О ПРАВИЛАХ ОТБОРА ПОСТАВЩИКОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ (ОБЩЕРОССИЙСКИЙ) ОПТОВЫЙ РЫНОК ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ). Постановление. Федеральная энергетическая комиссия РФ. 17.04.98 17/6

         О ПРАВИЛАХ ОТБОРА ПОСТАВЩИКОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
          (МОЩНОСТИ) НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ (ОБЩЕРОССИЙСКИЙ) ОПТОВЫЙ
                РЫНОК ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ)

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ РФ

                          17 апреля 1998 г.
                                N 17/6

                                (НЦПИ)


     Федеральная энергетическая    комиссия    Российской    Федерации
постановляет:
     Утвердить "Правила  отбора  поставщиков   электрической   энергии
(мощности) на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической
энергии (мощности).

Председатель Федеральной
энергетической комиссии
Российской Федерации
                                                           А. Задернюк
17 апреля 1998 г.
N 17/6


                                                            Приложение

                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                                 постановлением ФЭК РФ
                                                от 17 апреля 1998 года
                                                               N 17/6)

                               ПРАВИЛА

         отбора поставщиков электрической энергии (мощности)
            на федеральный (общероссийский) оптовый рынок
                   электрической энергии (мощности)

                          I. Общие положения

     1.1. Настоящие  Правила определяют алгоритм подготовки и принятия
решений по отбору поставщиков на федеральный (общероссийский)  оптовый
рынок электрической энергии (мощности) (ФОРЭМ).
     1.2. Принятие решений по отбору поставщиков электрической энергии
(мощности)   имеет   определенную  стадийность  и  осуществляется  при
долгосрочном (год,  квартал) и краткосрочном (сутки)  планировании,  а
также  при  оперативном  (в  режиме  реального времени) ведении режима
работы ЕЭС России.
     1.3. Целью   долгосрочного   планирования   является   разработка
оптимального  баланса  электрической   энергии   (мощности)   для:   -
формирования  экономически обоснованных тарифов;  - минимизации затрат
на  производство  и  поставку  электрической  энергии;  -   достижения
оптимальных  экономических отношений производителей,  энергоснабжающих
организаций и потребителей электрической энергии (мощности) на  основе
сочетания  государственного  регулирования  и  развития  конкуренции в
сфере  производства  электрической  энергии;  -  создания  основы  для
заключения договоров купли-продажи электрической энергии (мощности) на
ФОРЭМ.
     1.4. Целью   краткосрочного  планирования  является  формирование
режима работы ЕЭС России на  предстоящие  сутки  с  учетом  выполнения
договорных  обязательств,  реального состояния объектов производства и
передачи электрической энергии (мощности) и  существующих  ограничений
регламентного, технического, технологического характера.
     1.5. Целью оперативного ведения режима работы ЕЭС России является
обеспечение надежной и экономичной работы ЕЭС,  соблюдение нормативных
показателей качества электроэнергии при выполнении  суточного  графика
работы ЕЭС России.
     1.6. Критерием оптимальности режима работы  ЕЭС  России  как  при
планировании  (долгосрочном  и  краткосрочном),  так и при оперативном
ведении режима,  является минимум суммарных затрат на  производство  и
передачу  электрической  энергии  (мощности)  в  ЕЭС  России,  который
обеспечивается в  процессе  отбора  наиболее  экономичных  поставщиков
электрической  энергии  (мощности)  из  сформированного  ценового ряда
заявок.  Однако,  в условиях переходного  периода  рыночных  реформ  в
электроэнергетике,  до  перехода  от  оплаты  установленных  мощностей
электростанций  к  оплате  востребованных   мощностей   электростанций
критерием  оптимальности  режима  работы ЕЭС России на стадии принятия
решения является  минимум  суммарных  издержек  на  топливо  с  учетом
необходимых ограничений, как по режимам загрузки электростанций, так и
по условиям и пропускной способности сечений электрической сети.
     1.7. При  увеличении спроса на электрическую энергию на ФОРЭМ,  в
первую   очередь   загружаются   наиболее    экономичные    поставщики
электрической энергии (мощности). При снижении спроса в первую очередь
разгружаются наименее  экономичные  поставщики  электрической  энергии
(мощности).
     1.8. Для создания конкуренции поставщиков  электрической  энергии
(мощности)  и  снижения  тарифов  на  ФОРЭМ  ФЭК  России устанавливает
предельные значения тарифов на электрическую энергию (мощность).

                    II. Долгосрочное планирование.

     2.1. Основой для составления  балансов  электрической  энергии  и
мощности  по ЕЭС России в целом являются балансы электрической энергии
и мощности,  заявленные каждым АО-энерго,  входящим в  ЕЭС  России,  а
также    заявки   на   поставку   электрической   энергии   (мощности)
электростанций - субъектов  ФОРЭМ  и  заявки  по  потреблению  энергии
(мощности) потребителей - субъектов ФОРЭМ.
     2.2. Балансы электрической энергии и мощности разрабатываются для
электростанций (ГРЭС, ГЭС, АЭС) - субъектов оптового рынка, АО-энерго,
объединенных энергосистем (ОЭС),  а  также  в  целом  по  БЭС  России.
Разработка   баланса   осуществляется   в  соответствии  с  "Временным
положением об основах формирования плановых  балансов  производства  и
поставок  электрической  (тепловой)  энергии  и  мощности в рамках ЕЭС
России по субъектам оптового рынка".
     2.3. На  основе  баланса  электрической  энергии и мощности между
субъектами  ФОРЭМ   заключаются   договоры   на   поставку   (покупку)
электрической энергии и мощности.
     2.4. В  целях  стимулирования  наиболее   полного   использования
установленных  мощностей  электростанций  и  соответствующего снижения
тарифов на электрическую  энергию  (мощность),  планируется  поэтапный
переход от оплаты за установленную мощность к оплате за востребованную
мощность.  По мере реализации этих мер будет осуществляться переход  к
применению критерия суммарных затрат.  Справочно. Процесс планирования
долгосрочных режимов работы ЕЭС России осуществляется с использованием
специальных комплексов программ.

