ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИНИМАТЬ К ВЫЧЕТУ НДС ПО ПРИОБРЕТЕННЫМ ЗА НАЛИЧНЫЙ РАСЧЕТ МАТЕРИАЛАМ, ЕСЛИ ИМЕЮТСЯ СЧЕТ-ФАКТУРА, НАКЛАДНАЯ, КВИТАНЦИЯ К ПРИХОДНОМУ КАССОВОМУ ОРДЕРУ С ВЫДЕЛЕННОЙ ОТДЕЛЬНОЙ СТРОКОЙ СУММОЙ НДС И ЧЕК ККМ БЕЗ ВЫДЕЛЕННОЙ СУММЫ НД. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 12.05.04 24-11/31529

          ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИНИМАТЬ К ВЫЧЕТУ НДС
         ПО ПРИОБРЕТЕННЫМ ЗА НАЛИЧНЫЙ РАСЧЕТ МАТЕРИАЛАМ, ЕСЛИ
             ИМЕЮТСЯ СЧЕТ-ФАКТУРА, НАКЛАДНАЯ, КВИТАНЦИЯ К
          ПРИХОДНОМУ КАССОВОМУ ОРДЕРУ С ВЫДЕЛЕННОЙ ОТДЕЛЬНОЙ
        СТРОКОЙ СУММОЙ НДС И ЧЕК ККМ БЕЗ ВЫДЕЛЕННОЙ СУММЫ НДС?
            ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОТКАЗА В ПРИМЕНЕНИИ
           НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА ПО НДС СЧЕТ-ФАКТУРА, В КОТОРОМ
                ОТСУТСТВУЮТ РЕКВИЗИТЫ КАССОВОГО ЧЕКА?

                                ПИСЬМО

     УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                            12 мая 2004 г.
                            N 24-11/31529

                                 (Д)


