СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2000 - 2010 ГГ.). Руководящий документ. Правительство РФ. 22.10.99

          СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
          С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
                          (2000 - 2010 ГГ.)

                         РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          22 октября 1999 г.


                             (РГ 00-118)


                  (Хельсинки, 22 октября 1999 года)

     Настоящая Стратегия  определяет  цели  развития   взаимоотношений
России  с  Европейским  Союзом  на ближайшее десятилетие,  средства их
достижения и является логическим  развитием  общей  внешнеполитической
концепции  России  на европейском направлении,  исходит из объективной
потребности формирования многополярного  мира,  общности  исторических
судеб   народов   и   ответственности  государств  Европы  за  будущее
континента,  взаимодополняемости  их  экономик.  Настоящая   Стратегия
непосредственно   увязана   с   концепцией  обеспечения  экономической
безопасности страны.
     Основными целями   Стратегии  являются  обеспечение  национальных
интересов и повышение роли и авторитета России в Европе и  мире  путем
создания  надежной  общеевропейской системы коллективной безопасности,
привлечение  хозяйственного   потенциала   и   управленческого   опыта
Европейского  Союза  для содействия развитию социально ориентированной
рыночной экономики  России,  базирующейся  на  принципах  справедливой
конкуренции,  и  дальнейшее  строительство  демократического правового
государства.  При этом  в  переходный  период  реформ  в  определенных
секторах   экономики   остается   оправданной   защита  отечественного
производства с учетом международного права и опыта.
     Стратегия направлена  на  формирование  и  укрепление партнерства
России  и  Европейского  Союза  в  общеевропейских  и  мировых  делах,
предупреждение  и разрешение совместными усилиями локальных конфликтов
в Европе с акцентом на международное право и  неприменение  силы.  Она
предполагает   построение  единой  Европы  без  разделительных  линий,
проведение  курса  на  взаимосвязанное  и  сбалансированное   усиление
позиций  России  и Европейского Союза в рамках мирового сообщества XXI
века.
     Учитывая, что  Европа  переживает сейчас переходный период своего
развития (необходимость стабилизации экономики и продолжения социально
ориентированных   реформ   в   России;  расширение,  институциональная
реформа, создание "оборонной идентичности", консолидация общей внешней
политики  и  политики  безопасности  экономического  и валютного союза
Европейского Союза),  Стратегия в основном концентрируется на  решении
ближайших  и  среднесрочных  задач  данного  этапа  и подготовке основ
партнерских отношений России и Европейского Союза. Ее главной правовой
и   организационной   базой   остается   Соглашение  о  партнерстве  и
сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с
одной  стороны,  и  Европейскими  сообществами  и  их  государствами -
членами, с другой стороны, 1994 года (далее именуется - Соглашение).
     При этом  мероприятия  по  развитию  сотрудничества с Европейским
Союзом  должны  осуществляться  в  тесной  координации   с   процессом
присоединения  России к Всемирной торговой организации,  что потребует
определенной  корректировки  Соглашения  после  завершения  указанного
процесса.
     Стратегия учитывает,  наконец,  основную  направленность  и  цели
Коллективной стратегии Европейского Союза в отношении России, принятой
Советом Европейского Союза в Кельне  в  июне  1999  года.  Возможно  и
желательно   соединение   усилий  сторон  при  реализации  целей  этих
документов благодаря регулярным  встречам  их  руководителей  на  базе
диалога,  политических  консультаций,  совместных  программ реализации
Соглашения,  принимаемых Советом сотрудничества, в рамках деятельности
рабочих органов Соглашения и по обычным дипломатическим каналам.
     Приоритетными на  предстоящее  десятилетие   являются   следующие
направления    развития   и   укрепления   отношений   партнерства   и
сотрудничества между Россией и Европейским Союзом.

          1. Придание партнерству Россия - Европейский Союз
                      стратегического характера

