ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
    
               О РАЗВИТИИ РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВА В Г. МОСКВЕ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
                          10 декабря 1996 г.
                                N 966
 
                             (ТВ 97-4,5)



     В ходе экономических преобразований в Москве  происходит  процесс
становления    и    развития   ремесленничества   как   части   малого
предпринимательства. Наработан опыт в его самоорганизации.
     В соответствии с Соглашением о партнерских связях между Москвой и
Дюссельдорфом в Москве  с  1992  года  реализуется  проект  содействия
развитию  малого  предпринимательства,  в  рамках которого в 1993 году
была образована Палата ремесел г.Москвы.
     В настоящее   время   Палата   ремесел  насчитывает  370  членов,
объединенных  в  10  профессиональных  гильдий  с  общей  численностью
работающих  более  3000  человек,  и оказывает постоянное содействие в
обучении и повышении квалификации ремесленников,  организует  курсы  и
семинары  по различным видам ремесленной деятельности с привлечением в
качестве преподавателей российских и  немецких  специалистов.  С  1994
года Палатой ремесел совместно с Гильдией художественного ремесла было
проведено 15 выставок-продаж работ ремесленников.
     Органами исполнительной  власти  Москвы  осуществлен  ряд  мер по
поддержке ремесленничества,  в том числе в рамках комплексных программ
поддержки   и   развития   малого   предпринимательства   в  г.Москве.
Департаментом поддержки и развития малого  предпринимательства  только
за  последние  полтора  года  оказана  финансовая  поддержка  30 малым
предприятиям ремесленного профиля на сумму более 4,8 млрд.рублей.
     Отмечая определенные    успехи    в    возрождении   и   развитии
ремесленничества и считая поддержку развития ремесленничества в Москве
важнейшей задачей, способствующей решению проблем занятости населения,
сохранения    историко-бытовых     традиций     города,     реализации
государственной   политики   в   сфере   малого   предпринимательства,
направленной  на   создание   благоприятных   условий   для   развития
производственной  и  предпринимательской  деятельности,  Правительство
Москвы  оценивает  проводимую  работу   в   данном   направлении   как
недостаточную.    В    значительной    степени   сдерживает   развитие
ремесленничества  отсутствие  нормативно-правовой  базы,   необходимой
финансовой  поддержки  со  стороны  Правительства  Москвы,  недостаток
производственных и административных помещений.
     Рассматривая ремесленничество   как  специфический  вид  частного
предпринимательства,  преимущественно   индивидуального,   на   основе
единичного или мелкосерийного производства товаров и услуг, необходимо
обобщить    накопленный    опыт,    скоординировать    усилия     всех
заинтересованных  организаций  на  приоритетных направлениях поддержки
ремесленничества, существенно активизировать эту работу.
     В целях  возрождения  и  развития  ремесленничества  г.Москвы как
составной  части  малого  предпринимательства   Правительство   Москвы
постановляет:
     1. Одобрить,  в  основном,  представленную   Концепцию   развития
ремесленничества в г.Москве (приложение 1).
     2. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства:
     2.1. Совместно   с   Комитетом  образования,  Палатой  ремесел  и
Общественно-экспертным   советом   по    малому    предпринимательству
доработать указанную концепцию и представить Правительству Москвы до 1
марта 1997 года.
     2.2. Совместно  с  Комитетом труда и занятости,  Палатой ремесел,
Комитетом  образования,  Общественно-экспертным  советом   по   малому
предпринимательству    и   другими   заинтересованными   организациями
разработать проект закона о ремесленничестве в г.Москве до 1 мая  1997
года, предусмотрев в нем раздел "Профессиональное образование".
     2.3. Создать постоянно действующую Комиссию по проблемам развития
ремесленничества (приложение 2) для реализации следующих целей:
     - подготовка   предложений   по   законодательному    обеспечению
поддержки и развития ремесленничества;
     - разработка  и  координация  мер  имущественной   и   финансовой
поддержки, развития инфраструктуры ремесленничества;
     - содействие  самоорганизации  ремесленничества  и   деятельности
общественных организаций,  отражающих интересы ремесленников,  а также
координация   сотрудничества   с    ремесленными    предприятиями    и
объединениями других регионов и зарубежных стран;
     - оценка  потребности  различных  секторов  экономики  Москвы   в
продукции   и  услугах  ремесленников  и  разработка  на  этой  основе
предложений по подготовке кадров ремесленного профиля;
     - обеспечение   мер  по  привлечению  ремесленных  предприятий  и
отдельных ремесленников к участию в городских программах.
     2.4. Разработать  и утвердить в установленном порядке положение о
комиссии в месячный срок.
     2.5. Предусмотреть   выделение   10%   средств,  направляемых  на
поддержку малого предпринимательства, на поддержку ремесленников.
     2.6. Ввести  в состав Комиссии Правительства Москвы по финансовой
и имущественной поддержке малого  предпринимательства  вице-президента
Палаты ремесел Кошелева Л.Н.
     3. Согласиться с предложением Департамента поддержки  и  развития
малого  предпринимательства  о  создании общегородского Центра ремесел
Москвы.
     Принять предложение  префекта  Северо-Западного административного
округа  и  Российского  научного  центра  "Курчатовский  институт"   о
размещении   Центра  ремесел  Москвы  в  районе  Строгино  по  адресу:
ул.Твардовского,  д.8 на  базе  объекта  незавершенного  строительства
комплекса  зданий  (учебно-производственный  корпус и общежитие) ПТУ N
50.
