РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН О КОНВЕРСИИ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Настоящий Закон определяет правовые основы деятельности оборонных и сопряженных с ними предприятий, объединений и организаций в условиях снижения или прекращения оборонных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов. Закон регулирует взаимоотношения органов государственного управления Российской Федерации и органов государственного управления национально-государственных и административно-территориальных образований с предприятиями, объединениями и организациями в процессе конверсии и гарантирует защиту интересов всех его участников в условиях рыночных отношений, использования экономических методов управления. Закон предусматривает порядок разрешения правовых, экономических и социальных вопросов, возникающих в процессе конверсии, и направлен на наиболее эффективное использование в гражданских целях производственных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов конверсируемых предприятий. РАЗДЕЛ I. Общие положения Статья 1. Основные понятия и определения 1. Под конверсией оборонной промышленности (далее - конверсия) в настоящем Законе понимается частичная или полная переориентация в установленном этим Законом порядке высвобождаемых производственных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов оборонных и сопряженных с ними предприятий, объединений и организаций с военных на гражданские нужды. 2. Конверсируемое предприятие - производственное, научно-производственное объединение, завод, конструкторская или научно-исследовательская организация, а также любое другое предприятие независимо от формы собственности, занятые научной и (или) производственной деятельностью для военных нужд (то есть производством, разработкой, исследованием, испытанием, ремонтом и обслуживанием вооружения и военной техники, комплектующих изделий, материалов и специального технологического оборудования для них, а также добычей, переработкой, утилизацией, хранением специальных видов сырья и материалов для производства вооружения и военной техники, используемых в Вооруженных Силах, органах обеспечения безопасности и правоохранительных органах Российской Федерации), на которых указанная деятельность сокращается или прекращается и в связи с этим осуществляются мероприятия по выпуску гражданской продукции и утилизации военно-технических средств. Конверсируемыми в соответствии с настоящим Законом являются также оборонные предприятия, в отношении которых принято решение о прекращении их деятельности или ликвидации из-за технико-экономической нецелесообразности их перепрофилирования. Статья 2. Принципы конверсии 1. Основанием для сокращения или прекращения на оборонном предприятии производственной деятельности для военных нужд являются решения органов государственной власти Российской Федерации, а также фактическое сокращение бюджетных расходов на эти цели. 2. Главным принципом работы конверсируемых предприятий является использование высоких технологий оборонного комплекса для производства продукции, способной конкурировать на внешнем рынке. 3. Высвобождающиеся в процессе конверсии производственные мощности, научно-технический потенциал и трудовые ресурсы оборонных отраслей промышленности привлекаются к реализации приоритетных государственных целевых программ социально-экономического развития Российской Федерации. При этом учитываются потребности народного хозяйства, предложения конверсируемых предприятий, научно-технический и производственный заделы, накопленные на конверсируемых предприятиях, профессиональные навыки работников, специализация предприятий и их техническое оснащение. 4. Конверсируемые предприятия обеспечивают на договорной основе за счет средств, выделяемых для нужд обороны, создание, сохранение и развитие мобилизационных мощностей в соответствии с заданиями, утвержденными Правительством Российской Федерации, а также сохранение необходимого обслуживающего персонала. 5. Конверсия проводится при полном соблюдении всех норм социальной защиты работников конверсируемых предприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации. РАЗДЕЛ 2. Организация, планирование и финансирование конверсии оборонной промышленности Статья 3. Планирование оборонного заказа и конверсии 1. Планирование государственного оборонного заказа на разработку, производство и поставку вооружения и военной техники (далее - оборонный заказ) базируется на военной доктрине Российской Федерации и ее основных принципах. На основании военной доктрины Российской Федерации, принятой Верховным Советом Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации при участии соответствующих министерств и ведомств, предприятий, объединений и организаций разрабатывает долгосрочные программы развития вооружения и военной техники, программы создания, сохранения и развития мобилизационных мощностей. Аналогичные программы разрабатываются органами обеспечения безопасности и правоохранительными органами Российской Федерации. В соответствии с этими программами заключаются долгосрочные договоры и утверждается оборонный заказ. Указанные долгосрочные программы также используются для составления государственных программ конверсии и доводятся до заинтересованных конверсируемых предприятий в целях планирования конверсии и организации производства. 2. На основании республиканского бюджета Российской Федерации проводятся уточнение соответствующих долгосрочных программ, продление действующих договоров и конкурсы на выполнение новых заказов. 