ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 25 июня 2002 г. N 469 (ПРМ) В ходе выполнения строительных работ в городе Москве ежегодно образуется более полутора миллионов тонн отходов строительства и сноса, которые являются ценным вторичным сырьем, и в соответствии с основными принципами государственной политики в области обращения с отходами, изложенными в Федеральном законе от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", должны подвергаться переработке, использованию и вовлечению в хозяйственный оборот в целях уменьшения количества отходов. В целях обеспечения правовых условий для более полного использования отходов строительства и сноса в г.Москве и уменьшения их образования вводится единый порядок обращения с данной категорией отходов в городе. В соответствии с Федеральным законом от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции от 29.12.2000), постановлениями Правительства Москвы от 09.11.99 N 1018 "Об утверждении правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г.Москве", от 25.01.2000 N 49 "Об утверждении Норм и правил проектирования, планировки и застройки Москвы МГСН 1.01-99", от 03.10.2000 N 785 "О первоочередных мерах по дальнейшему повышению конкурентоспособности продукции и эффективности работы промышленных организаций стройиндустрии г.Москвы", а также распоряжением первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 31.05.2000 N 424-РЗП "О реализации Комплексной экологической программы г.Москвы в части использования отходов в виде вторичных ресурсов для строительной индустрии города" Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить и ввести в действие с 01.08.2002 Порядок обращения с отходами строительства и сноса в г.Москве, согласно приложению 1. 2. Определить, что проектно-сметная документация, утвержденная до момента вступления в силу Порядка обращения с отходами строительства и сноса в г.Москве (далее - Порядка), пересмотру не подлежит. 3. Утвердить состав Координационного совета при Правительстве Москвы по вопросам обращения с отходами строительства и сноса в г.Москве (далее - Совета), согласно приложению 2. 4. Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города: 4.1. В месячный срок разработать нормативы и расценки работ в базисных ценах 1998 года для компенсации затрат проектных организаций, заказчиков и подрядных организаций по реализации положений, предусмотренных Порядком, и представить на утверждение Региональной межведомственной комиссии по ценовой и тарифной политике при Правительстве Москвы по согласованию с Мосгосэкспертизой. 4.2. В месячный срок разработать схему и перечень объектов размещения (переработки) городских отходов строительства и сноса, а также положение о Совете и представить на утверждение Правительства Москвы в установленном порядке. 4.3. Совместно с Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г.Москве и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы в срок до 30.08.2002 подготовить предложения по введению в городе Москве системы оценки отходов строительства и сноса, подлежащих использованию, на их соответствие санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям. 5. Возложить на Государственное унитарное предприятие города Москвы "Проектно-производственный и деловой центр (ППДЦ) "Информстройсервис" (далее - ГУП "Информстройсервис") функции по ведению банка данных отходов строительства и сноса в г.Москве, о чем Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города проинформировать Департамент природных ресурсов по Центральному региону. 6. Принять к сведению, что ГУП "Информстройсервис": 6.1. В срок до 01.08.2002 проводит конкурс по определению организаций, которые будут в дальнейшем осуществлять разработку Технологических регламентов процесса обращения с отходами строительства и сноса. 6.2. В срок до 01.10.2002 готовит предложения по стимулированию процесса вовлечения в хозяйственный оборот продукции, полученной при переработке отходов строительства и сноса. 7. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы по предложениям городского инвестора - Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города предусматривать в инвестиционных программах Правительства Москвы на 2003 год и последующие годы выделение финансовых ресурсов на возвратной основе на строительство в городе Москве производственных объектов по переработке и дальнейшему использованию отходов строительства и сноса в пределах лимитов капитальных вложений, установленных инвестору. 8. Москомархитектуре в двухмесячный срок в установленном порядке подготовить распорядительный документ Правительства Москвы о внесении изменений и дополнений (в соответствии с приложением 1) в следующие нормативно-правовые акты Правительства Москвы: - распоряжение Мэра Москвы от 11.04.2000 N 378-РМ "О Положении об едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г.Москве" (пп. 2.2, 2.4.2-2.4.4, 2.6 главы II, п.2 главы III, пп.2 и 3 главы IV, п.2 и 4 главы VI и соответствующие приложения к Положению о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г.Москве); - постановление Правительства Москвы от 08.08.2000 N 603 "Об утверждении правил производства земляных и строительных работ, прокладки и переустройства инженерных сетей и коммуникаций в г.Москве" (пп.2, 4, 6, 7, 11, 15 Правил производства земляных и строительных работ, прокладки и переустройства инженерных сетей и коммуникаций в г.Москве); - распоряжение Премьера Правительства Москвы от 13.01.99 N 25-РП "Об обязательной утилизации и переработке строительных отходов при сносе пятиэтажного и ветхого жилищного фонда" (пп.2 и 3). 9. Пресс-центру Мэра и Правительства Москвы в недельный срок опубликовать в печати Порядок обращения с отходами строительства и сноса в г.Москве. 10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра в Правительстве Москвы Ресина В.И. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 25 июня 2002 года N 469-ПП ПОРЯДОК обращения с отходами строительства и сноса в г.Москве Настоящим документом устанавливается единый порядок обращения с отходами строительства и сноса в городе Москве. Требования настоящего Порядка обязательны для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в процессе хозяйственной деятельности которых на территории г.Москвы образуются отходы строительства и сноса, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями занятыми в сфере транспортирования, размещения или использования отходов строительства и сноса. Термины и определения, используемые в настоящем Порядке. - отходы строительства и сноса - отходы (за исключением высоко и чрезвычайно опасных) от сноса, разборки, реконструкции, ремонта или строительства зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и промышленных объектов, объединенные в единую группу; - габаритные отходы строительства и сноса (ГСО) - отходы, загрузка которых возможна в стандартный бункер - накопитель объемом более 2,0 куб.м; - негабаритные отходы строительства и сноса (НГСО) - отходы, загрузка которых в стандартный бункер-накопитель объемом более 2,0 куб.м из-за своих размеров и по своему характеру невозможна; - отходопроизводители - юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе хозяйственной деятельности которых на территории г.Москвы образуются отходы строительства и сноса; - объект образования отходов - строительная площадка или участок производства строительно-монтажных работ, на которых образуются отходы строительства и сноса; - отходопереработчики - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по переработке и использованию отходов; - отходоперевозчики - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по перемещению (перевозке) отходов; - отходополучатели - конечные адресаты вывоза (удаления) отходов, к которым относятся отходопереработчики и лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов; - временное хранение отходов строительства и сноса - содержание отходов в специально оборудованных местах для хранения в целях их последующего использования, захоронения или обезвреживания сроком не более 7 календарных дней; - вторичная продукция - продукция (материалы), полученные в процессе переработки отходов; - технологический регламент процесса обращения с отходами строительства и сноса (ТР) - документ, регламентирующий процесс обращения с образуемыми отходами строительства и сноса по каждому конкретному объекту их образования. ТР на правах отдельного раздела включается в состав проектной документации строительства и реконструкции такого объекта. Требования по обращению с отходами строительства и сноса. В соответствии с основными принципами государственной политики в области обращения с отходами, изложенными в Федеральном законе от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции от 29.12.2000) и ориентированными на повышение степени утилизации отходов и увеличение доли использования вторичных ресурсов, группа отходов строительной отрасли (отходы строительства и сноса) как наиболее полно отвечающая вышеуказанным принципам в максимально возможных объемах должна подвергаться переработке и последующему использованию. 1. Общие требования 1.1. Отходы строительства и сноса по позициям, указанным в приложении 2 к Порядку, должны направляться на переработку и дальнейшее использование, при условии обязательного радиационного и санитарно-гигиенического контроля отходов и продуктов их переработки, а также наличия в городе Москве соответствующих перерабатывающих мощностей. Отходы строительства и сноса, переработка которых по причине отсутствия в городе Москве соответствующих мощностей временно не возможна, должны использоваться для засыпки отработанных карьеров и иных неудобий, включенных в утвержденный в установленном порядке перечень объектов размещения городских отходов строительства и сноса, расположенных в Московской области. 1.2. Сбор отходов строительства и сноса осуществляется на объектах их образования раздельно (дифференцированно) по совокупности позиций, имеющих единое направление использования, указанных в приложении 2 к Порядку. Сбор отходов, направляемых на захоронение и обезвреживание осуществляется раздельно по классам опасности. 1.3. Ответственность за сбор и сортировку отходов на объектах их образования несут отходопроизводители. 1.4. На объектах образования отходов строительства и сноса допускается лишь временное хранение (складирование) отходов строительства и сноса и только в специально оборудованных для этого местах (требования по оборудованию мест временного хранения (складирования) отходов строительства и сноса изложены в п.3 Порядка). Временное хранение (складирование) образующихся отходов строительства и сноса на территории объекта образования осуществляется на основании разрешения на размещение отходов, выдаваемого отходопроизводителю Департаментом природных ресурсов по Центральному региону и согласованного Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы. 1.5. В целях обеспечения процесса обращения с отходами строительства и сноса, отходопроизводитель обязан иметь заключенные договоры с подрядчиками по процессу обращения с отходами строительства и сноса: отходоперевозчиками, отходопереработчиками или лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов (п. 1.1 Порядка) и имеющими лицензии и лимиты размещения отходов. 1.6. Процесс обращения с отходами строительства и сноса по каждому конкретному объекту образования определяется технологическим регламентом процесса обращения с отходами строительства и сноса. Требования к оформлению ТР изложены в п.2 Порядка. 