НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕКЛА ОРГАНИЗАЦИЮ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЕ 15.1 КОАП РФ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ И ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ. ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОСЛУЖИЛО НЕОПРИХОДОВАНИЕ В КАССУ ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕСОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К ОФОРМЛЕНИЮ ВОЗВРАТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПОКУПАТЕЛЮ ЗА ВОЗВРАЩЕННЫЙ ТОВАР, А ТАКЖЕ СУММ, ОШИБОЧНО ПРОБИТЫХ ПО ККТ. ПРАВОМЕРНЫ ЛИ ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ? ПРАВОМЕРНО ЛИ ВЫНЕСЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ПРИ УКАЗАНИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, УСТАНОВЛЕННЫХ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛА, РУКОВОДИТЕЛЕМ ИНСПЕКЦИИ ДОПУЩЕНА ТЕХНИЧЕСКАЯ ОШИБКА В СУММЕ И ДАТЕ НЕОПРИХОДОВАНИЯ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 15 декабря 2004 г. N 11-24/80517 (Д) В соответствии с пунктом 4.2 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина России от 30.08.93 N 104, чеки контрольно-кассовых машин на приобретение товара действительны только в день их выдачи покупателю (клиенту). Кассир-операционист может выдавать деньги по возвращенным покупателями (клиентами) чекам только при наличии на чеке подписи директора (заведующего) или его заместителя и только по чеку, выданному в данной кассе. Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132 утвержден Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин, в котором даны указания по применению и заполнению форм соответствующей первичной учетной документации, в том числе акта о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (в том числе по ошибочно пробитым кассовым чекам) по форме N КМ-3. В соответствии с данными указаниями форма N КМ-3 применяется в организациях для оформления возврата денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, в том числе по ошибочно пробитым кассовым чекам. В акте должны быть перечислены номер и сумма каждого чека. Акт составляется в одном экземпляре членами комиссии и вместе с погашенными чеками, наклеенными на лист бумаги, сдается в бухгалтерию организации и хранится в документах за данное число. На сумму денег по возвращенным покупателями (клиентами) чекам уменьшается выручка кассы и заносится в журнал кассира-операциониста (форма N КМ-4). Акт подписывается ответственными лицами комиссии в составе руководителя, заведующего отделом (секцией), старшего кассира и кассира-операциониста организации. Порядок оформления возврата товара покупателем не в день покупки (по истечении рабочего дня после закрытия продавцом смены и снятии Z-отчета) определен пунктами 14-16 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 N 40. В данном случае возврат денег осуществляется кассиром только из главной кассы организации на основании письменного заявления покупателя с указанием фамилии, имени, отчества и только при предъявлении документа, удостоверяющего личность (паспорта или документа, его заменяющего). При возврате денег покупателю из главной кассы предприятия составляется расходно-кассовый ордер по форме N КО-2, утвержденной постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 18.08.98 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации", с обязательным указанием фамилии, имени, отчества покупателя и его паспортных данных или иного документа, удостоверяющего личность. Согласно статье 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечень которых указан в пункте 2 статьи 9 указанного Закона. При несоблюдении перечисленных выше требований к оформлению возврата денежных средств покупателям за возвращенный товар или сумм, ошибочно пробитых по ККТ кассиром-операционистом, организация из-за отсутствия оснований для уменьшения выручки фактически допускает неоприходование части выручки. В соответствии со статьей 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа. Штраф взимается с должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти МРОТ; с юридических лиц - от четырехсот до пятисот МРОТ. Факт нарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении, актом проверки полноты учета выручки, полученной с применением ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, объяснениями генерального директора организации, зафиксированными в протоколе об административном правонарушении, в которых он не отрицает факт нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). В рассматриваемой ситуации организация не приняла все зависящие от нее меры по соблюдению указанных выше требований законодательства о порядке работы с денежной наличностью и порядке ведения кассовых операций и допустила неоприходование в кассу организации денежной наличности. Таким образом, привлечение организации к административной ответственности в соответствии со статьей 15.1 КоАП РФ за неоприходование в кассу денежной наличности правомерно. Обратите внимание на следующее. В соответствии с частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. В постановлении по делу об административном правонарушении о привлечении организации к административной ответственности при указании обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, налоговой инспекцией допущена техническая ошибка в сумме и дате неоприходования. Но в то же время в протоколе по делу об административном правонарушении при описании события административного правонарушения зафиксирован факт необоснованного уменьшения обществом выручки и указаны верная сумма неоприходования выручки в кассу предприятия и дата нарушения. Аналогичные обстоятельства зафиксированы в акте проверки полноты учета выручки, полученной с применением ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт общества. Таким образом, указанная опечатка не носит существенного характера, не мешает всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и не влияет на назначение административного наказания. Руководитель Управления советник налоговой службы I ранга Н.В. Синикова 15 декабря 2004 г. N 11-24/80517 |