МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ АВТОБУСНЫХ МАРШРУТОВ. Приказ. Министерство автомобильного транспорта РСФСР. 08.07.87


Страницы: 1  2  



                        МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
                 ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ АВТОБУСНЫХ МАРШРУТОВ

                                ПРИКАЗ

           МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РСФСР

                            8 июля 1987 г.


                                 (Д)



     УТВЕРЖДАЮ
     Заместитель Министра
     А.С. Пантелеев
     08.07.87 г.

                        1. Общие положения

     1.1. Настоящие    Методические    указания   определяют   порядок
обследования дорог,  по которым проходят автобусные маршруты,  с целью
выявления    в   них   опасных   участков   и   конкретных   факторов,
обуславливающий повышенную опасность движения,  а также  общей  оценки
возможности осуществления автобусных перевозок по этим маршрутам.
     1.2. Методические указания  предназначены  для  работников  служб
эксплуатации  и  безопасности  движения автотранспортных предприятий и
организаций системы  Минавтотранса  РСФСР,  осуществляющих  автобусные
перевозки.
     1.3. Обследование автобусных маршрутов следует проводить перед их
открытием, а на действующих маршрутах - не реже двух раз в год (весной
и осенью).
     1.4. При   выявлении   на   маршруте   недостатков  в  состоянии,
оборудовании и содержании  дорог,  улиц,  искусственных  сооружений  и
т.д., угрожающих безопасности движения, могут приниматься решения:
     - о невозможности открытия движения автобусов;
     - о прекращении их движения;*
     - о  продолжении  эксплуатации  маршрута   с   указанием   сроков
устранения отмеченных недостатков.

---------------

   * Прекращение    движения   автобусов   производится   в   случаях,
     регламентированных  "руководством   по   временному   прекращению
     движения  автобусов  на  междугородных  и пригородных маршрутах в
     неотложных   случаях,   вызванных   стихийными   явлениями    или
     изменениями    дорожно-климатических    условий,    а   также   в
     исключительных случаях,  связанных с реальной угрозой для жизни и
     здоровья пассажиров".

     В целях   контроля   хода  устранения  отмеченных  недостатков  в
отдельных случаях могут устанавливаться сроки повторных проверок.

         2. Комиссии по обследованию автобусных маршрутов

     2.1. Установление соответствия действующих  и  вновь  открываемых
автобусных  маршрутов  требованиям  безопасности  движения  проводится
комиссиями,     формируемыми      автотранспортными      организациями
(предприятиями).
     2.2. Комиссии возглавляются:
     - при   обследовании   городских    и    пригородных    маршрутов
представителем    автотранспортного    предприятия,    осуществляющего
перевозки;
     - при   обследовании   междугородных   маршрутов  внутриобластных
(внутрикраевых,  внутриреспубликанских в АССР) сообщений ответственным
представителем территориального объединения автомобильного транспорта;
     - при     обследовании     междугородных      межобластных      и
межреспубликанских    сообщений    -    ответственным   представителем
Минавтотранса РСФСР или Минавтотранса (Минавтошосдора) соответствующей
союзной республики.
     2.3. Для работы в составе комиссий следует привлекать  работников
служб  эксплуатации и БД автотранспортных предприятий,  осуществляющих
перевозки,  ответственных  представителей  дорожных,  коммунальных   и
других   организаций,   в   чьем   ведении  находятся  соответствующие
автомобильные дороги, улицы, искусственные сооружения, железнодорожные
переезды и т.д., органов Госавтоинспекции.
     2.4. Состав  комиссий  в  зависимости  от   категории   маршрутов
утверждается   Минавтотрансом  РСФСР*,  руководством  территориального
объединения   автомобильного    транспорта    или    автотранспортного
предприятия.  В  необходимых случаях состав комиссий согласовывается с
соответствующими  исполкомами  Советов  народных  депутатов  (Советами
Министров АССР).

---------------

   * Для   межреспубликанских  маршрутов  -  совместным  распоряжением
     Минавтотрансов союзных республик,  транспорт которых участвует  в
     осуществлении перевозок.

       3. Подготовительные мероприятия и порядок проведения
                обследований автобусных маршрутов

     3.1. При   подготовке   к   проведению  обследования  автобусного
маршрута комиссией должны использоваться:
     - результаты топографического анализа аварийности на маршруте (по
данным Госавтоинспекции);
     - акты предыдущих обследований;
     - результаты опроса водителей автобусов, работающих на маршруте;
     - планы работы дорожных,  коммунальных и  других  организаций,  в
чьем  ведении  находятся  дороги  и улицы,  искусственные сооружения и
т.д.,  в части  отражения  в  них  работ  по  устранению  недостатков,
выявленных при предыдущих обследованиях маршрута;
     - данные о других показателях, характеризующих опасность движения
на  маршруте  (например,  линейные графики коэффициентов аварийности и
безопасности,    построение    которых    осуществляется     дорожными
организациями), при их наличии в дорожных организациях или ГАИ.
     3.2. На основании изучения указанных в п.3.1 материалов комиссией
предварительно   выявляются   опасные  участки  дорожно-уличной  сети,
которым должно уделяться  особое  внимание  при  обследовании.  К  ним
следует   относить   места   концентрации   ДТП   (например,   где  за
рассматриваемый период текущего года  произошло  два  и  более  ДТП  с
пострадавшими  или за последние три года - четыре и более таких ДТП* и
(участки  с  недостатками,  создающими  потенциальную  опасность   для
движения  (участки с критическими значениями коэффициентов аварийности
и безопасности согласно ВСН 25-76), а также участки, опасность которых
связана  с  несоответствием  их  параметров,  состояния,  содержания и
обустройства требованиям безопасности  движения,  сформулированными  в
нормативных документах.

---------------
     * При  условии,  что  дорожные  условия  за  указанный  период не
       изменились.

