О МЕРАХ ПО ПОДДЕРЖКЕ И ОЗДОРОВЛЕНИЮ НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (БАНКРОТОВ) И ПРИМЕНЕНИИ
К НИМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июня 1992 г.
N 623
(РГ 92-138-5)
В целях поддержки государственных предприятий, оказавшимися
несостоятельными (банкротами), а также обеспечения эффективного
использования государственного имущества, закрепленного за госу-
дарственными предприятиями, защиты прав и интересов государства, кре-
диторов и трудовых коллективов несостоятельных предприятий и в соот-
ветствии с законами РСФСР "О собственности в РСФСР" и "О предприятиях
и предпринимательской деятельности"
постановляю:
1. Государственные предприятия, в том числе предприятия, в
уставном фонде (капитале( которых доля государственной собственности
составляет 50 и более процентов, не способные выполнять свои обяза-
тельства перед кредитором и бюджетом, объявляются в соответствии с
настоящим Указом несостоятельными (банкротами).
В отношении государственных предприятий, являющихся банкротами,
применяются специальные процедуры ликвидации, включающие реорганизацию
и иные меры, направленные на оздоровление экономического и финансового
состояния предприятий, эффективное использование государственной
собственности, закрепленной за ними, в порядке, устанавливаемом насто-
ящим Указом.
2. Основаниями для признания государственного предприятия банк-
ротом являются:
невыполнение им в течение трех месяцев своих обязательств перед
бюджетом (кроме предприятий, получивших в установленном порядке ин-
вестиционный налоговый кредит)
и необеспечение выполнения требований юридических и физических
лиц, имеющих к нему имущественные претензии, в течение трех месяцев со
дня наступления срока их исполнения,
и наличие долговых обязательств на сумму, превышающую двукрат-
ную сумму стоимости имущества предприятия.
3. Решение о признании банкротом принимается:
в отношении государственных предприятий, являющихся федеральной
собственностью, Государственным комитетом Российской Федерации по уп-
равлению государственным имуществом;
в отношении государственных предприятий, являющихся собствен-
ностью республик в составе Российской Федерации, органами исполнитель-
ной власти республик в составе России в порядке, установленном соот-
ветствующей республикой в составе Российской Федерации;
в отношении предприятий, являющихся собственностью краев, об-
ластей, автономной области, автономных округов или городов Москвы и
Санкт-Петербурга, соответствующими комитетами по управлению имущест-
вом.
4. Рассмотрение вопроса о признании государственного предприя-
тия банкротом указанными органами производится по представлению ми-
нистерств и государственных комитетов Российской Федерации и республик
в составе Российской Федерации, налоговых органов, государственных фи-
нансовых органов, банков, кредиторов (в том числе государственных ор-
ганов и учреждений) в случае невозможности возврата долга в обычном
порядке разрешения гражданских споров, а также по заявлению самого
предприятия-должника.
Налоговые и финансовые органы, а также банки обязаны при обна-
ружении фактов, являющихся основанием для признания государственного
предприятия банкротом и предусмотренных пунктом 2 настоящего Указа,
сообщать об этом в соответствии с законодательством Российской Федера-
ции в соответствующий комитет по управлению имуществом.
5. Комитет по управлению имуществом в недельный срок с момента
получения сообщения от органов и лиц, указанных в части первой пункта
4, получает от предприятия:
реквизиты предприятия, включая указание об организационно-пра-
вовой форме и субъектах собственности;
полный список кредиторов предприятия;
полный список должников предприятия;
бухгалтерский баланс на последнюю дату перед возбуждением воп-
роса о банкротстве предприятия;
а также иную необходимую информацию о финансовом и имуществен-
ном положении предприятия-должника по усмотрению комитета по управле-
нию имуществом.
Информация, полученная комитетом по управлению имуществом, не
подлежит разглашению до принятия решения о признании предприятия банк-
ротом. В случае, если предприятие не будет признано банкротом, комитет
по управлению имуществом возвращает полученные документы предприятию и
обеспечивает нераспространение содержащихся в них сведений.
