О РАБОТЕ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РЕАЛИЗАЦИЮ РАСПОРЯЖЕНИЙ МЭРА МОСКВЫ ОТ 02.07.98 N 667-РМ И ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 25.10.01. N 257-РП. Письмо. Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора г. Москвы. 29.01.04 18/10-18-25/2-23

          О РАБОТЕ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РЕАЛИЗАЦИЮ РАСПОРЯЖЕНИЙ
                   МЭРА МОСКВЫ ОТ 02.07.98 N 667-РМ
             И ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 25.10.01. N 257-РП

                                ПИСЬМО

         ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
                         НАДЗОРА Г. МОСКВЫ
     
                          29 января 2004 г.
                          N 18/10-18-25/2-23
     
                                 (Д)


     Распоряжения Мэра  Москвы  от  02.07.98  N  667-РМ  "Об  усилении
мероприятий  по  профилактике  геморрагической  лихорадки  с  почечным
синдромом   (ГЛПС),   других  природноочаговых  инфекций  и  борьбе  с
грызунами в г.  Москве" и Правительства Москвы от 25.10.2001 N  257-РП
"О  снижении  риска  возникновения и распространения природно-очаговых
инфекций в  г.  Москве"  находятся  под  постоянным  контролем  Центра
госсанэпиднадзора  в  г.  Москве  и  центров  ГСЭН  в административных
округах.
     По материалам,      представленным     префектурами,     центрами
госсанэпиднадзора   в   административных   округах   и   Департаментом
жилищно-коммунального   хозяйства  и  благоустройства  города  Москвы,
работа  по  выполнению   указанных   распоряжений   осуществляется   в
соответствии     с    Комплексными    программами    по    обеспечению
санитарноэпидемиологического благополучия населения.
     Следует отметить    целенаправленную    работу    по   реализации
распоряжений Мэра и Правительства Москвы в  Северном  административном
округе,  где  ежегодно  сокращается  количество  объектов,  не имеющих
договоров  на  проведение  дератизационных  мероприятий.   Префектурой
округа   решаются   вопросы  финансирования  дератизационных  работ  в
школьных и дошкольных  учреждениях,  улучшения  санитарно-технического
состояния,  грызунонепроницаемости  на  объектах  социальной сферы.  В
целях снижения численности синантропных  грызунов  на  площадях  жилой
застройки   заключены  договоры  с  25  строительными  площадками,  70
автостоянками  и   гаражами.   Ликвидируются   заброшенные   строения,
являющиеся местами обитания и расселения грызунов.
     В Юго-Восточном   административном   округе   уделяется   большое
внимание решению таких вопросов,  как закрепление бесхозных территорий
за районными управами,  ликвидация несанкционированных свалок  мусора,
ежеквартальный  контроль  за  состоянием парка контейнеров и бункеров,
контроль   за    санитарно-гигиеническим    содержанием    территории,
своевременным    вывозом    мусора,    полным   охватом   дератизацией
домовладений.
     В Южном   административном   округе  решен  вопрос  о  проведении
дератизационных и дезинсекционных работ в комплексе зданий ФГУП "НИИВТ
им. Векшинского".
     В Юго-Западном административном  округе  в  целях  предупреждения
заболеваний  туляремией  в  природном  очаге  вблизи Черневского пруда
выполнен большой объем  дератизационных  мероприятий  в  жилых  домах,
организовано    проведение    дератизации   на   участках   ведущегося
строительства.
     В целях  снижения  численности  грызунов во всех административных
округах проводится работа по оснащению жилых  домов  охранно-защитными
дератизационными  системами  (постановление  Правительства  Москвы  от
27.04.99 N 379).
     В 2003  году отмечено снижение показателей численности серых крыс
на объектах,  обслуживаемых дезинфекционными станциями ГУП  Московский
городской   центр  дезинфекции  (лечебно-профилактические  учреждения,
рынки,  коммунальные объекты,  плодоовощные объединения). К сожалению,
дать  оценку  эффективности  дератизационных  мероприятий,  проводимых
