О ПРИМЕНЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ, ОКАЗЫВАЮЩИМИ ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
ПО ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ В РЕЖИМЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ТАКСИ, КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ (ТАКСОМЕТРОВ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УЧЕТ ДАЛЬНОСТИ ПОЕЗДКИ И ЕЕ СТОИМОСТИ)
ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
24 января 2008 г.
N 03-01-15/1-14
(Д)
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел
обращения с просьбой утвердить бланк строгой отчетности для
использования автотранспортными предприятиями или индивидуальными
предпринимателями, оказывающими платные услуги по перевозке пассажиров
в режиме индивидуального такси, и сообщает.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N
54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт" (далее - Федеральный закон) все организации и индивидуальные
предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи
товаров, выполнения работ или оказания услуг должны использовать
контрольно-кассовую технику.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона организации и
индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым
Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные
денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без
применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг
населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой
отчетности.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих
платные услуги по перевозке пассажиров в режиме индивидуального такси,
Минфином России не утверждались какие-либо формы квитанций.
Пунктом 1 ст. 3 Федерального закона предусмотрено, что при
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт на территории Российской Федерации
применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в
Государственный реестр.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской
Федерации от 16.06.2004 N 285 "Об утверждении Положения о Федеральном
агентстве по промышленности" федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным осуществлять ведение Государственного реестра
контрольно-кассовой техники определено Федеральное агентство по
промышленности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2007 N
39 утверждены Правила ведения Государственного реестра
контрольно-кассовой техники, а также требования к его структуре и
составу сведений.
Приказом Роспрома от 01.08.2007 N 321 в Государственный реестр
контрольно-кассовой техники, утвержденный Приказом Федерального
агентства по промышленности от 16.07.2007 N 299, включены сведения о
моделях контрольно-кассовой техники, используемых при оказании услуг
на автомобильном транспорте (такси или маршрутное такси).
Также следует отметить, что согласно п. 5 ст. 346.26 Налогового
кодекса Российской Федерации плательщики единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности не освобождаются от обязанности
применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных
денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или
оказания услуг.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от
24.02.2005 N 22-0 не нашел оснований для принятия к рассмотрению
жалобы гражданина, в которой заявитель утверждал, что приобретение
контрольно-кассовой техники является для него непосильным бременем.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал на положения
ст. 34 Конституции Российской Федерации о реализации права на
предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую
деятельность, которое зависит от способностей и имущественного
положения самого гражданина.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения
административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях, за
неприменение контрольно-кассовых машин" даны разъяснения, согласно
которым в целях соблюдения порядка общественных отношений в сфере
торговли и финансов, правил государственной разрешительной системы
(системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов)
организацией и индивидуальным предпринимателем должны исполняться
положения Федерального закона, а также требования, касающиеся
качественных и технических характеристик контрольно-кассовой техники,
и иные условия, определенные Правительством Российской Федерации на
основании п. 1 ст. 4 Федерального закона.
В решениях Конституционного Суда Российской Федерации
указывается, что применение контрольно-кассовой техники имеет
многофункциональное значение и направлено на обеспечение интересов
граждан в области торговли и оказания услуг, защиту прав потребителя,
а также охрану установленного порядка торговли и оказания услуг,
фискальных интересов государства, финансовой (в том числе налоговой)
дисциплины; применение контрольно-кассовой техники в
предпринимательской деятельности служит ведению учета поступлений и
выдачи наличных денежных средств при совершении сделок.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели,
оказывающие платные услуги по перевозке пассажиров в режиме
индивидуального такси, должны осуществлять денежные расчеты за эти
услуги с применением контрольно-кассовой техники (таксометров,
обеспечивающих учет дальности поездки и ее стоимости).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
24 января 2008 г.
N 03-01-15/1-14 |