О КОНВЕРСИИ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Закон. Верховный Совет РСФСР. 20.03.92 2551-I


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                                ЗАКОН

                 О КОНВЕРСИИ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
                        В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



     Настоящий Закон определяет правовые основы деятельности оборонных
и сопряженных с ними предприятий, объединений и организаций в условиях
снижения  или  прекращения  оборонных  мощностей,  научно-технического
потенциала и трудовых ресурсов.
     Закон   регулирует   взаимоотношения   органов   государственного
управления Российской Федерации и органов  государственного управления
национально-государственных      и     административно-территориальных
образований с предприятиями,  объединениями и организациями в процессе
конверсии  и  гарантирует  защиту  интересов  всех  его  участников  в
условиях  рыночных  отношений,   использования  экономических  методов
управления.
     Закон предусматривает порядок разрешения  правовых, экономических
и социальных вопросов,  возникающих в процессе  конверсии, и направлен
на   наиболее   эффективное   использование    в   гражданских   целях
производственных мощностей,  научно-технического потенциала и трудовых
ресурсов конверсируемых предприятий.

                              РАЗДЕЛ I.
                           Общие положения

               Статья 1. Основные понятия и определения

     1.  Под конверсией оборонной промышленности (далее - конверсия) в
настоящем  Законе  понимается  частичная или  полная  переориентация в
установленном  этим  Законом  порядке  высвобождаемых производственных
мощностей,   научно-технического   потенциала   и   трудовых  ресурсов
оборонных и сопряженных с ними предприятий,  объединений и организаций
с военных на гражданские нужды.
     2.     Конверсируемое     предприятие     -     производственное,
научно-производственное   объединение,   завод,   конструкторская  или
научно-исследовательская организация, а также любое другое предприятие
независимо   от  формы   собственности,   занятые   научной   и  (или)
производственной   деятельностью   для   военных    нужд    (то   есть
производством,  разработкой,  исследованием,  испытанием,  ремонтом  и
обслуживанием  вооружения  и военной  техники,  комплектующих изделий,
материалов  и специального  технологического  оборудования  для них, а
также добычей,  переработкой, утилизацией, хранением специальных видов
сырья и материалов  для  производства  вооружения  и  военной техники,
используемых в Вооруженных Силах,  органах обеспечения  безопасности и
правоохранительных органах Российской Федерации), на которых указанная
деятельность  сокращается   или   прекращается  и   в   связи  с  этим
осуществляются   мероприятия   по  выпуску   гражданской  продукции  и
утилизации военно-технических средств.
     Конверсируемыми в соответствии с настоящим Законом являются также
оборонные   предприятия,   в  отношении  которых  принято   решение  о
прекращении их деятельности или ликвидации из-за технико-экономической
нецелесообразности их перепрофилирования.

                     Статья 2. Принципы конверсии

     1.   Основанием  для  сокращения  или  прекращения  на  оборонном
предприятии производственной  деятельности  для военных  нужд являются
решения органов  государственной власти Российской Федерации,  а также
фактическое сокращение бюджетных расходов на эти цели.
     2.  Главным принципом работы  конверсируемых предприятий является
использование высоких технологий оборонного комплекса для производства
продукции, способной конкурировать на внешнем рынке.
     3.   Высвобождающиеся   в   процессе  конверсии  производственные
мощности,  научно-технический  потенциал и трудовые  ресурсы оборонных
отраслей   промышленности  привлекаются   к   реализации  приоритетных
государственных  целевых  программ  социально-экономического  развития
Российской  Федерации.  При  этом  учитываются  потребности  народного
хозяйства,  предложения конверсируемых предприятий, научно-технический
и производственный заделы, накопленные на конверсируемых предприятиях,
профессиональные навыки  работников,  специализация  предприятий  и их
техническое оснащение.
     4.  Конверсируемые предприятия обеспечивают на  договорной основе
за счет средств,  выделяемых для нужд обороны,  создание, сохранение и
развитие  мобилизационных   мощностей  в  соответствии   с  заданиями,
утвержденными Правительством Российской Федерации,  а также сохранение
необходимого обслуживающего персонала.
     5.   Конверсия  проводится  при   полном  соблюдении   всех  норм
социальной    защиты     работников     конверсируемых    предприятий,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.