1.7. Стоимость работ подрядчиков по процессу обращения с отходами строительства и сноса, равно как и стоимость работ по разработке технологического регламента включается в сметную стоимость строительства, ремонта и реконструкции по нормативам, ценам и в порядке, утвержденным Региональной межведомственной комиссией по ценовой и тарифной политике при Правительстве Москвы. 1.8. Ведение банка данных отходов строительства и сноса: 1.8.1. Ведение банка данных отходов строительства и сноса в г.Москве осуществляется ГУП "Проектно-производственный и деловой центр "Информстройсервис" (далее - ГУП "Информстройсервис"). 1.8.2. Функции по ведению банка данных отходов строительства и сноса в г.Москве: - ведение реестра фактически образующихся, использованных или захороненных отходов строительства и сноса в г.Москве; - регистрация всех разработанных ТР с присвоением каждому из них индивидуального реестрового номера; - предоставление данных реестра фактически образующихся, использованных или захороненных отходов строительства и сноса в г.Москве органам исполнительной власти города Москвы по их запросу на безвозмездной основе; - анализ текущего состояния и перспективное прогнозирование в сфере обращения с отходами строительства и сноса в г.Москве; - выработка и предоставление на рассмотрение Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города рекомендаций по созданию, развитию или модернизации производственных объектов по переработке отходов строительства и сноса в г.Москве; - разработка и реализация системы вовлечения вторичной продукции строительного назначения в хозяйственный оборот; - информационное обеспечение процесса разработки ТР (осуществляется на договорной основе); - проверка соответствия процесса практического выполнения положений ТР. 2. Порядок разработки и регистрации технологического регламента процесса обращения с отходами строительства и сноса. 2.1. Все отходопроизводители, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, обязаны иметь техническую и технологическую документацию, регламентирующую процесс обращения с образуемыми ими отходами строительства и сноса в виде технологического регламента. ТР должен отражать полную и достоверную информацию по всему процессу обращения со отходами строительства и сноса от момента их образования до момента их использования или захоронения (типовая форма ТР представлена в приложении 1 к Порядку). 2.2. ТР по строящимся, ремонтируемым, реконструируемым, разбираемым, сносимым зданиям, сооружениям и инженерным коммуникациям или промышленным объектам разрабатывается отдельно по каждому объекту образования отходов строительства и сноса на стадии подготовки проектной документации. При этом должны быть предусмотрены: - санитарно-экологическое и радиационное обследование конструкций и материалов, подлежащих переработке и дальнейшему использованию; - порядок организации сноса зданий и сооружений и мероприятия по охране окружающей среды на период сноса и захоронения загрязненных отходов. 2.3. Разработка ТР: 2.3.1. Разработка ТР осуществляется организациями, определенными ГУП "Информстройсервис" по конкурсу (далее - разработчиками). 2.3.2. Разработка ТР осуществляется по типовой форме (приложение 1 к Порядку). 2.3.3. Мероприятия по размещению и использованию отходов строительства и сноса, включаемые в разрабатываемый ТР, должны отражать полную и достоверную информацию, отвечать действующим санитарным и экологическим требованиям, а также принципам наиболее полного использования вторичного сырья (отходов). 2.3.4. Разработка ТР осуществляется по техническому заданию заказчика строительства, согласованного Мосгосэкспертизой, на основании договоров на разработку ТР, заключенными заказчиком строительства с разработчиками. 2.4. Регистрация ТР: 2.4.1. ТР в обязательном порядке подлежит регистрации в организации, осуществляющей ведение банка данных отходов строительства и сноса в г.Москве (п. 1.8.1 Порядка). 2.4.2. При регистрации ТР организация, осуществляющая ведение банка данных отходов строительства и сноса в г.Москве, анализирует содержащуюся в нем информацию и присваивает регистрируемому ТР индивидуальный реестровый номер. 2.4.3. Данные, представленные в ТР, вносятся в реестр отходов строительства и сноса в г.Москве. 2.4.4. Предельный срок, отведенный на регистрацию ТР, составляет 2 рабочих дня (не считая дня подачи ТР на регистрацию). 2.4.5. Отраженные в ТР положения по обращению с отходами строительства и сноса имеют обязательную силу как для отходопроизводителя, так и для подрядчиков, привлекаемых им для выполнения работ по процессу обращения с отходами строительства и сноса. 2.5. Регистрация ТР не относится к категории оплачиваемых работ (услуг) организации, осуществляющей ведение банка данных отходов строительства и сноса в г.Москве. 2.6. Начиная с 1 августа 2002 года зарегистрированный ТР в обязательном порядке предоставляется: - Мосгосэкспертизе и Департаменту природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы - на стадии рассмотрения и утверждения проектной документации; - Объединению административно-технических инспекций Правительства Москвы - на стадии оформления ордера на проведение работ. 2.7. Без предоставления (п.2.6 Порядка) надлежащим образом оформленного ТР: - Мосгосэкспертизой и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы проектная документация не принимается к рассмотрению и утверждению; - Объединением административно-технических инспекций Правительства Москвы не производится выдача и продление ордеров на проведение работ. 2.8. Проверку соответствия процесса практического выполнения положений ТР осуществляет ГУП "Информстройсервис". 2.9. Контроль над процессом реализации ТР осуществляется Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы, органами санитарно-эпидемиологического надзора и Объединением административно-технических инспекций Правительства Москвы в соответствии с их полномочиями. 