, отрабатываемых
обучающимся индивидуально и в составе учебной группы;
     сроки выполнение отчетности, установленные кафедрой по разделам и
темам;
     результаты текущего  и  итогового  контролей,  заверенные ведущим
преподавателем курса;
     результаты контроля выполнения индивидуального плана, проводимого
командирами учебных подразделений и другими проверяющими лицами.
     Слушателям и  курсантам,  успешно  занимающимся по индивидуальным
планам  может  быть  предоставлено  право  досрочной  сдачи  отдельных
дисциплин или групп дисциплин за курс. Сроки досрочной сдачи экзаменов
и зачетов слушателями и курсантами,  занимающимися  по  индивидуальным
планам, устанавливаются начальником высшего военно-учебного заведения.
     Слушателям и курсантам,  успешно занимающимся  по  индивидуальным
планам,  срок обучения в высшем военно-учебном заведении по их желанию
может быть сокращен, но не более чем на один год. Решение о сокращении
срока  обучения  принимается  директором  ФПС  России по представлению
начальника высшего военно-учебного заведения при наличии  рекомендации
ученого совета вуза.
     29. Слушатели и курсанты,  выполнившие  все  требования  учебного
плана,   приказом   начальника   высшего   военно-учебного   заведения
допускаются  к  итоговой  государственной  аттестации.  Общий  порядок
проведения   государственной   аттестации   определяется  нормативными
правовыми актами Минобразования  России.  Особенности  государственной
аттестации  в  вузах  ФПС  России  определяются нормативными правовыми
актами ФПС России.
     Слушателям и курсантам,  сдавшим с оценкой "отлично" все экзамены
и зачеты с  оценкой,  прошедшим  итоговую  государственную  аттестацию
только с отличными оценками,  а также проявившим себя в научной работе
и   показавшим   примерную   дисциплину,   решением    Государственной
аттестационной  комиссии  присуждается золотая медаль и (или) выдается
диплом с отличием.
     Фамилия выпускника, окончившего высшее военно-учебное заведение с
золотой медалью, заносится на Доску почета вуза.
     При решении  вопроса  о  присуждении  золотой  медали и занесении
фамилии выпускника на Доску почета учитываются все оценки,  полученные
им  на  экзаменах  и  зачетах  за весь период обучения.  По физической
подготовке учитывается только итоговая оценка.
     Слушателям и    курсантам,   окончившим   высшее   военно-учебное
заведение, не зависимо от формы обучения, с золотой медалью и дипломом
с  отличием,  выплачивается  единовременное  денежное вознаграждение в
размере двух окладов денежного  содержания.  Слушателям  и  курсантам,
окончившим  высшее  военно-учебное  заведение,  не  зависимо  от формы
обучения, с дипломом с отличием, выплачивается единовременное денежное
вознаграждение в размере одного оклада денежного содержания.
     Слушателям и   курсантам,   окончившим   высшее    военно-учебное
заведение,  по  очной  форме обучения,  с золотой медалью и дипломом с
отличием или с дипломом с отличием, предоставляется право выбора места
службы в пределах установленной для вуза разнарядки.
     30. Порядок выдачи дипломов государственного образца  о  неполном
высшем    профессиональном   образовании   и   академических   справок
государственного образца определяется  нормативными  правовыми  актами
Минобразования России.
     Если академическая справка содержит закрытые сведения, то на руки
лицу  выбывшему  из вуза справка не выдается,  а высылается по запросу
воинской  части,  учреждения,  предприятия,  организации   и   другого
учебного заведения, имеющих в своем составе секретное делопроизводство
или вкладывается в личное дело.
     Копии приложений к диплому,  а также копии дипломов, напечатанные
в двух экземплярах на плотной бумаге или выполненные ксерокопированием
и  заверенные  начальником  вуза  и  гербовой  печатью вуза,  подлежат
постоянному хранению:  первый экземпляр - в учебно-методическом отделе
вуза, второй - в первом экземпляре личного дела офицера.

         4. Порядок отчисления переменного состава из высшего
                      военно-учебного заведения

     31. За невыполнение основной образовательной программы, нарушение
требований общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации к
слушателям,  курсантам,  адъюнктам и докторантам могут быть  применены
меры  дисциплинарного  воздействия,  в том числе отчисление из высшего
военноучебного заведения.
     32. Лица переменного состава отчисляются из высших военно-учебных
заведений   по   неуспеваемости,   недисциплинированности,   нежеланию
учиться,   по   болезни   (на  основании  заключения  военно-врачебной
комиссии), в связи с невозможностью продолжать обучение по независящим
от  них  причинам,  а  также  при  отказе  в  заключение  контракта  о
прохождении военной службы.
     Курсанты, обучающиеся по летным специальностям, отчисляются также
по летной неуспеваемости (профессиональной непригодности).
     33. По неуспеваемости отчисляются слушатели и курсанты:
     получившие в течение экзаменационной сессии  неудовлетворительные
оценки по трем экзаменам и зачетам;
     получившие в  процессе  ликвидации  учебной   задолженности   две
неудовлетворительные оценки по одной дисциплине;
     не ликвидировавшие учебную задолженность в установленные сроки.
     Слушатели и   курсанты,  не  выполняющие  в  установленные  сроки
учебные задания, систематически получающие неудовлетворительные оценки
по   результатам   текущего  (промежуточного)  и  итогового  контроля,
испытывающие серьезные затруднения в усвоении программы  обучения,  не
допущенные   к   сдаче  зачетов  и  экзаменов  в  установленные  сроки
отчисляются по представлению кафедр и факультетов.
     По неуспеваемости  могут  быть  отчислены  слушатели  и курсанты,
показавшие  неудовлетворительные  результаты  в  ходе  инспектирования
(комплексной   проверки)   высшего   военно-учебного   заведения,   по
представлению  лица,   возглавлявшего   инспектирование   (комплексную
проверку).
     34. Материалы на переменный состав,  представляемый к отчислению,
рассматриваются на ученом совете высшего военно-учебного заведения.