     3.3. Обследование   автобусного   маршрута  осуществляется  путем
проезда  по  нему  автобуса  с  комиссией,  указанной  в  разделе   2.
Целесообразно использовать для этой цели автобус того же типа, который
будет эксплуатироваться (или  эксплуатируется)  на  маршруте.  Автобус
должен иметь исправный спидометр.
     Расстояния между элементами дорожно-уличной  сети,  остановочными
пунктами  и  т.д.  при  отсутствии  на дороге километровых показателей
определяются по спидометру.
     3.4. В   процессе   обследования   путем  визуального  осмотра  и
инструментальных   измерений   определяется   наличие   и    состояние
инженерного   оборудования,   уровень   содержания   дорог   и   улиц,
искусственных сооружений,  железнодорожных переездов  и  т.д.,  дается
оценка    соответствия    их   требованиям   безопасности   движением,
установленным   соответствующими   нормативными    документами    (см.
приложение 1).
     Отмеченные членами комиссии в ходе проезда по маршруту недостатки
в   техническом   состоянии,  оборудовании,  содержании  дорог,  улиц,
искусственных сооружений, железнодорожных переездов и т.д. заносятся в
специальный бланк (приложение 2).
     В ходе обследования  проверяется  также  выполнение  мероприятий,
предусмотренных  по  результатам  предыдущего  обследования  маршрута.
Устанавливаются причины невыполнения намеченных ранее работ.
     В случае,   если  отмеченные  ранее  недостатки  не  устранены  и
состояние дороги угрожает безопасности движения,  комиссией может быть
принято решение о прекращении движения автобусов.
     3.5. При обследовании автобусного маршрута может проводиться сбор
информации,   необходимой   для  расчета  (или  уточнения)  нормативов
скорости, а также для составления (или уточнения) паспортов автобусных
маршрутов и железнодорожных переездов.
     3.6. При  проведении  осенних  обследований  маршрутов  комиссией
определяется   готовность   дорожно-эксплуатационных,  коммунальных  и
других    организаций,    обслуживающих    соответствующие     участки
дорожно-уличной  сети,  к  эксплуатации  дорог  и улиц в зимний период
(наличие  и  состояние  снегоочистительной  техники,  наличие  запасов
противогололедных  материалов  на  опасных  участках  дорог,  создание
отрядов патрульной службы и организация их работы и т.д.).

              4. Оформление результатов обследования
                       автобусных маршрутов

     4.1. После завершения обследования автобусного маршрута комиссией
составляется  акт  (приложение  3),  в  котором указываются выявленные
недостатки  в  состоянии,  оборудовании  и  содержании  дорог,   улиц,
искусственных    сооружений,   железнодорожных   переездов   и   т.д.,
необходимые  мероприятия  по  их  устранению,  сроки  проведения  этих
мероприятий,  ответственные исполнители работ, а также выводы комиссии
о возможности продолжения эксплуатации действующего  маршрута  или  об
открытии нового маршрута.
     4.2. В  случае,  если  перечень  и  сроки  необходимых  работ  по
устранению    выявленных    недостатков    могут    быть    определены
непосредственно в ходе проведения обследования,  все экземпляры  актов
подписываются членами комиссии и передаются:
     первый экземпляр - в автотранспортную организацию  (предприятие),
осуществляющую автобусные перевозки;
     остальные экземпляры:
     - в   органы,   утвердившие   состав   комиссии,   для   принятия
окончательного  решения  о  продолжении  эксплуатации действующего или
открытии нового маршрута;
     - во все организации,  представленные в комиссии,  для проведения
необходимых работ по устранению отмеченных недостатков и  контроля  за
их ходом.
     4.3. В  случае,  если  непосредственно  в  ходе  обследования  не
представляется   возможным   определить  сроки  необходимых  работ  по
устранению выявленных недостатков,  эта информация в 10-дневный срок в
письменном    виде    представляется    автотранспортной   организации
осуществляющей перевозки,  органам,  утвердившим  состав  комиссии,  и
органам Госавтоинспекции для внесения ее в соответствующую графу.
     4.4. К  актам  обследования  целесообразно  прилагать  фотографии
опасных участков, железнодорожных переездов и т.д.


 СОГЛАСОВАНО             СОГЛАСОВАНО                СОГЛАСОВАНО
 Зам. начальника         Директор Государственного  Начальник
 Главного пассажирского  научно-исследовательского  Управления
 управления              института автомобильного   Главного ревизора
 А.В.Макарцев            транспорта                 по безопасности
 6 июля 1987 года        Г.И.Кузнецов               движения
                         7 июля 1987 года           И.И.Талицкий
                                                    7 июля 1987 года


                                                          Приложение 1

                              ТРЕБОВАНИЯ
          к элементам дорог, улиц, искусственных сооружений,
          железнодорожных переездов и т.д., сформулированные
                 в действующих нормативных документах

             I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ

     1.1. Технические нормы и транспортно-эксплуатационные  показатели
автомобильных   дорог   общего   пользования   и  подъездных  дорог  к
промышленным предприятиям,  характеристики их  элементов  и  дорожного
обустройства определяются следующими нормативными документами:
     для дорог, построенных и реконструированных в период
     с 1956 по 1964 годы - СНиП II-Д.5-55;
     с 1964 по 1973 годы - СНиП II-Д.5-62;
     с 1973 по 1986 годы - СНиП II-Д.5-72;
     начиная с 01.01.87 - СНиП II.05.02-85.
     1.2. Мосты,   путепроводы,   виадуки,   эстакады   и   трубы   на
автомобильных дорогах должны соответствовать  требованиям  главы  СНиП
2.05.03-83 (мосты и трубы, построенные и реконструированные ранее 1984
года - требованиям СНиП II-Д.5-62).
     1.3. Автодорожные тоннели должны соответствовать требованиям ГОСТ
24451-80 и главы СНиП II-44-78.
     1.4. Участки  дорог,  проходящие  в пределах городов и населенных
пунктов, должны соответствовать требованиям СНиП II-60-75*.
     1.5. Размещение   технических   средств   организации   дорожного
движения  должно  проводиться   в   соответствии   с   ГОСТ   23457-79
"Технические   средства   организации   дорожного   движения.  Правила
применения" и Правилами дорожного движения.
     Дорожные знаки   должны   соответствовать  ГОСТ  10807-78  "Знаки
дорожные. Общие технические условия".
     На дорогах,  имеющих  капитальное  покрытие,  желательно  наличие
разметки проезжей части  в  соответствии  с  ГОСТ  13508-74  "Разметка
дорожная".