Отказ государственного предприятия предоставить указанные в
настоящем пункте документы либо непредоставление этих документов в
установленный срок влечет безусловное признание его банкротом.
6. В недельный срок с момента получения указанных в пункте 5
настоящего Указа документов комитет по управлению имуществом, рассмат-
ривающий вопрос о признании государственного предприятия банкротом,
принимает решение о подведомственности ему данного вопроса. В случае,
когда установлено, что рассмотрение вопроса о банкротстве конкретного
предприятия относится к компетенции другого комитета по управлению
имуществом, последнему в трехдневный срок направляются документы, по-
лученные в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящего Указа.
Если комитетом по управлению имуществом установлены иные
собственники предприятия-должника, то они извещаются о рассмотрении
вопроса о признании предприятия банкротом и им обеспечивается возмож-
ность участия в соответствии с установленным порядком в решении воп-
роса о банкротстве и проведении процедур, применяемых к предприя-
тию-банкроту. Комитетом по управлению имуществом совместно с другими
собственниками предприятия-должника и кредиторами для решения всех
вопросов банкротства создается комиссия представителей собственников,
действующая в соответствии с Положением, утверждаемым Правительством
Российской Федерации.
7. Комитет по управлению имуществом, а при наличии нескольких
собственников - комиссия представителей собственников в течение одного
месяца с момента получения сообщения от органов и лиц, указанных в
части первой пункта 4, принимают одно из следующих решений:
а) о признании государственного предприятия состоятельным.
Предприятие признается состоятельным также и в случае заключения миро-
вого соглашения между предприятием и его кредиторами;
б) о признании государственного предприятия банкротом. Решение
о признании предприятия банкротом является одновременно решением о его
ликвидации, и предприятие с момента принятия такого решения считается
находящимся в состоянии банкротства.
В случае признания предприятия состоятельным ему возвращаются в
трехдневный срок все представленные им документы.
Процедура принятия комиссией представителей собственников реше-
ния о признании государственного предприятия банкротом устанавливается
Государственным комитетом Российской Федерации по управлению госу-
дарственным имуществом, а для предприятий, являющихся собственностью
республик в составе Российской Федерации, - советами министров соот-
ветствующих республик в составе Российской Федерации.
Предприятие, в отношении которого было принято решение о приз-
нании его банкротом, имеют право обжаловать такое решение в судебном
порядке. Обжалование не приостанавливает исполнение процедур, установ-
ленных настоящим Указом.
8. С момента принятия решения о признании государственного
предприятия банкротом оно переходит в управление соответствующего ко-
митета по управлению имуществом.
Решение о признании государственного предприятия банкротом под-
лежит обязательному опубликованию в прессе, а также доводится до све-
дения его трудового коллектива, соответствующего министерства (госу-
дарственного комитета) Российской Федерации. В установленном законода-
тельством России в случаях решение о признании предприятия доводится
до сведения местных Советов народных депутатов и Государственного ко-
митета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке
новых экономических структур.
Все решения по вопросам использования имущества предприятия,
увольнения работников предприятия с момента объявления предприятия
банкротом до передачи предприятия по конкурсу в независимое управление
и ведение или до назначения административного управляющего осуществля-
ются с согласия комитета по управлению имуществом.
9. С момента принятия решения о признании предприятия банкротом
комитет по управлению имуществом, а при наличии нескольких собственни-
ков - комиссия представителей собственников обеспечивают сохранность
имущества предприятия, продолжение функционирования производства, соб-
людения прав и интересов работников предприятия в соответствии с зако-
нодательством Российской Федерации, а также обязаны провести пре-
дусмотренные настоящим Указом процедуры с целью финансового оздоровле-
ния предприятия, погашения задолженностей и восстановления его плате-
жеспособности, если иное не установлено настоящим Указом.
10. В течение одного месяца после принятия решения о банк-
ротстве комитет по управлению имуществом, а при наличии нескольких
собственников - комиссия представителей собственников с привлечением
экспертов, представителей соответствующего министерства, кредиторов и
трудового коллектива рассматривают возможные варианты реорганизации
предприятия, его финансово-экономического оздоровления (санации), ко-
торые бы позволили вывести предприятие из состояния банкротства и не
привели бы к его фактической ликвидации.