3. Сбор и временное хранение отходов строительства и сноса. 3.1. Отходопроизводители обязаны осуществлять раздельный сбор (сортировку) и временное хранение (складирование) отходов строительства и сноса, подлежащих переработке и дальнейшему использованию, по совокупности позиций, имеющих единое направление использования (приложение 2 к Порядку), а также раздельный сбор и временное хранение (складирование) отходов строительства и сноса, подлежащих захоронению по классам опасности. 3.2. Раздельный сбор (сортировка) образующихся отходов строительства и сноса должен осуществляться преимущественно механизированным способом. Допускается ручная сортировка образующихся отходов строительства и сноса при условии соблюдения действующих санитарных норм, экологических требований и правил техники безопасности. 3.3. Предельный срок содержания образующихся отходов строительства и сноса в местах временного хранения (складирования) не должен превышать 7 календарных дней. 3.4. Места временного хранения (складирования) отходов строительства и сноса (далее - места хранения) должны отвечать следующим требованиям: - места хранения должны располагаться непосредственно на территории объекта образования отходов строительства и сноса или в непосредственной близости от него на участке, арендованном отходопроизводителем под указанные цели у собственника (пользователя) такого участка; - размер (площадь) места хранения определяется расчетным путем, позволяющим распределить весь объем временного хранения образующихся отходов строительства и сноса на площади места хранения с нагрузкой не более 3 т/кв.м; - места хранения должны иметь ограждение по периметру площадки в соответствии с ГОСТ 25407-78 "Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ"; - места хранения должны быть оборудованы таким образом, чтобы исключить загрязнение отходами строительства и сноса почвы и почвенного слоя; - освещение мест хранения в темное время суток должно отвечать требованиям ГОСТ 12.1.046-85 "Нормы освещения строительных площадок"; - размещение отходов в местах хранения должно осуществляться с соблюдением действующих экологических, санитарных, противопожарных норм и правил техники безопасности, а также способом, обеспечивающим возможность беспрепятственной погрузки каждой отдельной позиции отходов строительства и сноса на автотранспорт для их удаления (вывоза) с территории объекта образования отходов строительства и сноса; - для раздельного складирования габаритных отходов строительства и сноса (по позициям, классам опасности и последующему назначению: переработка, захоронение или обезвреживание) места хранения должны быть оборудованы бункерами-накопителями объемом не менее 2,0 куб.м в необходимом количестве; - раздельное складирование негабаритных отходов (НГСО), не относящихся к опасным, осуществляется на открытых площадях мест хранения; - к местам хранения должен быть исключен доступ посторонних лиц, не имеющих отношения к процессу обращения отходов или контролю за указанным процессом. 3.5. Отходопроизводитель ведет журнал учета размещения отходов строительства и сноса в местах хранения и их удаления (вывоза) с объектов образования по приведенной ниже форме: ЖУРНАЛ УЧЕТА размещения в местах временного хранения и удаления (вывоза) отходов строительства и сноса ______________________________________________________________________________________________ Дата |Наименование |Класс |Объем |Дата |Наименование | Пункт образования|позиции отходов|опасности|образования|вывоза|отходоперевозчика|назначения | | |(куб.м) | | |(наименование, | | | | | |месторасположение) | | | | | | | | | | | | ___________|_______________|_________|___________|______|_________________|___________________ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 ___________|_______________|_________|___________|______|_________________|___________________ ___________|_______________|_________|___________|______|_________________|___________________ К данным по столбцу 7, после завершения мероприятия по вывозу отходов строительства и сноса, прилагаются сопроводительные талоны отходов строительства и сноса (образец талона - приложение 3 к Порядку), отмеченные отходополучателями. 3.6. Отходопроизводитель несет ответственность в порядке, установленном действующим законодательством, за соблюдение экологических, санитарных и противопожарных норм при сборе и временном хранении отходов строительства и сноса, а также за учет образующихся отходов строительства и сноса и сохранность их свойств как вторичного сырья в течение всего периода временного хранения отходов строительства и сноса. 4. Перевозка отходов строительства и сноса. 4.1. Удаление (вывоз) отходов строительства и сноса с объектов образования и мест хранения осуществляется самим отходопроизводителем, либо отходоперевозчиками, с которыми отходопроизводителем заключен договор на вывоз отходов. 4.2. Автотранспортные средства, задействуемые при перевозке негабаритных отходов строительства и сноса навалом, должны отвечать требованиям Положения о порядке эксплуатации автотранспортных средств, осуществляющих перевозку грузов навалом, а также различных видов отходов, мусора и других подобных грузов в г.Москве, утвержденных распоряжением первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 29.10.99 N 878-РЗП "Об утверждении Положения о порядке эксплуатации автотранспортных средств, осуществляющих перевозку грузов навалом, а также различных видов отходов, мусора и других подобных грузов в г.Москве". 4.3. Бункеры-накопители отходов строительства и сноса, не оснащенные крышкой, при их перемещении должны оснащаться тентовым укрытием. К тентовым укрытиям бункеров-накопителей предъявляются требования аналогичные изложенным в п.2.5 Положения о порядке эксплуатации автотранспортных средств, осуществляющих перевозку грузов навалом, а также различных видов отходов, мусора и других подобных грузов в г.Москве. Обязанности по оснащению вывозимых бункеров-накопителей тентовыми укрытиями несут отходоперевозчики. 4.4. Вывоз отходов строительства и сноса с объектов образования отходов и мест хранения должен осуществляться по наиболее оптимальным транспортным схемам и маршрутам. 4.5. Пункт назначения вывоза отходов для отходоперевозчика и транспортные схемы перемещения отходов (в соответствии с ТР) определяется отходопроизводителем. 4.6. Отходоперевозчик обязан: - соблюдать общие требования, предъявляемые к грузоперевозчикам; - четко выполнять указания отходопроизводителя относительно пункта назначения вывоза отходов строительства и сноса; - при следовании к указанному пункту назначения вывоза отходов строительства и сноса, по возможности, придерживаться транспортных схем перемещения отходов строительства и сноса, заложенных в ТР и с которыми он был ознакомлен отходопроизводителем; - при доставке отходов отходополучателю оформить данный факт и получить от отходополучателя отмеченный им сопроводительный талон отходов строительства и сноса; - после завершения рейса незамедлительно передать сопроводительный талон отходов строительства и сноса, отмеченный отходополучателем, отходопроизводителю. 4.7. Контроль за исполнением отходоперевозчиками своих договорных обязательств по договорам с отходопроизводителем, равно как и учет фактически сданных ими отходополучателю отходов, осуществляет отходопроизводитель. 5. Захоронение отходов строительства и сноса. 5.1. Порядок и правила захоронения отходов строительства и сноса, не подлежащих переработке и дальнейшему использованию, регламентируются правилами и нормами захоронения отходов производства и потребления, установленными действующим законодательством. 5.2. Лица, эксплуатирующие объекты по захоронению отходов строительства и сноса, должны иметь соответствующие разрешительные документы (разрешения, нормативы и лимиты размещения) на размещение отходов. 5.3. Объекты, используемые для захоронения отходов строительства и сноса должны отвечать экологическим требованиям. 5.4. Вывоз отходов для захоронения на объекты, эксплуатирующиеся лицами, не имеющими соответствующих разрешительных документов и не соответствующие экологическим требованиям, не допускается. 5.5. Лица, эксплуатирующие объекты по захоронению отходов строительства и сноса, должны при приеме отходов строительства и сноса от отходоперевозчика или отходопроизводителя отметить сопроводительный талон отходов строительства и сноса (приложение 3), указав наименование и количество сданных им отходов. Талон, отмеченный лицами, эксплуатирующими объекты по захоронению отходов строительства и сноса, вручается отходоперевозчику для последующей передачи отходопроизводителю. Копия талона остается у лиц, эксплуатирующих объекты по захоронению отходов строительства и сноса и подшивается в журнал учета принятых на захоронение отходов. 6.Переработка и дальнейшее использование отходов строительства и сноса 6.1. Перечень отходов строительства и сноса (по подгруппам и позициям), подлежащих обязательной переработке, а также приоритетные направления их использования для производства вторичной продукции строительного назначения определены в приложении 2 к Порядку. 6.2. Предприятия, перерабатывающие отходы строительства и сноса, и промышленные установки, используемые при такой переработке, должны соответствовать действующим экологическим и санитарным нормам. 6.3. Отходопереработчики должны при приеме отходов строительства и сноса от отходоперевозчика или отходопроизводителя отметить сопроводительный талон отходов строительства и сноса (приложение 3 к Порядку), указав наименование и количество сданных им отходов. Талон, отмеченный отходопереработчиками, вручается отходоперевозчику для последующей передачи отходопроизводителю. Копия талона остается у отходопереработчика и подшивается в журнал учета принятых на переработку отходов. 6.4. Приобретение прав собственности сторон на продукты переработки отходов (вторичную продукцию) осуществляются в порядке, установленном ст.220 Гражданского Кодекса Российской Федерации. 6.5. К вторичной продукции, полученной в процессе переработки отходов строительства и сноса, применяются действующие стандарты, СНиП 21-01-97, и "Правила санитарно-гигиенической оценки стройматериалов с добавлением промотходов" (МУ 2.1.674-97). Вторичная продукция, полученная в процессе переработки отходов строительства и сноса, подлежит сертификации в установленном порядке. 6.6. Вторичная продукция строительного назначения, отвечающая требованиям п.6.5 Порядка, на основании заявки ГУП "Информстройсервис" включается в проекты строительства, ремонта, реконструкции и благоустройства объектов на территории г.Москвы по согласованию с соответствующими заказчиками строительства, ремонта, реконструкции и благоустройства объектов. 7. Ответственность за нарушение порядка обращения со отходами строительства и сноса в г.Москве 7.1. За нарушение настоящего Порядка в зависимости от видов нарушений и их последствий устанавливается экономическая, дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами города Москвы, другими нормативно - правовыми актами. 7.2. Ответственность за нарушение настоящего Порядка несут как отходопроизводители, так и подрядчики, привлекаемые ими для выполнения работ по процессу обращения с отходами строительства и сноса. Приложение 1 к Порядку обращения с отходами строительства и сноса в г.Москве ТИПОВАЯ ФОРМА технологического регламента процесса обращения с отходами строительства и сноса Титульный лист ________________________________________________________________ | ЗАРЕГИСТРИРОВАН | |ГУП ППДЦ "Информстройсервис" | |за реестровым N ____________ | |" ____ " _________ 200 __ г. | |____________________________ | |ФИО, подпись должностного лица | | | | М.П. | | ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ (ТР) | | процесса обращения (использования, захоронения) с | | отходами строительства и сноса на объекте: | | ________________________________________________________ | | наименование объекта, его месторасположение | | | |Заказчик строительства: _______________________________________ | | (наименование, юр. и факт. адрес, контактный тел.) | |Генподрядчик: _________________________________________________ | | (наименование, юр. и факт. адрес, контактный тел.) | | | |Заказчик ТР: __________________________________________________ | |(наименование организации или ФИО индивидуального | |предпринимателя, юр. и факт. адрес, контактный тел.) | ¦ |_______________________________________________________________ | |(Должность, ФИО, подпись правомочного представителя, дата) | | | |М.П. | | | |Разработчик ТР: _______________________________________________ | |(наименование организации или ФИО индивидуального | |предпринимателя, юр. и факт. адрес, контактный тел.) | ¦ |_______________________________________________________________ | |(Должность, ФИО, подпись правомочного представителя, дата) | | | |М.П. | |________________________________________________________________| Таблица 1 ТР "Виды отходов строительства и сноса, образующихся на объекте, и объемы их образования" _________________________________________________________________ N | Виды образующихся на объекте | Объем | Класс п/п| отходов строительства и сноса | образования | опасности | (наименование) | (в тоннах) | (III-IV) ___|________________________________|_______________|____________ 1 | 2 | 3 | 4 ___|________________________________|_______________|____________ ___|________________________________|_______________|____________ ___|________________________________|_______________|____________ |Итого по классу опасности: | | ___|________________________________|_______________|____________ ___|________________________________|_______________|____________ |Всего: | | ___|________________________________|_______________|____________ Примечания: 1. Нумерация видов отходов ведется порядковым образом в соответствии с классом их опасности (от наибольшего к наименьшему), последовательное расположение видов отходов одного класса опасности может быть произвольным. 2. Необходимо нумерацию видов отходов (в соответствии с табл.1) сохранять по всем последующим таблицам. Таблица 2 ТР "Накопление и организация временного хранения отходов строительства и сноса на объекте" _________________________________________________________________ N | Вид отходов | Объемы |Подробное описание|Срок временного п/п|строительства |накопления| мест временного |хранения (кол. | и сноса |на объекте|хранения |дней с момента | |(в тоннах)|(складирования) | образования) ___|______________|__________|__________________|________________ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 ___|______________|__________|__________________|________________ ___|______________|__________|__________________|________________ ___|______________|__________|__________________|________________ Примечание: 3. К данной таблице прикладывается схема объекта (масштаб не менее М 1:500) с обозначением на ней всех поименованных в колонке 4 мест временного хранения и складирования образующихся отходов строительства и сноса. Таблица 3 ТР "Удаление отходов строительства и сноса с территории объекта" _____________________________________________________________________________________ N |Вид отходов |Периодичность | Объем |Организации или |Объект, на который п/п|строительства|вывоза с |вывоза |индивидуальные |осуществляется |и сноса |территории и | (в |предприниматели, |вывоз отходов | |типы (марки) |тоннах)|осуществляющие |(категория, название, | |используемого | |вывоз отходов |месторасположение, | |автотранспорта| |(полное наименование,|плечо пробега | | | |юр. и факт. адрес, |автотранспорта от | | | |контактный тел., |места загрузки до | | | |N договора, |места разгрузки | | | |на основании |отходов, полное | | | |которого |наименование | | | |осуществляется |организации или | | | | данная |индивидуального | | | |деятельность) |предпринимателя, | | | | |эксплуатирующего | | | | |данный объект) | | | | | | | | | | ___|_____________|______________|_______|_____________________|______________________ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 ___|_____________|______________|_______|_____________________|______________________ ___|_____________|______________|_______|_____________________|______________________ Примечания: 4. К данной таблице прилагаются: - копия договора, по которой отходовывозящей организацией или индивидуальным предпринимателем осуществляется вывоз отходов с территории данного объекта; - подробная маршрутная схема вывоза отходов с обозначением городских магистралей, по которым осуществляется транспортировка отходов, а также населенных пунктов, расположенных за чертой города, через которые или мимо которых осуществляется вывоз отходов. 5. В случае, если вывоз отходов осуществляется отходопроизводителем, то данный факт отражается в колонке 5 вместо данных по отходоперевозчикам. 