О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "ИНСТРУКЦИЙ ПО НЕСЕНИЮ ВАХТЫ ДЛЯ СУДОВОДИТЕЛЕЙ, СУДОВЫХ МЕХАНИКОВ И РАДИОСПЕЦИАЛИСТОВ". Приказ. Государственный комитет РФ по рыболовству. 01.10.99 279

Оглавление


Страницы: 1  2  



          О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "ИНСТРУКЦИЙ ПО НЕСЕНИЮ ВАХТЫ
      ДЛЯ СУДОВОДИТЕЛЕЙ, СУДОВЫХ МЕХАНИКОВ И РАДИОСПЕЦИАЛИСТОВ"

                                ПРИКАЗ

              ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО РЫБОЛОВСТВУ

                          1 октября 1999 г.
                                N 279

                                 (Д)


     В  связи  с  рекомендациями  Международной  Морской Организации и
Международной   конвенции  о  подготовке  и  дипломировании  персонала
рыболовных  судов  и  несении  вахты 1995 года, а также действующих на
флоте   рыбного   хозяйства   Российской   Федерации  международных  и
национальных актов приказываю:
     1. С 1 января 2000 г. утвердить и ввести в действие разработанные
институтом   "Гипрорыбфлот"   "Инструкции   по   несению   вахты   для
судоводителей, судовых механиков и радиоспециалистов".
     2.  Институт  "Гипрорыбфлот"  на  основе  опыта  по использованию
"Инструкций..." и с учетом дальнейшего совершенствования международных
и национальных правовых актов по обеспечению безопасности мореплавания
постоянно    уточнять   содержание   "Инструкций..."   путем   выпуска
соответствующих бюллетеней с изменениями или его переиздания.
     3. Организациям-судовладельцам, независимо от форм собственности,
обеспечить   указанным   документом   суда,  поднадзорные  Российскому
Морскому Регистру судоходства.
     4.  Институт  "Гипрорыбфлот"  издать  указанные "Инструкции..." и
разослать  их  государственным  администрациям морских рыбных портов и
организациям,  эксплуатирующим  суда,  в  соответствии с их заявками и
гарантиями оплаты.
     5.  Контроль  за  исполнением  настоящего  Приказа  возложить  на
Управление мореплавания, развития флота и портов (В.В. Соколова).

Председатель Комитета
                                                           Н.А.ЕРМАКОВ
1 октября 1999 г.
N 279


                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                    Приказом Государственного комитета
                                                  Российской Федерации
                                                        по рыболовству
                                                от 1 октября 1999 года
                                                                 N 279

                              ИНСТРУКЦИИ
                 ПО НЕСЕНИЮ ВАХТЫ ДЛЯ СУДОВОДИТЕЛЕЙ,
                СУДОВЫХ МЕХАНИКОВ И РАДИОСПЕЦИАЛИСТОВ

                           ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1.  Инструкции  по  несению  вахты для судоводителей, механиков и
радиоспециалистов  распространяются  на  все  суда  промыслового флота
независимо  от  типа,  назначения и формы собственности, плавающие под
государственным  флагом  России  и зарегистрированные в морских рыбных
портах Российской Федерации.
     2.  Настоящие  Инструкции  определяют  общие требования к несению
ходовой   и  стояночной  вахт  в  отношении  обеспечения  безопасности
плавания,   охраны   человеческой   жизни  на  море  и  предотвращения
загрязнения морской среды.
     3.   Инструкции  разработаны  в  соответствии  с  требованиями  и
рекомендациями Международной Морской Организации (ИМО) и Международной
конвенции  о  подготовке и дипломировании персонала рыболовных судов и
несении  вахты  1995  года,  а  также  действующих  на  флоте  рыбного
хозяйства Российской Федерации международных и национальных актов.
     4.   При   выполнении   положений   настоящих  Инструкций  должны
выполняться  требования Международной конвенции по охране человеческой
жизни  на  море  1974  г.,  Международной  конвенции по предотвращению
загрязнения с судов 1973 г., Кодекса торгового мореплавания РФ, Устава
службы   на  судах  рыбопромыслового  флота  РФ  и  других  отраслевых
нормативных   документов,   связанных   с   обеспечением  безопасности
мореплавания и ведения промысла.
     5.  Вахтенная  служба  (вахта)  на  судне  является  особым видом
выполнения  служебных  обязанностей,  требующим повышенного внимания и
непрерывного присутствия на посту или рабочем месте.
     6.   Вахтенная   служба   обеспечивает   управление  судном,  его
безопасность,  живучесть,  производственную деятельность и контроль за
посещением судна посторонними лицами.
     7. Ответственность за организацию вахтенной службы возлагается на
капитана  судна, а непосредственное руководство вахтенной службой - на
начальников судовых служб.
     8.  Судовые  вахты  разделяются  на ходовые и стояночные. Несение
ходовых  вахт  осуществляется  на  мостике,  в  машинном отделении и в
радиорубке.
     9.  Старшим  по всей вахтенной службе на судне является вахтенный
помощник  капитана,  который непосредственно подчиняется капитану, а в
его  отсутствие  старшему  помощнику капитана. Распоряжения вахтенного
помощника  капитана  в пределах его полномочий обязательны для каждого
члена  судового  экипажа  и  других  лиц, находящихся на судне. Никто,
кроме  капитана,  а  в  его отсутствие старшего помощника капитана, не
имеет  права  отменять  или изменять распоряжения вахтенного помощника
капитана.
     10.   Вахтенная   служба   помощников   капитана,   механиков   и
радиоспециалистов  организуется на судне в соответствии с инструкциями
по  несению  ходовой  вахты  и вахты в порту соответственно для каждой
специальности.
     11.  В  течение  вахты  вахтенные:  помощник  капитана,  механик,
начальник   судовой   радиостанции   (радиооператор)   обязаны   вести
необходимые  записи  в соответствующих судовых журналах установленного
образца согласно правилам их ведения.
     12.   Вахта   должна   быть  организована  так,  чтобы  усталость
вахтенного  персонала  не  влияла на эффективность выполнения им своих
обязанностей по несению вахты.

                              ИНСТРУКЦИЯ
                  ПО НЕСЕНИЮ ВАХТЫ ДЛЯ СУДОВОДИТЕЛЕЙ

            1. Общие требования к судоводительской службе

     1.1.  Капитан  каждого судна обязан организовать вахтенную службу
таким   образом,   чтобы   она   соответствовала   всем  установленным
требованиям по обеспечению безопасности плавания.
     1.2.  Состав  вахты  в  любой  момент  должен  быть достаточным и
соответствующим  существующим  обстоятельствам  и условиям и учитывать
необходимость ведения должного наблюдения.
     1.3.  При  определении  состава  вахты  на  мостике  среди прочих
факторов необходимо учитывают следующие:
     погодные условия, видимость и время суток;
     близость навигационных опасностей;
     целесообразность    использования    и    техническое   состояние
навигационных средств и поисковой техники;
     наличие авторулевого;
     интенсивность    движения    судов    и    другую   деятельность,
осуществляемую в районе следования судна;
     обстановку в районе промысла;
     необходимость  повышенного  внимания  при  плавании  по  системам
разделения движения и другим путям движения судов или вблизи них;
     любые другие требования к ходовой вахте, которые могут возникнуть
в результате особых обстоятельств.
     1.4.  Штурманская  ходовая вахта должна соответствовать следующим
требованиям:
     при  наличии  в  штате  судна  трех  и  более помощников капитана
штурманская  ходовая  вахта  должна  состоять  из  трех  смен,  каждая
продолжительностью до 4 часов. При меньшем составе помощников капитана
может  быть  установлена двухсменная вахта продолжительностью не более
6-ти часов;
     вахтенный   помощник  капитана  не  должен  выполнять  какие-либо
обязанности,  отвлекающие его от осуществления эффективного наблюдения
и мешающие обеспечению безопасности плавания судна;
     при  наличии  в  штате  шести  и более матросов на каждую ходовую
вахту  вместе  с  помощником  капитана следует назначать не менее двух
матросов  (рулевого  и  впередсмотрящего),  при этом продолжительность
непрерывного  несения  вахты  на руле и в качестве впередсмотрящего не
должна превышать 1 час;
     вахтенный  помощник  капитана не должен поручать впередсмотрящему
выполнение    каких-либо    дополнительных   обязанностей,   снижающих
эффективность наблюдения;
     в   сложных   условиях   плавания   необходимо  усиливать  состав
штурманской  ходовой  вахты на мостике за счет подвахтенных помощников
капитана и матросов.
     1.5.  В  соответствии  с Уставом службы на судах рыбопромыслового
флота  РФ  при  входе  в порт и выходе из него, следовании в узкостях,
плавании  в  районах интенсивного судоходства, в условиях ограниченной
видимости,  во  льдах,  при  подходе  к  берегам, опасным местам и при
швартовных  операциях,  постановке  на  якорь и в других особо сложных
условиях  плавания  и  промысла на мостике обязан находиться капитан и
лично управлять судном.
     При   продолжительном  плавании  в  указанных  условиях  капитан,
сообразуясь  с  обстановкой,  может  временно уйти с мостика, возложив
управление судном на своего старшего помощника.
     1.6.  При  плавании и стоянке судна в особых условиях организацию
несения вахты, ее состав и действия вахтенного помощника устанавливает
капитан  судна  исходя  из конкретных обстоятельств и в соответствии с
требованиями  действующих  в  данных  случаях  нормативных  отраслевых
документов.
     1.7.  Капитан  и  его  вахтенный помощник обязаны предпринять все
возможные  меры предосторожности по предупреждению загрязнения морской
среды.

