ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
    
       О НАПРАВЛЕНИИ ОБОБЩЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ
         ВСЕРОССИЙСКОГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИХ
      РЕКОМЕНДАЦИЙ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
                               С СЕМЬЕЙ

                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          31 января 2001 г.
                              N 90/30-16

                                (НЦПИ)


     В рамках  программы  развития  воспитания  в  системе образования
России на 1999-2001  годы  с  4  по  6  декабря  2000  года  проведено
Всероссийское    родительское   собрание   "Воспитание   подрастающего
поколения: идеалы, ценности, ориентиры".
     Направляем обобщенные     материалы    по    итогам    проведения
Всероссийского родительского собрания и  методические  рекомендации  о
взаимодействии образовательного учреждения с семьей.
     Приглашаем руководителей   органов    управления    образованием,
педагогические коллективы, родительскую общественность к обмену опытом
по взаимодействию образовательного учреждения  и  семьи  на  страницах
педагогических   средств   массовой   информации.   Материалы   можете
направлять в адрес Управления воспитания и дополнительного образования
детей и молодежи.
     Телефон для справок: 923-8450, Виноградова Л.И.

Заместитель министра образования
Российской Федерации
                                                         Е.Е. ЧЕПУРНЫХ
31 января 2001 г.
N 90/30-16


                                                          Приложение 1

                                     к письму Министерства образования
                                                  Российской Федерации
                                                от 31 января 2001 года
                                                            N 90/30-16

                         ОБОБЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
           ПО ИТОГАМ ВСЕРОССИЙСКОГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
                 "ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ:
                     ИДЕАЛЫ, ЦЕННОСТИ, ОРИЕНТИРЫ"

     4-6 декабря 2000 г. в Москве проходило Всероссийское родительское
собрание  "Воспитание  подрастающего  поколения:   идеалы,   ценности,
ориентиры" (далее - Собрание),  ставшее одним из важнейших мероприятий
Программы  развития  воспитания  в  системе  образования   России   на
1999-2001   годы.   Цель  проведения  собрания  -  поиск  новых  путей
взаимодействия   системы   образования   с   различными    социальными
институтами,  ответственными за воспитание детей и молодежи,  в первую
очередь - с семьей.
     На Собрании  присутствовало 320 человек из 55 регионов Российской
Федерации.  Среди них:  представители  родительской  и  педагогической
общественности,  ведомств,  государственных  и  муниципальных  органов
управления образованием, различных научных и общественных организаций.
Участники  заинтересованно  обсуждали  актуальные  проблемы воспитания
подрастающего поколения и пути усовершенствования взаимодействия семьи
и образовательных учреждений.
     Участники Собрания отметили,  что система воспитания находится  в
состоянии острого кризиса,  причинами которого являются:  отсутствие в
обществе   четких   социально-нравственных   ориентиров,    разрушение
традиционных ценностей, низкий уровень жизни, сложность самореализации
вступающего в жизнь нового поколения.
     Старшее поколение  зачастую  проявляет  равнодушие к судьбам тех,
кто идет ему  на  смену,  кому  предстоит  реально  формировать  новое
общество.
     Необходимо привлечь  внимание  законодательной  и  исполнительной
власти,   всех   здоровых   сил   общества   к   проблемам  воспитания
подрастающего поколения.