По истечении указанного срока комитет по управлению имуществом,
а при наличии нескольких собственников - комиссия представителей
собственников принимают программу санации предприятия-банкрота. В слу-
чае, если предприятие-банкрот лишено в установленном порядке лицензии
на ведение основного вида деятельности, а также установлена невозмож-
ность восстановления платежеспособности предприятия в сроки, пре-
дусмотренные настоящим Указом, то программа санации не принимается и
по отношению к нему принимается решение в порядке, установленном пунк-
том 22 настоящего Указа.
11. В программе санации предприятия-банкрота предусматривается
предоставление предпринимателям - юридическим или физическим лицам, в
том числе и иностранным, на конкурсной основе предприятия в независи-
мое управление и ведение на срок от 6 до 18 месяцев.
В случаях, если по итогам конкурса не был определен победитель
или не поступило ни одной заявки на участие в конкурсе, а также если
по истечении срока санации независимыми предпринимателями не достигну-
ты результаты санации, предусматривается введение прямого управления
предприятием сроком от 3 до 12 месяцев (для сельскохозяйственных
предприятий - до 18 месяцев) с назначением на основе контракта адми-
нистративного управляющего.
Программа санации в качестве обязательного условия должна пре-
дусматривать гарантии от сокращения рабочих мест более чем на 30 про-
центов.
12. В случае, если в соответствии с пунктом 10 настоящего Указа
принято решение о проведении санации предприятия, комитет по управле-
нию имуществом объявляет и организует не позднее трех недель конкурса
на предоставление предприятия-банкрота в независимое управление и ве-
дение.
Условия конкурса должны предусматривать:
обязательство по сохранению не менее чем 70 процентов рабочих
мест;
гарантии социальной защиты работников предприятия в соот-
ветствии с законодательством Российской Федерации, в том числе обеспе-
чение прав и интересов увольняемых работников, в ходе санации, а также
в случае, если санация не привела к восстановлению платежеспособности
предприятия;
обязательство по погашению долгов предприятия;
обеспечение экологической безопасности предприятия в ходе сана-
ции и по ее итогам;
срок, на который предприятие передается в независимое управле-
ние и ведение.
Введение дополнительных условий конкурса не допускается.
Решение о конкурсе и его условиях, а также информация о ба-
лансовой стоимости имущества предприятия и сумме его долгов публику-
ются в прессе и других средствах массовой информации не позднее чем за
три недели до конкурса.
13. К участию в конкурсе допускаются предприниматели - юриди-
ческие и физические лица, в том числе иностранные, которые представят
в комитет по управлению имуществом заявку на участие в конкурсе, све-
дения, подтверждающие их платежеспособность, обязательство исполнить в
случае победы все условия конкурса, а также внесшие залог в виде фи-
нансовых средств и ценных бумаг на сумму не менее 10 процентов ба-
лансовой стоимости имущества предприятия. В конкурсе может принимать
участие трудовой коллектив предприятия на общих основаниях.
Конкурс на предоставление в независимое управление и ведение
предприятия-банкрота, являющегося федеральной собственностью, прово-
дится конкурсной комиссией, формируемой Государственным комитетом
Российской Федерации по управлению государственным имуществом с
участием соответствующего министерства, представителей трудового кол-
лектива в недельный срок с момента принятия решения о конкурсе.
Конкурсы на предоставление в независимое управление и ведение
предприятий-банкротов, являющихся собственностью республик в составе
Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных
округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, проводятся конкурсными ко-
миссиями, формируемыми в тот же срок соответствующими комитетами по
управлению имуществом с участием соответствующих министерств и
представителей трудового коллектива.
14. Победившим в конкурсе считается предприниматель, внесший
наибольшую сумму залога в качестве финансовой гарантии обеспечения
обязательств предприятия и проведения его санации.
