О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ СВЯЗИ И ОПОВЕЩЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. Приказ. Министерство связи РФ (Минсвязи России). 24.07.96 83

           О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
         ПОДСИСТЕМЕ СВЯЗИ И ОПОВЕЩЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
      СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

                                ПРИКАЗ

                        МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ РФ

                           24 июля 1996 г.
                                 N 83

                                (НЦПИ)


     В соответствии   с   Постановлением   Правительства    Российской
Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1113 "О единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" приказываю:
     1. Ввести  в  действие  прилагаемое  Положение  о  функциональной
подсистеме   связи   и   оповещения   единой  государственной  системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     2. Установить,  что  в  соответствии  с Федеральным законом от 16
февраля 1995 года N 15-ФЗ  "О  связи"  действие  настоящего  Положения
распространяется на все предприятия и организации связи, независимо от
ведомственной принадлежности и форм собственности.
     3. Руководителям  организаций связи разработать и в установленном
порядке утвердить Положения  о  комиссиях  по  гражданской  обороне  и
чрезвычайным  ситуациям,  имея  в виду,  что на них возложены задачи и
функции,  ранее выполняемые службами оповещения  и  связи  гражданской
обороны, и они являются их правопреемниками.
     4. Считать утратившим силу Типовое положение о службах оповещения
и связи гражданской обороны,  утвержденное Министерством связи СССР 15
ноября 1977 года.

Федеральный министр
                                                           В.Б. БУЛГАК
24 июля 1996 г.
N 83

                                                             УТВЕРЖДАЮ
                                             Федеральный министр связи
                                                           В.Б. БУЛГАК
                                                     24 июля 1996 года

                                                           Согласовано
                                          Министр Российской Федерации
                                         по делам гражданской обороны,
                                                чрезвычайным ситуациям
                                              и ликвидации последствий
                                                    стихийных бедствий
                                                            С.К. ШОЙГУ
                                                     16 июля 1996 года

                              ПОЛОЖЕНИЕ

            О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ СВЯЗИ И ОПОВЕЩЕНИЯ
            ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
                  И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

                          1. Общие положения

     1.1. Настоящее Положение разработано во  исполнение  Федерального
закона  от  16  февраля  1995  года  N 15-ФЗ "О связи" и Постановления
Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995  года  N  1113  "О
единой    Государственной    системе   предупреждения   и   ликвидации
чрезвычайных ситуаций" и определяет принципы  организации,  структуру,
задачи  и  функции функциональной подсистемы связи и оповещения Единой
Государственной  системы  предупреждения  и  ликвидации   чрезвычайных
ситуаций.
     1.2. Действие  настоящего  Положения  распространяется   на   все
организации  связи,  независимо от ведомственной принадлежности и форм
собственности.
     1.3. Функциональная   подсистема   связи   и   оповещения  Единой
Государственной  системы  предупреждения  и  ликвидации   чрезвычайных
ситуаций  (ФП  СО  РСЧС)  предназначена  для  организации и проведения
работы по защите рабочих и служащих организаций связи при чрезвычайных
ситуациях   мирного  и  военного  времени,  обеспечения  средствами  и
каналами связи  в  интересах  гражданской  обороны,  предупреждения  и
ликвидации     чрезвычайных    ситуаций,    обусловленных    авариями,
катастрофами, стихийными бедствиями.

                         2. Задачи подсистемы

     2.1. Разработка  целевых  и  научно   -   технических   программ,
направленных  на  предупреждение  чрезвычайных  ситуаций  и  повышение
устойчивости  функционирования  организаций   связи   в   чрезвычайных
ситуациях в мирное и военное время.
     2.2. Обеспечение готовности к действиям органов управления связи,
сил   и  средств,  предназначенных  для  предупреждения  и  ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
     2.3. Сбор, обработка, обмен и выдача информации по вопросам связи
в части предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
     2.4. Подготовка  рабочих и служащих организаций связи к действиям
при чрезвычайных ситуациях.
     2.5. Прогнозирование   и   оценка   социально   -   экономических
последствий в отрасли вследствие чрезвычайных ситуаций.
     2.6. Разработка    и   реализация   мероприятий   по   ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций на объектах связи.
     2.7. Создание  резервов  финансовых  и  материальных ресурсов для
ликвидации   чрезвычайных   ситуаций   и,   при   необходимости,    их
использование  для оказания помощи организациям связи,  пострадавшим в
результате чрезвычайных ситуаций.
     2.8. Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля
в области защиты сетей и систем связи от чрезвычайных ситуаций.