     Курсанты первого курса и  курсанты,  отказавшиеся  от  заключения
первого  контракта  о  прохождении  военной службы отчисляются из вуза
решением начальника высшего военно-учебного заведения.
     Отчисление курсантов   второго,   третьего  и  четвертого  курсов
военных   институтов,   слушателей    пятого    и    шестого    курсов
Военно-медицинского  института,  слушателей  первого  и второго курсов
очного обучения академии,  первого - пятого курсов  заочного  обучения
военных  институтов,  слушателей  первого  -  третьего курсов заочного
обучения академии производится с разрешения заместителя директора  ФПС
России, курирующего вопросы подготовки и воспитания.
     Решение об отчислении из вуза курсантов  и  слушателей  выпускных
курсов не зависимо от формы обучения принимает директора ФПС России.
     Докторанты и  адъюнкты  отчисляются  из   высших   военно-учебных
заведений  решением  директора  ФПС России по представлению начальника
высшего военноучебного заведения и ходатайству ученого совета вуза.
     35. Слушатели   и   курсанты,  отчисленные  с  первого  курса  по
неуспеваемости,   недисциплинированности,   нежеланию   учиться    или
отказавшиеся  в  установленные  сроки заключить контракт о прохождении
военной службы,  могут быть повторно приняты в  высшее  военно-учебное
заведение  только  на общих основаниях,  в соответствии с действующими
правилами приема в высшее военно-учебное заведение.
     Слушатели и   курсанты,  отчисленные  по  указанным  причинам  со
второго и последующего курсов,  как правило,  могут быть восстановлены
на  том  же  курсе  того  же  или родственного высшего военно-учебного
заведения при условии  их  безупречной  службы  в  войсках  и  органах
Пограничной  службы  (добросовестной  работы)  и  если  со  времени их
отчисления прошло не менее 10 месяцев и не более пяти лет. Слушатели и
курсанты,   отчисленные  по  болезни  или  в  связи  с  невозможностью
продолжать  обучение  по  независящим  от  них  причинам,  могут  быть
восстановлены  на соответствующем курсе того же высшего военноучебного
заведения,  если со времени их отчисления прошло не  более  трех  лет.
Восстановление  в  вузе  и  продолжение  обучения данной категории лиц
осуществляется в начале того семестра,  с которого он был отчислен или
в начале предыдущего.
     Курсанты летных   специальностей,    отчисленные    из    высшего
военноучебного  заведения  по  летной неуспеваемости (профессиональной
непригодности), на учебу по этим специальностям не восстанавливаются.
     36. Восстановление  на  учебу  военнослужащих,  граждан  из числа
курсантов,  отчисленных  из  высшего   военно-учебного   заведения   и
уволенных   с   военной   службы,   осуществляется  в  соответствии  с
законодательными и  иными  нормативными  правовыми  актами  Российской
Федерации и ФПС России, до начала учебного года (семестра).
     Восстановление офицеров  на   учебу   в   Академию   ФПС   России
производится   решением   директора   Федеральной  пограничной  службы
Российской Федерации по представлению  командира  воинской  части  или
начальника учреждения Пограничной службы,  где проходит службу офицер,
согласованному с начальником высшего военно-учебного заведения.
     Офицеры, отчисленные  со  второго  и  последующих  курсов  очного
обучения,  могут  быть  в  порядке,  установленном  в  абзаце   втором
настоящего   пункта,   зачислены  на  соответствующие  курсы  заочного
обучения по той же или родственной специальности.
     Экзамены и  зачеты,  сданные за период очного обучения,  решением
начальника  академии  могут  быть  зачтены  при  условии  соответствия
учебных программ по этим дисциплинам.
     Восстановление военнослужащих на учебу  в  военный  институт  ФПС
России   производится   решением   заместителя  директора  Федеральной
пограничной службы Российской Федерации курирующего вопросы подготовки
и  воспитания по представлению командира воинской части или начальника
учреждения   ФПС   России,   где   проходит   службу   военнослужащий,
согласованному с начальником вуза.
     Граждане из   числа    курсантов,    отчисленные    из    высшего
военно-учебного    заведения    и    уволенные   с   военной   службы,
восстанавливаются на учебу решением начальника вуза  по  представлению
военного комиссара по месту жительства гражданина.
     37. Перевод курсантов из одного высшего военно-учебного заведения
ФПС  России  в  другое  высшее военно-учебное заведение допускается до
начала  учебного  года  (семестра)  при   успешном   прохождении   ими
аттестации   с   согласия   начальников  обоих  высших  военно-учебных
заведений,  по  согласованию  с  заместителем  директора  ФПС   России
курирующего вопросы подготовки и воспитания.
     Перевод слушателей  или  курсантов  из  высшего   военно-учебного
заведения  ФПС  России  в  военно-учебное  заведение  соответствующего
уровня другого федерального органа исполнительной  власти,  в  котором
предусмотрена   военная   служба,   осуществляется  в  соответствии  с
Положением   о   порядке   прохождения   военной   службы    (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).
     Перевод курсанта из одного высшего военно-учебного заведения  ФПС
России  в другое осуществляется в порядке,  установленном нормативными
правовыми   актами   Минобразования   России   (приказ    Министерства
образования Российской Федерации от 24.02.98 г.  N 501 "Об утверждении
порядка перевода студентов из  одного  высшего  учебного  заведения  в
другое  высшее  учебное  заведение"  -  зарегистрирован в Министерстве
юстиции  Российской  Федерации  8.04.98  г.  N  1506)  и   с   санкции
заместителя   директора   ФПС  России.  Дополнительно,  в  адрес  вуза
высылаются   копии   учебной   и   служебной    карточек,    служебной
характеристики.

                          II. УЧЕБНАЯ РАБОТА

                    1. Организация учебной работы

     38. Учебная    работа   является   важнейшей   составной   частью
образовательной деятельности высшего  военно-учебного  заведения.  Она
включает организацию и проведение всех видов учебных занятий, текущего
и итогового контроля успеваемости и качества подготовки обучающихся, а
также государственной итоговой аттестации выпускников.