6. Под термином "категория" объекта, на который осуществляется вывоз отходов, (колонка 6) подразумевается либо полигон захоронения отходов, либо перерабатывающая установка (производство). Таблица 4 ТР "Использование или захоронение отходов строительства и сноса" __________________________________________________________________________________ | Только для | перерабатываемых | отходов __________________________________________________|_______________________________ N |Вид отходов |Организации или |Объем отходов,| Продукты |Собственник п/п|строительства| индивидуальные |поступающих на|переработки | продуктов |и сноса |предприниматели |переработку |отходов |переработки | |осуществляющие |или |(номенклатура,| отходов | |переработку или |захоронение |объем в тоннах|(полное | |захоронение |(в тоннах) |по каждой |наименование | |отходов (полное | |позиции, где и|организации | |наименование, | |как |или | |юр. и факт. | |предполагается|индивидуального | |адрес, контактный| |использовать) |предпринимателя) | |тел., N договора,| | | | |на основании | | | | |которого | | | | |осуществляется | | | | |данная | | | | |деятельность) | | | ___|_____________|_________________|______________|______________|________________ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 ___|_____________|_________________|______________|______________|________________ ___|_____________|_________________|______________|______________|________________ Примечание: 7. К данной таблице прилагаются: - копия договора, по которой организацией или индивидуальным предпринимателем осуществляется захоронение или переработка отходов; - копия документа регламентирующего права собственности на продукты переработки отходов (только для перерабатываемых отходов). Таблица 5 ТР "Материально-постадийный баланс по образующимся отходам строительства и сноса" _________________________________________________________________________________ N |Вид отходов | Объем | Объем | Объем | Объем |Потери по п/п|строительства| образования| вывоза | переработки|получаемых |процессу |и сноса | | | или |продуктов |обращения с | | | | захоронения|переработки|отходами | | | | | |(причина | | | | | |образования | | | | | |наименование, | | | | | |объем по | | | | | |каждой позиции) ___|_____________|____________|________|____________|___________|________________ | | | (в тоннах) ___|_____________|____________|__________________________________________________ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 ___|_____________|____________|________|____________|___________|________________ ___|_____________|____________|________|____________|___________|________________ _________________________________________________ _________________________________________________ (должность, ФИО, подпись лица, разработавшего ТР, дата составления) Приложение 2 к Порядку обращения с отходами строительства и сноса в г.Москве НОМЕНКЛАТУРА отходов строительства и сноса, являющихся вторичными ресурсами, и приоритетные направления их использования Таблица 1 ГРУППА: ОТХОДЫ НА ОРГАНИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ _______________________________________________________________________________ Подгруппы |Наименование (перечень) | Приоритетные направления | позиций отходов | использования | | (продукты переработки) _____________|____________________________________|____________________________ Древесные |древесные материалы и |- древесные пластики отходы |конструкции, теплоизоляционные | в т.ч. сложнопрофильные, |материалы на древесной основе, | влагостойкие и т.д. |ДСП, фанера, ДВП, МДФ, |- арболит |столярные изделия, деревянная |- теплоизоляционные, |тара и т.д. | звукоизоляционные плиты _____________|____________________________________|____________________________ | |- теплоизоляционные смеси Бумажные и |обои бумажные, |- кровельные материалы картонные |бумага упаковочная, | (типа "Ондулин") отходы |картонная тара |- "Эковата" _____________|____________________________________|____________________________ Таблица 2 ГРУППА: ОТХОДЫ НА МИНЕРАЛЬНОЙ ОСНОВЕ _________________________________________________________________ Подгруппы |Наименование (перечень)| Приоритетные направления | позиций отходов | использования | | (продукты переработки) _____________|_______________________|___________________________ Отходы на |позиция: |- брекчевидные плиты основе |бой облицовочных плит |- мозаичные облицовочные естественного| | плитки камня |_______________________|___________________________ |позиция: |- шпатлевка, |шламовые отходы |- штукатурка, |камнеобработки |- искусственный камень, | |- декоративные фасадные | | покрытия |_______________________|___________________________ |позиция: |- щебень |бой бортовых камней, | |брусчатки, булыжных | |камней и прочие отходы | |на основе естественного| |камня | _____________|_______________________| Отходы на |позиция: | основе бетона|отходы железобетона | и |_______________________| строительных |позиция: | растворов |отходы тяжелого бетона | |_______________________|___________________________ |позиция: |- порошковые наполнители |отходы легкого бетона | для производства стеновых |_______________________| блоков и смесей для |позиция: | монолитного литья |отходы ячеистого бетона| |_______________________| |позиция: | |отходы фибролитовых, | |арболитовых и | |цементностружечных плит| |_______________________| |позиция: | |сухие отходы | |штукатурных смесей | _____________|_______________________|___________________________ Таблица 2 (продолжение) _________________________________________________________________ Подгруппы |Наименование (перечень)| Приоритетные направления | позиций отходов | использования | | (продукты переработки) _____________|_______________________|___________________________ Отходы на |позиция: |- порошковые наполнители основе |отходы материалов на | для производства стеновых минеральных |гипсовой основе (панели| блоков и смесей для вяжущих |и плиты для | монолитного литья веществ |перегородок, | |гипсокартонные | |листы, вент-блоки) | |_______________________| |позиция: | |отходы силикатных | |материалов (кирпич, | |ячеистые изделия) | |_______________________| |позиция: | |отходы материалов на | |основе извести | |(известково-песчаные, | |известково-шлаковые и | |известково-зольные | |материалы) | _____________|_______________________|___________________________ Асбесто - |листы