             2. Обязанности вахтенного помощника капитана
                      при несении ходовой вахты

     2.1.1.   Является  старшим  по  всей  вахтенной  службе  судна  и
подчиняется  непосредственно  капитану,  а  в  его отсутствие старшему
помощнику  капитана; отвечает за надлежащее несение вахтенной службы и
обеспечение  безопасности  людей,  судна, груза, судового имущества, а
также за предотвращение загрязнения морской среды.
     2.1.2.  В случае возникновения любых сомнений относительно выбора
мер  обеспечения  безопасности  должен  немедленно поставить об этом в
известность капитана судна.
     2.1.3.  Должен постоянно нести вахту в рулевой рубке, не оставляя
ее ни при каких обстоятельствах без должной замены.
     2.1.4.  Должен знать маневренные характеристики судна и учитывать
их.  В  случае  необходимости имеет право незамедлительно использовать
силовую  энергетическую установку, предупредив заблаговременно об этом
вахтенного механика.
     2.1.5. Должен в случае необходимости незамедлительно использовать
имеющиеся в его распоряжении звуковые и световые сигнальные устройства
в ситуациях, предусмотренных МППСС-72.
     2.1.6. Должен максимально эффективно использовать все имеющееся в
его распоряжении навигационное оборудование.
     2.1.7. Обязан объявить тревогу в случае падения человека за борт,
самостоятельно  принять  все  необходимые  меры  для  его  спасения  и
доложить капитану о случившемся и принятых мерах.
     2.1.8.  При  несении ходовой вахты, во время стоянки на якоре и в
порту  должен  фиксировать в судовом журнале в установленном порядке с
привязкой  к  судовому  времени все события, связанные с деятельностью
судна и экипажа.
     2.1.9.  При  осуществлении  радиосвязи  из  рулевой  рубки должен
регистрировать это в установленном порядке в радиожурнале.
     2.1.10.  В  присутствии капитана на мостике продолжает оставаться
ответственным  за  обеспечение безопасности плавания судна до тех пор,
пока  капитан специально не уведомит его о принятии ответственности на
себя.
     2.2. Заступление вахтенного помощника капитана на вахту
     2.2.1.  Должен  прибыть  на  мостик  не позднее чем за 10 мин. до
начала  вахты  и  убедиться  в  том,  что  все  члены  вахты  способны
эффективно выполнять свои обязанности.
     2.2.2.  Не  сдавать  вахту,  если  считает, что принимающий вахту
помощник  не  в  состоянии  эффективно  выполнять  свои обязанности, и
доложить об этом капитану.
     2.2.3. При заступлении на вахту обязан:
     принять к исполнению все распоряжения капитана;
     изучить  по  карте район плавания на предстоящую вахту (ориентиры
для  обсерваций,  характер  береговой  черты,  расстояние  до  берега,
глубины, навигационные опасности, их ограждение);
     ознакомиться  на предстоящую вахту с метеорологическими условиями
и течением;
     проконтролировать   работу   технических   средств  судовождения,
поисковой  аппаратуры, сигнально-отличительных огней и звукосигнальных
средств;
     проверить всеми доступными методами местонахождение судна;
     проверить   курс   по  гироскопическому  и  магнитному  компасам,
учитываемые   при  счислении  поправки  и  отметку  времени  на  ленте
курсографа;
     установить   координаты  на  автоматическом  аварийном  податчике
сигналов  тревоги  и  бедствия  (АПСТБ)  и  цифровом избирателе вызова
(ЦИВ);
     убедиться в возможном влиянии крена, дифферента, плотности воды и
проседания судна на величину запаса воды под килем;
     после   полного   адаптирования  в  условиях  ночного  наблюдения
ознакомиться  с окружающей обстановкой, наличием и перемещением судов,
наблюдаемых визуально или появление которых можно ожидать, так как они
наблюдаются на экране РЛС;
     получить  информацию  от  вахтенного  механика  о  режиме  работы
энергетической  установки  и  убедиться  в  этом по приборам в ходовой
рубке;
     при   управлении   главным   двигателем  с  мостика  убедиться  в
исправности пульта управления;
     ознакомиться  с  промысловой  информацией  своего  судна и судов,
работающих в этом районе.
     2.2.4.  Если  в  момент  смены  вахт  судно  выполняет маневр, то
передача вахты должна производиться после окончания маневра.
     2.3.   Обеспечение  вахтенным  помощником  капитана  эффективного
наблюдения за окружающей обстановкой
     2.3.1.  Обязан  постоянно  находиться на мостике во время несения
ходовой  вахты и обеспечивать эффективное наблюдение (как визуальное и
слуховое,   так   и  с  помощью  всех  имеющихся  в  его  распоряжении
технических   средств)   за  окружающей  обстановкой.  На  судах,  где
штурманская  рубка  отделена  от  рулевой,  может  на  короткое  время
заходить  в  штурманскую  рубку для выполнения необходимых штурманских
обязанностей,  при этом во время его отсутствия должно быть обеспечено
надлежащее наблюдение. При этом следует учитывать, что стоящий на руле
матрос не может считаться наблюдателем.
     2.4.  Контроль  вахтенным  помощником  капитана места судна и его
движения
     2.4.1.  Ведет  счисление  пути судна, используя любую возможность
для  определения его местоположения навигационными, астрономическими и
радиотехническими   способами   (частота  определений  устанавливается
капитаном   в   зависимости   от  обстоятельств  и  условий  плавания)
анализирует невязки и выявляет систематический снос судна.
     2.4.2.  Заблаговременно  докладывает  капитану о времени поворота
судна на новый курс и выполняет поворот самостоятельно (предварительно
убедившись,  что новый курс не ведет к опасности) или под руководством
капитана. По окончании поворота уточняет местонахождение судна.
     2.4.3.  При  появлении другого судна, идущего на сближение или на
пересечение  курса,  следит  за  изменением пеленга и дистанции, чтобы
своевременно  определить  опасность  столкновения. Эта опасность может
существовать  даже  при  заметном  изменении пеленга, в частности, при
сближении с очень большим судном или буксиром, занятым буксировкой.
     При угрозе опасного сближения должен перейти на ручное управление
рулем,   доложить   капитану   об   опасной   ситуации  и  предпринять
своевременные действия в соответствии с МППСС-72.
     2.5.   Периодические   проверки   вахтенным  помощником  капитана
навигационного оборудования
     2.5.1.  Проверяет судовое навигационное оборудование и определяет
его   поправки   так  часто,  как  это  практически  целесообразно.  О
результатах  проверок  делает  запись  в  судовом  журнале  и  журнале
проверок (поправок).
     2.5.2.  Регулярные  проверки  навигационного  оборудования должны
обеспечивать:
     удержание   судна   на   заданном   курсе  рулевым  матросом  или
авторулевым;
     согласованность   репитеров  гирокомпаса,  а  также  правильность
работы курсографа;
     своевременное выявление изменений поправки компаса;
     сличение  показания магнитного компаса и гирокомпаса (ежечасное и
после каждого значительного изменения курса судна);
     стабильность поправки лага во время плавания судна по расстояниям
между точными обсервациями;
     контрольный   переход   один   раз  за  вахту  с  автоматического
управления рулем на ручное;
     нормальное  функционирование ходовых и сигнальных огней, звуковых
сигналов.
     2.6.    Использование   авторулевого,   электрорадионавигационных
приборов и РЛС
     2.6.1.  Переход  с  автоматического  управления рулем на ручное и
наоборот  должен выполняться либо вахтенным помощником лично, либо под
его непосредственным наблюдением.
     2.6.2.  Вахтенный  помощник  должен хорошо знать установленные на
судне  электрорадионавигационные  приборы  и  поисковую  аппаратуру  и
погрешности   каждого   из   них.  Он  обязан  обеспечить  максимально
эффективное  использование всех навигационных средств, имеющихся в его
распоряжении.
     2.6.3.  Для  предотвращения  столкновений  при плавании в районах
интенсивного  движения судов и обязательно при ограниченной видимости,
а  также  для  определения  местоположения  судна  и  контроля  за его
движением  вахтенный помощник должен всегда использовать радиолокатор,
учитывая  при  этом  его тактико-технические данные. При использовании
радиолокатора  необходимо  подбирать  соответствующие шкалы дальности,
глазомерно  оценивать  обстановку,  графически  или путем автослежения
определять элементы движения представляющих реальную или потенциальную
опасность целей, периодически просматривать теневые секторы.
     2.6.4.  Чтобы  как  можно раньше обнаружить эхосигналы, вахтенный
помощник   должен   достаточно  часто  производить  контрольный  обзор
обстановки  на различных шкалах радиолокатора. Необходимо помнить, что
