ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЫБРОСКИ ПРИ ДЕСАНТИРОВАНИИ НА ПЛОЩАДКИ ПРИЗЕМЛЕНИЯ ПАРАШЮТИСТОВ, ТЕХНИКИ И ГРУЗОВ. Приказ. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). 08.07.99 355

               ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
         ВЫБРОСКИ ПРИ ДЕСАНТИРОВАНИИ НА ПЛОЩАДКИ ПРИЗЕМЛЕНИЯ
                    ПАРАШЮТИСТОВ, ТЕХНИКИ И ГРУЗОВ

                                ПРИКАЗ

      МИНИСТЕРСТВО РФ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ
        СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

                            8 июля 1999 г.
                                N 355

                                (НЦПИ)


     В целях  обеспечения  безопасности  при выполнении десантирования
парашютистов, техники и грузов приказываю:
     1. Утвердить  прилагаемую  Инструкцию по организации выброски при
десантировании на площадки приземления парашютистов, техники и грузов.
     2. Начальнику   авиации   -  начальнику  управления  МЧС  России,
начальникам  региональных  центров  по  делам   гражданской   обороны,
чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации последствий стихийных бедствий,
Центрального аэромобильного спасательного отряда, Центра по проведению
спасательных   операций   особого   риска,   региональных  поисково  -
спасательных  служб,   командирам   соединений   и   воинских   частей
гражданской  обороны  изучить  данную  Инструкцию  с личным составом и
гражданским  персоналом,  обеспечивающим  и   выполняющим   прыжки   с
парашютом,    и   строго   руководствоваться   ее   требованиями   при
осуществлении десантирования.
     3. Настоящий Приказ довести до заместителей Министра, начальников
(руководителей)    департаментов,     начальников     управлений     и
самостоятельных  отделов МЧС России,  начальников региональных центров
по делам гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации
последствий  стихийных  бедствий,  командиров  соединений  и  воинских
частей гражданской обороны,  начальников подведомственных  МЧС  России
учреждений и предприятий в порядке,  установленном Приказом МЧС России
от 06.10.97 N 590.

Министр
                                                          С. ШОЙГУ


                                                            Приложение
                                                  к Приказу МЧС России
                                               от 8 июля 1999 г. N 355

                              ИНСТРУКЦИЯ
        ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЫБРОСКИ ПРИ ДЕСАНТИРОВАНИИ НА ПЛОЩАДКИ
            ПРИЗЕМЛЕНИЯ ПАРАШЮТИСТОВ, ТЕХНИКИ И ГРУЗОВ <*>

--------------------------------
     <*> Основные    положения   данной   Инструкции   разработаны   в
соответствии с  "Инструкцией  по  организации  выброски  на  площадках
приземления  при  десантировании  войск,  боевой  техники  и  грузов",
введенной в действие Приказом Главнокомандующего ВВС 1986 г. N 6.

