ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВАГОНОВ - РЕСТОРАНОВ (ВАГОНОВ - КАФЕ) ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ РОССИЙСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ. Инструкция. Министерство путей сообщения РФ (МПС России). 22.10.01 ЦЛ-861

        ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВАГОНОВ - РЕСТОРАНОВ
                (ВАГОНОВ - КАФЕ) ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ
                      РОССИЙСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

                              ИНСТРУКЦИЯ

                   МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РФ

                          22 октября 2001 г.
                             N ЦЛ-861

                                (Д)


 
                                                             УТВЕРЖДАЮ
                                               Министр путей сообщения
                                                  Российской Федерации
                                                        Н.Е. АКСЕНЕНКО
                                                  22 октября 2001 года
                                                              N ЦЛ-861

     1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с пунктами  25
и  26  Правил оказания услуг по перевозке пассажиров,  а также грузов,
багажа  и  грузобагажа  для  личных  (бытовых)  нужд  на   федеральном
железнодорожном транспорте,  утвержденных Постановлением Правительства
Российской  Федерации  от  11  марта   1999   г.   N   277   (Собрание
законодательства   Российской   Федерации,  1999,  N  11,  ст.  1311),
Правилами  оказания   услуг   общественного   питания,   утвержденными
Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 15 августа 1997
г. N 1036 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 34,
ст.  3980),  Федеральным  законом  "О  бухгалтерском  учете" (Собрание
законодательства Российской Федерации,  1996, N 48, ст. 5369), другими
нормативными  правовыми  актами  Российской  Федерации,  определяющими
требования к обслуживанию пассажиров в вагонах - ресторанах (вагонах -
кафе).
     2. Действие настоящей Инструкции распространяется на организации,
обслуживающие  питанием  пассажиров  в вагонах - ресторанах (вагонах -
кафе)  пассажирских  поездов  российских  железных  дорог   (далее   -
организации).
     Настоящая Инструкция устанавливает порядок обеспечения пассажиров
питанием  в  пассажирских поездах и оказания пассажирам дополнительных
торговых  услуг,  предоставления  сервисного  обслуживания  в  вагонах
повышенной  комфортности,  организации  работы  по  учету  реализуемой
продукции (покупных товаров,  продуктов),  столовой и кухонной посуды,
инвентаря.
     3. Снабжение продовольственными  товарами  вагонов  -  ресторанов
(вагонов  -  кафе)  должно  осуществляться организациями с соблюдением
требований законодательства Российской Федерации.
     4. Материально  -  техническое  оснащение  вагонов  -  ресторанов
(вагонов  -  кафе)  должно   соответствовать   условиям   их   работы.
Номенклатура  и  количество  столовой  и  кухонной  посуды,  приборов,
инвентаря,  столового  белья,  санитарной  и  специальной  одежды  для
оснащения   вагонов   -  ресторанов  и  вагонов  -  кафе  определяются
организациями с учетом особенностей обслуживания пассажиров на  каждом
маршруте  следования пассажирских поездов,  в зависимости от категории
поезда.
     5. Расчеты с посетителями в вагонах - ресторанах (вагонах - кафе)
осуществляются с применением контрольно - кассовых машин (далее - ККМ)
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     6. Для    организаций,    обслуживающих    питанием    пассажиров
пассажирских поездов, устанавливается следующий режим работы:
     вагон -  ресторан  (вагон  -  кафе)  должен   быть   открыт   для
пассажиров:
     при следовании в составе пассажирского поезда в течение всего дня
по местному времени с двумя перерывами по 30 минут каждый - для уборки