                        3. Функции подсистемы

     3.1. Организация  и  осуществление  мероприятий  по   устойчивому
функционированию   систем   централизованного   оповещения   и   связи
федерального,  регионального,  территориального и местного уровней  во
всех режимах функционирования подсистемы.
     3.2. Обеспечение средствами и каналами связи  органов  управления
Единой    Государственной    системы   предупреждения   и   ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
     3.3. Руководство  деятельностью  функциональной  подсистемы  РСЧС
связи и оповещения.

                       4. Структура подсистемы

     4.1. Функциональная подсистема  связи  и  оповещения  имеет  пять
уровней:
     4.1.1. Федеральный.
     4.1.2. Региональный.
     4.1.3. Территориальный (на уровне субъектов Федерации).
     4.1.4. Местный.
     4.1.5. Объектовый.
     4.2. Функционирование подсистемы на каждом уровне обеспечивается:
     4.2.1. Органом управления.
     4.2.2. Координирующим органом.
     4.2.3. Рабочим органом.
     4.3. На     соответствующих    уровнях    подсистемы    действуют
нижеследующие органы:

-------------------------------------------------------------------------------------
|     Уровень     |    Орган управления    |  Координирующий   | Рабочий            |
|                 |                        |       орган       |  орган             |
|-----------------|------------------------|-------------------|--------------------|
| Федеральный     | Минсвязи России        | КЧС Минсвязи      | УМПЧС              |
|                 |                        | России            |                    |
|-----------------|------------------------|-------------------|--------------------|
| Региональный    | ТЦМС АО "Ростелеком".  | КЧС ТЦМС          | ОМПЧС              |
|-----------------|------------------------|-------------------|--------------------|
|                 | СОУ - ТТ Главного      | КЧС ГТУ зоны      | ОМПЧС              |
|                 | телеграфного узла зоны |                   |                    |
|-----------------|------------------------|-------------------|--------------------|
| Территориальный | АО "Электросвязь"      | КЧС АО            | ОМПЧС              |
|                 |                        | "Электросвязь"    |                    |
|-----------------|------------------------|-------------------|--------------------|
|                 | ГП "Электросвязь"      | ГП "Электросвязь" | ОМПЧС              |
|-----------------|------------------------|-------------------|--------------------|
| Местный         | Городское предприятие  | КЧС городского    | Ответственный      |
|                 | связи, выполняющее на  | предприятия       | исполнитель по     |
|                 | территории города      |                   | МПЧС               |
|                 | функции по ГО и ЧС.    |                   |                    |
|-----------------|------------------------|-------------------|--------------------|
|                 | Районный узел          | КЧС РУЭС          | Ответственный      |
|                 | электросвязи           |                   | исполнитель по     |
|                 |                        |                   | МПЧС               |
|-----------------|------------------------|-------------------|--------------------|
| Объектовый      | Объект связи           | КЧС объекта связи | Ответственный      |
|                 |                        |                   | исполнитель по     |
|                 |                        |                   | МПЧС               |
-------------------------------------------------------------------------------------