     Учебный год  в  высшем  военно-учебном  заведении  начинается   1
сентября  и  делится на два семестра,  каждый из которых заканчивается
экзаменационной сессией.
     На втором  и  последующих  курсах  вуза,  где  летная подготовка,
войсковая стажировка или практика связаны с  сезонностью,  допускается
перенос  начала  учебного года,  но не позднее 1 ноября.  С курсантами
первого  курса  учебный  год  начинается  1  августа  (со  слушателями
Военно-медицинского  института  ФПС России учебный год начинается с 15
августа,  общевойсковая подготовка  проводится  продолжительностью  не
менее   двух  недель),  с  ними  проводится  общевойсковая  подготовка
продолжительностью не менее одного месяца.  Общевойсковая  подготовка,
как правило,  завершается полевым выходом,  в ходе которого проводятся
контрольные занятия.
     Общая продолжительность    еженедельного    служебного    времени
слушателей   и    курсантов    не    должна    превышать    нормальную
продолжительность   еженедельного   рабочего   времени,  установленную
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации,
     Общий объем  учебной  работы  слушателей  и  курсантов,   включая
самостоятельную  работу,  планируется  из  расчета не более 54 часов в
неделю. Загрузка слушателей и курсантов всеми видами учебных занятий с
преподавателем  не  должна  превышать 36 часов в неделю,  на выпускном
курсе она не должна превышать 30 часов в неделю.  На учениях, в период
полевых  выходов,  на  занятиях  в  учебных  центрах  учебная работа с
преподавателем планируется из расчета не более 46 часов  в  неделю,  в
период  войсковой стажировки и всех видов практики - не более 40 часов
в неделю.
     39. Содержание   образования   и   организация   образовательного
процесса  по   каждой   специальности,   установленной   для   высшего
военно-учебного   заведения,   определяются  военной  профессиональной
образовательной  программой  -  образовательной  программой   обучения
офицерских   кадров  для  ФПС  России  и  других  федеральных  органов
исполнительной власти, которая включает:
     государственные требования   к   минимуму   содержания  и  уровню
подготовки выпускников и квалификационные требования к выпускникам  по
соответствующим военным специальностям;
     учебные планы по специальностям подготовки.
     40. Требования   к  обязательному  минимуму  содержания  основной
военной образовательной программы подготовки специалиста,  к  условиям
ее  реализации  и  срокам  ее  освоения  определяется  государственным
образовательным стандартом и квалификационными требованиями к минимуму
содержания  и  уровню  подготовки выпускника по военным специальностям
ФПС России (федеральных органов исполнительной власти).
     Обязательный минимум  содержания  и уровню подготовки выпускников
по конкретной специальности, разрабатываются и утверждаются в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
     Содержание основных  профессиональных  образовательных  программ,
отражающих  особенности  подготовки  специалистов  для войск и органов
Пограничной службы представляют из себя  всесторонне  разработанную  и
научно   обоснованную   деятельностную  модель  подготовки  выпускника
военно-учебного заведения.
     В них определяются:
     перечень функциональных  задач,   которые   должен   быть   готов
выполнять офицер в период исполнения своих должностных обязанностей;
     объем знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения каждой
функциональной задачи;
     содержание блоков общепрофессиональных и  специальных  дисциплин,
формирующих  квалифицированного  специалиста  для  ФПС  России (других
федеральных органов исполнительной власти).
     41. Квалификационные  требования  к  минимуму содержания и уровню
подготовки  выпускников  разрабатываются  на   военную   специальность
(специализацию)  структурными  подразделениями  ФПС  России  по  линии
курирования,  в интересах которого организуется  подготовка  офицеров,
проходят  согласование  с  заинтересованными управлениями Центрального
аппарата,  экспертную оценку в Управлении военно-учебных заведений ФПС
России.
     Квалификационные требования по военной специальности определяют:
     профессиональное предназначение  выпускников с учетом перспективы
их дальнейшего служебного роста;
     требования к уровню их профессиональной подготовки;
     перечень и  объем   профессиональных   (специальных)   дисциплин,
требования к знаниям и умениям обучающихся по этим дисциплинам.
     Квалификационные требования утверждаются директором ФПС России  и
доводятся  до  высших военно-учебных заведений не позднее,  чем за 1,5
года  до  начала   подготовки   офицеров   по   данной   специальности
(специализации).
     Квалификационные требования  к  выпускникам  других   федеральных
органов    исполнительной    власти    разрабатываются    структурными
подразделениями федеральных органов исполнительной власти, в интересах
которого организуется подготовка специалистов.
     42. Учебные планы,  как правило,  являются  основным  документом,
определяющим   содержание  образования  по  конкретным  специальностям
обучения  слушателей   и   курсантов.   Они   разрабатываются   высшим
военно-учебным  заведением  на  основе государственных образовательных
стандартов и квалификационных требований,  подготовленных структурными
подразделениями  ФПС России (других федеральных органов исполнительной
власти)  -  заказчиками  к   выпускникам   вуза   по   соответствующей
специальности.
     Учебный план,  как правило, состоит из следующих разделов: график
учебного  процесса,  сводные данные по бюджету времени,  план учебного
процесса (перечень,  объемы,  последовательность изучения дисциплин по
курсам и семестрам,  виды учебных занятий, профессиональной практики и
стажировки,  формы  контроля  знаний   обучаемых   и   виды   итоговой
государственной аттестации), пояснения к учебному плану. Учебный план,
исходя из специфики подготовки вузом специалистов,  может  дополняться
другими разделами.
     Учебные дисциплины  специализаций  отражаются  в  учебном   плане
соответствующей  специальности  или  на  специализацию разрабатывается
отдельный  учебный  план.  На  специальность,   по   которой   ведется
подготовка  офицеров  в  двух  и  более  вузах,  может разрабатываться
(Учебно-методическим объединением высших учебных заведений ФПС России)
и утверждаться в установленном порядке типовой учебный план.
     Учебные планы рассматриваются ученым советом вуза и  утверждаются
начальником  вуза  не  позднее,  чем за один год до начала обучения по
ним.