помещений и получения продуктов в пути следования;
     при отправлении  пассажирского  поезда из пункта оборота после 12
часов местного времени работа вагона - ресторана  (вагона  -  кафе)  в
этот день продлевается.
     В пассажирском поезде,  находящемся в пути следования менее одних
суток, режим работы вагона - ресторана (вагона - кафе) устанавливается
директором  вагона  -  ресторана  (заведующим  вагоном  -   кафе)   по
согласованию  с  начальником  (механиком  -  бригадиром) пассажирского
поезда, с учетом спроса пассажиров на услуги питания.
     Прием заказов  от пассажиров на обслуживание в вагоне - ресторане
(вагоне - кафе) прекращается за 30 минут до его закрытия.
     О режиме  работы  вагона  -  ресторана  (вагона - кафе) и времени
перерывов пассажиры оповещаются начальником (механиком  -  бригадиром)
пассажирского поезда по поездному радио.
     7. К обслуживанию пассажиров в вагонах -  ресторанах  (вагонах  -
кафе) предъявляются следующие требования:
     7.1. Обслуживание  пассажиров  питанием  в  вагоне  -   ресторане
производится   официантами.   В  процессе  подготовки  зала  вагона  -
ресторана  к  обслуживанию  выполняется   предварительная   сервировка
столов.  При  расчете  за  товары  и  продукцию  пассажирам  вручается
кассовый чек.
     7.2. Цены на блюда,  напитки и продукцию,  реализуемые в вагоне -
ресторане,  указываются в меню и прейскуранте.  На покупные  товары  и
продукцию,  реализуемые  в  буфете  вагона  -  ресторана,  оформляются
ценники.
     7.3. Вагон - кафе работает по методу самообслуживания.  На столах
в зале вагона - кафе должны быть приборы со специями и  салфетки.  При
расчете  за  товары  и  продукцию в вагоне - кафе пассажирам вручается
кассовый чек.  Цены на блюда и напитки,  реализуемые в вагоне -  кафе,
указываются  в  меню.  На  покупные  товары  и  продукцию  оформляются
ценники.
     7.4. Ассортимент  блюд,  напитков  и продукции,  указанный в меню
вагона - ресторана (вагона - кафе),  следует  обеспечивать  в  течение
всего   времени  работы  вагона  -  ресторана  (вагона  -  кафе).  Для
реализации   пассажирам   в   вагонах   пассажирских   поездов   могут
комплектоваться  наборы  питания  с  учетом  соблюдения  гигиенических
требований к условиям их хранения и срокам реализации.
     7.5. Официантами  вагонов  -  ресторанов производится доставка по
заказам пассажиров блюд,  кулинарной продукции и  покупных  товаров  в
вагоны  с  двухместными  купе  (СВ)  и купейные вагоны из имеющегося в
наличии ассортимента продукции и товаров  в  порядке,  предусмотренном
пунктом 10 настоящей Инструкции.
     По желанию пассажиров в вагонах -  ресторанах  (вагонах  -  кафе)
готовая  кулинарная  продукция  и  покупные  товары,  включая  винно -
водочные  изделия,  могут  отпускаться  на  вынос  в   соответствующей
упаковке.
     8. Работники вагонов - ресторанов (вагонов - кафе) обязаны:
     8.1. Обеспечивать  соблюдение  санитарных  норм и правил,  правил
техники  безопасности   и   требований   пожарной   безопасности   при
обслуживании пассажиров в поездах;
     8.2. Производить,  исходя  из   требований   пассажиров,   замену
продукции ненадлежащего качества,  приобретенной пассажирами в вагонах
- ресторанах (вагонах - кафе) на такую же  или  аналогичную  продукцию
надлежащего  качества  с  соответствующим пересчетом покупной цены или
соразмерно уменьшить покупную цену;
     8.3. Соблюдать  общепринятые правила культуры обслуживания,  быть
вежливыми.
     9. Доставка  заказанных  блюд  и  другой  продукции  из вагонов -
ресторанов в вагоны с двухместными купе  (СВ)  и  купейные  вагоны  по
заказу пассажиров осуществляется в следующем порядке:
     9.1. В вагонах  с  двухместными  купе  (СВ)  и  купейных  вагонах
пассажирам   предоставляется  меню  вагона  -  ресторана  с  указанием
ассортимента,  цен,  норм выхода блюд и  изделий,  размера  оплаты  за
доставку   по  заказу.  О  предлагаемой  платной  услуге  по  доставке
продукции из вагона - ресторана пассажирам  объявляется  по  поездному