слабые  или  удаленные  эхосигналы  могут  быть  не  обнаружены  из-за
действия помех или плохой отражающей способности объекта.
     2.6.5.  Определение  элементов  движения и систематический анализ
целей  следует  начинать  заблаговременно, учитывая особенности района
плавания,  допустимую  дистанцию  кратчайшего  сближения,  минимальную
дистанцию начала маневра с учетом маневренных элементов своего судна и
технических характеристик радиолокатора.
     2.6.6.  Вахтенный помощник в хорошую погоду должен систематически
практиковаться  в  использовании радиолокатора для решения тактических
задач навигации и безопасного расхождения с судами.
     2.7. Обязанности вахтенного помощника капитана при плавании судна
в прибрежных водах и в условиях ограниченной видимости
     2.7.1. Плавание судна в прибрежных водах осуществляется в строгом
соответствии  с предварительной прокладкой и по картам самого крупного
масштаба,  откорректированным  на  основе  самой последней информации;
определять   местоположение  судна  следует  через  наиболее  короткие
промежутки времени и по возможности более чем одним способом. Глубины,
обозначенные    на   карте,   необходимо   сравнивать   с   глубинами,
показываемыми эхолотом. Вахтенный помощник должен четко опознавать все
встречающиеся  береговые  навигационные  знаки  и  средства  плавучего
навигационного ограждения.
     2.7.2.  В  соответствии  с требованиями МППСС-72 и местных правил
плавания  при  ухудшении  видимости вахтенный помощник капитана должен
уделять  особое  внимание подаче туманных звуковых сигналов и движению
судна с безопасной скоростью.
     Кроме того, он обязан:
     немедленно доложить капитану об ухудшении видимости;
     перейти на ручное управление рулем;
     предупредить  вахтенного  механика  о возможных изменениях режима
работы главного двигателя;
     включить радиолокатор и вести радиолокационное наблюдение;
     выставить  впередсмотрящего,  проинструктировав  его  и обеспечив
надежной связью с мостиком;
     включить навигационные огни;
     включить УКВ-радиостанцию на дежурный прием;
     сделать отметку на курсограмме;
     определить место судна;
     сличить часы штурманской рубки и машинного отделения;
     сделать   запись  в  судовом  журнале  о  времени  входа  в  зону
ограниченной видимости и принятых мерах безопасности.
     2.8. Обязанности вахтенного помощника при плавании судна в районе
промысла
     2.8.1.  В  дополнение к обязанностям, перечисленным в подразделах
2.1 - 2.7, вахтенный помощник капитана должен:
     обеспечивать   нормальную  производственную  деятельность  судна,
заданный  режим промысловой работы и осуществлять по указанию капитана
промысловое судовождение и маневрирование;
     учитывать     навигационно-промысловую,    гидрометеорологическую
обстановку,   наличие  и  род  занятий  других  судов,  находящихся  в
промысловом  районе,  близость  и  расположение  границ  буферных зон,
территориальных вод, рыболовных зон иностранных государств и запретных
для   промысла   районов.   Расхождение  судов,  занятых  промысловыми
операциями,   производить   в   строгом   соответствии  с  МППСС-72  и
Руководством  по организации совместного плавания при ведении промысла
судами  рыбопромыслового флота в территориальном море и исключительной
экономической зоне РФ;
     особо  тщательно  контролировать местоположение судна при ведении
промысла вблизи границ территориальных вод, рыболовных и запретных зон
иностранных   государств,   а  также  при  ведении  промысла  в  зонах
иностранных государств по лицензиям;
     наиболее  точным  в  данных  условиях  способом  определять место
постановки   и  подъема  орудий  лова  и  отражать  это  в  судовом  и
промысловом журналах;
     обеспечивать  безопасное  промысловое судовождение вблизи морских
буровых   установок,   уделяя   особое  внимание  установленным  зонам
безопасности;
     следить  за  надежностью  крепления палубного груза, промыслового
вооружения,  грузовых  стрел. При спуске и подъеме орудий лова следить
за  выполнением  правил  постановки и подъема орудий лова, соблюдением
правил техники безопасности;
     учитывать    отрицательное    воздействие    специфических   сил,
возникающих  при  промысловых  операциях,  выборке  и обработке улова,
необычных   состояниях   моря   и   погодных   условиях,   уменьшающих
остойчивость и высоту надводного борта.
     2.9. Вызов капитана на мостик
     2.9.1.  Вахтенный  помощник  капитана обязан немедленно известить
капитана при наступлении следующих обстоятельств:
     потере места судна либо больших невязках при его определении;
     подходе к режимным буферным зонам, запретным для плавания районам
и зонам разделения движения;
     внезапном резком увеличении высоты уровня льяльных вод;
     увеличении интенсивности заливаемости палубы в штормовую погоду;
     обнаружении дрейфа судна во время стоянки на якоре;
     ухудшении  или  ожидании  ухудшения видимости, а также при резком
изменении погоды, направления и силы ветра, волнения;
     изменении периода бортовой качки;
     если  условия  плавания  или перемещение отдельных судов вызывают
опасения;
     когда возникает затруднение в сохранении заданного курса;
     когда сохранение заданного курса становится небезопасным;
     когда  на  пути  судна  встречаются  лед  или другие препятствия,
представляющие опасность для плавания;
     если  в  рассчитанное  время  не  обнаружены берег, навигационные
знаки или ожидаемые глубины;
     когда неожиданно открылся берег, навигационный знак или произошло
неожиданное изменение глубин;
     в  случае выхода из строя главного двигателя, рулевого устройства
или технических средств навигации;
     подхода любого патрульного судна;
     необходимости крепления палубного груза;
     сцеплении орудиями лова или их задевании за грунт;
     обнаружении сигналов бедствия с других судов;
     падении человека за борт;
     при аварийном разливе нефтепродуктов;
     при аварийной утечке (прорыве) хладагента;
     когда  в  штормовую  погоду  наблюдается  ухудшение управляемости
судна,  его  чрезмерная заливаемость, явление слемминга либо возникают
другие факторы, влияющие на безопасность судна;
     если   возникает   опасность  штормовых  повреждений  и  в  любых
экстренных случаях, а также в обстановке, вызывающей сомнения.
     Несмотря   на   извещение  капитана  в  указанных  выше  случаях,
вахтенный  помощник должен, если потребует обстановка, незамедлительно
принять своевременные меры для обеспечения безопасности судна, людей и
груза.
     2.10. Обязанности вахтенного помощника капитана при нахождении на
борту судна лоцмана
     2.10.1.   При   плавании   под   проводкой   лоцмана   продолжает
контролировать место судна и его движение.
     2.10.2.  Если  возникает  сомнение  в  действиях  или  намерениях
лоцмана,  должен  немедленно  поставить в известность капитана судна и
предпринять необходимые меры до его появления.
     2.11. Обязанности вахтенного помощника капитана при стоянке судна
на якоре
     2.11.1. При постановке судна на якорь обязан:
     определить местоположение судна, глубину, характер грунта в точке
отдачи якоря;
     нанести на карту крупного масштаба или план окружность возможного
перемещения кормы судна с учетом вытравленной якорь-цепи;
     определить   контрольные   пеленги   и   дистанции  до  береговых
ориентиров и записать их в судовой журнал.
     2.11.2. При стоянке судна на якоре:
     осуществлять    наблюдение   за   метеорологическими   условиями,
приливами, состоянием моря и передвижением льда;
     систематически  контролировать место судна, принимать необходимые
меры при обнаружении дрейфа и извещать об этом капитана;
     обеспечивать   готовность  главного  двигателя  и  навигационного
оборудования в соответствии с указаниями капитана;
     не  допускать  опасного  сближения с навигационными опасностями и
другими  судами  при  рыскании судна или изменении направления ветра и
течения;
     при  ухудшении  видимости вызвать капитана, усилить наблюдение за
окружающей  обстановкой,  при  необходимости  включить  радиолокатор и
подавать сигналы в соответствии с МППСС-72;
     обеспечить своевременное выставление надлежащих огней и знаков;
     производить   обход   верхней  палубы  судна,  проверять  якорное
устройство, натяжение, положение и длину вытравленной якорной цепи;
     принимать  меры  по  предупреждению  загрязнения  морской среды с
судна и выполнять местные портовые правила;
     включать   судовую   УКВ-радиостанцию  и  обеспечивать  получение
поступающей информации.

