О ПРОДАЖЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ - ДОЛЖНИКОВ. Указ. Президент РФ. 02.06.94 1114

           О ПРОДАЖЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ-ДОЛЖНИКОВ

                                 УКАЗ

                             ПРЕЗИДЕНТ РФ

                            2 июня 1994 г.

                                N 1114

                              (РВ 94-104)


     В целях  реализации  государственной  политики,  направленной  на
предотвращение   несостоятельности    (банкротства)   предприятий    и
негативных  социальных   последствий,  связанных  с  реорганизацией  и
ликвидацией  неплатежеспособных  предприятий  в  случае  признания  их
несостоятельными (банкротами), п о с т а н о в л я ю:
     1.  Установить,  что  государственные  предприятия,  в  отношении
которых  в  соответствии  с  постановлением  Правительства  Российской
Федерации от  20 мая  1994 г.  N 498  "О некоторых мерах по реализации
законодательных  актов   о  несостоятельности  (банкротстве)"  принято
решение  о   признании  структуры   баланса  неудовлетворительной,   а
предприятия  -  неплатежеспособным  (далее  именуется  -  предприятие-
должник), подлежат продаже в соответствии с настоящим Указом.
     2.   Утвердить    прилагаемое   Положение   о   порядке   продажи
государственных предприятий-должников.
     Установить,   что    действие   Положения   о   порядке   продажи
государственных преприятий-должников распространяется на:
     предприятия-должники,     находящиеся      в      государственной
собственности, по  которым на  момент  принятия  решения  о  признании
структуры    баланса    неудовлетворительной,    а    предприятий    -
неплатежеспособными  не   утвержден  в   установленном  порядке   план
приватизации;
     находящиеся  в   государственной   собственности   пакеты   акций
предприятий-должников.
     3. Установить, что продажа государственных предприятий-должников,
признанных неплатежеспособными, осуществляется путем:
     реализации   на    коммерческих   и    инвестиционных   конкурсах
предприятий-должников с сохранением статуса юридического лица;
     ликвидации  предприятий-должников  и  последующей  реализации  на
аукционах, коммерческих  или  инвестиционных  конкурсах  их  имущества
(активов);
     реализации   на    аукционах   находящихся    в   государственной
собственности долей (паев, акций) предприятий-должников.
     4.  Установить,   что  если   неплатежеспособность   предприятия,
находящегося   в    государственной   собственности,    возникла    по
обязательствам, не связанным непосредственно с несвоевременной оплатой
государственного заказа  из федерального  бюджета или бюджета субъекта
Российской   Федерации,    ответственность   за   неплатежеспособность
предприятия несет  его руководитель  как не соответствующий занимаемой
должности.
     Установить,  что   с  момента   принятия  решения   о   признании
предприятия   неплатежеспособным    и   имеющим   неудовлетворительную
структуру баланса  права  по  заключению  и  расторжению  контракта  с
руководителем предприятия-должника  переходят Федеральному  управлению
по  делам   о  несостоятельности   (банкротстве)  при  Государственном
комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом
или соответствующему  органу исполнительной власти субъекта Российской
Федерации.
     Установить, что  одновременно с  принятием  решения  о  признании
предприятия,    находящегося    в    государственной    собственности,
неплатежеспособным и  имеющим неудовлетворительную  структуру  баланса
решается вопрос  об освобождении руководителя предприятия-должника как
не соответствующего занимаемой должности.
     В  случае   увольнения  руководителя  предприятия-должника  новое
назначение  не   проводится,  а  Федеральное  управление  по  делам  о
несостоятельности   (банкротстве)    при   Государственном    комитете
Российской Федерации  по  управлению  государственным  имуществом  или
соответствующий  орган   исполнительной  власти   субъекта  Российской
Федерации заключает  с физическим  лицом (управляющим) договор подряда
на   управление   предприятием-должником   до   его   продажи   новому
собственнику.
     5. Установить,  что Государственный  комитет Российской Федерации
по управлению  государственным имуществом  и  комитеты  по  управлению
имуществом  субъектов   Российской  Федерации  при  подготовке  планов
приватизации предприятий  осуществляют  анализ  финансового  состояния
предприятий в  соответствии с  утвержденными Правительством Российской
Федерации критериями  для определения  неудовлетворительной  структуры
баланса.
     6.  Установить   что  продажа  предприятий-должников,  являющихся
градообразующими,   проводится   в   соответствии   с   особенностями,
устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
     Правительству Российской  Федерации в  2-месячный срок  утвердить
Положение  о   порядке  отнесения   предприятий  к  градообразующим  и
особенности      продажи       предприятий-должников,       являющихся
градообразующими.
     7. Правительству Российской Федерации:
     ускорить подготовку  законопроекта, устанавливающего  уголовную и
административную ответственность  руководства предприятия за действия,
повлекшие банкротство предприятия;
     в  месячный   срок  утвердить  нормативы  распределения  средств,
полученных от  продажи предприятий-должников,  их имущества (активов),
долей (паев,  акций), в соответствии с направлениями их использования,
определенными   Положением    о   порядке    продажи   государственных
предприятий-должников.
     8.  Рекомендовать   органам  местного   самоуправления  проводить
продажу    предприятий-должников,    находящихся    в    муниципальной
собственности, в соответствии с правилами, предусмотренными Положением
о порядке продажи государственных предприятий-должников.
     9. Настоящий Указ вступает в силу с момента его опубликования.

     Президент
     Российской Федерации                          Б.Ельцин
     

     УТВЕРЖДЕНО
     Указом Президента Российской
     Федерации
     от 2 июня 1994 г. N 1114


                              ПОЛОЖЕНИЕ
       о порядке продажи государственных предприятий-должников

     I. Общие положения
     1.  Настоящее   Положение  определяет   общий   порядок   продажи
предприятий-должников, осуществляемой  в рамках внесудебных процедур в
целях предотвращения  несостоятельности (банкротства)  государственных
предприятий и  создания условий  для наиболее  полного  удовлетворения
требований   кредиторов,   и   регулирует   порядок   продажи   любого
занимающегося предпринимательской  деятельностью юридического  лица, в
отношении  которого  в  соответствии  с  постановлением  Правительства
Российской Федерации  от 20  мая 1994  г. N  498 "О некоторых мерах по
реализации законодательных  актов о  несостоятельности  (банкротстве)"
принято решение  о признании структуры баланса неудовлетворительной, а
предприятия  -  неплатежеспособным  (далее  именуется  -  предприятие-
должник).
     2. Продажа предприятий-должников, их активов, а также находящихся
в  государственной   собственности  долей  (паев,  акций)  в  капитале
указанных  предприятий   осуществляется  на   основании   решения   об
обязательной продаже.
     Решение об обязательной продаже может быть принято:
     в   отношении   находящихся   в   государственной   собственности
предприятий-должников, а также находящихся в федеральной собственности
долей (паев,  акций) в  капитале предприятий-должников  -  Федеральным
управлением   по   делам   о   несостоятельности   (банкротстве)   при
Государственном   комитете    Российской   Федерации   по   управлению
государственным имуществом (далее именуется - Федеральное управление);
     в  отношении   предприятий-должников  и  долей  (паев,  акций)  в
капитале   таких    предприятий,   находящихся    в    государственной
собственности субъекта  Российской Федерации,- соответствующим органом
исполнительной  власти   субъекта  Российской   Федерации,   а   также
Федеральным управлением  в случае  делегирования  ему  соответствующих
полномочий в  отношении находящихся  в  государственной  собственности
субъекта Российской Федерации долей (паев, акций) в капитале указанных
предприятий.
     3. Инициатива  в принятии  решения об  обязательной продаже может
принадлежать    Федеральному     управлению,     предприятию-должнику,
кредиторам, имеющим просроченные обязательства предприятия, прокурору,
а также  Государственному комитету  Российской Федерации по управлению
государственным имуществом  или  его  территориальному  агентству  (по
результатам  анализа   балансов   предприятия,   осуществляемого   при
подготовке  приватизационных   документов),  другим   министерствам  и
ведомствам    Российской     Федерации,    соответствующим     органам
исполнительной  власти   субъектов  Российской   Федерации  и  органам
местного самоуправления.
     4.    При    принятии    решения    о    признании    предприятия
неплатежеспособным и  имеющим неудовлетворительную  структуру  баланса
Федеральное управление или соответствующий орган исполнительной власти
субъекта  Российской   Федерации  принимает   решение  по  вопросу  об
освобождении руководителя предприятия-должника как не соответствующего
занимаемой должности.
     Основанием  для   установления  ответственности  руководителя  за
неплатежеспособность  предприятия,   определенной  Указом   Президента
Российской  Федерации   от  2   июня  1994   г.  N   1114  "О  продаже
государственных  предприятий-должников",   является  установленная  по
результатам анализа финансового состояния предприятия в соответствии с
утвержденной Правительством  Российской Федерации  системой  критериев
для определения  неудовлетворительной  структуры  баланса  фактическая
неплатежеспособность предприятия  с учетом  возможного погашения  всех
государственных  долгов.   В  целях   указанного  анализа   результаты
возможного погашения  всех государственных  долгов  оцениваются  путем
исключения из суммарного объема кредиторской задолженности предприятия
суммы, равной  платежам  по  обслуживанию  задолженности  государства,
рассчитанной  исходя   из  объемов   и  сроков  наступления  указанной
задолженности,   дисконтированной   по   ставке   Центрального   банка
Российской Федерации на момент возникновения задолженности.
     5. В  случае если  установлена  фактическая  неплатежеспособность
предприятия с учетом возможного погашения всех государственных долгов,
Федеральное управление или соответствующий орган исполнительной власти
субъектов Российской  Федерации обязаны  принять решение об увольнении
руководителя предприятия-должника как не  соответствующего  занимаемой
должности и заключить договор подряда на управление предприятием-долж-
ником до его продажи новому собственнику с физическим лицом (управляю-
щим), определяемым с учетом мнения соответствующего отраслевого минис-
терства (ведомства).

