ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА РАЙОННЫХ УПРАВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПО СОДЕРЖАНИЮ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НАХОДЯЩИ. Письмо. Правительство Москвы. 16.07.98 2-5-19

      ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОРГАНОВ
       ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА РАЙОННЫХ УПРАВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
          УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ
         ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПО СОДЕРЖАНИЮ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ
            БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ПОЛНОМ
                     ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ

                                ПИСЬМО

                        ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                           16 июля 1998 г.
                               N 2-5-19

                                (НЦПИ)


     В соответствии  с  п.5.6  Закона  города  Москвы  "Об организации
работы по опеке и попечительству в городе Москве",  в  целях  оказания
методической  помощи  органам  опеки  и  попечительства районных Управ
административных округов по организации передачи детей, оставшихся без
попечения  родителей,  на воспитание в государственные образовательные
учреждения Московский комитет образования разъясняет
     Порядок передачи  детей,  оставшихся без попечения родителей,  на
воспитание в государственное образовательное учреждение

                I. Выявление и учет детей, оставшихся
                       без попечения родителей

     В соответствии  со  ст.121  Семейного  кодекса  РФ органы опеки и
попечительства выявляют детей,  оставшихся без попечения родителей, на
основании   сведений,   поступивших   от  должностных  лиц  учреждений
(образовательных, лечебно-профилактических и др.) или граждан.
     Орган опеки  и  попечительства  по  месту фактического нахождения
ребенка обязан в течение  3  дней  со  дня  получения  таких  сведений
провести  первичное обследование условий жизни ребенка,  и,  установив
факт  отсутствия  попечения  родителей,  зарегистрировать   данные   о
несовершеннолетнем  в  журнале  первичного  учета  установленной формы
(Постановление Правительства РФ N 919 от 03.08.96 г.  "Об  организации
централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей")
     В соответствии  со  ст.123 Семейного кодекса Российской Федерации
при отсутствии возможности передать ребенка, оставшегося без попечения
родителей, на различные формы семейного воспитания (усыновление, опеку
или в приемную семью) ребенок оформляется в учреждение для детей-сирот
и    детей,   оставшихся   без   попечения   родителей,   всех   типов
(воспитательные,  лечебные учреждения,  учреждения  социальной  защиты
населения и другие аналогичные учреждения) в соответствии с состоянием
здоровья и развития ребенка.

      II. Перечень документов для оформления несовершеннолетних
        в образовательные учреждения для детей-сирот и детей,
                  оставшихся без попечения родителей

     1. Документы,    содержащие    сведения   о   несовершеннолетнем,
оставшемся без попечения родителей:
     1.1. Свидетельство о рождении (подлинник или дубликат);
     1.2. История болезни или выписка из поликлиники;
     1.3. Медицинская форма ф-63 (прививки).
     1.4. Медицинские справки:
     - справка  о  контактах по инфекционным заболеваниям - ГСЭН (за 3
дня до определения в учреждение);
     - справка из кожно-венерологического диспансера.
     1.5. Анализы по очередности:
     - кровь на реакцию Вассермана;
     - ВИЧ;
     - Австралийский антиген;
     - дизентерия;
     - дифтерия;
     - баканализ.
     1.6. Пенсионное   удостоверение,   сберегательная  книжка,  копия
исполнительного листа на получение алиментов (при их наличии).
     1.7. Документы,    подтверждающие   действия   органа   опеки   и
попечительства,  проведенные  по  приватизации  жилого   помещения   и
оформлению  передачи  его  в собственность несовершеннолетнего (если в
жилом помещении остался проживать исключительно несовершеннолетний).
     1.8. Заключение     городской     психолого-медико-педагогической
комиссии  (для  оформления  ребенка  в   специальное   (коррекционное)
образовательное учреждение).
     2. Документы,     подтверждающие      необходимость      передачи
несовершеннолетнего,    оставшегося   без   попечения   родителей,   в
образовательное учреждение для детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без
попечения родителей.
     2.1. Распоряжение Главы  районной  Управы,  содержащее  следующие
пункты:

     Пункт N  1.  О  направлении несовершеннолетнего в образовательное
учреждение  для  детей-сирот  и  детей,   оставшихся   без   попечения
родителей, с указанием оснований.

     Примечание: документы,  подтверждающие  необходимость определения
данного   несовершеннолетнего   в   образовательное   учреждение   для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
     - в случае,  если ребенок  отказной  -  заявление  об  отказе  от
ребенка из учреждения здравоохранения;
     - в случае,  если ребенок - "подкидыш" акт о подкидывании ребенка
из органов внутренних дел;
     - в  случае   смерти   родителей   -   подлинник   или   дубликат
свидетельства о смерти;
     - в случае лишения родителей родительских прав - решение суда;
     - в   случае   передачи   дела   в  судопроизводство  на  лишение
родительских прав родителей -  справка  из  суда  о  принятии  дела  к
рассмотрению;
     - в случае,  если местонахождение обоих или одного  из  родителей
неизвестно,  - подтверждающие документы с места жительства и справки о
месте  их  (его)  нахождения   из   правоохранительных   органов   для
дальнейшего   решения   вопроса   о   признании   их  (его)  безвестно
отсутствующими (ст.42 ГК РФ);
     - в  случае  нахождения  одного из родителей под следствием или в
местах    лишения    свободы    -    соответствующий    документ    из
правоохранительных органов;
     - в  случае  наличия  заболевания,   препятствующего   выполнению
родительских обязанностей, - медицинское заключение;
     - в  случае  отмены  усыновления  -  решение   суда   об   отмене
усыновления;
     - в случае,  если мать несовершеннолетнего имеет статус  одинокой
матери,  а отец указан в свидетельстве о рождении - справка из органов
ЗАГС о том, что отец вписан со слов матери.
     Пункт N 2. О закреплении жилищных прав несовершеннолетнего:
     Сохранение права  на  жилую  площадь,  по  конкретному  адресу  в
случаях:
     - лишения родителей родительских прав;
     - нахождения родителей в местах лишения свободы;
     - наличие  у  родителей  заболеваний,  препятствующих  выполнению
родительских обязанностей;
     - если местонахождение родителей неизвестно.
     Документами, подтверждающими решение по данному пункту,  являются
копия финансово-лицевого счета и выписка из домовой книги.
     Закрепление права на обеспечение  жилой  площадью  по  выходу  из
образовательного  учреждения  для детей-сирот и детей,  оставшихся без
попечения родителей, в случаях:
     - если ребенок отказной, подкинутый;
     - отмены усыновления по причинам, не зависящим от усыновителей.
     Если была  совершена  сделка  с  жилой  площадью,  где  ранее был
прописан несовершеннолетний,  в  результате  которой  ребенок  остался
одновременно  без  определенного  места жительства и без родительского
попечения, необходимо обратиться в судебные органы с иском о признании
совершенной сделки недействительной.
     При данной  ситуации  в  распоряжение должен быть включен пункт о
повторном   рассмотрении    жилищного    вопроса    после    вынесения
соответствующего решения судебными органами.

     Пункт N 3.  О наложении запрета на совершение любых форм сделок с
жилой площадью,  на которой  остался  прописанным  несовершеннолетний,
направленный  в  образовательное  учреждение на полное государственное
обеспечение,  без согласования с органами  опеки  и  попечительства  и
государственного опекуна в лице руководителя данного учреждения.

     Пункт N 4. О возложении ответственности на конкретное должностное
лицо за исполнением данного распоряжения.

     Примечание: Пункт N 3 вносится лишь при условии,  что за ребенком
закреплено право на жилую площадь по конкретному адресу.

               III. Формы взаимодействия органов опеки
            и попечительства и государственного опекуна по
          социальной защите несовершеннолетних, содержащихся
                  в учреждениях системы образования