     Учебные планы  в  части касающейся профессиональной (специальной)
подготовки слушателей и курсантов, при необходимости согласовываются с
заинтересованными    структурными   подразделениями   ФПС   России   -
заказчиками,  проходят экспертную оценку в  Управлении  военно-учебных
заведений ФПС и в Учебно-методическом объединении вузов ФПС России.
     43. На  основе  утвержденного  учебного  плана   в   вузе   могут
разрабатываться    рабочие    учебные    планы:    для   подразделений
дополнительного профессионального образования и  факультетов  заочного
обучения;  при  необходимости  внесения в учебный процесс существенных
изменений  в  пределах  прав,  предоставленных  начальнику  вуза;  для
обеспечения  перехода  к  обучению  по  новым  учебным  планам  (могут
разрабатываться для всех курсов,  кроме выпускного); в интересах учета
особенностей   организации   и   материальнотехнического   обеспечения
образовательной деятельности в конкретном вузе.
     44. Учебная  программа  предназначена для реализации требований к
минимуму содержания и уровню  подготовки  слушателя  и  курсанта.  Она
разрабатывается  кафедрой самостоятельно по каждой дисциплине учебного
плана и определяет научное содержание, методическое построение учебной
дисциплины,   наименование  и  основные  содержание  разделов  и  тем,
распределение учебного времени по  разделам,  темам  и  видам  учебных
занятий.
     Учебная программа рассматривается на заседании кафедры,  проходит
рецензирование  на  смежных  кафедрах  своего и других вузов (не менее
двух рецензий)  и  утверждается  начальником  высшего  военно-учебного
заведения,  как правило не позднее, чем за 1 год до начала обучения по
дисциплине.
     Учебные программы    по    дисциплинам   блока   профессиональной
(специальной)   подготовки    в    обязательном    порядке    проходят
рецензирование    в    заинтересованных   структурных   подразделениях
Центрального аппарата и в Учебно-методическом  объединении  вузов  ФПС
России.
     По дисциплинам, общим для нескольких вузов, могут разрабатываться
примерные   учебные  программы.  Учебные  программы  по  специальности
разрабатываются единые для очного и заочного обучения.
     Учебные программы   по   специальности   и   соответствующим   им
специализациям могут объединяться в сборник учебных  программ.  Каждая
учебная программа в сборнике подписывается лицом,  ответственным за ее
разработку,  а  сборник  учебных  программ  утверждается   начальником
высшего военно-учебного заведения.
     Учебные планы и программы должны быть стабильными и действовать в
течение  срока  не  меньшего,  чем  полный срок подготовки офицеров по
данной специальности.
     45. Изменения в учебные планы могут вноситься решением начальника
высшего военно-учебного заведения  по  представлению  заинтересованных
кафедр  (факультетов,  имеющих  в своем составе кафедры) перед началом
нового  учебного  года  (семестра)  по  согласованию   с   Управлением
военно-учебных заведений ФПС России.
     46. В целях обеспечения логической последовательности изучения  и
взаимосвязи  учебных  дисциплин,  разделов и тем,  учебно-методическим
отделом совместно с кафедрами (факультетами,  имеющих в своем  составе
кафедры)      и      учебными      подразделениями     разрабатываются
структурно-логические схемы подготовки специалистов по  специальностям
(специализациям)  и  курсам  или  комплексные  тематические  планы (по
решению начальника высшего военноучебного заведения). Они утверждаются
начальником  вуза  или его заместителем по учебной и научной (учебной)
работе  и  должны  обеспечивать  логически  стройное  и  согласованное
построение обучения в течение учебного года.
     Структурно-логическая схема   (комплексный   тематический   план)
подготовки  специалистов  служит  основным  документом  для разработки
расписания учебных занятий.
     47. Тематический  план  изучения  дисциплины  разрабатывается  на
кафедре (в учебном подразделении)  для  каждой  дисциплины  по  курсам
обучения  на  основе  учебного  плана,  учебной  программы  и  приказа
начальника вуза об организации учебного  процесса.  Он  конкретизирует
содержание и организацию изучения дисциплины.
     В тематическом плане указывается: распределение учебного времени,
отводимого  на  изучение  учебной  дисциплины,  по  семестрам  и видам
учебных занятий;  виды учебных занятий  и  количество  часов;  тема  и
учебные вопросы занятия;  материальное обеспечение занятия; задание на
самостоятельную  работу.  Содержание  и  форма   тематического   плана
изучения учебной дисциплины определяется вузом.
     Тематический план  рассматривается   на   заседании   кафедры   и
подписывается    начальником    (заведующим)   кафедры   (факультета),
утверждается заместителем начальника высшего военно-учебного заведения
по учебной и научной (учебной) работе.
     Тематические планы по  взаимосвязанным  дисциплинам  должны  быть
согласованы   между   собой   и   обсуждены  на  совместном  заседании
взаимодействующих  кафедр   до   представления   их   на   утверждение
заместителю  начальника высшего военно-учебного заведения по учебной и
научной (учебной) работе.
     В тематический план оперативно вносятся все необходимые изменения
касающиеся содержания,  организации и методики преподавания дисциплины
после   рассмотрения  на  заседании  кафедры  (факультета).  Изменения
подписываются начальником кафедры (факультета).
     При переходе  к  обучению  слушателей  по  новым учебным планам и
программам в тематические планы вносятся дополнения и уточнения, а при
необходимости составляется отдельный тематический план (с включением в
него изученного материала  по  данной  дисциплине  до  введения  новой
учебной программы).
     48. Расписание учебных занятий  составляется  учебно-методическим
отделом вуза,  как правило, на семестр, согласовывается с начальниками
(заведующими) кафедр и командирами учебных подразделений, утверждается
начальником   вуза   и  доводится  до  профессорско-преподавательского
состава,  слушателей и курсантов не позднее,  чем  за  10-15  дней  до
начала  занятий.  В  вузах,  где подготовка обучаемых включает полеты,
вождение  боевых  машин  и  стрельбы,  расписание  занятий  ежемесячно
уточняется, допускается составление расписаний на месяц.