негосударственными   коммерческими    предприятиями,    обслуживающими
значительное  количество  объектов,  не представляется возможным из-за
отсутствия данных.
     Вместе с  тем  в  Москве остается нерешенным ряд важных вопросов,
что влияет на  результаты  проводимой  работы.  По-прежнему  в  городе
отсутствует  сплошная  дератизация.  Длительное  время  не  проводится
дератизация в жилых домах различных ведомств.  Не имеют  договоров  на
дератизацию  много  мелких  и  средних  объектов,  в том числе гаражи.
Зачастую  договоры  заключаются  только  на  площадь   мусорокамер   и
подвалов.  Не  охвачены  договорами  дворовые  территории  жилых домов
(СВАО, ЮАО, СЗАО, САО, ЮВАО, ЮЗАО, ВАО).
     Отсутствуют договоры   на   проведение  дератизационных  работ  с
некоторыми крупными предприятиями: Тушинский машиностроительный завод,
автокомбинат N 20, завод "Вымпел" (СЗАО); ОАО "Плутон", Краснохолмский
камвольный комбинат,  Авиамоторный научнотехнический  комплекс  "Союз"
(ЦАО) и др.
     Снижению эффективности дератизационных мероприятий в жилом  фонде
способствуют  нарушения  инженерно-технических  требований  по  защите
объектов  от  грызунов,   неудовлетворительное   санитарно-техническое
состояние  и  содержание мусорокамер,  нарушения графика вывоза мусора
(СВАО, ЮАО, ЮВАО, ЮЗАО и др.).
     В некоторых       административных       округах      сохраняются
несанкционированные свалки бытового и строительного  мусора:  Терехово
(СЗАО) и др.
     В связи   с   различными   санитарными   нарушениями   в   центры
госсанэпиднадзора продолжает поступать значительное число обоснованных
жалоб населения.  Регистрируются случаи  укусов  людей  грызунами,  от
которых  в  2003  году пострадали 433 человека.  Продолжают выявляться
очаги крысиного клеща в жилых домах и  многочисленные  случаи  выплода
кошачьих блох в подвалах (СЗАО, ЮАО и др.).
     При проведении    тендеров    негосударственными    коммерческими
предприятиями нередко закладываются заведомо низкие расценки стоимости
работ,  что не позволяет проводить  их  в  полном  объеме  и  ведет  к
снижению эффективности дератизациии (СВАО,  ЮАО,  ЮЗАО и др.). В целях
объективной оценки эффективности дератизационных работ, осуществляемых
различными  дезинфекционными  предприятиями,  и выполнения действующих
санитарных правил и норм в работе конкурсных комиссий  при  проведении
тендеров    необходимо    учитывать    мнение   специалистов   центров
госсанэпиднадзора в административных округах.
     В Москве расположено 159 эпидемиологически значимых объектов,  на
которые  возможен  завоз  чумы  и  других  особо  опасных  инфекций  с
грызунами  и  членистоногими.  В  ходе проверки этих объектов выявлено
неудовлетворительное   санитарное   состояние   складских   помещений,
нарушение  правил  хранения  товаров,  несвоевременный  вывоз  бытовых
отходов: "Сетунь ЛТД", "Киевское", "Торговый дом Кунцево" (ЗАО).
     На эпидемиологически  значимых  объектах  дератизационные  работы
наряду с  дезстанциями  ГУП  Московский  городской  центр  дезинфекции
проводят   негосударственные   коммерческие  предприятия,  которые  не
обеспечивают в  полном  объеме  доставку  грызунов  для  лабораторного
исследования.  Так,  за  2003  год  дезстанции  ГУП МГЦД доставили для
исследования 1970 зверьков,  негосударственные предприятия всего  286,
хотя  объемы  работ,  осуществляемых  этими  предприятиями,  достигают
40-45%  от общих объемов.  Это не  позволяет  в  полной  мере  оценить
эпидемиологическую ситуацию в городе.
     Госсанэпидслужбой Москвы   ежегодно   проводится    паспортизация
водоемов.  По  состоянию  на 01.01.2004 на учете находятся 763 водоема
площадью 1616,67 га.  Несмотря на имеющееся распоряжение, префектурами
в  ряде случаев не проведена качественная инвентаризация водоемов,  не
определена   их   ведомственная   принадлежность.    По    результатам
инвентаризации   не   внесены   предложения   в  Москомархитектуру  по
