О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА РАЦИОНАЛЬНЫМ И ЭФФЕКТИВНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГАЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Положение. Министерство топлива и энергетики РФ (Минтопэнерго России). 12.02.96

       О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОГО  КОНТРОЛЯ  ЗА
РАЦИОНАЛЬНЫМ И ЭФФЕКТИВНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГАЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                              ПОЛОЖЕНИЕ

                 МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РФ
                          12 февраля 1996 г.


                                 (Д)

                          I. Общие положения

     1.1. Положение о порядке осуществления государственного  контроля
за   рациональным  и  эффективным  использованием  газа  в  Российской
Федерации (далее Положение)  разработано  на  основании  постановлений
Правительства  Российской  Федерации  от  1  июня  1992  года N 371 "О
неотложных мерах по энергосбережению в области  добычи,  производства,
транспортировки  и использования нефти,  газа и нефтепродуктов" и от 2
ноября 1995 г.  N 1087 "О неотложных  мерах  по  энергосбережению",  а
также   в   соответствии  с  постановлением  Правительства  Российской
Федерации от 26 января 1996 года N  60  "Об  утверждении  Положения  о
Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации".
     1.2. Государственный    контроль    в    "Российской    Федерации
осуществляется   в  целях  обеспечения  рационального  и  эффективного
использования естественного (природного и попутного) газа как  топлива
и сырья.
     1.3. Положение      устанавливает      порядок      осуществления
государственного контроля за рациональным и эффективным использованием
газа во всех сферах  экономики  Российской  Федерации,  регламентирует
последовательность  подготовки,  проведения  и  оформления результатов
проверок и обследований.
     1.4. Государственный     контроль    в    Российской    Федерации
распространяется  на  организации,  являющиеся  юридическими   лицами,
независимо  от  их  подчиненности  и  форм  собственности,  а также их
филиалы (далее организации), занимающиеся:
     добычей, переработкой, хранением, транспортом и сбытом газа;
     разработкой, изготовлением,     наладкой     и      эксплуатацией
газоиспользующего оборудования, средств автоматики и контроля, а также
теплоутилизирующего оборудования;
     проектированием газопотребляющих объектов.

     II. Организация государственного контроля за рациональным и
                   эффективным использованием газа

     2.1. Государственный  контроль  за  рациональным  и   эффективным
использованием  газа в Российской Федерации осуществляется Управлением
государственной газовой инспекции Министерства  топлива  и  энергетики
Российской  Федерации  (Госгазинспекцией  России)  и  подчиненными  ей
органами на местах - региональными инспекциями.
     Положение о    региональных   газовых   инспекциях   утверждаются
Министерством   топлива   и   энергетики   Российской   Федерации   по
согласованию  с  администрациями  соответствующих субъектов Российской
Федерации.
     2.2. Госгазинспекция  России в своей деятельности руководствуется
Конституцией  Российской  Федерации,  законами  Российской  Федерации,
указами    и    распоряжениями    Президента   Российской   Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства  Российской  Федерации,
иными  правовыми  нормативными  актами  органов государственной власти
Российской Федерации,  актами органов государственной власти субъектов
Российской  Федерации,  приказами  Министерства  топлива  и энергетики
Российской Федерации, а также настоящим Положением.
     2.3. Госгазинспекция  России  осуществляет  свою  деятельность во
взаимодействии  с  федеральными  органами  исполнительной   власти   и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
     2.4. Должностные лица  Государственной  газовой  инспекции  имеют
удостоверения единого образца.
     2.5. Госгазинспекция России и ее региональные органы имеют печати
со своим наименованием, бланки, штампы.

