О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ НА СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕКОНСТРУКЦИЮ ОБЪЕКТОВ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РФ 11 августа 1997 г. N 229 (НЦПИ) Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 года N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" с учетом основных требований Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденного этим указом, и постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 1997 года N 778 "Об изменении, дополнении и признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 года N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" приказываю: 1. Ввести в действие Правила проведения подрядных торгов на строительство и реконструкцию объектов, топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации. Выпуск 3. 2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра П.В.Нидзельского. Первый заместитель министра С.В.Кириенко Приложение УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель министра топлива и энергетики Российской Федерации С.В.Кириенко "___" августа 1997 года ПРАВИЛА проведения подрядных торгов на строительство и реконструкцию объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации Выпуск 3 1. Общие положения о подрядных торгах (тендерах) на строительство и реконструкцию объектов ТЭК 1.1. Правила проведения подрядных торгов на строительство и реконструкцию объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в Российской Федерации. Выпуск 3 (далее - Правила) разработаны во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 года N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" с учетом основных требований Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденного указанным указом и Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1997 года N 778 "Об изменении, дополнении и признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 года N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд". При разработке правил также учтены Основные положения порядка организации и проведения подрядных торгов (конкурсов) на строительство объектов (выполнение строительно-монтажных и проектных работ) для государственных нужд, утвержденные Госстроем России 6 мая 1997 года N БЕ-18-9. Предшествующие выпуски правил были разработаны в развитие Положения о подрядных торгах в Российской Федерации, утвержденного распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства от 13 апреля 1993 года N 660-р/18-7, с учетом распоряжения Министерства строительства Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом "О внесении изменений и дополнений в Положение о подрядных торгах в Российской Федерации" от 18 октября 1994 года N 18-23р/2532-р. Правила обеспечивают учет особенностей, имеющих важное значение для отраслей, входящих в состав ТЭК, и конкретизируют общий порядок и условия подготовки, организации и проведения подрядных торгов на выполнение работ и оказание услуг, связанных со строительством новых, расширением, реконструкцией и ремонтом действующих объектов ТЭК на территории Российской Федерации. 1.2. Проведение подрядных торгов (тендеров) обязательно: - для размещения заказов на вновь начинаемое строительство объектов ТЭК для федеральных государственных нужд, осуществляемое государственными заказчиками за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами, которым государственные заказчики на конкурсной договорной основе передали выполнение части своих функций по размещению заказов на строительство объектов для государственных нужд за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, федеральных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации (Постановление Совета Министров Российской Федерации - Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 года N 812 "Об утверждении Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных нужд в Российской Федерации"); - при выборе генерального подрядчика для реализации на территории Российской Федерации инвестиционных проектов, осуществляемых за счет государственных валютных средств и государственных иностранных инвестиционных кредитов (Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 8 июня 1993 года N 531 "Об упорядочении в Российской Федерации строительства объектов, осуществляемого за счет государственных валютных средств и государственных иностранных инвестиционных кредитов"). Указанные торги (тендеры) проводятся, как правило, открытыми. Настоящие Правила обязательны для предприятий и организаций, входящих в систему Минтопэнерго России. Рекомендуется использование настоящих Правил другими организациями при проведении подрядных торгов (тендеров) на строительство и реконструкцию объектов ТЭК. 1.3. Обеспечение своевременной и качественной подготовки и проведения подрядных торгов (тендеров) на строительство и реконструкцию объектов топливно-энергетического комплекса для государственных нужд, а также объектов, сооружаемых за счет государственных кредитов или иностранных кредитов при гарантии Правительства Российской Федерации или Минтопэнерго России возложено на тендерный комитет Минтопэнерго России (Приказ Минтопэнерго России от 29 ноября 1994 года N 278 "О создании тендерного комитета Минтопэнерго России по проведению подрядных торгов (тендеров) на строительство и реконструкцию объектов топливно-энергетического комплекса". Тендерный комитет Минтопэнерго России осуществляет в основном методологические и консультативные функции. В необходимых случаях создаются тендерные подкомитеты для проведения торгов (тендеров) по отдельным специальным объектам или группам объектов. 1.4. Предметом торгов может выступать: - строительство, реконструкция, капитальный ремонт предприятий, зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе на условиях "под ключ"; - выполнение проектных, изыскательских, конструкторских, строительных, монтажных, пусконаладочных и других видов работ, в том числе технически и организационно обоснованных законченных производственных циклов, включающих указанные работы; - поставка комплектного технологического оборудования, в том числе на условиях "под ключ"; - управление проектом, консультирование, технический надзор. 1.5. Виды подрядных торгов (далее торгов): - открытые торги (с объявлением в печати) или закрытые (без объявления в печати); - с предварительной квалификацией претендентов или без предварительной квалификации; - с участием или без участия иностранных претендентов; - гласные (т.е. с объявлением в печати результатов торгов) или гласные; - первичные или повторные. При необходимости в связи с уникальностью объекта, сложностью строительно-климатических условий и другими особенностями строительства или реконструкции объектов, проводятся комбинированные торги, предусматривающие разделение объекта на отдельные блоки, очереди, модули и т.д. с последующей организацией одного или более видов торгов по каждому или группе выделенных блоков и т.д. 1.6. Подрядные торги проводятся по упрощенной процедуре для технически несложных объектов. Рекомендации по отнесению объектов к различным группам по их технической сложности приведены в приложениях 2.1 - 2.4. 1.7. К участию в подрядных торгах допускаются любые российские и зарубежные предприятия и организации независимо от форм собственности. 1.8. В соответствии с Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 года N 305, вступившим в силу с 1 мая 1997 года и действующим до вступления в силу федерального закона об организации торгов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд: - заказчик осуществляет процедуру по размещению заказов на закупки продукции для государственных нужд путем проведения открытых торгов (открытого конкурса) как наиболее предпочтительного способа закупок; - заказчик вправе использовать иные процедуры по размещению заказов на закупки продукции для государственных нужд помимо проведения открытых торгов (открытого конкурса) только в соответствии с изложенными ниже пунктами настоящего Положения; - заказчик вправе размещать заказы на закупки продукции для государственных нужд путем проведения 2-этапных торгов в случаях, когда: а) заказчик не имеет возможности составить подробные технические спецификации товаров или работ, определить характеристики услуг в целях наиболее полного удовлетворения потребности в закупках. По этой причине ему необходимо: - привлечь предложения или оферты; - провести переговоры с поставщиками в силу особенностей технических характеристик товаров или строительных работ либо в силу характера услуг; б) заказчик намерен заключить государственный контракт в целях проведения научных исследований, экспериментов, изысканий или разработок, за исключением случаев, когда контракт предусматривает производство продукции в объемах, достаточных для обеспечения ее рентабельности или для возмещения расходов на указанные работы; в) имеются обстоятельства, позволяющие заказчику проводить специализированные закрытые торги (закрытый конкурс) в соответствии с настоящим Положением, если заказчиком установлено, что избранный способ является