     1.1. Партнерство  Россия  -  Европейский  Союз  в рассматриваемый
период будет строиться на  базе  договорных  отношений,  то  есть  без
официальной  постановки задачи присоединения или "ассоциации" России с
Европейским  Союзом.  Как  мировая  держава,  расположенная  на   двух
континентах,  Россия должна сохранять свободу определения и проведения
своей внутренней  и  внешней  политики,  свой  статус  и  преимущества
евроазиатского  государства  и  крупнейшей  страны СНГ,  независимость
позиций и  деятельности  в  международных  организациях.  В  указанной
перспективе  партнерство  с  Европейским  Союзом  может  выражаться  в
совместных  усилиях  по  созданию  эффективной  системы   коллективной
безопасности в Европе на равноправной основе без разделительных линий,
в  том  числе  путем  разработки  и  реализации   Хартии   европейской
безопасности, в продвижении по пути к созданию зоны свободной торговли
Россия - Европейский Союз (при наличии необходимых условий), а также в
высоком  уровне  взаимного  доверия  и  сотрудничества  в  политике  и
экономике.
     1.2. Налаживание    стратегического    партнерства    России    и
Европейского Союза будет воплощаться в активном взаимодействии  сторон
в решении отдельных крупных задач,  представляющих для них интерес,  и
общеевропейских и мировых проблем,  в укреплении позитивных  элементов
европейской самостоятельности и самобытности в экономике и политике.
     1.3. Такой характер партнерства означает не только  опору  России
на потенциал Европейского Союза, но и поддержку ею усилий Европейского
Союза на важных для него направлениях,  где интересы сторон объективно
совпадают.
     1.4. Партнерство России и Европейского Союза должно  исходить  из
максимального   использования  преимуществ,  создаваемых  Соглашением,
возможно  более  полной  реализации  его  положений  и   согласованных
сторонами  задач  по  его  дальнейшему  развитию,  а  также  учитывать
расширение наднациональных полномочий органов  Европейского  Союза  по
Амстердамскому договору, вступившему в силу 1 мая 1999 г.
     1.5. Такое  партнерство  на  предстоящее  десятилетие  могло   бы
включать в себя следующие этапы:
     - обеспечение   общеевропейской   безопасности    силами    самих
европейцев  без  изоляции  от  США и НАТО,  но и без их монополизма на
континенте;
     - разработка  позиции России в отношении "оборонной идентичности"
Европейского Союза при включении в него  Западноевропейского  союза  и
развитие  политических и военных контактов с Западноевропейским союзом
как  составной  частью  Европейского  Союза,  а  также   практического
сотрудничества  в  сфере безопасности (миротворчество,  урегулирование
кризисов,  различные аспекты ограничения  и  сокращения  вооружений  и
т.д.),  которое  могло  бы  служить  противовесом,  в  числе  прочего,
натоцентризму в Европе;
     - становление  развитой  общеевропейской хозяйственной и правовой
инфраструктуры  в  качестве  надежной   базы   торговли,   инвестиций,
отраслевого, субрегионального и трансграничного сотрудничества (в т.ч.
в формате "Северного измерения" и  в  Евросредиземноморском  регионе);
охрана  окружающей  среды и создание достойных условий жизни в Европе;
совместные усилия в сферах науки, образования, здравоохранения; борьба
с   терроризмом,  незаконным  оборотом  наркотиков,  транснациональной
организованной преступностью;
     - консультации  и  при необходимости координация позиций сторон в
международных организациях.
     1.6. Будут   продолжены  усилия  по  дальнейшему  открытию  рынка
Европейского Союза для  российского  экспорта,  устранению  остаточной
дискриминации   в   торговле,   стимулированию   притока   европейских
инвестиций,  особенно  в   реальный   сектор   российской   экономики,
обеспечению   законных  интересов  России  при  дальнейшем  расширении
Европейского Союза и в процессе  перехода  к  единой  валюте  -  евро,
противодействию  возможным  попыткам помешать хозяйственной интеграции
СНГ, в том числе через "особые отношения" с отдельными государствами -
участниками СНГ в ущерб российским интересам.
     1.7. Использовать   позитивный   опыт   интеграции    в    рамках
Европейского Союза для закрепления и развития интеграционных процессов
на пространстве СНГ.  Стремиться к координации  действий  со  странами
Таможенного союза,  другими государствами - участниками СНГ в вопросах
торгово-политических,  экономических,  финансовых, гуманитарных и иных
отношений с Европейским Союзом.
     1.8. Опираясь  на  имеющийся   потенциал,   Россия   на   основах
взаимности  могла  бы  содействовать решению ряда проблем Европейского
Союза и укреплению общих позиций  Европы  в  мире:  обеспечению  роста
экономики  и  занятости  в Европе по торгово - инвестиционным каналам,
долгосрочному и стабильному снабжению Европейского Союза на договорной
основе  топливными  и  сырьевыми ресурсами (в т.ч.  через соглашения о
разделе  продукции  и  концессии);  углубленной  интеграции   научного
потенциала  сторон  и  коммерциализации  на  рынке  Европейского Союза
достижений  российских  фундаментальных  и   оборонных   исследований,
кольцеванию    инфраструктурных    (транспорт,   трубопроводы,   линии
электропередачи) и информационных систем ("Европейское  информационное
общество"):  содействие  в  исследовании  и освоении космоса,  включая
создание систем глобальной навигации,  связи и мониторинга  окружающей
среды;  участие  в  модернизации  и  обеспечении  безопасности ядерной
энергетики   Европы;   содействие   становлению   евро   в    качестве
международной  валюты  путем  официального  ее  включения  в  валютные
резервы  Банка  России;  военно-техническое  сотрудничество  с  учетом
перспективы создания Европейской "оборонной идентичности";  совместное
предотвращение и  ликвидация  локальных  конфликтов  и  организованной
преступности в Европе.
     В свою очередь,  развитие партнерства с Европейским Союзом должно
содействовать  укреплению  России в качестве ведущей силы формирования
новой  системы   межгосударственных   политических   и   экономических
отношений на пространстве СНГ.
     1.9. Заинтересованные регионы  России  должны  иметь  возможность
активно  участвовать  в  развитии  партнерства  с Европейским Союзом в
экономической  и  гуманитарной   областях,   в   реализации   программ
трансграничного сотрудничества (см. раздел 8).
     1.10. Реализация Стратегии затрагивает отношения  России  с  ООН,
ОБСЕ,  Советом Европы,  НАТО, ОЭСР, МБРР, ЕБРР, поэтому ее оперативное
осуществление будет увязываться с политикой страны  в  отношении  этих
организаций.

