ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
    
        О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАСКРЫТИЮ УБИЙСТВ,
       СВЯЗАННЫХ С БЕЗВЕСТНЫМ ИСЧЕЗНОВЕНИЕМ ГРАЖДАН, И РОЗЫСКУ
                       ЛИЦ, ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ

                               УКАЗАНИЕ

                      ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ

                          20 ноября 1998 г.
                               N 83/36

                    МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ

                         24 сентября 1998 г.
                              N 1/19934

                                (НЦПИ)


     Состояние борьбы   с   тяжкими   преступлениями  против  личности
продолжает   оставаться   неадекватным    масштабам    распространения
криминального насилия.  Все большую актуальность приобретает работа по
раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан. Успех
борьбы  с данным видом преступлений в целом зависит от эффективности и
своевременности  принимаемых  следственных  действий  и  оперативно  -
розыскных   мер.  Однако  сложившаяся  практика  реагирования  органов
внутренних дел на сигналы о безвестном исчезновении  людей  продолжает
существенно  отличаться  от  работы  по  раскрытию умышленных убийств.
Зачастую при рассмотрении  заявлений  о  розыске  граждан  и  принятии
процессуальных решений территориальные органы внутренних дел допускают
серьезные просчеты и нарушения законности, отмечается дублирование дел
оперативного  учета.  Уголовные  дела по таким материалам возбуждаются
несвоевременно.   Внезапность   и   беспричинность   исчезновения   не
рассматриваются как признаки преступления.
     С учетом сложившейся практики  определен  ряд  признаков,  дающих
основание полагать, что разыскиваемый стал жертвой преступления:
     1. Отсутствие данных о намерении человека  уехать  и  причин  для
сокрытия от близких своего отъезда, ухода из дома на длительное время,
смены жилища.
     2. Отсутствие     заболевания,     которое    может    обусловить
скоропостижную смерть,  потерю памяти,  ориентирования  во  времени  и
пространстве.
     3. Наличие по  месту  жительства  или  работы  пропавшего  личных
документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может
обойтись  в  случае  длительного  отсутствия,  наличие  у   пропавшего
денежных средств или других ценностей, которые могли привлечь внимание
преступников.
     4. Наличие длительных или острых конфликтов в семье.
     5. Безвестное   отсутствие   малолетнего   (до   14   лет)    или
несовершеннолетнего (до 18 лет) лица.
     6. Наличие преступных связей,  угроз в адрес  исчезнувшего  лица,
противоречивые    объяснения   и   нелогичное   поведение   тех,   кто
контактировал с ним перед исчезновением.
     7. Наличие  в  жилище,  салоне автомашины,  рабочем помещении или
ином  месте   следов,   свидетельствующих   о   возможном   совершении
преступления.
     8. Наличие объяснений опрошенных лиц,  указывающих  на  возможное
совершение преступления.
     9. Несообщение  об  исчезновении  человека  в  правоохранительные
органы  лицами,  которые  в силу родственных или иных отношений должны
были  это  сделать,   беспричинно   запоздалое   или   несвоевременное
заявление.
     10. Внезапный ремонт квартиры,  где проживал (временно находился)
пропавший, или помещения, из которого он исчез.
     11. Поспешное решение членами семьи пропавшего  и  (или)  другими
лицами   различных   вопросов,   которые   можно   решать  только  при
уверенности,  что пропавший не возвратится (обращение  в  свою  пользу
сбережений,   переоформление   собственности,   имущества  пропавшего,
вступление в сожительство с другим лицом и т.п.).
     12. Исчезновение с автотранспортом.
     13. Исчезновение,  связанное с отторжением собственности  (в  том
числе недвижимой), обменом жилой площади.
     14. Исчезновение  несовершеннолетних,   а   также   женщин,   при
следовании по безлюдной или малолюдной местности,  особенно в вечернее
или ночное время. Безвестное отсутствие беременной женщины.
     15. Исчезновение сотрудников правоохранительных органов.
     Приведенный перечень  не   является   исчерпывающим,   он   может
пополняться другими факторами в процессе практической деятельности или
с  учетом  местных  условий.  Для  обоснованного   выдвижения   версий
необходимо  в  обязательном  порядке учитывать совокупность признаков,
логически связанных между собой. При оценке обстоятельств исчезновения
следует  исходить из презумпции,  что лицо стало жертвой преступления,
поскольку   первоначальные   оперативно   -   розыскные    мероприятия
свидетельствуют об отсутствии сведений о его местонахождении.
     В целях     обеспечения     конституционных     прав     граждан,
совершенствования работы по раскрытию убийств,  связанных с безвестным
исчезновением людей,  оптимизации производства розыска,  прокурорского
надзора  за  разрешением  заявлений и сообщений о без вести пропавших,
своевременного  выявления   признаков   преступлений   и   возбуждения
уголовных дел предлагаем:
     1. При   поступлении   заявления   (сообщения)    о    безвестном
исчезновении   лица   безотлагательно   организовывать  весь  комплекс
поисковых и оперативно  -  розыскных  мероприятий,  регламентированных
требованиями  Приказа  МВД  России от 5 мая 1993 г.  N 213.  Исключить
необоснованные отказы в приеме заявлений  о  розыске  людей.  Подобные