наилучшим; г) поставщики не представили сообщений о намерении участвовать в торгах (конкурсе) или все указанные сообщения отклонены заказчиком в соответствии с настоящим Положением, если при этом проведение новых торгов (конкурсов) не приведет, по мнению заказчика, к заключению государственного контракта. Заказчик вправе размещать заказы на закупки продукции для государственных нужд путем проведения закрытых торгов (закрытого конкурса) в случаях, когда: а) продукция в силу уровня технической сложности или специального характера может быть закуплена только у ограниченного круга поставщиков; б) цена государственного контракта составляет менее 2500 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда, а также когда время и расходы, необходимые для рассмотрения и оценки большого числа заявок на участие в торгах (конкурсе), значительны по сравнению со стоимостью закупаемой продукции, - по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации или с уполномоченным им территориальным органом. Заказчик вправе размещать заказы на закупки продукции для государственных нужд на специализированных закрытых торгах (закрытом конкурсе), в случае если государственный контракт заключается на приобретение продукции для нужд национальной обороны или для обеспечения национальной безопасности в части, составляющей государственную тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации. 1.9. В случае проведения подрядных торгов с участием иностранных инвесторов следует учитывать Директивы ЕЭС по вопросу координации процедуры подрядных торгов от 26 июля 1971 года N 71/305 и от 18 июля 1989 года N 89/400, которые изложены в приложении 3. 1.10. Заказчик вправе размещать заказы на строительство для государственных нужд у единственного источника по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации или с уполномоченным им территориальным органом в следующих случаях: - при сжатых сроках строительства применение иного способа размещения заказов на закупки продукции для государственных нужд нецелесообразно; - если вследствие чрезвычайных обстоятельств возникла срочная потребность в строительстве; - если работа может быть выполнена только одним подрядчиком либо единственный подрядчик обладает исключительными правами в отношении данной работы и отсутствует ее равноценная замена; - при наличии обстоятельств, позволяющих заказчику проводить специализированные закрытые торги (закрытый конкурс), в случае, если заказчик установил, что проведение закупок из единственного источника является наилучшим способом закупок. 1.11. Заказчик вправе проводить внутренние торги (внутренний конкурс) в случаях, если: - в закупках в соответствии с законодательством Российской Федерации принимают участие только российские подрядчики; - заказчик считает, что в участии в торгах (тендерах) будут заинтересованы только российские подрядчики. 1.12. Заказчику надлежит предусматривать в требованиях к поставщикам одним из условий получения заказа привлечение ими к выполнению государственного контракта субъектов малого предпринимательства, предприятий исправительных учреждений и других организаций, нуждающихся в государственной поддержке. 1.13. Должностные лица (служащие) заказчика не могут быть участниками торгов (конкурсов) или входить в одну группу лиц с участником торгов (конкурса), при этом все участники торгов (конкурса), входящие в одну группу лиц, рассматривается как одно лицо. Не допускается участие в торгах организаторов торгов или членов тендерного комитета. 1.14. Документация для подготовки и проведения торгов (тендеров) составляется на русском языке. 2. Участники торгов и их функции 2.1. При проведении торгов заказчик: - издает официальный распорядительный документ о проведении подрядных торгов; - устанавливает предварительные и окончательные условия подряда; - заключает договор с юридическим или физическим лицом на выполнение функций организатора торгов; - утверждает состав тендерного комитета; - утверждает тендерную документацию; - контролирует работу организатора торгов; - участвует при необходимости в работе тендерного комитета; - утверждает результаты подрядных торгов; - заключает контракт с победителем торгов; - в установленном порядке направляет формы статистической отчетности. При проведении подрядных торгов государственными заказчиками (далее именуются - заказчики) запрещается осуществлять координацию деятельности претендентов, которая приведет или может привести к ограничению конкуренции или ущемлению интересов каких-либо претендентов, в том числе путем доступа к конфиденциальной информации и материальной базе, а также уменьшения размера обеспечения заявки на участие в торгах (конкурсе). 2.2. Заказчик должен обладать необходимыми собственными инвестиционными ресурсами или правом распоряжения инвестиционными ресурсами, подтвержденным соответствующим финансовым документом, например кредитным договором или распоряжением органа исполнительной власти. 2.3. Организатором торгов выступает заказчик либо любое физическое лицо или юридическое лицо, уполномоченное на организацию торгов. 2.4. Организатор торгов: - подготавливает документы для объявления торгов, осуществляет публикацию объявления (приложение 1.1) или рассылку приглашений; - формирует тендерный комитет; - направляет и контролирует деятельность тендерного комитета; - привлекает в необходимых случаях инженерно-консультационные организации для подготовки тендерной документации, сбора и анализа оферт и проведения торгов; - ликвидирует тендерный комитет; - финансирует подготовку и проведение торгов. 2.5. Права и обязанности организатора торгов устанавливаются договором с заказчиком на организацию и проведение торгов. 2.6. Организатор торгов, как правило, формирует специальный тендерный комитет. В отдельных случаях для проведения торгов привлекаются на договорной основе постоянно действующие ведомственные, региональные или муниципальные тендерные комитеты. При проведении подрядных торгов на комплекс работ и оказание услуг, осуществляемых за счет государственных валютных средств и государственных иностранных инвестиционных кредитов, в состав тендерного комитета могут, как правило, включаться представители МВЭС России, Минфина России, а при строительстве или реконструкции объектов в рамках региональных программ - представители исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 2.7. Состав тендерного комитета утверждается заказчиком торгов. В состав тендерного комитета включаются специалисты производственных, проектных, научно-исследовательских, изыскательских, инженерно-консультационных и других организаций. Тендерный комитет в необходимых случаях для проведения предварительных исследований, подготовки тендерной документации, разработки условий предварительной квалификации, оценки оферт и выдачи рекомендаций по выбору победителя торгов, экспертизы представленных оферт, разъяснения условий конкурса и выполнения других услуг может привлекать на договорной основе инженерно-консультационную организацию, а в случае проведения международных подрядных торгов - специализированные внешнеэкономические организации и объединения. Оплата труда участвующих в работе тендерного комитета специалистов производится организатором торгов на основании заключаемых с ними договоров в соответствии с действующим законодательством. В зависимости от крупности, сложности и социальной значимости предложенных на торги объектов в состав тендерного комитета могут включаться представители заказчика, органов федеральной и местной исполнительной власти, финансирующих организаций. 2.8. Тендерный комитет самостоятельно разрабатывает и утверждает регламент своей работы. 2.9. Тендерный комитет: - производит прием сообщений о намерении участвовать в торгах; - проводит предварительную квалификацию претендентов; - организует разработку и распространение тендерной документации, принимает решения по вопросам изменения этой документации и процедур проведения торгов; - проводит ознакомление претендентов с тендерной документацией и дает необходимые разъяснения; - обеспечивает сбор, хранение и оценку представленных оферт; - осуществляет процедуру торгов и ее протокольное оформление; - определяет победителя торгов или принимает иное решение по результатам торгов и представляет результаты торгов на утверждение заказчику торгов; - публикует в средствах массовой информации итоги торгов; - направляет заказчику и в тендерный комитет Минтопэнерго России отчет о проведенных торгах. 2.10. Юридическое или физическое лицо считается претендентом с момента направления в тендерный комитет сообщения о намерении участвовать в торгах. 2.11. Претендент, прошедший предварительную квалификацию, оплачивает стоимость тендерной документации до срока представления оферты. При соответствующих требованиях заказчика претендент после прохождения предварительной квалификации до момента представления оферты вносит установленную сумму обеспечения заявки (задаток) на расчетный счет заказчика. 