О КОНВЕРСИИ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РЕДАКЦИЯ НА 24.12.1993). Закон. Верховный Совет РСФСР. 20.03.92 2551-1


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                                ЗАКОН

     О КОНВЕРСИИ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                       (Редакция на 24.12.1993)



(РЕДАКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА  ПРАВОВЫМ  УПРАВЛЕНИЕМ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ В РЕД.  -  УКАЗА  ПРЕЗИДЕНТА  РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 24.12.93 Г. N 2288)

     Настоящий Закон определяет правовые основы деятельности оборонных
и сопряженных с ними предприятий, объединений и организаций в условиях
снижения  или  прекращения  оборонных  заказов  и  связанной  с   этим
конверсией    их   производственных   мощностей,   научно-технического
потенциала и трудовых ресурсов.
     Закон регулирует    взаимоотношения    органов   государственного
управления Российской Федерации и органов государственного  управления
национально-государственных      и     административно-территориальных
образований с предприятиями,  объединениями и организациями в процессе
конверсии  и  гарантирует  защиту  интересов  всех  его  участников  в
условиях  рыночных  отношений,  использования  экономических   методов
управления.
     Закон предусматривает порядок разрешения правовых,  экономических
и социальных вопросов,  возникающих в процессе конверсии,  и направлен
на   наиболее   эффективное   использование   в   гражданских    целях
производственных мощностей,  научно-технического потенциала и трудовых
ресурсов конверсируемых предприятий.

                       РАЗДЕЛ I Общие положения

               Статья 1. Основные понятия и определения

     1. Под конверсией оборонной промышленности (далее - конверсия)  в
настоящем  Законе  понимается  частичная  или  полная переориентация в
установленном этим  Законом  порядке  высвобождаемых  производственных
мощностей,   научно-технического   потенциала   и   трудовых  ресурсов
оборонных и сопряженных с ними предприятий,  объединений и организаций
с военных на гражданские нужды.
     2. Конверсируемое      предприятие      -       производственное,
научно-производственное   объединение,   завод,   конструкторская  или
научно-исследовательская организация, а также любое другое предприятие
независимо   от   формы   собственности,   занятые   научной  и  (или)
производственной   деятельностью   для   военных   нужд    (то    есть
производством,  разработкой,  исследованием,  испытанием,  ремонтом  и
обслуживанием вооружения и  военной  техники,  комплектующих  изделий,
материалов  и  специального  технологического оборудования для них,  а
также добычей,  переработкой, утилизацией, хранением специальных видов
сырья  и  материалов  для  производства  вооружения и военной техники,
используемых в Вооруженных Силах,  органах обеспечения безопасности  и
правоохранительных органах Российской Федерации), на которых указанная
деятельность  сокращается  или  прекращается  и   в   связи   с   этим
осуществляются   мероприятия   по   выпуску  гражданской  продукции  и
утилизации военно-технических средств.
     Конверсируемыми в соответствии с настоящим Законом являются также
оборонные  предприятия,  в  отношении  которых   принято   решение   о
прекращении их деятельности или ликвидации из-за технико-экономической
нецелесообразности их перепрофилирования.

                     Статья 2. Принципы конверсии

     1. Основанием  для  сокращения  или  прекращения   на   оборонном
предприятии  производственной  деятельности  для военных нужд являются
решения органов государственной власти Российской Федерации,  а  также
фактическое сокращение бюджетных расходов на эти цели.
     2. Главным принципом работы конверсируемых  предприятий  является
использование высоких технологий оборонного комплекса для производства
продукции, способной конкурировать на внешнем рынке.
     3. Высвобождающиеся   в   процессе   конверсии   производственные
мощности,  научно-технический  потенциал  и трудовые ресурсы оборонных
отраслей  промышленности  привлекаются   к   реализации   приоритетных
государственных  целевых  программ  социально-экономического  развития
Российской  Федерации.  При  этом  учитываются  потребности  народного
хозяйства,  предложения конверсируемых предприятий, научно-технический
и производственный заделы, накопленные на конверсируемых предприятиях,
профессиональные  навыки  работников,  специализация  предприятий и их
техническое оснащение.
     4. Конверсируемые предприятия обеспечивают на  договорной  основе
за счет средств,  выделяемых для нужд обороны,  создание, сохранение и
развитие  мобилизационных  мощностей  в  соответствии   с   заданиями,
утвержденными Правительством Российской Федерации,  а также сохранение
необходимого обслуживающего персонала.
     5. Конверсия   проводится   при   полном   соблюдении  всех  норм
социальной    защиты    работников     конверсируемых     предприятий,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    РАЗДЕЛ 2 Организация, планирование и финансирование конверсии
                       оборонной промышленности