                              РАЗДЕЛ 2.
         Организация, планирование и финансирование конверсии
                       оборонной промышленности

         Статья 3. Планирование оборонного заказа и конверсии

     1. Планирование государственного оборонного заказа на разработку,
производство  и  поставку  вооружения  и  военной  техники   (далее  -
оборонный заказ) базируется на военной доктрине Российской Федерации и
ее  основных  принципах.  На  основании  военной  доктрины  Российской
Федерации,    принятой   Верховным   Советом   Российской   Федерации,
Министерство обороны Российской Федерации при  участии соответствующих
министерств   и  ведомств,   предприятий,  объединений  и  организаций
разрабатывает долгосрочные  программы  развития  вооружения  и военной
техники,  программы  создания,  сохранения и  развития мобилизационных
мощностей.  Аналогичные программы разрабатываются органами обеспечения
безопасности и правоохранительными органами Российской Федерации.
     В  соответствии  с  этими  программами  заключаются  долгосрочные
договоры  и  утверждается  оборонный   заказ.  Указанные  долгосрочные
программы также используются для составления  государственных программ
конверсии и доводятся до заинтересованных конверсируемых предприятий в
целях планирования конверсии и организации производства.
     2.  На основании  республиканского  бюджета  Российской Федерации
проводятся уточнение соответствующих долгосрочных  программ, продление
действующих договоров и конкурсы на выполнение новых заказов.
     3.  Уточненные планы по  оборонному  заказу  доводятся до каждого
конверсируемого  предприятия не  позднее чем  за  два  года  до начала
конверсии.
     Началом  конверсии  считается  год,  с  которого  на  предприятии
фактически  сокращается  или   прекращается  производство,  разработка
вооружения и военной  техники  либо  начинается  перепрофилирование не
введенных в строй мощностей.

                    Статья 4. Программы конверсии

     1.  Главная роль в организации перехода с военного на гражданское
производство и разработке  программ  конверсии  принадлежит оборонному
предприятию.
     Основой  для   разработки  программы   конверсии  на  предприятии
являются:
     программы разработки и производства вооружения и военной техники,
программы обеспечения деятельности органов обеспечения  безопасности и
правоохранительных органов Российской Федерации;
     программы  создания,   сохранения   и   развития  мобилизационных
мощностей;
     заказ на разработку,  производство и поставку продукции и товаров
для важнейших государственных нужд (в том числе для нужд обороны).
     2.  Разработка и организация  исполнения государственных программ
конверсии  осуществляются   Министерством   промышленности  Российской
Федерации.
     3.  Региональные  программы  конверсии  разрабатываются  органами
исполнительной       власти        национально-государственных       и
административно-территориальных образований,  а также координационными
советами по  конверсии или другими органами,  содействующими процессам
реализации конверсии в регионе.
     4.   Участие  конверсируемых  предприятий   в  государственных  и
региональных программах  строго добровольное,  основанное на принципах
экономической заинтересованности и конкурентности.

          Статья 5. Финансирование и материально-техническое
                    обеспечение процесса конверсии

     1.  Порядок финансирования и материально-технического обеспечения
оборонного  заказа  определяется  контрактом   исполнителя   заказа  с
заказчиком,  заключенным в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
     2.  Порядок финансирования и материально-технического обеспечения
работ  по  государственным программам  конверсии устанавливается этими
программами.
     3.  Материальная заинтересованность руководителя государственного
конверсируемого предприятия в улучшении  экономических  показателей (в
том числе в сохранении занятости работников)  обеспечивается условиями
контракта,  заключенного в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
     4.  В целях обеспечения кредитования и реализации государственных
программ конверсии создается государственный фонд конверсии. Источники
и порядок финансирования  указанного фонда  определяет Верховный Совет
Российской   Федерации   при   утверждении   республиканского  бюджета
Российской Федерации.
     5.  Конверсируемым предприятиям  предоставляется  право создавать
специальные     централизованные     фонды      для     финансирования
научно-исследовательских,  опытно-конструкторских и проектных работ, а
также для освоения новых видов продукции.  Указанные фонды формируются
за счет отчислений от прибыли в размере до  1,5 процента себестоимости
товарной  продукции  (работ,  услуг)  предприятий  с  исключением этих
платежей  из  налогооблагаемой  базы  подоходного  налога  (налога  на
прибыль).