     Министерство  Российской Федерации по налогам и сборам письмом от
10.10.2003  N  03-1-08/2963/11-АЛ268  разъяснило, что в соответствии с
Федеральным    законом   от   22.05.2003   N   54-ФЗ   "О   применении
контрольно-кассовой   техники   при  осуществлении  наличных  денежных
расчетов  и  (или)  расчетов с использованием платежных карт" (далее -
Закон)   организации   (за   исключением   кредитных   организаций)  и
индивидуальные    предприниматели,   применяющие   контрольно-кассовую
технику,  обязаны  выдавать  покупателям  (клиентам) при осуществлении
наличных   денежных   расчетов   и  (или)  расчетов  с  использованием
пластиковых  карт  в  момент  оплаты  отпечатанные контрольно-кассовой
техникой кассовые чеки.
     При этом необходимо отметить, что в постановлении Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых
вопросах   практики   применения   административной   ответственности,
предусмотренной   статьей   145   Кодекса   Российской   Федерации  об
административных  правонарушениях  за неприменение контрольно-кассовых
машин"  указывается  следующее.  Статьей  2  Закона  (п.  1)  на  всех
юридических    лиц   и   индивидуальных   предпринимателей   возложена
обязанность  при  осуществлении  наличных  денежных расчетов применять
контрольно-кассовую технику.
     Исходя  из  положений  Закона  сферой  его регулирования являются
наличные  денежные  расчеты  независимо  от  того, кто и в каких целях
совершает покупки (оказывает услуги).
     Поэтому  следует  иметь  в  виду,  что контрольно-кассовые машины
подлежат   применению   и   в  тех  случаях,  когда  денежные  расчеты
осуществлялись  с  индивидуальным  предпринимателем  или  организацией
(покупателем, клиентом).
     Пунктом  3  статьи  168  Налогового  кодекса Российской Федерации
установлено,  что  при  реализации товаров (работ, услуг) выставляются
соответствующие  счета-фактуры  не  позднее  пяти  дней  считая со дня
отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
     В  соответствии  с  пунктом  7  вышеуказанной  статьи Кодекса при
реализации  товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и
индивидуальными  предпринимателями  розничной торговли и общественного
питания,    а    также    другими    организациями,    индивидуальными
предпринимателями,  выполняющими  работы и оказывающими платные услуги
непосредственно  населению,  требования,  установленные  пунктом  3  и
пунктом  4  настоящей  статьи,  по  оформлению  расчетных документов и
выставлению  счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал
покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
     Согласно  статье 492 Гражданского кодекса Российской Федерации по
договору     розничной    купли-продажи    продавец,    осуществляющий
предпринимательскую   деятельность   по  продаже  товаров  в  розницу,
обязуется  передать  покупателю  товар,  предназначенный  для личного,
семейного,   домашнего   или  иного  использования,  не  связанного  с
предпринимательской деятельностью.
     Таким  образом,  вышеизложенная  норма Кодекса в части реализации
товаров  организациями розничной торговли применяется только в случае,
если указанные товары приобретаются для использования, не связанного с
предпринимательской деятельностью.
     Также следует отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 169
Кодекса счета-фактуры не составляются налогоплательщиками по операциям
реализации  ценных  бумаг  (за исключением брокерских и посреднических
услуг), а также банками, страховыми организациями и негосударственными
пенсионными   фондами  по  операциям,  не  подлежащим  налогообложению
(освобождаемым  от  налогообложения)  в  соответствии  со  статьей 149
настоящего Кодекса. Других исключений Кодексом не предусмотрено.
     Следовательно,  в  случае если покупатель согласно представленной
доверенности выступает от имени юридического лица или если покупателем
является индивидуальный предприниматель, представивший свидетельство о
государственной   регистрации,   то   есть  товары  приобретаются  для
использования,   связанного   с   предпринимательской   деятельностью,
налогоплательщики   (организации   и  индивидуальные  предприниматели)
обязаны в установленном Кодексом порядке выдавать счета-фактуры.
     В  соответствии  с  пунктом  1  статьи 168 Кодекса при реализации
товаров  (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу)
реализуемых   товаров   (работ,  услуг)  обязан  предъявить  к  оплате
покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.
     Согласно  пункту  6  статьи  168  Кодекса  при реализации товаров
(работ,  услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая
сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках
товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других
выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется.
     Указанная  норма  Кодекса применяется в случае реализации товаров
(работ,  услуг) населению. Таким образом, при реализации организациями
розничной   торговли   товаров  (работ,  услуг)  юридическим  лицам  и
индивидуальным  предпринимателям  запрета на выделение соответствующей
суммы налога Кодексом не установлено.
     Согласно  статье  172  Кодекса  налоговые вычеты, предусмотренные
статьей    171   настоящего   Кодекса,   производятся   на   основании
счетов-фактур,     выставленных     продавцами     при    приобретении
налогоплательщиком  товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих
фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм
налога,  удержанного  налоговыми  агентами,  либо  на  основании  иных
документов  в  случаях,  предусмотренных  пунктами  3,  6-8 статьи 171
настоящего Кодекса.
     В  связи  с  изложенным  при  приобретении товаров в организациях
розничной  торговли  юридические лица и индивидуальные предприниматели
имеют  право  на  вычеты  при наличии счетов-фактур и кассовых чеков с
выделенной суммой налога на добавленную стоимость.
     В   соответствии  с  пунктом  1  статьи  169  Налогового  кодекса
Российской   Федерации   счет-фактура  является  документом,  служащим
основанием  для  принятия  предъявленных  сумм  налога  к  вычету  или
возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой.
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N
914  утверждена  форма  счета-фактуры и Правила ведения журналов учета
полученных  и  выставленных  счетов-фактур, книг покупок и книг продаж
при расчетах по налогу на добавленную стоимость.
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2004 N
84  "О  внесении  изменений и дополнений в постановление Правительства
Российской  Федерации  от 02.12.2000 N 914" внесены изменения в раздел
"Состав показателей счета-фактуры".
     Так, в строке 5 счета-фактуры указываются реквизиты (номер и дата
составления)  платежно-расчетного  документа  или  кассового чека (при
расчете  с помощью платежно-расчетных документов или кассовых чеков, к
которым прилагается счет-фактура).
     Таким образом, счет-фактура должен быть оформлен в соответствии с
вышеназванными документами.

Заместитель руководителя
Управления Министерства РФ
по налогам и сборам по г. Москве
                                                         М.П. Мокрецов
12 мая 2004 г.
N 24-11/31529