С момента объявления победителя конкурса к нему переходят все
права по управлению предприятием на срок, определенный условиями кон-
курса, в том числе права:
изменять структуру производства и проводить его перепрофилиро-
вание, если программой санации не установлено иное;
назначать и увольнять работников, в том числе и руководителей
предприятия, но при этом количество рабочих мест не может быть сокра-
щено более чем на 30 процентов;
распоряжаться имуществом предприятия (кроме сдачи его в арен-
ду), в том числе продавать или сдавать в залог основные (кроме зданий
и сооружений) и оборотные средства, если их продажа или залог прямо не
запрещены законодательством Российской Федерации. При этом не менее 80
процентов средств, полученных в результате продажи или залога основных
или оборотных средств, должны быть использованы на цели финансового
оздоровления и погашения долговых обязательств предприятия;
принимать по согласованию с комитетом по управлению имуществом,
а при наличии нескольких собственников предприятия - с комиссией
представителей собственников решение о разделении предприятия-банкро-
та, а также о преобразовании его в открытое акционерное общество;
непосредственно управлять производством.
Органы государственного управления не вправе вмешиваться в опе-
ративную деятельность предпринимателя по управлению предприятием.
Государство не несет ответственности по обязательствам предпри-
ятия, возникшим с момента передачи его в управление предпринимателя.
15. Если ко дню конкурса поступила только одна заявка, конкурс
не проводится, а предприятие передается в управление подавшему заявку
предпринимателю или трудовому коллективу.
16. В случае, если ко дню проведения конкурса не поступило ни
одной заявки, комитет по управлению имуществом, а при наличии несколь-
ких собственников - комиссия представителей собственников принимают
решение о назначении административного управляющего либо решение в по-
рядке, установленном пунктом 22 настоящего Указа.
Административный управляющий на предприятие, являющееся феде-
ральной собственностью, назначается соответствующим министерством, а
на предприятия, являющиеся собственностью республик в составе
Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных
округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, - соответствующими органа-
ми исполнительной власти республик, краев, областей, автономной об-
ласти, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Адми-
нистративный управляющий назначается не позднее 10 дней с момента при-
нятия решения о введении прямого управления предприятием-банкротом.
Административным управляющим не могут быть назначены должностные лица
предприятия-банкрота.
17. Административный управляющий при проведении санации предп-
риятия пользуется правами, предоставленными победителю конкурса, в
соответствии в абзацем 2 пункта 14 настоящего Указа. Он обязан выпол-
нять условия, установленные абзацем 2 пункта 12 Настоящего Указа.
Административный управляющий в своей деятельности подотчетен
назначившему его органу и соответствующему комитету по управлению
имуществом, а при наличии нескольких собственников предприятия - ко-
миссии представителей собственников и представляет им отчеты о реали-
зации программы санации не реже одного раза в месяц.
Административный управляющий получает за свою работу вознаграж-
дение, размер которого устанавливается в контракте. Контракт с адми-
нистративным управляющим может быть досрочно расторгнут:
по его желанию;
в случае нарушения им законодательства и условий контракта;
если он не может по объективным причинам продолжать исполнять
условия контракта;
а также когда административный управляющий представил информа-
цию о невозможности дальнейшей санации предприятия-банкрота либо не-
достижимости результатов программы санации.
В случае досрочного расторжения контракта с административным
управляющим комитет по управлению имуществом, а при наличии нескольких
собственников предприятия - комиссия представителей собственников при-
нимает решение о назначении нового административного управляющего на
оставшийся срок или о досрочном прекращении программы санации и факти-
ческой ликвидации предприятия в порядке, установленном пунктом 22
настоящего Указа.
Новый административный управляющий назначается в порядке, уста-
новленном пунктом 16 настоящего Указа.
18. В недельный срок по истечении срока санации предприниматель
либо административный управляющий представляет комитету по управлению
имуществом, а при наличии нескольких собственников - комиссии предста-
вителей собственников отчет о финансово-хозяйственном состоянии предп-
риятия-банкрота.
Если будет установлено, что санирование предприятия не привело
к его оздоровлению и сохранились основания, указанные в пункте 2
настоящего Указа, принимается решение согласно пункту 22 настоящего
Указа. С этого момента предприятие переходит в управление комитета по
управлению имуществом. При этом контракт с административным управляю-
щим считается расторгнутым, а если предприятие было передано в неза-
висимое управление и ведение предпринимателю, который внес залог, то
его залог не возвращается и направляется на погашение обязательств
предприятия.