     Расписанием предусматривается общая продолжительность всех  видов
аудиторных занятий с преподавателем не более 6 часов в день.  Решением
начальника высшего военно-учебного заведения (исходя  из  особенностей
организации   учебного   процесса   и   размещения  учебных  объектов)
определяется продолжительность академического часа  в  вузе,  который,
как правило составляет 40-50 минут. Допускается проведение занятий без
перерыва   по   80-90   минут.    Тактические,    тактико-специальные,
командно-штабные  учения  и  военные  игры  проводятся,  как  правило,
непрерывно.
     В расписании   указываются:   подразделение   обучаемых,  учебная
дисциплина,  вид занятия  и  номер  темы,  дата,  время  и  место  его
проведения,   фамилии   преподавателей,   проводящих   занятие.  Форма
расписания учебных занятий устанавливаются вузом.

                          2. Учебные занятия

     49. Учебные занятия - главная составная часть учебной  работы,  в
ходе которой осуществляется подготовка слушателей и курсантов.
     Основными видами  учебных  занятий  являются:  лекции,  семинары,
лабораторные  работы,  практические  и  групповые  занятия,  групповые
упражнения,  коллоквиумы,  тактические (тактико-специальные) занятия и
учения,  командно-штабные  учения,  военные (военно-специальные) игры,
теоретические (научно-практические)  конференции,  контрольные  работы
(занятия), консультации, индивидуальные собеседования, самостоятельная
работа  слушателей  и  курсантов  (в  том  числе  и  под  руководством
преподавателя),  войсковая (летная) стажировка и практика,  выполнение
курсовых   работ   (проектов,   задач)    и    выполнение    выпускной
квалификационной  работы.  В  высшем  военно-учебном  заведении  могут
проводиться другие виды учебных занятий,  вводимые по решению  ученого
совета вуза.
     Обязательным документом  преподавателя  на  учебном  занятии   со
слушателями  или  курсантами  является  рабочий  план  его проведения,
который составляется преподавателем в  соответствии  с  рекомендациями
учебнометодических  материалов и утверждается начальником (заведующим)
кафедры, факультета, имеющим в своем составе кафедры или председателем
предметнометодической секции. Типовая форма рабочего плана (приложение
2), исходя из специфики вуза, может дополняться и изменяться.
     Все виды  учебно-методических  материалов  (в  т.ч.  на магнитном
носителе) хранятся на  кафедре  (в  предметно-методической  секции)  в
течение  всего  периода обучения слушателей и курсантов по действующим
учебным планам и программам.
     50. Лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий, они
составляют   основу   теоретического   обучения   и   должны    давать
систематизированные  основы  научных знаний по дисциплине,  раскрывать
состояние и  перспективы  развития  соответствующей  области  науки  и
техники,  концентрировать  внимание  обучающихся на наиболее сложных и
узловых   вопросах,   стимулировать   их    активную    познавательную
деятельность и способствовать формированию творческого мышления.
     Лекции читаются    начальниками    (заведующими)    кафедр,    их
заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями, как
правило, для лекционных потоков. В порядке исключения, к чтению лекций
приказом   начальника   вуза   могут   допускаться   наиболее  опытные
преподаватели и ассистенты.  Лекции по  актуальным  проблемам  военной
теории  и  практики  могут  читаться руководящим составом ФПС России и
руководящим  составом  вуза.  Для  чтения   отдельных   лекций   могут
приглашаться  видные  ученые  и  профессора  из других вузов,  ведущие
специалисты  из  войск,  научно-исследовательских  учреждений   других
федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
     51. Семинары проводятся  по  наиболее  сложным  вопросам  (темам,
разделам) учебной программы и имеют целью углубленное изучение учебной
дисциплины,  привитие обучающимся навыков  самостоятельного  поиска  и
анализа  учебной  информации,  формирование  и развитие у них научного
мышления,  умения активно участвовать в творческой  дискуссии,  делать
правильные выводы,  аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.
Подготовка слушателей и курсантов к семинару осуществляется на  основе
задания  (плана  семинара),  которое  разрабатывается  на  кафедре  (в
предметно-методической  секции)  и   доводится   до   обучающихся   до
проведения первых занятий по теме семинара. Продолжительность семинара
определяется тематическим планом.
     52. Лабораторные   работы   имеют   целью  практическое  освоение
слушателями  и  курсантами  научно-теоретических  положений  изучаемой
дисциплины,  овладение  ими  техникой экспериментальных исследований и
анализа полученных результатов, привитие навыков работы с лабораторным
оборудованием,  контрольно-измерительными  приборами  и вычислительной
техникой.  По выполнении  лабораторной  работы  слушатели  и  курсанты
представляют  отчет  и защищают его.  В целях подготовки к последующим
занятиям и итоговому контролю, защищенные отчеты, как учебный материал
находится у слушателей и курсантов.
     53. Практические   занятия   проводятся   с   целью:    выработки
практических умений и приобретения навыков в решении задач, выполнении
чертежей,  производстве расчетов,  ведении рабочих карт,  разработке и
оформлении  боевых  и  служебных  документов;  практического овладения
иностранными языками;  отработки  упражнений,  приемов  и  нормативов,
определенных   уставами,   наставлениями   и  руководствами;  освоения
вооружения  и  военной  техники  (объектов),  овладения  методами   их
применения,  эксплуатации  и ремонта.  Главным их содержанием является
практическая работа каждого слушателя и курсанта.
     54. Групповые  упражнения  проводятся  по оперативно-тактическим,
тактическим  и   тактико-специальным   дисциплинам   и   имеют   целью
приобретение   слушателями   и   курсантами   практического   опыта  в
планировании, организации боевых действий, их обеспечении и управлении
войсками (силами). На групповом упражнении, как правило, все слушатели
и  курсанты  действуют  в  одной  и  той  же  роли,  выполняя  функции
определенного должностного лица.