     Участники Собрания отмечают, что:
     1. В   государственной   политике   в  области  образования  и  в
законотворческой деятельности государственных органов не в полной мере
реализуются следующие основополагающие принципы:
     - приоритетность интересов  детей,  обеспечение  государством  их
особой защиты;
     - признание  преимущественного  права  родителей  на  воспитание,
обучение и охрану здоровья своих несовершеннолетних детей;
     - признание  права  ребенка  на  обеспечение  защиты  со  стороны
общества  и государства от тех видов информации,  которые представляют
опасность  для  жизни  и  здоровья  детей,  могут  причинить  вред  их
нравственному, духовному, психическому и физическому развитию.
     2. В полном объеме не обеспечена реализация законодательных актов
Российской  Федерации,  направленных  на поддержку и социальную защиту
семьи, материнства и детства.
     3. На законодательном уровне не предусмотрены правовые гарантии и
конкретные   формы   реализации   прав   родителей   как    участников
образовательного  процесса,  в  том  числе  и  права  на осуществление
контроля за содержанием и качеством образования своих детей.
     4. Недостаточно внимание органов исполнительной и законодательной
власти к формированию государственной политики в области гражданского,
патриотического  и  духовно-нравственного воспитания,  к необходимости
защиты историко-культурного и нравственно-этического  наследия  нашего
народа,   более  широкому  использованию  этого  наследия  в  процессе
воспитания детей,  сохранения и  укрепления  физического  и  духовного
здоровья нации.
     5. Отсутствуют    законодательные     и     нормативные     акты,
предусматривающие  ответственность  СМИ за распространение информации,
наносящей вред моральному и духовно-нравственному развитию ребенка, за
пропаганду  жестокости,  насилия и всех форм сексуального развращения.
Не организована государственно-общественная экспертиза  информационных
продуктов, распространяемых СМИ.

     Участники Собрания заявляют о целесообразности:
     - создания различных объединений  родительской  общественности  в
целях реализации законных прав и интересов участников образовательного
процесса, поиска новых форм их взаимодействия;
     - возрождения    системы    родительского    всеобуча,   развития
разнообразных форм  психолого-педагогического  просвещения  родителей,
повышения их культурно-образовательного уровня;
     - организации     общественной      экспертизы      инновационных
образовательных программ,  учебно-наглядных пособий и средств обучения
в целях охраны здоровья и нравственности ребенка;
     - сохранения   и  развития  системы  дополнительного  образования
детей, обеспечения его доступности для всех желающих;
     - расширения  взаимодействия образовательных учреждений и органов
управления образованием с традиционными для нашей страны  религиозными
конфессиями  в  деле  образования  и  духовно-нравственного воспитания
подрастающего поколения;
     - объединения  усилий  правоохранительных  и  здравоохранительных
органов,  родительской и педагогической общественности, представителей
религиозных   конфессий   в  борьбе  с  наркоманией;  ужесточения  мер
ответственности за  сбыт  и  распространение  наркотических  и  других
психоактивных веществ.
     Участники Собрания считают необходимым:
     1. Одобрить   инициативу   Министерства   образования  Российской
Федерации о проведении Всероссийского родительского собрания.
     2. Рекомендовать  Минобразованию  России организовать в 2001 году
Научно-практическую  конференцию  по  проблемам  воспитания  детей   с
участием  представителей  родительской  общественности  и общественных
организаций.
     3. Направить   обобщенные   материалы  по  итогам  Всероссийского
родительского собрания в Совет Федерации и Правительство России.


                                                          Приложение 2

                                     к письму Министерства образования
                                                  Российской Федерации
                                                от 31 января 2001 года
                                                            N 90/30-16

                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
        О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ

     С принятием Закона Российской Федерации "Об образовании" возникли
предпосылки   для   равноправного,   творческого,    заинтересованного
взаимодействия   семьи   и  образовательных  учреждений..  Это  должно
выразиться  в  ориентации  на  государственно-общественное  управление
образованием,  праве  на  существование  всех форм образования,  в том
числе  семейного,  в  обновлении  содержания  обучения  и  воспитания,
образовании по выбору.
     Во многих регионах России семейная политика признается  одним  из
приоритетных  направлений  социальной  политики.  В  Иванове и Москве,
Саранске  и  Петрозаводске  созданы  и  действуют   городские   советы
родительской  общественности;  практически  в  каждом  районном центре
Ленинградской  области  -  общественные  родительские  организации;  в
Магаданской,  Саратовской  и  других областях - областные родительские
комитеты;  в Тверской области  -  Тверская  родительская  общественная
организация.  Разнообразная  практика  работы  с семьей складывается в
республиках Башкортостан и  Татарстан,  Краснодарском  и  Красноярском
краях,    Волгоградской,    Воронежской,    Курганской,    Мурманской,
Новосибирской,  Оренбургской,   Псковской,   Пермской   и   Ростовской
областях,  Ханты-Мансийском  и Ямало-Ненецком автономных округах,  гг.
Санкт-Петербурге и Москве, других регионах России.
     Так, с  1998  г.  в Нижегородской области разработана и действует
межведомственная программа "Семья", объединяющая различные направления
деятельности:  социальная поддержка,  здоровье,  отдых, дополнительное
образование   детей,   поддержка   одаренных    детей,    профилактика
безнадзорности.
     Правительством Республики Саха  (Якутия)  в  1992  г.  утверждена
"Концепция воспитания детей в Республике Саха (Якутия)".  Большая роль
в организации процесса воспитания  отведена  общественной  организации
"Открытая школа",  которая объединяет учителей, родителей, учащихся во
всех 35 улусах (районах) Республики.  Основная задача этой организации
- консолидация сил по воспитанию детей и молодежи.  Важно подчеркнуть,
что данное направление деятельности активно поддержано  Президентом  и
Правительством  Республики.  Их  указы  и  постановления  обеспечивают
необходимую  нормативную  правовую  поддержку   реализации   названных
программ,  обеспечивая  приоритетность  воспитания  в  образовательной
политике Республики.
     В ряде    регионов    приоритетное    внимание    в   объединении
взаимодействия семьи и школы уделено вопросам сохранения и  укрепления
здоровья   детей.   В  Республике  Татарстан  разработана  эффективная
региональная  модель  содействия  укреплению   здоровья   обучающихся,
воспитанников,  получившая  одобрение коллегии Минобразования России в
декабре  2000   года.   В   Ставропольском   крае   проведен   конкурс
здоровьесберегающих   образовательных   проектов.   При   краевом  ИПК
создается  лаборатория  "Образование   и   здоровье",   что   позволит
оперативно  диагностировать  состояние  здоровья  обучающихся в школах
районов  края.  Повышается  активность  родительской   общественности,
создан Попечительский совет.
     В г.  Волжске Республики Марий-Эл большое внимание  в  совместной
работе  семьи  и  школы уделяется проблеме предупреждения употребления
психоактивных веществ.  Важными условиями успеха родители  и  педагоги
считают "воспитание всем миром",  поддержку на городском уровне задачи
создания  единого  образовательного  пространства  города.   Городским
собранием  принята  целевая  программа  воспитания на 2001 - 2004 гг.,
предусмотрено ее бюджетное финансирование.
     В общеобразовательной   школе   с.  Соболенка  Каменского  района
Пензенской области большое внимание уделено координации усилий семьи и
педагогических коллективов по социальной защите детей.
     В Кировской области при активном участии кабинета  воспитательной
работы     областного     ИУУ     успешно     исследуется     проблема
"Духовно-нравственное  возрождение  личности  на  традициях   народной