                        I. Общие положения

     1. Руководство выброской  на  площадке  приземления  осуществляет
руководитель выброски (далее - РВ). Он назначается из лиц руководящего
летного  состава  или  опытных  парашютистов,  прошедших   специальную
подготовку  и  допущенных  к самостоятельному руководству выброской на
площадке приземления.
     2. Подготовка  руководителей  выброски  проводится на специальных
занятиях и сборах.  В программу подготовки  РВ  должна  быть  включена
теоретическая   подготовка  и  практическое  руководство  на  площадке
приземления.  После окончания подготовки издается приказ МЧС России  о
допуске  к  руководству выброской на площадке приземления,  сведения о
допуске  заносятся  в  летную   книжку   (парашютную   книжку)   и   в
свидетельство штурмана (пилота).
     3. Руководитель выброски отвечает:
     за безопасность полетов в районе десантирования;
     за точность  расчетов,  определение  и  правильность  обозначения
точек прицеливания или визуально наблюдаемых знаков;
     за выброску  парашютистов  и  грузов  в  строгом  соответствии  с
установленными метеорологическими условиями;
     за работу радиотехнических средств в заданном режиме;
     за организацию      объективного      контроля      результатов
десантирования.
     4. В   помощь  РВ  назначается  группа  обеспечения  безопасности
десантирования (далее - ГОБД), в которую входят:
     помощник руководителя выброски;
     дежурный синоптик (метеопост);
     оператор радиотехнических средств (связист);
     определитель углов выхода самолетов в точку начала  выброски  (из
состава метеопоста);
     дежурный врач (фельдшер);
     наблюдатель и  команда  оцепления  (обеспечиваются  радиосвязью с
РВ).
     При возникновении   чрезвычайной   ситуации,   которая  потребует
десантирования парашютистов - спасателей,  мобильного госпиталя и  его
обслуживающего  персонала,  состав ГОБД может быть сокращен,  но в его
состав обязательно должны включаться:
     руководитель выброски;
     дежурный синоптик (метеопост);
     оператор радиотехнических средств (связист);
     руководитель прыжков (от десантируемого подразделения).
     Руководителю выброски    подчиняются    все   должностные   лица,
назначенные в ГОБД.
     5. Подготовку  и  применение  штатных  средств  обозначения точки
начала выброски обеспечивает состав ГОБД.
     6. За  правильностью организации и проведения прыжков с парашютом
и  выброской  грузов,  соблюдением  правил  безопасности  на  площадке
приземления   следит   руководитель  прыжков  (далее  -  РП),  который
назначается из  руководящего  состава  парашютно  -  десантной  службы
(далее   -   ПДС)   организаций,   воинских  частей  и  подразделений,
подведомственных МЧС России.  РП  находится  на  площадке  приземления
вместе  с  руководителем выброски или в удобном для него месте,  но он
обязан  иметь  постоянную   радиосвязь   с   руководителем   выброски.
Руководитель   прыжков   назначается   из  числа  штатных  начальников
парашютно -  десантной  службы  или  из  числа  парашютистов,  имеющих
квалификацию  инструктора  парашютно  -  десантной подготовки (далее -
ПДП) и обладающих необходимым опытом руководства прыжками.
     7. Десантирование  личного  состава спасателей,  грузов в учебных
целях  разрешается  производить  только   на   площадки   приземления,
обеспечивающие  безопасное  приземление  людей и грузов,  утвержденные
заместителем  Министра  Российской  Федерации  по  делам   гражданской
обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации последствий стихийных
бедствий,  курирующим  вопросы   авиации,   а   также   на   площадки,
утвержденные командующими ВВС, военного округа (воздушной армии).
     Примечание. При десантировании спасателей и грузов в чрезвычайных
ситуациях  площадки  приземления  предварительно подбираются по картам
крупного  масштаба  или  с  воздуха.   Площадки   приземления   должны
обеспечить   безопасное   приземление   спасателей   и   грузов.   Они
утверждаются руководителем спасательной операции,  который назначается
приказом МЧС России.

              II. Требования к площадкам приземления

     Потребные размеры  площадок  приземления (L - длина и B - ширина)
для  приземления  одиночного  парашютиста  определяются  по   таблицам
приведенной функции Лапласа для заданной вероятности.
     Размеры площадок  (Lод.  =  Bод.)  в  метрах  в  зависимости   от
ожидаемой   точности   приземления  (E)  и  заданной  вероятности  (P)
приведены в таблице.

        ПОТРЕБНЫЕ РАЗМЕРЫ ПЛОЩАДОК ДЛЯ ПРИЗЕМЛЕНИЯ ПАРАШЮТИСТА

                                                       Таблица N 1

------------------------------------------------------------------
|Значение заданной | Значение ожидаемой точности приземления, М  |
| вероятности (P)  |---------------------------------------------|
|                  |   100   |   200  |   300  |   400  |   500  |
|------------------|---------|--------|--------|--------|--------|
|      0,8         |   400   |   800  |  1200  |  1600  |  1900  |
|      0,95        |   600   |  1200  |  1800  |  2400  |  3000  |
|      0,997       |   900   |  1800  |  2700  |  3600  |  4400  |
------------------------------------------------------------------

     Примечание. С вероятностью 0,8 разрешается  подбирать  площадки
приземления  только  в  случае  чрезвычайной  ситуации  по решению
руководителя  спасательной  операции,  назначенного  приказом  МЧС
России.

                                                       Таблица N 2

------------------------------------------------------------------
|   P   |  E   |   100   |   200   |   300   |   400   |   500   |
|       |------|---------|---------|---------|---------|---------|
|       |лямбда|  L |  B |  L |  B |  L |  B |  L |  B |  L |  B |
|-------|------|----|----|----|----|----|----|----|----|----|----|
|       | 100  |140 |500 |180 |900 |220 |130 |260 |170 |290 |200 |
|       |   0  |  0 |    |  0 |    |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |
|       |------|----|----|----|----|----|----|----|----|----|----|
|  0,8  | 200  |240 |600 |280 |100 |320 |140 |360 |180 |390 |210 |
|       |   0  |  0 |    |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |
|       |------|----|----|----|----|----|----|----|----|----|----|
|       | 300  |340 |700 |380 |110 |420 |150 |460 |190 |490 |220 |
|       |   0  |  0 |    |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |
|       |------|----|----|----|----|----|----|----|----|----|----|
|       | 400  |440 |800 |480 |120 |520 |160 |560 |200 |590 |230 |
|       |   0  |  0 |    |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |
|-------|------|----|----|----|----|----|----|----|----|----|----|
|       | 100  |160 |900 |220 |150 |280 |210 |340 |270 |400 |330 |
|       |   0  |  0 |    |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |
|       |------|----|----|----|----|----|----|----|----|----|----|
|  0,95 | 200  |260 |120 |320 |180 |380 |240 |440 |300 |500 |360 |
|       |   0  |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |
|       |------|----|----|----|----|----|----|----|----|----|----|
|       | 300  |360 |150 |420 |210 |480 |270 |540 |330 |600 |390 |
|       |   0  |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |
|       |------|----|----|----|----|----|----|----|----|----|----|
|       | 400  |460 |180 |520 |240 |580 |300 |640 |360 |700 |420 |
|       |   0  |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |
|-------|------|----|----|----|----|----|----|----|----|----|----|
|       | 100  |190 |130 |280 |220 |370 |310 |460 |400 |540 |480 |
|       |   0  |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |
|       |------|----|----|----|----|----|----|----|----|----|----|
|  0,997| 200  |290 |170 |380 |260 |470 |350 |560 |440 |640 |520 |
|       |   0  |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |
|       |------|----|----|----|----|----|----|----|----|----|----|
|       | 300  |390 |210 |480 |300 |570 |390 |660 |480 |740 |560 |
|       |   0  |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |
|       |------|----|----|----|----|----|----|----|----|----|----|
|       | 400  |490 |250 |580 |340 |670 |430 |760 |520 |840 |600 |
|       |   0  |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |  0 |
------------------------------------------------------------------