          2. Расширение формата и повышение результативности
                        политического диалога

     2.1. Необходимо установить рабочие контакты  и  взаимодействие  с
органами   Европейского   Союза,   формируемыми   в   соответствии   с
Амстердамским договором в сфере  общей  внешней  политики  и  политики
безопасности Европейского Союза,  включая вопросы создания Европейским
Союзом  "оборонной  идентичности".  В  целях  развития   политического
диалога  необходимо  решение  вопроса об институционализации ежегодных
встреч в формате Председатель  Правительства  Российской  Федерации  -
Председатель  Комиссии  Европейских  сообществ  и  председатели  палат
Федерального   Собрания   Российской    Федерации    -    Председатель
Европарламента.
     2.2. Вести дело к переходу  от  взаимной  информации  о  позициях
сторон к упреждающим консультациям по наиболее острым вопросам с целью
выработки согласованных решений.  Стремиться формировать к встречам на
высшем  уровне  и  заседаниям  Совета сотрудничества пакеты совместных
инициатив,  представляющих взаимный интерес. Обеспечить тесное деловое
взаимодействие   между   российскими  частями  Совета  сотрудничества,
Комитета сотрудничества и Комитета парламентского сотрудничества.
     2.3. Активизировать  совместную  работу в целях сохранения ОБСЕ в
качестве ключевой опоры европейской безопасности.  При этом добиваться
разработки  четкой  процедуры  для  всех  органов  и  институтов ОБСЕ,
безусловного  сохранения  консенсуса  как  основы  принятия   решений.
Продолжать  работу  над  Хартией  европейской безопасности на этапе ее
подготовки  и  последующей   имплементации.   Расширять   практическое
взаимодействие  с  Европейским  Союзом  по  вопросам  предотвращения и
мирного урегулирования конфликтов на пространстве ОБСЕ.
     2.4. Продолжать  настойчивый  поиск  возможных  форм  подключения
России к диалогу,  ведущемуся Европейским Союзом  с  другими  мировыми
державами  и  экономическими  группировками.  В  этой связи поддержать
предложение Финляндии о проведении  трехстороннего  саммита  Россия  -
Европейский  Союз  -  США с обстоятельной и отражающей интересы России
повесткой дня.