2.12. Претендент, представивший оферту, считается оферентом. В случае представления коллективной оферты ответственность по всем обязательствам и рискам, возникающим в процессе торгов, несут все участники оферты; распределение ответственности и рисков устанавливается соответствующим соглашением между участниками, прилагаемым к коллективной оферте. 2.13. Победитель торгов заключает контракт с заказчиком на условиях, установленных представленной им офертой. 3. Объявление торгов 3.1. Объявление о проведении открытых торгов публикуется организатором торгов в средствах массовой информации (приложение 1.1). 3.2. Объявление о проведении открытых торгов содержит: - наименования заказчика и организатора торгов; - наименование вида торгов; - информацию об объекте и предмете торгов; - краткую характеристику места строительства; - ориентировочный объем и сроки выполнения работ; - особые условия исполнения контракта; - условия приобретения тендерной документации; - срок представления оферт; - другие сведения, относящиеся к порядку и особенностям проведения торгов. 3.3. В случае проведения международных торгов публикации могут быть размещены в соответствующих иностранных изданиях, разосланы представительствам иностранных организаций в России, а также непосредственно предполагаемым претендентам. 3.4. Объявление о торгах публикуется в зависимости от крупности и сложности объектов за 2-6 месяцев до срока представления оферт. 4. Предварительная квалификация участников торгов 4.1. Сообщение о проведении предварительной квалификации должно содержаться в объявлении о торгах. 4.2. Предварительная квалификация участников торгов включает следующие этапы: - составление исходной информации; - составление приглашения к участию в предварительной квалификации, анкеты организации-претендента (приложение 1.2) и их распространение; - сбор анкет, отзывов и другой документации по предварительной квалификации и оценка полученных документов по формальным критериям; - анализ и оценка технического, организационного уровня претендента и составление экспертного заключения; - принятие решения по предварительной квалификации участников торгов. 4.3. Исходная информация для проведения подрядных торгов с предварительной квалификацией включает: - наименование и адрес объекта торгов, общее описание предмета торгов, основные параметры работ или услуг; - сроки прохождения предварительной квалификации, выкупа тендерной документации, представления оферт; - краткое описание кредитно-финансовых и других условий контракта; - сведения о системе стандартов, измерений; - краткое описание строительной площадки, географических, инженерно-геологических и других природных условий, наличие инфраструктуры и коммуникаций, описание местных ресурсов; - другая необходимая информация. 4.4. Анкета для предварительной квалификации включает следующую информацию о претенденте (приложение 1.2): - наименование организации, адрес, телефон, телефакс; - банковские реквизиты; - лицензии на определенные виды деятельности; - перечень объектов, построенных (реконструированных) организацией за последние 5 лет; - другие специфические сведения, связанные с характером и особенностями объекта торгов. 5. Тендерная документация 5.1. Порядок, состав и условия подготовки тендерной документации определяются тендерным комитетом в соответствии с поручением заказчика или организатора торгов. Тендерная документация передается по официальному запросу претендента за установленную плату. Порядок и условия приобретения тендерной документации определяются тендерным комитетом. 5.2. Тендерная документация состоит из следующих разделов: - общие сведения об объекте и предмете торгов; - проектная документация; - специальная информация для участников торгов; - условия и порядок проведения торгов; - оформление и предоставление оферты; - проект контракта. 5.2.1. В разделе "Общие сведения об объекте и предмете торгов" приводятся: - месторасположение и назначение объекта; - основные технико-экономические данные; - наличие решений об инфраструктуре; - наличие местных строительных организаций; - наличие местных строительных материалов; - наличие близлежащих морских и речных портов, железнодорожных станций, аэропортов; - наличие подъездных дорог; - информация о проведении и результатах инженерных изысканий на строительной площадке объекта; - контрольные даты и сроки выполнения работ; - наименования заказчика и организатора торгов; - условия и порядок посещения строительной площадки; - другие общие сведения. 5.2.2. Раздел "Проектная документация" содержит технические условия: - генеральный план; - архитектурно-строительная часть, включая чертежи с объемно-планировочными решениями; - водоснабжение и канализация; - отопление и вентиляция; - электротехнические работы; - газоснабжение; - слаботочные системы; - технология основного и вспомогательных производств; - требования по автоматизации технологических процессов; - описание и основные характеристики технологического оборудования; - требования экологической безопасности; - организация строительства; - описание работ (по видам работ и услугам); - особые технические условия; - информация о системах измерения, стандартов, испытаний, сертификации. 5.2.3. Раздел "Специальная информация для участников торгов" включает сведения: - о тарифах, налогах, акцизах, сборах, таможенных пошлинах, штрафах, транспортных, страховых и инспекционных расходах, другой коммерческой информации, включая предельные значения стоимости осуществления контракта или отдельных его частей; - об ограничениях, введенных местными законодательными и исполнительными органами, собственниками земли и недвижимости; - о банковской гарантии на выполнение иностранной фирмой или российской организацией работ в случае выигрыша ею торгов; - о сроках действия оферты, условиях и порядке прекращения или продления ее действия. 5.2.4. В раздел "Условия и порядок проведения торгов" включаются следующие положения: - ссылка на законодательство и соглашения, юрисдикция которых распространяется на проведение торгов и выполнение контракта; - дата вскрытия конвертов; - причины отказа от рассмотрения оферт; - порядок определения победителя торгов и порядок утверждения результатов торгов; - условия и порядок внесения оплаты тендерной документации; - условия и порядок внесения задатка (обеспечения заявки на участие в торгах) при соответствующих требованиях заказчика, при этом размер обеспечения заявки на участие в торгах (конкурсе) не должен превышать 3 процентов предполагаемой цены государственного контракта. Обеспечением заявки на участие в торгах может быть банковская гарантия, залог, а также поручительство; - уведомление о том, какой документ подписывается победителем торгов; - предупреждение о непринятии на себя обязательства мотивировать или иным способом объяснять причины отклонения оферт; - порядок и сроки извещения оферентов о результатах торгов; - порядок и сроки проведения переговоров с победителем торгов. 5.2.5. Раздел "Оформление и представление оферты" включает: - порядок внесения исправлений в документы, технические и юридические требования к их подписанию; - требования к упаковке, надписыванию и опечатыванию пакетов документов и способу их доставки, количеству представляемых экземпляров; - срок и адрес для представления документов; - фамилия и должность лица, ответственного за приемку документов; - указание на возможность представления отсрочек претендентам для подготовки и доставки оферт; - порядок внесения и оформления изменений в оферту после ее представления в тендерный комитет. Оферта составляется в соответствии с "Инструкциями по составлению оферты" в зависимости от сложности объекта торгов. Для простых объектов рекомендуется вариант, представленный в Приложении 1.3, а для сложных - в Приложении 1.4. При составлении оферты целесообразно использовать: - рекомендуемые формы заявки (Приложение 1.5) на участие в подрядных торгах, схемы, чертежи и другие документы; - рекомендуемую форму пояснительной записки оферента (описание схемы организации, технологии и календарного плана выполнения работ, состав привлекаемых материальных и трудовых ресурсов, строительных машин, субподрядных и транспортных организаций, поставщиков, режим рабочего времени, подготовка кадров, обеспечение работающих жильем и объектами социальной инфраструктуры, предложения по формам и способам платежей, по порядку и условиям финансирования, охрана окружающей среды, техника безопасности, данные о руководителях и ответственных лицах и другая информация). В составе коллективной оферты должны содержаться сведения по каждому участнику коллективной оферты в соответствии с требованиями тендерной документации, а также оформленные в установленном действующим законодательством порядке документы, определяющие взаимные права и обязанности участников коллективной оферты. 5.2.6. Раздел "Проект контракта" содержит коммерческие условия, в которые, как правило, включаются: - цена и порядок ее определения; - обязанности сторон, заключающих контракт; - сроки выполнения работ; - условия и сроки поставок материалов и оборудования заказчиком; - условия взаиморасчетов; - виды рисков, являющихся предметом страхования; - прочие условия. 