                  III. Расчеты на десантирование

     Задача прицеливания  при  десантировании  состоит  в  том,  чтобы
вывести самолет в такую точку  пространства  и  с  таким  курсом,  при
котором   проекция   линии   фактического   пути  самолета  прошла  бы
параллельно длинной стороне площадки с наветренной стороны на величину
боковой  составляющей  сноса  парашютистов  (грузов)  ветром Zбок.,  а
расстояние от самолета до точки приземления вдоль линии пути  было  бы
равно  сумме  продольной  составляющей  сноса Zпр.,  начального относа
парашютиста (груза) Aо и запаздывания начала выброски Sзап.
     На выброску больших грузов на многокупольных системах, парашютных
реактивных системах время снижения рассчитывается по формуле:

         Tсн. = Hдес. - (hстаб. + hнап.):Vсн.осн. + tстаб. + tнап.

     Снос рассчитывается по формуле:

                        Zсн. = Tсн. x Uср.

     На выброску  штатных  грузов  время  снижения  рассчитывается  по
формуле:

                     Tсн. = Hдес. - h : Vсн. + 8 с,

     где: h  -  потеря  высоты  - 150 м;  время стабилизации - 5 сек.;
время наполнения купола - 3 с;
     вертикальная скорость снижения - 7 м/с,  для ПГС-500 - 15 м/с; Aо
= 300 м.
     На выброску   парашютистов   время   снижения  рассчитывается  по
формуле:

                    Tсн. = Hдес. - 100 : 5 + 5 с,

     Aо + Sзап. учитывать 500 м.

            ТАБЛИЦА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СРЕДНЕГО ВЕТРА М/СЕК.
              В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЕРТИКАЛЬНОГО УГЛА (В/У)
------------------------------------------------------------------
|   В/У    | Ср/ветер |   В/У   | Ср/ветер |   В/У    | Ср/ветер |
|----------|----------|---------|----------|----------|----------|
|    15    |   12.3   |   30    |    5.8   |    45    |    3.3   |
|----------|----------|---------|----------|----------|----------|
|    16    |   11.7   |   31    |    5.5   |    46    |    3.2   |
|----------|----------|---------|----------|----------|----------|
|    17    |   10.8   |   32    |    5.3   |    47    |    3.1   |
|----------|----------|---------|----------|----------|----------|
|    18    |   10.2   |   33    |    5.1   |    48    |    3.0   |
|----------|----------|---------|----------|----------|----------|
|    19    |    9.7   |   34    |    4.9   |    49    |    2.9   |
|----------|----------|---------|----------|----------|----------|
|    20    |    9.2   |   35    |    4.8   |    50    |    2.8   |
|----------|----------|---------|----------|----------|----------|
|    21    |    8.7   |   36    |    4.6   |    51    |    2.7   |
|----------|----------|---------|----------|----------|----------|
|    22    |    8.3   |   37    |    4.5   |    52    |    2.6   |
|----------|----------|---------|----------|----------|----------|
|    23    |    7.9   |   38    |    4.3   |    53    |    2.5   |
|----------|----------|---------|----------|----------|----------|
|    24    |    7.5   |   39    |    4.1   |    54    |    2.4   |
|----------|----------|---------|----------|----------|----------|
|    25    |    7.1   |   40    |    4.0   |    55    |    2.3   |
|----------|----------|---------|----------|----------|----------|
|    26    |    6.7   |   41    |    3.9   |    56    |    2.3   |
|----------|----------|---------|----------|----------|----------|
|    27    |    6.5   |   42    |    3.8   |    57    |    2.2   |
|----------|----------|---------|----------|----------|----------|
|    28    |    6.3   |   43    |    3.6   |    58    |    2.1   |
|----------|----------|---------|----------|----------|----------|
|    29    |    6.0   |   44    |    3.5   |    59    |    1.8   |
------------------------------------------------------------------

          IV. Обязанности должностных лиц группы обеспечения
                     безопасности десантирования

     8. Обязанности руководителя выброски
     До убытия на площадку приземления руководитель выброски обязан:
     присутствовать на постановке задачи экипажам;
     подготовить карту  крупного  масштаба  (М  1:100000  и  крупнее),
нанести   границы  площадки  приземления,  направление  захода,  точку
приземления первого парашютиста (груза);
     изучить условия десантирования:  скорость, высоту выброски, длину
серии  (количество)  парашютистов   (грузов),   местоположение   точек
приземления первого парашютиста (груза), максимально допустимую ошибку
в направлении выхода в точку начала выброски,  штилевой относ и  снос,
меры  безопасности  при  десантировании  и  порядок  действий в особых
случаях;
     подготовить справочные данные и штурманское снаряжение;
     знать основные  и  дублирующие  способы  прицеливания  и   вывода
самолетов на площадку,  основные и запасные средства обозначения точек
прицеливания  (ТП),   параметры   траектории   снижения   сбрасываемых
объектов;
     проверить состав ГОБД и знание  ею  своих  обязанностей,  наличие
необходимых  средств  и  имущества для обеспечения приема парашютистов
(грузов);
     изучить метеорологическую  обстановку  в  районе  выброски  и  по
маршруту, получить прогноз погоды на весь период десантирования.
     Перед началом десантирования руководитель выброски обязан:
     прибыть на  площадку  приземления  с личным составом ГОБД и всеми
средствами обеспечения за 1,5 - 2 часа до начала выброски;
     уточнить задачу  личного  состава ГОБД и порядок выполнения своих
обязанностей при подготовке к приему парашютистов (грузов);
     указать безопасное   место  для  развертывания  средств  связи  и
проконтролировать  наличие  надежной  связи  в  воздушной  и  наземной
радиосетях;
     не позднее чем за 30 минут до начала десантирования определить  и
обозначить точку прицеливания;
     организовать систематическое  наблюдение   за   метеообстановкой:
скорость и направление ветра определять через каждые 30 мин.,  а перед
выброской и при неустойчивой погоде - через каждые 15 мин.;
     окончательное решение  на  десантирование  принимается не позднее
чем за 5 мин.  до выхода воздушного судна (далее  -  ВС)  на  площадку
приземления.
     Во время десантирования руководитель выброски обязан:
     находиться у выносного пульта радиостанции;
     по запросу   командира   ВС   давать   условия    десантирования,
барометрическое  давление  на  уровне  площадки приземления,  азимут и
расстояние до точки прицеливания,  а при  выброске  людей  -  ветер  у
земли;
     Примечание. При    изменении    условий    десантирования     или
невозможности  выставить  средства  обозначения  в  точку прицеливания
давать   команды   экипажу   "Перелет...    (недолет...),    "Левее...
(правее...)"  для учета величины между фактической точкой прицеливания
и точкой установки средств обозначения.
     осуществлять руководство экипажем ВС по командной радиостанции;
     контролировать точность выхода самолета в точку  начала  выброски
(далее - ТНВ);
     в случае необходимости  давать  указания  экипажам  на  действия,
обеспечивающие точность выхода в ТНВ и безопасность полета;
     Внимание. Команды экипажу ВС на разрешение выброски, на коррекцию
экипажей  по  выходу  в  ТНВ  имеет  право  давать только руководитель
выброски.
     строго следить за соблюдением  условий  и  режима  десантирования
парашютистов и грузов;
     в течение всей выброски через 15 - 30 мин. получать от метеопоста
данные  о  ветровом режиме и при изменении своевременно корректировать
положение точки прицеливания.
     9. Обязанности руководителя прыжков
     Руководитель прыжков  назначается  из  числа руководящего состава
ПДС  организаций,   учреждений,   предприятий,   воинских   частей   и
подразделений,  подведомственных МЧС России. Он подчиняется командирам
и начальникам десантируемых организаций, частей и подразделений, а при
десантировании по "ЧС" - руководителю спасательной операции.
     Руководитель прыжков,  как   правило,   находится   на   площадке
приземления вместе с руководителем выброски или имеет с ним связь.
     До выезда на площадку приземления руководитель прыжков обязан:
     уяснить задачу и цель предстоящей выброски;
     изучить прогноз погоды в районе десантирования и в соответствии с
метеоусловиями и готовностью авиации принять решение о выходе (выезде)
на аэродром для подготовки к выброске;
     знать уровень  подготовки  парашютистов,  допущенных к совершению
прыжков;
     знать точное количество парашютистов, готовящихся к прыжкам.
     На площадке  приземления  до начала выброски руководитель прыжков
обязан:
     осмотреть лично  площадку приземления и совместно с руководителем
выброски уточнить границы на местности;
     установить наличие   водоемов   и   препятствий,  находящихся  за
пределами площадки;
     уточнить у   РВ   метеоусловия  в  районе  площадки  приземления,
направление   захода   самолетов   на   десантирование    и    порядок
десантирования;
     обеспечить выставление   спасательных    постов    на    водоемах
(выставляются за 1,5 км от границы площадки приземления);
     обеспечить выставление наблюдательных постов  около  опасных  для
приземления   препятствий  (линии  высокого  напряжения,  промышленные
сооружения  и  т.д.),  находящихся  в  1,5  км  от   границ   площадки
приземления;
     проверить работу средств связи и установление связи:
     - с аэродромом вылета,
     - со  спасательными  постами  на  водоемах  и  с  наблюдательными
постами у препятствий,
     - с руководителем выброски;