     4.4. Комиссии  по  гражданской  обороне  и чрезвычайным ситуациям
(КЧС),  создаваемые на  каждом  уровне,  имеют  целью  решение  задач,
вытекающих из требований Единой Государственной системы предупреждения
и ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,  в  объеме,  предусмотренном  на
данном уровне, который определяется соответствующим Положением.
     4.5. Положения о комиссиях по гражданской обороне и  чрезвычайным
ситуациям и состав этих комиссий утверждаются:
     4.5.1. КЧС Министерства связи  Российской  Федерации  -  приказом
Министерства связи Российской Федерации.
     4.5.2. КЧС ТЦМС и КЧС ГТУ зоны - руководителями ТЦМС и  ГТУ  зоны
соответственно.
     4.5.3. КЧС АО "Электросвязь", КЧС ГП "Электросвязь" КЧС РУЭС, КЧС
городского  предприятия,  выполняющего на территории города функции по
ГО  и  ЧС,  -   начальниками   гражданской   обороны,   руководителями
администраций субъектов Российской Федерации, городов и районов.
     4.5.4. КЧС Объекта - руководителями  соответствующих  организаций
связи.

  5. Режимы функционирования подсистемы и осуществляемые мероприятия

     5.1. В  зависимости  от  обстановки,  масштаба прогнозируемой или
возникшей  чрезвычайной  ситуации  решением  соответствующих   органов
исполнительной   власти   субъектов  Российской  Федерации  и  органов
местного   самоуправления    в    пределах    конкретной    территории
устанавливается   один   из   следующих   режимов,   в  котором  может
функционировать ФП СО РСЧС соответствующего уровня.
     5.1.1. Режим   повседневной   деятельности   -   при   нормальной
производственно    -    промышленной,    радиационной,     химической,
биологической        (бактериологической),        сейсмической       и
гидрометеорологической обстановке,  при отсутствии эпидемий, эпизоотий
и эпифитотий.
     5.1.2. Режим    повышенной    готовности    -    при    ухудшении
производственно     -    промышленной,    радиационной,    химической,
биологической       (бактериологической),        сейсмической        и
гидрометеорологической    обстановки,   при   получении   прогноза   о
возможности возникновения чрезвычайных ситуаций.
     5.1.3. Режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время
ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.
     5.2. Основными  мероприятиями,  осуществляемыми в соответствующих
режимах при функционировании ФП СО РСЧС являются:
     5.2.1. В режиме повседневной деятельности:
     - организация    и    обеспечение     мероприятий     устойчивого
функционирования   систем   связи   и   централизованного   оповещения
федерального,  регионального,  территориального и местного уровней  во
всех режимах работы ФП СО РСЧС;
     - планирование  и  выполнение   мероприятий   по   предупреждению
чрезвычайных  ситуаций,  обеспечению  безопасности  и защиты рабочих и
служащих, сокращению возможных потерь и ущерба;
     - организация   и   контроль  за  эксплуатационно  -  техническим
обслуживанием стационарных средств связи и  оповещения,  установленных
на предприятиях связи, находящихся в ведении штабов МЧС (региональных,
территориальных, местных);
     - совершенствование подготовки органов управления ФП СО РСЧС, сил
и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения
рабочих  и  служащих  способам  защиты  и  действиям  при чрезвычайных
ситуациях;
     - создание  и  восполнение  резервов  финансовых  и  материальных
ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     - осуществление целевых видов страхования.
     5.2.2. В режиме повышенной готовности:
     - принятие  на  себя  соответствующими комиссиями по чрезвычайным
ситуациям     непосредственного     руководства      функционированием
соответствующих уровней ФП СО РСЧС;
     - формирование при необходимости оперативных групп для  выяснения
обстановки  по  связи  непосредственно  в районе возможного бедствия и
выработки предложений;
     - усиление дежурно - диспетчерской службы;
     - усиление наблюдения и контроля за обстановкой на  сетях  связи,
прогнозирование   возможной   обстановки   в   результате  воздействия
чрезвычайной ситуации;
     - принятие мер по защите рабочих смен для обеспечения устойчивого
функционирования сетей связи;
     - приведение  в  состояние  готовности  сил и средств,  уточнение
планов их действий и выдвижение,  при необходимости,  в предполагаемый
район чрезвычайной ситуации;
     - контроль за подготовкой  к  выделению  органам  управления  МЧС
междугородных  каналов  связи по паролю "БЕДСТВИЕ" в соответствии с их
заявками;
     - подготовка   обходных   и   резервных  каналов  и  линий  связи
взаимоувязанной сети связи Российской Федерации.
     5.2.3. В режиме чрезвычайной ситуации в мирное и военное время:
     - выделение органам управления МЧС России  междугородных  каналов
связи в соответствии с их заявками;
     - обеспечение в приоритетном порядке средствами и каналами  связи
органов    управления,    осуществляющих    руководство    ликвидацией
чрезвычайной ситуации,  а также при ведении спасательных и  неотложных
аварийно - восстановительных работ;
     - организация  централизованного  использования  для   ликвидации
чрезвычайных ситуаций и целей ГО ведомственных каналов и средств связи
в  мирное  и  военное  время  по   согласованию   с   соответствующими
министерствами и ведомствами;
     - защита работающих смен в районе чрезвычайной ситуации;
     - выдвижение  резервных сил и средств связи в район возникновения
чрезвычайной ситуации для участия в ее ликвидации;
     - проведение   мероприятий   по   обеспечению  устойчивой  работы
средств, линий и каналов связи в мирное и военное время;
     - обеспечение  устойчивой  работы  каналов  связи  и  технических
средств  сетей  вещания,  используемых  в  системах  централизованного
оповещения населения.