заявления   должны  приниматься  и  регистрироваться  в  книгах  учета
происшествий  незамедлительно,  при   обращении   граждан   в   органы
внутренних дел. Не является основанием для отказа в приеме заявления о
розыске отсутствие фотографии пропавшего, небольшой промежуток времени
безвестного отсутствия, исчезновение (проживание до исчезновения) лица
на территории обслуживания другого органа внутренних дел.
     Отсутствие свыше 15 дней сведений о  судьбе  или  местонахождении
пропавшего  лица  и  наличие  одного  из  вышеперечисленных  признаков
являются основанием для возбуждения уголовного дела.
     2. При  обнаружении трупов граждан,  смерть которых наступила при
неочевидных    обстоятельствах,    -    прокурорам    и    начальникам
горрайлинорганов  внутренних  дел  обеспечивать  выезд  следователей и
оперативных групп в полном составе для проведения осмотра и сбора всех
идентификационных признаков.
     3. Осмотр   квартиры,  последнего  места  пребывания  (служебного
помещения),  автомашины  разыскиваемого  производить  с   обязательным
участием    специалиста    (эксперта    -    криминалиста,   биолога),
осуществляющего изъятие и закрепление фрагментов пальцевых отпечатков,
образцов  волос,  объектов  для  одорологического  исследования и иных
предметов, имеющих значение для осуществления розыска и отождествления
личности пропавшего.
     4. Руководителям горрайорганов брать под личный контроль проверку
каждого   материала   указанной  категории,  о  поступлении  заявления
письменно информировать надзирающего прокурора.
     5. Решения  об отказе в возбуждении уголовных дел по заявлениям о
безвестном  отсутствии  граждан  должны   приниматься   только   после
проведения  полной  объективной  проверки обстоятельств исчезновения и
изучения личности разыскиваемого.
     6. При  возбуждении  уголовного дела из материалов по заявлению о
пропавшем без вести  в  установленные  сроки  заводится  оперативно  -
поисковое  дело (ОПД).  При этом розыскными работниками осуществляется
заполнение соответствующих реквизитов опознавательных карт, подготовка
и направление сведений о разыскиваемом в бюллетень ГИЦ МВД России и ИЦ
МВД - ГУВД - УВД, объявление федерального розыска.
     7. При  возбуждении уголовного дела из материалов розыскного дела
выносится постановление о переводе  розыскного  дела  (РД)  в  ОПД  (в
соответствии  с п.  10.4 Приказа МВД России от 22 мая 1996 г.  N 004).
При этом розыскным работником выполняются действия, предусмотренные п.
6   настоящего   указания  (копия  постановления  о  заведении  ОПД  и
уведомление о переводе  РД  в  ОПД  направляется  в  ИЦ,  при  наличии
федерального   розыска  в  2-х  экземплярах  для  направления  в  ГИЦ,
одновременно вносятся изменения в статистическую карточку формы 2.3).
     8. В процессе расследования уголовных дел,  связанных  с  гибелью
неустановленных лиц,  принимать исчерпывающие меры к их опознанию.  По
окончании,  прекращении  или  приостановлении  следствия  приобщать  к
материалам   уголовного   дела  справку  о  следственных  действиях  и
оперативно  -  розыскных  мероприятиях   по   идентификации   личности
потерпевшего.  Оперативно  -  розыскные  мероприятия,  направленные на
установление личности по нераскрытым преступлениям  данной  категории,
осуществляются в рамках оперативно - поискового дела.
     9. В случае,  когда лицо, совершившее преступление, установлено в
процессе  первоначальных  следственных  и  оперативных  действий,   до
заведения  оперативно  -  поискового  дела (предъявлено обвинение),  а
потерпевший не опознан,  - заводится дело  по  установлению  личности.
Если по данному факту было ранее заведено оперативно - поисковое дело,
то при аналогичных обстоятельствах,  одновременно с его  прекращением,
заводится дело по установлению личности трупа.
     10. В случаях,  когда в процессе расследования  уголовного  дела,
возбужденного   по   факту   безвестного   отсутствия  лица,  получены
убедительные доказательства,  свидетельствующие о том,  что  пропавший
без  вести  не  стал  жертвой  преступления,  уголовное  дело подлежит
прекращению по п.  1 ст.  5 УПК РСФСР.  В  этом  случае  (при  наличии
необходимых   оснований   для   дальнейшего   осуществления   розыска)
оперативно - поисковое дело прекращается и заводится розыскное дело. В
ИЦ МВД, ГУВД, УВД направляется копия постановления о прекращении ОПД с
указанием номера розыскного дела.
     11. Начальникам  горрайлинорганов  внутренних  дел по итогам 1998
года привести все оперативно - поисковые и розыскные  дела  в  строгое
соответствие с настоящим указанием.  Провести сверку наличия уголовных
и  дел  оперативного  учета  данной  категории  с   целью   устранения
расхождений.
     12. Считать  утратившими  силу  совместные  указания  Генеральной
прокуратуры и МВД России от 22 декабря 1992 г.  N 15-16-92/1/5152;  от
22 июня 1994 г. N 15-12-94/1/3003.
     13. Обеспечить  действенный  контроль  за  выполнением требований
настоящего указания.

Заместитель Генерального прокурора
Российской Федерации,
Государственный советник
юстиции 1 класса
                                                          М.Б. КАТЫШЕВ
20 ноября 1998 г.
N 83/36

Первый заместитель Министра
внутренних дел Российской Федерации,
генерал-полковник милиции
                                                       В.И. КОЛЕСНИКОВ
24 сентября 1998 г.
N 1/19934
    

Печать
2003 - 2018 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru