О ТИПИЧНЫХ НАРУШЕНИЯХ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА И КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЛС, ВЫПУСКАЕМЫХ ПРЕДПРИЯТИЯМИ. Письмо. Министерство здравоохранения РФ. 25.09.01 293-22/118

           О ТИПИЧНЫХ НАРУШЕНИЯХ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
          И КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЛС, ВЫПУСКАЕМЫХ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
 
                                ПИСЬМО

                   МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

                         25 сентября 2001 г.
                             N 293-22/118

                                 (Д)
 
 
     Проанализировав результаты  проверок  организации  производства и
контроля качества лекарственных средств на  промышленных  предприятиях
за   2001   г.,   Департамент   государственного   контроля  качества,
эффективности,  безопасности  лекарственных  средств   и   медицинской
техники   рекомендует   руководителям   предприятий  -  производителей
лекарственных средств обратить внимание на наиболее типичные нарушения
в  организации производства и контроля качества лекарственных средств,
выпускаемых предприятиями:
     1. Процесс производства и производственная документация:
     - при   производстве   лекарственных   средств   не   соблюдаются
требования  технологических  регламентов и нормативной документации по
контролю качества лекарственных средств;
     - несвоевременно  вносятся изменения в технологические регламенты
производства при изменении технологических параметров;
     - при    оформлении    технологических   регламентов   нарушаются
требования ОСТа 42-505-96  "Технологические  регламенты  производства.
Содержание, порядок разработки, согласования и утверждения";
     - в производственных журналах (маршрутных картах)  не  отражаются
все  контрольные  точки  производства,  записи  нечеткие,  отсутствуют
подписи исполнителей и ответственных лиц;
     - в  загрузочных  журналах  (маршрутных  картах)  не  указывается
производитель и номер партии используемых субстанций и вспомогательных
веществ;
     - в производстве лекарственных средств допускается  использование
субстанций   зарубежных   фирм,  не  зарегистрированных  в  Российской
Федерации  и  не  прошедших  контроль  в  Институте   государственного
контроля лекарственных средств НЦ ЭГКЛС в установленном порядке;
     - используются  в  производстве  субстанции  с  истекшим   сроком
годности;
     - нарушается поточность технологических операций;
     - нарушается порядок формирования серий выпускаемых лекарственных
средств;
     - магистральные   трубопроводы  не  промаркированы,  не  нанесены
направления потоков;
     - рабочие   места  не  обеспечены  технологическими  инструкциями
(СОП);  имеющиеся инструкции  нечетко  написаны;  отсутствует  система
технологических инструкций (СОП);
     - не ведутся журналы профилактического осмотра и текущего ремонта
оборудования.
     2. Производственные и складские помещения:
     - несвоевременно  проводится  ремонт производственных и складских
помещений;
     - не     обеспечивается     контроль     санитарного    состояния
производственных и складских помещений;
     - не  обеспечивается  контроль  и  учет  температуры  и влажности
воздуха производственных и складских помещений;
     - не ведутся журналы уборки производственных помещений;
     - не обеспечивается учет работы бактерицидных ламп;
     - в  помещениях  находятся  посторонние предметы,  неиспользуемое
оборудование.
     3. Контроль качества выпускаемой продукции:
     - в   нарушение   требований   ОСТ   42-503-95   "Контрольно    -
аналитические  и  микробиологические  лаборатории отделов технического
контроля   промышленных   предприятий,   производящих    лекарственные
средства.  Требования  и порядок аккредитации" не проводится работа по
организации,  укомплектованию и последующей аккредитации контрольно  -
аналитических и микробиологических лабораторий ОКК;
     - в нарушение требований ОСТ 91500.05.001-00  "Стандарт  качества
лекарственных  средств.  Основные  положения"  используется устаревшая
нормативная документация. Не ведутся работы по ее пересмотру;
     - контроль качества зарубежных субстанций осуществляется не по НД
фирм - производителей, утвержденной при регистрации субстанции;
     - нарушаются  Федеральный  закон "О лекарственных средствах" (ст.
16,  п.  9) и письмо департамента от 21.10.98 N  29-4/2058  о  выпуске
продукции с инструкциями по применению,  утвержденными в установленном
порядке;
     - контроль  качества  готовой  продукции  проводится  не  по всем
показателям, предусмотренным нормативной документацией;
     - для проведения анализов используются реактивы с истекшим сроком
годности;
     - не  обеспечено  хранение  архивных  образцов  в  соответствии с
установленными требованиями.
     4. Организация складского хранения сырья и готовой продукции:
     - на  складах  сырья,  вспомогательных   материалов   и   готовой
продукции не выделены склады (зоны) карантинного хранения;
     - отсутствуют склады (зоны) хранения забракованной и возвращенной
продукции;
     - нарушаются условия хранения отдельных  групп  сырья  и  готовой
продукции, предусмотренные НД;
     - хранение продукции  не  систематизировано  по  наименованиям  и
сериям;
     - отсутствуют стеллажные карточки.
     С целью   предупреждения  вышеизложенных  нарушений,  обеспечения
надлежащего  уровня  производства  и  контроля  качества   выпускаемой
продукции     Департамент    государственного    контроля    качества,
эффективности,  безопасности  лекарственных  средств   и   медицинской
техники   предлагает   руководителям   предприятий   -  производителей
лекарственных средств:
     1. Обеспечить   безусловное  выполнение  действующих  нормативных
правовых актов,  регламентирующих организацию производства и  контроль
качества выпускаемой продукции.
     2. Внимательно   проработать   настоящее   письмо   в    трудовых
коллективах    и   исключить   возможность   подобных   нарушений   на
предприятиях.
     3. Ускорить  разработку  и  согласование  в установленном порядке
планов внедрения ОСТа 42-510-98 "Правила  организации  производства  и
контроля качества лекарственных средств (GMP)", а также обеспечить его
выполнение.

Заместитель Руководителя
Департамента государственного
контроля качества, эффективности,
безопасности лекарственных средств
и медицинской техники
                                                          Д.В. РЕЙХАРТ
25 сентября 2001 г.
N 293-22/118