     55. Групповые занятия проводятся с целью  изучения  вооружения  и
военной  техники  (объектов) и составляют основу обучения слушателей и
курсантов организации их применения, эксплуатации и ремонта. Групповые
занятия   проводятся  в  специализированных  классах,  с  максимальным
использованием  тренажерной  и   полевой   учебной   баз,   базы   для
профессиональной (пограничной) подготовки.
     56. Коллоквиумы  представляют  собой  беседы   преподавателя   со
слушателями  и  курсантами,  проводимые  по  наиболее сложным вопросам
(темам,  разделам) учебной программы  с  целью  оценки  уровня  знаний
обучаемых, активизации их познавательной деятельности.
     57. Тактические (тактико-специальные)  занятия  являются  основой
практического  обучения  курсантов  и  направлены на обучение практике
организации,  ведения  и  обеспечения  боевых  действий  подразделений
(отделения  (экипажа),  взвода,  пограничной  заставы  (и им равных) и
управления ими в бою.
     Руководителями тактических (тактико-специальных) занятий и боевых
стрельб являются,  как правило,  начальники кафедр  (их  заместители),
старшие тактические руководители (старшие преподаватели) профилирующих
военных дисциплин.
     58. Тактические  (тактико-специальные)  учения  носят комплексный
характер и проводятся,  как правило,  в полевых условиях и имеют целью
приобретение   практического  опыта  или  совершенствование  умений  и
навыков слушателей  и  курсантов  в  организации,  обеспечении  боевых
действий    и    управлении    в   бою   подразделениями   (заставами,
мотоманевренными  группами  и  им   равными)   и   воинскими   частями
(соединениями).  Слушатели и курсанты исполняют на учениях обязанности
командиров подразделений, частей (соединений) и других должностных лиц
в соответствии с замыслом учения.
     59. Командно-штабные учения и военные  (военно-специальные)  игры
носят   комплексный   характер   и   проводятся   по  важнейшим  темам
оперативных, оперативно-тактических, тактических (тактико-специальных)
и  военноспециальных  дисциплин  с  целью  дать слушателям и курсантам
практику  в  исполнении  конкретных   должностей   при   планировании,
организации   и   ведении   боя  (операции,  боевых  действий)  и  его
всестороннем обеспечении.
     Руководителями тактических                 (тактико-специальных),
командно-штабных учений и военных (военно-специальных)  игр  являются,
как правило,  начальник вуза,  его заместители,  начальники кафедр (их
заместители).
     60. Теоретические  (научно-практические)  конференции проводятся,
как правило,  на завершающем этапе  изучения  дисциплины  в  интересах
систематизации и углубления полученных знаний,  выработки у слушателей
и курсантов навыков сбора,  анализа и обобщения информации, подготовки
докладов  и  сообщений,  приобретения  опыта  публичных  выступлений и
ведения  научных  дискуссий.  План  проведения  конференции   выдается
слушателям и курсантам не менее чем за месяц до ее проведения.
     61. Контрольные работы (занятия) выполняются  в  виде  письменных
ответов на вопросы,  решения задач, выполнения контрольных заданий или
практической проверки выполнения слушателями и курсантами  упражнений,
приемов   и  нормативов.  Содержание  заданий  на  контрольную  работу
(занятие)   и   порядок   ее   выполнения   устанавливаются   кафедрой
(предметно-методической секцией).
     62. Индивидуальные     собеседования      представляют      собой
организованные  беседы  преподавателей  со  слушателями  и курсантами,
проводимые по наиболее  сложным  вопросам  (темам,  разделам)  учебной
программы с целью изучения индивидуальных особенностей,  оценки уровня
и  углубления  знаний   обучаемых,   активизации   их   познавательной
деятельности, оказания теоретической и методической помощи в овладении
учебным материалом.
     63. Самостоятельная  работа слушателей и курсантов является видом
учебных занятий и имеет  целью  закрепления  и  углубления  полученных
знаний  и  навыков,  поиск и приобретение новых знаний,  в том числе с
использованием автоматизированных обучающих курсов (систем),  а  также
выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам
и экзаменам.
     Самостоятельная работа   организуется  командирами  подразделений
слушателей и курсантов,  методически обеспечивается  и  контролируется
кафедрами. Время для нее отводится распорядком дня из расчета не менее
3-4 часов ежедневно.  Учебно-методический отдел периодически (не  реже
двух  раз  в  месяц) осуществляет контроль организации самостоятельной
работы  слушателей  и  курсантов.  Результаты   контроля   организации
самостоятельной  работы  анализируются  в  вузе  не реже одного раза в
семестр.
     Самостоятельная работа   может   проводиться   под   руководством
преподавателей.
     64. Консультации    являются    одной    из    форм   руководства
самостоятельной работой слушателей и курсантов и оказания им помощи  в
освоении  учебного материала.  Индивидуальные и групповые консультации
проводятся регулярно в часы, отведенные распорядком дня.
     65. Войсковая   стажировка   организуется  в  целях  приобретения
слушателями и курсантами опыта в исполнении служебных обязанностей  по
должностному предназначению.  Стажировка проводится на соответствующих
должностях в органах и войсках ФПС России.  Проведение  стажировки  со
слушателями,   обучающимися  на  факультетах  заочного  обучения,  как
правило, не предусматривается.
     Практика (летная,  учебная, производственная, ремонтная и другие)
организуется по отдельным дисциплинам или группам  дисциплин  в  целях
закрепления  знаний  и  приобретения  (совершенствования) практических
навыков с учетом  должностного  предназначения  обучающихся.  Практика
может проводиться в вузе и его структурных подразделениях, в войсках и
органах Пограничной службы, а также в учреждениях, на предприятиях и в
организациях других федеральных органов исполнительной власти.
     Виды практики,   продолжительность    стажировки    и    практики
определяются учебным планом.
     Прохождение стажировки и  практики  организуется  в  Региональных
управлениях  (Пограничной  группе,  Оперативных группах),  структурных
подразделениях Центрального аппарата и частях центрального  подчинения
ФПС  России  по  распоряжению директора Федеральной пограничной службы
Российской Федерации.