     совместно с руководителем выброски принять  решение  на  выброску
парашютистов (грузов) в соответствии с состоянием погоды и готовностью
площадки приземления,  о чем сделать отметку в  журнале  учета  работы
экипажей на площадке.
     В период выброски руководитель прыжков обязан:
     обеспечить наблюдение  за  выброской  и  снижением   парашютистов
(грузов);
     при выброске парашютистов в ночное время первый  отделившийся  от
самолета   парашютист   обозначает  себя  фонарем  красного  цвета,  а
последний - фонарем белого цвета;
     знать результаты  приземления  парашютистов  (грузов) и принимать
меры к устранению выявленных недостатков  в  их  приземлении,  о  всех
случаях   выброски   парашютистов   (грузов)   за  границами  площадки
приземления немедленно сообщить руководителю выброски;
     в случае   изменения   метеорологических   условий   совместно  с
руководителем выброски принять решение о целесообразности  дальнейшего
десантирования.
     10. Обязанности оператора РТС
     Оператор РТС на  площадке  приземления  входит  в  состав  группы
руководства десантированием, подчиняется руководителю десантирования и
несет ответственность  за  своевременную  и  качественную  организацию
связи  и  радиотехнического  обеспечения  (далее  -  РТО)  на площадке
приземления,  техническую эксплуатацию и четкую  работу  всех  средств
связи и РТО, выполнение правил техники безопасности.
     До выезда на площадку приземления оператор РТС обязан:
     уточнить задачу  по   организации   управления   на   предстоящих
мероприятиях;
     на основании задачи разработать схему организации связи и РТО  на
мероприятиях,   довести   до   соответствующих   должностных   лиц   и
подразделений, составить необходимый расчет сил и средств связи и РТО;
     выполнить необходимые   регламентные  работы  на  задействованных
средствах связи и РТО;
     принять участие  в  постановке  задачи летному составу в вопросах
организации связи и РТО.
     На площадке приземления до начала выброски:
     обеспечить своевременное развертывание средств связи и РТО;
     проверить их  работоспособность и установление связи с аэродромом
вылета,  со спасательными  постами  и  с  наблюдательными  пунктами  у
препятствий, с группой обеспечения безопасности десантирования;
     доложить о готовности к  обеспечению  связи  и  РТО  руководителю
десантирования.
     В период выброски:
     обеспечивать контроль за  режимом  работы  и  состоянием  средств
связи и РТО с помощью встроенных контрольно - измерительных средств, а
где они отсутствуют - по внешним признакам;
     при обнаружении  отклонений  в режимах работы средств связи и РТО
или их отказе немедленно включать резервные комплекты техники;
     определить характер неисправности и по возможности принять меры к
восстановлению их работоспособности на месте;
     выполнять своевременную  перестройку  техники  при  возникновении
нештатных ситуаций по решению руководителя десантирования.
     11. Обязанности наблюдателя на площадке приземления
     Наблюдатель назначается   из   числа   опытных   парашютистов   и
подчиняется руководителю выброски (прыжков).
     Наблюдатель на площадке приземления обязан:
     проверить состояние  площадки  приземления и удалить обнаруженные
посторонние предметы;
     докладывать руководителю   выброски   (прыжков)   о   результатах
приземления парашютистов,  техники и  грузов  и  готовности  к  приему
очередных групп;
     вести постоянный учет парашютистов, выполняющих прыжки;
     фиксировать случаи ненормального раскрытия  парашютов,  ошибки  в
действиях парашютистов и докладывать руководителю выброски (прыжков);
     немедленно докладывать  руководителю  выброски  о  всех   случаях
приземления парашютистов (грузов) за пределами площадки приземления.
     12. Обязанности личного состава команды оцепления
     Личный состав  команды  оцепления  входит  в  состав  группы   по
обеспечению   безопасности   десантирования   (ГОБД)   и   подчиняется
руководителю выброски.
     Личный состав команды оцепления обязан:
     получить инструктаж   у   руководителя   выброски   по   вопросам
размещения  на  площадке  приземления,  организации  взаимодействия  и
связи, обеспечения безопасности приземления в районе десантирования;
     исключить случаи   проникновения    на    площадку    приземления
посторонних лиц, техники и др.;
     оказывать при необходимости помощь  парашютистам,  приземлившимся
за границами площадки приземления, в закрепленном секторе контроля.
     13. Дежурный врач (фельдшер) на площадке  приземления  (в  районе
приводнения)
     Дежурный врач  (фельдшер)  на  площадке  приземления  (в   районе
приводнения)  несет  ответственность  за  оказание  первой медицинской
помощи парашютистам,  получившим травмы,  а  в  случае  тяжелых  травм
организует  немедленную  эвакуацию  пострадавших  в ближайшее лечебное
учреждение.
     Дежурный врач обязан:
     до начала  прыжков  с  парашютом  развернуть  медицинский  пост и
обозначить место его нахождения установленными знаками;
     оказывать необходимую     медицинскую     помощь    парашютистам,
нуждающимся в ней,  эвакуировать  пострадавших  в  ближайшее  лечебное
учреждение;
     при наличии     водоемов     вблизи     площадки      приземления
проинструктировать фельдшера, выделенного в состав дежурного поста, по
оказанию  необходимой  медицинской  помощи   парашютистам   в   случае
попадания их в воду;
     при выполнении  прыжков  с   парашютом   на   воду   организовать
медицинский пост на берегу во главе с фельдшером,  а самому находиться
на дежурном катере  (шлюпке,  лодке)  с  необходимыми  средствами  для
оказания помощи парашютистам непосредственно в районе приводнения.