             3. Обязанности вахтенного помощника капитана
                       во время стоянки в порту

     3.1. Организация и состав вахты
     3.1.1.  Порядок  и  состав  вахты  на  судне  определяет капитан.
Вахтенный помощник капитана обязан инструктировать состав вахты, чтобы
обеспечить  ее  несение с соблюдением требований безопасности, включая
надлежащее наблюдение.
     3.1.2.  Во  время  стоянки  в порту вахтенный помощник в пределах
возложенных на него обязанностей отвечает за:
     обеспечение  безопасности  людей,  судна,  груза  и использование
судового имущества и имущества порта по назначению;
     соблюдение международных, национальных и местных правил;
     поддержание порядка и нормальной деятельности на судне;
     обеспечение пропускного режима на судно.
     3.2. Заступление на вахту
     3.2.1.  Заступающий  на вахту помощник капитана обязан убедиться,
что  состав  вахты  достаточен  и  готов  в соответствующих условиях и
обстановке  бороться за безопасность и живучесть судна, ознакомиться с
составом вахты и провести соответствующий инструктаж. Сделать запись в
судовом журнале о приеме вахты и своих замечаний.
     Вахтенный  помощник не должен сдавать вахту, если он считает, что
принимающий   вахту   не   в   состоянии   эффективно  выполнять  свои
обязанности.  В  этом случае он обязан уведомить об этом капитана, а в
его отсутствие - старшего помощника.
     Вахта  считается  переданной  после  подписи  в  судовом  журнале
сдающего и принимающего вахту помощников капитана.
     3.2.2. Вахтенный помощник, сдающий вахту, должен проинформировать
заступающего на вахту о следующем:
     распоряжениях капитана по вахте;
     глубине у причалов, осадке судна, уровне и времени полной и малой
воды,  состоянии швартовов, положении якорей и количестве вытравленной
якорь-цепи,    особенностях    стоянки,   связанных   с   обеспечением
безопасности судна и эксплуатационной деятельности;
     назначенном  времени  выхода  судна  в  рейс, готовности главного
двигателя;
     уровне  воды  в балластных танках и льялах, распределении судовых
запасов воды, топлива и смазочных масел по танкам и цистернам, крене и
дифференте;
     сигналах и огнях, выставленных на судне;
     судовых  и  ремонтных  работах, особо обратив внимание на работы,
ведущиеся на открытых палубах, с забортной арматурой, трубопроводами и
с применением открытого огня;
     производстве   грузовых   операций,   характере,   количестве   и
размещении  груза,  погруженного  или  оставшегося  на судне, открытых
люках и горловинах;
     наличии плавсредств у борта и на бакштове;
     наличии  на борту капитана, командного состава, количестве членов
экипажа,  присутствии  и  местонахождении остальных лиц, не входящих в
состав экипажа;
     состоянии противопожарных средств;
     специальных портовых правилах;
     способах  связи  между  судном  и  берегом, портовыми властями на
случай  возникновения  аварийной обстановки или необходимости оказания
помощи;
     мерах по предупреждению загрязнения окружающей среды.
     3.2.3.  Если  в момент сдачи вахты производятся какие-либо важные
операции,  то  они  должны быть завершены помощником капитана, сдающим
вахту, если нет на это другого указания капитана.
     3.3. Несение вахты
     3.3.1.  Во  время стоянки судна в порту вахтенный помощник должен
обращать особое внимание на:
     состояние   и   крепление  швартовных  канатов,  кранцев,  трапа,
якорь-цепи,  особенно  при  смене  приливного  течения  или в местах с
большими величинами прилива;
     осадку судна, запас воды под килем и состояние судна, исключающее
опасный крен и дифферент;
     состояние  погоды  и  моря;  при  ухудшении  погоды или получении
штормового   предупреждения   вахтенный   помощник  принимает  меры  к
обеспечению безопасной стоянки судна;
     оборудование    трапа    предохранительными    сетками,   леерным
ограждением,  спасательным  кругом  с бросательным концом, а также его
надлежащее освещение;
     ход  грузовых  операций,  открытие  и закрытие трюмов и горловин,
задраивание находящихся у ватерлинии иллюминаторов;
     своевременное выставление сигналов и огней;
     уровень воды в льялах и танках.
     3.3.2. Вахтенный помощник капитана обязан:
     вести надежное наблюдение за состоянием судна;
     следить за соблюдением правил пожарной безопасности, особенно при
выполнении огневых работ;
     знать  местонахождение и степень готовности спасательных средств,
аварийного и противопожарного имущества;
     совершать регулярные обходы жилых и служебных помещений;
     принимать   меры,   обеспечивающие   предотвращение   загрязнения
окружающей среды собственным судном;
     при   обнаружении   факта   загрязнения  другим  судном  (судами)
немедленно зафиксировать время и известить капитана;
     знать порядок вызова пожарных и спасательных команд порта;
     знать состояние остойчивости судна и методы ее поддержания, особо
обращая внимание на обеспечение остойчивости в аварийных случаях;
     предлагать помощь судам или отдельным лицам, терпящим бедствие;
     обеспечивать   безопасность  судна  и  людей  при  проворачивании
винтов;
     записывать в судовой журнал все важные события, касающиеся судна;
     в случае аварийной ситуации, угрожающей безопасной стоянке судна,
немедленно объявить тревогу, известить капитана и возглавить борьбу за
живучесть  судна  до  его  прибытия  и, если необходимо, обратиться за
помощью к администрации порта и соседним судам.