              3. Развитие взаимной торговли и инвестиций

     3.1. Продолжать работу по обеспечению благоприятных  условий  для
доступа  российских  товаров  и  услуг  на  рынок Европейского Союза и
устранению элементов их дискриминации,  добиваться признания в  полном
объеме рыночного статуса российской экономики.
     3.2. Изучить  вопрос  о  принятии  комплекса  мер   по   развитию
торгово-экономического    сотрудничества    с    Европейским   Союзом,
предусматривающих   возможные   льготы    торгового,    финансово    -
экономического,  налогового и иного порядка,  которые компенсировались
бы притоком инвестиций в экономику России.
     3.3. В ближайшее время разработать совместно с Европейским Союзом
пакет  взаимных  мер   по   стимулированию   привлечения   иностранных
инвестиций  в  реальный  сектор  российской  экономики,  сочетающий  с
Российской    Стороны    принятие    благоприятного    инвестиционного
законодательства     и     обеспечение     безопасности    иностранных
капиталовложений и со стороны Европейского Союза и  его  государств  -
членов  - соответствующие финансовые инструменты и программы,  включая
распространение на Россию операций Европейского инвестиционного банка.
Шире    привлекать    средства    Программы   ТАСИС   для   подготовки
технико-экономических обоснований проектов под иностранные инвестиции.
Добиваться  благоприятных  условий для вложения российских капиталов в
Европейский Союз.
     3.4. Учитывая   взаимосвязь   вопросов  торговли  и  конкуренции,
добиваться   от    Европейского    Союза    признания    прогрессивных
преобразований   в  российской  антимонопольной  политике  и  развития
активного сотрудничества в этой сфере.
     3.5. Делать  упор  на  нормализацию режима экспорта в Европейский
Союз российских товаров ядерного цикла при сохранении позиций на рынке
оборудования,  топлива  и  услуг  АЭС  на  рынках  стран Центральной и
Восточной Европы и стран Балтии,  на предоставление услуг коммерческих
космических  запусков,  пересмотр  в  позитивную  сторону  и поэтапную
отмену действующих антидемпинговых процедур, на сохранение и получение
дополнительных  торговых преференций,  на отмену в перспективе квот на
ввоз в Европейский Союз российских изделий из стали.
     3.6. Сотрудничество в ядерной области предполагает:
     - привлечение европейских капиталов к  сооружению  в  России  АЭС
нового поколения (с оплатой кредитов за счет поставок электроэнергии);
     - участие  России  в  разработке   европейского   энергетического
реактора  и  совместные  усилия  в  реализации  проекта международного
термоядерного экспериментального реактора;
     - создание  новых ядерных энергетических технологий,  в том числе
разработку экологически безопасного топливного цикла;
     - обеспечение    безопасности    транспортировки,    хранения   и
использования ядерных отходов на Северо-Западе России;
     - усилия   по   подключению  к  намечаемой  модернизации  атомной
энергетики Европейского Союза.
     3.7. Вести  дело  к реализации с участием фирм стран Европейского
Союза  крупных  инвестиционных  проектов,  направленных  на   освоение
перспективных нефтегазовых месторождений,  создание энерготранспортных
структур,  которые станут существенным  вкладом  в  развитие  процесса
общеевропейской  экономической  и энергетической интеграции.  При этом
повышение энергоэффективности  в  России  и  Европейском  Союзе  будет
рассматриваться как важнейшее средство снижения антропогенной нагрузки
на  природную  среду  и  сокращения   эмиссии   парниковых   газов   в
соответствии  с  решениями международных конференций в городах Киото и
Буэнос-Айресе.   Добиваться   формирования   совместной   долгосрочной
энергетической  политики  в  целях  создания  единого европейского и в
перспективе евразийского энергетического пространства.
     3.8. Стремиться  сформировать  реалистичный  и  позитивный подход
Европейского  Союза  к  условиям  присоединения  России  к   Всемирной
торговой  организации.  До  начала "Раунда тысячелетия" многосторонних
торговых  переговоров  в  рамках   Всемирной   торговой   организации,
используя  позицию  Европейского  Союза  по этому вопросу,  добиваться
полноправного участия в нем России.
     3.9. Рассмотреть с экспертами Европейского Союза вопрос о наличии
условий,  позволяющих начать  переговоры  о  создании  зоны  свободной
торговли   в   соответствии  с  положениями  Соглашения.  Исходить  из
целесообразности ее поэтапного создания после присоединения  России  к
ВТО  на  основании  статьи  XXIV ГАТТ-94 и договоренности о толковании
статьи XXIV ГАТТ-94.  Добиваться, чтобы в результате образования такой
зоны Россия получила доступ на рынок всего Европейского экономического
пространства,  соответствующие   обязательства   были   сбалансированы
получаемыми  преимуществами,  а положения договоренности не вступали в
конфликт с правовым механизмом хозяйственной  интеграции  СНГ,  в  том
числе стран Таможенного союза.
     3.10. С  учетом  прогресса,  достигнутого  в  Европе  в  создании
ресурсосберегающей   модели   производства,   и   ожидаемого   притока
инвестиций в производственный сектор экономики России принимать меры к
обеспечению прироста взаимной торговли за счет увеличения доли готовых
изделий, машин, оборудования, электроэнергии, а также услуг.
     3.11. Доработать  в  кратчайшие  сроки  и  принять  совместный  с
Европейским Союзом  план  действий  в  области  прав  интеллектуальной
собственности,  развивать  сотрудничество  в  этой сфере,  в том числе
обмен научной информацией и персоналом.