ликвидации хозяйственноненужных водоемов.
     В целях  предупреждения распространения малярийных комаров в 2003
году  специалистами  центров  госсанэпиднадзора   в   административных
округах были обследованы все водоемы.  При обнаружении личинок комаров
дезстанциями ГУП  Московский  городской  центр  дезинфекции  проведены
дезобработки  на  водной  площади  1857,55 га,  в т.ч.  против личинок
малярийных комаров 1762,84 га.
     Несмотря на  представленные расчеты стоимости работ по проведению
комплекса мероприятий по борьбе с комарами,  до настоящего времени  не
оплачены  расходы по дезобработке водоемов префектурами Центрального и
Южного административных округов.
     В связи   с   неудовлетворительным   состоянием   водоемов   были
направлены  предложения  по  их  благоустройству  в  адрес  префектур,
районных управ, ГУП "Мосводосток", управления лесопаркового хозяйства.
Следует  отметить,  что  благоустройство  водоемов   идет   медленными
темпами.  В  2003  году  в  городе  отремонтировано:  4  пруда (по ул.
Введенского - 2; в парке "Дубки" - 2), проведено благоустройство пруда
и р.  Яузы в районе Старое Свиблово; продолжаются работы на Патриарших
прудах;  в  зоне  отдыха  "Мещерское".  Текущая  очистка  водоемов  от
растительности   и  плавающего  мусора  летом  2003  года  проводилась
нерегулярно и крайне некачественно.  В неудовлетворительном санитарном
состоянии   находились   водоемы:   пруды   у  студии  им.  Грекова  в
Екатерининском парке, ПКиО им. Горького, Нескучном саду, пруды в парке
"Красная  Пресня"  (ЦАО);  пруды  Воронцовского  парка,  пруды  по ул.
НовоЧеремушкинской,  24-39,  Каховке,  9-12,  Ездакову проезду (ЮЗАО);
Царицынские пруды, Дендропарк, парк "Коломенское", пруд "Дунай" (ЮАО);
пруды в Лианозовском парке,  водоемы в Главном ботаническом  саду  РАН
(СВАО); водоемы на территории Московской сельскохозяйственной академии
им.  К.А.  Тимирязева,  Головинские пруды,  "Цветковский" пруд  (САО);
пруды  в  ПКиО "Сокольники",  парке "Кусково",  Измайловском лесопарке
(ВАО);  каскад  прудов  в  лесопарке  "Покровское-Глебово",  пруды  на
территории  "Серебряный  бор" (СЗАО);  русла рек Чурилихи и Пономарки,
водоемы   по   ул.   Верхние   Поля   (ЮВАО);   пруды   "Мазиловский",
"Никулинский",  пруды по улицам Дорохова, Удальцова, "Очаковский пруд"
(ЗАО) и др.
     Эффективность и  кратность обработок против переносчика малярии и
других кровососущих комаров связана с санитарным состоянием  водоемов.
Неудовлетворительное   санитарное   состояние   водоемов   приводит  к
увеличению   кратности   дезобработок,    отрицательно    влияет    на
экологическую  ситуацию  в  городе,  а также повышает суммы финансовых
затрат.
     В марте  и  октябре 2003 г.  была проведена проверка домовладений
города   с   целью   выявления   подвалов    с    неудовлетворительным
санитарно-техническим  состоянием  и  выплодами  комаров.  Всего  было
проверено 12822 подвала,  выявлено 1045 подвалов с подтоплением, в 197
подвалах  обнаружены  выплоды  комаров,  из  них в 81 выплоды отмечены
впервые.  Все подвальные помещения,  где были зарегистрированы выплоды
комаров,  обработаны.  Причинами  затопления  подвалов явились в 52,6%
случаев  неудовлетворительная  эксплуатация  инженерных  коммуникаций,
особенно  канализации,  а  в  47,4%  случаев  -  затопление грунтовыми
водами.  В период проверок госсанэпидслужбой  за  неудовлетворительное
санитарное состояние подвалов и выплоды комаров наложено 142 штрафа на
сумму 127000 рублей и вынесено 24 предупреждения.
     Таким образом,  несмотря  на  проведенную  работу  по  выполнению
распоряжений Мэра и  Правительства  Москвы,  остается  ряд  нерешенных
проблем.  В связи с чем необходимо продолжить контроль за обеспечением
выполнения мероприятий, предусмотренных указанными документами.
     
Главный врач
                                                          Н.Н. Филатов
     
29 января 2004 г.
N 18/10-18-25/2-23