             II. ЭЛЕМЕНТЫ ДОРОГ И ДОРОЖНОГО ОБУСТРОЙСТВА,
           ПОДЛЕЖАЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
                  ОБСЛЕДОВАНИЙ АВТОБУСНЫХ МАРШРУТОВ

            2.1. Общие требования к параметрам и состоянию
                       проезжей части и обочин

     2.1.1. Ширина  земляного полотна,  проезжей части и обочин должна
соответствовать установленной категории дороги (приведены в табл.1).

     Примечание: ширину обочин дорог на особо трудных участках  горной
               местности,  на  участках,  проходящих  по  особо ценным
               земельным    ущельям,    а    также    в    местах    с
               переходноскоростными   полосами   и  с  дополнительными
               полосами     на     подъем     при      соответствующем
               технико-экономическом    обосновании    с   разработкой
               мероприятий  по  организации  и  безопасности  движения
               допускается  уменьшать  до  1,5  м  для  дорог  I  и II
               категорий и 1 м - для дорог остальных категорий (п.4.10
               СНиП 2.05.02-85).

                                                         Таблица 1
                                        (табл.4.2 СНиП 2.05.02-85)

+----------------------------------------------------------------+
|N  |Наименование элементов|   Категории дорог (в соответствии с |
|п/п|                      |                табл.2)              |
|   |                      +-------------------------------------|
|   |                      | I а   |  I б  | II  | III | IV  | V |
+---+----------------------+-------+-------+-----+-----+-----+---|
| 1 |         2            |   3   |  4    |  5  |  6  |  7  |  8|
+----------------------------------------------------------------+

1.   Число полос            4,6,8   4,6,8    2     2     2    1
     движения

2.   Ширина полосы           3,75   3,75     3,75  3,5   3    -
     движения, м

3.   Ширина проезжей         2х7,5  2х7,5    7,5   7     6    4,5
     части, м

4.   Ширина обочин, м        3,75   3,75     3,75  2,5   2    1,75

5.   Наименьшая ширина       0,75   0,75     0,75  0,5   0,5  -
     укрепленной полосы
     обочины, м

6.   Наименьшая ширина       6      5        -     -     -    -
     разделительной полосы
     между разными
     направлениями движения,
     м

7.   Ширина земляного        28,5   27,5     15    12    10   8
     полотна, м
                             36     35

                             43,5   42,5
------------------------------------------------------------------

                                                         Таблица 2
                                        (табл.1.1 СНиП 2.05.02-85)

----------------------------------------------------------------------------
 Категория |Расчетная интенсивность |Народнохозяйственное и административное
 дороги    | движения, авт./сут.    |значение автомобильной дороги
           +------------------------|
           |приведенная| в          |
           |к легковому|физических  |
           |автомобилю | единицах   |
-----------+-----------+------------+---------------------------------------
  1        |     2     |    3       |                      4
----------------------------------------------------------------------------

Iа           св. 14000   св. 7000    Магистральные автомобильные дороги
                                     общегосударственного значения (в т.ч.
                                     для международного сообщения)

Iб           св. 6000    св. 3000    Автомобильные дороги общегосударственного
             до 14000    до 7000     (не отнесенные к Iа категории),
II                                   республиканского, областного (краевого)
                                     значения

III          св. 2000    св. 1000    Автомобильные дороги общегосударственного,
             до 6000     до 3000     республиканского, областного
                                     (краевого) (не отнесенные к Iб и II
                                     категориям), дороги местного значения

IV           св. 200     св. 100     Автомобильные дороги республиканского,
             до 2000     до 1000     областного (краевого) и местного
                                     значения (не отнесенные к Iб, II и
                                     III категориям)

V            до 200      до 100      Автомобильные дороги местного значения
                                     (кроме отнесенных к III и IV категориям)
-------------------------------------------------------------------------------

     Примечания к табл.1:
     1. В   качестве   расчетной  принимается  среднегодовая  суточная
        интенсивность, взятая суммарно в обоих направлениях.
     2. Расчетная  интенсивность  в  физических  транспортных единицах
        принимается  в  случаях,  когда  легковые   автомобили   будут
        составлять менее 30% от общего транспортного потока.
     3. Приведение интенсивности движения  различных  автотранспортных
        средств  к  легковому  автомобилю  проводится в соответствии с
        данными табл.3 приложения.
     4. Категория   подъездных   дорог   к  промышленным  предприятиям
        назначается  в   соответствии   с   расчетной   интенсивностью
        движения.
     5. При  наличии  данных  о  наибольшей   часовой   интенсивности,
        достигаемой  или превышаемой в течение любых 50 часов текущего
        года,  категории дорог могут назначаться исходя  из  следующих
        условий:
        - I категория - свыше 2400 привед. единиц в час;
        - II категория - от 1600 до 2400 привед. ед. в час;
        - III категория - от 800 до 1600 привед. ед. в час.
     6. В случае, когда по среднегодовой суточной и наибольшей часовой
        интенсивности требуются неодинаковые категории дороги, следует
        принимать более высокую из них.
     7. В  случае,  если  реальная  интенсивность  движения  превышает
        расчетную  для данной категории дороги,  необходимо проведение
        ее реконструкции в соответствии с  нормативами  более  высокой
        категории.


                                                         Таблица 3
                                        (табл.1.1 СНиП 2.05.02-85)

-----------------------------------------------------------------
         Типы автотранспортных средств             | Коэффициент
                                                   | приведения
---------------------------------------------------+-------------
                      1                            |      2
-----------------------------------------------------------------
1. Легковые автомобили                                  1
2. Мотоциклы с коляской                                 0,75
3. Мотоциклы и мопеды                                   0,5
4. Грузовые автомобили грузоподъемностью, т:
     2                                                  1,5
     6                                                  2
     8                                                  2,5
     14                                                 3
     св.14                                              3,5
5. Автопоезда грузоподъемностью, т:
     12                                                 3,5
     20                                                 4
     30                                                 5
     св. 30                                             6
------------------------------------------------------------------

     Примечание к табл.3
     1. При промежуточных значениях грузоподъемности  автотранспортных
        средств    коэффициенты    приведения    следует    определять
        интерполяцией.
     2. Значения  коэффициентов приведения для автобусов и специальных
        автомобилей следует принимать равными значениям  коэффициентов
        для базовых автомобилей соответствующей грузоподъемности.
     3. Значения  коэффициентов  приведения,  указанные  в  пп.4  и  5
        таблицы,   следует   увеличивать   в   1,2  раза  для  условий
        пересеченной и горной местности.