     Стажировка и  практика организуются и проводятся в соответствии с
инструкцией,  утвержденной  начальником  Главного  штаба   Федеральной
пограничной  службы  Российской  Федерации.  Кафедрой (кафедрами),  на
которую возложено руководство стажировкой (практикой), разрабатываются
программа ее проведения и индивидуальные задания для каждого слушателя
и курсанта.  Для  руководства  и  контроля  за  работой  слушателей  и
курсантов  от  вуза  назначаются руководители стажировки (практики) из
числа  преподавателей  и   командиров   подразделений   слушателей   и
курсантов.
     Ответственность за создание необходимых  условий  для  проведения
стажировки  (практики)  и выполнение программ и индивидуальных заданий
слушателями и курсантами несут командиры воинских частей (соединений),
в  которых она проводится.  Использование слушателей и курсантов не по
назначению и на должностях  и  работах,  не  связанных  с  выполнением
программ стажировки (практики), не допускается.
     Слушатели и   курсанты   по   окончании   стажировки   (практики)
представляют письменный отчет о выполнении программы и индивидуального
задания. Защита отчетов проводится непосредственно по месту проведения
стажировки (практики) и в вузе.
     66. Выполнение курсовой  работы  (проекта,  задачи)  имеет  целью
научить  слушателей  и  курсантов  самостоятельно применять полученные
знания для  решения  конкретных  практических  задач,  привить  навыки
самостоятельного  проектирования,  производства  расчетов,  проведения
научных  исследований  и  обоснования  принимаемых  решений.  Курсовая
работа  (проект,  задача)  выполняется в часы,  отведенные на изучение
дисциплины.  Количество курсовых работ в семестре должно быть не более
двух.  На  курсовую  работу  (проект,  задачу)  кафедра  разрабатывает
задание,  для руководства работой слушателей и  курсантов  назначаются
руководители из числа преподавателей и научных работников кафедры.
     Выполнение реферата имеет целью научить  слушателей  и  курсантов
самостоятельно  отбирать,  группировать  и структурировать материал по
избранной или предложенной теме.
     67. Выполнение  выпускной  квалификационной  работы  имеет  целью
систематизировать и расширить знания,  умения и  навыки  слушателей  и
курсантов   в   решении   сложных   комплексных   задач  с  элементами
исследований,  а  также  определить  уровень  их  подготовленности   к
выполнению   должностных  обязанностей  в  соответствии  с  полученной
специальностью.  Выпускная  квалификационная  работа  выполняется   на
заключительном  этапе  обучения  в  виде дипломной работы,  дипломного
проекта или дипломной задачи.
     Дипломная работа   представляет   собой   теоретическое  и  (или)
экспериментальное  исследование  одной  из   актуальных   проблем   по
специальности  и  может  выполняться  слушателями  и  курсантами  всех
специальностей.  Оформляется в виде текстуальной части  с  приложением
графиков, таблиц, чертежей, карт, схем.
     Дипломный проект - это законченное решение конкретной  инженерной
задачи  с  проведением проектно-конструкторских расчетов и разработок,
теоретических   и    экспериментальных    исследований.    Выполняется
слушателями  и курсантами инженерных,  командно-инженерных и отдельных
командных специальностей и оформляется в виде чертежей и пояснительной
записки.  К  дипломному проекту могут прилагаться расчетно-графические
материалы,  программные продукты,  рабочие макеты и другие  материалы,
разработанные слушателем или курсантом.
     Дипломная задача    выполняется    слушателями     академии     и
предусматривает  разработку  организационно-методических документов на
применение войск (сил) при проведении боевых действий,  на  проведение
командно-штабных  и тактических (тактико-специальных) учений,  штабных
тренировок,  групповых упражнений.  Выполняется по темам  оперативного
искусства,  тактики,  боевого  и  других видов обеспечения,  войсковой
мобилизации,  а также методики боевой,  оперативной и  мобилизационной
подготовки  войск  и  органов  Пограничной службы.  Оформляется в виде
графической части,  представляемой на картах (схемах), и пояснительной
записки.
     Темы дипломных работ (проектов,  задач) разрабатываются кафедрами
и  выбираются  слушателями  и  курсантами  самостоятельно  не  позднее
первого   месяца   последнего   года   обучения,   согласовываются   с
заинтересованными  структурными  подразделениями  ФПС России.  Каждому
слушателю  и  курсанту  назначается  руководитель   дипломной   работы
(проекта,  задачи)  из  числа  преподавателей,  научных  работников  и
руководящего  состава  вуза,   при   этом   за   одним   руководителем
закрепляется   не   более   5  слушателей  или  курсантов.  Назначение
руководителей приказом начальника вуза и выдача слушателям и курсантам
заданий  на разработку дипломных работ (проектов,  задач) производятся
не позднее,  чем за три месяца до начала их разработки. В тех случаях,
когда  дипломная работа (проект,  задача) выполняется в воинской части
(организации),   руководителем   может   назначаться   специалист   из
соответствующей воинской части (учреждения, организации).
     По сложной   и   трудоемкой   проблеме   может    разрабатываться
комплексная  дипломная работа (проект,  задача),  в выполнении которой
участвуют  два  и  более  слушателей  и  курсантов.  Для   руководства
комплексной работой один из руководителей назначается старшим.
     На выполнение дипломных работ (проектов,  задач) выделяется время
в   соответствии   с  требованиями  государственными  образовательными
стандартами высшего и послевузовского  профессионального  образования.
Завершенная  работа  с  письменным отзывом руководителя представляется
начальнику кафедры для решения  вопроса  о  допуске  к  защите  и  при
необходимости   обсуждается   (проходит   предварительную  защиту)  на
кафедре.  Дипломная работа  (проект,  задача),  допущенная  к  защите,
представляется на рецензию, после чего вместе с рецензией и письменным
отзывом руководителя представляется в  Государственную  аттестационную
комиссию высшего военно-учебного заведения для защиты.

            3. Контроль успеваемости и качества подготовки
                        слушателей и курсантов

     68. Контроль успеваемости слушателей  и  курсантов  проводится  с
целью  определения  уровня их теоретической и практической подготовки,
качества выполнения учебных планов и программ обучения.