                   III. Порядок проведения проверок

     3.1. Основными  задачами государственной инспекции по контролю за
рациональным и эффективным использованием газа в Российской  Федерации
являются:
     участие в разработке и согласовании федеральных требований  (норм
и правил) по рациональному и эффективному использованию газа;
     участие в  разработке   федеральных   и   региональных   программ
энергосбережения;
     участие в разработке и согласовании  типовых  проектов,  проектов
стандартов   и   нормативных   документов,  содержащих  требования  по
эффективному использованию газа;
     согласование технических  условий  по эффективности использования
газа на вновь изготавливаемое  газоиспользующее  и  теплоутилизирующее
оборудование,  газогорелочные  устройства и выдача технических условий
на проекты их установки;
     предупреждение непроизводительного   расхода   газа   на  стадиях
монтажа,  наладки,  пуска в эксплуатацию  и  в  процессе  эксплуатации
газоиспользующих агрегатов;
     участие в разработке и согласовании разрабатываемых нормативов по
потерям газа в газовых сетях,  использованию газа на собственные нужды
организаций,   занимающихся   добычей,   переработкой,   хранением   и
транспортом газа;
     контроль в   организациях   за   качеством   и   своевременностью
проведения наладочных работ,  связанных с эффективностью использования
газа;
     участие в  разработке и согласовании утверждаемых в установленном
порядке графиков перевода газопотребляющих  организаций  на  резервные
виды топлива в осенне-зимний период;
     контроль за  соблюдением  удельных  норм   расхода   топлива   на
выработку   продукции,   а  также  участие  в  разработке  нормативных
документов по стимулированию работы организаций по снижению этих норм;
     выявление недостатков  в  использовании  газа  в  организациях  и
выдача  обязательных  для  использования  предписаний  по   реализации
резервов экономии газа;
     анализ состояния дел  в  использовании  газа  в  организациях,  в
отраслях  и  регионах Российской Федерации с целью принятия мер по его
улучшению;
     регистрация проектов      газоснабжения     вновь     строящихся,
реконструируемых,    модернизируемых    и    переводимых    на     газ
топливопотребляющих установок организаций;
     участие в  работе  экспертных  комиссий,  проводящих   аттестацию
производимого  в  стране  и ввозимого газоиспользующего оборудования и
выдача заключений об эффективности использования в нем газа;
     3.2. Основными   формами   государственного   контроля   являются
проверки  (обследования)  организаций  по  вопросам,   относящимся   к
компетенции   органов   Госгазинспекции  России,  которые  могут  быть
осуществляемы  самостоятельно  органами   Госгазинспекции   России   и
совместно с другими контрольно - надзорными органами.
     3.3. Проверки   могут   охватывать    направления    деятельности
организаций,  указанные в п.  3.4. и относящиеся к сфере использования
газа. По  усмотрению  органов Госгазинспекции России или по инициативе
соответствующих органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской
Федерации проверки могут быть плановыми (периодическими), внеплановыми
(внеочередными) и повторными.
     3.4. Основными направлениями проверок являются:
     выполнение федеральной и региональной программ энергосбережения;
     соблюдение нормативов  использования  газа  на  собственные нужды
организаций,  занимающихся добычей,  переработкой,  хранением  газа  и
соблюдение нормативов потерь газа в газовых сетях;
     соответствие разрабатываемого и выпускаемого газоиспользующего  и
теплоутилизирующего   оборудования   и   проверка   его   соответствия
требованиям стандартов и норм по эффективному использованию газа;
     соответствие проектов    вновь    вводимого,   реконструируемого,
модернизируемого  и  переводимого  на  газ  оборудования   организаций
нормативным  требованиям,  обеспечивающим  рациональное  и эффективное
использование газа;
     соблюдение газопотребляющими    организациями   норм   и   правил
использования  газа,  удельных  норм  расхода  топлива  на   выработку
продукции;
     состояние и  достоверность  учета  расхода  и  потребления  газа,
тепловой   энергии   и   других   видов  продукции,  вырабатываемой  с
применением газа;
     готовность наладочных  организаций  к проведению наладочных работ
на газоиспользующем оборудовании, качество и сроки их выполнения;
     выполнение организациями  предписаний по устранению недостатков в
использовании газа;
     наличие и   готовность  к  работе  резервных  топливных  хозяйств
организаций, а также готовность газоиспользующих установок к работе на
резервных видах топлива.
     3.5. Для выполнения своих функций органы Государственной  газовой
инспекции России:
     утверждают нормативно-технические документы по вопросам, входящим
в   их   компетенцию,   обязательные  для  исполнения  подконтрольными
организациями на территории Российской Федерации;
     вносят в  федеральные  и  местные  органы  исполнительной власти,
организации предложения о  проведении  научно  -  исследовательских  и
проектно-конструкторских  работ  по  вопросам  повышения эффективности
использования газа;
     дают организациям,     ведущим    разработку    и    изготовление
газоиспользующего   и   теплоутилизирующего   оборудования,    средств
автоматизации   и  контроля,  разрабатывающим  проекты  их  установки,
предписания об устранении  конструктивных  недостатков  и  недостатков
проектов,   снижающих   эффективность  использования  газа,  совместно
назначают  проведение  контрольных   испытаний   этого   оборудования,
назначают      независимую     экспертизу     проектно-конструкторской
документации;
     привлекают для     консультаций    и    экспертиз    специалистов
научно-исследовательских,   проектных   и   других   организаций,   по
согласованию с руководителями этих организаций;
     запрашивают у министерств,  ведомств  и  организаций  необходимые
сведения и материалы по вопросам, относящимся к их компетенции;
     выдают разрешения на пуск газа на  топливоиспользующие  установки
после   окончания   их   строительства,   реконструкции,  технического
перевооружения и перевода на газ для проведения пусконаладочных  работ
и режимно - наладочных испытаний;
     проводят проверки     (обследования)     организаций,     имеющих
газоиспользующее оборудование, получают от них необходимые объяснения,
справки и сведения;
     дают руководителям   поднадзорных  организаций  обязательные  для
исполнения предписания в пределах своей компетенции.
     3.6. Руководителю  Госгазинспекции  России,  его  заместителям  и
руководителям ее региональных органов предоставляется право  принимать
решения   о   частичном   или   полном   прекращении  подачи  газа  на
газоиспользующие установки в случае пуска газа на  эти  установки  без
разрешения  органов  Государственной  газовой  инспекции,  а также при
невыполнении предписаний об устранении в установленные сроки следующих
нарушений:
     несвоевременное или   некачественное   проведение    режимно    -
наладочных работ на газоиспользующем оборудовании;
     эксплуатация газоиспользующих установок без режимных карт или  со
значительными отступлениями от них;
     неподготовленность к  работе  резервных  топливных  хозяйств  или
неготовность  газоиспользующих  агрегатов  к работе на резервных видах
топлива;
     эксплутации газоиспользующего  оборудования  без  предусмотренных
проектом приборов учета газа,  средств  автоматического  регулирования
процессов горения и теплоутилизирующего оборудования.
     Прекращение подачи газа осуществляется в установленном порядке.
     Решение о   прекращении   подачи  газа  действует  до  устранения
нарушений, явившихся основанием для принятия такого решения.
     После устранения нарушений пуск газа возобновляется по разрешению
органов государственной газовой инспекции, выдаваемому в установленном
порядке.
     Не допускается частичное или полное прекращение  подачи  газа  на
газоиспользующие   установки   объектов,  обеспечивающих  безопасность
государства (Указ Президента Российской Федерации от 23 ноября 1995 г.
N 1173).
     3.7. Орган Госгазинспекции России,  осуществляющий  проверку,  не
позднее чем за 5 дней до ее начала информирует проверяемую организацию
о календарных сроках ее проведения.
     3.8. По  прибытии на место руководитель проверки (государственный
инспектор) предъявляет руководителю проверяемой организации задание на
проверку,  знакомит  с ее целями и задачами,  уточняет другие вопросы,
относящиеся к проверке.