19. В том случае, если в результате санирования были ликвидиро-
ваны основания для признания предприятия банкротом, комитет по управ-
лению имуществом, а при наличии нескольких собственников - комиссия
представителей собственников принимают решение о прекращении состояния
банкротства.
20. Предприниматель (трудовой коллектив), осуществивший санацию
предприятия-банкрота, становится собственником предприятия. Его долю в
имуществе предприятия составляют средства, инвестированные им в предп-
риятие в ходе санации, а также прибыль предприятия на момент принятия
решения о прекращении состояния банкротства за вычетом существующих
долговых обязательств предприятия. Предпринимателю (трудовому коллек-
тиву) возвращается его залог, если таковой был внесен, который может
быть использован им для увеличения своей доли в собственности предпри-
ятия.
21. Административный управляющий, осуществивший санацию предп-
риятия-банкрота, получает за счет средств предприятия единовременное
вознаграждение в размере двадцати месячных окладов, предусмотренных
первоначальным контрактом, а также назначается с его согласия руково-
дителем предприятия.
22. Комитет по управлению имуществом, а при наличии нескольких
собственников - комиссия представителей собственников принимают реше-
ние о фактической ликвидации и последующим исключением из госу-
дарственного реестра предприятия-банкрота в случаях:
если установлена невозможность санации предприятия согласно
пункту 10 настоящего Указа;
если установлена невозможность санации предприятия согласно
пункту 16 настоящего Указа;
досрочного прекращения санации в соответствии с пунктом 17
настоящего Указа;
при недостижении результатов санации;
а также при повторном в течение года после санации банкротства
предприятия.
Решение о фактической ликвидации предприятий, являющихся феде-
ральной собственностью, принимается Государственным комитетом
Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
Решения о фактической ликвидации предприятий, являющихся
собственностью республик в составе Российской Федерации, краев. об-
ластей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и
Санкт-Петербурга, принимаются соответствующими комитетами по управле-
нию имуществом.
23. После принятия решения о фактической ликвидации предприятия
и получения в случае необходимости его утверждения комитет по управле-
нию имуществом, а при наличии нескольких собственников - комиссии
представителей собственников в недельный срок:
доводят решение до сведения трудового коллектива;
назначают ликвидационную комиссию с участием представителей
трудового коллектива и определяют порядок ее деятельности;
объявляют в средствах массовой информации о принятом решении и
предлагают кредиторам предприятия предъявить свои претензии в двух-
месячный срок;
объявляют о конкурсной продаже предприятия, а также сообщают
условия конкурсной продажи.
С этого момента руководство предприятием и его имуществом осу-
ществляется ликвидационной комиссией, которая проводит все предусмот-
ренные законодательством России действия по сохранению имущества
предприятия, обеспечению социальной защиты работников предприятия, по-
иску кредиторов и должников предприятия, а также готовит проведение
коммерческого конкурса по продаже предприятия и его имущества.
24. Конкурс по продаже предприятия, его имущества назначается
не ранее истечения объявленного срока предъявления претензий кредито-
рами, но не позднее трех месяцев с момента принятия решения о факти-
ческой ликвидации предприятия.
Условия конкурса должны включать:
приобретение предприятия целиком;
принятие обязательств предприятия;
принятие обязательств по обеспечению социальных гарантий, прав
и интересов работников предприятия в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Дополнительными условиями конкурса могут быть:
принятие обязательств по сохранению основного вида деятельности;
сохранение не менее 70 процентов рабочих мест на предприятии.
Если предприятие не будет выкуплено на первоначальных условиях,
обязательным является проведение продажи основных и оборотных средств,
а также иного имущества предприятия по частям.
Конкурс по продаже предприятия-банкрота, являющегося федераль-
ной собственностью, проводится Государственным комитетом Российской
Федерации по управлению государственным имуществом с участием предста-
вителей трудового коллектива.