         Статья 3. Планирование оборонного заказа и конверсии

     (пункт первый статьи признан не действующим - на основании  Указа
Президента Российской Федерации от 24.12.93 г. N 2288)
     1. Планирование государственного оборонного заказа на разработку,
производство   и  поставку  вооружения  и  военной  техники  (далее  -
оборонный заказ) базируется на военной доктрине Российской Федерации и
ее  основных  принципах.  На  основании  военной  доктрины  Российской
Федерации,   принятой   Верховным   Советом   Российской    Федерации,
Министерство  обороны Российской Федерации при участии соответствующих
министерств  и  ведомств,  предприятий,  объединений   и   организаций
разрабатывает  долгосрочные  программы  развития  вооружения и военной
техники,  программы создания,  сохранения и  развития  мобилизационных
мощностей.  Аналогичные программы разрабатываются органами обеспечения
безопасности и правоохранительными органами Российской Федерации.
     В соответствии   с  этими  программами  заключаются  долгосрочные
договоры  и  утверждается  оборонный  заказ.  Указанные   долгосрочные
программы  также используются для составления государственных программ
конверсии и доводятся до заинтересованных конверсируемых предприятий в
целях планирования конверсии и организации производства.
     2. На основании  республиканского  бюджета  Российской  Федерации
проводятся уточнение соответствующих долгосрочных программ,  продление
действующих договоров и конкурсы на выполнение новых заказов.
     3. Уточненные планы по оборонному  заказу  доводятся  до  каждого
конверсируемого  предприятия  не  позднее  чем  за  два года до начала
конверсии.
     Началом конверсии   считается  год,  с  которого  на  предприятии
фактически  сокращается  или  прекращается  производство,   разработка
вооружения  и  военной  техники  либо начинается перепрофилирование не
введенных в строй мощностей.

                    Статья 4. Программы конверсии

     1. Главная  роль в организации перехода с военного на гражданское
производство и разработки программ  конверсии  принадлежит  оборонному
предприятию.
     Основой для  разработки  программы   конверсии   на   предприятии
являются:
     программы разработки и производства вооружения и военной техники,
программы  обеспечения деятельности органов обеспечения безопасности и
правоохранительных органов Российской Федерации;
     программы создания,   сохранения   и   развития   мобилизационных
мощностей;
     заказ на разработку,  производство и поставку продукции и товаров
для важнейших государственных нужд (в том числе для нужд обороны).
     2. Разработка  и  организация исполнения государственных программ
конверсии  осуществляются  Министерством   промышленности   Российской
Федерации.
     3. Региональные  программы  конверсии  разрабатываются   органами
исполнительной        власти       национально-государственных       и
административно-территориальных образований,  а также координационными
советами  по конверсии или другими органами,  содействующими процессам
реализации конверсии в регионе.
     4. Участие   конверсируемых   предприятий   в  государственных  и
региональных программах строго добровольное,  основанное на  принципах
экономической заинтересованности и конкурентности.

          Статья 5. Финансирование и материально-техническое
                    обеспечение процесса конверсии

     1. Порядок финансирования и материально-технического  обеспечения
оборонного   заказа   определяется  контрактом  исполнителя  заказа  с
заказчиком,  заключенным в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
     2. Порядок финансирования и материально-технического  обеспечения
работ  по  государственным  программам конверсии устанавливается этими
программами.
     3. Материальная  заинтересованность руководителя государственного
конверсируемого предприятия в улучшении экономических  показателей  (в
том  числе в сохранении занятости работников) обеспечивается условиями
контракта,  заключенного в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
     4. В целях обеспечения кредитования и реализации  государственных
программ конверсии создается государственный фонд конверсии. Источники
и порядок финансирования указанного фонда определяет  Верховный  Совет
Российской   Федерации   при   утверждении   республиканского  бюджета
Российской Федерации.
     5. Конверсируемым  предприятиям  предоставляется  право создавать
специальные     централизованные     фонды     для      финансирования
научно-исследовательских,  опытно-конструкторских и проектных работ, а
также для освоения новых видов продукции.  Указанные фонды формируются
за  счет отчислений от прибыли в размере до 1,5 процента себестоимости
товарной продукции  (работ,  услуг)  предприятий  с  исключением  этих
платежей  из  налогооблагаемой  базы  подоходного  налога  (налога  на
прибыль).