                               Перечень
           основных действий вахтенного помощника капитана
                   при чрезвычайных обстоятельствах

     Внезапная остановка главного двигателя
     1. Сообщить капитану.
     2. Перейти на ручное управление рулем.
     3.  Удерживать  судно  в наиболее безопасном положении, используя
руль (подруливающее устройство).
     4.  Выставить  сигналы  согласно  МППСС-72  для  судна, лишенного
возможности  управляться.  Оповестить  по УКВ-радиостанции находящиеся
вблизи суда.
     5.  Вызвать  боцмана  на бак и дать указание подготовить к отдаче
якоря, если постановка на якорь возможна.
     6.  С  момента  прибытия  капитана  на  мостик действовать по его
указанию.
     Вывод из строя рулевого устройства
     1.  Застопорить,  если  необходимо,  ход судна и сообщить об этом
капитану и вахтенному механику.
     2. Перейти на запасное (аварийное) управление рулем.
     3.  В случае невозможности ввести в действие запасной (аварийный)
рулевой   привод,  выставить  сигналы  согласно  МППСС-72  для  судна,
лишенного  возможности  управляться.  Оповестить  по  УКВ-радиостанции
находящиеся вблизи суда.
     4.  Дать  указание  подготовить  якоря  к отдаче, если постановка
судна на якорь возможна.
     5.  С  момента  прибытия  капитана  на  мостик действовать по его
указанию.
     Столкновение, получение пробоины
     1.  Сманеврировать  судном  таким образом, чтобы свести возможные
повреждения к минимуму.
     2.  Объявить общесудовую тревогу с указанием места предполагаемой
пробоины.
     3. Закрыть водонепроницаемые и противопожарные закрытия.
     4. В темное время суток включить палубное освещение.
     5.   С   момента   прибытия   на  мостик  капитана  и  остального
штурманского  состава  действовать  согласно расписанию по общесудовой
тревоге.
     Возникновение пожара (взрыва)
     1. После получения сигнала или доклада о пожаре (взрыве) объявить
общесудовую  тревогу  с  указанием  места  пожара (взрыва). Произвести
запись в судовом журнале с указанием широты, долготы, характера пожара
(взрыва).
     2.  Остановить  ход  судна, лечь в дрейф, если позволяют погодные
условия.
     3.  Выключить  вентиляцию  помещений  при  наличии дистанционного
управления с мостика.
     4.  Закрыть  водонепроницаемые  и  противопожарные  закрытия  при
наличии дистанционного управления с мостика.
     5. В темное время суток включить палубное освещение.
     6.   С   момента   прибытия   на  мостик  капитана  и  остального
штурманского  состава  действовать  согласно расписанию по общесудовой
тревоге.
     Посадка судна на грунт
     1. Остановить главный двигатель.
     2.  Объявить  общесудовую  тревогу.  Произвести  запись в судовом
журнале с указанием широты и долготы места происшествия.
     3.  Закрыть  водонепроницаемые  и  противопожарные  закрытия  при
наличии дистанционного управления с мостика.
     4. Выставить огни и знаки согласно МППСС-72 для судна на мели.
     5. В темное время суток включить палубное освещение.
     6.   С   момента   прибытия   на  мостик  капитана  и  остального
штурманского  состава  действовать  согласно расписанию по общесудовой
тревоге.
     Внезапное  возникновение  большого  статического  крена (смещение
груза)
     1.  Снизить  ход судна, лечь носом на волну, объявить общесудовую
тревогу.
     2.  Закрыть  водонепроницаемые  и  противопожарные  закрытия  при
наличии дистанционного управления с мостика.
     3. Уточнить координаты судна, выставить их на АПСТБ.
     4. В темное время суток включить палубное освещение.
     5.  С  прибытием  на  мостик  капитана  и остального штурманского
состава действовать согласно расписанию по общесудовой тревоге.
     Аварийный разлив нефтепродуктов
     1. Остановить главный двигатель.
     2.  Объявить  общесудовую  тревогу.  Произвести  запись в судовом
журнале с указанием широты и долготы места происшествия.
     3. С прибытием на мостик капитана действовать согласно расписанию
по борьбе с загрязнением морской среды.
     Аварийная утечка (прорыв) хладагента
     1.  Дать сигнал общесудовой тревоги и объявить по радиотрансляции
об  утечке  (прорыве)  хладагента  с  указанием  места  сбора всех лиц
экипажа, не имеющих конкретных обязанностей по этому сигналу.
     2.  Изменить  курс  судна, обеспечивающий безопасность экипажа от
поражения парами хладагента.
     3.  Дать указание о герметизации трюмов и помещений, где хранятся
продукты.
     4.  С  момента  прибытия  на  мостик  капитана действовать по его
указанию.
     Падение человека за борт
     1. Дать команду рулевому переложить руль на борт, с которого упал
человек, сбросить спасательный круг со светодымящимся буйком.
     2.  Дать  указание  матросу-впередсмотрящему постоянно следить за
упавшим  за борт (в темное время суток впередсмотрящий должен включить
прожектор и направить его в сторону места падения человека).
     3.  Объявить  тревогу: "Человек за бортом", продублировать гудком
или тифоном и известить о случившемся капитана.
     4.  Когда  судно отвернет от первоначального курса на необходимый
угол, дать команду матросу-рулевому переложить руль на противоположный
борт.
     5. Включить РЛС на подготовку.
     6.  Получая  беспрерывно  доклады  рулевого  о положении судна по
компасу,  лечь  вовремя  на контркурс и до выхода на него режим работы
главного двигателя не менять.
     7.  Распорядиться,  чтобы приготовленная к спуску дежурная шлюпка
(спасательная шлюпка) не спускалась, пока судно не потеряет инерцию.
     8. При подходе к упавшему за борт маневрировать по обстановке или
по указанию прибывшего на мостик капитана.
     Примечание.  Для  судна  с  орудием лова за бортом первоочередной
мерой  при падении человека за борт является остановка движения судна,
чтобы  по возможности уменьшить расстояние до упавшего. Одновременно с
началом  торможения  судна  оценивается  возможность спасения человека
силами самого судна или других судов, находящихся поблизости.