     2.1.2. Шероховатость  покрытия  должна  обеспечивать   в   период
эксплуатации  коэффициент  сцепления во влажном состоянии не менее 0,4
(п.7.6.1 ВСН 25-76).
     2.1.3. Обочины  должны  располагаться  в  одном уровне с проезжей
частью дороги.  На дорогах I и II категорий они должны быть  укреплены
на  всем  протяжении  дороги  на  ширину  не  менее 1,5 м (п.7.6.2 ВСН
25-76).
     На остальных категориях дорог обочины укрепляются лишь на опасных
участках  (спуски,  закругления,  примыкания  и  съезды,   участки   с
ограниченной видимостью) (п.7.6.3 ВСН 25-76).
     2.1.4. Покрытия на обочинах по своей прочности  должны  допускать
выезд на обочину транспортных средств (п.4.5 СНиП 2.05.02-85).
     2.1.5. Проезжую  часть  следует  предусматривать  с   двухскатным
поперечным  профилем на прямолинейных участках дорог всех категорий и,
как правило,  на кривых в плане с радиусами 3000 м и более для дорог I
категории и с радиусом 2000 м и более - для других категорий (величина
уклона от 15  до  25%  град.  в  зависимости  от  категории  дороги  и
климатической зоны*).

---------------

     * Конкретные значения параметров по пунктам,  отмеченным (*) даны
       в указанных пунктах СНиП 2.05.02-85.

     На кривых в плане с меньшими  радиусами  следует  предусматривать
устройство проезжей части с односкатным поперечным профилем (виражей),
исходя из условий  обеспечения  безопасности  движения  автомобилей  с
наибольшими  скоростями при данных радиусах кривых (величина уклона от
20 до 60% град. в зависимости от категории дороги и радиуса кривой*).
     2.1.6. Покрытия  должны  иметь  устойчивые  во времени ровность и
шероховатость  поверхности,  необходимые  для  обеспечения   расчетных
скоростей и безопасности движения.
     Допускаемые отклонения  по   ровности   проезжей   части   должны
соответствовать требованиям СНиП 3.06.03-84 (п.7.50 СНиП 2.05.02-8Я).
     2.1.7. Во  всех  случаях,  где  по  местным   условиям   возможно
попадание  на  дорогу  с  придорожной полосы людей и животных,  должна
обеспечиваться  боковая  видимость  прилегающей  к  дороге  полосы  на
расстоянии  25  м от кромки проезжей части для дорог I-III категорий и
15 м - для дорог IV и V категорий (п.4.20 СНиП 2.05.03-84).

                2.2. План и продольный профиль дороги.
                     Участки с уклонами и закруглениями

     2.2.1. Предельно допустимые нормы на  элементы  плана  и  профиля
следует принимать в соответствии:
     на основных участках дорог - с табл.4;
     - на трудных участках в пересеченной местности - с табл.5;
     - на трудных участках горной местности - с табл.6.
     2.2.2. В особо трудных условиях горной местности (за  исключением
мест  с  абсолютными  отметками  более  3000  м  над уровнем моря) для
участков протяжением до 500 м ...  допускается  увеличение  наибольших
продольных  уклонов против норм табл.6,  но не более чем на 20%  град.
(п.4.21 СНиП 2.05.02-85).
     2.2.3. В  горной  местности  участки  подходов  дорог  к тоннелям
должны иметь уклон не более 45%  град.  на протяжении 250 м от портала
тоннеля (п.4.21 СНиП 2.05.02-85).
     2.2.4. На дорогах V категории в горной местности  при  совпадении
продольных  уклонов  с  кривыми  малого  радиуса  предельно допустимая
величина уклона должна уменьшаться по сравнению с  нормами  табл.6  на
величину:
     10% "" - при радиусах кривой 50 м;
     20% ~ - при радиусах кривой 40 м;
     30% град. - при радиусах кривой 30 м;
     (п.4.23.СНиП 2.05.02-85).

     2.2.5. Допустимая длина  участка  с  затяжным  уклоном  в  горных
условиях  зависит от величины уклона.  Предельные значения длины таких
участков приведены в табл.7 (п.4.25 СНиП 2.05.02-85).
     2.2.6. На  дорогах  в  горной  местности  на  затяжных продольных
уклонах (величиной более 60%  град.) следует предусматривать участки с
уменьшенными продольными уклонами (20% град. и менее) или площадки для
остановки автомобилей с расстоянием между ними не  более  указанных  в
табл.7.
     Размеры площадок для остановки автомобилей ... должны назначаться
не   менее,  чем  на  3-5  грузовых  автомобилей,  а  выбор  их  места
расположения определяется из условий безопасности стоянки, исключающей
возможность появления осыпей,  камнепадов и, как правило, у источников
воды.
     Независимо от  наличия  площадок,  на затяжных спусках с уклонами
более  50%  град.  следует  предусматривать  противоаварийные  съезды,
которые  устраивают  перед  кривыми  малого радиуса,  расположенными в
конце спуска,  а также на прямых участках спуска через каждые  0,8-1,0
км *п.4.26 СНиП 2.05.02-85).
     2.2.7. При радиусах кривых в плане  1000  м  и  менее  необходимо
предусматривать  уширение  проезжей части с внутренней стороны за счет
обочин,  с тем,  чтобы ширина обочин была не менее 1,5 м для дорог I и
II  категории  и  не менее - для дорог остальных категорий.  (Величина
уширения в  зависимости  от  радиуса  кривой  и  габаритов  движущихся
автомобилей   может   составлять  от  0,4  до  3,5  м)*  (п.4.19  СНиП
2.05.02-85).
     2.2.8. При   смешанном   составе   транспортного  потока  следует
предусматривать дополнительные полосы  проезжей  части  для  грузового
движения  в  сторону  подъема  на  участках  дорог II категории (а при
интенсивности  движения  более  4000  прив.  ед/сут.  -  также  и  III
категории) при продольном уклоне более 30% град. и длине участка свыше
1 км (а при уклоне более 40%  град. - при длине участка свыше 1 км 0,5
км).
     Ширину дополнительной полосы движения  следует  принимать  равной
3,5 м на всем протяжении подъема (п.4.7 СНиП 2.05.02-85).
     2.2.9. Ширину проезжей  части  дорог  в  пределах  средней  части
вогнутых  кривых в продольном профиле,  сопрягающих участки продольных
уклонов с алгебраической разностью 60%  и более, следует увеличивать с
каждой стороны для дорог II и III категорий на 0,5 м, а для дорог IV и
V категорий - на 0,25 м по сравнению с нормами, приведенными в табл.1.
     Длина участков  с уширенной проезжей частью должны быть для дорог
IV и V категорий не менее 100 м,  для дорог IV и V категорий не  менее
50 м (п.4.8 СНиП 2.05.02-85).
     2.2.10. На участках дорог V категории с уклонами более 60%  град.
в  местах  с  неблагоприятными  гидрологическими  условиями  и с легко
размываемыми  грунтами,   с   уменьшенной   шириной   обочин   следует
предусматривать  устройство  разъездов.  Расстояния  между  разъездами
надлежит   принимать   равными   расстояниям   видимости    встречного
автомобиля,  но не более чем 1 км. Ширину земляного полотна и проезжей
части на разъездах следует принимать по нормам дорог IV  категории,  а
наименьшую длину разъезда - 30 м (п.4.9 СНиП 2.05.02-85).
     2.2.11. В конце затяжных спусков не должно быть закруглений малых
радиусов, пересечений в одном уровне, искусственных сооружений с узкой
проезжей  частью,  а  также   других   элементов   дороги,   создающих
впечатление  сужения  проезжей  части  (п.4.1.3 ВСН 25-76,  Минавтодор
РСФСР).