            V. Организация руководства десантированием
               при возникновении чрезвычайной ситуации

     14. При  возникновении  чрезвычайной  ситуации,  которая  требует
доставки мобильного госпиталя,  медицинского  персонала  и  спасателей
парашютным способом, необходима дополнительная подготовка.
     15. К  десантированию  допускаются  экипажи,  имеющие  допуск   к
десантированию грузов и личного состава с самостоятельным определением
условий десантирования.  Для обеспечения  безопасности  десантирования
назначается  руководитель  выброски  и группа обеспечения безопасности
десантирования из  состава  Государственного  унитарного  авиационного
предприятия (далее - ГУАП) МЧС России с придаваемыми средствами связи,
средствами обозначения точки прицеливания.
     16. После   прибытия  в  район  стихийного  бедствия  обязательно
проводится подготовка к десантированию, которая включает в себя:
     подготовку авиационной техники;
     подготовку парашютных платформ и парашютных систем;
     подготовку экипажа     и    группы    обеспечения    безопасности
десантирования.
     Подготовка к   десантированию   авиационной  техники,  парашютных
платформ и парашютных  систем  производится  инженерно  -  техническим
составом  ГУАП  МЧС  России  совместно  со  специалистами  парашютно -
десантной службы МЧС России.
     Подготовка экипажа     и    группы    обеспечения    безопасности
десантирования должна начинаться  с  изучения  предполагаемого  района
десантирования по картам крупного масштаба (1:50000; 1:100000).
     В результате  изучения  предполагаемого   района   десантирования
экипажем (командиром и штурманом), совместно с руководителем выброски,
подбираются одна или несколько площадок приземления.  Командир экипажа
и штурман экипажа определяют направление захода на площадку (площадки)
приземления.
     Руководитель выброски    и    руководитель    прыжков   оценивают
возможность   десантирования   на   выбранную   площадку    (площадки)
приземления,  т.е.  определяют  наличие  естественных  и искусственных
препятствий  (реки,  озера,  линии  электропередач  и  т.д.),  размеры
площадки приземления, длину серии при выброске.
     17. При наличии достаточного количества  времени  и  транспортных
средств   руководитель   выброски   и  руководитель  прыжков  выезжают
(вылетают  на  вертолете)  на  площадку  (площадки)  и  на   местности
определяют возможность приема людей и парашютных платформ на выбранную
(выбранные) площадку приземления.
     При невозможности  выехать в район предполагаемого десантирования
оценка  площадок  (площадки)  приземления   производится   с   воздуха
(оценивают: руководитель выброски, руководитель прыжков).
     В этом случае руководителем выброски назначается  специалист  ПДС
МЧС  России,  прошедший  подготовку в качестве руководителя выброски и
допущенный к руководству на площадке приземления.
     Десантирование разрешается    выполнять   только   на   площадки,
обеспечивающие  безопасное  приземление  людей  и  грузов.   Потребные
размеры площадок определяются по табл. N 2.
     18. При автономном определении условий  десантирования  экипаж  и
специалисты ПДС МЧС России дополнительно должны выполнить следующее:
     осмотреть площадку   приземления   с   воздуха,   определив    ее
соответствие с изображением на карте;
     определить атмосферное  давление  на  площадке,   направление   и
скорость ветра, согласовать направление захода;
     экипаж производит выброску специалистов ПДС по  своим  данным  на
центр площадки приземления;
     специалисты ПДС,  при  снижении   на   парашютах,   дополнительно
осматривают  площадку  приземления с воздуха,  определяют соответствие
расчетного среднего ветра с фактическим,  а после приземления уточняют
размеры площадки,  ветер у земли,  состояние подстилающей поверхности,
обозначают центр площадки приземления,  устанавливают связь с экипажем
и  передают  им  уточненные  данные на выброску и решение руководителя
выброски;
     экипаж ВС  после  установления  связи  с руководителем выброски и
получения разрешения на работу выполняет заход  на  десантирование  со
сбросом грузов и парашютистов.