                                                            Приложение

                         РЕКОМЕНДУЕМАЯ СХЕМА
       УСИЛЕННОЙ ХОДОВОЙ ВАХТЫ ПРИ ПЛАВАНИИ В СЛОЖНЫХ УСЛОВИЯХ

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|    ---------------------           ------------------  ------------------------  -----------  ------------           |
|    |      КАПИТАН      |           |Радиолокационное|  |   Анализ ситуации,   |  |Команды  |  | Контроль |           |
|    | непосредственное  |---------->|   наблюдение   |->|  выработка решений,  |->|на выпол-|->|за исходом|           |
|    |    руководство    |< - - ---  | за окружающей  |  |       действий       |  |нение    |  | маневра, |           |
|    | управлением судна | - - -- |  |  обстановкой   |  ------------------------  |маневра, |  | действия |           |
|    ---------------------           ------------------           /\ /\ /\ /\  /\  |действия |  ------------           |
|      /\    |        |  /\     | |                               |  |  |  |   |   -----------                         |
|      |     |        |  |      | |                               |  |  |  |   ------------------------------------    |
|      |     |        |  |                                        |  |  |  -------------------------------------- |    |
|      |     \/      \/  |      | |                               |  |  --------------------------              | |    |
|    --|-----------  ----|------|   -----------   ------------    |  -------------               |              | |    |
|    |Телеграф    |  |Старший  |  -T|Вахтенный|-->|Управление|   -|-----------  -|------------- -|------------  | |    |
|    |(дистанци-  |<-|помощник |-->||матрос-  |   |  рулем   |-->|Доклады об |  |Доклады      | |Доклады     |  | |    |
|    |онный пост  |->|капитана |-->||рулевой  |   ------------   |изменении  |  |капитану о   | |капитану    |  | |    |
|    |управления  |  -----------<--|-----------                  |обстановки,|  |результатах  | |расчетных   |  | |    |
|    |энергетиче- |   /\|  |       |                             |о работе   |  |наблюдения,  | |данных      |  | |    |
|    |ской уста-  |   | |  |       |                             |приборов   |  |счисления,   | |время, курс,|  | |    |
|    |новкой)     |   | |  |       |------------  -------------  |курсоуказа-|  |определения, | |скорость)   |  | |    |
|    --------------   | |  |       ||Вахтенные |  |Непрерывное|  |телей руле-|  |ходе выпол-  | |для безопас-|  | |    |
|      /\ |           | |  |       ||матросы-  |  |визуально- |  |вого       |  |нения маневра| |ного расхож-|  | |    |
|      |  |           | |  |       -|впередсмо-|->|слуховое   |->|устройства |  --------------- |дения       |  | |    |
|      |  |           | |  |     ---|трящие    |  |наблюдение |  -------------              /\  --------------  | |    |
|      |  |           | |  |     |  ------------  -------------          |                  |             /\    | |    |
|      |  |           | \/ |     \/                                      |                  |             |     | |    |
|      |  | ----------|--- | ------------    --------------------        |                  |             |     | |    |
|      |  | |Подвахтенный| | |Вахтенный |--->|Визуально-слуховое|        |                  ------        |     | |    |
|      |  | |  помощник  | | | помощник |--- |и радиолокационное|        \/                      |        |     | |    |
|      |  | |  капитана  | | | капитана |--| |(по указанию капи-|      --------------------     -|--------|--   | |    |
|      |  | -------------- | ------------ || |тана) наблюдение  |----->|Анализ наблюдений,|     |Контроль   |   | |    |
|      |  \/        /\|    |           |  || --------------------      |    счисления,    |     |выполнения |   | |    |
|    --|-------     | |    |           |  || --------------------      |    определения   |     |команд     |   | |    |
|    |Главный |     | |    |           |  || |    Счисление     |      | места, характера |     |капитана,  |   | |    |
|    |(стар-  |     | |    |           |  |->|пути, определение |----->|   деятельности   |---->|хода выпол-|   | |    |
|    |ший)    |---- | |    |           |  |  |    места судна   |      |   наблюдаемых    |     |нения ма-  |   | |    |
|    |механик |   | | |    |           |  |  --------------------      | судов, объектов, |     |невра,     |   | |    |
|    ----------   | | |    |           |  |  ------------------      ->|  других действий |     |действия   |   | |    |
|      /\ |       | | |    |           |  |  |     Работа     |------- --------------------     -------------   | |    |
|      |  |       | | |    |           |  -->|с навигационными|                                                 | |    |
|      |  |       | | |    |           |     |   приборами    |                                                 | |    |
|      |  \/      | | |    \/          |     ------------------                                                 | |    |
|    --|--------  | | |-------------   |     -------------                                                      | |    |
|    |Вахтенный|  | | ||   Связь   |   |     |Регистрация|                                                      | |    |
|    | механик |  | | || с постами |   |     | элементов |                                                      | |    |
|    -----------  | | ||управления |   ----->| движения, |                                                      | |    |
|      /\ |   --- | | ||   судна,  |         | событий,  |                                                      | |    |
|      |  |     | | | ||дублирует и|         | действий  |                                                      | |    |
|      |  |     | | | || исполняет |         -------------                                                      | |    |
|      |  |     | | | ||  команды  |                  ------------------    -------------                       | |    |
|      |  |     | | | ||  капитана |----------------->|  Координация   |--->|Контроль за|-----------------------| |    |
|      |  |     | | | |-------------                  |   и контроль   |    |исполнением|                       | |    |
|      |  |     | | | ----------------------          | действий всего |    |действий и |                       | |    |
|      |  |     | | -----                | |          |    состава     |    |  маневров |                       | |    |
|      |  |     | |     |                | |          |  ходовой вахты |    -------------                       | |    |
|      |  \/    | |     |                | |          ------------------                                        | |    |
|    --|--------| |     |                | | ---------------          /\                                        | |    |
|    |Вахтенные|| |     |                | | |Внешняя и    |          |                                         | |    |
|    |  в МКО  || |    -|-------------   | ->|внутрисудовая|          |                                         | |    |
|    -----------| |    |  Вахтенный  |   |   |связь, сигна-|----------|      ------------------------------     | |    |
|         |     | |    |радиооператор|   |   |лизация      |          |      |  Выполнение дополнительных |     | |    |
|         |     | |    ---------------   |   ---------------          |------|функций по указанию капитана|------ |    |
|         |     | |                 |    |   ------------------------ |      ------------------------------       |    |
|         |     | |                 |    --->|     Наблюдение       | |                                           |    |
|         |     | |                 |        |  (радиолокационное   |--                                           |    |
|         |     | |                 |        |    наблюдение) за    |                                             |    |
|         |     | |                 ----     |окружающей обстановкой|                                             |    |
|         \/    \/\/                   \/    ------------------------                                             |    |
|    ---------------------------    ---------------------------------------                                       |    |
|    |Обеспечение бесперебойной|    |       Представление капитану        |                                       |    |
|    |    работы на заданных   |    |навигационной, гидрометеорологической|----------------------------------------    |
|    |  режимах энергетической |    |        и другой информации          |                                            |
|    |       установки         |    ---------------------------------------                                            |
|    ---------------------------                                                                                       |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     Примечание.  Состав усиленной ходовой вахты при плавании в особых
условиях  и  распределение функциональных обязанностей устанавливаются
капитаном судна.

                 Основные функциональные обязанности
           судоводительского состава по рекомендуемой схеме

     Капитан
     1. Осуществляет непосредственное руководство управлением судна.
     2.  Устанавливает  повышенную  готовность  главной энергетической
установки  к  изменению режима движения, назначает безопасную скорость
для данных условий плавания и путь движения судна.
     3.  Осуществляет  систематическое  визуальное  и радиолокационное
наблюдение  за  окружающей  обстановкой,  проводит  оперативную оценку
поступающих данных и анализ ситуации в целом, вырабатывает решения.
     4.   Отдает   команды   на   производство  маневров,  действий  и
осуществляет общий контроль за их выполнением.
     Старший помощник капитана
     1.  Занимает пост у машинного телеграфа или пульта дистанционного
управления движением судна.
     2.  Осуществляет  связь  с постами управления судном, дублирует и
выполняет команды капитана.
     3. Координирует и контролирует действия всего состава штурманской
ходовой вахты.
     4.  Осуществляет  непосредственный контроль за исполнением команд
капитана, действий и маневров судна.
     Вахтенный помощник капитана
     1.   Преимущественное   местонахождение   -   штурманская  рубка.
Выполняет  основные обязанности по использованию навигационных средств
для   ведения   счисления,   определения   места   судна  и  работе  с
навигационными картами (прокладке).
     2.  Представляет  капитану  необходимую оперативную информацию по
результатам  счисления  и  определений  места судна, моментам начала и
окончания поворотов на новые курсы, направлений и величин невязок.
     3.  Производит  регистрацию  элементов  движения судна, событий и
других действий.
     4.    По    указанию    капитана    осуществляет   визуальное   и
радиолокационное наблюдение за окружающей обстановкой.
     Подвахтенный помощник капитана
     1. Основное местонахождение - рулевая рубка. Осуществляет внешнюю
и внутрисудовую связь, сигнализацию.
     2.  Ведет  визуально-слуховое  или  радиолокационное (по указанию
капитана) наблюдение.
     3.  При  необходимости  оказывает  помощь старшему или вахтенному
помощнику капитана.
     4. Выполняет дополнительные функции по указанию капитана.
     Необходимость  усиления  ходовой вахты на мостике дополнительными
специалистами судоводительского состава обуславливается возникновением
ряда  определенных  обстоятельств  (плавание  в  условиях ограниченной
видимости,  при  входе  и выходе судна из порта, проходе особо сложных
участков  узкости  или районов моря, при штормовых условиях, в сложной
ледовой  обстановке,  в  экстремальных  ситуациях  и  др.),  требующих
решения  повышенных  задач,  непосредственно  связанных с обеспечением
безопасности плавания судна.
     Рекомендуемая  схема  усиленной  ходовой  вахты  на  мостике  при
плавании  судна в сложных условиях не является типовой (универсальной)
и  на  практике  в  каждом  отдельном  случае  может  быть  изменена в
зависимости   от   степени  сложности  условий  плавания,  разрешающих
возможностей  судна  и  его  маневренных качеств, уровня автоматизации
судовождения,  рода  производственной  деятельности судна, численности
судоводительского состава и других факторов.
     Решение о введении усиленной ходовой вахты, ее численном составе,
а  также  конкретных обязанностях каждого из специалистов штурманского
состава и их расстановке на мостике принимает капитан судна.

                              ИНСТРУКЦИЯ
                ПО НЕСЕНИЮ ВАХТЫ ДЛЯ СУДОВЫХ МЕХАНИКОВ

                         1. Общие обязанности

     1.1.  Назначается  на  вахту  главным (старшим) механиком судна и
является начальником всей вахты судомеханической службы.
     1.2. Подчиняется непосредственно вахтенному помощнику капитана, а
в   части  эксплуатации  технических  средств  -  главному  (старшему)
механику.
     1.3.  Отвечает за надлежащее несение вахты в машинных помещениях,
надежную  работу  всех  технических  средств энергетической установки,
обеспечивающих  безопасность  судна  и  его  нормальную  эксплуатацию,
безопасную   организацию   работ   в   машинных  помещениях,  а  также
предотвращение загрязнения судном окружающей среды.
     1.4.  Вахтенному  механику  подчиняются  вахтенный электромеханик
(механики  других  специализаций), отвечающий за работу вверенного ему
подразделения и исправность технических средств своего заведования.
     1.5.  Получив  от  вахтенного  помощника  капитана  информацию  о
предстоящей  работе  судна  в  особых условиях (вход в порт и выход из
него,   следование   в   узкостях,  плавание  в  районах  интенсивного
судоходства,  подход  к  берегам и опасным местам, плавание в условиях
ограниченной  видимости, во льдах, швартовные операции и т.д.), обязан
вызвать   на  пост  управления  главной  силовой  установкой  главного
(старшего)  механика  и  старшего  электромеханика  (электромеханика).
Главный  (старший)  механик  может  покинуть  пост  управления главной
силовой  установкой  только  с  разрешения  капитана  судна, а старший
электромеханик  (электромеханик)  -  с  разрешения главного (старшего)
механика.
     1.6.  При выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту
механизмов   и   оборудования   в  машинных  помещениях  контролирует:
соблюдение  всеми  лицами,  занятыми  этими  работами,  правил техники
безопасности   и   пожаробезопасности;   отключение  и  байпасирование
оборудования,  на  котором  будет  проводиться  работа, проверку и при
необходимости   ввод   в   действие   отремонтированных  механизмов  и
оборудования.
     1.7.  Делает записи в машинном журнале в соответствии с правилами
его  ведения,  а  также  о  случаях  ввода  и  вывода  из эксплуатации
оборудования  или  ремонта  его, о лицах, выполнявших работу, и других
необходимых сведений.
     1.8.   Механик,  заступающий  на  вахту  и  принимающий  на  себя
ответственность    за   должное   и   эффективное   выполнение   своих
обязанностей, обязан знать:
     судовую энергетическую установку;
     источники  электроэнергии,  тепла и освещения и уметь производить
необходимые переключения;
     балластную систему и уметь управлять ею;
     установки,  обслуживающие  помещения  для  экипажа,  а  также для
обеспечения  грузовых  операций,  водоснабжения  и  вентиляции и уметь
использовать их;
     все  судовые системы предупредительной и аварийной сигнализации и
принимать соответствующие меры на их срабатывание;
     расположение противопожарного оборудования в машинных помещениях,
средства    пожарной    сигнализации   и   правила   их   эффективного
использования;
     судовые  средства для предотвращения загрязнения окружающей среды
и уметь их использовать;
     все средства внутрисудовой связи и уметь ими пользоваться.

            2. Несение вахтенным механиком машинной вахты

     2.1. Во время вахты обязан:
     обеспечивать  постоянное  наблюдение  за  работой  энергетической
установки и вспомогательного оборудования;
     поддерживать  установленный  режим  работы  технических средств с
соблюдением  правил  технической  эксплуатации,  инструкций и указаний
главного (старшего) механика;
     следить  за работой членов вахты и организовывать замену в случае
неспособности кого-нибудь из них выполнять свои обязанности;
     обеспечивать  постоянную  готовность к действию средств борьбы за
живучесть судна, а в случае тревоги - их действие;
     при  обнаружении  ненормальной  работы  технических  средств  или
угрозе   их   безопасной   работе  принимать  соответствующие  меры  и
докладывать об этом главному (старшему) механику;
     по  распоряжению вахтенного помощника капитана производить прием,
откачку и перекачку балласта, а также откачку воды из трюмных льял;
     контролировать  уровень  воды  в  льялах  машинных  помещений и с
разрешения  вахтенного  помощника производить откачку льяльных вод, не
допуская загрязнения моря нефтепродуктами;
     организовать  подачу  потребителям  электроэнергии,  воды, пара и
сжатого воздуха;
     обеспечить  поддержание  должного  порядка  и  чистоты в машинных
помещениях.
     2.2.  При обнаружении пожара или поступлении внутрь корпуса судна
забортной воды обязан немедленно сообщить об этом вахтенному помощнику
капитана  и  организовать  борьбу  с  ними,  используя  для  этого все
возможные и эффективные меры.
     2.3.  На  судах, где несение вахт электромеханиками и электриками
не  предусмотрено,  обязан  обеспечивать управление всеми техническими
средствами судового электрооборудования.
     При  возникновении  каких-либо неисправностей электрооборудования
должен  вызвать  в  машинное  помещение  электромеханика или лицо, его
заменяющее.
     2.4. Обязан знать:
     количество,  расположение  и  типы  оборудования  для  борьбы  за
живучесть судна, пожарного оборудования и правила их использования;
     правила  и  способы  аварийного вывода оборудования из действия в
случае  пожара или затопления машинных помещений, а также расположение
аварийных выходов и правила эвакуации людей;
     возможные  опасности,  которые  могут вызвать несчастные случаи с
персоналом  в  машинных  помещениях,  меры для их устранения и правила
оказания первой помощи при несчастных случаях.
     2.5.   Перед  сдачей  вахты  должен  убедиться  в  том,  что  все
случившиеся  в  течение  вахты неполадки с оборудованием и механизмами
энергетической  установки  занесены в машинный журнал в соответствии с
правилами его ведения.
     2.6. Обязан незамедлительно извещать главного (старшего) механика
о следующих обстоятельствах:
     возникновении   угрозы   для   безопасной  работы  энергетической
установки или для судна в целом;
     нарушении нормальной работы технических средств, могущих привести
к аварийной ситуации;
     возникновении  аварийной  ситуации,  а  также если он нуждается в
помощи или сомневается в принятом решении.
     Известив  о случившемся, вахтенный механик должен, если потребуют
обстоятельства, незамедлительно предпринимать действия для обеспечения
безопасности судна, его механизмов и экипажа.
     2.7.   Присутствие   главного   (старшего)  механика  в  машинном
помещении  не снимает с вахтенного механика ответственности за несение
вахты  до  тех  пор,  пока  тот  не  возьмет управление энергетической
установкой на себя.

             3. Обязанности вахтенного механика во время
                         приема и сдачи вахты

     3.1. Во время приема вахты обязан лично проверить:
     работающие технические средства энергетической установки, включая
рулевую машину;
     оборудование,  связанное  с эксплуатацией паровых котлов, обратив
особое    внимание   на   работоспособность   систем   автоматического
регулирования и защиты котла;
     уровень  топлива  и  масла  в  расходных,  сливных,  отстойных  и
резервных цистернах;
     рабочие    параметры   главных   и   вспомогательных   механизмов
энергетической установки;
     средства борьбы с пожаром и водоотливные средства.
     3.2. Во время сдачи вахты должен ознакомить принимающего вахту со
всеми  сведениями,  имеющими  существенное  значение  для эксплуатации
энергетической установки, в частности:
     способом управления главными двигателями;
     работами  по  техническому обслуживанию и ремонту, выполняемыми в
машинных помещениях;
     особыми   распоряжениями   и   инструкциями  главного  (старшего)
механика  и  вахтенного  помощника  капитана об эксплуатации главных и
вспомогательных механизмов и судовых систем;
     специальными распоряжениями о сбросе загрязненной воды;
     неисправностями технических средств, работа которых до устранения
неполадок не допускается;
     остатками  воды в балластных, сливных, сточных цистернах, а также
специальными указаниями об использовании или удалении их содержимого;
     специальными  режимами  использования  технических  средств из-за
неисправностей оборудования или неблагоприятных условий плавания.
     3.3.  Заступающий  на вахту механик должен проверить соответствие
записей  в  машинном  журнале  собственным  наблюдениям  и  полученным
сведениям.  Вахта считается переданной после подписи машинного журнала
сдающим и принимающим вахту механиками.
     3.4.  Вахтенный механик не должен сдавать вахту, если он считает,
что принимающий вахту механик не в состоянии эффективно выполнять свои
обязанности.   О  случившемся  должен  уведомить  главного  (старшего)
механика и вахтенного помощника капитана.
     3.5.  Прием  и  передача  вахты  во время маневров или ликвидации
последствий аварий допускается только с разрешения главного (старшего)
механика и в его присутствии.