          Статья 6. Особенности реорганизации и приватизации
                      конверсируемых предприятий

     1.  При полной конверсии предприятий, входящих в объединение и не
являющихся  юридическими  лицами,  а  также  цехов,  отделов  и других
структурных  подразделений  предприятий,  они  могут  быть  выделены в
самостоятельные  государственные  предприятия  с  правами юридического
лица.   Решение   о   выделении   в   самостоятельное  государственное
предприятие  принимается   на  общем   собрании  трудового  коллектива
подразделения  большинством  голосов  от  общего  числа   его  членов.
Выделение в самостоятельное государственное предприятие осуществляется
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     2.  Трудовой коллектив полностью конверсируемого государственного
предприятия  может подать  заявку на приватизацию  своего предприятия,
участвовать   через   своих   представителей    в   разработке   плана
приватизации, пользоваться при приватизации льготами, предоставленными
законодательством Российской Федерации для членов трудовых коллективов
предприятия.
     3.  Предприятие  или его структурное подразделение  при частичной
конверсии   приватизируется   в   соответствии   с   законодательством
Российской Федерации и Государственной программой приватизации.
     4.  Участие иностранных инвесторов в  приватизации конверсируемых
предприятий осуществляется в соответствии с Государственной программой
приватизации,  Законом  РСФСР "Об иностранных инвестициях  в  РСФСР" и
законодательством Российской Федерации о приватизации.
     5.  Предприятия и структурные  подразделения предприятий, имеющие
мобилизационное назначение и не  используемые  в текущем производстве,
приватизации не подлежат.

                              РАЗДЕЛ 3.
                    Социальная защита. Компенсации
                 и льготы конверсируемым предприятиям

        Статья 7. Социальная защита работников конверсируемых
                             предприятий

     1.  Граждане  Российской Федерации,  работающие на конверсируемом
предприятии,  а также высвобожденные в связи  с конверсией, пользуются
правом на  социальную  защиту  в соответствии  с  настоящим  Законом и
другими законодательными актами Российской Федерации.
     2.   Работникам   горных,   металлургических,  радиохимических  и
специальных    сборочных    производств    урановой    промышленности,
высвобожденным  в результате  конверсии,  период  получения пособия по
безработице  по  решению  местных  Советов  народных  депутатов  может
продлеваться на срок до двух лет.
     3.   Работникам,   высвобожденным   в   связи   с   конверсией  и
проработавшим  в оборонных отраслях  промышленности  не  менее 15 лет,
предоставляется   право   на   пользование   ведомственными  объектами
социальной   сферы,   на   ведомственное   медицинское   обслуживание,
сохранение  очереди  на  получение  жилья,   а  также  предоставляется
преимущественное право на  индивидуальное  жилищное  строительство или
вступление   в  жилищно-строительные  кооперативы  в   любых  регионах
Российской Федерации.
     4.  Городам и поселкам,  более  20  процентов  занятого населения
которых  подпадает  под  увольнение  в   результате  конверсии,  может
присваиваться статус территорий приоритетного  развития в соответствии
со статьей Закона РСФСР "О занятости населения в РСФСР".
     5.  Увольнение работников с конверсируемого предприятия в связи с
конверсией   является  дополнительным  условием   увольнения,  которое
обязательно  фиксируется  в  трудовой  книжке  при  оформлении записей
причин увольнения.
     6.   Требования,   изложенные  в   пункте  5   настоящей  статьи,
распространяются на работников,  уволенных в соответствии с пунктами 5
и 6 статьи 29 и пунктом 1 статьи 33 КЗоТ РСФСР.
     7.  На нетрудоустроенных работников,  уволенных с конверсируемого
предприятия в соответствии  с пунктами  5  и  6  настоящей  статьи при
проведении приватизации  государственных предприятий, распространяются
все   льготы,   предусмотренные   для   членов   трудового  коллектива
законодательством  Российской  Федерации и  Государственной программой
приватизации.

            Статья 8. Компенсации и льготы конверсируемым
                             предприятиям

     1.   Налоговые  льготы  предприятиям,  осуществляющим  конверсию,
устанавливаются   в   соответствии   с   налоговым   законодательством
Российской Федерации.
     2.   Конверсируемые  государственные  предприятия  по  разрешению
Правительства   Российской  Федерации   имеют   право   на  ускоренную
амортизацию части основных производственных фондов, а в случае полного
снятия  с   них   оборонного  заказа  и   при  отсутствии  возможности
использования этих фондов в гражданской сфере -  на безамортизационное
списание узкоспециализированного оборудования.
     3.  При  сокращении  заказа на производство  вооружения и военной
техники,   выпускаемых  на  специальных   технологических   линиях,  в
специализированных   цехах   и   на  производствах   с  расстановочной
численностью,   а  также  в  других  случаях,  вызывающих  объективное
повышение  себестоимости   данной  продукции,   заказчик   обязан  при
перезаключении контракта по  требованию  предприятия пересмотреть цены
на  заказанную  продукцию по  представленным  предприятием  расчетам с
обеспечением   рентабельности   производства   в   новых   условиях  и
сохранением  за  работниками  указанных  линий,  цехов  и  производств
достигнутого уровня оплаты труда.
     4. В случае несоблюдения предусмотренных настоящим Законом сроков
доведения до  предприятий оборонной промышленности  исходных данных по
конверсии убытки, причиненные этим предприятиям, включая:
     расходы на  конверсию и содержание  мобилизационных мощностей, на
социальные мероприятия, на возмещение увеличения стоимости продукции в
результате сокращения производства вооружения и военной техники,
     суммы,  уплаченные по  санкциям  поставщиков сырья,  материалов и
комплектующих изделий,
     и  иные  убытки,  связанные  с  неоплатой  заделов  незавершенной
продукции,    со   списанием   инструмента,   оснастки,   приборов   и
оборудования,  которые  не  могут быть  использованы  для производства
гражданской продукции, -
     компенсируются  Правительством  Российской  Федерации  из средств
республиканского   бюджета   Российской   Федерации,   если   иное  не
предусмотрено в долгосрочных контрактах предприятия с заказчиком.
     5.  Конверсируемым  предприятиям,  выпускающим  в  соответствии с
конверсионными   программами   оборудование   и   технику   для   нужд
агропромышленного   комплекса,   предусматривается  компенсация  части
накладных  расходов,   обеспечивающая  уровень  цен  на  них  не  выше
мирового.

                              РАЗДЕЛ 4.
             Внешнеэкономическая деятельность предприятий
                         в условиях конверсии

           Статья 9. Виды внешнеэкономической деятельности

     1. Конверсируемые   предприятия   имеют   право    самостоятельно
осуществлять   внешнеэкономическую   деятельность   в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
     При этом предприятия имеют право на:
     экспорт сырья,  материалов, оборудования, высвобождающихся в ходе
конверсии,   -   при  условии   невозможности   их  использования  для
производства гражданской продукции,  с учетом требований, содержащихся
в статье 10 настоящего Закона;
     импорт новой техники и технологий,  а также комплектующих изделий
для производства гражданской продукции;
     передачу  (обмен  и продажу)  в установленном порядке технологий,
лицензий,  ноу-хау,  научно-технической информации,  которые до начала
осуществления конверсии использовались в создании вооружения и военной
техники;
     участие  в  конференциях,  симпозиумах,  выставках  и  ярмарках с
демонстрацией  новых  материалов,  оборудования,  приборов,  рекламных
описаний технологий,  которые  ранее  использовались  для производства
вооружения и военной техники;
     разработку,   производство  и  реализацию  вооружения  и  военной
техники  по  лицензиям  в   порядке,  установленном  законодательством
Российской Федерации;
     участие  в  кооперации  с  иностранными  фирмами  по  разработке,
производству и реализации продукции военного назначения в соответствии
с  законодательными  актами  Российской  Федерации, предусматривающими
защиту военно-технических интересов Российской Федерации.
     2.   Деятельность   предприятий   с   иностранными   инвестициями
регулируется  Законом РСФСР "Об  иностранных  инвестициях  в  РСФСР" и
другими законодательными актами Российской Федерации.

              Статья 10. Защита военно-экономического и
         научно-технического потенциала Российской Федерации

     1.  Для предотвращения  нанесения ущерба  военно-экономическому и
научно-техническому потенциалу Российской Федерации  при осуществлении
конверсируемыми  предприятиями  внешнеэкономической   деятельности,  а
также  для  нераспространения  оружия  массового  поражения  указанные
предприятия    должны    строго    руководствоваться    ограничениями,
установленными  на  экспорт (передачу,  обмен) продукции и технологий,
которые имеют гражданское  назначение,  но могут быть использованы для
создания оружия массового поражения. Ограничения на экспорт (передачу,
обмен)   указанных  видов   продукции   и  технологий  устанавливаются
Верховным Советом  Российской  Федерации  и  Правительством Российской
Федерации.
     2. Во внешнеэкономической деятельности конверсируемые предприятия
руководствуются следующими положениями:
     экспорт  стратегических  видов  сырья,  материалов,  оборудования
осуществляется по лицензиям,  выдаваемым в каждом конкретном  случае в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
     передача  технологий,   лицензий,  ноу-хау  и  научно-технической
информации  для   организации   производства   продукции  гражданского
назначения  и (или)  их использования в торговых  и научно-технических
связях с иностранными  фирмами осуществляется  при условии обеспечения
защиты военно-экономических интересов Российской Федерации;
     продажа   другим  государствам  вооружения  и   военной  техники,
специальных систем, комплексов, функциональных блоков, узлов, входящих
в  состав  вооружения  и  военной  техники,   а  также  технологий  их
производства осуществляется  в  порядке,  установленном Правительством
Российской Федерации.

20 марта 1992 г.
N 2551-1