                4. Сотрудничество в финансовой области

     4.1. Добиваться  расширения   программ   технического   и   иного
содействия   России   со   стороны   Европейского   Союза.  Направлять
значительную  часть  средств  Программы  ТАСИС   на   реструктуризацию
российской  банковской  системы  и  привлечение  в  Россию иностранных
инвестиций.
     4.2. Стремиться  к достижению договоренности о частичном списании
или реструктурировании задолженности Российской Стороны государствам -
членам Европейского Союза. Провести переговоры с Комиссией Европейских
сообществ и Европейским центральным банком о порядке пересчета в  евро
процентных платежей и основного долга и согласования процентных ставок
по  кредитам,  предоставленным  российским  заемщикам  в  национальных
европейских  валютах.  Согласовать условия и сроки реденоминации части
государственного  внешнего  долга  России   в   национальных   валютах
государств - членов Европейского Союза.
     4.3. Создавать условия для более широкого использования  евро  во
внешнеэкономической  деятельности  российских  предприятий  и  банков,
дальнейшего увеличения  объема  и  номенклатуры  операций  с  евро  на
внутреннем   финансовом   рынке   России  в  первую  очередь  за  счет
совершенствования соответствующей нормативной базы.  По мере  развития
рынка   евро   в  России  принимать  меры  по  повышению  роли  единой
европейской валюты при формировании  и  реализации  курсовой  политики
Банка  России.  Расширять  и  укреплять  практическое взаимодействие с
Европейским  центральным  банком,  европейской  системой   центральных
банков  и  другими  органами  Европейского  Союза  в целях координации
действий  в  перспективе  реформы   международной   валютно-финансовой
системы.
     4.4. В контексте  расширения  притока  европейских  инвестиций  и
содействия  в реструктуризации банковской системы России рассматривать
возможности увеличения доли иностранного,  в  частности  европейского,
капитала  в  совокупном капитале российской банковской системы в целях
ее оздоровления и рекапитализации.
     4.5. Продолжить     работу    по    использованию    возможностей
сотрудничества с Европейским Союзом в других  отраслях,  в  том  числе
перечисленных в Соглашении.

            5. Обеспечение интересов России при расширении
                          Европейского Союза

     5.1. Учитывая   неоднозначный   характер    влияния    расширения
Европейского  Союза  на  условия  сотрудничества  с  ним  России  и ее
национальные интересы,  стремиться к максимальному использованию выгод
от  такого  расширения  (снижение  уровня  таможенного протекционизма,
переход к цивилизованным  нормам  транзита  и  др.)  при  недопущении,
устранении или компенсации возможных негативных последствий.
     5.2. До  очередного  расширения   Европейского   Союза   провести
консультации с Европейским Союзом, его отдельными членами и странами -
кандидатами с целью обеспечения интересов России  при  распространении
на  государства Центральной и Восточной Европы и Балтии норм аграрной,
технической  и  антидемпинговой  политики  Европейского   Союза,   его
визового  и  пограничного  режима,  преференций развивающимся странам,
конкурирующим с российским экспортом,  а также в интересах обеспечения
стабильности,  безопасности  и сотрудничества в Европе и гарантий прав
проживающего   в   государствах   Балтии   русскоязычного   населения.
Рассматривать  в  качестве резервного варианта отказ в распространении
Соглашения  на  те  страны   -   кандидаты,   которые,   несмотря   на
договоренности,   не   обеспечивают  выполнения  общепризнанных  норм.
Добиваться от Европейского Союза полного соблюдения  установленных  им
высоких стандартов в отношении принятия новых членов.  Особое внимание
обратить на обеспечение защиты,  в  том  числе  международно-правовой,
интересов Калининградской области как субъекта Российской Федерации, и
территориальной целостности России (см. также раздел 8, п. 4).