                6. Финансирование и создание резервов

     6.1. Финансирование ФП СО РСЧС осуществляется на каждом уровне за
счет  соответствующего  бюджета  (федерального,  субъекта   Российской
Федерации, местного) и средств организаций связи.
     6.2. Финансирование целевых программ по  обеспечению  устойчивого
функционирования   предприятий,  организаций,  систем  и  сетей  связи
осуществляется   в   соответствии   с   законодательством   Российской
Федерации.
     6.3. Финансирование  мероприятий   по   ликвидации   чрезвычайных
ситуаций  проводится за счет средств организаций связи,  находящихся в
зонах   чрезвычайных    ситуаций,    средств    федеральных    органов
исполнительной  власти,  соответствующих бюджетов,  страховых фондов и
других источников.
     6.4. При отсутствии или недостаточности средств на финансирование
мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций из перечисленных в  п.
6.3  источников,  в  установленном  порядке,  ставится  вопрос  об  их
выделении из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
     6.5. В целях экстренного привлечения необходимых средств в случае
возникновения чрезвычайных ситуаций  создаются  резервы  финансовых  и
материальных ресурсов для ликвидации их последствий.
     Ведомственный резерв  создается  за  счет  средств   федерального
бюджета,  территориальные  и  объектовые  резервы  по  связи - за счет
собственных средств соответствующих организаций связи.
     6.6. Создание     и     использование    резервов,    восполнение
использованных  ресурсов  этих  резервов  осуществляются  в   порядке,
определяемом законодательством Российской Федерации, законодательством
субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления.

                 7. Планирование в рамках подсистемы

     7.1. В   целях   заблаговременного   проведения   мероприятий  по
предупреждению чрезвычайных ситуаций и максимально возможного снижения
размеров ущерба и потерь,  которые могут произойти на объектах связи в
случае их возникновения, осуществляется планирование действий в рамках
ФП СО РСЧС.
     Объем и содержание указанных мероприятий определяются  исходя  из
принципов   необходимой   достаточности   и   максимально   возможного
использования имеющихся сил и средств.
     7.2. В отрасли "Связь" планирование проводится на всех уровнях на
основе планов действий федерального, регионального, территориального и
местного уровней РСЧС.
     7.3. Организационно  -  методическое  руководство   планированием
действий  осуществляет  Министерство  Российской  Федерации  по  делам
гражданской обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации  последствий
стихийных бедствий,  а также Министерство связи Российской Федерации с
учетом особенностей и конкретных задач отрасли.
     7.4. Взаимодействие   ФП   СО  РСЧС  с  МЧС  России  по  вопросам
организации  связи   в   чрезвычайных   ситуациях   осуществляется   в
соответствии  со  специально  разрабатываемым и совместно утверждаемым
Положением по этому вопросу.

Заместитель Федерального
Министра связи России
                                                       Э.Г. ОСТРОВСКИЙ