                                                         Таблица 4
                  (табл.4.8 СНиП 2.05.02-85 п.3.22 СНиП II-Д.5-72)

       Предельные нормы на элементы плана и продольного профиля
                      на основных участках дорог
 -----------------------------------------------------------------------------------------------
 Категория |СНиП*          |Наибольшие |Наименьшие расстояния           |Наименьшие радиусы
 дороги    |               |продольн.  |   видимости, м                 |  кривизны, м
           |               |уклоны,    +--------------------------------+-----------------------
           |               |% град.**  |поверхности|для      |встречного|в    |в продольном
           |               |           |дороги     |остановки|а/м       |плане|  профиле
           |               |           |           |***      |          |     +-----------------
           |               |           |           |         |          |     |выпуклых|вогнутых
 -----------------------------------------------------------------------------------------------

 Iа          II-Д.5-72           30        250          -         -       1000  25000

             2.05.02-85                     -          300         -      1200  30000    800

 Iб, II      II-Д.5.02-72        40        175          -         350      600  15000   5000

             2.05.02-85                     -          250        450      800

 III         II-Д.5-72           50        140          -         280      400  10000   3000

             2.05.02-85                     -          200        350      600

 IV          II-Д.5-72           60        100          -         200      250   5000   20000

             2.05.02-85                     -           150       250      300

 V           II-Д.5-72           70         75           -        150      125   2500    1500

             2.05.02-85                     -            85       170      150

---------------
   * Нормативы  по  СНиП II-Д.5-72 совпадают с нормативами по СНиП
     II-Д.5-62, действовавшими с 1965 года.
   ** Величина дана в промилях (% град.) - десятых долях процента.
   *** Наименьшее  расстояние  видимости  для   остановки   должно
       обеспечивать видимость любых предметов,  имеющих высоту 0,2
       м и более, находящихся на середине полосы движения с высоты
       глаз  водителя  автомобиля  1,2  м  от поверхности проезжей
       части.
 -----------------------------------------------------------------------------------------------


                                                         Таблица 5
                  (табл.4.8 СНиП 2.05.02-85 п.3.22 СНиП II-Д.5-72)

     Предельные нормы на элементы плана и продольного профиля
                    на трудных участках дорог
                     в пересеченной местности

 -----------------------------------------------------------------------------------------------
 Категория |СНиП           |Наибольшие |Наименьшие расстояния           |Наименьшие радиусы
 дороги    |               |продольн.  |   видимости, м                 |  кривизны, м
           |               |уклоны,    +--------------------------------+-----------------------
           |               |% град.**  |поверхности|для      |встречного|в    |в продольном
           |               |           |дороги     |остановки|а/м       |плане|  профиле
           |               |           |           |         |          |     +-----------------
           |               |           |           |         |          |     |выпуклых|вогнутых
 -----------------------------------------------------------------------------------------------

  Iа         II-Д.5-72          40          175         -         350      600   1500    5000

             2.05.02-85                      -         250        450      800

  Iб, II     II-Д.5.02-72       50          140         -         280      400   10000   3000

             2.05.02-85                      -         200        350      600

  III        II-Д.5-72          60          100         -         200      250    5000   2000

             2.05.02-85                      -          150       250      300

  IV         II-Д.5-72          70           75         -         150      125    2500   1500

             2.05.02-85                      -          85        170      150

  V          II-Д.5-72          90           50         -         100      60     1000   300

             2.05.02-85                      -          55        110
------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                         Таблица 6
                  (табл.4.8 СНиП 2.05.02-85 п.3.22 СНиП II-Д.5-72)

     Предельные нормы на элементы плана и продольного профиля
           на трудных участках дорог в горной местности

 -----------------------------------------------------------------------------------------------
 Категория |СНиП           |Наибольшие |Наименьшие расстояния           |Наименьшие радиусы
 дороги    |               |продольн.  |   видимости, м                 |  кривизны, м
           |               |уклоны,    +--------------------------------+-----------------------
           |               |% град.**  |поверхности|для      |встречного|в    |в продольном
           |               |           |дороги     |остановки|а/м       |плане|  профиле
           |               |           |           |         |          |     +-----------------
           |               |           |           |         |          |     |выпуклых|вогнутых
 -----------------------------------------------------------------------------------------------

   Iа        II-Д.5-72         60        100           -        200       250    5000    1000

             2.05.02-85                  -             150      250

   Iб, II    II-Д.5.02-72      70        75            -        150       125    2500    600

             2.05.02-85                  -             85       170

   III       II-Д.5-72         80        60            -        180       100    1500    200

             2.05.02-85                  -             75       130

   IV        II-Д.5-72         90        50            -        100       60     1000    300

             2.05.02-85                  -             55       110

   V         II-Д.5-72         100       40            -        80        30     600     200

             2.05.02-85                  -             45       90

 -----------------------------------------------------------------------------------------------