      6. Развитие общеевропейской инфраструктуры сотрудничества

     6.1. Строить государственную транспортную  политику  на  западном
направлении  с учетом перспективы последовательного возрастания объема
товарооборота,  пассажирских и  грузовых  перевозок  между  Россией  и
странами  Европейского Союза.  Сочетать поиск дипломатического решения
вопросов о нормализации транзита через государства Балтии, Центральной
и  Восточной  Европы  с  созданием  собственных  альтернативных  путей
перевозки и пунктов обработки грузов.
     6.2. В   случае   достижения   соответствующей  договоренности  с
Европейским Союзом приступить к кольцеванию газо-  и  нефтепроводов  и
систем   распределения   электроэнергии  европейской  части  России  с
соответствующими системами Европейского Союза и государств Центральной
и Восточной Европы. Добиваться активного участия Европейского Союза, в
том  числе  в  решении  финансовых  вопросов,  в  реализации  проектов
общеевропейского  значения,  в  частности  в  сооружении  новой  нитки
газопровода Ямал - Западная Европа и ответвлений от него в Скандинавию
и создании европейских транспортных коридоров.
     6.3. Добиваться участия  в  конкурсах  на  получение  подрядов  и
субподрядов  на  развитие  и  модернизацию  инфраструктурных  объектов
общеевропейского значения внутри Европейского Союза. По мере появления
финансовых   и  технических  возможностей  обновлять  и  расширять  на
западном  направлении  морской  торговый  флот  и  наземный   грузовой
автопарк.   Продолжить   со  странами  Европейского  Союза  работу  по
совместному  созданию  железнодорожного  подвижного  состава,  включая
вагоны с раздвижными колесными парами,  обеспечивающими автоматический
переход вагонов во время движения с европейской железнодорожной  колеи
на российскую.
     6.4. Поощрять   долевое    участие    российского    бизнеса    в
инфраструктурных объектах Европейского Союза,  создание там российских
или   смешанных   транспортно-экспедиторских   организаций,   складов,
емкостей,   портовых  сооружений,  баз  обработки  грузов.  Обусловить
поэтапный допуск судов Европейского Союза на  внутренние  водные  пути
России  при  соблюдении  принципа  взаимности  и содействии со стороны
Европейского Союза в модернизации этих путей. Увязывать этот процесс с
прогрессом в присоединении России к ВТО.
     6.5. Способствовать развитию сотрудничества в области  разработки
единой   транспортной   политики,   внедрению  эффективных  технологий
перевозочного  процесса  на  основе  сближения  и   гармонизации   его
нормативно-правовой  базы,  упрощению  процедур пересечения границ при
условии обеспечения экономической безопасности России.
     6.6. Продолжать    обустройство    общеевропейских   транспортных
коридоров, прежде всего N 1, 2 и 9, в частности его ответвления Рига -
Калининград - Гданьск.  Повышать качество транспортного обслуживания и
создавать привлекательные  условия  для  потребителей  железнодорожных
услуг.   Способствовать   активизации   сотрудничества   по   развитию
евроазиатских  транспортных   связей   через   территорию   Российской
Федерации,  и в первую очередь взаимодействию европейских транспортных
коридоров с Транссибирской магистралью.  Добиваться распространения на
данные  и иные инфраструктурные проекты финансирования за счет средств
Европейского инвестиционного банка.
     6.7. Вести  дело к совместной разработке и созданию новых средств
воздушного транспорта,  провести переговоры о заключении соглашения  о
сертификации  российских  гражданских  самолетов в Европейском Союзе и
расширении доступа российских авиакомпаний  в  аэропорты  Европейского
Союза.
     6.8. Поощрять  участие  российского  бизнеса  в  инфраструктурных
объектах  на  территории  Европейского  Союза,  создание  российских и
смешанных  транспортно-экспедиторских  организаций  и  баз   обработки
грузов.
     6.9. При реализации  государствами  -  участниками  СНГ  проектов
альтернативных   газо-  и  нефтепроводов  в  обход  территории  России
ориентироваться на коммерчески выгодные формы долевого участия, продаж
строительных материалов,  техники,  работ и услуг.  Поощрять участие в
этих проектах отечественного  бизнеса.  Обеспечивать  учет  российских
интересов   в   проектах   "Иногейт"   и   "Трасека",   осуществляемых
государствами - участниками СНГ и Европейского Союза.

        7. Сотрудничество в сфере науки и техники, защиты прав
                    интеллектуальной собственности

     7.1. Добиваться   скорейшего   заключения   нового  Соглашения  о
сотрудничестве  в  области  науки  и   технологий.   В   полной   мере
использовать возможности участия российских ученых и научных центров в
рамочных    программах    Европейского    Союза    исследовательского,
технологического  развития  и  демонстрационной  деятельности  и в его
образовательных программах.
     7.2. В соответствии с подписанным с Европейским Союзом заявлением
принять  активное  участие  в  создании  Европейского  информационного
общества, обеспечить отношение к России как его неотъемлемой составной
части.
     7.3. Принять  меры  к осуществлению крупных совместных проектов в
области исследования космоса,  в том числе путем участия в создаваемой
Европейским Союзом собственной глобальной навигационной системе, новых
системах спутниковой связи  и  дистанционного  мониторинга  окружающей
среды Европы.
     7.4. Изучить   совместно   с   Европейским   Союзом   возможность
подготовки  и  запуска  программы  сближения  и  частичной  интеграции
научно-технических потенциалов России и Европейского Союза, укрепления
позиций европейской науки и промышленности в международной конкуренции
с опорой на передовые российские патенты и  разработки,  в  том  числе
конверсионные,  в  обмен  на  поддержку  Европейским Союзом российской
науки.
     7.5. Принять   меры   для   использования  программ  технического
содействия Европейского Союза для развития инновационной  деятельности
и   более   широкого   подключения  Европейского  Союза  к  программам
Международного научно-технического центра.