радио начальником (механиком - бригадиром) пассажирского поезда;
     9.2. Заказ  на  доставку  блюд  по  меню   вагона   -   ресторана
принимается   через   проводников   пассажирских   вагонов  или  через
официантов вагонов  -  ресторанов.  Заказ  оформляется  на  бланках  с
указанием  даты  и  времени доставки,  ассортимента,  цен и количества
блюд,  стоимости заказа.  Отдельной строкой указывается дополнительная
плата  за  доставку  по заказу.  Заказ выписывается в трех экземплярах
(первый - для заведующего производством,  второй остается у официанта,
третий выдается пассажиру);
     9.3. Доставка заказанных блюд и другой продукции  производится  в
развозных официантских тележках либо на официантских подносах;
     9.4. Для   доставки    блюд    применяется    столовая    посуда,
предназначенная для обслуживания пассажиров в вагонах - ресторанах,  а
также посуда одноразового пользования,  изготовленная  из  материалов,
разрешенных на территории Российской Федерации.
     10. В пассажирских поездах  с  вагонами  повышенной  комфортности
пассажирам предоставляется платное сервисное обслуживание, в том числе
набор питания или рацион горячего питания, стоимость которого включена
в цену проездных документов.
     К предоставлению наборов питания пассажирам в вагонах  повышенной
комфортности предъявляются следующие требования:
     для комплектования  наборов  питания  используются   продукты   в
индивидуальной   упаковке   и   мелкой   промышленной   расфасовке   с
обязательным указанием конечного  срока  реализации,  даты  выработки,
условий хранения;
     набор питания должен комплектоваться в индивидуальные контейнеры,
на  него наклеивается этикетка с перечнем входящих в набор продуктов и
указанием сроков реализации.
     Укомплектованные в  индивидуальные  контейнеры  наборы  питания в
специальных сумках доставляются в вагоны  -  рестораны  в  количестве,
необходимом   для   обеспечения   пассажиров   в   вагонах  повышенной
комфортности (по количеству мест  с  учетом  резерва,  обеспечивающего
возможность  выдачи  наборов  питания  каждому  пассажиру  по  мере их
посадки  по  пути  следования  пассажирского  поезда   независимо   от
продолжительности поездки).
     В пассажирских поездах с  многоразовым  предоставлением  рационов
питания   их   выдача   пассажирам   вагонов  повышенной  комфортности
осуществляется в соответствии с утверждаемыми МПС России схемами.
     Из вагонов   -   ресторанов   наборы   питания   доставляются   в
пассажирские вагоны повышенной комфортности для раздачи  пассажирам  в
упакованном виде.
     Работник вагона  -  ресторана  заполняет  ведомости  по   отпуску
наборов   питания   в   вагоны   повышенной  комфортности,  в  которых
указываются:  номер  вагона,  фамилия,   имя,   отчество   проводника,
количество   пассажиров,  количество  выданных  наборов  питания.  При
необходимости,  в  ведомости  вносятся  соответствующие  дополнения  с
учетом  количества возвращенных (забракованных или невостребованных) и
полученных  дополнительно  наборов  питания.  Подписываются  ведомости
проводником соответствующего вагона и работником вагона - ресторана.
     По окончании рейса составляется сводная ведомость  по  количеству
выданных  наборов  питания,  которая подписывается директором вагона -
ресторана и начальником (механиком - бригадиром) пассажирского поезда.
     Заявка на   обеспечение   наборами   питания   на  обратный  рейс
составляется по прибытии на конечный  пункт  следования  пассажирского
поезда с учетом их остатка в вагонах - ресторанах.
     Использованные контейнеры   из-под   наборов   питания,    посуда
одноразового  пользования  собираются в специальную емкость (тару) для
сбора мусора для удаления из вагона по пути  следования  пассажирского
поезда на железнодорожных станциях,  перечень которых определяется МПС
России.
     11. Размещение  продовольственных  товаров в вагонах - ресторанах
(вагонах - кафе) должно производиться в специально отведенном для этих