5.3. Состав представляемых претендентом документов корректируется тендерным комитетом с учетом конкретных особенностей объектов. 5.4. Тендерная документация утверждается заказчиком. 6. Порядок представления и регистрации оферт. Альтернативные предложения. 6.1. Оферта представляется в двух вложенных один в другой конвертах. Во внешнем конверте помещается заявка на участие в торгах, копия документа об оплате тендерной документации с отметкой банка. Во внутреннем запечатанном оферентом конверте находится оферта. 6.2. Допускаемые отклонения содержания оферты от условий проведения торгов регламентируются тендерной документацией. Оферент в необходимых случаях представляет, кроме основного, альтернативное предложение, не отвечающее полностью условиям торгов, но обеспечивающее получение заказчиком более высоких технико-экономических показателей, обоснованных соответствующими расчетами. 6.3. При отсутствии в тендерной документации указания на срок действия оферты оферент указывает в оферте соответствующий срок по своему усмотрению. 6.4. В случае обращения тендерного комитета к оферентам с предложением продлить срок действия оферты допускается выдвижение оферентом встречного предложения об изменении стоимости строительства (реконструкции) объекта. 6.5. Тендерный комитет отказывает в приемке оферты в случаях ее несоответствия требованиям, содержащимся в тендерной документации, или при ненадлежащем оформлении документов. 6.6. Тендерный комитет производит регистрацию оферт по мере их поступления и сообщает их регистрационный номер и дату регистрации оферентам. 7. Порядок проведения торгов 7.1. Торги проводятся, как правило, в установленном в официальном объявлении тендерного комитета месте и в указанное в нем время при наличии полномочного состава тендерного комитета. В случае обоснованного изменения порядка проведения торгов все участники своевременно об этом уведомляются. Торги (конкурс), в которых участвовали только один подрядчик или одна группа лиц, признаются несостоявшимися. 7.2. Перед вскрытием конвертов с офертами члены тендерного комитета удостоверяются в их сохранности. 7.3. При проведении торгов допускается присутствие по приглашению тендерного комитета экспертов и других специалистов, не участвующих в голосовании. 7.4. Оценку оферт осуществляет оценочная комиссия, формируемая тендерным комитетом. Оференты или их представители не могут входить в состав оценочной комиссии и присутствовать при оценке оферт. 7.5. Информация по оценке оферт считается конфиденциальной. Лица, принимающие участие в процедуре оценки оферт, несут ответственность за разглашение информации в установленном законодательством порядке. 7.6. В зависимости от сложности предмета торгов тендерный комитет устанавливает срок рассмотрения оферт: до 6 месяцев со дня вскрытия конвертов с офертами. Срок рассмотрения объявляется тендерным комитетом на первом заседании торгов. 7.7. Тендерный комитет проверяет соответствие представленных в оферте материалов требованиям тендерной документации. В случае несоответствия указанным требованиям оферта отклоняется, о чем в протоколе заседания тендерного комитета делается соответствующая мотивированная запись. Тендерный комитет запрашивает у оферентов дополнительные документы, необходимые для принятия решения. 7.8. Победитель торгов определяется тендерным комитетом на основе критериев, приведенных в тендерной документации. Рекомендации по оценке оферты приведены в приложении 1.6. Решение тендерного комитета о выборе победителя торгов принимается открытым голосованием простым большинством голосов от числа членов, присутствующих на заседании тендерного комитета полномочного состава. В случае равенства голосов "за" и "против" принимается решение, за которое проголосовал председатель тендерного комитета. 7.9. Тендерный комитет извещает участников о результате торгов. 7.10. Решение тендерного комитета оформляется протоколом, который подписывают все члены тендерного комитета, участвующие в его работе. В протоколе отражаются: наименование победителя торгов, сроки подписания контракта, состав тендерного комитета, результаты голосования. В приложении к протоколу может быть сводная таблица по оценке оферт. 7.11. Решение о закрытии торгов без определения победителя торгов, а также о проведении повторных торгов, детально обосновывается в протоколе заседания тендерного комитета. 7.12. Тендерный комитет представляет заказчику или организатору торгов в трехдневный срок после принятия протокол о результатах торгов. 7.13. Торги считаются завершенными после утверждения их результатов заказчиком. Нотификация торгов проводится в течение 3 дней после утверждения результатов заказчиком. 7.14. Результаты торгов публикуются тендерным комитетом в 10-дневный срок после утверждения их заказчиком в средствах массовой информации. 7.15. Тендерным комитетом в месячный срок составляется отчет о проведенных торгах, который направляется заказчику и в тендерный комитет Минтопэнерго России. В отчете должны приводиться следующие сведения: - наименование и адрес организатора торгов; - содержание и стоимость контракта; - перечень претендентов и участников торгов с указанием оснований для принятия предложений; - перечень организаций, чьи предложения были отклонены, с указанием оснований для отклонения; - сведения о победителе торгов с указанием мотивов, по которым ыл сделан выбор; при наличии соответствующей информации приводятся также сведения о том, какая часть общего объема контракта будет передана победителем торгов субподрядчикам. 7.16. В соответствии с Постановлением Госкомстата России от 19 декабря 1995 года N 199 "Об утверждении формы федерального государственного единовременного статистического наблюдения за проведением подрядных торгов и кратких указаний по ее заполнению" заказчики (застройщики) представляют на следующий день после заключения контракта (договора подряда) сведения о проведении торгов по установленной форме министерствам, государственным комитетам, комитетам, департаментам по архитектуре и строительству субъектов Российской Федерации и Госстрою России и в копии - Минтопэнерго России. 7.17. Оферта победителя торгов подлежит экспертизе в соответствии с Порядком проведения государственной экспертизы проектно-сметной документации и утверждения проектов строительства объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации (приказ Минтопэнерго России от 1 июня 1994 года N 112). 8. Заключение контракта 8.1. Контракт заключается на условиях, содержащихся в тендерной документации и оферте. При подписании контракта по взаимному согласию в него могут быть внесены уточнения. 8.2. При подписании контракта с иностранной фирмой на строительство объектов, сооружаемых за счет государственных валютных средств и государственных инвестиционных кредитов, заказчиком по согласованию с победителем торгов к переговорам может привлекаться специализированная внешнеэкономическая организация. При согласовании условий контракта необходимо предусмотреть максимальное использование изготовляемых в России оборудования и материалов, а также выполнение российскими организациями не менее 30% объемов работ и услуг от общего объема строительства. Термины и определения ______________________________________________________________________ Термин | Определение ______________________|_______________________________________________ | Альтернативное |Предложение оферента, представляемое в предложение |дополнение к оферте и содержащее условия, |отличные от условий тендера. | ______________________|_______________________________________________ Заказчик |Юридическое или физическое лицо, для Нотификация торгов |которого строится (реконструируется) объект |торгов. ______________________|_______________________________________________ |Официальное письменное уведомление с |предложением контракта, направляемое |тендерным комитетом победителю торгов. | ______________________|_______________________________________________ Объект торгов |Производственный или непроизводственный |объект, к которому относится предмет торгов | ______________________|_______________________________________________ Организатор торгов |Юридическое или физическое лицо, |организующее подготовку и проведение |тендеров | ______________________|_______________________________________________ Оферент |Юридическое или физическое лицо, от имени |которого представлена оферта. | ______________________|_______________________________________________ Оферта |Пакет документов, составленный в |соответствии с требованиями тендерной |документации и содержащий предложения |получения контракта по объявленному |тендеру. | ______________________|_______________________________________________ Победитель торгов |Юридическое или физическое лицо, которому (контрактор) |предоставляется возможность заключить |контракт по итогам тендера. | ______________________|_______________________________________________ Подрядные торги |Форма размещения заказов на строительство, |предусматривающая выбор подрядчика для |выполнения работ и оказания услуг на основе |кон курса. | ______________________|_______________________________________________ Претендент |Юридическое или физическое лицо, заявившее |в тендерный комитет о намерении участвовать |в объявленном тендере. | ______________________|_______________________________________________ Торги (тендер) |Конкурс представленных в тендерный комитет |оферт, включая альтернативные предложения. | ______________________|_______________________________________________ Тендерная документация|Комплект документов, содержащих информацию |о технических и других характеристиках |объекта и предмета торгов, об условиях и |процедуре проведения тендера, а также о |требованиях к оферте. | ______________________|_______________________________________________ Тендерный комитет |Организация или подразделение организации, |создаваемые (привлекаемые) заказчиком или |организатором торгов для проведения |тендера. ______________________|_______________________________________________ Приложение 1.1 ОБЪЯВЛЕНИЕ О ТОРГАХ (ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО) 1. Наименование объекта: 2. Адрес объекта: 3. Дата и условия проведения торгов: 4. Заказчик: 5. Общие сведения об объекте и предмете торгов: 5.1. Назначение объекта: 5.2. Основные технико-экономические характеристики: 5.3. Наличие подъездных дорог: 5.4. Информация об инфраструктуре: 5.5. Условия и порядок посещения строительной площадки: 6. Разработчик(и) проектной документации: 7. Планируемый срок выполнения работ: Начало: Окончание: 8. Тип контракта: 9. Специальные условия контракта: 10. Стоимость и срок распространения тендерной документации: 11. Дата представления оферт: 12. Реквизиты тендерного комитета: адрес: телефон: телекс: факс: р/счет N в Приложение 1.2 АНКЕТА организации-претендента на участие в подрядных торгах на строительство (реконструкцию) объекта ------------------------------------------------------------------ (наименование объекта) 1. Наименование организации-претендента: ________________________ 2. Адрес:________________________________________________________ Телефон:____________________________________________________ Телефакс: __________________________________________________ 3. Организационно-правовая форма: _______________________________ (государственная, акционерная, частная) 4. Дата, место и орган регистрации: _____________________________ 5. Банковские реквизиты: р/с N __________________________________ в _________________________ (наименование банка) города __________________ МФО _____________________ 6. Лицензии на право производства работ: ___________________ (перечислите все виды работ) Руководитель подрядной организации _____________________ М.П. "___" ____________г. Приложение к анкете организации-претендента на участие в подрядных торгах на строительство (реконструкцию) объекта ------------------------------------------------------------------------------------------ NN |Наименование|Организация - |Место |Годы |Объем |Дополнительные|Тип п.п.|объекта, |заказчик |строительства|стр-ва|работ |тельные |контракта |наименование| | | |(по |сведения |(генподряд |введенных | | | |исполнит.| |или |мощностей | | | |смете) | |субподряд) | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------ Примечание В таблице приводятся сведения о наиболее крупных объектах, в строительстве которых организация-претендент принимала участие в течение последних 5 лет. Приложение 1.3 ИНСТРУКЦИЯ по составлению оферты для участия в подрядных торгах на строительство и реконструкцию объектов ТЭК (рекомендуется для простых объектов) Состав оферты: 1.Сопроводительные документы. 1.1. Заявка на участие в торгах. 1.2. Платежные документы (копии) об оплате тендерной документации и задатка (при соответствующем требовании заказчика). 2.Основные документы оферты. 2.1. Пояснительная записка. 2.1.1. Календарный график выполнения строительно-монтажных работ по объекту: объемы строительно-монтажных работ, сроки их завершения, количество занятых рабочих и их специальности, применяемая строительная техника. 2.1.2. Схема организации строительной площадки (стройгенплан); размещение всех временных объектов обеспечения процесса строительства; временные сети электроснабжения и освещения, тепло- и водоснабжения; организация проездов и подъездных дорог; расположение монтажных кранов и пути их передвижения (перемещения); линии связи и телефонизации площадки. Указывается расчетная площадь земельного участка, необходимого для обеспечения процесса строительства. Приводится продолжительность освоения строительной площадки после согласования стройгенплана, а также общая продолжительность проектирования и строительства объектов обеспечения процесса строительства (временных зданий и сооружений). 2.1.3. Охрана окружающей среды. Экологическая безопасность на период строительства объекта торгов. 2.1.4. Альтернативное предложение. В соответствии с Правилами проведения подрядных торгов (тендеров) на строительство и реконструкцию объектов ТЭК в Российской Федерации наряду с офертой, разработанной на условиях и в объеме тендерной документации, может представляться альтернативное предложение, не отвечающее условиям подрядных торгов, но обеспечивающее достижение более высоких, чем в основном предложении, технико-экономических показателей. Альтернативное предложение разрабатывается не менее подробно, чем основное, с обязательным детальным изложением отличий и их обоснованием. 2.1.5. Информация (при соответствующем требовании заказчика) о финансовом состоянии оферента: - степень ликвидности баланса; - уровень платежеспособности; - наличие чистых оборотных средств; - коэффициент оборачиваемости (отдачи) активов; - коэффициент рентабельности всех активов; - коэффициент рентабельности собственного капитала. Приложение 1.4 ИНСТРУКЦИЯ по составлению оферты для участия в подрядных торгах на строительство и реконструкцию объектов ТЭК (рекомендуется для сложных объектов ТЭК) Состав оферты: 1. Сопроводительные документы 1.1. Заявка на участие в торгах. 1.2. Платежный документ (копия) об оплате тендерной документации. 2. Основные документы оферты 2.1. Пояснительная записка. 2.1.1. Календарный план выполнения всего комплекса строительно-монтажных работ (или отдельного вида работ) с объемами работ, сроками их завершения, количеством занятых работающих, применяемой строительной техникой и перечислением субподрядных организаций. 2.1.2. Технологические карты организации и производства основных видов работ (методы организации, применяемые технологии и виды строительной техники), в которых приводятся планируемые методы организации выполнения основных видов, а также применяемые технологии строительных работ с указанием преимуществ по сравнению с традиционными технологиями и методы организации строительного производства. 2.1.3.Схема организации строительной площадки (стройгенплан); размещение всех временных объектов обеспечения процесса строительства; временные сети электроснабжения и освещения, теплои водоснабжения; организация проездов и подъездных дорог; расположение монтажных кранов и пути их передвижения (перемещения); линии связи и телефонизации площадки. Указывается расчетная площадь земельного участка, необходимого для обеспечения процесса строительства. Приводится продолжительность освоения строительной площадки после согласования стройгенплана, а также общая продолжительность проектирования и строительства объектов обеспечения процесса строительства (временных зданий и сооружений). 2.1.4. Охрана окружающей среды. Экологическая безопасность на период строительства объекта торгов. Мероприятия по предотвращению загрязнения земельного участка, грунтовых вод в зоне строительства и прилегающей территории и воздушного пространства. 2.1.5. Альтернативное предложение. В соответствии с Правилами проведения подрядных торгов (тендеров) на строительство и реконструкцию объектов ТЭК в РФ наряду с офертой, разработанной на условиях и в объеме тендерной документации, может представляться альтернативное предложение, не отвечающее условиям подрядных торгов, но обеспечивающее достижение более высоких, чем в основном предложении, технико-экономических показателей. Альтернативное предложение разрабатывается не менее подробно, чем основное, с обязательным детальным изложением отличий и их обоснованием. 2.1.6. Информация (при соответствующем требовании заказчика) о финансовом состоянии оферента: - степень ликвидности баланса; - уровень платежеспособности; - наличие чистых оборотных средств; - коэффициент оборачиваемости (отдачи) активов; - коэффициент рентабельности всех активов; - коэффициент рентабельности собственного капитала. Приложение 1.5 Заявка на участие в подрядных торгах на строительство (реконструкцию) объекта ________________________________________________________________ (наименование организации) заявляет о намерении принять участие в подрядных торгах подряда на строительство (реконструкцию) объекта: _________________________________________________________________ В соответствии с условиями тендерной документации направляются материалы оферты в ___________ экземплярах, на ______________ листах тендерному комитету по проведению торгов в запечатанном конверте. О результатах торгов просьба уведомить по адресу ______________________________________________________ ------------------------------------------------------------------ телефону: _________________________________________________________________ телефаксу: _________________________________________________________________ Руководитель подрядной организации __________________________ ___________________________ подпись фамилия, имя, .