НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕКЛА ОРГАНИЗАЦИЮ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЕ 15.1 КОАП РФ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ И ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ. ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОСЛУЖИЛО НЕОПРИХО. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 15.12.04 11-24/80517

             НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕКЛА ОРГАНИЗАЦИЮ К
         АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЕ 15.1 КОАП
        РФ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ
         И ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ. ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ
               ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОСЛУЖИЛО
            НЕОПРИХОДОВАНИЕ В КАССУ ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ В
           РЕЗУЛЬТАТЕ НЕСОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К ОФОРМЛЕНИЮ
         ВОЗВРАТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПОКУПАТЕЛЮ ЗА ВОЗВРАЩЕННЫЙ
            ТОВАР, А ТАКЖЕ СУММ, ОШИБОЧНО ПРОБИТЫХ ПО ККТ.
             ПРАВОМЕРНЫ ЛИ ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ?
           ПРАВОМЕРНО ЛИ ВЫНЕСЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО ДЕЛУ ОБ
          АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ПРИ
        УКАЗАНИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, УСТАНОВЛЕННЫХ ПРИ РАССМОТРЕНИИ
          ДЕЛА, РУКОВОДИТЕЛЕМ ИНСПЕКЦИИ ДОПУЩЕНА ТЕХНИЧЕСКАЯ
                ОШИБКА В СУММЕ И ДАТЕ НЕОПРИХОДОВАНИЯ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                          15 декабря 2004 г.
                            N 11-24/80517

                                 (Д)


     В   соответствии   с  пунктом  4.2  Типовых  правил  эксплуатации
контрольно-кассовых   машин  при  осуществлении  денежных  расчетов  с
населением,  утвержденных  письмом  Минфина  России от 30.08.93 N 104,
чеки  контрольно-кассовых  машин  на приобретение товара действительны
только  в  день  их  выдачи  покупателю (клиенту). Кассир-операционист
может  выдавать  деньги по возвращенным покупателями (клиентами) чекам
только  при  наличии  на  чеке подписи директора (заведующего) или его
заместителя и только по чеку, выданному в данной кассе.
     Постановлением  Госкомстата  России  от  25.12.98 N 132 утвержден
Альбом  унифицированных  форм  первичной учетной документации по учету
денежных  расчетов  с населением при осуществлении торговых операций с
применением  контрольно-кассовых  машин,  в  котором  даны указания по
применению   и   заполнению  форм  соответствующей  первичной  учетной
документации,  в  том  числе акта о возврате денежных сумм покупателям
(клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (в том числе по ошибочно
пробитым кассовым чекам) по форме N КМ-3.
     В  соответствии  с  данными указаниями форма N КМ-3 применяется в
организациях   для   оформления  возврата  денежных  сумм  покупателям
(клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, в том числе по ошибочно
пробитым  кассовым чекам. В акте должны быть перечислены номер и сумма
каждого чека.
     Акт  составляется  в одном экземпляре членами комиссии и вместе с
погашенными  чеками, наклеенными на лист бумаги, сдается в бухгалтерию
организации и хранится в документах за данное число. На сумму денег по
возвращенным  покупателями (клиентами) чекам уменьшается выручка кассы
и  заносится  в  журнал  кассира-операциониста  (форма  N  КМ-4).  Акт
подписывается  ответственными  лицами комиссии в составе руководителя,
заведующего      отделом     (секцией),     старшего     кассира     и
кассира-операциониста организации.
     Порядок  оформления возврата товара покупателем не в день покупки
(по  истечении  рабочего  дня  после закрытия продавцом смены и снятии
Z-отчета) определен пунктами 14-16 Порядка ведения кассовых операций в
Российской  Федерации,  утвержденного решением Совета директоров ЦБ РФ
от  22.09.93  N  40.  В  данном  случае  возврат  денег осуществляется
кассиром  только из главной кассы организации на основании письменного
заявления покупателя с указанием фамилии, имени, отчества и только при
предъявлении   документа,   удостоверяющего   личность  (паспорта  или
документа, его заменяющего).
     При  возврате  денег  покупателю  из  главной  кассы  предприятия
составляется  расходно-кассовый  ордер  по  форме N КО-2, утвержденной
постановлением  Государственного комитета РФ по статистике от 18.08.98
N   88   "Об   утверждении   унифицированных  форм  первичной  учетной
документации   по   учету  кассовых  операций,  по  учету  результатов
инвентаризации",  с  обязательным  указанием  фамилии, имени, отчества
покупателя    и   его   паспортных   данных   или   иного   документа,
удостоверяющего личность.
     Согласно  статье  9  Федерального  закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О
бухгалтерском    учете"   все   хозяйственные   операции,   проводимые
организацией,  должны  оформляться  оправдательными  документами.  Эти
документы служат первичными учетными документами, на основании которых
ведется  бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к
учету,   если   они  составлены  по  форме,  содержащейся  в  альбомах
унифицированных  форм  первичной  учетной  документации,  а документы,
форма  которых  не  предусмотрена  в  этих  альбомах, должны содержать
обязательные  реквизиты,  перечень  которых указан в пункте 2 статьи 9
указанного Закона.
     При  несоблюдении  перечисленных  выше  требований  к  оформлению
возврата  денежных средств покупателям за возвращенный товар или сумм,
ошибочно  пробитых  по  ККТ кассиром-операционистом, организация из-за
отсутствия  оснований  для  уменьшения  выручки  фактически  допускает
неоприходование части выручки.
     В соответствии со статьей 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с
денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся
в  осуществлении  расчетов  наличными деньгами с другими организациями
сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании)
в  кассу  денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных
денежных  средств,  а  равно в накоплении в кассе наличных денег сверх
установленных  лимитов,  влечет  наложение  административного  штрафа.
Штраф  взимается  с  должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти
МРОТ; с юридических лиц - от четырехсот до пятисот МРОТ.
     Факт  нарушения  подтверждается  протоколом  об  административном
правонарушении,  актом  проверки  полноты  учета выручки, полученной с
применением  ККТ  при осуществлении наличных денежных расчетов и (или)
расчетов  с  использованием  платежных карт, объяснениями генерального
директора     организации,    зафиксированными    в    протоколе    об
административном   правонарушении,  в  которых  он  не  отрицает  факт
нарушения  порядка  работы  с  денежной  наличностью и порядка ведения
кассовых операций.
     Юридическое     лицо    признается    виновным    в    совершении
административного  правонарушения,  если будет установлено, что у него
имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
предусмотрена  административная ответственность, но им не были приняты
все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
     В  рассматриваемой  ситуации организация не приняла все зависящие
от нее меры по соблюдению указанных выше требований законодательства о
порядке  работы  с  денежной  наличностью  и  порядке ведения кассовых
операций  и  допустила  неоприходование  в  кассу организации денежной
наличности.  Таким образом, привлечение организации к административной
ответственности   в   соответствии   со   статьей   15.1  КоАП  РФ  за
неоприходование в кассу денежной наличности правомерно.
     Обратите  внимание на следующее. В соответствии с частью 1 статьи
29.10   КоАП   РФ   в   постановлении   по  делу  об  административном
правонарушении   должны  быть  указаны  в  том  числе  обстоятельства,
установленные при рассмотрении дела.
     В  постановлении  по  делу  об  административном правонарушении о
привлечении   организации   к   административной  ответственности  при
указании обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, налоговой
инспекцией допущена техническая ошибка в сумме и дате неоприходования.
Но   в   то   же   время  в  протоколе  по  делу  об  административном
правонарушении  при  описании события административного правонарушения
зафиксирован  факт  необоснованного  уменьшения  обществом  выручки  и
указаны  верная  сумма  неоприходования  выручки в кассу предприятия и
дата нарушения.
     Аналогичные  обстоятельства зафиксированы в акте проверки полноты
учета выручки, полученной с применением ККТ при осуществлении наличных
денежных  расчетов  и  (или)  расчетов с использованием платежных карт
общества.
     Таким   образом,   указанная   опечатка  не  носит  существенного
характера,  не мешает всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело
и не влияет на назначение административного наказания.

Руководитель Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                         Н.В. Синикова
15 декабря 2004 г.
N 11-24/80517