кровельные, |- наполнители для цементные |панели облицовочные, | производства огнестойких отходы |трубы, венткороба, | стеновых блоков |электротехнические | |доски | _____________|_______________________|___________________________ Отходы на |позиция: |- порошковое сырье для основе |стеклобой | безавтоклавного стекла и | | производства пенобетонных приравненные | | блоков или применения в к ним | | монолитном строительстве |_______________________| |позиция: | |отходы пеностекла | |_______________________| |позиция: | |отходы минваты, | |стекловаты | |_______________________| |позиция: | |отходы перлитовых, | |вермикулитовых изделий | _____________|_______________________|___________________________ Отходы на |кирпичный бой, |- пресспорошки, керамической |бой сантехкерамики, |- смеси для шликерного основе |бой фаянсовой и | литья, |керамической плитки |- добавки для огнестойких | | штукатурок, | |- сырье для производства | | пигментов _____________|_______________________|___________________________ Таблица 3 ГРУППА: ОТХОДЫ НА ХИМИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ __________________________________________________________________________ Подгруппы |Наименование (перечень)| Приоритетные направления | позиций отходов | использования | | (продукты переработки) ______________________|_______________________|___________________________ Отходы | |- восстановленный асфальтовых, | | (вторичный) дегтевых | | асфальтобетон бетонов | | ______________________|_______________________|___________________________ Отходы рулонных |битумные, дегтевые, | - тонкодисперсионные кровельных и |дегтебитумные, | порошки для производства гидроизоляционных |битумополимерные, | добавок в материалов |резино-дегтевые и | асфальтобетонные смеси |битумные безосновные | |материалы (изол) | |и материалы на основе | |картона (рубероид, | |пергамин, толь), | |стеклооснове | |(стеклорубероид), | |асбестовой бумаге | |(гидроизол) | ______________________|_______________________| Отходы пластмасс |позиция: | и полимеров |отходы линолеумов, |___________________________ |полимерных плиток |- добавки для производства |_______________________| древесных пластиков |позиция: | |отходы полимерных | |кровельных материалов | |_______________________|___________________________ |позиция: |- наполнители для |отходы пенопластов и | производства стеновых |поропластов | блоков |(полистирольных, | |полеуретановых) | ______________________|_______________________|___________________________ Таблица 3 (продолжение) __________________________________________________________________ Подгруппы |Наименование (перечень)| Приоритетные направления | позиций отходов | использования | | (продукты переработки) _____________|_______________________|____________________________ Отходы |позиция: |- тонкодисперсионные пластмасс и |пластмассовые трубы | порошки для производства полимеров |водоснабжения, | вторичной полимерной |канализации и | продукции |электропроводки | |_______________________| |позиция: | |поручни перил и | |лестничных маршей | |_______________________| |позиция: | |отходы погонажных | |изделий на основе | |полимеров | _____________|_______________________|____________________________ Примечание: Обязательной переработке и использованию подлежит ЛОМ ЧЕРНЫХ И ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ. Переработка, использование и прием указанных отходов осуществляется в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства. Приложение 3 к Порядку обращения с отходами строительства и сноса в г.Москве ТИПОВАЯ ФОРМА СОПРОВОДИТЕЛЬНОГО ТАЛОНА ОТХОДОВ СТРОИТЕЛЬСТВА И СНОСА СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЙ ТАЛОН N ________ по отходам строительства и сноса, направляемым на: переработку, захоронение /нужное подчеркнуть/ 1. заполняется отходопроизводителем __________________________________________________________________ наименование отходопроизводителя, юридический адрес __________________________________________________________________ Должность, ФИО, подпись руководителя М.П. Направлено "____" ___________ 200 __ г.: _________________________________________________________________ N | Наименование | Количество | Класс | Тара п/п| отходов | отходов, т | опасности | ___|________________|____________|____________|__________________ с отходоперевозчиком: __________________________________________________________________ наименование, юридический адрес с: _______________________________________________________________ наименование и месторасположения объекта образования отходов на: ______________________________________________________________ наименование пункта назначения и отходополучателя 2. заполняется представителем отходоперевозчика "____" ___________ 200__ г. __________________________________________________________________ марка и гос.номер автомашины, задействуемой при перевозке отходов __________________________________________________________________ ФИО, водителя или экспедитора, ответственного за перевозку _________________________________________ подпись лица, ответственного за перевозку 3. заполняется отходополучателем Принято: "____" ___________ 200__ г.: _________________________________________________________________ N |Наименование|Количество|Класс | Тара |Способ переработки, п/п| отходов |отходов, т|опасности| |захоронения ___|____________|__________|_________|______|____________________ __________________________________________________________________ наименование отходопроизводителя, юридический адрес __________________________________________________________________ Должность, Ф.И.О., подпись руководителя М.П. Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 25 июня 2002 года N 469-ПП СОСТАВ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МОСКВЫ |