О ПРАВИЛАХ ОТБОРА ПОСТАВЩИКОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ (ОБЩЕРОССИЙСКИЙ) ОПТОВЫЙ РЫНОК ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ РФ 17 апреля 1998 г. N 17/6 (НЦПИ) Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации постановляет: Утвердить "Правила отбора поставщиков электрической энергии (мощности) на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности). Председатель Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации А. Задернюк 17 апреля 1998 г. N 17/6 Приложение УТВЕРЖДЕНЫ постановлением ФЭК РФ от 17 апреля 1998 года N 17/6) ПРАВИЛА отбора поставщиков электрической энергии (мощности) на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) I. Общие положения 1.1. Настоящие Правила определяют алгоритм подготовки и принятия решений по отбору поставщиков на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) (ФОРЭМ). 1.2. Принятие решений по отбору поставщиков электрической энергии (мощности) имеет определенную стадийность и осуществляется при долгосрочном (год, квартал) и краткосрочном (сутки) планировании, а также при оперативном (в режиме реального времени) ведении режима работы ЕЭС России. 1.3. Целью долгосрочного планирования является разработка оптимального баланса электрической энергии (мощности) для: - формирования экономически обоснованных тарифов; - минимизации затрат на производство и поставку электрической энергии; - достижения оптимальных экономических отношений производителей, энергоснабжающих организаций и потребителей электрической энергии (мощности) на основе сочетания государственного регулирования и развития конкуренции в сфере производства электрической энергии; - создания основы для заключения договоров купли-продажи электрической энергии (мощности) на ФОРЭМ. 1.4. Целью краткосрочного планирования является формирование режима работы ЕЭС России на предстоящие сутки с учетом выполнения договорных обязательств, реального состояния объектов производства и передачи электрической энергии (мощности) и существующих ограничений регламентного, технического, технологического характера. 1.5. Целью оперативного ведения режима работы ЕЭС России является обеспечение надежной и экономичной работы ЕЭС, соблюдение нормативных показателей качества электроэнергии при выполнении суточного графика работы ЕЭС России. 1.6. Критерием оптимальности режима работы ЕЭС России как при планировании (долгосрочном и краткосрочном), так и при оперативном ведении режима, является минимум суммарных затрат на производство и передачу электрической энергии (мощности) в ЕЭС России, который обеспечивается в процессе отбора наиболее экономичных поставщиков электрической энергии (мощности) из сформированного ценового ряда заявок. Однако, в условиях переходного периода рыночных реформ в электроэнергетике, до перехода от оплаты установленных мощностей электростанций к оплате востребованных мощностей электростанций критерием оптимальности режима работы ЕЭС России на стадии принятия решения является минимум суммарных издержек на топливо с учетом необходимых ограничений, как по режимам загрузки электростанций, так и по условиям и пропускной способности сечений электрической сети. 1.7. При увеличении спроса на электрическую энергию на ФОРЭМ, в первую очередь загружаются наиболее экономичные поставщики электрической энергии (мощности). При снижении спроса в первую очередь разгружаются наименее экономичные поставщики электрической энергии (мощности). 1.8. Для создания конкуренции поставщиков электрической энергии (мощности) и снижения тарифов на ФОРЭМ ФЭК России устанавливает предельные значения тарифов на электрическую энергию (мощность). II. Долгосрочное планирование. 2.1. Основой для составления балансов электрической энергии и мощности по ЕЭС России в целом являются балансы электрической энергии и мощности, заявленные каждым АО-энерго, входящим в ЕЭС России, а также заявки на поставку электрической энергии (мощности) электростанций - субъектов ФОРЭМ и заявки по потреблению энергии (мощности) потребителей - субъектов ФОРЭМ. 2.2. Балансы электрической энергии и мощности разрабатываются для электростанций (ГРЭС, ГЭС, АЭС) - субъектов оптового рынка, АО-энерго, объединенных энергосистем (ОЭС), а также в целом по БЭС России. Разработка баланса осуществляется в соответствии с "Временным положением об основах формирования плановых балансов производства и поставок электрической (тепловой) энергии и мощности в рамках ЕЭС России по субъектам оптового рынка". 2.3. На основе баланса электрической энергии и мощности между субъектами ФОРЭМ заключаются договоры на поставку (покупку) электрической энергии и мощности. 2.4. В целях стимулирования наиболее полного использования установленных мощностей электростанций и соответствующего снижения тарифов на электрическую энергию (мощность), планируется поэтапный переход от оплаты за установленную мощность к оплате за востребованную мощность. По мере реализации этих мер будет осуществляться переход к применению критерия суммарных затрат. Справочно. Процесс планирования долгосрочных режимов работы ЕЭС России осуществляется с использованием специальных комплексов программ. III. Краткосрочное планирование. 3.1. Отбор поставщиков при краткосрочном планировании осуществляется системой диспетчерского управления режимами работы ЕЭС России с участием служб коммерческого диспетчера. Источником информации являются нижние уровни управления: электростанции ФОРЭМ, находящиеся на территории ОЭС и АО-энерго - передают информацию в ОДУ ОЭС, которые в свою очередь направляют эквивалентную информацию в ЦДУ ЕЭС России. 