     6. Указанный договор подряда должен предусматривать:
     обязательное   согласование   с   Федеральным   управлением   или
соответствующим  органом  исполнительной  власти  субъекта  Российской
Федерации заключаемых от имени предприятия-должника сделок, приводящих
к  отчуждению   либо  обременению   обязательствами  основных   фондов
предприятия;
     запрет на внесение активов предприятия-должника в качестве оплаты
уставного капитала создаваемых предприятий и организаций;
     материальную ответственность  управляющего за  долги предприятия,
возникшие после заключения договора подряда;
     вознаграждение управляющего  в  размере  вознаграждения,  которое
получал  руководитель  предприятия-должника,  а  также  доли  прибыли,
полученной предприятием-должником в период управления.
     Сделки, заключенные  управляющим от  имени предприятия-должника с
нарушением     указанного     порядка     согласования,     признаются
недействительными в установленном порядке.

     II. Продажа предприятий-должников
     7. Под  продажей предприятий-должников с сохранением юридического
лица понимается продажа имущества предприятий, а также в полном объеме
имущественных   и    личных    неимущественных    прав    предприятий,
осуществляемая в  соответствии с  процедурой, установленной  настоящим
Положением.
     Продажа предприятия-должника  осуществляется на основании решения
Федерального управления  или  соответствующего  органа  исполнительной
власти субъекта  Российской Федерации,  которое может  быть принято  в
отношении любых  предприятий-должников,  за  исключением  предприятий,
приватизация  которых   запрещена  в  соответствии  с  Государственной
программой приватизации  государственных и муниципальных предприятий в
Российской Федерации  (далее  именуется  -  Государственная  программа
приватизации).
     8. Объектом продажи предприятия-должника является единый имущест-
венный комплекс предприятия,  в состав которого входят основные средс-
тва,  другие  долгосрочные  вложения  (включая нематериальные активы),
оборотные средства  и  финансовые  активы  (за  исключением  имущества
предприятия,  не подлежащего продаже), пассивы, его имущественные пра-
ва,  права на объекты промышленной и  интеллектуальной  собственности,
земельные участки и иные объекты,  а также личные неимущественные пра-
ва.
     При продаже предприятия-должника за ним сохраняется статус юриди-
ческого лица.
     9. В состав имущества предприятия-должника,  подлежащего исключе-
нию из его имущественного комплекса при продаже, входят:
     имущество специального  назначения, не  подлежащее приватизации в
соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации;
     объекты  социально-коммунальной  сферы  (жилищный  фонд,  детские
дошкольные учреждения  и по  согласованию  с  соответствующим  органом
исполнительной  власти  субъекта  Российской  Федерации  или  органами
местного самоуправления  иные  жизненно  важные  для  данного  региона
объекты социальной и коммунальной инфраструктуры).
     При продаже  предприятия-должника из  состава его  имущественного
комплекса  также   могут  быть   исключены  объекты,   не  завершенные
строительством.
     Имущество специального  назначения, не  подлежащее приватизации в
соответствии с  законодательством Российской Федерации о приватизации,
передается предприятию  по специальному соглашению, предусматривающему
государственное финансирование  и обязательства сторон по эксплуатации
или  консервации   этого  имущества.   Указанное  соглашение  является
неотъемлемой частью  договора  купли-продажи.  При  этом  неисполнение
государственных обязательств  по соглашению  прекращает  обязательства
предприятия по  указанному соглашению,  но не  является основанием для
прекращения (расторжения) договора купли-продажи.
     Решение о продаже предприятия-должника является одновременно  ре-
шением  о  передаче  объектов социально-коммунальной сферы в государс-
твенную собственность субъекта Российской Федерации или в  муниципаль-
ную собственность.
     Исключенные из состава имущественного комплекса  предприятиядолж-
ника объекты, не завершенные строительством, подлежат продаже исключи-
тельно на аукционах за деньги, при этом до 50 процентов средств, выру-
ченных от продажи указанных объектов,  подлежат перечислению предприя-
тию-должнику и могут быть использованы исключительно на удовлетворение
требований кредиторов.  В случаях исключения имущества из состава иму-
щественного комплекса  при  продаже  предприятия-должника  составление
разделительного баланса осуществляется Федеральным управлением или со-
ответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской  Феде-
рации.
     10. Продажа  предприятий-должников осуществляется на коммерческом
или инвестиционном конкурсе без ограничения состава участников.
     Конкурс может  проводиться в  открытом и  закрытом виде  по форме
подачи заявок.
     11. Правом участия в конкурсе обладают любые физические и  юриди-
ческие  (в том числе иностранные) лица,  не являющиеся ограничиваемыми
лицами,  своевременно подавшие документы и внесшие в установленном по-
рядке залог (задаток) в размере 100 процентов от начальной цены предп-
риятия.
     Обязанность доказывания  своего права  на участие  в  конкурсе  и
приобретение предприятия-должника лежит на покупателе.
     Ограничиваемыми лицами признаются:
     юридические лица,  не являющиеся  покупателями в  соответствии  с
законодательством Российской  Федерации о  приватизации, либо  имеющие
установленные  законодательством   Российской  Федерации   ограничения
максимальный размер  приобретаемого, находящегося  в собственности или
управлении пакета  акций (пая,  доли) иного  предприятия, либо имеющие
организационно-правовую форму,  не  соответствующую  Закону  РСФСР  "О
предприятиях и предпринимательской деятельности";
     при продаже предприятия-должника,  занимающего доминирующее поло-
жение на соответствующем товарном рынке, - предприятия, действующие на
том же товарном рынке,  а также юридические и физические лица, контро-
лирующие их капитал в любой форме либо имеющие возможность  определяю-
щего влияния на их решения, не получившие согласия антимонопольных ор-
ганов на приобретение предприятий.
     Для участия  в конкурсе в дополнение к документам,  установленным
законодательством  Российской  Федерации  о  приватизации,   заявители
представляют:
     документы, удостоверяющие, что заявитель не является ограничивае-
мым лицом (в том числе в случае, если предприятие-должник занимает до-
минирующее положение на соответствующем товарном  рынке,  -  предвари-
тельное согласие антимонопольных органов на приобретение предприятия);
     справку о депонировании на счете продавца суммы в размере не  ме-
нее  20  процентов  просроченной  кредиторской задолженности предприя-
тия-должника за вычетом суммы обязательств  предприятиядолжника  перед
покупателем.
     Требование иных  документов  при  подаче  заявки  для  участия  в
конкурсе не допускается.
     12. Обязательными условиями конкурса являются:
     погашение  не   менее  20   процентов  просроченной  кредиторской
задолженности предприятия-должника  в срок  не более  одного месяца со
дня заключения договора купли-продажи;
     обязательство по  реорганизации предприятия-должника  в  месячный
срок с момента заключения договора купли-продажи.
     В условия конкурса могут быть также включены:
     сохранение деятельности  предприятия  по  производству  отдельных
видов товаров  (работ, услуг) - исключительно на основании ходатайства
антимонопольных органов  в случае,  если по  указанным  видам  товаров
(работ, услуг)  предприятие-должник занимает доминирующее положение на
соответствующем товарном рынке;
     сохранение численности  рабочих мест  исключительно на  основании
ходатайства местной  администрации в  случае, если предприятие-должник
является градообразующим;
     объем инвестиций в предприятие.
     Перечень  указанных   условий  конкурса  является  исчерпывающим;
предъявление каких-либо иных условий не допускается.
     13. Начальная цена предприятия-должника при продаже  по  конкурсу
определяется по данным бухгалтерских документов,  на основании которых
Федеральным управлением принято решение о признании предприятия непла-
тежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса.  Опре-
деление начальной цены предприятия-должника,  а также учет результатов
переоценки основных фондов этого предприятия,  проведенной после 1 ян-
варя 1992 г.,  осуществляются в порядке, установленном Государственной
программой приватизации.
     В случае если начальная цена предприятия-должника, определенная в
указанном порядке, оказывается меньше 100-кратного размера установлен-
ной законодательством Российской Федерации минимальной  оплаты  труда,
начальная  цена этого предприятия устанавливается равной 100 минималь-
ным размерам оплаты труда.
     14. Конкурсы проводятся в соответствии с процедурой,  установлен-
ной законодательством Российской Федерации о приватизации.
     В случае если в конкурсную комиссию поступила одна заявка,  удов-
летворяющая условиям конкурса,  предприятие-должник  продается  единс-
твенному участнику конкурса по заявленной им цене,  с учетом ограниче-
ний, установленных настоящим пунктом.
     Если в  конкурсную  комиссию  не поступило ни одного предложения,
удовлетворяющего условиям конкурса,  либо если на конкурсе цена предп-
риятия снизилась более чем на 30 процентов, конкурс объявляется несос-
тоявшимся,  а предприятие-должник или его имущество (активы)  подлежат
продаже в порядке, установленном разделом III настоящего Положения.
     15. По  результатам проведения  конкурса в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации о приватизации, между продавцом
и  победителем   конкурса  (покупателем)  заключается  договор  купли-
продажи.
     Продавец обязан  не позднее трех дней с момента подведения итогов
конкурса заключить договор купли-продажи с покупателем,  вернуть депо-
нированные средства иных участников конкурса, а также направить средс-
тва,  депонированные победителем конкурса,  на погашение  просроченной
кредиторской  задолженности  предприятия-должника всем кредиторам про-
порционально суммам долга.
     Право собственности  переходит к  покупателю с момента заключения
договора купли-продажи.
     Договор  купли-продажи  подлежит  регистрации  Российским  фондом
федерального имущества  в течение  трех дней с момента поступления его
представления.
     В  случае   если  приобретенное  предприятие  имеет  просроченную
задолженность перед его покупателем, указанное обязательство считается
надлежащим образом  исполненным  и  засчитывается  в  суммарный  объем
погашенной   покупателем   просроченной   кредиторской   задолженности
предприятия-должника.
     16.  Средства,   вырученные  от   продажи  предприятий-должников,
распределяются в соответствии с разделом V настоящего Положения.
     17. С момента заключения договора купли-продажи  предприятиедолж-
ник считается переданным покупателю.  В отношении указанного предприя-
тия покупатель приобретает  все  права  собственника,  предусмотренные
гражданским законодательством.
     В течение месяца с момента заключения договора купли-продажи  по-
купатель  обязан осуществить необходимые юридические действия по реор-
ганизации предприятия-должника в соответствии с законодательством Рос-
сийской Федерации.
     18. Принятие решений о продаже предприятий-должников, находящихся
в государственной собственности, для которых установлены ограничения в
приватизации,  осуществляется в порядке,  определенном Государственной
программой приватизации для рассмотрения вопроса о приватизации объек-
тов и предприятий,  отнесенных к разделам 2.2.  - 2.4. Государственной
программы приватизации.
     При этом запрещение осуществлять продажу может быть принято толь-
ко  Правительством  Российской Федераци по федеральным государственным
предприятиям,  отнесенным к разделам 2.2. и 2.3. Государственной прог-
раммы  приватизации,  а по государственным предприятиям,  отнесенным к
разделу 2.4.  этой Программы, - соответствующим органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в случае, если с момента принятия
решения о запрещении продажи предприятия-должника было принято решение
о  погашении просроченной кредиторской задолженности указанного предп-
риятия денежными средствами либо государственными краткосрочными  обя-
зательствами (по номиналу).
     При установлении ограничений на продажу в виде закрепления в  го-
сударственной собственности пакетов акций предприятие-должник подлежит
преобразованию в установленном законодательством Российской  Федерации
порядке в акционерное общество открытого типа. Передача закрепленных в
государственной собственности пакетов акций в уставные  капиталы  хол-
динговых компаний не допускается,  весь оставшийся после закрепления в
государственной собственности пакет акций подлежит продаже в  порядке,
установленном разделом IV настоящего Положения.
     Проведение мероприятий,  связанных с подготовкой и принятием ука-
занных в настоящем пункте решений, осуществляется Федеральным управле-
нием.