                   III. Краткосрочное планирование.

     3.1. Отбор    поставщиков    при    краткосрочном    планировании
осуществляется системой диспетчерского управления режимами работы  ЕЭС
России   с   участием   служб   коммерческого  диспетчера.  Источником
информации являются нижние уровни  управления:  электростанции  ФОРЭМ,
находящиеся  на территории ОЭС и АО-энерго - передают информацию в ОДУ
ОЭС,  которые в свою очередь направляют эквивалентную информацию в ЦДУ
ЕЭС России.
     3.2. Для реализации  принципа  планирования  режимов  работы  ЕЭС
России   и   оперативного   диспетчирования  используется  стоимостная
характеристика,  называемая  характеристикой  относительного  прироста
стоимости  (ХОПС)  топлива на производство одного дополнительного кВтч
электроэнергии  [руб/кВтч],  зависящая  от  технических  характеристик
оборудования,   состава  используемого  оборудования,  прогнозируемого
отпуска тепла и др. факторов.
     3.3. Необходимая  информация  (условно-постоянная  и  переменная)
составляет  базу  данных  (БД).  К  условно-постоянной  информации  БД
относятся:  - перечень АО-энерго;  - перечень э/станций;  - паспортные
данные агрегатов;  - расчетно-энергетическая схема,  отражающая состав
нагрузочных и генераторных групп (АО-энерго,  ОЭС,  ФОРЭМ),  топологию
электрических сетей и их ограничений; - матрицы сетевых коэффициентов;
-  информация  о  скорости  набора  и  снижения нагрузки э/станции или
группы   электростанций;   -   нормативно-справочная   информация.   К
переменной   информации   относятся:  -  графики  энергоспроса  группы
потребителей (АО-энерго,  ОЭС);  - минимальные и максимальные мощности
оптимизируемой электростанции или группы электростанций;  - предельные
значения перетоков мощности по линиям электропередачи; - информация об
ограничениях  по  выработке электрической мощности в связи с дефицитом
энергоносителей;  -  эквивалентные  относительные  приросты  стоимости
(ХОПС)  с  учетом  сделанных  заявок;  -  ценовая  заявка  поставщиков
электроэнергии:  преследуя цель максимальной загрузки,  электростанции
имеют  возможность  заявлять  любую  цену  на собственную энергию,  не
превышающую установленного  предельного  значения  -  графики  внешних
перетоков (экспорт, импорт).
     3.4. Планирование  оптимального  режима  работы  ЕЭС  России   на
предстоящие сутки производится следующим образом.
     3.4.1. АО-энерго  готовит  информацию  для  планирования   режима
работы  предстоящих  суток.  Из  АО-энерго  в  ОДУ поступает следующая
информация:  -  эквивалентная  ХОПС,  построенная  на   основе   ХОПС,
полученных  от  станций АО-энерго;  - величины возможных минимальных и
максимальных  мощностей  тепловых  электростанций;  -  график   спроса
электрической   энергии   (мощности)   АО-энерго;   -   информация  об
ограничениях на станциях АО-энерго по выработке электрической энергии;
-   информация  о  загрузке  электростанций  по  определенному  режиму
(теплофикационному,  конденсационному);  -  информация   о   топологии
системообразующей   сети,  находящейся  в  эксплуатации  АО-энерго;  -
ценовая  заявка  на  электроэнергию,  поставляемую   на   ФОРЭМ   (для
избыточных АО-энерго).
     3.4.2. ОДУ производит обобщение полученной информации.  Из ОДУ  в
ЦДУ поступает информация:  - эквивалентная ХОПС, построенная на основе
ХОПС,  полученных из ЦДС,  а также электростанций федерального уровня,
находящихся  на  территории  ОЭС;  -  величины возможных минимальных и
максимальных мощностей тепловых электростанций ОЭС;  -  график  спроса
электрической энергии (мощности) ОЭС;  - графики работы ГЭС,  с учетом
требований  органов  по  ведению  ГЭС;  -   информация   о   топологии
системообразующей    сети;    -    информация   об   ограничениях   на
электростанциях  АО-энерго  по  выработке  электрической  энергии;   -
ценовые заявки поставщиков электроэнергии (мощности).
     3.4.3. На  основе  полученной  информации,  а   также   используя
условно-постоянную информацию БД, ЦДУ проводит оптимизационные расчеты
режима работы ЕЭС России и формирует  суммарные  графики:  -  нагрузки
тепловых электростанций АО-энерго и электростанций федерального уровня
(с учетом временного сдвига), - нагрузки АЭС, - нагрузки ГЭС ОЭС и ГЭС
федерального уровня, - спроса на электрическую энергию (мощность) ОЭС,
- внешних перетоков ЕЭС, - график перетоков по межсистемным связям. Из
ЦДУ в ОДУ в качестве задания поступает следующая информация: - графики
нагрузки ТЭС,  - графики нагрузки  ГЭС,  -  графики  нагрузки  АЭС,  -
графики перетоков со смежными ОЭС, - графики потребления.
     3.4.4. ОДУ   проводит   дооптимизационные   расчеты,   включающие
АО-энерго и электростанции федерального уровня, и формирует графики: -
нагрузки  тепловых  электростанций АО-энерго и федерального уровня,  -
нагрузки ГЭС АО-энерго и федерального уровня, - потребления АО-энерго,
-  перетоков  электрической  энергии  (мощности)  АО-энерго.  Из ОДУ в
АО-энерго поступают графики: - нагрузки ТЭС АО-энерго, - нагрузки ГЭС,
-  нагрузки  АЭС,  -  перетоков  электрической  энергии  (мощности) со
смежными АО-энерго.
     3.4.5. АО-энерго    проводит    оптимизационные    расчеты    для
электростанций АО-энерго.
     Справочно. Систематический и максимально автоматизированный обмен
информацией между ЦДУ и ОДУ,  ОДУ и ЦДС, а также регулярное выполнение
взаимоувязанной системы расчетов планируемых  энергетических  режимов,
обеспечивается "Комплексом программ оптимизации режимов энергосистем".

              IV. Оперативное ведение режима ЕЭС России.

     4.1. Реализация  режима  работы   ЕЭС   России   производится   в
соответствии с фактическим состоянием ЕЭС на каждый расчетный интервал
суток  (ценовых  заявками   поставщиков   электроэнергии,   изменением
потребления,  топологии сети,  изменением требований к ведению режимов
ГЭС,  изменением объема наличия топлива и т.п.)  с  учетом  выполнения
условий договоров.
     4.2. На   основании  графиков  спроса  на  электрическую  энергию
(мощность)  и  нагрузки  электростанций,  сформированных   на   стадии
суточного  планирования  режима работы ЕЭС России,  а также располагая
описанной выше  БД,  технологический  диспетчер  осуществляет  ведение
режима работы ЕЭС.
     4.3. На основании анализа  текущего  режима,  а  также  с  учетом
оперативной  информации  об  изменении  состава  оборудования и режима
потребления и другой  оперативной  информации  коммерческий  диспетчер
производит оптимизацию в режиме реального времени.
     4.4. Фактический режим работы ЕЭС России является основанием  для
реализации финансовых расчетов между субъектами ФО-РЭМ.
     4.5. Результаты   экономического   диспетчирования   ЕЭС   России
анализируются  Наблюдательным советом ФОРЭМ совместно с ФЭК России при
участии технологического и коммерческого Операторов ФОРЭМ.