                    VI. Условия десантирования

     18. Истинная    высота    выброски,    приборная    скорость   на
десантировании выбираются в соответствии с  ограничениями  применяемых
парашютных  систем;  способ  прицеливания  выбирает  экипаж  исходя из
реальных метеоусловий.  Длина серии на выброске должна соответствовать
размерам выбранной площадки приземления (табл. N 2).
     19. Метеоусловия, при которых разрешается десантирование:

                           ____________________________________________________
                          |       Днем              |      Ночью
                          |_________________________|__________________________
                          |управляемые|неуправляемые|управляемые|неуправляемые
                          |купола     |купола       |купола     |купола
__________________________|___________|_____________|___________|______________
Скорость ветра у земли,   |   10      |    6        |    6      |    4
м/с, не более             |           |             |           |
__________________________|___________|_____________|___________|______________
Скорость ветра в приземном|   12      |    8        |    6      |    6
слое (50 - 100 м), м/с,   |           |             |           |
не более                  |           |             |           |
__________________________|___________|_____________|___________|______________
Средняя скорость ветра до |   16      |   10        |   10      |    8
высоты десантирования,    |           |             |           |
м/с, не более             |           |             |           |
__________________________|___________|_____________|___________|______________
Высота нижней границы     |   50      |   50        |   50      |   50
облаков над высотой       |           |             |           |
выброски в простых        |           |             |           |
метеоусловиях, м, не менее|           |             |           |
__________________________|___________|_____________|___________|______________
Высота нижней границы     |  800      |  300        |  800      |  400
облаков при выброске в    |           |             |           |
сложных метеоусловиях, м, |           |             |           |
не менее                  |           |             |           |
__________________________|___________|_____________|___________|______________

     Примечание. В  экстренных  случаях,  когда  необходима   выброска
парашютистов   -  спасателей  и  мобильного  госпиталя  с  медицинским
персоналом,  с  разрешения  РП  возможна  выброска  парашютистов   при
скорости  ветра  у  земли 12 м/с днем,  6 м/с ночью.  Средняя скорость
ветра должна быть не более 16 м/с днем,  10 м/с ночью;  высота  нижней
границы облаков - 200 м днем,  300 м ночью. При выброске из-за облаков
(из облаков) выброску разрешается производить только на  неуправляемых
парашютах.
     20. Точку прицеливания обозначать визуальными знаками:  знак  "Т"
(крест,  квадрат, треугольник) из полотнищ белого (красного) цвета или
кустом   дымовых   шашек   (пирофакелов)   различного    цвета.    При
десантировании с произвольного направления (против ветра) обозначается
центр площадки приземления.
     Точку приземления  первого  парашютиста  (ТПП) назначать не ближе
500 м от начала  границы  площадки.  При  десантировании  парашютистов
серией до 3-х человек ТПП разрешается принимать за центр площадки.
     Примечание. Руководитель выброски  по  данным  среднего  ветра  и
времени снижения десантируемых объектов определяет точку прицеливания,
азимут и расстояние  которой  передает  экипажам.  При  проходе  точки
начала  боевого  пути  (далее  -  НБП)  дает  команду  "Горизонтальная
дальность ноль". Это значит, что величину запаздывания начала выброски
(Sзап.)   и   начального   относа   объектов   (Aо)  экипаж  учитывает
самостоятельно.