          Статья 6. Особенности реорганизации и приватизации
                      конверсируемых предприятий

     1. При полной конверсии предприятий,  входящих в объединение и не
являющихся юридическими  лицами,  а  также  цехов,  отделов  и  других
структурных  подразделений  предприятий,  они  могут  быть  выделены в
самостоятельные государственные  предприятия  с  правами  юридического
лица.   Решение   о   выделении   в   самостоятельное  государственное
предприятие  принимается  на  общем  собрании   трудового   коллектива
подразделения   большинством  голосов  от  общего  числа  его  членов.
Выделение в самостоятельное государственное предприятие осуществляется
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     2. Трудовой коллектив полностью конверсируемого  государственного
предприятия  может  подать  заявку на приватизацию своего предприятия,
участвовать   через   своих   представителей   в   разработке    плана
приватизации, пользоваться при приватизации льготами, предоставленными
законодательством Российской Федерации для членов трудовых коллективов
предприятия.
     3. Предприятие или его структурное  подразделение  при  частичной
конверсии   приватизируется   в   соответствии   с   законодательством
Российской Федерации и Государственной программой приватизации.
     4. Участие  иностранных  инвесторов в приватизации конверсируемых
предприятий осуществляется в соответствии с Государственной программой
приватизации,  Законом  РСФСР  "Об  иностранных инвестициях в РСФСР" и
законодательством Российской Федерации о приватизации.
     5. Предприятия или структурные подразделения предприятий, имеющие
мобилизационное назначение и не используемые в  текущем  производстве,
приватизации не подлежат.

               РАЗДЕЛ 3 Социальная защита. Компенсации
                 и льготы конверсируемым предприятиям

                Статья 7. Социальная защита работников
                      конверсируемых предприятий

     1. Граждане Российской Федерации,  работающие  на  конверсируемом
предприятии,  а также высвобожденные в связи с конверсией,  пользуются
правом на социальную защиту  в  соответствии  с  настоящим  Законом  и
другими законодательными актами Российской Федерации.
     2. Работникам   горных,   металлургических,   радиохимических   и
специальных    сборочных    производств    урановой    промышленности,
высвобожденным в результате конверсии,  период  получения  пособия  по
безработице  по  решению  местных  Советов  народных  депутатов  может
продлеваться на срок до двух лет.
     3. Работникам,    высвобождаемым   в   связи   с   конверсией   и
проработавшим в оборонных отраслях промышленности  не  менее  15  лет,
предоставляется   право   на   пользование   ведомственными  объектами
социальной   сферы,   на   ведомственное   медицинское   обслуживание,
сохранение   очереди  на  получение  жилья,  а  также  предоставляется
преимущественное право на индивидуальное  жилищное  строительство  или
вступление   в   жилищно-строительные  кооперативы  в  любых  регионах
Российской Федерации.
     4. Городам  и  поселкам,  более  20  процентов занятого населения
которых  подпадает  под  увольнение  в  результате  конверсии,   может
присваиваться  статус территорий приоритетного развития в соответствии
со статьей 17 Закона РСФСР "О занятости населения в РСФСР".
     5. Увольнение  работников с конверсируемого предприятия в связи с
конверсией  является  дополнительным  условием   увольнения,   которое
обязательно  фиксируется  в  трудовой  книжке  при  оформлении записей
причин увольнения.
     6. Требования,   изложенные   в   пункте   5   настоящей  статьи,
распространяются на работников,  уволенных в соответствии с пунктами 5
и 6 статьи 29 и пунктом 1 статьи 33 КЗоТ РСФСР.
     7. На нетрудоустроенных работников,  уволенных с  конверсируемого
предприятия  в  соответствии  с  пунктами  5  и 6 настоящей статьи при
проведении приватизации государственных предприятий,  распространяются
все   льготы,   предусмотренные   для   членов   трудового  коллектива
законодательством Российской Федерации  и  Государственной  программой
приватизации.

      Статья 8. Компенсации и льготы конверсируемым предприятиям

     1. Налоговые   льготы   предприятиям,  осуществляющим  конверсию,
устанавливаются   в   соответствии   с   налоговым   законодательством
Российской Федерации.
     2. Конверсируемые  государственные  предприятия   по   разрешению
Правительства   Российской   Федерации   имеют   право  на  ускоренную
амортизацию части основных производственных фондов, а в случае полного
снятия   с   них   оборонного  заказа  и  при  отсутствии  возможности
использования этих фондов в гражданской сфере - на  безамортизационное
списание узкоспециализированного оборудования.
     3. При сокращении заказа на  производство  вооружения  и  военной
техники,   выпускаемых   на   специальных  технологических  линиях,  в
специализированных  цехах  и   на   производствах   с   расстановочной
численностью,   а  также  в  других  случаях,  вызывающих  объективное
повышение  себестоимости  данной  продукции,   заказчик   обязан   при
перезаключении  контракта  по требованию предприятия пересмотреть цены
на заказанную продукцию  по  представленным  предприятием  расчетам  с
обеспечением   рентабельности   производства   в   новых   условиях  и
сохранением  за  работниками  указанных  линий,  цехов  и  производств
достигнутого уровня оплаты труда.
     4. В случае несоблюдения предусмотренных настоящим Законом сроков
доведения  до  предприятий оборонной промышленности исходных данных по
конверсии убытки, причиненные этим предприятиям, включая:
     расходы на консервацию и содержание мобилизационных мощностей, на
социальные мероприятия, на возмещение увеличения стоимости продукции в
результате сокращения производства вооружения и военной техники,
     суммы, уплаченные по санкциям  поставщиков  сырья,  материалов  и
комплектующих изделий,
     и иные  убытки,  связанные  с  неоплатой  заделов   незавершенной
продукции,    со   списанием   инструмента,   оснастки,   приборов   и
оборудования,  которые не могут  быть  использованы  для  производства
гражданской продукции, -
     компенсируются Правительством  Российской  Федерации  из  средств
республиканского   бюджета   Российской   Федерации,   если   иное  не
предусмотрено в долгосрочных контрактах предприятия с заказчиком.
     5. Конверсируемым  предприятиям,  выпускающим  в  соответствии  с
конверсионными   программами   оборудование   и   технику   для   нужд
агропромышленного  комплекса,  предусматривается   компенсация   части
накладных   расходов,  обеспечивающая  уровень  цен  на  них  не  выше
мирового.

        РАЗДЕЛ 4 Внешнеэкономическая деятельность предприятий
                         в условиях конверсии

           Статья 9. Виды внешнеэкономической деятельности

     1. Конверсируемые   предприятия   имеют   право    самостоятельно
осуществлять   внешнеэкономическую   деятельность   в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
     При этом предприятия имеют право на:
     экспорт сырья,  материалов, оборудования, высвобождающихся в ходе
конверсии,   -   при   условии   невозможности  их  использования  для
производства гражданской продукции,  с учетом требований, содержащихся
в статье 10 настоящего Закона;
     импорт новой техники и технологий,  а также комплектующих изделий
для производства гражданской продукции;
     передачу (обмен и продажу) в  установленном  порядке  технологий,
лицензий,  ноу-хау,  научно-технической информации,  которые до начала
осуществления конверсии использовались в создании вооружения и военной
техники;
     участие в  конференциях,  симпозиумах,  выставках  и  ярмарках  с
демонстрацией  новых  материалов,  оборудования,  приборов,  рекламных
описаний технологий,  которые ранее  использовались  для  производства
вооружения и военной техники;
     разработку, производство  и  реализацию  вооружения   и   военной
техники   по  лицензиям  в  порядке,  установленном  законодательством
Российской Федерации;
     участие в   кооперации  с  иностранными  фирмами  по  разработке,
производству и реализации продукции военного назначения в соответствии
с  законодательными  актами  Российской Федерации,  предусматривающими
защиту военно-технических интересов Российской Федерации.
     2. Деятельность    предприятий    с   иностранными   инвестициями
регулируется Законом РСФСР "Об  иностранных  инвестициях  в  РСФСР"  и
другими законодательными актами Российской Федерации.

          Статья 10. Защита военно-экономического и научно-
             технического потенциала Российской Федерации

     1. Для  предотвращения  нанесения  ущерба военно-экономическому и
научно-техническому потенциалу Российской Федерации при  осуществлении
конверсируемыми   предприятиями  внешнеэкономической  деятельности,  а
также  для  нераспространения  оружия  массового  поражения  указанные
предприятия    должны    строго    руководствоваться    ограничениями,
установленными на экспорт (передачу,  обмен) продукции  и  технологий,
которые  имеют гражданское назначение,  но могут быть использованы для
создания оружия массового поражения. Ограничения на экспорт (передачу,
обмен)   указанных   видов   продукции  и  технологий  устанавливаются
Верховным Советом Российской  Федерации  и  Правительством  Российской
Федерации.
     2. Во внешнеэкономической деятельности конверсируемые предприятия
руководствуются следующими положениями:
     экспорт стратегических   видов  сырья,  материалов,  оборудования
осуществляется по лицензиям,  выдаваемым в каждом конкретном случае  в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
     передача технологий,   лицензий,   ноу-хау  и  научно-технической
информации  для  организации   производства   продукции   гражданского
назначения  и  (или)  их использования в торговых и научно-технических
связях с иностранными фирмами осуществляется при  условии  обеспечения
защиты военно-экономических интересов Российской Федерации;
     продажа другим   государствам   вооружения   и  военной  техники,
специальных систем, комплексов, функциональных блоков, узлов, входящих
в   состав  вооружения  и  военной  техники,  а  также  технологий  их
производства осуществляется в  порядке,  установленном  Правительством
Российской Федерации.

Президент Российской Федерации
                                                             Б. Ельцин
Москва, Кремль
20 марта 1992 года
N 2551-1