отчество М.П. дата Приложение 1.6 Оценка оферты Оценку оферт рекомендуется осуществлять на основе балльной системы, разработанной тендерным комитетом по критериям, установленным также тендерным комитетом для оценки технических, организационных и коммерческих предложений. При наличии альтернативного предложения, улучшающего проект, оферта оценивается дополнительными баллами в порядке, установленном тендерным комитетом. Рекомендуемые критерии оценки Общая оценка. Оценка альтернативного предложения. Оценка коммерческой части оферты: - цена и способы ее определения; - временные параметры выполнения контракта; - условия финансирования и кредитования строительства; - предложение выступить в качестве инвестора; - условия взаиморасчетов; - рентабельность собственного капитала. Оценка финансового состояния оферента: - степень ликвидности баланса; - уровень платежеспособности; - наличие чистых оборотных средств; - коэффициент оборачиваемости (отдачи) активов; - коэффициент рентабельности всех активов; - коэффициент рентабельности собственного капитала. Оценка технических предложений: - специализация, наличие лицензий; - опыт в строительстве аналогичных объектов; - использование новых технологий; - экология; - показатели качества; - предложения по развитию прилегающей территории. Оценка предложений по организации реализации проекта: - квалификационный уровень и профессиональный стаж кадров оферента; - техновооруженность оферента; - удаленность от объекта строительства; - традиционные субподрядчики; - традиционные поставщики; - безопасность, охрана здоровья. К процедуре оценки оферт могут привлекаться независимые эксперты. По каждой оферте составляется таблица балльных оценок по критериям, текстовое заключение по оферте и рекомендации для принятия решения тендерным комитетом. Оценка оферты по тендеру на ___________________________________________________ _________________________________________________________________ (наименование объекта торгов) ------------------------------------------------------------------ Оферент: _________________________________________________________________ (наименование организации-оферента) ------------------------------------------------------------------ Эксперт: _________________________________________________________________ (Ф.И.О.) _________________________________________________________________ (место работы, должность) ----------------------------------------------------------------- | Критерий оценки | Значение в баллах | | |-----------------------------------| | | максимальное |по оценке эксперта | ----------------------------------------------------------------- Заключение: _____________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ "_________________________" ______________________ (дата) (подпись) Приложение 2.1 Объекты энергетического строительства Тепловые, атомные, гидравлические и гидроаккумулирующие электростанции, районные котельные, магистральные тепловые сети ------------------------------------------------------------------ | Степень сложности объекта строительства | |----------------------------------------------------------------| | Сложный | Простой | |-----------------------------------------|----------------------| |Новые и расширяемые ТЭС, АЭС, АТЭЦ, ACT, |Новые и расширяемые | |ГЭС и ГАЭС. |районные котельные с | | |котлами менее 100 | |-----------------------------------------|Гкал/час и 75 т пара в| |Магистральные тепловые сети диаметром от |час. | |400 мм и выше, либо отличающиеся большим | | |разнообразием сооружений и технических |----------------------| |решений по трассе, либо тепловые сети |Отдельные | |диаметром менее 400 мм, прокладываемые на|вспомогательные здания| |застроенных территориях. |электростанций и | | |районных котельных, | |-----------------------------------------|имеющих типовые | |Новые районные котельные с котлами 100 |решения. | |Гкал/час и выше, 75 т пара в час и выше. | | |-----------------------------------------|----------------------| |Особо сложные здания и сооружения с |Магистральные тепловые| |глубоким заложением подземных частей, с |сети диаметром до 400 | |конструктивными решениями, отличающимися |мм, сооружаемые, как | |высоким насыщением конструкций закладными|правило, на свободных | |деталями, высокими требованиями к |от застройки | |качеству конструкций. |территориях. | |-----------------------------------------|----------------------| |Здания и сооружения с применением новых |Здания и сооружения | |конструктивных решений, с разработкой |простой конструкции, | |индивидуальных оснасток для их |имеющие типовые или | |возведения. |унифицированные | | |конструктивные | | |решения. | |-----------------------------------------|----------------------| |Отличающиеся разнообразием строительных |Возведение объектов по| |процессов: поточно-скоростные методы |типовым | |строительства и монтажа оборудования, |технологическим | |возведение объектов в стесненных |решениям. | |условиях, особых гидрогеологических или |----------------------| |климатических условиях, требующих |Не более 5 | |выполнения специальных работ либо |специализированных | |применения специального монтажного |организаций. | |оборудозания и принципиально новой | | |технологии работ, разработки | | |индивидуальных технологических решений, | | |либо в стесненных условиях, когда | | |требуется разработка специальных | | |мероприятий по обеспечению возможности и | | |безопасности проведения работ. | | |-----------------------------------------|----------------------| |Требующий участок в строительстве и| | |монтаже оборудования более 5| | |специализированных организаций. | | ------------------------------------------------------------------ Приложение 2.2 Электросетевые объекты напряжением 35 кВ и выше и сельские электрические сети напряжением 35 кВ и ниже ------------------------------------------------------------------ | Степень сложности объекта строительства | |----------------------------------------------------------------| | Сложный | Простой | |----------------------------------------|-----------------------| |Воздушные линии (ВЛ) и подстанции (ПС) |ВЛ и ПС напряжением | |напряжением 750 кВ и выше. |35-220 кВ. | |----------------------------------------|-----------------------| |Реконструкция ВЛ 220 кВ и выше, |Комплексы | |связанная с повышением напряжения. |электроснабжения | | |сельского хозяйства: ВЛ| |----------------------------------------|напряжением 0,4 кВ и ПС| |ВЛ И ПС напряжением 330-500 кВ. |до 630 кВа. | | | | |----------------------------------------|-----------------------| |Технические решения ВЛ иПС, не имеющие | | |аналогов. |ВЛ напряжением | | |6-10-20-35 кВ и ПС с | |----------------------------------------|высшим напряжением 35 | |ПС напряжением 220-500 кВ с |кВ для электроснабжения| |конструктивными решениями, не имеющими |сельского хозяйства | |аналогов. | | |----------------------------------------|-----------------------| |ПС напряжением 110-330 кВ закрытого типа|Типовые конструктивные | |и глубокого ввода для городов и |решения ВЛ без | |предприятий. |специальных переходов. | |----------------------------------------|-----------------------| |ПС с закрытой установкой трансформатора,|ПС с применением | |с расширением действующей части |унифицированных | |открытого или закрытого |конструктивных решений,| |распредустройства. |блочные комплектные | | |подстанции. | |----------------------------------------|-----------------------| |ВЛ и ПС независимо от напряжения, при | | |строительстве которых требуются |ВЛ и ПС, при сооружении| |разработка специального монтажного |которых используются | |оборудования и принципиально новой |типовые технологические| |технологии работ. |решения. | |----------------------------------------|-----------------------| |ВЛ и ПС, требующие разработки |ВЛ и ПС, требующие | |индивидуальных технологических решений. |участия в строительстве| | |не более двух | |----------------------------------------|специализированных | |ВЛ и ПС, требующие участия в |организаций. | |строительстве трех и более | | |специализированных организаций. | | ------------------------------------------------------------------ Приложение 2.3 Гидротехнические сооружения ------------------------------------------------------------------ | Степень сложности объекта строительства | |----------------------------------------------------------------| | Сложный | Простой | |-----------------------------------------|----------------------| |Уникальные или состоящие из большого |Состоящий из отдельных| |числа зданий и сооружений, в том числе |простейших | |головы шлюзов и водоприемников, арочные, |гидротехнических | |гравитационные и контрфорсные плотины, |сооружений - дамб, | |плотины из местных материалов с |низконапорных земляных| |противофильтрационными устройствами и |плотин, перемычек. | |дренажами, котлованы сооружений глубиной |----------------------| |более 15 м и др. |Несложные перемычки. | |-----------------------------------------|----------------------| |Имеющие сильно развитые и сложные |Сооружения простой | |коммуникации, подземные сооружения, |конструкции. | |тоннели. |----------------------| | |Требующий участия до 2| |-----------------------------------------|ведущих | |Состоящие из небольшого числа объектов в |специализированных | |гидроузле с развитыми коммуникациями. |организаций. | | | | |-----------------------------------------|----------------------| |Временные водопропускные сооружения для | | |пропуска строительных расходов реки | | |(ободные каналы, тоннели, лотки) более | | |5000 куб.