культуры".   Залогом   успеха   в   реализации  данной  идеи  является
объединение усилий родительской  и  педагогической  общественности  на
всех уровнях.
     Вместе с  тем  в  условиях,  когда  большинство  семей  озабочено
решением  проблем  экономического,  а  порой  и физического выживания,
усилилась социальная  тенденция  самоустранения  многих  родителей  от
решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.  Родители,
не владея в  достаточной  мере  знанием  возрастных  и  индивидуальных
особенностей развития ребенка,  порой осуществляют воспитание вслепую,
интуитивно.  Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В  таких  семьях  нет  прочных межличностных связей между родителями и
детьми и,  как следствие,  "авторитетом" становится внешнее,  зачастую
негативное  окружение,  что приводит к "выходу" ребенка из-под влияния
семьи.
     Создавшееся положение    наряду    с   другими   объективными   и
субъективными причинами  способствует  росту  детской  безнадзорности,
преступности,  наркомании  и  других  негативных  явлений  в  детской,
подростковой  и  молодежной  среде.  Кроме   того,   далеко   не   все
образовательные  учреждения уделяют должное внимание совершенствованию
воспитательного процесса,  выстраиванию на должном уровне отношений  с
семьей и другими социальными институтами.  Вследствие этого происходит
отчуждение семьи от образовательных учреждений,  педагогов - от семьи,
семьи  -  от  интересов  творческого  и  свободного  развития личности
ребенка.
     Образовательное учреждение   было,  есть  и  останется  одним  из
важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс
и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
     Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть
успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит
им лучше узнать ребенка,  увидеть его  в  разных  ситуациях,  и  таким
образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей,
развитии   их   способностей,   формировании   ценностных    жизненных
ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Педагогам важно установить  партнерские  отношения  с  семьей  каждого
воспитанника,  создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
Именно  семья  с  раннего  детства   призвана   заложить   в   ребенка
нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
     Однако практика  показывает,  что  некоторые  родители  не  имеют
специальных  знаний  в  области  воспитания,  испытывают  трудности  в
установлении  контактов  с  детьми.  Педагоги  и   родители,   пытаясь
совместно  найти  наиболее  эффективные способы решения этой проблемы,
определяют содержание и формы педагогического просвещения.  В создании
союза  родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним.  Не
все родители откликаются  на  стремление  педагога  к  сотрудничеству,
проявляют  интерес  к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.
Учителю необходимы терпение и  целенаправленный  поиск  путей  решения
этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.
     В образовательных учреждениях проблемами взаимодействия с  семьей
занимаются   в   соответствии  со  своими  должностными  обязанностями
заместитель директора по воспитательной работе,  заместитель директора
по    социальной    защите   детей,   учитель,   социальный   педагог,
педагог-психолог  и,  конечно,  классные   руководители   и   классные
воспитатели.  В  их  задачу  входит  создание  условий для творческого
развития детей,  защита их прав, решение актуальных проблем воспитания
учащихся и многое другое.
     На основании  нормативных  правовых   документов   педагогический
коллектив  каждого  образовательного  учреждения  стремится  к  своему
становлению как открытой социально-педагогической системы,  готовой  к
укреплению   и   расширению   взаимодействия   со   всеми  социальными
институтами и прежде всего с семьей.  Актуальными оказываются  анализ,
обобщение  и  проектирование  взаимодействия  семьи  и образовательных
учреждений в интересах развития личности ребенка.

             Основные направления организации работы  образовательного
               учреждения с семьей

     Составление характеристик  семей  обучающихся  (состав родителей,
сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).
     Организация диагностической работы по изучению семей.
     Использование оптимальных форм  и  методов  в  дифференцированной
групповой и индивидуальной работе с семьей.
     Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
     Создание системы  массовых  мероприятий  с родителями,  работа по
организации совместной  общественно  значимой  деятельности  и  досуга
родителей и учащихся (воспитанников).
     Выявление и использование в практической деятельности позитивного
опыта семейного воспитания.
     Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.
     Оказание помощи  родителям  в  формировании  нравственного образа
жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении
других негативных проявлений у детей и подростков.
     Использование различных форм сотрудничества с  родителями-отцами.
Вовлечение  их  в  совместную с детьми творческую,  социально значимую
деятельность, направленную на повышение их авторитета.
     Создание условий  для  обеспечения  прав  родителей  на участие в
управлении   образовательным   учреждением,   организации   учебно   -
воспитательного    процесса:   помощь   в   организации   деятельности
общественных    родительских    формирований    (Совет     учреждения,
Попечительский  совет,  родительский  комитет,  Совет  отцов  и  др.);
объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых  родителей,
союз,   ассоциация,  клуб  молодой  семьи,  одиноких  отцов,  одиноких
матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы).
     Активное включение   в   работу   с   семьей  педагога-психолога,
социальных педагогов,  педагогов дополнительного образования, старшего
вожатого,  педагогов-организаторов,  библиотекаря, воспитателей (групп
продленного дня, интернатов, класса).
     Оказание помощи  родителям  в развитии у детей социального опыта,
коммуникативных  навыков  и  умений,  подготовке  старшеклассников   к
семейной жизни (факультативы,  спецкурсы,  кружки, клубы по программам
"Этика и психология семейной жизни", "Основы семейного воспитания").
     Разработка тематического  оформления  по  работе  с  семьей (зал,
уголок для родителей, музей семейных традиций и др.).
     Расширение сферы   дополнительных   образовательных  и  досуговых
услуг.
     В системе  образования  в  настоящее  время разрабатываются новые
модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.  При  этом
процесс  такого  сотворчества,  его  особенности определяются,  прежде
всего,  типом  и   видом   образовательного   учреждения,   спецификой
деятельности педагогического коллектива.
     Так, в системе дошкольного образования взаимодействие педагогов и
родителей осуществляется в основном через:
     - приобщение родителей к педагогическому процессу;
     - неограниченное  (по  времени) пребывание родителей в дошкольном
образовательном учреждении в период адаптации ребенка;
     - информационно-педагогические материалы, выставки детских работ,
которые  позволяют  родителям  ближе   познакомиться   со   спецификой
дошкольного  учреждения,  знакомят  с  его воспитывающей и развивающей
средой;
     - объединение   усилий   педагога   и   родителя   в   совместной
деятельности по воспитанию и  развитию  ребенка:  эти  взаимоотношения
следует  рассматривать  как  искусство  диалога  взрослых с конкретным
ребенком на  основе  знания  психических  особенностей  его  возраста,
учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
     - проявление  понимания,  терпимости  и  такта  в  воспитании   и
обучении  ребенка,  стремление  учитывать  его интересы,  не игнорируя
чувства и эмоции;
     - уважительные    взаимоотношения    семьи   и   образовательного
учреждения.
     Для формирования   сотрудничества  между  взрослыми  и  детьми  в
общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое
целое,  как  большую  семью,  которая  сплачивается  и интересно живет
только  в  том  случае,  если  организована  совместная   деятельность
педагогов,  детей,  родителей. Педагогам в школе чаще всего приходится
мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему
в   решении   личных   проблем  на  основе  педагогической  поддержки,
вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации
его творческих интересов.
     Следовательно, целесообразно значительную  часть  воспитательного
процесса   организовывать   совместно  с  учащимися  и  родителями,  а
возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не
ущемляя  интересов  друг друга и объединяя усилия для достижения более
высоких результатов.
     Особое значение  в разработке перспективных форм взаимодействия с
семьей  имеет  опыт  учреждений  дополнительного  образования   детей,
особенностью  которых  является свободное творческое развитие личности
ребенка  на  основе  свободы   выбора   занятий.   Педагогов   системы
дополнительного   образования   детей  и  родителей  их  воспитанников
объединяет забота о здоровье,  развитии  ребенка,  создании  атмосферы
доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
     Взаимодействие семьи  и  учреждений  дополнительного  образования
детей в интересах творческого развития личности ребенка осуществляется
через:
     - разнообразные   программы   совместной   деятельности  детей  и
родителей;
     - семейные туристско-краеведческие и экскурсионные программы;
     - систему социально-правовых и медико-педагогических занятий  для
родителей (университетов, лекториев, практикумов и др.);
     - традиционные встречи многодетных семей;
     - благотворительные  праздники  и  концерты для семей,  в которых
воспитываются дети-инвалиды;
     - встречи опекунов детей, оставшихся без родителей;
     - семейные клубы и мастерские.
     Эти и  другие направления совместной работы могут реализовываться
как   в   государственных,   так   и   в   муниципальных   учреждениях
дополнительного образования детей.

              Формы взаимодействия педагогов и родителей

     Формы взаимодействия  педагогов  и  родителей  - это многообразие
организации их совместной деятельности и общения.
     Родительское собрание   -   одна   из   основных  форм  работы  с
родителями.  На   нем   обсуждаются   проблемы   жизни   классного   и
родительского    коллективов.    Классный    руководитель   направляет
деятельность родителей в процессе его подготовки.  Собрания не  должны
сводиться к монологу учителя.  Это - взаимный обмен мнениями,  идеями,
совместный поиск.  Тематика собраний может быть разнообразной:  "Мы  -
одна   семья",   "О   доброте   и   милосердии",   "Учимся   общению",
"Психологический климат в коллективе" и др.
     Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей:
как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их
роль   в  воспитании  ребенка.  С  этой  целью  классный  руководитель
организует специальные встречи с отцами детей,  проводит  конференции,
размышления, собрание "Роль отца в воспитании детей" и др.
     Многие образовательные учреждения с учетом современных требований
существенно   разнообразили   саму   форму   проведения  родительского
собрания.  Оно может проходить в форме "круглого стола",  тематической
дискуссии  самих  родителей  с  приглашением  специалистов,  в которых
заинтересована семья, консультации со специалистами и др.
     Родительский лекторий,  "Университет педагогических знаний" и др.
-  способствуют  повышению  педагогической  культуры   родителей,   их
психолого-педагогической   компетентности   в   семейном   воспитании,
выработке  единых  подходов  семьи  и  школы  к  воспитанию  детей.  В
определении тематики мероприятий участвуют родители.
     Тематические конференции по обмену опытом  воспитания  детей  (на
всех  уровнях).  Такая форма вызывает заслуженный интерес,  привлекает
внимание родительской и педагогической общественности,  деятелей науки
и культуры, представителей общественных организаций.