     4. Комитету по управлению имуществом Москвы выступить учредителем
Центра ремесел Москвы  от  лица  Правительства  Москвы  со  взносом  в
уставный фонд в размере 50 млн.руб.
     5. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства:
     - по    доверенности    Москомимущества    осуществлять   функции
уполномоченного  представителя  Правительства  Москвы  по   управлению
деятельностью центра;
     - выделить Москомимуществу  целевым  назначением  50  млн.руб.  в
качестве   учредительного  взноса  при  создании  центра  из  средств,
предусмотренных на развитие и поддержку малого предпринимательства;
     - предусмотреть   имущественно-финансовую   поддержку   центра  в
соответствии с установленным порядком  и  в  объемах,  предусмотренных
постановлением  Правительства  Москвы  от  30 апреля 1996 г.  N 399 "О
Комплексной программе развития и поддержки малого  предпринимательства
в  Москве  на  1996-1997 гг. и  об исполнении комплексной программы на
1994-1995 гг.";
     - привлечь   к  созданию  и  учреждению  центра  заинтересованные
учреждения и структуры поддержки малого предпринимательства.
     6. Московской   регистрационной   палате  зарегистрировать  Центр
ремесел Москвы как некоммерческую организацию.
     7. Комплексу  по  экономической политике и имущественно-земельным
отношениям:
     - по  согласованию  с  Государственным  комитетом  по  управлению
имуществом Российской Федерации решить вопрос о передаче  в  городскую
собственность объекта незавершенного строительства (п.3), относящегося
к федеральной собственности;
     - в  месячный  срок произвести оценку стоимости передаваемого РНЦ
"Курчатовский институт" объекта незавершенного строительства (п.3);
     - решить   вопрос   о   компенсации  расходов  РНЦ  "Курчатовский
институт" путем предоставления земельного  участка  в  районе  Куркино
Северо-Западного административного округа.
     8. Департаменту экономической политики и развития Москвы включить
объект   незавершенного  строительства  (п.3)  после  передачи  его  в
собственность г.Москвы в городскую инвестиционную  программу  на  1997
год  со  сроком  ввода объекта в 1997 году.  Финансирование указанного
объекта производить за счет расходов, предусмотренных в бюджете города
на развитие малого предпринимательства.
     9. Комитету  по  управлению  имуществом  Москвы   по   завершении
строительства  объектов,  указанных  в  п.3  настоящего постановления,
оформить в установленном порядке их передачу Департаменту поддержки  и
развития  малого  предпринимательства  в  оперативное  управление  для
размещения Центра ремесел Москвы.
     10. Префектам  административных  округов совместно с Комитетом по
управлению   имуществом   Москвы,   Палатой    ремесел    и    другими
заинтересованными   организациями   до   конца   1997   года  учредить
территориальные центры ремесел,  предоставив для их размещения нежилую
площадь в размере не менее 1000 кв. метров.
     11. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства:
     11.1. Совместно  с  Палатой  ремесел  в месячный срок разработать
проект устава,  бизнес-план и организационно-финансовую  схему  работы
Центра ремесел.
     11.2. Совместно  с  Московской  лизинговой  компанией  обеспечить
техническое оснащение общегородского и территориальных центров ремесел
в соответствии с утвержденными бизнес-планами.
     11.3. Обратиться в Госкомитет Российской Федерации по поддержке и
развитию малого  предпринимательства  с  просьбой  принять  участие  в
финансировании пилотного проекта Центра ремесел Москвы.
     11.4. Совместно  с  Комитетом  образования  и   заинтересованными
донорскими    организациями   проработать   вопрос   методического   и
технического обеспечения создаваемых центров.
     12. Московскому   фонду   поддержки   малого  предпринимательства
обеспечить целевое  использование  средств,  выделяемых  Департаментом
поддержки  и  развития  малого  предпринимательства,  на  поддержку  и
развитие ремесленничества.
     13. Комитету образования в срок до 1 марта 1997 года:
     13.1. Совместно  с  Московской  лицензионной  палатой разработать
предложения  по  лицензированию,  аттестации  и  аккредитации  кадров,
занятых в обучающем процессе в ремесленных производствах.
     13.2. Совместно   с   Палатой    ремесел    определить    учебные
профессионально-технические   заведения  по  подготовке  ремесленников
различного профиля.
     14. Комитету  труда  и  занятости  совместно  с Палатой ремесел и
Комитетом образования в срок до 1 марта 1997 года:
     14.1. Разработать  перечень  ремесленных  профессий для включения
его в закон о ремесленничестве.
     14.2. Включить в Программу содействия занятости населения на 1997
год организацию перепрофилирования устаревших и создание новых рабочих
мест в мастерских профессиональных училищ.
     14.3. Предусмотреть на 1997 год финансирование из Фонда занятости
проектов центров ремесел под создание новых рабочих мест.
     15. Префектуре     Восточного      административного      округа,
Москомархитектуре   по   заказу  Палаты  ремесел  и  ООО  "Вернисаж  в
Измайлово"  в  течение  первого  полугодия   1997   года   разработать
архитектурный  проект  комплекса  "Улица ремесел" в районе Измайлово с
финансированием проекта  за  счет  средств  на  развитие  и  поддержку
ремесленничества.
     16. Палате ремесел совместно с Департаментом поддержки и развития
малого  предпринимательства в первом полугодии 1997 года разработать и
представить   на   утверждение   Комиссии   по   проблемам    развития
ремесленничества  организационно-финансовую  схему  создания комплекса
"Улица ремесел" в районе Измайлово.
     17. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
министра Правительства Москвы,  руководителя Департамента поддержки  и
развития малого предпринимательства Егорова Е.В.