     III. Продажа имущества (активов) предприятий-должников
     19. Продажа имущества (активов) ликвидируемого предприятиядолжни-
ка осуществляется в случаях, если:
     конкурс по  продаже  предприятия-должника  признан несостоявшимся
либо результаты конкурса аннулированы и по согласованию с органами ис-
полнительной  власти субъектов Российской Федерации,  участвовавшими в
выработке решения о продаже предприятия-должника, не принято решение о
проведении повторного конкурса;
     по результатам анализа финансового  состояния  предприятия,  осу-
ществляемого  Федеральным управлением при принятии решения о признании
предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структу-
ру баланса, продажа предприятия-должника в порядке, установленном раз-
делом II настоящего Положения, признана нецелесообразной.
     Продажа имущества  (активов)  предприятия-должника осуществляется
на основании решения Федерального управления или соответствующего  ор-
гана исполнительной власти субъекта Российской Федерации,  которое мо-
жет быть принято в отношении любых предприятий-должников,  за исключе-
нием предприятий,  приватизация которых запрещена в соответствии с Го-
сударственной программой приватизации.
     20. Решение  Федерального управления  или соответствующего органа
исполнительной  власти  субъекта  Российской  Федерации  о  ликвидации
предприятия-должника и  продаже его  активов доводится в установленном
порядке уполномоченным  органом до  сведения  кредиторов  предприятия,
срок  исполнения  обязательств  перед  которыми  наступил  до  момента
принятия указанного решения.
     Если  в   течение  30   дней  с   момента  оповещения  кредиторов
Федеральным управлением  или  соответствующим  органом  исполнительной
власти субъекта  Российской Федерации  не получено ни одного заявления
кредиторов, не  имеющих обеспеченных залогом обязательств предприятия,
срок исполнения которых наступил, о несогласии с решением о ликвидации
предприятия-должника  и   продаже  его   активов,  указанное   решение
считается согласованным всеми кредиторами.
     Если в указанный срок Федеральным управлением или соответствующим
органом исполнительной  власти субъекта  Российской Федерации получено
хотя бы  одно заявление  кредитора, имеющего  не обеспеченные  залогом
обязательства  предприятия,   срок  исполнения   которых  наступил,  о
несогласии с  решением о  ликвидации предприятия-должника,  процедуры,
предусмотренные настоящим  разделом Положения,  прекращаются. В случае
если  предприятие-должник   находится  в   федеральной  собственности,
Федеральное  управление   в  соответствии   с   предоставленными   ему
полномочиями обязано  принять меры  по подаче  заявления о возбуждении
производства по  делу  о  несостоятельности  (банкротстве)  указанного
предприятия в арбитражный суд.
     21. Для  осуществления  мероприятий  по  ликвидации  предприятия-
должника   Федеральным   управлением   или   соответствующим   органом
исполнительной  власти   субъекта  Российской   Федерации   образуется
ликвидационная комиссия.
     В работе ликвидационной комиссии принимают участие специалисты по
антикризисному управлению, представители соответствующих министерств и
ведомств Российской  Федерации,  финансовых  органов,  соответствующих
органов исполнительной  власти субъектов Российской Федерации и другие
специалисты.
     Ликвидационная комиссия в течение месяца с момента ее образования
представляет  Федеральному  управлению  либо  соответствующему  органу
исполнительной власти  субъекта Российской  Федерации план  ликвидации
предприятия-должника, разработанный  в соответствии  с типовым  планом
ликвидации предприятия, утверждаемым Федеральным управлением. В случае
если ликвидационная  комиссия не  представила в  указанный  срок  план
ликвидации   предприятия-должника,    Федеральное    управление    или
соответствующий  орган   исполнительной  власти   субъекта  Российской
Федерации вправе самостоятельно разработать план ликвидации.
     План ликвидации предприятия-должника должен содержать:
     полное наименование предприятия, юридический адрес и его счета;
     сведения о размерах и структуре его активов;
     сведения о финансовом состоянии предприятия, размерах и структуре
его долга;
     перечень  мероприятий   по  взиманию  дебиторской  задолженности,
признанию или  отклонению требований кредиторов, опротестованию сделок
предприятия, ущемляющих интересы кредиторов;
     перечень объектов  социально-культурного  и  коммунально-бытового
назначения,  подлежащих   передаче  в   государственную  собственность
субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность;
     перечень иного  имущества предприятия,  не подлежащего продаже, и
направления его использования;
     требования по  разделению имущества ликвидируемого предприятия на
лоты для продажи;
     способ (способы)  продажи  имущества  ликвидируемого  предприятия
(имущественных лотов), а также начальную цену;
     перечень условий,  на которых  осуществляется  продажа  имущества
(имущественных лотов);
     перечень  мероприятий  по  предотвращению  негативных  социальных
последствий ликвидации предприятия;
     порядок осуществления  расчетов  с  кредиторами  и  распределения
денежных   средств,   оставшихся   после   удовлетворения   требований
кредиторов.
     К плану ликвидации предприятия-должника прилагаются бухгалтерский
баланс этого  предприятия на  момент принятия  решения о признании его
неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса, а
также список кредитов с указанием сумм их требований.
     Разделение имущества  ликвидируемого предприятия-должника на лоты
для продажи  осуществляется в  соответствии с положением, утверждаемым
Федеральным   управлением,    исходя   из    приоритетов    сохранения
производственных  структур   предприятия,  производящих   пользующуюся
спросом конечную продукцию либо имеющих возможность перепрофилирования
на выпуск такой продукции.
     22.   Продажа   активов   (имущественных   лотов)   ликвидируемых
предприятий-должников осуществляется  на аукционах,  коммерческих  или
инвестиционных конкурсах  в соответствии  со способами,  определенными
планом ликвидации.
     Правом приобретения  активов  ликвидируемого предприятия-должника
обладают любые физические и юридические (в том числе иностранные)  ли-
ца,  не  являющиеся ограничиваемыми лицами в соответствии с пунктом 11
настоящего Положения,  своевременно подавшие необходимые  документы  и
внесшие  в установленном порядке залог (задаток) в размере 100 процен-
тов от начальной цены имущественного лота.
     Обязанность доказывания  своего  права  на  приобретение  активов
предприятия-должника лежит на покупателе.
     Продажа имущественных лотов предприятия-должника осуществляется в
соответствии с процедурами,  установленными законодательством Российс-
кой  Федерации  о приватизации для соответствующих способов приватиза-
ции.  При осуществлении указанных продаж продаваемые лоты не могут об-
ременяться обязательствами ликвидируемого предприятиядолжника.
     Активы ликвидируемого  предприятия-должника, не  реализованные  в
соответствии с  установленным планом  ликвидации  способами,  подлежат
продаже на  денежном аукционе  в порядке,  определяемом ликвидационной
комиссией, при  этом ограничение  на цену продажи указанного имущества
не устанавливается.
     23. По результатам продажи каждого имущественного лота в порядке,
установленном законодательством  Российской Федерации  о приватизации,
между продавцом и покупателем заключается договор купли-продажи.
     Право собственности на приобретенные имущественные лоты переходит
к покупателю с момента заключения договора купли-продажи.
     Договор  купли-продажи  подлежит  регистрации  Российским  фондом
федерального имущества  в течение  трех  дней  с  момента  поступления
средств на счет продавца.
     24. Средства,  вырученные от  реализации имущества ликвидируемого
предприятия-должника, а  также полученные за счет взимания дебиторской
задолженности и опротестования сделок предприятия-должника, ущемляющих
интересы кредиторов,  поступают в распоряжение ликвидационной комиссии
и, за  вычетом средств,  необходимых для организации продажи имущества
этого  предприятия,   направляются  на  осуществление  мероприятий  по
ликвидации, а  также удовлетворение  требований кредиторов  в порядке,
определенном  законодательством   Российской   Федерации.   Оставшиеся
средства  распределяются   в  соответствии  с  разделом  V  настоящего
Положения.
     25. Не  позднее 15  дней с  момента  завершения  продажи  активов
ликвидируемого предприятия-должника  ликвидационная  комиссия  обязана
представить  ликвидационный   баланс   на   утверждение   Федеральному
управлению или  соответствующему органу исполнительной власти субъекта
Российской Федерации.
     Утвержденный ликвидационный  баланс направляется соответствующему
органу регистрации  предприятия и  является достаточным основанием для
исключения предприятия-должника из государственного реестра.