     Контроль успеваемости   и   качества   подготовки   слушателей  и
курсантов подразделяется на текущий (промежуточный), итоговый (формы и
виды  контроля  определяются вузом),  а также государственную итоговую
аттестацию выпускников.
     По всем   дисциплинам,  стажировкам  и  практикам,  включенным  в
учебный план,  должна выставляться итоговая оценка  (отлично,  хорошо,
удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
     69. Текущий (промежуточный) контроль  предназначен  для  проверки
хода  и  качества усвоения учебного материала и стимулирования учебной
работы слушателей и курсантов,  совершенствования методики  проведения
занятий.  Он  может  проводиться  в  ходе  всех видов занятий в форме,
избранной  преподавателем  или  предусмотренной  тематическим  планом.
Результаты  анализа  текущего  контроля  учебно-методическим отделом и
кафедрами используются  для  оперативного  управления  образовательным
процессом.
     Контрольные занятия организуются и проводятся  начальником  вуза,
его   заместителем   по   учебной   и   научной   работе,  начальником
учебно-методического  (летно-методического)  отдела   и   начальниками
кафедр  за  счет  резервного  учебного  времени.  Результаты  текущего
контроля заносятся в журнал учета учебных занятий.
     70. Итоговый  контроль  имеет целью определить степень достижения
учебных целей по учебной  дисциплине  (курсу)  и  проводится  в  форме
зачетов,  экзаменов,  защиты войсковых стажировок (практик),  курсовых
работ (проектов,  задач).  Формы  итогового  контроля  устанавливаются
учебным планом.
     71. Зачет  служит  формой   проверки   усвоения   слушателями   и
курсантами  учебного  материала  по  дисциплине  в  целом  или  по  ее
разделам.  К зачету допускаются слушатели и курсанты после  выполнения
ими  всех  лабораторных  и расчетно-графических,  контрольных и других
работ, предусмотренных учебным планом и программой.
     Если по данной дисциплине учебным планом предусмотрено проведение
нескольких экзаменов и зачетов,  то в перечень вопросов, вынесенных на
зачет  по  ее  части  (разделу),  не  включается учебный материал,  по
которому были ранее проведены экзамены и зачеты.
     Порядок, форма   проведения   зачета,  время  на  самостоятельную
подготовку  слушателей  и  курсантов  к  зачету,  а  также  материалы,
разработанные  для  проведения  зачета,  определяются и обсуждаются на
заседании кафедры и  утверждаются  начальником  (заведующим)  кафедры,
командиром учебного подразделения.
     Зачет принимается преподавателями,  ведущими занятия в группе или
читающими лекции по данной дисциплине.
     Время на подготовку к зачету  выделяется  в  течение  семестра  в
часы, отведенные для изучения соответствующей дисциплины.
     Результаты сдачи зачета объявляются слушателю или курсанту  сразу
же по окончании ответа.
     72. Экзамен (семестровый и  курсовой)  имеет  целью  проверить  и
оценить уровень знаний,  полученных слушателями и курсантами, и умение
применять их к решению практических задач,  а также степень  овладения
практическими   умениями   и  навыками  в  объеме  требований  учебных
программ.
     Экзаменом (курсовым  или  семестровым) должно заканчиваться,  как
правило, изучение каждой учебной дисциплины по блокам профессиональной
(специальной)  дисциплин.  По сложным и объемным дисциплинам,  имеющим
самостоятельные  разделы,  может   предусматриваться   два   и   более
экзаменов.  Общее количество экзаменов в семестре должно быть не более
пяти,  не считая экзаменов по факультативным дисциплинам и  физической
подготовке, строевой подготовке и Общевоинским уставам Вооруженных сил
Российской Федерации.
     Экзамены проводятся в период экзаменационной сессии,  допускается
их проведение в течение семестра по окончании изучения дисциплины.
     Сроки проведения   экзаменов   определяются  расписанием  учебных
занятий.  По решению начальника вуза может  разрабатываться  отдельное
расписание   экзаменов,  которое  утверждается  начальником  вуза  или
заместителем  по   учебной   и   научной   работе   и   доводится   до
преподавателей,  слушателей  и  курсантов не позднее,  чем за месяц до
начала экзаменационной сессии.  Время на подготовку к каждому экзамену
определяется  программой  учебной  дисциплины,  исходя  из сложности и
объема учебного  материала.  Форма  проведения  экзамена  определяется
начальником вуза по представлению кафедры.
     Экзамен принимается комиссией в составе не  менее  двух  человек,
один  из  которых,  как правило,  является лектором данного потока или
преподавателем,  ведущие занятия по данной дисциплине. Состав комиссии
определяется начальником (заведующим) кафедры.
     К экзамену допускаются  слушатели  и  курсанты,  выполнившие  все
требования  учебной  программы  и  сдавшие  зачет  (зачеты)  по данной
дисциплине,  предусмотренный в  текущем  семестре.  Начальник  кафедры
может освобождать от сдачи экзамена слушателей и курсантов, показавших
отличные знания по результатам текущего контроля,  с  выставлением  им
оценки "отлично".
     Во время  экзамена  слушатели  или  курсанты  могут  пользоваться
учебными программами,  справочниками,  картами,  таблицами, макетами и
другими пособиями (перечень указывается в методических рекомендациях).
     Экзамены проводятся  в объеме учебной программы по билетам (устно
или письменно) в классах или на учебных объектах.
     Перечень билетов  для  проведения экзаменов (программные вопросы,
квалификационные    задания),    разрабатываются    кафедрой    (ПМС),
факультетом, имеющим в своем составе кафедры, обсуждаются на заседании
кафедры (факультета),  подписываются начальником (заведующим)  кафедры
(факультета)  и  утверждаются начальником вуза или его заместителем по
учебной и научной работе.
     Количество билетов  должно  быть  на  15  процентов  больше числа
экзаменующихся  в  учебной  группе,  а   содержание   билетов   должно

Страницы: 1  2  3