ВПРАВЕ ЛИ ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕЧЬ ОРГАНИЗАЦИЮ К
АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СООТВЕТСТВИИ СО
СТАТЬЕЙ 15.1 КОАП РФ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА РАБОТЫ С
ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ И ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ
ОПЕРАЦИЙ, ВЫРАЗИВШЕЕСЯ В НЕОПРИХОДОВАНИИ В КАССУ
ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
13 февраля 2006 г.
N 09-14/10022
(Д)
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003
N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) налоговые органы осуществляют контроль
за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных
предпринимателей.
Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 N 40 утвержден
Порядок ведения кассовых операций в РФ (далее - Порядок), который
распространяется на все предприятия, объединения, организации и
учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы
деятельности.
В соответствии с пунктом 3 Порядка для осуществления расчетов
наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести
кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег
предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с
обязательным применением ККТ.
Согласно пунктам 22-24 Порядка все поступления и выдачи наличных
денег предприятия учитывают в кассовой книге. При этом каждое
предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть
пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной
печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями
руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.
Сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или
другому заменяющему его документу кассир делает записи в кассовую
книгу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги
операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и
передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист
(копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными
кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
В соответствии со статьей 4 Закона N 54-ФЗ требования к ККТ,
используемой организациями и индивидуальными предпринимателями,
порядок и условия ее регистрации и применения определяются
Правительством РФ.
Письмом Минфина России от 30.08.93 N 104 утверждены Типовые
правила эксплуатации контрольно-кассовой техники при осуществлении
денежных расчетов с населением (далее - Типовые правила).
На основании пункта 4.2 Типовых правил чеки ККТ на приобретение
товара действительны только в день их выдачи покупателю (клиенту).
Кассир-операционист может выдавать деньги по возвращенным покупателями
(клиентами) чекам только при наличии на чеке подписи директора
(заведующего) или его заместителя и только по чеку, выданному в данной
кассе.
Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132 утвержден
Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету
денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с
применением ККТ, в котором даны указания по применению и заполнению в
том числе акта о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по
неиспользованным кассовым чекам (в том числе по ошибочно пробитым
кассовым чекам) (форма N КМ-3) (далее - акт N КМ-3).
Согласно данным указаниям акт N КМ-3 применяется в организациях
для оформления возврата денежных сумм покупателям (клиентам) по
неиспользованным кассовым чекам, в том числе по ошибочно пробитым
кассовым чекам. В акте должны быть указаны номер и сумма каждого чека.
Акт N КМ-3 составляется в одном экземпляре, подписывается
ответственными лицами комиссии в составе руководителя, заведующего
отделом (секцией), старшего кассира и кассира-операциониста
организации и вместе с погашенными чеками, наклеенными на лист бумаги,
сдается в бухгалтерию организации и хранится в документах за данное
число. На сумму денег по возвращенным покупателями (клиентами) чекам
уменьшается выручка кассы и заносится в книгу кассира-операциониста
(форма N КМ-4).
При несоблюдении перечисленных выше требований к оформлению
возврата денежных средств покупателям за возвращенный товар или сумм,
ошибочно пробитых по ККТ кассиром-операционистом, организация из-за
отсутствия оснований для уменьшения выручки фактически допускает
неоприходование части выручки.
Как следует из представленных материалов, в ходе проверки
организации за период с 19 по 20 декабря 2005 года установлено
нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения
кассовых операций.
Согласно объяснительной записке кассира организации от 21.12.2005
во время работы 20 декабря 2005 года он пробил чек на заказ, от
которого посетитель отказался. В связи с этим кассир пробил возвратный
чек на сумму 360 руб. С данной объяснительной запиской также
согласился и.о. генерального директора организации.
Таким образом, как следует из объяснений указанных выше лиц,
услуги оказывались одному лицу на сумму 360 руб.
Вместе с тем к жалобе и.о. генерального директора организации
приложены следующие копии чеков, отпечатанных по ККТ 20 декабря 2005
года:
- N 0043 (в 13.04) на сумму 200 руб., который возвращен кассиру
организации в связи с решением посетителя отказаться от заказа;
- N 0061 (в 14.18) на сумму 10 руб., который ошибочно пробит
кассиром организации;
- N 0078 (в 14.47) на сумму 150 руб., который возвращен кассиру
организации в связи с решением посетителя отказаться от заказа.
Однако согласно копии чека, которая также приложена к жалобе,
отпечатанного по ККТ 20 декабря 2005 года N 0148 (в 20.24), возвращены
денежные средства на сумму 360 руб. Чек на сумму 360 руб. не приложен.
Таким образом, факт возврата денежных средств на сумму 360 руб.
не подтвержден.
В соответствии со статьей 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с
денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся
в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями
сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании)
в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных
денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх
установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на
должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц - от
400 до 500 МРОТ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается
виновным в совершении административного правонарушения, если будет
установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и
норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ
предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не
были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае организация не приняла все зависящие от нее меры
по соблюдению указанных выше норм законодательства и допустила
неоприходование в кассу организации денежной наличности в размере 360
руб.
Таким образом, организация допустила нарушение порядка работы с
денежной наличностью, выразившееся в неоприходовании в кассу денежной
наличности. Следовательно, инспекция вправе привлечь организацию к
административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ.
Руководитель Управления
советник налоговой службы I ранга
Н.В. Синикова |