             IV. Порядок оформления результатов проверки

     4.1. Результаты каждой проверки оформляются актом.  В акте должно
быть  отражено  состояние  дел  по  вопросам,  входящим  в  содержание
проверки,  и раскрыты причины выявленных нарушений. К акту прилагаются
протоколы, справки.
     4.2. Акт подписывается всеми участниками проверки,  после чего  в
него   запрещается   вносить   изменения  и  дополнения.  При  наличии
разногласий  по  содержанию  акта  окончательное   решение   принимает
руководитель проверки (государственный инспектор).
     Участники проверки,    а    также    представители    проверяемой
организации,  не согласные с указанным решением,  вправе изложить свое
собственное мнение, которое прилагается к акту.
     4.3. Содержание   акта   доводится   до   сведения   руководителя
проверяемой организации,  который его  подписывает.  В  случае  отказа
руководителя    подписать   акт   делается   соответствующая   запись,
подтверждаемая руководителем проверки (государственным инспектором).
     4.4. Акт проверки передается проверенной организации,  копии акта
- органу Госгазинспекции России,  проводившему проверку,  а также, при
необходимости,    соответствующему   органу   исполнительной   власти,
представителям организаций, участвовавшим в проверке.
     Предписание, заверенное  печатью проверяющего органа,  передается
руководству организации вместе с актом проверки.
     4.5. Действия  должностных  лиц  органов  государственной газовой
инспекции могут быть  обжалованы  как  в  административном,  так  и  в
судебном порядке.

   V. Ответственность работников государственного газового надзора.

     5.1. Работники государственной газовой инспекции за невыполнение,
ненадлежащее   выполнение   возложенных   на   них   обязанностей   по
осуществлению  контроля  за  рациональным и эффективным использованием
газа  несут  ответственность  в   соответствии   с   законодательством
Российской Федерации.
     5.2. Спорные  вопросы  по  решениям   должностных   лиц   органов
государственной   газовой   инспекции  -  государственных  инспекторов
рассматриваются руководителем  региональной  инспекции,  которому  они
непосредственно подчинены, или Госгазинспекцией России, а ее решения -
Министерством топлива и энергетики Российской Федерации.

Зарегистрировано в Министерстве юстиции
1 марта 1996 г.
Регистрационный N 1042

Первый заместитель Министра
топлива и энергетики РФ                                   В.Н.Костюнин