     За Премьера Правительства Москвы                  Б.В. Никольский

                                                          Приложение 1
                                         к постановлению Правительства
                                    Москвы от 10 декабря 1996 г. N 966

                              КОНЦЕПЦИЯ
                 развития ремесленничества в г.Москве

     Ремесленное дело является одним из  важных  секторов  современной
многоукладной   социально-рыночной   экономики.  Широкая  сеть  мелких
(ремесленных)      предприятий,      рост      количества      частных
предпринимателей-ремесленников  создают  благоприятные предпосылки для
развития эффективной конкуренции на рынке, а их гибкость и мобильность
дают  возможность  решить  целый  комплекс  хозяйственных и социальных
задач  -  от  более  полного  удовлетворения  населения   сравнительно
дешевыми  и  необходимыми  в  повседневной  жизни  товарами  народного
потребления до расширения  занятости  (в  том  числе  людей  с  самыми
различными  свойствами интеллекта,  психики и физических возможностей,
людей  с  различным  запасом  знаний   и   разными   профессиональными
интересами).   Развитие   ремесленничества   способствует  социальному
выравниванию,  что  создает  предпосылки   для   стабильности   внутри
государства и непосредственно на территории Москвы.
     В России к началу ХХ века число ремесленников составляло более  4
миллионов человек.  Число ремесленных профессий и промыслов было очень
велико,  город был насыщен товарами ремесленного производства,  широко
была развита сфера ремесленных услуг.
     В настоящее время ремесленничество утратило  свои  господствующие
позиции как система производства ,  однако оно продолжает существовать
во многих развитых странах мира, получая государственную поддержку как
часть  малого  предпринимательства  либо  как  самостоятельная система
производства.
     Сегодня этот  положительный  опыт  должен быть изучен,  обобщен и
учтен,  прежде всего в области ремесленничества и создания ремесленных
общественных    объединений,    выражающих   и   защищающих   интересы
ремесленников в органах государственной власти и управления.
     В данный  момент  отсутствует  законодательно утвержденный список
ремесел и промыслов,  нет и закона о ремеслах,  который бы регулировал
социально-правовые и экономические стороны этой деятельности.
     Таким образом,   в    современных    условиях    ремесленничество
представляет собой важное с точки зрения экономической эффективности и
социальной стабильности явление,  развитие которого государство должно
непременно взять под свою опеку, обеспечивая ему всемерную поддержку и
рост.
     В силу  ряда  особенностей ремесленное предприятие в нашей стране
имеет  небольшие  размеры  и  не  превышает  параметры,  установленные
законодательством Российской Федерации для малого предпринимательства.
     Таким образом,  можно определить ремесленника  как  представителя
малого предпринимательства,  занимающегося изготовлением,  как правило
ручным  способом,  каких-либо  изделий  и  (или)  услуг   при   помощи
собственных орудий труда.
     Ремесленничество - часть  субъектов  малого  предпринимательства,
для  которых характерно изготовление продукта труда или предоставление
услуг в малом объеме или по индивидуальным  заказам  с  высокой  долей
ручного труда и с творческим использованием собственных особых знаний,
навыков и умений,  как правило без функционального и производственного
разделения   труда   внутри   ремесленного   предприятия,   на  основе
собственности ремесленника (мастера) на средства производства.
     Такое определение  позволяет  распространить  на ремесленничество
нормативно-правовую базу  поддержки  малого  предпринимательства.  Для
Москвы  основа  этой  поддержки  определена  Законом города Москвы "Об
основах    малого    предпринимательства    в     Москве",     другими
распорядительными документами.
     Для того чтобы выделить из всей  совокупности  малых  предприятий
ремесленные,  в  качестве основных критериев ремесленного производства
нами предлагаются следующие:
     - принадлежность  к  отраслям  обрабатывающей  промышленности или
сфере услуг;
     - высокая доля ручного труда в процессе производства;
     - незначительное    разделение    труда    внутри    ремесленного
предприятия;
     - непосредственное  участие  собственника  в процессе труда или в
процессе производства;
     - мелкотоварный характер производства (малосерийность выпускаемой
продукции).
     В Москве   существует   достаточно   широкий  слой  хозяйствующих
субъектов,  которые могут быть  отнесены  к  категории  ремесленников.
Большей   своей  частью  эти  предприятия  не  могут  рассчитывать  на
стабильное существование в условиях рынка  и  на  равные  конкурентные
возможности   по   сравнению   с  иными  формами  предпринимательства,