м/сек. | | |-----------------------------------------|----------------------| |Перемычки смешанной конструкции со | | |сложными профильтрационными | | |устройствами. | | |-----------------------------------------|----------------------| |Сложные здания и сооружения, не имеющие | | |аналогов. | | |-----------------------------------------|----------------------| |Сложные условия производства работ | | |(узкое ущелье, вечная мерзлота, | | |многоводные реки с расходом более 5000 | | |куб.м/сек. и т.п.), требующие | | |специальных мероприятий по пропуску | | |расходов реки в строительный период, | | |применения специальных сооружений, | | |конструкций, приспособлений для | | |выполнения строительно-монтажных работ. | | |-----------------------------------------|----------------------| |Сложная топография (с уклоном более 5%), | | |усложняющая размещение временных | | |сооружений. | | |-----------------------------------------|----------------------| |Требующий участия в строительстве и | | |монтаже оборудования 3 и более ведущих | | |специализированных организаций. | | ------------------------------------------------------------------ Приложение 2.4 Объекты нефтегазового строительства ------------------------------------------------------------------ | Степень сложности объекта строительства | |----------------------------------------------------------------- | Сложный | Простой | |------------------------------------|---------------------------| |Магистральные газопроводы. |Газопроводы - отводы. | |------------------------------------|---------------------------| |Нефтепроводы. |Промысловые трубопроводы. | |------------------------------------|---------------------------| |Нефтепродуктопроводы. |Газоразводящие сети низкого| | |давления. | |------------------------------------|---------------------------| |Установки подготовки газа (УКПГ). | | | |Кабельные линии связи. | |------------------------------------|---------------------------| |Установки подготовки нефти (УПН). | | | |Радиорелейные линии связи. | |------------------------------------|---------------------------| |Компрессорные станции (КС). | | |------------------------------------|---------------------------| |Станция охлаждения газа (СОГ). | | |------------------------------------|---------------------------| |Насосные станции. | | |------------------------------------|---------------------------| |Дожимные компрессорные станции | | |(ДНС). | | |------------------------------------|---------------------------| |Дожимные насосные станции (ДНС). | | |------------------------------------|---------------------------| |Газоперерабатывающие заводы (ГПЗ). | | |------------------------------------|---------------------------| |Подземные хранилища газа (ПХГ). | | ------------------------------------------------------------------ Приложение 3 Директивы ЕЭС по вопросу координации процедуры подрядных торгов от 26 июля 1971 года N 71/305 и от 18 июля 1989 года N 89/400 (основные положения) В соответствии с Генеральными программами Европейского Сообщества в 1971 году была принята Директива N 71/305, в которую в 1989 году директивой N 89/400 были внесены дополнения и изменения. Указанные Директивы подлежат ратификации в странах ЕЭС. Директивы направлены на координацию процедуры подрядных торгов и преследуют соблюдение следующих принципов: - исключение использования технических условий, которые могли бы привести к ограничению участия в торгах, - надлежащее информирование о будущих контрактах, - установление объективных критериев отбора участников, - осуществление процедуры комплексного контроля за соблюдением указанных принципов. Одной из основных задач проведения тендеров на получение подрядов на выполнение работ по строительству и реконструкции объектов является развитие технического прогресса в области строительства и строительной индустрии, широкое распространение новой техники и прогрессивных технологий, а также ноу-хау среди стран ЕЭС. Директивы допускают существование таких конкретных обстоятельств, при которых их выполнение может оказаться нецелесообразным. Однако такие ситуации являются исключительными и должны быть по возможности ограничены. В 1971 году Директивами был установлен предельный масштаб контракта, на получение которого проводятся торги, в объеме одного миллиона ЭКЮ. В 1989 году этот показатель был повышен до пяти миллионов ЭКЮ. В целях повышения эффективности проведения тендеров на получение подрядов на проведение работ по строительству и реконструкции объектов для государственных нужд Директивы рекомендуют производить обмен информацией о национальных нормативных документах в этой области в рамках ЕЭС. В этих же целях предлагается включать в тендерную и контрактную документацию дополнительную информацию о положениях, содержащихся в Директивах ЕЭС. Директивы подтверждают право организаций, которым отказано в участии в торгах или которые не получили права подписать контракт, затребовать соответствующую информацию по процедуре проведения торгов и причинам отклонения их предложений. Преследуя цель вовлечения наибольшего числа участников в тендерный процесс, особенно в случаях проведения торгов по крупным и технически сложным объектам, Директивы рекомендуют увеличение в разумных пределах продолжительности срока подачи заявок на участие в торгах, а также продолжительности периода подготовки предложений конкурсантами. Учитывая необходимость получения достаточной для принятия решения информации по вопросам возможных путей выполнения контракта будущим подрядчиком, участникам торгов Директивами предлагается предоставлять исчерпывающую информацию о той части контракта, которую планируется выполнить силами субподрядчиков. В соответствии с Директивами подведение итогов подрядных торгов должно производиться с учетом проводящейся в странах ЕЭС конкретной политики регионального развития при одновременном учете требований основополагающих документов ЕЭС. В целях обеспечения систематизированного статистического учета в рамках ЕЭС Директивами предписывается обязательное представление статистической отчетности об объявлении, проведении и результатах тендеров. Директивы распространяются на проведение торгов на получение права заключить контракт на выполнение так называемых "общественных работ", что подразумевает контракт на выполнение определенного вида работ между подрядчиком и официальной администрацией в лице государственного органа или региональной или местной администрации (перечень таких организаций и категорий таких организаций приводится в приложении к Директиве N 89/400. Этот перечень дополняется по предложениям стран ЕЭС по мере необходимости). Термин "работа" определен в Директивах как строительство законченных комплексов в виде зданий или инженерных сооружений, полностью обеспечивающих выполнение тех функций, для которых они предназначены. В Директивах предусмотрен случай проведения торгов на получение права заключения контракта на концессию, имея в виду при этом не только возможность эксплуатировать объект, но и возможность оплаты стоимости объекта с последующей его эксплуатацией. При этом Директивы детально регламентируют различные комбинации финансовых интересов участников концессионного подряда, а также обязанности "государственного" заказчика, имея в виду выполнение ряда функций, обеспечивающих предпочтительное соблюдение общественных интересов. Устанавливается, что детальное изложение предлагаемых условий выполнения функций должно обязательно прилагаться к заявке на участие в тендере каждым из претендентов на получение концессии. Учитывая, что такие объекты являются, как правило, крупномасштабными, Директивы устанавливают увеличенные сроки проведения соответствующих тендеров. Понятие "открытая процедура торгов" в Директивах трактуется как проведение тендера в какой-либо стране без ограничений для участников из других стран. При этом промежуток времени