3. Уточненные планы по оборонному заказу доводятся до каждого конверсируемого предприятия не позднее чем за два года до начала конверсии. Началом конверсии считается год, с которого на предприятии фактически сокращается или прекращается производство, разработка вооружения и военной техники либо начинается перепрофилирование не введенных в строй мощностей. Статья 4. Программы конверсии 1. Главная роль в организации перехода с военного на гражданское производство и разработке программ конверсии принадлежит оборонному предприятию. Основой для разработки программы конверсии на предприятии являются: программы разработки и производства вооружения и военной техники, программы обеспечения деятельности органов обеспечения безопасности и правоохранительных органов Российской Федерации; программы создания, сохранения и развития мобилизационных мощностей; заказ на разработку, производство и поставку продукции и товаров для важнейших государственных нужд (в том числе для нужд обороны). 2. Разработка и организация исполнения государственных программ конверсии осуществляются Министерством промышленности Российской Федерации. 3. Региональные программы конверсии разрабатываются органами исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований, а также координационными советами по конверсии или другими органами, содействующими процессам реализации конверсии в регионе. 4. Участие конверсируемых предприятий в государственных и региональных программах строго добровольное, основанное на принципах экономической заинтересованности и конкурентности. Статья 5. Финансирование и материально-техническое обеспечение процесса конверсии 1. Порядок финансирования и материально-технического обеспечения оборонного заказа определяется контрактом исполнителя заказа с заказчиком, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Порядок финансирования и материально-технического обеспечения работ по государственным программам конверсии устанавливается этими программами. 3. Материальная заинтересованность руководителя государственного конверсируемого предприятия в улучшении экономических показателей (в том числе в сохранении занятости работников) обеспечивается условиями контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. В целях обеспечения кредитования и реализации государственных программ конверсии создается государственный фонд конверсии. Источники и порядок финансирования указанного фонда определяет Верховный Совет Российской Федерации при утверждении республиканского бюджета Российской Федерации. 5. Конверсируемым предприятиям предоставляется право создавать специальные централизованные фонды для финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ, а также для освоения новых видов продукции. Указанные фонды формируются за счет отчислений от прибыли в размере до 1,5 процента себестоимости товарной продукции (работ, услуг) предприятий с исключением этих платежей из налогооблагаемой базы подоходного налога (налога на прибыль). Статья 6. Особенности реорганизации и приватизации конверсируемых предприятий 1. При полной конверсии предприятий, входящих в объединение и не являющихся юридическими лицами, а также цехов, отделов и других структурных подразделений предприятий, они могут быть выделены в самостоятельные государственные предприятия с правами юридического лица. Решение о выделении в самостоятельное государственное предприятие принимается на общем собрании трудового коллектива подразделения большинством голосов от общего числа его членов. Выделение в самостоятельное государственное предприятие осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Трудовой коллектив полностью конверсируемого государственного предприятия может подать заявку на приватизацию своего предприятия, участвовать через своих представителей в разработке плана приватизации, пользоваться при приватизации льготами, предоставленными законодательством Российской Федерации для членов трудовых коллективов предприятия. 3. Предприятие или его структурное подразделение при частичной конверсии приватизируется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Государственной программой приватизации. 4. Участие иностранных инвесторов в приватизации конверсируемых предприятий осуществляется в соответствии с Государственной программой приватизации, Законом РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" и законодательством Российской Федерации о приватизации. 5. Предприятия и структурные подразделения предприятий, имеющие мобилизационное назначение и не используемые в текущем производстве, приватизации не подлежат. РАЗДЕЛ 3. Социальная защита. Компенсации и льготы конверсируемым предприятиям Статья 7. Социальная защита работников конверсируемых предприятий 1. Граждане Российской Федерации, работающие на конверсируемом предприятии, а также высвобожденные в связи с конверсией, пользуются правом на социальную защиту в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации. 2. Работникам горных, металлургических, радиохимических и специальных сборочных производств урановой промышленности, высвобожденным в результате конверсии, период получения пособия по безработице по решению местных Советов народных депутатов может продлеваться на срок до двух лет. 3. Работникам, высвобожденным в связи с конверсией и проработавшим в оборонных отраслях промышленности не менее 15 лет, предоставляется право на пользование ведомственными объектами социальной сферы, на ведомственное медицинское обслуживание, сохранение очереди на получение жилья, а также предоставляется преимущественное право на индивидуальное жилищное строительство или вступление в жилищно-строительные кооперативы в любых регионах Российской Федерации. 4. Городам и поселкам, более 20 процентов занятого населения которых подпадает под увольнение в результате конверсии, может присваиваться статус территорий приоритетного развития в соответствии со статьей Закона РСФСР "О занятости населения в РСФСР". 5. Увольнение работников с конверсируемого предприятия в связи с конверсией является дополнительным условием увольнения, которое обязательно фиксируется в трудовой книжке при оформлении записей причин увольнения. 6. Требования, изложенные в пункте 5 настоящей статьи, распространяются на работников, уволенных в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 29 и пунктом 1 статьи 33 КЗоТ РСФСР. 