     В соответствии  с  п.4  ст.35  Гражданского  кодекса   Российской
Федерации на администрацию учреждения, в которое передан на воспитание
ребенок,  оставшийся без попечения родителей,  возлагаются обязанности
государственного опекуна.
     Взаимодействие органов опеки и попечительства и  государственного
опекуна  по  социальной  защите  детей  и  подростков,  содержащихся в
учреждениях на полном государственном  обеспечении  осуществляется  по
следующей схеме:
     1. В соответствии со ст.147 Семейного Кодекса РФ органы  опеки  и
попечительства  обязаны осуществлять контроль за условиями содержания,
воспитания и образования воспитанников образовательных учреждений  для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
     1.1. Органы опеки и попечительства обязаны:
     - не менее 2 раз в год проводить обследование условий  содержания
детей  в  образовательных учреждениях с составлением акта обследования
условий жизни и воспитания подопечного;
     - в  случае  закрепления  за  несовершеннолетним,  направленным в
государственное учреждение,  жилой площади по  конкретному  адресу  по
обращению  государственного  опекуна  проводить  обследование жилищных
условий данной площади  совместно  с  представителем  учреждения.  При
необходимости,   по   итогам   данного  обследования  органы  опеки  и
попечительства совместно с государственным опекуном могут выносить  на
рассмотрение   районной  комиссии  по  охране  прав  детей  вопрос  об
изменении распоряжения органа исполнительной власти в  части  жилищных
прав несовершеннолетнего: о предоставлении несовершеннолетнему другого
жилья по выходу из  государственного  учреждения  или  ходатайствовать
перед  окружным  управлением  муниципального  жилья  о  принудительном
расселении сохраненной жилой площади.
     1.3. По  согласованию  и  при  участии  государственного  опекуна
оформлять  разрешение на временное помещение (выходные,  праздничные и
каникулярные дни) воспитанника в семьи родственников  и  иных  граждан
(проводить обследование жилищных условий обратившегося гражданина).
     1.4. По   представлению   государственного   опекуна    оформлять
разрешение  на  выезд  воспитанников  образовательных  учреждений  для
детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  за  пределы
Российской Федерации на срок более 3-х месяцев.
     1.5. В связи с возникшей необходимостью оформлять распоряжение  о
переводе несовершеннолетнего, оставшегося без родительского попечения,
из одного учреждения с полным государственным  обеспечением  в  другое
различной ведомственной принадлежности:
     - из учреждений  системы  здравоохранения  в  учреждения  системы
образования;
     - из  учреждений  системы  образования   в   учреждения   системы
социального обеспечения;
     - при   переводе   из   дома    ребенка    в    негосударственное
образовательное  учреждение  должен  быть определен юридический статус
ребенка и закреплены его жилищные права.
     Перевод из  образовательного  учреждения в учреждение социального
обеспечения  оформляется  распоряжением  Главы  районной  Управы   при
наличии  заключения городской психолого-медико-педагогической комиссии
с соответствующим диагнозом  и  рекомендацией  перевода  в  учреждение
собеса.
     1.6. Принимать  решение  о  передаче  воспитанника,  в  отношении
которого  возникли  установленные  законом основания,  на воспитание в
родную или приемную семью.
     2. Государственный    опекун    -   руководитель   учреждения   в
соответствии  с   Положением   об   образовательном   учреждении   для
детей-сирот  и  детей,  оставшихся без попечения родителей,  и Уставом
учреждения осуществляет защиту прав  и  интересов  несовершеннолетних,
оставшихся без родительского попечения:
     - делегирует  часть   своих   полномочий   социальному   педагогу
учреждения,  который  совместно  с  органами  опеки  и  попечительства
проводит работу по дооформлению юридического статуса ребенка и  защите
его имущественных и жилищных прав;
     - строит отношения с родителями и родственниками  воспитанника  в
соответствии  с  требованиями ст.55,  67,  75 и др.  Семейного кодекса
Российской Федерации;
     - осуществляет  защиту имущественных и жилищных прав воспитанника
в соответствии со ст.26,  28,  37,  38 Гражданского кодекса,  а  также
ст.60, 149 Семейного кодекса Российской Федерации;
     - при  возникновении  необходимости  перевода   воспитанника   из
образовательного   учреждения   в   учреждение   системы   социального
обеспечения собирает соответствующие документы,  получает распоряжение
Главы районной Управы и путевку в Комитете социальной защиты населения
г.Москвы;
     - в  случае  ухода  воспитанника  из  учреждения  без  разрешения
администрации   и   отсутствия   его   более   суток   обращается    в
правоохранительные  органы  с  соответствующим  заявлением  и ставит в
известность  органы  опеки  и  попечительства  по  месту   направления
несовершеннолетнего в учреждение;
     - в  случае  необходимости  принимает  меры   по   госпитализации
воспитанников  строго  в  соответствии  с  медицинскими показаниями на
основании установленного диагноза;
     - в период каникул организует отдых и оздоровление воспитанников.

       IV. Формы взаимодействия органов опеки и попечительства
           и государственного опекуна по социальной защите
              выпускников учреждений системы образования

     1. В соответствии с п.3 ст.147  Семейного  кодекса  РФ  и  Закона
города  Москвы  "Об  организации  работы  по  опеке и попечительству в
г.Москве" от 16.06.1997 г.  защита  прав  выпускников  образовательных
учреждений   для   детей-сирот   и  детей,  оставшихся  без  попечения
родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23-х лет возложена на
органы опеки и попечительства.
     2. Государственный опекун обязан:
     - обеспечить выпускника всеми видами выходного пособия;
     - предоставить    выпускнику     возможность     получения     им
профессионального образования;
     - оказать содействие и помощь в трудоустройстве;
     - принять  меры но обеспечению выпускника жилой площадью (если за
ним было такое право закреплено).

     Разработано на основании:

     1. Гражданского кодекса Российской Федерации.
     2. Семейного кодекса Российской Федерации.
     3. Федерального   Закона   от   21.12.   1996   г.  N  159-ФЗ  "О
дополнительных гарантиях по социальной  защите  детей-сирот  и  детей,
оставшихся без попечения родителей".
     4. Постановления Правительства Российской Федерации от 20.06.1992
г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей".
     5. Закона города Москвы от 16.06.  1997 г. "Об организации работы
по опеке и попечительству в г.Москве.
     6. Постановления   Правительства   Москвы   от  23.09.97  г.  "Об
утверждении положений "О порядке установления попечительства  в  форме
патронажа  над  совершеннолетними дееспособными гражданами в Москве" и
"О специалисте по охране прав детей районной Управы г.Москвы".

Заместитель председателя
Комитета образования
                                                         Л.К. Селявина
16 июля 1998 г.
N 2-5-19