поскольку  их  существование  осложняется  рядом  моментов,   наиболее
существенные из которых:
     1. Неустойчивый спрос на  продукцию  и  услуги  ремесленничества,
слишком большие для этого вида деятельности налоги,  а также различные
поборы.
     2. Недостаточные     инвестиционные    возможности    (отсутствие
достаточных   для   развития   собственного    дела    накоплений    и
необеспеченность кредитов).
     3. Разобщенность ремесленничества,  вытекающая из индивидуального
характера   труда   и   отсутствия   объединений   именно  этой  части
производителей.
     4. Отсутствие    у   ремесленников   достаточных   экономических,
юридических и прочих знаний для участия в рыночных отношениях.
     Исключением могут    служить    традиционные    для   российского
ремесленничества  народные  художественные  промыслы  (изготавливающие
предметы декоративно-прикладного искусства и сувениры),  которые стали
самостоятельными     производствами     благодаря     целенаправленной
государственной поддержке и обширному потребительскому рынку.  Сбыт их
продукции является одним из источников  поступления  валюты,  а  также
поднимает престиж города.
     Необходимость государственной  поддержки  ремесленничества,   его
возрождение и развитие обусловлено следующим:
     1. Ремесленничество  дает  средства  к  существованию  достаточно
широкому   слою  населения,  являясь  одновременно  одним  из  средств
первоначального накопления капитала.
     2. Ремесленное производство способствует насыщению рынка товарами
и услугами и в ряде секторов  производства  способно  конкурировать  с
крупными производителями.
     3. Ремесленное  производство  имеет  возможность  более   гибкого
реагирования  на  изменения рынка,  что обеспечивает его относительную
устойчивость.
     4. Развитие ремесленничества снижает уровень безработицы.
     5. Ремесленничество   сохраняет   и   развивает  историко-бытовые
традиции культуру, народа.
     6. Вовлечение     в     ремесленное     производство    развивает
самодеятельность  населения,  позволяет   раскрыть   личные   качества
человека,  способствует  его  самореализации  и  вовлечению в рыночные
отношения.
     7. Слой  ремесленников  -  часть  среднего класса,  существование
которого обеспечивает стабильность общества.
     Государственная поддержка возрождения и развития ремесленничества
должна быть направлена,  в первую очередь,  на создание  благоприятных
социально-экономических, правовых условий и содействие самоорганизации
ремесленничества.
     В связи со спецификой ремесленного производства, ориентированного
в большей степени на  местный  рынок,  его  государственная  поддержка
должна   осуществляться,   в   первую   очередь,   на  региональном  и
муниципальном уровне.
     Она включает в себя:
     1. Создание  благоприятной нормативно-правовой базы,  в том числе
закрепление в законах и нормативных  актах  правовой  основы  развития
ремесленничества,  предоставление  ремесленничеству  льгот  (в  первую
очередь по аренде помещений и по налогам - исходя из принадлежности  к
малому предпринимательству и учитывая его специфический характер).
     2. Оказание  государственной  поддержки  в  области  обучения   и
подготовки кадров по ремесленным специальностям:
     - подготовка специалистов экономических специальностей;
     - организация стажировок по ремесленным специальностям.
     3. Помощь   в   создании   развитой   инфраструктуры    поддержки
ремесленничества:
     3.1. Организация системы  информационно-консалтинговых  услуг  по
следующим направлениям:
     - экспертиза   и   консультационная   помощь   в    создании    и
функционировании ремесленных предприятий;
     - система информационного обеспечения о рынках сбыта  товаров  (в
том числе и международных рынках), сырья и материалов.
     3.2. Помощь  в  самоорганизации  ремесленников  и  содействие  их
кооперации.
     3.3. Организация рекламно-маркетинговой деятельности.
     4. Имущественная   поддержка:   выделение   на   цели    развития
ремесленничества помещений, находящихся в муниципальной собственности.
     5. Правовая поддержка: - защита авторского права ремесленников на
     созданный  товар;  -  юридические консультации.  6.  Формирование
     общественного мнения, благоприятного для
развития ремесленничества,  в  том  числе  -  через  средства массовой
информации.
     7. Помощь  в  создании региональных программ поддержки и развития
ремесленничества (на основе межрегиональных соглашений).
     Одним из первоочередных  мероприятий,  направленных  на  развитие
ремесленничества,  позволяющим  решить  целый  комплекс  проблем в его
самоорганизации и развитии,  является создание Центра ремесел  в  виде
некоммерческой   организации   с   участием   Палаты  ремесел  Москвы,
Департамента поддержки и развития малого предпринимательства и  других
заинтересованных организаций.