между опубликованием объявления о проведении торгов и конечной датой сдачи предложений должен быть не менее 52 дней. В исключительных случаях при наличии соответствующих оснований и при условии опубликования объявления в официальном издании ЕЭС "Official Journal of the European Communities" указанный срок может быть сокращен до 36 дней. Однако в случаях, когда объем исходной информации чрезмерно велик или когда для подготовки предложения требуется выезд представителей конкурсанта на объект, срок представления предложений может быть увеличен. В целях обеспечения своевременного получения исходных материалов и другой вспомогательной информации срок отправки этих документов не должен превышать шесть дней с момента получения запроса. "Закрытая процедура торгов" подразумевает участие в тендере лишь тех подрядчиков, которые получили соответствующие приглашения. При закрытой процедуре торгов на получение ответов на приглашение участвовать в тендере отводится не более 37 дней. Организаторы торгов должны направить письменные приглашения одновременно всем кандидатам на участие в торгах. К письму-приглашению прилагаются как минимум следующие документы: - адрес, по которому можно получить исходную тендерную документацию с указанием конечного срока ее получения, а также условий ее оплаты, - срок и адрес представления предложений, а также язык или языки, на которых эти представления могут быть сделаны, - указание на необходимость обязательного наличия каких-либо приложений, - критерии подведения итогов тендера, если это не приводится в официальном объявлении. При "закрытой процедуре торгов" срок представления тендерных предложений должен быть не менее 40 дней с момента письменного приглашения. Однако этот срок может быть сокращен до 26 дней в особых случаях, специально указанных при объявлении торгов. При "переговорной процедуре торгов" предусматривается проведение организатором торгов консультаций подрядчиков и обсуждение условий заключения будущего контракта с одним или более претендентами. "Переговорной процедуре торгов" должно предшествовать соответствующее объявление о проведении тендера; последующий отбор претендентов, основанный на квалификационных требованиях, проводится в следующих случаях: - при возникновении внеплановой ситуации в сочетании с обстоятельствами, не позволяющими провести торги в соответствии с соответствующими национальными нормами, - когда выставляемые на торги объекты имеют чисто исследовательский или экспериментальный характер или представляют собой новую технику или технологию и не предназначены для создания материальных ценностей или возврата затраченных на исследования средств, - в исключительных ситуациях, когда природа объекта торгов или свойственный объекту торгов риск не позволяет произвести предварительные стоимостные оценки. "Переговорная процедура торгов" может проводиться без предварительного объявления в следующих случаях: - при отсутствии предложений в ответ на соответствующие объявления о проведении "открытой процедуры торгов" и "закрытой процедуры торгов", - когда по техническим или эстетическим причинам или по причинам, связанным с соблюдением исключительных прав, работы могут быть выполнены лишь специальным подрядчиком, - при необходимости выполнения экстренных работ чрезвычайного характера с целью устранения последствий воздействий непреодолимой силы в условиях отсутствия достаточного периода времени для проведения "открытой процедуры торгов" , "закрытой процедуры торгов" или "переговорной процедуры торгов" с предварительным объявлением о проведении тендера, - при необходимости выполнения дополнительных работ, не включенных в контракт и возникших в результате непредвиденных обстоятельств: при этом стоимость таких работ не должна превышать 50% первоначальной стоимости контракта, а указанные работы технически или экономически не могут быть отделены от первоначального объема работ без значительного ущерба или их выделение приведет к нарушению технологического цикла производства работ, - при необходимости выполнения работ, повторяющих работы, на выполнение которых ранее был заключен контракт, в случае полного совпадения контрактных условий; при этом такие действия могут совершаться не позднее трех лет с момента заключения первого контракта. В Директивах приводится требование об обязательном соблюдении положений Директив в том случае, если при проведении торгов на получение подряда из общей стоимости объекта более половины приходится на "государственного" заказчика. Область действия Директив не распространяется на наземные, воздушные, морские и речные перевозки, на производство, транспортировку и распределение питьевой воды, а также на производство и транспортировку энергии. Не должны применяться эти Директивы и в случае заключения контрактов в соответствии с международными соглашениями между странами ЕЭС и другими странами. Стоимостные показатели предельной стоимости контрактов должны исчисляться в соответствии с Директивами в национальной валюте и в последующем пересматриваться каждые два года. Эти показатели должны конвертироваться в ЭКЮ по соответствующим единым правилам, действующим в странах ЕЭС, и ежегодно в начале ноября публиковаться в официальном издании Европейского Сообщества "Official Journal of the European Communities". Директивами не допускается разделение контракта или объекта на отдельные части с целью исключить распространение на него действия Директив. Организатор торгов обязан в течение 15 дней с момента получения запроса информировать любого претендента или участника тендера о причинах отклонения его предложения и в случае проведения тендера о победителе конкурса. В случае непринятия тендерным комитетом решения о победителе торгов информация с соответствующими обоснованиями должна предоставляться по запросам участников, а также направляться в соответствующие административные органы ЕЭС. В случае положительного решения тендерного комитета в соответствии с предписаниями Директив должен составляться письменный отчет, который направляется в соответствующие организации ЕЭС. В отчете должны приводиться по крайней мере следующие сведения: - наименование и адрес организатора торгов, - содержание и стоимость контракта, - перечень претендентов и участников торгов с указанием причин принятия предложений, - перечень организаций, чьи предложения были отклонены, с указанием причин отклонения, - сведения о победителе тендера с указанием мотивов, по которым был сделан выбор; при наличии соответствующей информации приводятся также сведения о том, какая часть общего объема контракта будет передана победителем субподрядчикам, - в случае проведения переговорной процедуры торгов обоснования применения именно этой процедуры. Директивы не устанавливают жестких рамок по объему и содержанию технических условий, которые включаются в состав тендерной документации. При этом принимается как обязательное положение соответствие технических условий национальным нормам и стандартам или аналогичным документам, принятым в качестве нормативной базы в ЕЭС. В отдельных обоснованных случаях допускается несоблюдение этих требований, например при применении принципиально новой техники или технологии, еще не охваченных нормативными документами. Соответствующие обосновывающие материалы должны направляться в национальные организации, ведающие вопросами нормирования, и в ЕЭС. Большое внимание в Директивах уделяется обеспечению гласности проведения тендеров на всех этапах тендерной процедуры. При этом предусматривается публикация многих связанных с тендерами материалов в официальных изданиях ЕЭС. При этом оплата объявлений в издании "Official Journal of the European Communities" осуществляется ЕЭС. Размер объявления не должен превышать одной страницы этого издания, т.е. приблизительно 650 слов, а стилистическое оформление его соответствовать принятому образцу. Директивы устанавливают право организатора торгов потребовать от любого конкурсанта представить документы, подтверждающие в соответствии с установленным в каждой стране порядком регистрационный документ на право производство работ: - в Бельгии - registre du commerce - Handelsregister, - в Дании - Erhvers-og Selkskabsstyrelsen, - в Германии - handelsregister, а также Handwerkstrolle, - в Греции - нотариально заверенное заявление о профессиональной пригодности для выполнения предусмотренных тендером работ, - в Испании - Registro Oficial de Contratistas del Ministerio de Industria у Energia, - во Франции - registre du commerce, а также reportoir des metiers, - в Италии - Registro della Camera di commercio, industria, agricolfura e artigianato, - в Люксембурге - registre aux firmes, а также role de la Chambre des metiers, - в Нидерландах - Handelsregister, - в Португалии - Commissao de Alvaras de Empresas de Obras Publicas e Particulalares(CAEOPP), - в Великобритании и Ирландии - Registrar of Companies, или Registrar of Friendly Societies, а также заверенное в установленном порядке клятвенное заявление конкурсанта о том, что в своей стране он имеет соответствующее свидетельство. |