                   8. Трансграничное сотрудничество

     8.1. Использовать наличие и перспективу удлинения  общей  границы
России  и  Европейского  Союза  для  повышения  уровня трансграничного
межрегионального сотрудничества и развития регионов  обеих  сторон  до
уровня  стандартов,  достигнутых в рамках так называемых еврорегионов.
Добиваться   от   Европейского   Союза   распространения   на    такое
сотрудничество  наднациональных  и  национальных систем его поощрения,
действующих в Европейском Союзе,  в  том  числе  в  части  визового  и
пограничного  режима.  Поощрять  контакты  между  регионами  России  и
Европейского Союза, в том числе с использованием возможностей Комитета
регионов  Европейского  Союза,  с  целью  налаживания  гуманитарных  и
экономических  связей   и   обмена   опытом   по   вопросам   местного
самоуправления и хозяйствования.
     8.2. Совместно  наполнять  практическим  содержанием   инициативу
"Северного   измерения"   в   развитии   европейского  сотрудничества.
Добиваться ее финансовой  поддержки  со  стороны  Европейского  Союза,
привлечения капиталов внеевропейских стран. Способствовать тому, чтобы
реализация этой инициативы была направлена не только на стимулирование
добычи  и  экспорта  сырья,  но  и  на  комплексное  развитие Севера и
Северо-Запада России.
     8.3. Учитывая  особое  географическое  и  хозяйственное положение
Калининградской области,  обеспечить необходимые внешние  условия  для
жизнедеятельности  и  развития  ее  как  неотъемлемой части Российской
Федерации и активного  участника  трансграничного  и  межрегионального
сотрудничества.  Определить  на перспективу оптимальную экономическую,
энергетическую  и  транспортную  специализацию  области,   позволяющую
эффективно  функционировать  в  новых условиях.  Надежно обустроить ее
транспортные связи с материком России.  Вести дело  к  заключению  при
необходимости    с   Европейским   Союзом   специального   соглашения,
обеспечивающего защиту интересов Калининградской области как  субъекта
Российской Федерации в процессе расширения Европейского Союза, а также
по  возможности  превращения  ее  в  "пилотный"  российский  регион  в
сотрудничестве России и Европейского Союза в XXI веке.
     8.4. На    средиземноморском     направлении     межрегионального
сотрудничества  (Барселонский  процесс)  ориентироваться на выборочное
участие России в его мероприятиях и обеспечение  российских  интересов
при  создании  зоны  свободной  торговли  Европейский  Союз  -  страны
Средиземного моря.

         9. Развитие правовой базы сотрудничества. Сближение
       хозяйственного законодательства и технических стандартов

     9.1. Стремиться   подкреплять   и   развивать   Соглашение  путем
заключения отдельных соглашений в различных областях сотрудничества  с
Европейским Союзом.
     9.2. Вести дело к достижению договоренности с Европейским  Союзом
о   совместной   разработке   и   заключении  нового  широкоформатного
соглашения о стратегическом партнерстве и сотрудничестве в  XXI  веке,
призванного   прийти   на   смену   Соглашению.  Продвигаться  к  нему
постепенно,  по  мере  выполнения  Соглашения  на   базе   достигнутых
конкретных  результатов,  а также общих моментов в стратегиях развития
партнерства и сотрудничества между Россией и Европейским Союзом.
     9.3. Сохраняя   независимость   российской   правовой  системы  и
законодательства,  вести  дело  к  его  сближению  и  гармонизации   с
законодательством  Европейского  Союза  в  областях наиболее активного
сотрудничества между Россией и Европейским  Союзом,  в  том  числе  по
линии Комитета парламентского сотрудничества.
     9.4. Сохраняя  в  России   собственные   системы   стандартов   и
сертификации,  проводить  их  гармонизацию  с аналогичными системами в
областях наиболее активного торгового  и  технического  сотрудничества
между   Россией   и   Европейским  Союзом.  Шире  применять  стандарты
Международной организации по стандартизации.  Вести дело  к  взаимному
признанию  сертификационных  документов,  в  том  числе через создание
совместных центров сертификации.