          VII. Организация руководства выброской на площадке
               приземления. Порядок радиообмена на боевом пути

     Зона ответственности    руководителя    выброски     определяется
Инструкцией по производству полетов в районе аэродрома или Инструкцией
для данной площадки.
     Руководство полетом    самолета    считается    принятым,    если
руководитель выброски установил связь с экипажем и ведет наблюдение за
самолетом визуально или по данным радиообмена.
     До подхода НБП экипаж обязан доложить руководителю выброски время
работы, высоту полета, вариант работы, способ прицеливания и запросить
условия десантирования.
     Руководитель выброски   передает  экипажам  на  площадке  азимут,
расстояние  точки  прицеливания  (ТП)  от  точки  приземления  первого
парашютиста  и ветер у земли.  После прохода НБП руководитель выброски
обязан  непрерывно  и  четко  руководить  экипажем  в   объеме   своих
функциональных обязанностей.
     Радиообмен на   боевом   пути   выполняется   согласно   таблице,
приводимой ниже.
_______________________________________________________________________
 Этапы на |  Доклад командира экипажа  |  Команды руководителя
  боевом  |                            |        выброски
   пути   |____________________________|_______________________________
          |  содержание  |    форма    |содержание   |    форма
          |   доклада    |             |  команд     |
__________|______________|_____________|_____________|_________________
До подхода|Время,        |"Каток",     |Атмосферное  |235-й, я
к НБП     |вариант,      |я 235-й,     |давление на  |"Каток",
          |высота        |расчетное    |уровне       |давление
          |работы,       |10.10, высота|площадки,    |750, азимут
          |способ        |800, вариант |азимут и     |230, удаление
          |прицеливания  |100, по      |расстояние   |500 (ветер у
          |и запрос      |двойке,      |от ТПП       |земли 3 м/с)
          |условий       |условия      |(ветер у     |
          |              |             |земли)       |
__________|______________|_____________|_____________|_________________
НБП       |Время прохода |235-й, 10.05,|Уточненные   |235-й, я
          |НБП           |"Восход"     |координаты   |"Каток",
          |кодированным  |             |точки        |горизонтальная
          |сигналом      |             |прицеливания |дальность
          |              |             |и величины   |ноль
          |              |             |перелета     |(перелет...,
          |              |             |(недолета)   |недолет...)
__________|______________|_____________|_____________|_________________
На        |Дальность до  |235-й, 10    |Разрешение   |235-й, я
НД = 10 км|ТП            |             |(запрещение) |"Каток",
до точки  |              |             |ние) на      |работу
начала    |              |             |работу       |разрешаю
выброски  |              |             |             |
__________|______________|_____________|_____________|_________________
За 10 с до|Доклад своего |235-й        |             |
начала    |позывного     |             |             |
выброски  |              |             |             |
__________|______________|_____________|_____________|_________________
В момент  |Начало        |"Зенит"      |             |
выхода    |десантирования|             |             |
самолета в|кодированным  |             |             |
ТНВ       |сигналом      |             |             |
__________|______________|_____________|_____________|_________________

     Примечание. Руководитель   выброски   команду    на    запрещение
десантирования   подает   только   открытым  текстом  ("235-й,  работу
запрещаю!").
     При отказе   средств   прицеливания  (изменении  способа)  экипаж
информирует руководителя выброски на удалении 10 км.

          VIII. Обеспечение безопасности при десантировании

     Безопасность десантирования достигается:
     точностью расчетов     и    правильностью    обозначения    точки
прицеливания;
     правильным выбором размеров площадок и зависимости от длины серии
сбрасываемых объектов  и  заданной  точности  десантирования,  H  и  V
десантирования,  пригодностью  площадки  для приземления десантируемых
объектов;
     соблюдением допустимых    параметров    метеоусловий   и   режима
десантирования;
     четким выполнением   функциональных   обязанностей  руководителем
выброски и составом группы обеспечения безопасности десантирования;
     полетом на высотах не ниже безопасных;
     знанием максимальной   длины   серии   и  максимально  допустимых
значений углов выхода в точку начала выброски;
     выдерживанием безопасного  интервала  между  выброской платформ и
сопровождающего расчета;
     контролем за  точностью  определения  условий  для десантирования
экипажем;
     отработкой уверенных  действий  экипажа и руководителя выброски в
особых случаях полета;
     осуществлением постоянного  визуального  контроля  за самолетом в
районе десантирования и особенно на боевом пути по  принципу  "вижу  -
управляю";
     четким знанием экипажем режима и профиля полета.
     Руководитель выброски обязан запретить работу экипажу в случаях:
     больших уклонений   от   линии   боевого   пути,  не  позволяющих
обеспечить приземление  десантируемых  объектов  в  заданных  границах
площадки;
     выхода в точку начала выброски с  ошибкой  по  направлению  более
допустимой для данной площадки;
     истечения длины серии парашютистов;
     приземления парашютистов (грузов) за пределами площадки;
     получения штормового предупреждения;
     резкого изменения метеоусловий,  выходящих за пределы допустимых,
или изменения скорости ветра более 2 м/с,  направления более 30 град.,
не   обеспечивающих  приземления  десантируемых  объектов  в  пределах
заданных границ площадки;
     появления мощно   -  кучевой  облачности  в  районе  площадки  на
удалении 10 км и ближе;
     отсутствия связи с руководителем прыжков.

Начальник авиации,
Начальник управления
МЧС России
                                                        Р. ЗАКИРОВ