Конкурсы по продаже предприятий-банкротов, являющихся собствен-
ностью республик в составе Российской Федерации, краев, областей, ав-
тономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербур-
га, проводятся конкурсными комиссиями, формируемыми соответствующими
местными администрациями с участием представителей трудового коллекти-
ва.
25. К участию в конкурсе по продаже предприятия, его имущества
допускаются юридические и физические лица, в том числе и иностранные,
если иное не оговорено по согласованию с Государственным комитетом
Российской Федерации по управлению государственным имуществом в усло-
виях конкурса. Кредиторы и трудовой коллектив предприятия могут участ-
вовать в конкурсе на общих основаниях.
При проведении конкурса с участников берется залог в размере 50
процентов стартовой цены.
Победителем конкурса является покупатель, предложивший макси-
мальную цену за продаваемое предприятие и представивший обязательство
выполнить условия конкурса.
В случае, если поступила одна заявка на участие в конкурсе,
предприятие продается подавшему заявку по стартовой цене.
В случае, если предприятие не было продано по стартовой цене,
может быть принято решение о ее снижении, но не более чем на 30 про-
центов. Если и в этом случае предприятие не было продано, то принима-
ется решение о продаже имущества предприятия по частям.
Порядок проведения конкурса и установления стартовой цены про-
даваемого предприятия определяется в соответствии с Типовым положением
о проведении коммерческого конкурса по продаже предприятия-банкрота,
его имущества. Порядок использования вырученных от продажи предприятия
и его имущества средств устанавливается Правительством России в соот-
ветствии с законодательством Российской федерации.
Средства, полученные в результате продажи имущества предприя-
тия, направляются в соответствии с законодательством России на погаше-
ние обязательств перед бюджетом, удовлетворение претензий кредиторов,
обеспечение выплат увольняемым работникам предприятия, других обяза-
тельных платежей, а также по возмещению расходов по санированию и
продаже предприятия, включая расходы на ликвидационную комиссию.
Установить, что в случае продажи имущества предприятия по
частям каждому увольняемому работнику выплачивается не менее трех-
месячной заработной платы. В случае недостаточности вырученных от про-
дажи имущества предприятия средств выходное пособие в установленном
размере выплачивается из соответствующего бюджета.
29. Оставшаяся непроданной часть имущества передается правопре-
емнику, определяемому ликвидационной комиссией, на которого возлага-
ется обязательство погасить установленные законодательством Российской
Федерации обязательства в объеме передаваемого имущества.
Обеспечение обязательств предприятия по возмещению ущерба и
иные подобные обязательства переходят к органам государственного уп-
равления.
27. Ликвидационная комиссия в трехдневный срок с момента прода-
жи предприятия или его имущества сообщает об этом в органы госу-
дарственной регистрации для исключения предприятия из государственного
реестра.
28. Правительству Российской Федерации в двухнедельный срок
принять предусмотренные настоящим Указом решения для обеспечения про-
ведения процедур банкротства государственных предприятий.
Министерству финансов Российской Федерации в недельный срок
представить для утверждения в Правительство Российской Федерации поря-
док хранения и использования средств, предоставляемых в соответствии с
настоящим Указом в качестве залога, а также порядок использования
средств, выручаемых в результате продажи предприятий-банкротов, их
имущества.
Государственному комитету Российской Федерации по управлению
государственным имуществом в недельный срок разработать совместно с
Государственно-правовым управлением Президента России и утвердить Ти-
повое положение о проведении конкурса на предоставление предприя-
тия-банкрота в независимое управление и ведение и Типовое положение о
проведении коммерческого конкурса по продаже предприятия-банкрота, его
имущества.
29. Установить, что Правительство Российской Федерации имеет
право после анализа исполнения настоящего Указа устанавливать иные ко-
личественные критерии соотношения суммы долговых обязательств предпри-
ятий и стоимости их имущества для признания предприятий несостоятель-
ными, чем установленные пунктом 2 настоящего Указа.
30. Настоящий Указ вступает в силу с момента опубликования и
действует до принятия Закона Российской Федерации "О банкротстве".
Президент Российской Федерации Б.Ельцин
|