7. На нетрудоустроенных работников, уволенных с конверсируемого предприятия в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящей статьи при проведении приватизации государственных предприятий, распространяются все льготы, предусмотренные для членов трудового коллектива законодательством Российской Федерации и Государственной программой приватизации. Статья 8. Компенсации и льготы конверсируемым предприятиям 1. Налоговые льготы предприятиям, осуществляющим конверсию, устанавливаются в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. 2. Конверсируемые государственные предприятия по разрешению Правительства Российской Федерации имеют право на ускоренную амортизацию части основных производственных фондов, а в случае полного снятия с них оборонного заказа и при отсутствии возможности использования этих фондов в гражданской сфере - на безамортизационное списание узкоспециализированного оборудования. 3. При сокращении заказа на производство вооружения и военной техники, выпускаемых на специальных технологических линиях, в специализированных цехах и на производствах с расстановочной численностью, а также в других случаях, вызывающих объективное повышение себестоимости данной продукции, заказчик обязан при перезаключении контракта по требованию предприятия пересмотреть цены на заказанную продукцию по представленным предприятием расчетам с обеспечением рентабельности производства в новых условиях и сохранением за работниками указанных линий, цехов и производств достигнутого уровня оплаты труда. 4. В случае несоблюдения предусмотренных настоящим Законом сроков доведения до предприятий оборонной промышленности исходных данных по конверсии убытки, причиненные этим предприятиям, включая: расходы на конверсию и содержание мобилизационных мощностей, на социальные мероприятия, на возмещение увеличения стоимости продукции в результате сокращения производства вооружения и военной техники, суммы, уплаченные по санкциям поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий, и иные убытки, связанные с неоплатой заделов незавершенной продукции, со списанием инструмента, оснастки, приборов и оборудования, которые не могут быть использованы для производства гражданской продукции, - компенсируются Правительством Российской Федерации из средств республиканского бюджета Российской Федерации, если иное не предусмотрено в долгосрочных контрактах предприятия с заказчиком. 5. Конверсируемым предприятиям, выпускающим в соответствии с конверсионными программами оборудование и технику для нужд агропромышленного комплекса, предусматривается компенсация части накладных расходов, обеспечивающая уровень цен на них не выше мирового. РАЗДЕЛ 4. Внешнеэкономическая деятельность предприятий в условиях конверсии Статья 9. Виды внешнеэкономической деятельности 1. Конверсируемые предприятия имеют право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом предприятия имеют право на: экспорт сырья, материалов, оборудования, высвобождающихся в ходе конверсии, - при условии невозможности их использования для производства гражданской продукции, с учетом требований, содержащихся в статье 10 настоящего Закона; импорт новой техники и технологий, а также комплектующих изделий для производства гражданской продукции; передачу (обмен и продажу) в установленном порядке технологий, лицензий, ноу-хау, научно-технической информации, которые до начала осуществления конверсии использовались в создании вооружения и военной техники; участие в конференциях, симпозиумах, выставках и ярмарках с демонстрацией новых материалов, оборудования, приборов, рекламных описаний технологий, которые ранее использовались для производства вооружения и военной техники; разработку, производство и реализацию вооружения и военной техники по лицензиям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; участие в кооперации с иностранными фирмами по разработке, производству и реализации продукции военного назначения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, предусматривающими защиту военно-технических интересов Российской Федерации. 2. Деятельность предприятий с иностранными инвестициями регулируется Законом РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" и другими законодательными актами Российской Федерации. Статья 10. Защита военно-экономического и научно-технического потенциала Российской Федерации 1. Для предотвращения нанесения ущерба военно-экономическому и научно-техническому потенциалу Российской Федерации при осуществлении конверсируемыми предприятиями внешнеэкономической деятельности, а также для нераспространения оружия массового поражения указанные предприятия должны строго руководствоваться ограничениями, установленными на экспорт (передачу, обмен) продукции и технологий, которые имеют гражданское назначение, но могут быть использованы для создания оружия массового поражения. Ограничения на экспорт (передачу, обмен) указанных видов продукции и технологий устанавливаются Верховным Советом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. 2. Во внешнеэкономической деятельности конверсируемые предприятия руководствуются следующими положениями: экспорт стратегических видов сырья, материалов, оборудования осуществляется по лицензиям, выдаваемым в каждом конкретном случае в соответствии с законодательством Российской Федерации; передача технологий, лицензий, ноу-хау и научно-технической информации для организации производства продукции гражданского назначения и (или) их использования в торговых и научно-технических связях с иностранными фирмами осуществляется при условии обеспечения защиты военно-экономических интересов Российской Федерации; продажа другим государствам вооружения и военной техники, специальных систем, комплексов, функциональных блоков, узлов, входящих в состав вооружения и военной техники, а также технологий их производства осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 20 марта 1992 г. N 2551-1 |