     IV. Продажа находящихся  в  государственной  собственности
              долей (паев, акций) предприятий-должников
     26. Продажа находящихся  в  государственной  собственности  долей
(паев, акций) в капитале предприятий-должников осуществляется на осно-
вании соответствующих решений Федерального управления или соответству-
ющего  органа  исполнительной  власти  субъекта Российской Федерации в
случаях, если:
     продается весь  оставшийся после  закрепления  в  государственной
собственности  пакет   акций  акционерного  общества  открытого  типа,
образованного  в   результате  преобразования  предприятия-должника  в
соответствии с пунктом 18 настоящего Положения;
     реализуются ранее  закрепленный в  государственной  собственности
пакет акций  акционерного общества  открытого  типа,  образованного  в
процессе приватизации  (на основании  соответствующего решения органа,
принимавшего решение о закреплении указанного пакета в государственной
собственности),  а  также  нереализованные  пакеты  акций  акционерных
обществ;
     осуществляется    продажа     находящихся    в    государственной
собственности долей (паев, акций) иных предприятий.
     Правила,    установленные     настоящим    разделом    Положения,
распространяются на  находящиеся в  государственной собственности доли
(паи, акции)  в  капитале  предприятий-должников  вне  зависимости  от
размеров указанных долей.
     27. В  случае если  ранее решением  соответствующего органа пакет
акций   предприятия-должника    был   закреплен    в   государственной
собственности, он подлежит уменьшению:
     при закрепленном  пакете акций в размере более 38 процентов акций
- до 25,5 процента акций с продажей всех высвобожденных акций;
     при закрепленном  пакете акций,  равном или  меньшем 38 процентов
акций,- одна  акция из  числа закрепленных  конвертируется в  "Золотую
акцию" с продажей всех высвобожденных акций.
     Решение о  продаже находящихся  в  государственной  собственности
акций предприятия-должника  прекращает ранее  установленные полномочия
любых лиц  по управлению  закрепленным в государственной собственности
пакетом акций.
     В случае если ранее закрепленные в государственной  собственности
пакеты  акций предприятия-должника были переданы в доверительную собс-
твенность (траст),  представитель государства вправе  в  установленном
порядке  потребовать расторжения договора траста и привлечения довери-
тельного собственника к установленной законом и договором  ответствен-
ности,  если  хотя бы одной из причин,  повлекших неплатежеспособность
предприятия, явились его неправомерные либо некомпетентные действия.
     Нереализованные пакеты  акций акционерных обществ, образованных в
процессе  приватизации,   а  также   находящиеся   в   государственной
собственности пакеты  акций иных  акционерных обществ  открытого  типа
подлежат продаже в полном объеме.
     28. Доли  (паи,  акции)  в  капитале  товариществ  и  акционерных
обществ закрытого  типа, находящиеся  в государственной собственности,
подлежат продаже  в полном  объеме, при  этом состав участников торгов
ограничивается лицами,  получившими в  установленном порядке  согласие
остальных участников товарищества (общества) на приобретение указанной
доли.  В   случае  если   торги  признаются  несостоявшимися  либо  их
результаты аннулируются,  уполномоченный орган вправе предпринять меры
по определению и выделению находящейся в государственной собственности
доли   с    последующей   ее   продажей   в   порядке,   установленном
законодательством Российской Федерации о приватизации.
     29. Продажа  указанных в  разделе IV  настоящего Положения  долей
(паев,  акций)   осуществляется  на  аукционе,  который  проводится  в
соответствии с  процедурой, установленной законодательством Российской
Федерации о приватизации, с учетом требований настоящего Положения.
     30.  По  результатам  продажи  долей  (паев,  акций)  в  порядке,
установленном законодательством  Российской Федерации  о приватизации,
между продавцом и покупателем заключается договор купли-продажи.
     Право собственности  на приобретенные доли (пая, акции) переходит
к покупателю с момента заключения договора купли-продажи.
     31.  Средства,  вырученные  в  результате  проведения  аукционов,
распределяются в соответствии с разделом V настоящего Положения.