            10. Сотрудничество в правоохранительной сфере

     10.1. Наладить оперативное сотрудничество с существующими и вновь
создаваемыми органами и механизмами Европейского Союза,  компетентными
в области борьбы  с  международным  терроризмом,  незаконным  оборотом
наркотиков,  транснациональной  организованной  преступностью,  в  том
числе с отмыванием денег,  уклонением от налогов,  незаконным  вывозом
капитала,    нарушением    таможенных    правил,   торговлей   людьми,
несанкционированным    проникновением    в    чужие    базы    данных,
фальшивомонетничеством.  Продолжать  активную  работу по налаживанию и
развитию взаимодействия с Европолом.
     10.2. Использовать в этих целях,  насколько это возможно, участие
в  программах  и  планах  действий  Европейского  Союза  по  борьбе  с
преступностью   и   подготовке   кадров,  включая  программы  оказания
технического содействия.  Развивать сотрудничество судебных органов по
гражданским и уголовным делам,  таможенных и других правоохранительных
органов России и Европейского Союза и его государств - членов,  в  том
числе путем обмена офицерами связи.
     10.3. Вести дело к дополнению Соглашения специальным  соглашением
о деятельности в правоохранительной области.
     10.4. Наладить  взаимодействие  компетентных  органов  России   и
Европейского Союза в борьбе с незаконной миграцией,  в том числе из-за
пределов Европы.
     10.5. Добиваться    содействия   стран   Европейского   Союза   в
обеспечении  неотвратимости  наказания  для  нарушителей   российского
экономического и валютного законодательства. Наладить взаимодействие в
выявлении и по возможности возвращении незаконно вывезенных из  России
капиталов  в  страну  их  происхождения,  проработать  возможность  их
использования  для  покрытия  части  внешнего  долга  России   странам
Европейского  Союза  или  стимулирования хозяйственного сотрудничества
сторон.

          11. Роль деловых кругов в развитии сотрудничества

     11.1. Всемерно способствовать контактам между предприятиями и  их
союзами  России  и стран Европейского Союза,  в том числе для развития
торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, обмена опытом
рыночного хозяйствования и профилактики коммерческих споров.  Повысить
роль "Круглого стола" промышленников России и Европейского Союза,  при
необходимости консультироваться с ним по важнейшим вопросам и проектам
решений,  ориентировать его деятельность  на  привлечение  европейских
инвестиций   в   Россию,  расширение  и  индустриализацию  российского
экспорта, научно - техническое сотрудничество.
     11.2. Найти   формы   эффективного   учета   и  представительства
интересов деловых кругов в рабочих  органах  сотрудничества  Россия  -
Европейский Союз.

          12. Обеспечение выполнения Стратегии внутри России

     12.1. Исходить из того,  что, помимо эволюции внутри Европейского
Союза и развития международной ситуации,  успех в реализации настоящей
Стратегии     будет     в     решающей     степени     зависеть     от
организационно-правового и  материального  обеспечения  выполнения  ее
положений в России.
     12.2. Обеспечить проведение в  отношениях  с  Европейским  Союзом
единой  государственной политики,  прежде всего благодаря деятельности
Правительственной комиссии Российской Федерации  по  сотрудничеству  с
Европейским  Союзом  и при активной координирующей роли МИД России.  С
целью  предотвращения  возможных  конфликтов   проводить   специальную
экспертизу  проектов законодательных и иных нормативных правовых актов
на предмет их соответствия Соглашению.
     12.3. В   целях   дальнейшего   развития  сотрудничества  и  хода
выполнения  Соглашения  Европейским  Союзом  и  его  государствами   -
членами:
     - вести дело к созданию во всех органах государственной власти по
вопросам    сотрудничества   России   с   Европейским   Союзом   групп
специалистов,   профессионально   владеющих   вопросами   деятельности
Европейского Союза и сотрудничества с ним России;
     - создавать  и  обновлять   развернутую   и   доступную   систему
информации для российских предпринимателей о деятельности Европейского
Союза и их преимуществах и обязанностях на рынке  Европейского  Союза,
вытекающих из Соглашения и других двусторонних документов;
     - организовать   в   Постоянном   представительстве    Российской
Федерации   при   Европейских   сообществах  и  посольствах  России  в
государствах - членах и кандидатах на вступление  в  Европейский  Союз
мониторинг   выполнения  Европейским  Союзом  положений  Соглашения  и
решений его рабочих органов,  а также поиска новых  резервов  развития
сотрудничества.
     12.4. Стремиться обеспечить  оперативную  разработку  и  принятие
законодательных   и  иных  нормативных  правовых  актов,  регулирующих
развитие  сотрудничества  Россия  -  Европейский  Союз  и   выполнение
Российской  Стороной  взятых обязательств.  Активнее распространять на
приоритетные направления  взаимодействия  Россия  -  Европейский  Союз
межпарламентское сотрудничество сторон.
     12.5. Принять меры  к  расширению  подготовки  в  высших  учебных
заведениях  России  и школах бизнеса специалистов в различных областях
деятельности Европейского  Союза,  а  также  научных  исследований  по
данной   проблематике.  Содействовать  научным  обменам  и  подготовке
высококвалифицированных    российских    кадров    с    использованием
возможностей Европейского Союза и его государств - членов.
     12.6. Рационально использовать  для  целей  реализации  настоящей
Стратегии средства Программы ТАСИС.