3.2. Для реализации принципа планирования режимов работы ЕЭС России и оперативного диспетчирования используется стоимостная характеристика, называемая характеристикой относительного прироста стоимости (ХОПС) топлива на производство одного дополнительного кВтч электроэнергии [руб/кВтч], зависящая от технических характеристик оборудования, состава используемого оборудования, прогнозируемого отпуска тепла и др. факторов. 3.3. Необходимая информация (условно-постоянная и переменная) составляет базу данных (БД). К условно-постоянной информации БД относятся: - перечень АО-энерго; - перечень э/станций; - паспортные данные агрегатов; - расчетно-энергетическая схема, отражающая состав нагрузочных и генераторных групп (АО-энерго, ОЭС, ФОРЭМ), топологию электрических сетей и их ограничений; - матрицы сетевых коэффициентов; - информация о скорости набора и снижения нагрузки э/станции или группы электростанций; - нормативно-справочная информация. К переменной информации относятся: - графики энергоспроса группы потребителей (АО-энерго, ОЭС); - минимальные и максимальные мощности оптимизируемой электростанции или группы электростанций; - предельные значения перетоков мощности по линиям электропередачи; - информация об ограничениях по выработке электрической мощности в связи с дефицитом энергоносителей; - эквивалентные относительные приросты стоимости (ХОПС) с учетом сделанных заявок; - ценовая заявка поставщиков электроэнергии: преследуя цель максимальной загрузки, электростанции имеют возможность заявлять любую цену на собственную энергию, не превышающую установленного предельного значения - графики внешних перетоков (экспорт, импорт). 3.4. Планирование оптимального режима работы ЕЭС России на предстоящие сутки производится следующим образом. 3.4.1. АО-энерго готовит информацию для планирования режима работы предстоящих суток. Из АО-энерго в ОДУ поступает следующая информация: - эквивалентная ХОПС, построенная на основе ХОПС, полученных от станций АО-энерго; - величины возможных минимальных и максимальных мощностей тепловых электростанций; - график спроса электрической энергии (мощности) АО-энерго; - информация об ограничениях на станциях АО-энерго по выработке электрической энергии; - информация о загрузке электростанций по определенному режиму (теплофикационному, конденсационному); - информация о топологии системообразующей сети, находящейся в эксплуатации АО-энерго; - ценовая заявка на электроэнергию, поставляемую на ФОРЭМ (для избыточных АО-энерго). 3.4.2. ОДУ производит обобщение полученной информации. Из ОДУ в ЦДУ поступает информация: - эквивалентная ХОПС, построенная на основе ХОПС, полученных из ЦДС, а также электростанций федерального уровня, находящихся на территории ОЭС; - величины возможных минимальных и максимальных мощностей тепловых электростанций ОЭС; - график спроса электрической энергии (мощности) ОЭС; - графики работы ГЭС, с учетом требований органов по ведению ГЭС; - информация о топологии системообразующей сети; - информация об ограничениях на электростанциях АО-энерго по выработке электрической энергии; - ценовые заявки поставщиков электроэнергии (мощности). 3.4.3. На основе полученной информации, а также используя условно-постоянную информацию БД, ЦДУ проводит оптимизационные расчеты режима работы ЕЭС России и формирует суммарные графики: - нагрузки тепловых электростанций АО-энерго и электростанций федерального уровня (с учетом временного сдвига), - нагрузки АЭС, - нагрузки ГЭС ОЭС и ГЭС федерального уровня, - спроса на электрическую энергию (мощность) ОЭС, - внешних перетоков ЕЭС, - график перетоков по межсистемным связям. Из ЦДУ в ОДУ в качестве задания поступает следующая информация: - графики нагрузки ТЭС, - графики нагрузки ГЭС, - графики нагрузки АЭС, - графики перетоков со смежными ОЭС, - графики потребления. 3.4.4. ОДУ проводит дооптимизационные расчеты, включающие АО-энерго и электростанции федерального уровня, и формирует графики: - нагрузки тепловых электростанций АО-энерго и федерального уровня, - нагрузки ГЭС АО-энерго и федерального уровня, - потребления АО-энерго, - перетоков электрической энергии (мощности) АО-энерго. Из ОДУ в АО-энерго поступают графики: - нагрузки ТЭС АО-энерго, - нагрузки ГЭС, - нагрузки АЭС, - перетоков электрической энергии (мощности) со смежными АО-энерго. 3.4.5. АО-энерго проводит оптимизационные расчеты для электростанций АО-энерго. Справочно. Систематический и максимально автоматизированный обмен информацией между ЦДУ и ОДУ, ОДУ и ЦДС, а также регулярное выполнение взаимоувязанной системы расчетов планируемых энергетических режимов, обеспечивается "Комплексом программ оптимизации режимов энергосистем". IV. Оперативное ведение режима ЕЭС России. 4.1. Реализация режима работы ЕЭС России производится в соответствии с фактическим состоянием ЕЭС на каждый расчетный интервал суток (ценовых заявками поставщиков электроэнергии, изменением потребления, топологии сети, изменением требований к ведению режимов ГЭС, изменением объема наличия топлива и т.п.) с учетом выполнения условий договоров. 4.2. На основании графиков спроса на электрическую энергию (мощность) и нагрузки электростанций, сформированных на стадии суточного планирования режима работы ЕЭС России, а также располагая описанной выше БД, технологический диспетчер осуществляет ведение режима работы ЕЭС. 4.3. На основании анализа текущего режима, а также с учетом оперативной информации об изменении состава оборудования и режима потребления и другой оперативной информации коммерческий диспетчер производит оптимизацию в режиме реального времени. 4.4. Фактический режим работы ЕЭС России является основанием для реализации финансовых расчетов между субъектами ФО-РЭМ. 4.5. Результаты экономического диспетчирования ЕЭС России анализируются Наблюдательным советом ФОРЭМ совместно с ФЭК России при участии технологического и коммерческого Операторов ФОРЭМ. |