                  4. Обязанности вахтенного механика
                    в нормальных условиях плавания

     4.1.   Должен   находиться  на  посту  управления  энергетической
установкой   и   обеспечивать   ее   работу.   При   обходе  помещений
энергетической   установки  обязан  оставлять  вместо  себя  на  посту
управления вахтенного моториста.
     4.2.  При  управлении  главным  двигателем  с мостика имеет право
находиться  в  любом  месте машинного помещения, но должен быть всегда
готовым в любой момент прибыть на пост управления и принять управление
главным двигателем на себя.
     4.3.  При управлении энергетической установкой с мостика на судах
со   знаком   автоматизации  А1  Морского  Регистра  судоходства  (или
равноценным   знаком   автоматизации   иностранных   классификационных
обществ),  находящихся  в  открытом  море, может находиться в любом из
судовых     помещений,     оборудованных    аварийно-предупредительной
сигнализацией,  в  том  числе  и в своей каюте, но его местонахождение
должно   быть   известно   вахтенному  помощнику  капитана.  Настоящее
положение распространяется также на суда вместимостью менее 500 ед. со
знаком автоматизации А2.
     4.4.  Периодически  должен  лично  проверять  исполнение  членами
машинной  вахты  своих  обязанностей  и  производить  осмотр  машинных
помещений, а именно:
     главных  и  вспомогательных  механизмов энергетической установки,
убеждаясь,   что  они  функционируют  нормально,  посторонние  шумы  и
вибрация отсутствуют, значение рабочих параметров находится в норме;
     рулевого устройства и связанного с ним оборудования;
     уровня воды в котлах и теплообменных аппаратах;
     уровня воды и степени ее загрязнения в льялах машинных помещений;
     системы трубопроводов, включая системы управления.
     4.5.  С  разрешения  главного  (старшего) механика может под свою
ответственность  поручать подчиненным выполнение работ по техническому
обслуживанию или ремонту оборудования. О проведении таких работ должна
быть сделана запись в машинном журнале.
     4.6.  Обязан  строго соблюдать заданный режим работы механической
установки,   помня,   что   всякое   изменение  скорости  судна  может
подвергнуть угрозе его безопасность. Форсирование скорости допускается
только по команде с мостика.
     4.7.   При   управлении   механической  установкой  из  машинного
помещения  обязан  дублировать  и  исполнять  команды  и распоряжения,
поступающие  с мостика. Если выполнение команды (распоряжения) связано
с угрозой аварии или опасностью для жизни людей в машинных помещениях,
следует  немедленно  доложить  об этом на мостик и главному (старшему)
механику.  При  повторной команде (распоряжении) с мостика ее надлежит
выполнить, произведя соответствующую запись в машинном журнале.
     4.8. Должен перейти на ручное управление главными двигателями или
другими техническими средствами, известив об этом вахтенного помощника
капитана  и  главного (старшего) механика, при выходе из строя средств
автоматизации  по управлению механической установкой с мостика. Каждый
случай  передачи  управления  главным  двигателем с мостика в машинное
помещение и обратно должен быть зарегистрирован в машинном журнале.
     4.9.  Обязан докладывать вахтенному помощнику капитана и главному
(старшему)  механику  о  возникшей  необходимости  остановить  главный
двигатель или изменить режим работы механизмов, заданный с мостика.
     При  непосредственной угрозе аварии или опасности для жизни людей
в  машинных  помещениях  имеет  право остановить главный двигатель или
любой  другой  механизм  и  немедленно  доложить  об  этом  вахтенному
помощнику капитана и главному (старшему) механику.
     Если  их  остановка  грозит  аварией  судну,  капитан  (вахтенный
помощник капитана) имеет право потребовать продолжения работы главного
двигателя  и  механизмов,  принимая  ответственность за последствия на
себя, о чем делается запись в машинном журнале.
     4.10.  По  распоряжению  вахтенного помощника капитана производит
прием,  откачку  и перекачку балласта, а также откачку воды из трюмных
льял.
     4.11.  Следит  за  уровнем  воды  в льялах машинных помещений и с
разрешения  вахтенного  помощника капитана производит откачку воды, не
допуская  загрязнения моря нефтепродуктами, за тем, чтобы загрязненная
вода и мусор не удалялись за борт.
     4.12.  Обеспечивает  поддержание  должного  порядка  и  чистоты в
машинных помещениях.
     4.13.  Обеспечивает  постоянную  готовность  к  действию  средств
борьбы  за  живучесть  судна  и  в случае тревоги действие необходимых
технических средств.
     4.14. Делает записи в машинном журнале в соответствии с правилами
его ведения.

                  5. Обязанности вахтенного механика
                      в особых условиях плавания

     5.1. Под особыми условиями понимается плавание, когда должна быть
обеспечена  повышенная  готовность  механической установки к изменению
режима  работы  и  совершению  маневра  судна  (прохождение  каналов и
узкостей, вход в порт и выход из порта, плавание во льдах и в условиях
ограниченной видимости, прохождение районов интенсивного судоходства и
т.п.).
     5.2.  Обязан подготовить механическую установку к особым условиям
плавания, в частности проверить:
     наличие  необходимого  резерва мощности для потребителей энергии,
включаемых  при  маневрировании  (если  потребуется, ввести в действие
дополнительный  источник энергии и удостовериться в готовности главной
энергетической установки к маневру);
     рулевое  устройство  и  готовность  его  к переходу с одного вида
управления на другой;
     готовность  к  действию вспомогательных механизмов, потребность в
использовании которых может возникнуть при маневрировании;
     давление  воздуха  или  пара  для  подачи  звуковых сигналов (оно
должно  быть  постоянным)  при  движении судна в условиях ограниченной
видимости или при маневрировании.
     5.3. Обязан постоянно находиться на посту управления механической
установкой  (независимо от степени автоматизации судна) и быть готовым
к переходу на ручное управление механизмами.

                  6. Обязанности вахтенного механика
         при нахождении судна на незащищенной якорной стоянке

     6.1. Помимо выполнения требований раздела 2 должен:
     обеспечить   в   соответствии  с  распоряжениями,  полученными  с
мостика,  поддержание главных и вспомогательных механизмов в состоянии
постоянной готовности;
     периодически  проверять  все  работающие  и  резервные механизмы,
включая палубные;
     принимать  меры  по предотвращению загрязнения окружающей среды с
судна, соблюдая соответствующие правила;
     контролировать несение вахты подчиненным персоналом.

                  7. Обязанности вахтенного механика
                     при работе судна на промысле

     7.1.  При  выполнении  промысловым  судном  операций, связанных с
добычей  морепродуктов  (поиск  объекта  лова,  постановка,  подъем  и
буксировка  орудий лова, подъем улова на борт судна), несение машинной
вахты производится в соответствии с требованиями раздела 2 и п. 5.3.
     7.2.  Несение машинной вахты на промысловом судне при его стоянке
в  открытом  море  у  плавбазы  (транспортного рефрижератора) в период
сдачи  продукции  или  получения  снабжения  должно  осуществляться  в
соответствии с требованиями раздела 2.
     7.3. Несение машинной вахты на транспортном судне в период приема
продукции   от  промысловых  судов  или  выдачи  им  снабжения  должно
производиться   в   соответствии  с  разделами  2  и  6  (при  стоянке
транспортного  судна  на якоре в открытом море или в дрейфе без работы
главного  двигателя) и разделом 5 (при выполнении грузовых операций на
ходу судна).

Страницы: 1  2  


Оглавление