целей месте, исключающем доступ посторонних лиц.
     12. Снабжение продовольственными товарами  вагонов  -  ресторанов
(вагонов  -  кафе)  производится  в  пунктах  оборота  железнодорожных
составов и по пути следования пассажирских поездов.
     Подготовка товаров к отпуску в вагоны - рестораны (вагоны - кафе)
осуществляется в количествах и ассортименте,  указанных в  телеграфных
заявках  директоров вагонов - ресторанов (заведующих вагонами - кафе).
Заявки передаются по телеграфу не менее чем за 12  часов  до  прибытия
пассажирского поезда на железнодорожную станцию (по месту расположения
поставщика).
     13. Продукты   на   производстве  (кухне)  вагонов  -  ресторанов
(вагонах  -  кафе),  а  также  покупные  товары  в  буфете  вагонов  -
ресторанов учитываются в суммарном денежном выражении.
     При отправлении в рейс или тур составляется требование в кладовую
на  продукты в соответствии с их потребностью на рейс или тур с учетом
сроков их хранения (форма ОП-3).
     Меню в вагоне - ресторане (вагоне - кафе) составляется ежедневно,
один экземпляр сдается в бухгалтерию  организации  вместе  с  товарным
отчетом.  Определение цен, по которым реализуются изделия производства
(кухни)  вагона  -  ресторана  (вагона  -  кафе),  осуществляется   на
основании  калькуляции,  фиксируемой в калькуляционной карточке (форма
ОП-1).
     В случае обслуживания организованных групп пассажиров работниками
вагона - ресторана составляется меню для питания пассажиров,  с учетом
предусмотренной  стоимости рационов питания.  Меню составляется в трех
экземплярах,  один из которых сдается в бухгалтерию организации вместе
с рейсовым отчетом.
     14. Отпуск кулинарных изделий и блюд  официантам  для  реализации
пассажирам  в  пассажирских  вагонах  оформляется  дневными  заборными
листами (форма  ОП-6).  Бланки  дневных  заборных  листов  нумеруются,
регистрируются   в   специальном   журнале   и  выдаются  бухгалтерией
организации директору вагона - ресторана (заведующему вагоном -  кафе)
на рейс или тур.
     По окончании  рабочего  дня  определяется  количество   и   сумма
стоимости  отпущенных  покупных  товаров  по дневному заборному листу.
Дневные заборные листы сдаются  в  бухгалтерию  организации  вместе  с
товарным отчетом.
     15. По  итогам  работы  за  рейс  или  тур  составляется  в  двух
экземплярах товарный отчет (форма ОП-14),  к которому прилагается один
экземпляр меню.
     16. Покупные  товары  в  буфете  вагона - ресторана учитываются в
суммарном денежном выражении.  Выручка за проданные  товары  ежедневно
записывается в книге кассира - операциониста по графе "Выручка буфета"
и сопоставляется с показаниями соответствующих счетчиков ККМ.
     17. Столовая и кухонная посуда, приборы, инвентарь учитываются по
количеству и сумме с оформлением  соответствующих  записей  в  журнале
учета  столовой  посуды  и  приборов,  выдаваемых под отчет работникам
вагона - ресторана (вагона  -  кафе)  (форма  ОП-19).  Записи  в  этом
журнале  оформляются  на  основании  товарных  накладных  на получение
указанного имущества (форма ОП-4),  его сдачу,  актов о бое,  ломе или
утрате посуды и приборов (форма ОП-8).
    18. На фактически отпущенные  по  безналичному  расчету  продукцию
кухни и покупные товары ежедневно составляются акты (форма ОП-22).
     В вагонах -  ресторанах,  прибывших  из  туристических  или  иных
специальных  рейсов,  где  было  организовано  питание по безналичному
расчету, перед отправлением в следующий рейс проводится инвентаризация
товарно - материальных ценностей с участием представителя организации.
     19. Порядок  ведения  унифицированных  форм   первичной   учетной
документации,   указанных  в  настоящей  Инструкции,  регламентируется
Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности
в  Российской  Федерации,  утвержденным  Приказом Минфина России от 29
июля 1998 г.  N 34н (зарегистрирован в Минюсте России 27 августа  1998
г. N 1598).

Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ
21 декабря 2001 г.
N 3108