О РАЗВИТИИ РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВА В Г. МОСКВЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
10 декабря 1996 г.
N 966
(ТВ 97-4,5)
В ходе экономических преобразований в Москве происходит процесс
становления и развития ремесленничества как части малого
предпринимательства. Наработан опыт в его самоорганизации.
В соответствии с Соглашением о партнерских связях между Москвой и
Дюссельдорфом в Москве с 1992 года реализуется проект содействия
развитию малого предпринимательства, в рамках которого в 1993 году
была образована Палата ремесел г.Москвы.
В настоящее время Палата ремесел насчитывает 370 членов,
объединенных в 10 профессиональных гильдий с общей численностью
работающих более 3000 человек, и оказывает постоянное содействие в
обучении и повышении квалификации ремесленников, организует курсы и
семинары по различным видам ремесленной деятельности с привлечением в
качестве преподавателей российских и немецких специалистов. С 1994
года Палатой ремесел совместно с Гильдией художественного ремесла было
проведено 15 выставок-продаж работ ремесленников.
Органами исполнительной власти Москвы осуществлен ряд мер по
поддержке ремесленничества, в том числе в рамках комплексных программ
поддержки и развития малого предпринимательства в г.Москве.
Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства только
за последние полтора года оказана финансовая поддержка 30 малым
предприятиям ремесленного профиля на сумму более 4,8 млрд.рублей.
Отмечая определенные успехи в возрождении и развитии
ремесленничества и считая поддержку развития ремесленничества в Москве
важнейшей задачей, способствующей решению проблем занятости населения,
сохранения историко-бытовых традиций города, реализации
государственной политики в сфере малого предпринимательства,
направленной на создание благоприятных условий для развития
производственной и предпринимательской деятельности, Правительство
Москвы оценивает проводимую работу в данном направлении как
недостаточную. В значительной степени сдерживает развитие
ремесленничества отсутствие нормативно-правовой базы, необходимой
финансовой поддержки со стороны Правительства Москвы, недостаток
производственных и административных помещений.
Рассматривая ремесленничество как специфический вид частного
предпринимательства, преимущественно индивидуального, на основе
единичного или мелкосерийного производства товаров и услуг, необходимо
обобщить накопленный опыт, скоординировать усилия всех
заинтересованных организаций на приоритетных направлениях поддержки
ремесленничества, существенно активизировать эту работу.
В целях возрождения и развития ремесленничества г.Москвы как
составной части малого предпринимательства Правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить, в основном, представленную Концепцию развития
ремесленничества в г.Москве (приложение 1).
2. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства:
2.1. Совместно с Комитетом образования, Палатой ремесел и
Общественно-экспертным советом по малому предпринимательству
доработать указанную концепцию и представить Правительству Москвы до 1
марта 1997 года.
2.2. Совместно с Комитетом труда и занятости, Палатой ремесел,
Комитетом образования, Общественно-экспертным советом по малому
предпринимательству и другими заинтересованными организациями
разработать проект закона о ремесленничестве в г.Москве до 1 мая 1997
года, предусмотрев в нем раздел "Профессиональное образование".
2.3. Создать постоянно действующую Комиссию по проблемам развития
ремесленничества (приложение 2) для реализации следующих целей:
- подготовка предложений по законодательному обеспечению
поддержки и развития ремесленничества;
- разработка и координация мер имущественной и финансовой
поддержки, развития инфраструктуры ремесленничества;
- содействие самоорганизации ремесленничества и деятельности
общественных организаций, отражающих интересы ремесленников, а также
координация сотрудничества с ремесленными предприятиями и
объединениями других регионов и зарубежных стран;
- оценка потребности различных секторов экономики Москвы в
продукции и услугах ремесленников и разработка на этой основе
предложений по подготовке кадров ремесленного профиля;
- обеспечение мер по привлечению ремесленных предприятий и
отдельных ремесленников к участию в городских программах.
2.4. Разработать и утвердить в установленном порядке положение о
комиссии в месячный срок.
2.5. Предусмотреть выделение 10% средств, направляемых на
поддержку малого предпринимательства, на поддержку ремесленников.
2.6. Ввести в состав Комиссии Правительства Москвы по финансовой
и имущественной поддержке малого предпринимательства вице-президента
Палаты ремесел Кошелева Л.Н.
3. Согласиться с предложением Департамента поддержки и развития
малого предпринимательства о создании общегородского Центра ремесел
Москвы.
Принять предложение префекта Северо-Западного административного
округа и Российского научного центра "Курчатовский институт" о
размещении Центра ремесел Москвы в районе Строгино по адресу:
ул.Твардовского, д.8 на базе объекта незавершенного строительства
комплекса зданий (учебно-производственный корпус и общежитие) ПТУ N
50.
4. Комитету по управлению имуществом Москвы выступить учредителем
Центра ремесел Москвы от лица Правительства Москвы со взносом в
уставный фонд в размере 50 млн.руб.
5. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства:
- по доверенности Москомимущества осуществлять функции
уполномоченного представителя Правительства Москвы по управлению
деятельностью центра;
- выделить Москомимуществу целевым назначением 50 млн.руб. в
качестве учредительного взноса при создании центра из средств,
предусмотренных на развитие и поддержку малого предпринимательства;
- предусмотреть имущественно-финансовую поддержку центра в
соответствии с установленным порядком и в объемах, предусмотренных
постановлением Правительства Москвы от 30 апреля 1996 г. N 399 "О
Комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства
в Москве на 1996-1997 гг. и об исполнении комплексной программы на
1994-1995 гг.";
- привлечь к созданию и учреждению центра заинтересованные
учреждения и структуры поддержки малого предпринимательства.
6. Московской регистрационной палате зарегистрировать Центр
ремесел Москвы как некоммерческую организацию.
7. Комплексу по экономической политике и имущественно-земельным
отношениям:
- по согласованию с Государственным комитетом по управлению
имуществом Российской Федерации решить вопрос о передаче в городскую
собственность объекта незавершенного строительства (п.3), относящегося
к федеральной собственности;
- в месячный срок произвести оценку стоимости передаваемого РНЦ
"Курчатовский институт" объекта незавершенного строительства (п.3);
- решить вопрос о компенсации расходов РНЦ "Курчатовский
институт" путем предоставления земельного участка в районе Куркино
Северо-Западного административного округа.
8. Департаменту экономической политики и развития Москвы включить
объект незавершенного строительства (п.3) после передачи его в
собственность г.Москвы в городскую инвестиционную программу на 1997
год со сроком ввода объекта в 1997 году. Финансирование указанного
объекта производить за счет расходов, предусмотренных в бюджете города
на развитие малого предпринимательства.
9. Комитету по управлению имуществом Москвы по завершении
строительства объектов, указанных в п.3 настоящего постановления,
оформить в установленном порядке их передачу Департаменту поддержки и
развития малого предпринимательства в оперативное управление для
размещения Центра ремесел Москвы.
10. Префектам административных округов совместно с Комитетом по
управлению имуществом Москвы, Палатой ремесел и другими
заинтересованными организациями до конца 1997 года учредить
территориальные центры ремесел, предоставив для их размещения нежилую
площадь в размере не менее 1000 кв. метров.
11. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства:
11.1. Совместно с Палатой ремесел в месячный срок разработать
проект устава, бизнес-план и организационно-финансовую схему работы
Центра ремесел.
11.2. Совместно с Московской лизинговой компанией обеспечить
техническое оснащение общегородского и территориальных центров ремесел
в соответствии с утвержденными бизнес-планами.
11.3. Обратиться в Госкомитет Российской Федерации по поддержке и
развитию малого предпринимательства с просьбой принять участие в
финансировании пилотного проекта Центра ремесел Москвы.
11.4. Совместно с Комитетом образования и заинтересованными
донорскими организациями проработать вопрос методического и
технического обеспечения создаваемых центров.
12. Московскому фонду поддержки малого предпринимательства
обеспечить целевое использование средств, выделяемых Департаментом
поддержки и развития малого предпринимательства, на поддержку и
развитие ремесленничества.
13. Комитету образования в срок до 1 марта 1997 года:
13.1. Совместно с Московской лицензионной палатой разработать
предложения по лицензированию, аттестации и аккредитации кадров,
занятых в обучающем процессе в ремесленных производствах.
13.2. Совместно с Палатой ремесел определить учебные
профессионально-технические заведения по подготовке ремесленников
различного профиля.
14. Комитету труда и занятости совместно с Палатой ремесел и
Комитетом образования в срок до 1 марта 1997 года:
14.1. Разработать перечень ремесленных профессий для включения
его в закон о ремесленничестве.
14.2. Включить в Программу содействия занятости населения на 1997
год организацию перепрофилирования устаревших и создание новых рабочих
мест в мастерских профессиональных училищ.
14.3. Предусмотреть на 1997 год финансирование из Фонда занятости
проектов центров ремесел под создание новых рабочих мест.
15. Префектуре Восточного административного округа,
Москомархитектуре по заказу Палаты ремесел и ООО "Вернисаж в
Измайлово" в течение первого полугодия 1997 года разработать
архитектурный проект комплекса "Улица ремесел" в районе Измайлово с
финансированием проекта за счет средств на развитие и поддержку
ремесленничества.
16. Палате ремесел совместно с Департаментом поддержки и развития
малого предпринимательства в первом полугодии 1997 года разработать и
представить на утверждение Комиссии по проблемам развития
ремесленничества организационно-финансовую схему создания комплекса
"Улица ремесел" в районе Измайлово.
17. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
министра Правительства Москвы, руководителя Департамента поддержки и
развития малого предпринимательства Егорова Е.В.
За Премьера Правительства Москвы Б.В. Никольский
Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы от 10 декабря 1996 г. N 966
КОНЦЕПЦИЯ
развития ремесленничества в г.Москве
Ремесленное дело является одним из важных секторов современной
многоукладной социально-рыночной экономики. Широкая сеть мелких
(ремесленных) предприятий, рост количества частных
предпринимателей-ремесленников создают благоприятные предпосылки для
развития эффективной конкуренции на рынке, а их гибкость и мобильность
дают возможность решить целый комплекс хозяйственных и социальных
задач - от более полного удовлетворения населения сравнительно
дешевыми и необходимыми в повседневной жизни товарами народного
потребления до расширения занятости (в том числе людей с самыми
различными свойствами интеллекта, психики и физических возможностей,
людей с различным запасом знаний и разными профессиональными
интересами). Развитие ремесленничества способствует социальному
выравниванию, что создает предпосылки для стабильности внутри
государства и непосредственно на территории Москвы.
В России к началу ХХ века число ремесленников составляло более 4
миллионов человек. Число ремесленных профессий и промыслов было очень
велико, город был насыщен товарами ремесленного производства, широко
была развита сфера ремесленных услуг.
В настоящее время ремесленничество утратило свои господствующие
позиции как система производства , однако оно продолжает существовать
во многих развитых странах мира, получая государственную поддержку как
часть малого предпринимательства либо как самостоятельная система
производства.
Сегодня этот положительный опыт должен быть изучен, обобщен и
учтен, прежде всего в области ремесленничества и создания ремесленных
общественных объединений, выражающих и защищающих интересы
ремесленников в органах государственной власти и управления.
В данный момент отсутствует законодательно утвержденный список
ремесел и промыслов, нет и закона о ремеслах, который бы регулировал
социально-правовые и экономические стороны этой деятельности.
Таким образом, в современных условиях ремесленничество
представляет собой важное с точки зрения экономической эффективности и
социальной стабильности явление, развитие которого государство должно
непременно взять под свою опеку, обеспечивая ему всемерную поддержку и
рост.
В силу ряда особенностей ремесленное предприятие в нашей стране
имеет небольшие размеры и не превышает параметры, установленные
законодательством Российской Федерации для малого предпринимательства.
Таким образом, можно определить ремесленника как представителя
малого предпринимательства, занимающегося изготовлением, как правило
ручным способом, каких-либо изделий и (или) услуг при помощи
собственных орудий труда.
Ремесленничество - часть субъектов малого предпринимательства,
для которых характерно изготовление продукта труда или предоставление
услуг в малом объеме или по индивидуальным заказам с высокой долей
ручного труда и с творческим использованием собственных особых знаний,
навыков и умений, как правило без функционального и производственного
разделения труда внутри ремесленного предприятия, на основе
собственности ремесленника (мастера) на средства производства.
Такое определение позволяет распространить на ремесленничество
нормативно-правовую базу поддержки малого предпринимательства. Для
Москвы основа этой поддержки определена Законом города Москвы "Об
основах малого предпринимательства в Москве", другими
распорядительными документами.
Для того чтобы выделить из всей совокупности малых предприятий
ремесленные, в качестве основных критериев ремесленного производства
нами предлагаются следующие:
- принадлежность к отраслям обрабатывающей промышленности или
сфере услуг;
- высокая доля ручного труда в процессе производства;
- незначительное разделение труда внутри ремесленного
предприятия;
- непосредственное участие собственника в процессе труда или в
процессе производства;
- мелкотоварный характер производства (малосерийность выпускаемой
продукции).
В Москве существует достаточно широкий слой хозяйствующих
субъектов, которые могут быть отнесены к категории ремесленников.
Большей своей частью эти предприятия не могут рассчитывать на
стабильное существование в условиях рынка и на равные конкурентные
возможности по сравнению с иными формами предпринимательства,
поскольку их существование осложняется рядом моментов, наиболее
существенные из которых:
1. Неустойчивый спрос на продукцию и услуги ремесленничества,
слишком большие для этого вида деятельности налоги, а также различные
поборы.
2. Недостаточные инвестиционные возможности (отсутствие
достаточных для развития собственного дела накоплений и
необеспеченность кредитов).
3. Разобщенность ремесленничества, вытекающая из индивидуального
характера труда и отсутствия объединений именно этой части
производителей.
4. Отсутствие у ремесленников достаточных экономических,
юридических и прочих знаний для участия в рыночных отношениях.
Исключением могут служить традиционные для российского
ремесленничества народные художественные промыслы (изготавливающие
предметы декоративно-прикладного искусства и сувениры), которые стали
самостоятельными производствами благодаря целенаправленной
государственной поддержке и обширному потребительскому рынку. Сбыт их
продукции является одним из источников поступления валюты, а также
поднимает престиж города.
Необходимость государственной поддержки ремесленничества, его
возрождение и развитие обусловлено следующим:
1. Ремесленничество дает средства к существованию достаточно
широкому слою населения, являясь одновременно одним из средств
первоначального накопления капитала.
2. Ремесленное производство способствует насыщению рынка товарами
и услугами и в ряде секторов производства способно конкурировать с
крупными производителями.
3. Ремесленное производство имеет возможность более гибкого
реагирования на изменения рынка, что обеспечивает его относительную
устойчивость.
4. Развитие ремесленничества снижает уровень безработицы.
5. Ремесленничество сохраняет и развивает историко-бытовые
традиции культуру, народа.
6. Вовлечение в ремесленное производство развивает
самодеятельность населения, позволяет раскрыть личные качества
человека, способствует его самореализации и вовлечению в рыночные
отношения.
7. Слой ремесленников - часть среднего класса, существование
которого обеспечивает стабильность общества.
Государственная поддержка возрождения и развития ремесленничества
должна быть направлена, в первую очередь, на создание благоприятных
социально-экономических, правовых условий и содействие самоорганизации
ремесленничества.
В связи со спецификой ремесленного производства, ориентированного
в большей степени на местный рынок, его государственная поддержка
должна осуществляться, в первую очередь, на региональном и
муниципальном уровне.
Она включает в себя:
1. Создание благоприятной нормативно-правовой базы, в том числе
закрепление в законах и нормативных актах правовой основы развития
ремесленничества, предоставление ремесленничеству льгот (в первую
очередь по аренде помещений и по налогам - исходя из принадлежности к
малому предпринимательству и учитывая его специфический характер).
2. Оказание государственной поддержки в области обучения и
подготовки кадров по ремесленным специальностям:
- подготовка специалистов экономических специальностей;
- организация стажировок по ремесленным специальностям.
3. Помощь в создании развитой инфраструктуры поддержки
ремесленничества:
3.1. Организация системы информационно-консалтинговых услуг по
следующим направлениям:
- экспертиза и консультационная помощь в создании и
функционировании ремесленных предприятий;
- система информационного обеспечения о рынках сбыта товаров (в
том числе и международных рынках), сырья и материалов.
3.2. Помощь в самоорганизации ремесленников и содействие их
кооперации.
3.3. Организация рекламно-маркетинговой деятельности.
4. Имущественная поддержка: выделение на цели развития
ремесленничества помещений, находящихся в муниципальной собственности.
5. Правовая поддержка: - защита авторского права ремесленников на
созданный товар; - юридические консультации. 6. Формирование
общественного мнения, благоприятного для
развития ремесленничества, в том числе - через средства массовой
информации.
7. Помощь в создании региональных программ поддержки и развития
ремесленничества (на основе межрегиональных соглашений).
Одним из первоочередных мероприятий, направленных на развитие
ремесленничества, позволяющим решить целый комплекс проблем в его
самоорганизации и развитии, является создание Центра ремесел в виде
некоммерческой организации с участием Палаты ремесел Москвы,
Департамента поддержки и развития малого предпринимательства и других
заинтересованных организаций.
Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 10 декабря 1996 г. N 966
СОСТАВ
Комиссии по проблемам развития ремесленничества
Председатель комиссии
Егоров Е.В. - министр Правительства Москвы, руководитель
Департамента поддержки и развития малого
предпринимательства
Заместитель председателя
Иоффе А.Д. - председатель Общественно-экспертного совета
по малому предпринимательству при Мэре и
Правительстве Москвы
Члены комиссии:
Коротич А.А. - депутат Московской городской Думы
Дудников С.В. - заместитель председателя Комитета труда
и занятости Правительства Москвы
Рузайкин А.А. - президент Палаты ремесел
Лебедев М.Л. - генеральный директор Московского фонда
развития малого предпринимательства
Семичастнов Ю.И. - начальник управления профессионального
образования Комитета образования
Правительства Москвы
Вакуров П.Б. - главный специалист отдела городских проектов
и программ Департамента поддержки и развития
малого предпринимательства Правительства
Москвы
Леонова И.Г. - заместитель руководителя отдела общественных
организаций Комитета общественных и
межрегиональных связей Правительства Москвы
|