                                                         Таблица 7
                                       (табл.4.11 СНиП 2.05.02-85)
 ----------------------------------------------------------------
 Величина     |      Длина участка, м, при высоте над уровнем
 продольного  |                     моря,  м
 уклона, % 0. +--------------------------------------------------
              |      1000    |    2000     |   3000    |   4000
 ----------------------------------------------------------------

     60             2500         2200         1800        1500

     70             2200         1900         1600        1300

     80             2000         1600         1500        1100

     90             1500         1200         1000         -
 ----------------------------------------------------------------

                          2.3. Тротуары

     2.3.1. На  участках  дорог  в  пределах  населенных  пунктов  при
расчетной интенсивности движения 4000 прив.ед./сут.  и более,  а также
на подходах к ним следует предусматривать тротуары,  размещая их,  как
правило, за пределами земляного полотна.
     Тротуары надлежит  проектировать  в  соответствии  с требованиями
СНиП П-60-75* (п.4.39 СНиП 2.05.02-85);

                  2.4. Пересечения и примыкания

     2.4.1. Продольные уклоны дорог  на  подходах  к  пересечениям  на
протяжении  расстояний  видимости  для  остановки автомобиля (согласно
табл.4-6) не должны превышать 40%. (п.5.1 СНиП 2.05.02-85).
     2.4.2. Все  съезды и въезды на подходах к дорогам I-III категорий
должны иметь покрытия:
     при песчаных,  супесчаных  и  легких  суглинистых  грунтах  -  на
протяжении 100 м;
     - при  черноземах,  глинистых,  тяжелых  и  пылеватых суглинистых
грунтах - 200 м.
     Покрытия въездов  на  дороги IV категории следует предусматривать
на  протяжении  в  два  раза  меньше,  чем  въездов  на  дороги  I-III
категорий.
     Обочины на съездах и въездах на длине,  установленной в настоящем
пункте,  следует  укреплять  на ширину не менее 0,5-0,75 м (п.5.5 СНиП
2.05.02-85).
     2.4.3. Наименьший  радиус  кривых  при сопряжениях дорог в местах
пересечений  или  примыканий  в  одном  уровне  следует  принимать  по
категории  дороги,  с  которой  происходит  съезд,  независимо от угла
пересечения или примыкания:  при съездах с дорог I,  II категорий - не
менее 25 м, с дорог III категории - 20 м и с дорог IV-V категорий 15 м
(п.5.10 СНиП 2.05.02-85).
     2.4.4. На  пересечениях и примыканиях автомобильных дорог в одном
уровне должна быть обеспечена видимость пересекающего или примыкающего
направления на расстоянии, указанном в табл.4-6.
     Расположение примыканий на участках выпуклых кривых в  продольном
профиле  и с внутренней стороны закруглений в плане допускается только
в исключительных случаях (п.5.11 СНиП 2.05.02-85).
     2.4.5. Продольные  уклоны  на переездах следует принимать равными
не более 40%. (п.5.13 СНиП 2.05.02-85).
     2.4.6. Переходно-скоростные  полосы  следует  предусматривать  на
пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на  дорогах
I-III категорий,  в том числе к зданиям и сооружениям, расположенным в
придорожной  зоне:  на  дорогах  I  категории  при  интенсивности   50
привед.ед./сут.   и   более,   съезжающих  или  выезжающих  на  дорогу
(соответственно для полосы торможения или разгона);
     - на   дорогах  II  и  III  категорий  -  при  интенсивности  200
прив.ед./сут. и более.
     На транспортных  развязках  в разных уровнях переходно-скоростные
полосы для съездов,  примыкающих к дорогам I-III  категорий,  является
обязательным  элементом  независимо  от интенсивности движения (п.5.22
СНиП 2.05.02-85).

                   2.5. Мосты, трубы и тоннели

     2.5.1. На участках подходов к  тоннелям  проезжую  часть  следует
выделять  разметкой в виде сплошной линии на расстояние не менее 250 м
от его портала, выполняемой по кромке проезжей части.
     2.5.2. На   мостах  следует  предусматривать  на  каждой  стороне
тротуары или служебные проходы, огражденные с наружных сторон перилами
высотой не менее 1,10 м.
     На мостах,  расположенных  в   городах,   поселках   и   сельских
населенных пунктах, ширину тротуара следует принимать не менее 1,50 м.
     Ширину однополосных  тротуаров,  располагаемых  в  уровне   верха
бордюров или колесоотбойных брусьев, следует назначать равной 1,0 м.
     На городских эстакадах и мостах грузовых дорог,  изолированных от
пешеходного   движения   (менее   200   пешеходов  в  сутки),  следует
предусматривать только служебные проходы шириной 0,75 м  (п.1.64  СНиП
3.05.03-84).
     2.5.3. Ограждения    барьерные     или     парапетные     следует
предусматривать:
     - на всех мостах и путепроводах  в  городах  и  на  автомобильных
дорогах  I-III категорий,  а также на всех путепроводах,  пересекающих
автомобильные дороги I-II категорий и железные дороги всех категорий;
     - под   путепроводами   на   скоростных   дорогах   и   улицах  с
нерегулируемым движением;
     - под  путепроводами  на  автомобильных  дорогах  I-III категорий
вдоль промежуточных опор, расположенных на расстоянии 0,5 м и менее от
границы  подмостового  габарита и промежуточных опор на разделительной
полосе.
     На мостах,  имеющих  ездовое  полотно для многоголосного движения
транспортных средств в обоих направлениях в одном  уровне,  ограждения
на разделительной полосе следует устраивать, если:
     - ограждения разделительной полосы предусмотрены на подходах;
     - на  разделительной  полосе  расположены  элементы   конструкции
моста, опоры контактной сети, освещения и т.д.;
     - конструкции разделительной полосы не  рассчитываются  на  въезд
автотранспорта на полосу.
     Высоту ограждений  на  мостах  и  путепроводах  в  городах  и  на
автомобильных  дорогах I-III категорий следует принимать (и) не менее:
0,75 - для барьерных и 0,69 - для парапетных ограждений.
     На мостах дорог промышленных предприятий с обращением автомобилей
особо большой грузоподъемности высота ограждений должна назначаться не
менее  1/2  диаметра  колеса  расчетного  автомобиля  и  быть не менее
установленной для мостов дорог I-III категорий.
     Высота бордюров,  устраиваемых  на  мостах,  должна  быть  (м) не
менее:  0,35  -  на  дорогах  IV  и  V   категорий   и   0,30   -   на
внутрихозяйственных дорогах.
     Колесоотбойный брус на деревянных мостах должен иметь  высоту  не
менее  0,25  м.  Конструкции  ограждений должны препятствовать падению
транспортных средств с моста,  создавать условия безопасности движения
пешеходов   по   тротуарам,  защищать  несущие  конструкции  моста  от
повреждений и позволять производить  быструю  замену  или  исправление
повреждений  элементов  ограждения.  Ограждения на мостах должны быть,
как  правило,  в  створе  с  ограждениями  на  подходах  (п.1.65  СНиП
2.05.03-84).
     2.5.4. Применение деревянных мостов допускается:
     а) на  автомобильных  дорогах  ниже  III   категории   (по   СНиП
II-Д.5-72) - без ограничения;
     б) на магистральных улицах районного значения (по СНиП 60-75~)  -
с  разрешения:  горисполкома  -  для  крупнейших,  крупных  и  средних
городов;  райисполкомов -  для  малых  городов,  поселков  и  сельских
населенных пунктов;
     в) на  улицах  местного  значения  (по  СНиП  П-60-75~   и   СНиП
2.05.II-83) - без ограничения (п.1.4 СНиП 2.05.03.-84).
     2.5.5. Опоры контактной сети и освещения следует располагать, как
правило,  в  створе  перил (при ширине тротуаров 2,25 м и менее) или в
междупутье  трамвайных  путей  при  расположении  их  на  обособленном
полотне.
     Головки рельсов трамвайных путей на необособленном полотне должны
со стороны автопоездов располагаться на уровне верха покрытия проезжей
части (п.1.60 СНиП 2.05.03-84).
     2.5.6. Ширина  насыпей  автомобильных  дорог  поверху на длине не
менее 10 м от начала и конца  мостов,  путепроводов  должна  превышать
расстояние  между  перилами  моста,  путепровода  на  0,5  м  в каждую
сторону.  При  необходимости  должно   производиться   соответствующее
уширение земляного полотна;  переход от уширенного земляного полотна к
нормативному следует  осуществлять  на  длине  15-25  м  (п.4.13  СНиП
2.05.03-84).
     2.5.7. На мостах и в тоннелях, а также на участках подходов к ним
должны быть обеспечены условия единообразия движения на дорогах (п.8.4
СНиП 2.05.02-85).
     Проезжая часть  на  мосту  не  должна  быть уже проезжей части на
подходах к мосту. На мосту с каждой стороны проезжей части должны быть
полосы  безопасности шириной для дорог I-II категорий - 2 м,  III -1,5
м, IV-V категорий - 1 м (п.1.20 СНиП 2.05.03-84).

                    2.6. Автобусные остановки

     2.6.1. Остановочные  и  посадочные  площадки  и   павильоны   для
пассажиров следует предусматривать в местах автобусных остановок.
     Ширину остановочных  площадок  следует  принимать  равной  ширине
основных  полос проезжей части,  а длину - в зависимости от количества
одновременно останавливающихся автобусов, но не менее 10 м.
     Остановочные площадки   на   дорогах   Iб-III   категорий  должны
отделяться от проезжей части разделительной полосой шириной 0,75 м.
     Посадочные площадки   на   автобусных   остановках   должны  быть
приподняты на 0,2 м над поверхностью остановочных площадок.
     Поверхность посадочных   площадок   должна   иметь   покрытие  на
площадках не менее 10х2 м и на подходе к павильону.
     Ближайшая грань  павильона для пассажиров должна быть расположена
не ближе 3 м от кромки остановочной площадки.
     В зоне автобусных остановок бордюры устанавливают без смещения от
кромки   остановочной   полосы   и   прилегающих   к   ней    участков
переходно-скоростных полос.
     От посадочных площадок в направлении основных потоков  пассажиров
следует  проектировать пешеходные дорожки или тротуары до существующих
тротуаров,  улиц или пешеходных дорожек,  а при  их  отсутствии  -  на
расстояние   не   менее   боковой   видимости   (п.2.1)  (п.10.8  СНиП
2.05.02-85).
     2.6.2. Автобусные   остановки  вне  пределов  населенных  пунктов
следует располагать на прямых участках дорог или на кривых с радиусами
в плане не менее 1000 м для дорог I и II категорий,  600 м - для дорог
III категорий и 400 м - для дорог IV и V категорий  и  при  продольных
уклонах не более 40%.  При этом должны быть обеспечены нормы видимости
для дорог соответствующих категорий.
     Автобусные остановки  на  дорогах I категории следует располагать
одна против другой,  а на дорогах II-V категорий их следует смещать по
ходу  движения  на  расстояние  не менее 30 м между ближайшими гранями
павильонов.
     В зонах  пересечений  и  примыканий  дорог  автобусные  остановки
следует располагать от пересечений на расстояние не  менее  расстояния
видимости для остановки согласно п.2.1.
     На дорогах I-III категорий автобусные остановки следует назначать
не  чаще,  чем  через  3  км,  а  в  курортных зонах и густонаселенной
местности - 1,5 км (п.10.9 СНиП 2.05.02-85).
     2.6.3. Переходно-скоростные  полосы  на  дорогах  I-IV  категорий
следует предусматривать в местах расположения площадок  для  остановок
автобусов и троллейбусов (п.5.22 СНиП 2.05.02-85).

                  2.7. Железнодорожные переезды

     2.7.1. Острый   угол   между   пересекающимися   в  одном  уровне
автомобильной и железной дорогами не должен быть менее 60ш (5.15  СНиП
2.05.02-85).
     2.7.2. На   неохраняемых   пересечениях   вновь   строящихся    и
реконструируемых  автомобильных  дорог  с  железными  дорогами в одном
уровне  должна  быть  обеспечена  видимость,  при   которой   водитель
автомобиля,  находящийся  от переезда на расстоянии не менее видимости
поверхности дороги  (согласно  п.2.1),  мог  видеть  приближающийся  к
переезду  поезд  не  менее  чем  за  400  м  от  переезда,  а машинист
приближающегося поезда мог видеть середину переезда на  расстоянии  не
менее 1000 м (п.5.17 СНиП 2.05.02-85).
     Согласно инструкции  МПС  СССР  по  устройству   и   обслуживанию
переездов N ЦП/4288 от 18 мая 1985 года,  удовлетворительной считается
видимость,  при которой  с  транспортного  средства,  находящегося  на
расстоянии 50 м и менее от крайнего рельса,  приближающийся с любой из
сторон поезд виден на расстоянии не менее:
     при скорости движения поездов 121 - 140 км/ч - 500 м
     при скорости движения поездов 81 - 120 км/ч - 400 м
     при скорости движения поездов 41 - 80 км/ч - 250 м
     при скорости движения поездов 26 - 40 км/ч - 150 м
     при скорости движения поездов 25 км/ч и менее - 100 м
     (п.2.2.2 Инструкции)

     2.7.3. Вновь    создаваемые    защитные   лесонасаждения   должны
обеспечивать водителям транспортных средств видимость  приближающегося
поезда  за  50  м  от  переезда  на  расстоянии не менее 500 м,  п.3.4
Инструкции).
     2.7.4. Подходы  автомобильной  дороги  к  переезду  на протяжении
менее  20  м  должны  иметь  продольный  уклон  не   более   5%.   При
реконструкции  и  строительстве  новых  автомобильных  дорог подходы к
переезду должны устраиваться такими,  чтобы на протяжении не менее 2 м
от  крайнего  рельса  автомобильная  дорога в продольном профиле имела
горизонтальную  площадку,  а  на   кривых   -   уклон,   обусловленный
возвышением  одного  рельса  над  другим,  при этом перед площадкой на
протяжении не менее 50 м  продольный  уклон  не  должен  превышать  3%
(п.3.3 Инструкции, п.5.18 СНиП 2.05.02-85).
     2.7.5. Ширину проезжей части дороги на переезде следует принимать
равной   ширине   проезжей   части   на  подходах  к  переезду,  а  на
автомобильных дорогах V категории не менее 6,0 м на расстоянии 200 м в
обе стороны от переезда (п.5.18 СНиП 2.05.02-85).
     2.7.6. Настил с  наружной  стороны  колеи  устраивается  в  одном
уровне  с  верхом  головок  рельсов,  а  внутри  колеи,  во  избежание
повреждений рельсов при проходе тракторов,  катков и другой техники  и
замыкания  рельсовых  цепей,  он  должен  быть выше головок рельсов на
30-40 мм.  Настил может  быть  железобетонным  или  деревянным  (п.3.5
Инструкции).
     2.7.7. На подходах к переездам со стороны железной дороги  должны
быть  установлены  предупредительные постоянные сигнальные знаки "С" о
подаче машинистом свистка.
     Сигнальные знаки  "С"  устанавливаются  с  правой стороны по ходу
движения поездов  на  расстоянии  500-1500  м,  а  на  перегонах,  где
обращаются  поезда  со  скоростями  более  120  км/ч  -  на расстоянии
800-1500 м от переезда.
     Перед неохраняемыми  переездами с неудовлетворительными условиями
видимости,   кроме   того,   должны   устанавливаться   дополнительные
сигнальные  знаки  "С"  на расстоянии 250 м от переезда (на перегонах,
где обращаются поезда со скоростью 120 км/ч -  на  расстоянии  400  м)
(п.3.6 Инструкции).
     2.7.8. На    охраняемых    переездах    должна    устанавливаться
заградительная  сигнализация  для  поездов.  В качестве заградительных
светофоров могут использоваться входные, выходные, предупредительные и
маршрутные светофоры, расположенные от переезда на расстоянии не более
800 м и не менее 15 м  при  условии  видимости  переезда  с  места  их
установки.
     При невозможности  использования   указанных   светофоров   перед
охраняемыми   переездами  устанавливаются  специальные  заградительные
светофоры на расстоянии не менее 15 м.
     Если требуемая    видимость    заградительного    светофора    не
обеспечивается,  то на  участках,  не  оборудованных  антиблокировкой,
впереди такого светофора устанавливается предупредительный светофор.
     2.7.9. Все  охраняемые  переезды,   расположенные   на   участках
автоблокировки,   независимо  от  наличия  заградительных  светофоров,
должны быть оборудованы  устройствами  для  переключения  ближайших  к
переездам  светофоров  автоблокировки  на  запрещающие  показания  при
возникновении на переездах препятствий для  движения  поездов  (п.3.19
Инструкции).
     2.7.10. При оборудовании переездов автоматическими шлагбаумами на
посту  дежурного  по  переезду среди кнопок регулирования сигнализации
должны также быть: 1) кнопка для включения заградительных светофоров и
приведения в запрещающее положение показаний на путевых светофорах; 2)
контрольные лампы для проверки включения заградительных светофоров; 3)
контрольные  лампы.  показывающие  вступление на участок приближения к
переезду поездов (п.3.20 Инструкции).
     2.7.11. Электрическое  освещение должны иметь все переезды I и II
категорий,  а также переезды III и IV категорий  (категории  переездов
назначаются  исходя  из  интенсивности  движения  через  них поездов и
автомобилей  (см.п.2.1   Инструкции),   расположенных   на   участках,
оборудованных продольными линиями энергоснабжения,  или имеющие вблизи
другие постоянные источники электроснабжения.
     На вновь   строящихся  и  реконструируемых  автодорогах  I  и  II
категорий подходы к переезду должны быть освещены на протяжении 100  м
от крайнего рельса (п.3.14).
     2.7.12. Все  железнодорожные  переезды  должны  быть  оборудованы
соответствующей дорожно-знаковой информацией с сигнальными столбиками.
Столбики,  перила, ограды, стойки габаритных ворот, стойки шлагбаумов,
мачты  светофоров  переездной  сигнализации  должны  располагаться  от
кромок проезжей части автодороги на расстоянии не менее 0,75 м. Стойки
вновь  сооружаемых  габаритных  ворот,  а  также  габаритных  ворот на
переустраиваемых переездах  в  связи  с  реконструкцией  автомобильных
дорог  должны  устраиваться  не  ближе 1.75 м от кромок проезжей части

Страницы: 1  2