     V. Органы, осуществляющие продажу предприятий-должников.
        Использование средств от продажи
     32. Продажу  предприятий-должников, а  также имущества  (активов)
ликвидируемых предприятий-должников осуществляют соответствующие фонды
имущества или уполномоченные ими лица.
     33. Продажу долей (паев, акций) предприятий-должников осуществля-
ют соответствующие фонды имущества или уполномоченные ими лица.
     34.  Средства   от   продажи   предприятий-должников,   имущества
(активов) ликвидируемых  предприятий-должников, а  также находящихся в
государственной собственности долей (паев, акций) направляются:
     на  целевое   финансирование   содержания   объектов   социально-
культурной сферы предприятий-должников, передаваемых в государственную
собственность соответствующего  субъекта Российской  Федерации  или  в
муниципальную собственность;
     на  финансирование   мероприятий  по   оздоровлению  предприятий-
должников   и   предотвращению   негативных   социальных   последствий
банкротств,  в   том  числе   на  социальное   страхование  работников
предприятий-должников,  осуществление  мероприятий  по  антикризисному
управлению  предприятиями-должниками,   подготовку   специалистов   по
антикризисному управлению;
     органам, обеспечивающим  и  осуществляющим  продажу  предприятий-
должников, их имущества (активов), а также акций (долей, паев).
     При этом на целевое финансирование содержания объектов социально-
культурной сферы направляется не менее 50 процентов указанных средств.
     При распределении  средств от  продажи объектов,  не  завершенных
строительством,  исключенных   из  состава   имущественного  комплекса
предприятий-должников, подлежат  распределению 50  процентов  средств,
вырученных от продажи указанных объектов.
     Нормативы   распределения    средств,   полученных   от   продажи
предприятий-должников,  находившихся   в  федеральной   собственности,
устанавливаются Правительством Российской Федерации.
     Нормативы   распределения    средств,   полученных   от   продажи
предприятий-должников, находившихся  в  государственной  собственности
субъектов Российской  Федерации, устанавливаются субъектами Российской
Федерации самостоятельно.

     VI. Заключительные положения
     35. Если  на момент  принятия  решения  об  обязательной  продаже
предприятия-должника,  находящегося  в  федеральной  собственности,  в
арбитражном   суде    рассматривается   дело    о    несостоятельности
(банкротстве) указанного  предприятия, Федеральное  управление обязано
заявить в арбитражный суд ходатайство о проведении внешнего управления
имуществом предприятия-должника.
     В  случае   удовлетворения  арбитражным   судом   ходатайства   о
проведении внешнего  управления мероприятия  по реализации  указанного
решения включаются  в план  проведения внешнего  управления имуществом
предприятия-должника.
     36. Если  производство по  делу о несостоятельности (банкротстве)
предприятия, находящегося  в федеральной  собственности,  возбуждается
после принятия Федеральным управлением решения об обязательной продаже
предприятия-должника,  Федеральное   управление  обязано   заявить   в
арбитражный суд  ходатайство о  приостановлении производства по делу о
несостоятельности   (банкротстве)   данного   предприятия   на   срок,
необходимый для  реализации указанного  решения, но  не более чем на 6
месяцев.
     37. В  случае необходимости  Правительство  Российской  Федерации
принимает в  дополнение к  настоящему Положению  нормативные  акты  по
порядку продажи предприятий-должников.