                                                          Приложение 2
                                  к постановлению Правительства Москвы
                                           от 10 декабря 1996 г. N 966

                                СОСТАВ
           Комиссии по проблемам развития ремесленничества

Председатель комиссии

Егоров Е.В.    -   министр Правительства Москвы, руководитель
                   Департамента поддержки и развития малого
                   предпринимательства

Заместитель председателя

Иоффе А.Д.     -   председатель Общественно-экспертного совета
                   по малому предпринимательству при  Мэре  и
                   Правительстве Москвы


Члены комиссии:

Коротич А.А.   -   депутат Московской городской Думы

Дудников С.В.  -   заместитель председателя Комитета труда
                   и занятости Правительства Москвы

Рузайкин А.А.  -   президент Палаты ремесел

Лебедев М.Л.   -   генеральный директор Московского фонда
                   развития малого предпринимательства


Семичастнов Ю.И. - начальник управления профессионального
                   образования Комитета образования
                   Правительства Москвы

Вакуров П.Б.   -   главный специалист отдела городских проектов
                   и программ Департамента поддержки и развития
                   малого предпринимательства Правительства
                   Москвы

Леонова И.Г.   -   заместитель руководителя отдела общественных
                   организаций  Комитета общественных и
                   межрегиональных связей Правительства Москвы
    

Печать
2003 - 2018 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru