О КРИЗИСНОМ СОСТОЯНИИ ПРОИЗВОДСТВА МЕДИЦИНСКИХ ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕРАХ ПО ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ. Постановление. Государственная Дума Федерального Собрания РФ. 23.06.97 1611-II ГД

  О КРИЗИСНОМ СОСТОЯНИИ ПРОИЗВОДСТВА МЕДИЦИНСКИХ ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКИХ
           ПРЕПАРАТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕРАХ ПО ЕГО
                      ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
     
            ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ

                           23 июня 1997 г.
                             N 1611-II ГД

                                 (Д)
     
     
     Государственная Дума Федерального Собрания Российской  Федерации,
придавая  большое  значение  сохранению  здоровья населения Российской
Федерации,  защите  его  от  массового  распространения   инфекционных
заболеваний    и    эпидемий,    отмечает,    что    экономическое   и
научно-техническое  состояние  предприятий,  производящих  медицинские
иммунобиологические препараты, пришло в упадок.
     Население Российской  Федерации  стоит  перед  угрозой  массового
распространения   инфекционных   заболеваний   и  эпидемий,  вызванных
нехваткой необходимых средств защиты от них,  а  следовательно,  перед
угрозой безопасности государства.
     Сложившаяся ситуация  подробно   рассмотрена   на   парламентских
слушаниях,  проведенных  по решению Совета Государственной Думы 20 мая
1997 года. Участники парламентских слушаний предложили комплекс мер по
стабилизации  положения в производстве медицинских иммунобиологических
препаратов и обеспечению населения Российской Федерации  и  учреждений
здравоохранения указанными препаратами.
     Учитывая социально-экономическую значимость развития производства
медицинских  иммунобиологических  препаратов,  его  роль  в сохранении
здоровья населения и-безопасности  государства,  Государственная  Дума
Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
     1. Направить  рекомендации,  принятые  участниками  парламентских
слушаний,  в  Правительство  Российской Федерации и Совет Безопасности
Российской Федерации.
     2. Предложить  Председателю  Правительства  Российской  Федерации
принять  срочные  меры,   направленные   на   поддержку   производства
медицинских иммунобиологических препаратов.
     3. Комитету Государственной Думы по охране  здоровья  и  Комитету
Государственной  Думы по промышленности,  строительству,  транспорту и
энергетике  ускорить  доработку  и   представление   на   рассмотрение
Государственной  Думы  проектов  федеральных  законов "О лекарственных
средствах", "О вакцинопрофилактике".
     4. Поручить Счетной палате Российской Федерации провести проверку
целевого  использования   Министерством   здравоохранения   Российской
Федерации  средств,  выделяемых  из  федерального  бюджета  на закупку
медицинских иммунобиологических препаратов.
     О результатах  указанной  проверки  информировать Государственную
Думу в III квартале 1997 года.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации                           Г.Н.Селезнев
N 1611-II ГД
23 июня 1997 года


                             РЕКОМЕНДАЦИИ
              участников парламентских слушаний на тему:
        "О социальной необходимости государственной поддержки
             производства иммунобиологических препаратов
                  на предприятиях Минздрава России"

                      г. Москва 20 мая 1997 года

     Обсудив вопрос   "О   социальной   необходимости  государственной
поддержки производства иммунобиологических препаратов на  предприятиях
Минздрава  России",  участники  парламентских  слушаний отмечают,  что
данная проблема вызвана жизненно важной потребностью защиты  населения
России   не   только   от   распространения  инфекционных  заболеваний
(туберкулез,  полиомиелит,  дифтерия,  сифилис,  СПИД,  лепра,   корь,
гепатит и др.),  но и необходимостью устранения,  у значительной части
населения иммунодефицита как результата  неблагоприятного  воздействия
окружающей среды и различного рода эпидемий.
     Участники слушаний  констатируют,  что  в   отрасли,   призванной
обеспечивать   эпидблагополучие   в   стране,   сложилась  напряженная
ситуация, приводящая ее к упадку.
     За истекший  период  наблюдается  сокращение объемов производства
медицинских иммунобиологических препаратов  (МИБП).  В  1996  году  по
сравнению  с 1995 годом объем производства в целом снизился почти на 7
процентов.
     Производственные мощности  по  выпуску более 70%  важнейших видов
МИБП используются в пределах 22-65  процентов,  морально  и  физически
устарели. Производство питательных сред для учреждений здравоохранения
и санэпидслужбы существенно сокращается,  а производственные  мощности
по их выпуску используются менее чем на 30 процентов.
     Износ большей  части  основного   технологического   оборудования
достигает 90%,  обеспеченность современным оборудованием всего - 30-35
процентов.
     Главной проблемой  для  предприятий до сего времени остается сбыт
готовой  продукции,  в  основном,  из-за  задолженности   федерального
бюджета и бюджетов регионов.
     В связи с  недостаточным  финансированием  происходит  сокращение
научно-исследовательских  работ,  отток  научных  кадров  и работников
предприятий.  Не осваиваются  в  производстве  более  20  наименований
диагностических   питательных   сред,   препараты   для   диагностики,
профилактики  и  лечения   сибирской   язвы,   дифтерии,   бруцеллеза,
туляремии, чумы и др.
     Государственная поддержка  Национального  органа  контроля  МИБП,
каким  является  Государственный  институт  стандартизации  и контроля
медицинских  биологических  препаратов  им.   Л.А.Тарасевича   (ГИСК),
фактически не осуществляется.
     Условия производства  МИБП   не   гарантируют   стабильность   их
качества,  большинство  предприятий  располагаются  в тесных,  старых,
приспособленных  помещениях.  Ни  на  одном   из   них   нет   полного
соответствия  всех  этапов производства требованиям СП "Производство и
контроль медицинских иммунобиологических препаратов для обеспечения их
качества".
     Коренная реконструкция    производства    в    соответствии     с
международными   требованиями  (ОМР)  не  проводится.  Это,  в  первую
очередь, касается предприятий, находящихся в ведении Минздрава России.
     Наблюдается планомерное  вытеснение  отечественного производителя
высококачественных МИБП с внутреннего рынка  зарубежными  импортерами,
особенно США, при попустительстве Минздрава и Правительства России.
     При этом  Правительство  Российской  Федерации  не   обеспечивает
выполнение   собственных   решений   по   стабилизации  отечественного
производства МИБП.
     Минздрав России   самоустранился   от  решения  основных  проблем
отрасли,  связанных  с  поддержанием  высокого  уровня  отечественного
производства МИБП, своевременным и полным финансированием предприятий.
Более того,  часть важнейших государственных функций по поддержанию  и
сохранению достаточного уровня национальной безопасности,  в том числе
по  вопросам,  связанным  с  мобилизационной   подготовкой,   передано
коммерческой организации (ТОО "Концерн "Иммуноген").
     Финансирование федеральной           целевой            программы
"Вакцинопрофилактика"  (Государственный заказчик - Минздрав Российской
Федерации),  а  также   федеральной   целевой   программы   "Улучшение
лекарственного обеспечения и развития фармацевтической промышленности"
(Государственный заказчик - Минздрав Российской Федерации) в 1996 году
не производилось.
     В условиях  недостаточного  финансирования  программ  за   период
1994-1996 гг.  имеются факты нецелевого и неэффективного использования
бюджетных средств.  Общая сумма нецелевых расходов составила около  18
процентов  от  объема  выделенных  финансовых ресурсов.  В большинстве
случаев не имеется документального подтверждения фактических  расходов
Минздравом  России,  не  принимаются  меры  по возмещению причиненного
ущерба, не устраняются недостатки в бухгалтерской отчетности.
     В этих     условиях,     учитывая    необходимость    полноценной
государственной   помощи   предприятиям,   производящим   МИБП,    для
поддержания  на  высоком  уровне  здоровья  населения,  предотвращения
распространения  опасных   инфекционных   заболеваний   и   сохранения
национальной  безопасности  страны,  участники  парламентских слушаний
рекомендуют:
     Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
     1. Ускорить  принятие  федеральных   законов   "О   лекарственных
средствах", "О вакцинопрофилактике", "О лицензировании отдельных видов
деятельности".
     2. Заслушать  сообщение  Совета  безопасности по вопросу о защите
национальных интересов,  связанных с производством МИБП и поддержанием
благополучной  эпидобстановки  в  Российской  Федерации отечественными
органами здравоохранения.
     3. Рассмотреть  на  заседании Государственной Думы в текущем году
вопрос  "О  состоянии  производства  медицинских   иммунобиологических
препаратов в Российской Федерации и реализации рекомендаций участников
парламентских слушаний от 20 мая 1997 года".
     Правительству Российской Федерации:
     1. Считать производство МИБП одним  из  приоритетных  направлений
промышленности,    требующим   государственной   поддержки   в   целях
обеспечения национальной безопасности страны.
     2. Поручить  Минздраву,  Минэкономики,  Минфину России разработку
федеральной    целевой    программы,    предусматривающей    поэтапную
реконструкцию  предприятий  с  доведением условий производства МИБП до
уровня   международных   стандартов,   модернизацию    технологических
процессов,  повышение  эффективности  научных  исследований и создание
условий  для  своевременной  подготовки   и   переподготовки   кадров,
совершенствование государственного надзора за качеством продукции.
     3. В целях обеспечения национальной безопасности и поддержания на
высоком     уровне    качества    МИБП    обеспечить    финансирование
Государственного  института  стандартизации  и  контроля   медицинских
биологических препаратов (ГИСК) им.  Тарасевича в объемах, необходимых
для полного осуществления им функций Национального органа контроля.
     4. Для    решения   общенациональной   проблемы   по   ликвидации
иммунодефицита среди населения поручить Минздраву  России  разработать
федеральную  целевую программу развития производства иммуномодуляторов
на ближайший период и механизм закупки этих препаратов за счет средств
бюджетов всех уровней.
     5. Обеспечить  участие  отечественных   производителей   МИБП   и
иммуномодуляторов,  а  также  соответствующих  лечебных  учреждений  в
реализации программ Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в том
числе  программы  ВОЗ  по  ликвидации к 2000 году лепры,  как проблемы
общественного здравоохранения.
     6. Утвердить     Минздрав    России    в    качестве    основного
государственного органа,  обеспечивающего  формирование  и  реализацию
государственного    заказа   не   только   по   вакцинным   препаратам
обязательного календаря прививок, но и по всем группам вакцин. Принять
меры  по  формированию  региональной  политики  в  области  закупки  и
распределения  указанной   продукции   в   интересах   государственной
безопасности и с учетом потребностей субъектов Российской Федерации.
     7. Поручить Минздраву России  разработку  и  утверждение  Перечня
МИБП,  используемого в системе обязательного медицинского страхования,
подготовку   предложений,   связанных   с    использованием    средств
обязательного   медицинского  страхования  для  закупки  отечественных
препаратов,  а также рекомендации по  формированию  цен  на  продукцию
отечественного производства.
     8. Минздраву  России  принять   неотложные   меры   по   возврату
задолженности   бюджета   предприятиям   по   производству   МИБП   за
произведенную  и  поставленную  продукцию,  а  также   по   исполнению
собственных постановлений и распоряжений по поддержанию отечественного
производства.
     Ввести в   ближайшие   сроки   порядок  контроля  за  реализацией
продукции и ее своевременной оплатой.
     9. Решить вопрос о предоставлении льготных кредитов на возвратной
основе  предприятиям,  организующим  производство  разработанных   ими
перспективных  иммунобиологических  препаратов,  а  также  привлечении
межправительственных    кредитов    для     финансирования     закупок
технологического оборудования.
     Рассмотреть вопрос о создании на территории стран СНГ рынка  МИБП
с едиными нормами регистрации, контроля, системой налогообложения.
     10. Решить  на межправительственном уровне вопрос о снятии налога
на добавленную стоимость по препаратам, экспортируемым в СНГ.
     11. Определить меры по защите отечественного  производителя  МИБП
от  экспансии  зарубежных  импортеров данной продукции на внутреннем и
внешнем товарных рынках,  предусмотрев порядок,  при  котором  закупка
импортных   МИБП   за   счет   средств   бюджетов   различных  уровней
(федеральный,   региональный)   производится   лишь   при   отсутствии
отечественных аналогов.
     12. Внести в  Государственную  Думу  законопроект  о  недопущении
акционирования   и   передачи   в   частную  собственность  или  траст
предприятий,  производящих МИБП,  а также  учреждений,  обеспечивающих
контроль и сертификацию этой продукции.
     13. Решить   вопрос   о   снижении   тарифов   по    оплате    за
энерго-водоснабжение  предприятий  по  производству  МИБП,  а  также о
недопущении ограничения или прекращения энерго- и  водоснабжения  этих
предприятий,  имеющих  непрерывный технологический процесс.  Сохранить
льготы  по  налогам   для   предприятий   и   научно-исследовательских
институтов, выпускающих и разрабатывающих МИБП.
     14. Ввести  в   практику   заседаний   Правительства   Российской
Федерации   отчет  руководителей  Минздрава  России  об  использовании
средств федерального бюджета за полугодие (год),  в том числе средств,
выделяемых на реализацию федеральных целевых программ.
     15. Заслушать  руководство  Минздрава  России  об  исполнении  им
функций  государственного  управления  и  обеспечении  высокого уровня
производства МИБП,  функций,  связанных с  обеспечением  рационального
использования  средств федерального бюджета,  выделяемых на реализацию
федеральных  целевых   программ,   соблюдением   достаточного   уровня
обороноспособности   и   безопасности   страны   в  части  создания  и
поддержания мобилизационных мощностей на предприятиях по  производству
МИБП  по  плану  на  особый период,  а также о недопустимости передачи
функций,   связанных   с   обеспечением   национальной   безопасности,
коммерческим структурам.

Председатель Комитета                          В.К.Гусев