ОБ УСИЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ОТДЕЛЬНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ. Письмо. Центральный банк РФ (ЦБР). 16.09.10 129-Т

                         ОБ УСИЛЕНИИ КОНТРОЛЯ
               ЗА ОТДЕЛЬНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

                                ПИСЬМО

                         ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ
                                   
                         16 сентября 2010 г. 
                               N 129-Т
     
                                 (Д)
                                   
    
     Центральным    банком    Российской    Федерации   в   результате
осуществления  надзорной  деятельности  было выявлено, что в последнее
время  возросли  объемы  денежных  средств,  переводимых резидентами в
пользу  контрагентов (резидентов и нерезидентов) на их счета, открытые
в  банках  за  пределами  территории  Российской  Федерации, в порядке
исполнения  обязательств  по  агентским договорам, договорам комиссии,
договорам  финансирования под уступку денежного требования и договорам
купли-продажи  товаров  с поставкой на территории Российской Федерации
(в  банковской  отчетности такие операции отражаются по кодам валютных
операций 35020, 99090).
     Во  многих  случаях  денежные  средства  переводятся юридическими
лицами  -  резидентами  в пользу нерезидентов-контрагентов, юрисдикция
которых  не  совпадает  с  юрисдикцией  банков-нерезидентов, в которых
открыты    счета    данных    нерезидентов,    а    также   в   пользу
резидентов-контрагентов  на  их счета, открытые в банках на территории
иностранных государств.
     Характерными особенностями таких операций являются:
     1.  Осуществление  резидентами-клиентами  кредитных организаций в
пользу   нерезидентов   в  рамках  заключенных  между  ними  агентских
договоров  (договоров комиссии) безналичных переводов денежных средств
в    крупных    размерах,    являющихся    выручкой    от   реализации
резидентами-агентами      от      своего      имени      принадлежащих
нерезидентам-принципалам  товаров,  поставка которых осуществляется на
территории  Российской  Федерации  (т.е.  без  пересечения  таможенной
границы  Российской Федерации), а также осуществление переводов валюты
Российской  Федерации между резидентами в рамках аналогичных агентских
договоров (договоров комиссии), заключенных между ними.
     2.  Осуществление  по  агентским  договорам  (договорам комиссии)
резидентами-принципалами   переводов   денежных   средств   в  крупных
размерах, являющихся агентским вознаграждением за услуги, оказанные на
территории   Российской   Федерации,  в  пользу  нерезидентов-агентов.
Обязательства   нерезидентов   заключаются  в  оказании  резидентам  -
плательщикам  денежных  средств услуг по приобретению от своего имени,
но  в интересах и за счет резидента на территории Российской Федерации
товаров  у  третьих  лиц.  Сумма агентского вознаграждения в агентском
договоре   (договоре   комиссии),  как  правило,  не  предусмотрена  и
определяется  в  процентном отношении исходя из стоимости поставленных
товаров.
     3.   Осуществление   по   договорам  финансирования  под  уступку
денежного  требования  резидентами  -  финансовыми  агентами переводов
денежных  средств  в пользу нерезидентов (кредиторов) в счет денежного
требования  нерезидентов  (кредиторов)  к  третьим  лицам - резидентам
(должникам)  по  заключенным  между ними договорам поставки товаров на
территории Российской Федерации.
     4.  Осуществление расчетов и переводов между резидентами в валюте
Российской   Федерации   со  счетов,  открытых  одними  резидентами  в
кредитных   организациях,  на  счета  других  резидентов-контрагентов,
открытые  в  банках-нерезидентах,  по заключенным между ними договорам
купли-продажи  товаров  с  поставкой  товаров на территории Российской
Федерации.
     Возрастающие  масштабы  этих операций позволяют предполагать, что
действительными их целями могут являться уклонение от уплаты налогов и
таможенных  платежей,  вывод денежных средств из Российской Федерации,
оплата  "серого  импорта",  отмывание  доходов,  полученных преступным
путем.
     Учитывая   изложенное,  рекомендуем  кредитным  организациям  при
выявлении  таких  операций уделять им особое внимание и в случае, если
при реализации правил внутреннего "противолегализационного" контроля в
отношении  указанных  операций возникают подозрения, что они связаны с
легализацией  (отмыванием)  доходов,  полученных преступным путем, или
финансированием  терроризма,  направлять  сведения о таких операциях в
уполномоченный  орган в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального
закона  от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации
(отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем, и финансированию
терроризма"  (Собрание  законодательства Российской Федерации, 2001, N
33,  ст.  3418;  2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст.
3224;  2005,  N  47, ст. 4828; 2006, N 31, ст. 3446, ст. 3452; 2007, N
16, ст. 1831; N 31, ст. 3993, ст. 4011; N 49, ст. 6036).
     Территориальным   учреждениям   Банка  России  при  осуществлении
деятельности  по  надзору за кредитными организациями, в том числе при
проведении инспекционных проверок кредитных организаций, рекомендуется
уделять особое внимание указанным выше операциям.
     При  выявлении  фактов  проведения  кредитными  организациями  по
поручению   клиентов   таких   операций   систематически   и  (или)  в
значительных   объемах   территориальным   учреждениям   Банка  России
рекомендуется  проводить  встречи с руководителями и владельцами таких
кредитных  организаций  в  целях  уточнения  экономического содержания
проводимых   по   поручению   клиентов   операций,   обстоятельств  их
совершения,  оценки  рисков для кредитной организации и для банковской
системы  в  связи  с  совершением таких операций, возможной разработки
плана действий по их прекращению.
     Территориальным учреждениям Банка России рекомендуется информацию
о  фактах  проведения  кредитными  организациями по поручению клиентов
указанных  операций  систематически  и (или) в значительных объемах, а
также  о работе территориального учреждения с кредитными организациями
и ее результатах направлять письмом на имя Председателя Банка России.
     С Федеральной службой по финансовому мониторингу (Д.Г. Скобелкин)
согласовано.
     Доведите  содержание  настоящего  письма  до  сведения  кредитных
организаций.
    
Председатель Центрального банка
Российской Федерации
                                                          С.М.ИГНАТЬЕВ
16 сентября 2010 г. 
N 129-Т