                Презентации опыта семейного воспитания
                   в средствах массовой информации

     Вечера вопросов и ответов проводятся с  привлечением  психологов,
юристов,  врачей и других специалистов, на них приглашаются родители с
учетом   возрастных    особенностей    детей    (например,    родители
первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 8-9 классов).
     Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания - одна
из  интересных  для  родителей форм повышения педагогической культуры.
Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует
формированию   умения   всесторонне  анализировать  факты  и  явления,
опираясь на  накопленный  опыт,  стимулирует  активное  педагогическое
мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.
     Встречи родительской  общественности  с   администрацией   школы,
учителями   целесообразно   проводить   ежегодно.   Педагоги  знакомят
родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают
пожелания   родителей.  В  процессе  совместного  обсуждения  возможно
составление программ действий, перспективных планов совместной работы.
     Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и
родителей.  Особенно важной формой является деятельность родительского
комитета.  Родительский  актив  -  это  опора  педагогов  и при умелом
взаимодействии они успешно решают общие задачи.  Родительский  комитет
стремится привлечь родителей и детей к организации классных,  школьных
дел, решению проблем жизни коллектива.
     Родительский клуб   проводится   в  форме  встреч  и  требует  от
организаторов специальной подготовки. Цель клуба - вовлечь родителей в
обсуждение  вопросов воспитания.  Главное условие успеха таких встреч,
дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность.

        Организация совместной деятельности родителей и детей

     Одна из главных задач педагогов и образовательного  учреждения  -
это  сотрудничество  и  расширение  поля  позитивного общения в семье,
реализация планов по организации совместных дел родителей и  детей.  В
общеобразовательных школах - единственном социальном институте,  через
который проходят практически все дети,  сложились разнообразные  формы
взаимодействия с семьей.
     Формы познавательной деятельности:  общественные  форумы  знаний,
творческие отчеты по предметам,  дни открытых уроков, праздники знаний
и  творчества,  турниры   знатоков,   совместные   олимпиады,   выпуск
предметных  газет,  заседания,  отчеты научных обществ учащихся и т.д.
Родители могут помочь в оформлении,  подготовке поощрительных  призов,
оценке   результатов,   непосредственно  участвовать  в  мероприятиях,
создавая собственные или смешанные команды.  Это могут быть  конкурсы:
"Семья-эрудит",  "Семейное увлечение";  читательские конференции "Круг
семейного чтения" и др.
     Формы трудовой      деятельности:      оформление      кабинетов,
благоустройство и озеленение школьного двора,  посадка аллей, создание
классной  библиотеки;  ярмарка-распродажа  семейных поделок,  выставки
"Мир наших увлечений" и др.
     Формы досуга:   совместные   праздники,   подготовка   концертов,
спектаклей,  просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей, соревнования,
конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В
домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских
групп,   сформированных   с   учетом  интересов  и  симпатий.  Широкое
распространение получают семейные праздники и фестивали:  День матери,
День отца,  День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного
благодарения;   игровые   семейные   конкурсы:   "Спортивная   семья",
"Музыкальная   семья",  конкурс  семейных  альбомов,  конкурс  хозяек,
конкурс "Мужчины на поверке" (соревнования между отцами и сыновьями) и
др.   Совместная  деятельность  в  творческих  объединениях  различной
направленности, музеях и т.п.
     Эффективность воспитательной  системы образовательного учреждения
характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей,
утверждением   родителей  как  субъектов  целостного  образовательного
процесса наряду с педагогами и детьми.

Управление воспитания
и дополнительного образования
детей и молодежи
Минобразования России
    

Печать
2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru