ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РЕДАКЦИЯ НА 14.03.2009). Кодекс. Федеральное Собрание РФ. 25.10.01 136-ФЗ

Оглавление


Страницы: 1  2  3  


25 октября 2001 г. N 136-ФЗ


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


                ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                       (Редакция на 14.03.2009)



   

     Принят Государственной Думой       28 сентября 2001 года
     Одобрен Советом Федерации          10 октября 2001 года

                       Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


       Статья 1. Основные принципы земельного законодательства

     1.  Настоящий  Кодекс  и  изданные в соответствии с ним иные акты
земельного законодательства основываются на следующих принципах:
     1)  учет значения земли как основы жизни и деятельности человека,
согласно  которому  регулирование  отношений по использованию и охране
земли  осуществляется  исходя из представлений о земле как о природном
объекте,  охраняемом  в  качестве  важнейшей  составной части природы,
природном  ресурсе,  используемом  в  качестве средства производства в
сельском   хозяйстве   и   лесном  хозяйстве  и  основы  осуществления
хозяйственной  и иной деятельности на территории Российской Федерации,
и   одновременно   как   о  недвижимом  имуществе,  об  объекте  права
собственности и иных прав на землю;
     2)  приоритет  охраны  земли как важнейшего компонента окружающей
среды  и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве
перед  использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно
которому  владение,  пользование  и распоряжение землей осуществляются
собственниками  земельных участков свободно, если это не наносит ущерб
окружающей среде;
     3)  приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому
при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны
быть  приняты  такие  решения  и осуществлены такие виды деятельности,
которые   позволили   бы  обеспечить  сохранение  жизни  человека  или
предотвратить  негативное  (вредное) воздействие на здоровье человека,
даже если это потребует больших затрат;
     4)  участие  граждан,  общественных  организаций  (объединений) и
религиозных  организаций  в  решении  вопросов,  касающихся их прав на
землю,  согласно  которому граждане Российской Федерации, общественные
организации   (объединения)  и  религиозные  организации  имеют  право
принимать  участие  в  подготовке  решений,  реализация  которых может
оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране,
а  органы  государственной  власти,  органы  местного  самоуправления,
субъекты   хозяйственной   и   иной  деятельности  обязаны  обеспечить
возможность  такого  участия в порядке и в формах, которые установлены
законодательством;
     5)  единство  судьбы земельных участков и прочно связанных с ними
объектов,   согласно   которому  все  прочно  связанные  с  земельными
участками  объекты  следуют  судьбе земельных участков, за исключением
случаев, установленных федеральными законами;
     6)  приоритет  сохранения  особо  ценных  земель  и  земель особо
охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения
ценных   земель   сельскохозяйственного  назначения,  земель,  занятых
защитными  лесами,  земель  особо  охраняемых  природных  территорий и
объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо
ценных  земель  и  земель  особо  охраняемых территорий для иных целей
ограничивается  или  запрещается в порядке, установленном федеральными
законами.  Установление  данного  принципа  не  должно толковаться как
отрицание или умаление значения земель других категорий;
     7)   платность   использования  земли,  согласно  которому  любое
использование  земли  осуществляется за плату, за исключением случаев,
установленных  федеральными  законами  и законами субъектов Российской
Федерации;
     8)  деление  земель по целевому назначению на категории, согласно
которому   правовой   режим   земель   определяется   исходя   из   их
принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в
соответствии     с     зонированием    территорий    и    требованиями
законодательства;
     9)   разграничение  государственной  собственности  на  землю  на
собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской
Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому
правовые   основы   и  порядок  такого  разграничения  устанавливаются
федеральными законами;
     10)  дифференцированный  подход  к  установлению правового режима
земель,  в  соответствии с которым при определении их правового режима
должны   учитываться   природные,  социальные,  экономические  и  иные
факторы;
     11)  сочетание  интересов  общества и законных интересов граждан,
согласно   которому   регулирование   использования  и  охраны  земель
осуществляется  в  интересах  всего  общества при обеспечении гарантий
каждого  гражданина  на свободное владение, пользование и распоряжение
принадлежащим ему земельным участком.
     При   регулировании   земельных   отношений  применяется  принцип
разграничения  действия  норм  гражданского  законодательства  и  норм
земельного   законодательства   в  части  регулирования  отношений  по
использованию  земель,  а также принцип государственного регулирования
приватизации земли.
     2. Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы
земельного законодательства, не противоречащие установленным пунктом 1
настоящей статьи принципам.

                 Статья 2. Земельное законодательство

     1.  Земельное  законодательство  в  соответствии  с  Конституцией
Российской   Федерации   находится  в  совместном  ведении  Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство
состоит  из  настоящего  Кодекса,  федеральных законов и принимаемых в
соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
     Нормы   земельного   права,  содержащиеся  в  других  федеральных
законах,    законах    субъектов    Российской    Федерации,    должны
соответствовать настоящему Кодексу.
     Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента
Российской  Федерации,  которые  не  должны  противоречить  настоящему
Кодексу, федеральным законам.
     2.   Правительство   Российской   Федерации   принимает  решения,
регулирующие  земельные отношения, в пределах полномочий, определенных
настоящим  Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента
Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.
     3.  На  основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных
законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов
субъектов  Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов
Российской  Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты,
содержащие нормы земельного права.
     4.  На  основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных
законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов
и  иных  нормативных  правовых  актов  субъектов  Российской Федерации
органы  местного  самоуправления  в  пределах  своих  полномочий могут
издавать акты, содержащие нормы земельного права.


             Статья 3. Отношения, регулируемые земельным
                          законодательством

     1.    Земельное    законодательство   регулирует   отношения   по
использованию  и охране земель в Российской Федерации как основы жизни
и  деятельности  народов,  проживающих  на  соответствующей территории
(земельные отношения).
     2.  К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов,
лесов,  животного  мира  и  иных природных ресурсов, охране окружающей
среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране
атмосферного  воздуха  и  охране объектов культурного наследия народов
Российской  Федерации  применяются  соответственно  законодательство о
недрах,  лесное,  водное законодательство, законодательство о животном
мире,  об  охране и использовании других природных ресурсов, об охране
окружающей  среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых
природных  территориях  и  объектах,  об  охране  объектов культурного
наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.
     К  земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства
применяются,   если   эти   отношения   не   урегулированы   земельным
законодательством.
     3.   Имущественные   отношения   по   владению,   пользованию   и
распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними
регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено
земельным,   лесным,  водным  законодательством,  законодательством  о
недрах,   об   охране   окружающей  среды,  специальными  федеральными
законами.

             Статья 4. Применение международных договоров
                         Российской Федерации

     Если     международным     договором     Российской    Федерации,
ратифицированным  в  установленном  порядке, установлены иные правила,
чем  те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила
международного договора.

               Статья 5. Участники земельных отношений

     1. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические
лица,    Российская    Федерация,   субъекты   Российской   Федерации,
муниципальные образования.
     2.  Права  иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных
юридических  лиц  на  приобретение  в собственность земельных участков
определяются   в   соответствии  с  настоящим  Кодексом,  федеральными
законами.
     3.  Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия и
определения:
     собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками
земельных участков;
     землепользователи  -  лица,  владеющие  и пользующиеся земельными
участками  на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве
безвозмездного срочного пользования;
     землевладельцы   -  лица,  владеющие  и  пользующиеся  земельными
участками на праве пожизненного наследуемого владения;
     арендаторы  земельных  участков  - лица, владеющие и пользующиеся
земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
     обладатели   сервитута   -   лица,  имеющие  право  ограниченного
пользования чужими земельными участками (сервитут).


                Статья 6. Объекты земельных отношений

     1. Объектами земельных отношений являются:
     1) земля как природный объект и природный ресурс;
     2) земельные участки;
     3) части земельных участков.
     2. Утратил силу.


            Статья 7. Состав земель в Российской Федерации

     1.   Земли   в   Российской   Федерации  по  целевому  назначению
подразделяются на следующие категории:
     1) земли сельскохозяйственного назначения;
     2) земли населенных пунктов;
     3)   земли   промышленности,   энергетики,   транспорта,   связи,
радиовещания,   телевидения,   информатики,   земли   для  обеспечения
космической  деятельности,  земли  обороны, безопасности и земли иного
специального назначения;
     4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
     5) земли лесного фонда;
     6) земли водного фонда;
     7) земли запаса.
     2.  Земли,  указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в
соответствии  с  установленным  для  них целевым назначением. Правовой
режим  земель  определяется исходя из их принадлежности к той или иной
категории  и  разрешенного использования в соответствии с зонированием
территорий,    общие    принципы   и   порядок   проведения   которого
устанавливаются   федеральными  законами  и  требованиями  специальных
федеральных законов.
     Любой   вид   разрешенного   использования   из   предусмотренных
зонированием   территорий   видов   выбирается   самостоятельно,   без
дополнительных разрешений и процедур согласования.
     3. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности
коренных  малочисленных  народов  Российской  Федерации  и  этнических
общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и
иными  нормативными  правовыми  актами субъектов Российской Федерации,
нормативными  правовыми  актами органов местного самоуправления, может
быть  установлен  особый правовой режим использования земель указанных
категорий.


               Статья 8. Отнесение земель к категориям,
                перевод их из одной категории в другую

     1.  Перевод  земель  из одной категории в другую осуществляется в
отношении:
     1)   земель,   находящихся   в   федеральной   собственности,   -
Правительством Российской Федерации;
     2)  земель,  находящихся  в  собственности  субъектов  Российской
Федерации,  и  земель  сельскохозяйственного назначения, находящихся в
муниципальной   собственности,   -   органами   исполнительной  власти
субъектов Российской Федерации;
     3)   земель,   находящихся   в  муниципальной  собственности,  за
исключением   земель   сельскохозяйственного  назначения,  -  органами
местного самоуправления;
     4) земель, находящихся в частной собственности:
     земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации;
     земель    иного   целевого   назначения   -   органами   местного
самоуправления.
     Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель
иных  категорий  в  земли  населенных  пунктов  независимо  от их форм
собственности  осуществляется  путем установления или изменения границ
населенных  пунктов  в  порядке,  установленном  настоящим  Кодексом и
законодательством    Российской    Федерации    о    градостроительной
деятельности.
     Перевод земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий
и  объектов осуществляется путем установления или изменения в порядке,
установленном   настоящим   Кодексом  и  законодательством  Российской
Федерации      об      особых      экономических     зонах,     границ
туристско-рекреационной особой экономической зоны.
     Порядок   перевода   земель   из   одной   категории   в   другую
устанавливается федеральными законами.
     2. Категория земель указывается в:
     1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов
исполнительной  власти  субъектов Российской Федерации и актах органов
местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
     2) договорах, предметом которых являются земельные участки;
     3) государственном кадастре недвижимости;
     4)  документах  о  государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним;
     5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами
и законами субъектов Российской Федерации.
     3.  Нарушение  установленного  настоящим  Кодексом,  федеральными
законами  порядка перевода земель из одной категории в другую является
основанием  признания  недействительными  актов  об отнесении земель к
категориям, о переводе их из одной категории в другую.


              Статья 9. Полномочия Российской Федерации
                    в области земельных отношений

     1.   К  полномочиям  Российской  Федерации  в  области  земельных
отношений относятся:
     1)    установление   основ   федеральной   политики   в   области
регулирования земельных отношений;
     2)   установление   ограничений   прав   собственников  земельных
участков,  землепользователей,  землевладельцев, арендаторов земельных
участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
     3) государственное управление в области осуществления мониторинга
земель, государственного земельного контроля, землеустройства;
     4)  установление порядка резервирования земель, изъятия земельных
участков,   в   том   числе   путем   выкупа,  для  государственных  и
муниципальных нужд;
     5) резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе
путем выкупа, для нужд Российской Федерации;
     6)  разработка  и реализация федеральных программ использования и
охраны земель;
     7) иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации
Конституцией  Российской  Федерации,  настоящим Кодексом, федеральными
законами.
     2.  Российская  Федерация  осуществляет управление и распоряжение
земельными   участками,   находящимися   в   собственности  Российской
Федерации (федеральной собственностью).


         Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации
                    в области земельных отношений

     1.   К   полномочиям  субъектов  Российской  Федерации  относятся
резервирование,  изъятие,  в  том  числе путем выкупа, земель для нужд
субъектов  Российской  Федерации; разработка и реализация региональных
программ   использования  и  охраны  земель,  находящихся  в  границах
субъектов  Российской  Федерации;  иные  полномочия,  не  отнесенные к
полномочиям  Российской  Федерации  или к полномочиям органов местного
самоуправления.
     2.   Субъекты  Российской  Федерации  осуществляют  управление  и
распоряжение   земельными   участками,  находящимися  в  собственности
субъектов Российской Федерации.


        Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления
                    в области земельных отношений

     1.  К  полномочиям  органов  местного  самоуправления  в  области
земельных  отношений  относятся  резервирование земель, изъятие, в том
числе   путем  выкупа,  земельных  участков  для  муниципальных  нужд,
установление с учетом требований законодательства Российской Федерации
правил  землепользования  и  застройки территорий городских и сельских
поселений,  территорий  других муниципальных образований, разработка и
реализация  местных  программ  использования  и охраны земель, а также
иные  полномочия  на  решение  вопросов  местного  значения  в области
использования и охраны земель.
     2.  Органами  местного самоуправления осуществляются управление и
распоряжение   земельными   участками,  находящимися  в  муниципальной
собственности.


                     Глава I.1. ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

               Статья 11.1. Понятие земельного участка

     Земельным  участком  является  часть  земной поверхности, границы
которой определены в соответствии с федеральными законами.


             Статья 11.2. Образование земельных участков

     1.   Земельные   участки  образуются  при  разделе,  объединении,
перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков,
а  также  из  земель,  находящихся в государственной или муниципальной
собственности.
     2.  Земельные  участки,  из  которых  при  разделе,  объединении,
перераспределении   образуются   земельные  участки,  прекращают  свое
существование с даты государственной регистрации права собственности и
иных  вещных  прав  на  все образуемые из них земельные участки (далее
также   -  образуемые  земельные  участки)  в  порядке,  установленном
Федеральным  законом  от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной
регистрации  прав  на  недвижимое  имущество  и сделок с ним" (далее -
Федеральный  закон  "О  государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним"), за исключением случаев, указанных в пункте
4  статьи  11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими
федеральными законами.
     3.  Целевым  назначением  и разрешенным использованием образуемых
земельных   участков   признаются  целевое  назначение  и  разрешенное
использование земельных участков, из которых при разделе, объединении,
перераспределении   или   выделе   образуются  земельные  участки,  за
исключением случаев, установленных федеральными законами.
     4.  Образование  земельных  участков  допускается  при  наличии в
письменной   форме   согласия   землепользователей,   землевладельцев,
арендаторов,  залогодержателей  земельных  участков,  из  которых  при
разделе,   объединении,   перераспределении   или   выделе  образуются
земельные   участки.   Не  требуется  такое  согласие  на  образование
земельных    участков    из    земельных   участков,   находящихся   в
государственной  или  муниципальной  собственности  и  предоставленных
государственным     или    муниципальным    унитарным    предприятиям,
государственным  или  муниципальным  учреждениям,  а  также в случаях,
указанных в пункте 6 настоящей статьи.
     5.   Образование   земельных   участков  из  земельных  участков,
находящихся   в   частной  собственности  и  принадлежащих  нескольким
собственникам,  осуществляется по соглашению между ними об образовании
земельного  участка,  за  исключением выдела земельных участков в счет
доли  в  праве  общей  собственности  на  земельные  участки из земель
сельскохозяйственного    назначения    в    порядке,   предусмотренном
Федеральным  законом  от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель
сельскохозяйственного  назначения"  (далее  -  Федеральный  закон  "Об
обороте земель сельскохозяйственного назначения").
     6.  Образование  земельных  участков  может  быть осуществлено на
основании  решения  суда в обязательном порядке независимо от согласия
собственников,   землепользователей,   землевладельцев,   арендаторов,
залогодержателей   земельных   участков,   из   которых  при  разделе,
объединении,   перераспределении   или   выделе  образуются  земельные
участки.
     7.   Образование   земельных   участков  из  земельных  участков,
находящихся  в  границах застроенной территории, в отношении которой в
соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято
решение  о  ее  развитии  и  заключен  договор  о развитии застроенной
территории,  осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в
соответствии  с документацией по планировке территории, утвержденной в
порядке,    установленном    законодательством   о   градостроительной
деятельности.
     8.  Споры  об  образовании  земельных  участков рассматриваются в
судебном порядке.

             Статья 11.3. Образование земельных участков
         из земельных участков, находящихся в государственной
                   или муниципальной собственности

     1.   Образование   земельных   участков  из  земельных  участков,
находящихся   в   государственной   или  муниципальной  собственности,
осуществляется    на    основании   решений   исполнительных   органов
государственной    власти   или   органов   местного   самоуправления,
предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев:
     1)  раздела  земельных  участков,  предоставленных садоводческим,
огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также
земельных  участков,  предоставленных  гражданам  на праве постоянного
(бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения;
     2)   образования   земельных   участков  из  земельных  участков,
предоставленных   для   комплексного   освоения   в   целях  жилищного
строительства;
     3)   образования   земельных   участков  из  земельных  участков,
находящихся  в  границах застроенной территории, в отношении которой в
соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято
решение  о  ее  развитии  и  заключен  договор  о развитии застроенной
территории;
     4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей
11.7 настоящего Кодекса;
     5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.
     2.  Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте
1   настоящей  статьи,  могут  быть  приняты  на  основании  заявлений
землепользователей,  землевладельцев,  арендаторов земельных участков,
из  которых  при разделе или объединении образуются земельные участки.
Обязательными  приложениями  к  заявлениям  об  образовании  земельных
участков являются:
     1)   кадастровые   паспорта  образуемых  земельных  участков  или
кадастровый паспорт образуемого земельного участка;
     2)  правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на
земельные  участки,  из которых при разделе или объединении образуются
земельные участки.
     3.   В   случае,   если  в  соответствии  с  федеральным  законом
образование   земельных   участков   должно  осуществляться  с  учетом
документации  по  планировке  территории  или  иного  предусмотренного
федеральным  законом  документа,  в заявлении об образовании земельных
участков указываются реквизиты таких документов.
     4.   В   указанных  в  пункте  1  настоящей  статьи  решениях  об
образовании земельных участков должны быть указаны:
     1)  реквизиты  правоустанавливающих  и  (или) правоудостоверяющих
документов   на   земельные   участки,  из  которых  при  разделе  или
объединении   образуются   земельные   участки   (при   наличии  таких
документов);
     2)  сведения  о  земельных  участках,  из которых при разделе или
объединении  образуются  земельные  участки,  в  том  числе сведения о
правах,  правообладателях  таких  земельных  участков,  об  их целевом
назначении  и  о разрешенном использовании, а также кадастровые номера
земельных  участков, из которых при разделе или объединении образуются
земельные  участки, и кадастровые номера образуемых земельных участков
(при  наличии  кадастровых  номеров земельных участков, из которых при
разделе или объединении образуются земельные участки).
     5.  В  решениях  об  образовании  земельных участков, указанных в
пункте   1   настоящей   статьи,   может   быть   указано   полномочие
правообладателя  земельного  участка,  из  которого  при  разделе  или
объединении  образуются земельные участки, на обращение с заявлением о
государственной  регистрации права собственности Российской Федерации,
права   собственности   субъекта   Российской   Федерации   или  права
муниципальной  собственности на образуемые земельные участки. При этом
выдача  исполнительным  органом  государственной  власти  или  органом
местного   самоуправления,   предусмотренными  статьей  29  настоящего
Кодекса, правообладателю земельного участка доверенности на совершение
указанных действий не требуется.

                Статья 11.4. Раздел земельного участка

     1.  При разделе земельного участка образуются несколько земельных
участков,  а  земельный  участок,  из  которого при разделе образуются
земельные  участки,  прекращает  свое  существование,  за  исключением
случаев,   указанных   в   пункте   4  настоящей  статьи,  и  случаев,
предусмотренных другими федеральными законами.
     2.  При  разделе  земельного участка у его собственника возникает
право  собственности  на все образуемые в результате раздела земельные
участки.
     3.   При   разделе   земельного  участка,  находящегося  в  общей
собственности,  участники  общей  собственности  сохраняют право общей
собственности  на все образуемые в результате такого раздела земельные
участки,   если   иное   не   установлено   соглашением  между  такими
участниками.
     4.  Раздел  земельного  участка, предоставленного садоводческому,
огородническому   или  дачному  некоммерческому  объединению  граждан,
осуществляется  в  соответствии  с  проектом  организации  и застройки
территории    данного    некоммерческого   объединения   либо   другим
устанавливающим    распределение    земельных    участков   в   данном
некоммерческом  объединении  документом. При разделе такого земельного
участка  могут  быть образованы один или несколько земельных участков,
предназначенных  для  ведения  гражданином садоводства, огородничества
или   дачного   строительства  либо  относящихся  к  имуществу  общего
пользования.  При этом земельный участок, раздел которого осуществлен,
сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
     5.  Раздел  земельного участка, предоставленного для комплексного
освоения  в  целях  жилищного  строительства,  осуществляется лицом, с
которым  заключен  договор  аренды земельного участка для комплексного
освоения  в  целях  жилищного строительства, в соответствии с проектом
межевания    территории,   утвержденным   в   порядке,   установленном
законодательством о градостроительной деятельности.

                Статья 11.5. Выдел земельного участка

     1.  Выдел  земельного участка осуществляется в случае выдела доли
или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности.
При  выделе земельного участка образуются один или несколько земельных
участков.  При  этом земельный участок, из которого осуществлен выдел,
сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
     2.   При   выделе   земельного   участка   у   участника  долевой
собственности,  по  заявлению которого осуществляется выдел земельного
участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок
и  указанный  участник  долевой собственности утрачивает право долевой
собственности   на  измененный  земельный  участок.  Другие  участники
долевой   собственности   сохраняют  право  долевой  собственности  на
измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в
праве долевой собственности.
     3.  Особенности  выдела земельного участка в счет земельных долей
устанавливаются     Федеральным    законом    "Об    обороте    земель
сельскохозяйственного назначения".

             Статья 11.6. Объединение земельных участков

     1.  При  объединении  смежных  земельных участков образуется один
земельный  участок,  и  существование таких смежных земельных участков
прекращается.
     2.  При  объединении  земельных участков у собственника возникает
право собственности на образуемый земельный участок.
     3.  При  объединении  земельных  участков, принадлежащих на праве
собственности   разным  лицам,  у  таких  лиц  возникает  право  общей
собственности на образуемые земельные участки.
     4.  При  объединении  земельных  участков, принадлежащих на праве
общей   собственности  разным  лицам,  у  них  возникает  право  общей
собственности   на  образуемый  земельный  участок  в  соответствии  с
гражданским законодательством.
     5. Не допускается объединение земельных участков, предоставленных
на  праве  постоянного  (бессрочного)  пользования, праве пожизненного
наследуемого  владения  или праве безвозмездного срочного пользования,
за   исключением   случаев,   если  все  указанные  земельные  участки
предоставлены  на  праве  постоянного (бессрочного) пользования, праве
пожизненного  наследуемого  владения или праве безвозмездного срочного
пользования одному лицу.
     6.  Допускается  объединение  земельного  участка,  обремененного
залогом, с земельным участком, не обремененным залогом. При этом право
залога  распространяется  на  весь  образуемый земельный участок, если
иное не предусмотрено соглашением сторон.

          Статья 11.7. Перераспределение земельных участков

     1.  При  перераспределении  нескольких смежных земельных участков
образуются    несколько   других   смежных   земельных   участков,   и
существование таких смежных земельных участков прекращается.
     2.   При  перераспределении  земельных  участков,  находящихся  в
частной    собственности,   у   их   собственников   возникает   право
собственности   на  соответствующие  образуемые  земельные  участки  в
соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании
земельных участков.
     3.    Перераспределение   земельных   участков,   находящихся   в
государственной    или    муниципальной    собственности,   между   их
собственниками  и  (или)  между  собственниками  земельных  участков -
физическими  или  юридическими  лицами  не допускается, за исключением
случаев:
     1)   перераспределения   таких   земельных  участков  в  границах
застроенной   территории,   в   отношении  которой  в  соответствии  с
Градостроительным  кодексом  Российской Федерации принято решение о ее
развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;
     2)   образования   земельных  участков  для  размещения  объектов
капитального   строительства,  предусмотренных  пунктом  1  статьи  49
настоящего Кодекса.
     4.   В   случаях,   указанных   в   пункте  3  настоящей  статьи,
перераспределение   земельных  участков  осуществляется  на  основании
соглашений  между  собственниками  земельных участков, исполнительными
органами  государственной власти или органами местного самоуправления,
предусмотренными  статьей  29  настоящего  Кодекса.  При  этом условия
возникновения  права  частной  либо  государственной или муниципальной
собственности  на  образуемые земельные участки определяются указанным
соглашением.

      Статья 11.8. Возникновение и сохранение прав, обременений
      (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки

     1.  Возникновение  и сохранение права собственности на образуемые
или  измененные  земельные  участки  осуществляются  в соответствии со
статьями 11.4 - 11.7 настоящего Кодекса.
     2.   У   лица,   которому   предоставлен   на  праве  постоянного
(бессрочного)  пользования,  праве  пожизненного наследуемого владения
или  праве  безвозмездного  срочного пользования земельный участок, из
которого  при  разделе,  объединении  или перераспределении образуются
земельные   участки,   возникает   соответственно   право  постоянного
(бессрочного)  пользования,  право пожизненного наследуемого владения,
право  безвозмездного  срочного  пользования  на  образуемые земельные
участки.
     3.  В  случаях,  указанных  в  пунктах  1  и  2 настоящей статьи,
принятие  решений  о  предоставлении образуемых и измененных земельных
участков не требуется.
     4. В случае образования земельных участков из земельных участков,
используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного
пользования,    осуществляющее    такое   использование   лицо   имеет
преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых
и  измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного
пользования   ими  на  прежних  условиях,  если  иное  не  установлено
соглашением  сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо
на  внесение  соответствующих  изменений  в ранее заключенные договоры
аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими.
     5.  Сервитуты,  установленные  в отношении земельных участков, из
которых   при   разделе,  объединении,  перераспределении  или  выделе
образуются  земельные  участки,  сохраняются  в  отношении  образуемых
земельных участков в прежних границах.
     6.  Не  указанные в пунктах 2, 4 и 5 настоящей статьи обременения
(ограничения)  прав,  за  исключением  обременений (ограничений) прав,
возникших  на  основании договоров, сохраняются в отношении образуемых
земельных  участков, измененных земельных участков в прежних границах.
В  случае,  если  такие  обременения  (ограничения)  прав на земельные
участки  установлены на основании договоров, применяются установленные
пунктом   4  настоящей  статьи  правила  о  заключении  договоров,  об
изменении договоров.

          Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным
                          земельным участкам

     1.  Предельные  (максимальные  и  минимальные)  размеры земельных
участков,  в  отношении  которых  в соответствии с законодательством о
градостроительной   деятельности   устанавливаются   градостроительные
регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
     2.  Предельные  (максимальные  и  минимальные)  размеры земельных
участков,   на   которые  действие  градостроительных  регламентов  не
распространяется  или в отношении которых градостроительные регламенты
не  устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом,
другими федеральными законами.
     3.  Границы  земельных  участков  не  должны  пересекать  границы
муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
     4.   Не  допускается  образование  земельных  участков,  если  их
образование   приводит   к  невозможности  разрешенного  использования
расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
     5.  Не  допускается раздел, перераспределение или выдел земельных
участков,  если  сохраняемые в отношении образуемых земельных участков
обременения   (ограничения)   не   позволяют   использовать  указанные
земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
     6.   Образование   земельных   участков  не  должно  приводить  к
вклиниванию,   вкрапливанию,   изломанности   границ,   чересполосице,
невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим
рациональному  использованию  и  охране  земель  недостаткам,  а также
нарушать   требования,   установленные   настоящим  Кодексом,  другими
федеральными законами.

                       Глава II. ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ

                    Статья 12. Цели охраны земель

     1.  Земля  в  Российской  Федерации охраняется как основа жизни и
деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
     Использование    земель    должно    осуществляться    способами,
обеспечивающими  сохранение  экологических  систем,  способности земли
быть  средством  производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве,
основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
     2. Целями охраны земель являются:
     1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения
земель,   других   негативных   (вредных)   воздействий  хозяйственной
деятельности;
     2)  обеспечение  улучшения  и восстановления земель, подвергшихся
деградации,  загрязнению,  захламлению,  нарушению,  другим негативным
(вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.


                 Статья 13. Содержание охраны земель

     1.   В  целях  охраны  земель  собственники  земельных  участков,
землепользователи,  землевладельцы  и  арендаторы  земельных  участков
обязаны проводить мероприятия по:
     1) сохранению почв и их плодородия;
     2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления,
заболачивания,    вторичного    засоления,    иссушения,   уплотнения,
загрязнения   радиоактивными  и  химическими  веществами,  захламления
отходами   производства   и  потребления,  загрязнения,  в  том  числе
биогенного  загрязнения,  и других негативных (вредных) воздействий, в
результате которых происходит деградация земель;
     3)  защите  сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и
кустарниками,  сорными растениями, а также защите растений и продукции
растительного   происхождения  от  вредных  организмов  (растений  или
животных,   болезнетворных   организмов,  способных  при  определенных
условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);
     4)  ликвидации  последствий  загрязнения,  в том числе биогенного
загрязнения, и захламления земель;
     5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;
     6)  рекультивации  нарушенных  земель,  восстановлению плодородия
почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
     7)  сохранению  плодородия почв и их использованию при проведении
работ, связанных с нарушением земель.
     2.   В   целях   охраны   земель   разрабатываются   федеральные,
региональные  и  местные  программы  охраны  земель, включающие в себя
перечень   обязательных   мероприятий   по   охране  земель  с  учетом
особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
     Оценка   состояния   земель   и   эффективности   предусмотренных
мероприятий   по  охране  земель  проводится  с  учетом  экологической
экспертизы,  установленных законодательством санитарно-гигиенических и
иных норм и требований.
     3.  Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации
земель   и   повышения   плодородия   почв  запрещаются  в  случае  их
несоответствия    предусмотренным   законодательством   экологическим,
санитарно-гигиеническим и иным требованиям.
     4.   При   проведении  связанных  с  нарушением  почвенного  слоя
строительных  работ  и работ по добыче полезных ископаемых плодородный
слой  почвы  снимается  и  используется для улучшения малопродуктивных
земель.
     5.  Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и
окружающей  среды  Правительством Российской Федерации устанавливаются
нормативы  предельно  допустимых концентраций вредных веществ, вредных
микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.
     Для   проведения   проверки   соответствия   почвы  экологическим
нормативам  проводятся  почвенные,  геоботанические,  агрохимические и
иные обследования.
     6.  В  целях  предотвращения  деградации  земель,  восстановления
плодородия  почв  и  загрязненных  территорий  допускается консервация
земель   с   изъятием   их   из   оборота   в  порядке,  установленном
Правительством Российской Федерации.
     7.  Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего
Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии
с   федеральными   законами  и  иными  нормативными  правовыми  актами
Российской  Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации.
     8.  В  целях повышения заинтересованности собственников земельных
участков,  землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных
участков  в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель
от  негативных  (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может
осуществляться  экономическое  стимулирование  охраны  и использования
земель   в   порядке,   установленном  бюджетным  законодательством  и
законодательством о налогах и сборах.


            Статья 14. Использование земель, подвергшихся
               радиоактивному и химическому загрязнению

     1.   Земли,  которые  подверглись  радиоактивному  и  химическому
загрязнению  и  на  которых  не обеспечивается производство продукции,
соответствующей  установленным законодательством требованиям, подлежат
ограничению   в  использовании,  исключению  их  из  категории  земель
сельскохозяйственного  назначения  и могут переводиться в земли запаса
для  их  консервации.  На  таких  землях  запрещаются  производство  и
реализация сельскохозяйственной продукции.
     2.  Порядок  использования  земель, подвергшихся радиоактивному и
химическому   загрязнению,   установления   охранных  зон,  сохранения
находящихся  на  этих  землях  жилых домов, объектов производственного
назначения,  объектов  социального  и  культурно-бытового обслуживания
населения,    проведения    на    этих    землях    мелиоративных    и
культуртехнических   работ   определяется   Правительством  Российской
Федерации   с   учетом   нормативов   предельно   допустимых   уровней
радиационного и химического воздействия.
     3.    Лица,   в   результате   деятельности   которых   произошло
радиоактивное  и  химическое  загрязнение  земель,  повлекшее за собой
невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их
качества,  полностью  возмещают  убытки  в  соответствии с положениями
статьи   57  настоящего  Кодекса,  а  также  компенсируют  затраты  на
дезактивацию   земель,   подвергшихся   радиоактивному  и  химическому
загрязнению,  затраты  на  приведение  их  в  состояние, пригодное для
использования  по  целевому  назначению,  или  возмещают собственникам
земельных  участков  в  пределах  таких  земель  их стоимость в случае
перевода их в земли запаса для консервации.

                  Глава III. СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ

              Статья 15. Собственность на землю граждан
                          и юридических лиц

     1.    Собственностью   граждан   и   юридических   лиц   (частной
собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и
юридическими  лицами  по основаниям, предусмотренным законодательством
Российской Федерации.
     2.  Граждане  и  юридические  лица имеют право на равный доступ к
приобретению  земельных  участков  в собственность. Земельные участки,
находящиеся  в  государственной или муниципальной собственности, могут
быть  предоставлены  в  собственность  граждан  и  юридических лиц, за
исключением  земельных  участков,  которые  в соответствии с настоящим
Кодексом,   федеральными   законами  не  могут  находиться  в  частной
собственности.
     3.  Иностранные  граждане,  лица  без  гражданства  и иностранные
юридические  лица  не могут обладать на праве собственности земельными
участками,  находящимися на приграничных территориях, перечень которых
устанавливается  Президентом  Российской  Федерации  в  соответствии с
федеральным  законодательством  о  Государственной  границе Российской
Федерации,  и  на  иных  установленных  особо  территориях  Российской
Федерации в соответствии с федеральными законами.


          Статья 16. Государственная собственность на землю

     1.  Государственной собственностью являются земли, не находящиеся
в   собственности   граждан,   юридических   лиц   или   муниципальных
образований.
     2.   Разграничение  государственной  собственности  на  землю  на
собственность   Российской   Федерации   (федеральную  собственность),
собственность   субъектов   Российской   Федерации   и   собственность
муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется
в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.


            Статья 17. Собственность Российской Федерации
                 (федеральная собственность) на землю

     1. В федеральной собственности находятся земельные участки:
     которые признаны таковыми федеральными законами;
     право  собственности Российской Федерации на которые возникло при
разграничении государственной собственности на землю;
     которые   приобретены   Российской   Федерацией   по  основаниям,
предусмотренным гражданским законодательством.
     2. Утратил силу с 1 июля 2006 года.


             Статья 18. Собственность на землю субъектов
                         Российской Федерации

     1.  В  собственности  субъектов  Российской  Федерации  находятся
земельные участки:
     которые признаны таковыми федеральными законами;
     право  собственности  субъектов  Российской  Федерации на которые
возникло при разграничении государственной собственности на землю;
     которые    приобретены   субъектами   Российской   Федерации   по
основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
     2. Утратил силу с 1 июля 2006 года.
     3.  В  субъектах  Российской  Федерации  -  городах  федерального
значения   Москве,   Санкт-Петербурге   земельный  участок,  от  права
собственности  на  который  собственник  отказался,  является  с  даты
государственной  регистрации  прекращения  права собственности на него
собственностью  соответственно  субъекта Российской Федерации - города
федерального  значения  Москвы, субъекта Российской Федерации - города
федерального   значения   Санкт-Петербурга,  если  законами  указанных
субъектов  Российской  Федерации  не  установлено, что такой земельный
участок является собственностью муниципальных образований, находящихся
на территориях указанных субъектов Российской Федерации.


           Статья 19. Муниципальная собственность на землю

     1. В муниципальной собственности находятся земельные участки:
     которые  признаны  таковыми  федеральными  законами и принятыми в
соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
     право   муниципальной   собственности  на  которые  возникло  при
разграничении государственной собственности на землю;
     которые  приобретены  по  основаниям,  установленным  гражданским
законодательством.
     1.1.  Если  иное  не предусмотрено другими федеральными законами,
земельный  участок,  от  права  собственности  на  который собственник
отказался,  является  с  даты  государственной регистрации прекращения
права   собственности   на   него  собственностью  городского  округа,
городского  или  сельского поселения либо в случае расположения такого
земельного    участка   на   межселенной   территории   собственностью
муниципального района по месту расположения земельного участка.
     2. Утратил силу с 1 июля 2006 года.
     3.  В  собственность муниципальных образований для обеспечения их
развития   могут   безвозмездно   передаваться  земли,  находящиеся  в
государственной   собственности,  в  том  числе  за  пределами  границ
муниципальных образований.
     4. Утратил силу с 1 июля 2006 года.

            Глава IV. ПОСТОЯННОЕ (БЕССРОЧНОЕ) ПОЛЬЗОВАНИЕ,
        ПОЖИЗНЕННОЕ НАСЛЕДУЕМОЕ ВЛАДЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ,
         ОГРАНИЧЕННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЧУЖИМИ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ
         (СЕРВИТУТ), АРЕНДА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ
               СРОЧНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ


            Статья 20. Постоянное (бессрочное) пользование
                         земельными участками

     1.   В  постоянное  (бессрочное)  пользование  земельные  участки
предоставляются  государственным и муниципальным учреждениям, казенным
предприятиям,  центрам  исторического  наследия президентов Российской
Федерации,  прекративших  исполнение своих полномочий, а также органам
государственной власти и органам местного самоуправления.
     2.   Гражданам   земельные   участки  в  постоянное  (бессрочное)
пользование не предоставляются.
     3.  Право  постоянного  (бессрочного)  пользования находящимися в
государственной  или муниципальной собственности земельными участками,
возникшее  у  граждан  или  юридических  лиц  до  введения  в действие
настоящего Кодекса, сохраняется.
     4. Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками
на    праве   постоянного   (бессрочного)   пользования,   не   вправе
распоряжаться этими земельными участками.
     5. Утратил силу с 1 сентября 2006 года.


             Статья 21. Пожизненное наследуемое владение
                         земельными участками

     1.  Право  пожизненного наследуемого владения земельным участком,
находящимся   в   государственной   или  муниципальной  собственности,
приобретенное  гражданином  до введения в действие настоящего Кодекса,
сохраняется.  Предоставление  земельных  участков  гражданам  на праве
пожизненного   наследуемого   владения   после   введения  в  действие
настоящего Кодекса не допускается.
     2.   Распоряжение   земельным   участком,  находящимся  на  праве
пожизненного  наследуемого  владения,  не  допускается, за исключением
перехода  прав  на  земельный  участок  по наследству. Государственная
регистрация   перехода   права   пожизненного   наследуемого  владения
земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства
о праве на наследство.
     3. Утратил силу с 1 сентября 2006 года.


                 Статья 22. Аренда земельных участков

     1.   Иностранные  граждане,  лица  без  гражданства  могут  иметь
расположенные  в  пределах  территории  Российской Федерации земельные
участки  на  праве  аренды,  за  исключением  случаев, предусмотренных
настоящим Кодексом.
     2.  Земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи
27  настоящего  Кодекса,  могут быть предоставлены их собственниками в
аренду  в  соответствии  с  гражданским  законодательством и настоящим
Кодексом.
     3.  По  истечении  срока  договора  аренды земельного участка его
арендатор  имеет  преимущественное право на заключение нового договора
аренды  земельного  участка,  за  исключением случаев, предусмотренных
пунктом  3  статьи  35,  пунктом  1  статьи 36 и статьей 46 настоящего
Кодекса.
     3.1.   Договор   аренды   земельного   участка,   находящегося  в
государственной  или  муниципальной  собственности  и расположенного в
границах    земель,    зарезервированных   для   государственных   или
муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не
может превышать срок резервирования таких земель.
     4.  Размер  арендной  платы  определяется договором аренды. Общие
начала  определения  арендной  платы  при  аренде  земельных участков,
находящихся  в  государственной или муниципальной собственности, могут
быть установлены Правительством Российской Федерации.
     5. Арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых
экономических  зон  -  арендаторов земельных участков, вправе передать
свои  права  и  обязанности  по  договору  аренды  земельного  участка
третьему  лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в
залог  и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного
товарищества  или  общества  либо  паевого  взноса  в производственный
кооператив  в  пределах  срока  договора аренды земельного участка без
согласия  собственника земельного участка при условии его уведомления,
если  договором  аренды  земельного  участка  не предусмотрено иное. В
указанных  случаях ответственным по договору аренды земельного участка
перед  арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за
исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового
договора аренды земельного участка не требуется.
     6. Арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых
экономических  зон  -  арендаторов  земельных  участков,  имеет  право
передать  арендованный  земельный участок в субаренду в пределах срока
договора   аренды   земельного   участка   без  согласия  собственника
земельного  участка при условии его уведомления, если договором аренды
земельного   участка   не   предусмотрено   иное.   На  субарендаторов
распространяются    все    права   арендаторов   земельных   участков,
предусмотренные настоящим Кодексом.
     7.   Земельный   участок   может   быть   передан  в  аренду  для
государственных   или   муниципальных   нужд   либо   для   проведения
изыскательских работ на срок не более чем один год. При этом арендатор
земельного участка в пределах срока договора аренды земельного участка
обязан   по  требованию  арендодателя  привести  земельный  участок  в
состояние,   пригодное   для   его   использования  в  соответствии  с
разрешенным   использованием;   возместить   убытки,  причиненные  при
проведении   работ;  выполнить  необходимые  работы  по  рекультивации
земельного  участка, а также исполнить иные обязанности, установленные
законом и (или) договором аренды земельного участка.
     8. При продаже земельного участка, находящегося в государственной
или  муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка
имеет  преимущественное  право  его  покупки  в порядке, установленном
гражданским  законодательством  для случаев продажи доли в праве общей
собственности    постороннему    лицу,    за    исключением   случаев,
предусмотренных пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
     9.  При аренде земельного участка, находящегося в государственной
или  муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор
земельного  участка имеет право, если иное не установлено федеральными
законами,   в   пределах  срока  договора  аренды  земельного  участка
передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в
том  числе  права  и  обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей
статьи,  без  согласия собственника земельного участка при условии его
уведомления.  Изменение условий договора аренды земельного участка без
согласия  его  арендатора и ограничение установленных договором аренды
земельного  участка  прав  его  арендатора  не  допускаются. Досрочное
расторжение  договора  аренды земельного участка, заключенного на срок
более  чем  пять  лет,  по  требованию арендодателя возможно только на
основании  решения  суда  при  существенном  нарушении договора аренды
земельного участка его арендатором.
     10.   В   случае   наследования  земельных  участков  лицами,  не
достигшими  совершеннолетия,  их законные представители могут передать
эти  земельные  участки  в  аренду  на срок до достижения наследниками
совершеннолетия.
     11. Изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в
аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.


              Статья 23. Право ограниченного пользования
                 чужим земельным участком (сервитут)

     1.  Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским
законодательством.
     2.   Публичный   сервитут   устанавливается   законом   или  иным
нормативным  правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым
актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа
местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения
интересов государства, местного самоуправления или местного населения,
без  изъятия  земельных  участков.  Установление  публичного сервитута
осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
     3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:
     1) прохода или проезда через земельный участок;
     2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных,
инженерных,  электрических  и  других  линий и сетей, а также объектов
транспортной инфраструктуры;
     3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков
и подъездов к ним;
     4) проведения дренажных работ на земельном участке;
     5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
     6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
     7)    сенокошения,   выпаса   сельскохозяйственных   животных   в
установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность
которых соответствует местным условиям и обычаям;
     8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;
     9)  временного  пользования земельным участком в целях проведения
изыскательских, исследовательских и других работ;
     10) свободного доступа к прибрежной полосе.
     4. Сервитут может быть срочным или постоянным.
     4.1.   Срок   установления   публичного   сервитута  в  отношении
земельного     участка,     расположенного    в    границах    земель,
зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может
превышать срок резервирования таких земель.
     5.  Осуществление  сервитута должно быть наименее обременительным
для земельного участка, в отношении которого он установлен.
     6.   Собственник   земельного   участка,   обремененного  частным
сервитутом,  вправе  требовать  соразмерную  плату от лиц, в интересах
которых  установлен  сервитут, если иное не предусмотрено федеральными
законами.
     7.  В  случаях, если установление публичного сервитута приводит к
невозможности использования земельного участка, собственник земельного
участка,  землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в
том   числе   путем  выкупа,  у  него  данного  земельного  участка  с
возмещением   органом  государственной  власти  или  органом  местного
самоуправления,   установившими   публичный   сервитут,   убытков  или
предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
     В  случаях,  если  установление  публичного  сервитута приводит к
существенным  затруднениям  в  использовании  земельного  участка, его
собственник  вправе  требовать  от  органа  государственной власти или
органа   местного  самоуправления,  установивших  публичный  сервитут,
соразмерную плату.
     8.   Лица,   права  и  законные  интересы  которых  затрагиваются
установлением  публичного  сервитута,  могут осуществлять защиту своих
прав в судебном порядке.
     9.  Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии
с   Федеральным   законом   "О  государственной  регистрации  прав  на
недвижимое имущество и сделок с ним".


             Статья 24. Безвозмездное срочное пользование
                         земельными участками

     1.  В  безвозмездное  срочное  пользование  могут предоставляться
земельные участки:
     1)  из  земель,  находящихся  в государственной или муниципальной
собственности,  исполнительными  органами  государственной  власти или
органами   местного   самоуправления,   предусмотренными   статьей  29
настоящего  Кодекса, юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20
настоящего Кодекса, на срок не более чем один год;
     2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических
лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;
     3)  из земель организаций, указанных в пункте 2 настоящей статьи,
гражданам в виде служебного надела;
     4)  из  земель,  находящихся  в государственной или муниципальной
собственности,  исполнительными  органами  государственной  власти или
органами   местного   самоуправления,   предусмотренными   статьей  29
настоящего  Кодекса, религиозным организациям в соответствии с пунктом
3 статьи 30 и пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса;
     5)  из  земель,  находящихся  в государственной или муниципальной
собственности,  исполнительными  органами  государственной  власти или
органами   местного   самоуправления,   предусмотренными   статьей  29
настоящего  Кодекса,  лицам,  с  которыми заключен государственный или
муниципальный   контракт   на   строительство   объекта  недвижимости,
осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств
бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на
основе  заказа,  размещенного  в  соответствии с федеральным законом о
размещении  заказов  на  поставки  товаров, выполнение работ, оказание
услуг   для   государственных   или   муниципальных   нужд,   на  срок
строительства объекта недвижимости;
     6)  из  земель,  находящихся  в государственной или муниципальной
собственности,  в предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации
случаях.
     2.  Служебные  наделы  предоставляются  в  безвозмездное  срочное
пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том
числе    организаций    транспорта,    лесного    хозяйства,    лесной
промышленности,   охотничьих   хозяйств,   государственных   природных
заповедников и национальных парков.
     Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на
получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются
законодательством  Российской  Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации.
     Служебные  наделы предоставляются работникам таких организаций на
время   установления   трудовых   отношений   на  основании  заявлений
работников   по   решению   соответствующих   организаций   из   числа
принадлежащих им земельных участков.
     Права   и   обязанности   лиц,   использующих  служебные  наделы,
определяются  в  соответствии с правилами пункта 1 статьи 41 и абзацев
второго  -  четвертого,  седьмого  -  девятого  статьи  42  настоящего
Кодекса.

                 Глава V. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ

           Статья 25. Основания возникновения прав на землю

     1.  Права  на земельные участки, предусмотренные главами III и IV
настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским
законодательством,  федеральными  законами, и подлежат государственной
регистрации  в  соответствии  с Федеральным законом "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
     2.  Государственная  регистрация  сделок  с  земельными участками
обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
     3. Не подлежат возврату земельные участки, не подлежит возмещению
или   компенсации   стоимость   земельных   участков,   которые   были
национализированы   до   1   января   1991   года   в  соответствии  с
законодательством,  действовавшим  на  момент национализации земельных
участков.

          Статья 26. Документы о правах на земельные участки

     1.  Права  на земельные участки, предусмотренные главами III и IV
настоящего   Кодекса,  удостоверяются  документами  в  соответствии  с
Федеральным  законом "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним".
     2.  Договоры  аренды  земельного  участка,  субаренды  земельного
участка,   безвозмездного  срочного  пользования  земельным  участком,
заключенные  на  срок  менее чем один год, не подлежат государственной
регистрации,   за   исключением  случаев,  установленных  федеральными
законами.


              Статья 27. Ограничения оборотоспособности
                          земельных участков

     1.  Оборот  земельных  участков  осуществляется  в соответствии с
гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
     2. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не
могут  предоставляться в частную собственность, а также быть объектами
сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
     Земельные  участки,  отнесенные к землям, ограниченным в обороте,
не  предоставляются  в  частную собственность, за исключением случаев,
установленных федеральными законами.
     3.    Содержание    ограничений    оборота   земельных   участков
устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
     4.  Из  оборота  изъяты земельные участки, занятые находящимися в
федеральной собственности следующими объектами:
     1)  государственными  природными  заповедниками  и  национальными
парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего
Кодекса);
     2)  зданиями,  строениями и сооружениями, в которых размещены для
постоянной  деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие
войска, воинские формирования и органы;
     3)  зданиями,  строениями  и  сооружениями,  в  которых размещены
военные суды;
     4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
     5)  объектами  организаций  федеральных  органов  государственной
охраны;
     6)  объектами  использования  атомной  энергии, пунктами хранения
ядерных материалов и радиоактивных веществ;
     7)  объектами,  в  соответствии  с  видами  деятельности  которых
созданы закрытые административно-территориальные образования;
     8)  объектами  учреждений и органов Федеральной службы исполнения
наказаний;
     9) воинскими и гражданскими захоронениями;
     10)   инженерно-техническими   сооружениями,   линиями   связи  и
коммуникациями,    возведенными    в   интересах   защиты   и   охраны
Государственной границы Российской Федерации.
     5.  Ограничиваются  в  обороте  находящиеся в государственной или
муниципальной собственности следующие земельные участки:
     1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные
в пункте 4 настоящей статьи;
     2) из состава земель лесного фонда;
     3)  в  пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в
государственной или муниципальной собственности;
     4)  занятые  особо ценными объектами культурного наследия народов
Российской  Федерации,  объектами,  включенными  в  Список  всемирного
наследия,      историко-культурными      заповедниками,      объектами
археологического наследия;
     5)   предоставленные  для  обеспечения  обороны  и  безопасности,
оборонной  промышленности,  таможенных  нужд и не указанные в пункте 4
настоящей статьи;
     6)  не  указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых
административно-территориальных образований;
     7)  предоставленные  для нужд организаций транспорта, в том числе
морских,  речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений
навигационного   обеспечения   воздушного   движения   и  судоходства,
терминалов    и   терминальных   комплексов   в   зонах   формирования
международных транспортных коридоров;
     8) предоставленные для нужд связи;
     9) занятые объектами космической инфраструктуры;
     10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
     11)    предоставленные   для   производства   ядовитых   веществ,
наркотических средств;
     12)  загрязненные  опасными  отходами, радиоактивными веществами,
подвергшиеся  биогенному  загрязнению,  иные  подвергшиеся  деградации
земли;
     13)   расположенные  в  границах  земель,  зарезервированных  для
государственных или муниципальных нужд;
     14)  в  первом  и  втором  поясах  зон  санитарной  охраны водных
объектов,  используемых  для  целей  питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения.
     6.  Оборот  земель  сельскохозяйственного назначения регулируется
Федеральным   законом   "Об   обороте   земель   сельскохозяйственного
назначения".     Образование     земельных    участков    из    земель
сельскохозяйственного  назначения  регулируется  настоящим  Кодексом и
Федеральным   законом   "Об   обороте   земель   сельскохозяйственного
назначения".
     7.  Пункт  6  настоящей  статьи  не распространяется на земельные
участки,  предоставленные  из  земель сельскохозяйственного назначения
гражданам  для  индивидуального  жилищного,  гаражного  строительства,
ведения   личного   подсобного   и   дачного  хозяйства,  садоводства,
животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые
зданиями, строениями, сооружениями.
     8.   Запрещается   приватизация  земельных  участков  в  пределах
береговой  полосы,  установленной  в  соответствии  с  Водным кодексом
Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся
пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.


          Статья 28. Приобретение прав на земельные участки,
           находящиеся в государственной или муниципальной
                            собственности

     1. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или
муниципальной  собственности,  предоставляются гражданам и юридическим
лицам   в   собственность   или  в  аренду,  а  также  предоставляются
юридическим  лицам  в  постоянное  (бессрочное) пользование в случаях,
предусмотренных  пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и
юридическим  лицам  в  безвозмездное  срочное  пользование  в случаях,
предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
     2.    Предоставление    земельных    участков,    находящихся   в
государственной   или  муниципальной  собственности,  в  собственность
граждан  и  юридических  лиц  осуществляется  за плату. Предоставление
земельных  участков  в  собственность  граждан и юридических лиц может
осуществляться   бесплатно   в   случаях,   предусмотренных  настоящим
Кодексом,   федеральными  законами  и  законами  субъектов  Российской
Федерации.
     3. Утратил силу с 1 сентября 2006 года.
     4.  Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан
и  юридических  лиц  земельных участков, находящихся в государственной
или муниципальной собственности, за исключением случаев:
     изъятия земельных участков из оборота;
     установленного   федеральным   законом  запрета  на  приватизацию
земельных участков;
     резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
     Не  допускается  отказ в предоставлении в собственность граждан и
юридических   лиц   земельных   участков,  ограниченных  в  обороте  и
находящихся  в  государственной  или муниципальной собственности, если
федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан
и юридических лиц.
     5.  Иностранным  гражданам,  лицам  без гражданства и иностранным
юридическим лицам в соответствии с настоящей статьей земельные участки
предоставляются  в  собственность  только  за  плату,  размер  которой
устанавливается настоящим Кодексом.

           Статья 29. Исполнительные органы государственной
               власти и органы местного самоуправления,
           осуществляющие предоставление земельных участков

     Предоставление  гражданам  и юридическим лицам земельных участков
из   земель,   находящихся   в   государственной   или   муниципальной
собственности,  осуществляется  на  основании  решения  исполнительных
органов  государственной  власти  или органов местного самоуправления,
обладающих  правом предоставления соответствующих земельных участков в
пределах  их  компетенции  в  соответствии  со  статьями  9,  10  и 11
настоящего Кодекса.


         Статья 30. Порядок предоставления земельных участков
              для строительства из земель, находящихся в
           государственной или муниципальной собственности

     1. Предоставление земельных участков для строительства из земель,
находящихся   в   государственной   или  муниципальной  собственности,
осуществляется с проведением работ по их формированию:
     1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
     2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
     2.   Предоставление   земельных   участков  для  строительства  в
собственность   без   предварительного  согласования  мест  размещения
объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах)
в  соответствии  со  статьей  38  настоящего  Кодекса,  за исключением
случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
     2.1.    Земельный    участок,    находящийся    в   муниципальной
собственности, или земельный участок, государственная собственность на
который  не  разграничена  и  который  не предоставлен в пользование и
(или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для
строительства  в  границах застроенной территории, в отношении которой
принято  решение  о  развитии, без проведения торгов лицу, с которым в
установленном     законодательством     Российской     Федерации     о
градостроительной  деятельности  порядке  заключен  договор о развитии
застроенной  территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с
которым   заключен   договор   о   развитии   застроенной  территории,
предоставляется   бесплатно  в  собственность  или  в  аренду.  Размер
арендной  платы  за указанный земельный участок определяется в размере
земельного   налога,   установленного   законодательством   Российской
Федерации за соответствующий земельный участок.
     Орган   местного  самоуправления  или  в  случаях,  установленных
законами  субъектов  Российской Федерации в соответствии с федеральным
законом,   исполнительный   орган   государственной   власти  субъекта
Российской   Федерации,   уполномоченный  на  распоряжение  земельными
участками,  государственная  собственность на которые не разграничена,
после утверждения документации по планировке застроенной территории, в
отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о
предоставлении   земельного   участка,   указанного  в  абзаце  первом
настоящего    пункта,    лица,   заключившего   с   органом   местного
самоуправления  договор  о развитии застроенной территории, определяет
технические      условия      подключения     объектов     к     сетям
инженерно-технического  обеспечения,  плату за подключение и принимает
решение о предоставлении указанного земельного участка.
     Решение  о  предоставлении земельного участка, указанное в абзаце
втором   настоящего   пункта,   является   основанием  установления  в
соответствии  с  заявлением  лица,  заключившего  с  органом  местного
самоуправления  договор  о  развитии  застроенной территории, и за его
счет    границ    такого   земельного   участка   и   проведения   его
государственного кадастрового учета.
     2.2.   Предоставление   пользователю   недр  земельных  участков,
необходимых  для  ведения  работ, связанных с пользованием недрами, из
земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности,
в  аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Порядок  расчета размера арендной платы за указанные земельные участки
определяется Правительством Российской Федерации.
     3.   Предоставление   земельных   участков  для  строительства  с
предварительным  согласованием мест размещения объектов осуществляется
в  аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса,
-  в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для
строительства    зданий,    строений,    сооружений   религиозного   и
благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на
срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
     4.   Предоставление  земельного  участка  для  строительства  без
предварительного  согласования места размещения объекта осуществляется
в следующем порядке:
     1) проведение работ по формированию земельного участка:
     выполнение  в  отношении  земельного  участка  в  соответствии  с
требованиями,  установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года
N   221-ФЗ   "О   государственном   кадастре  недвижимости"  (далее  -
Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в
результате  которых  обеспечивается  подготовка документов, содержащих
необходимые  для  осуществления  государственного  кадастрового  учета
сведения  о  таком  земельном  участке  (далее  - кадастровые работы),
осуществление  государственного  кадастрового  учета такого земельного
участка;
     определение разрешенного использования земельного участка;
     определение  технических  условий  подключения  объектов  к сетям
инженерно-технического  обеспечения  и платы за подключение объектов к
сетям   инженерно-технического   обеспечения   (далее   -   плата   за
подключение);
     принятие  решения  о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или
предоставлении  земельных  участков  без проведения торгов (конкурсов,
аукционов);
     публикация  сообщения  о проведении торгов (конкурсов, аукционов)
или   приеме   заявлений   о  предоставлении  земельных  участков  без
проведения торгов (конкурсов, аукционов);
     2) утратил силу.
     3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного
участка  или  продаже  права  на заключение договора аренды земельного
участка  или предоставление земельного участка в аренду без проведения
торгов  (конкурсов,  аукционов)  на основании заявления гражданина или
юридического   лица,   заинтересованных  в  предоставлении  земельного
участка.  Передача  земельных  участков в аренду без проведения торгов
(конкурсов,  аукционов)  допускается  при  условии  предварительной  и
заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой
передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
     4)   подписание   протокола   о  результатах  торгов  (конкурсов,
аукционов)   или  подписание  договора  аренды  земельного  участка  в
результате  предоставления  земельного  участка  без проведения торгов
(конкурсов, аукционов).
     5.   Предоставление   земельного   участка  для  строительства  с
предварительным  согласованием места размещения объекта осуществляется
в следующем порядке:
     1)  выбор  земельного участка и принятие в порядке, установленном
статьей  31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании
места размещения объекта;
     2)  выполнение  в отношении земельного участка кадастровых работ,
осуществление его государственного кадастрового учета;
     3) утратил силу.
     4)  принятие  решения  о  предоставлении  земельного  участка для
строительства  в  соответствии  с правилами, установленными статьей 32
настоящего Кодекса.
     6.  В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен
за   гражданином   или   юридическим  лицом,  его  предоставление  для
строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта
4   настоящей  статьи,  если  иной  порядок  не  установлен  настоящим
Кодексом.
     7.  Решение  исполнительного  органа  государственной  власти или
органа  местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего
Кодекса,  о  предоставлении  земельного  участка для строительства или
протокол   о   результатах   торгов  (конкурсов,  аукционов)  является
основанием:
     1)  государственной  регистрации  права постоянного (бессрочного)
пользования   при   предоставлении  земельного  участка  в  постоянное
(бессрочное) пользование;
     2)    заключения   договора   купли-продажи   и   государственной
регистрации  права  собственности  покупателя на земельный участок при
предоставлении земельного участка в собственность;
     3)    заключения    договора    аренды   земельного   участка   и
государственной  регистрации  данного договора при передаче земельного
участка в аренду.
     8.  Решение  или  выписка  из  него  о  предоставлении земельного
участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается
заявителю в семидневный срок со дня его принятия.
     9.  Решение  об  отказе  в  предоставлении земельного участка для
строительства может быть обжаловано заявителем в суд.
     10.   В   случае   признания   судом  недействительным  отказа  в
предоставлении  земельного  участка  для  строительства  суд  в  своем
решении  обязывает  исполнительный  орган  государственной  власти или
орган  местного  самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего
Кодекса,  предоставить  земельный  участок с указанием срока и условий
его предоставления.
     11.  Предварительное  согласование  места  размещения  объекта не
проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в
соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами
землепользования  и  застройки  (зонированием  территорий),  а также в
случае      предоставления     земельного     участка     для     нужд
сельскохозяйственного  производства  или земельных участков из состава
земель  лесного  фонда  либо  гражданину для индивидуального жилищного
строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
     12.  Иностранным  гражданам,  лицам без гражданства и иностранным
юридическим   лицам   земельные   участки   для   строительства  могут
предоставляться   в   порядке,   установленном  настоящей  статьей,  в
соответствии  с  пунктом  2  статьи  5, пунктом 3 статьи 15, пунктом 1
статьи 22 и пунктами 4 и 5 статьи 28 настоящего Кодекса.
     13.   Акционерному   обществу,   сто   процентов  акций  которого
принадлежит  Российской  Федерации,  управляющей  компании,  в  случае
привлечения их в порядке, предусмотренном законодательством Российской
Федерации  об  особых  экономических  зонах, для выполнения функций по
созданию  за  счет  средств  федерального  бюджета,  бюджета  субъекта
Российской   Федерации,   местного  бюджета  объектов  недвижимости  в
границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории и
по  управлению этими и ранее созданными объектами или резиденту особой
экономической  зоны  земельные  участки предоставляются без проведения
торгов  и предварительного согласования мест размещения таких объектов
на  основании  заявлений в соответствии с законодательством Российской
Федерации об особых экономических зонах.


          Статья 30.1. Особенности предоставления земельных
           участков для жилищного строительства из земель,
                  находящихся в государственной или
                     муниципальной собственности

     1.  Земельные  участки  для  жилищного  строительства  из земель,
находящихся   в   государственной   или  муниципальной  собственности,
предоставляются   в   собственность   или   в  аренду,  а  в  случаях,
установленных  подпунктом  5  пункта  1  статьи  24, - в безвозмездное
срочное пользование без предварительного согласования места размещения
объекта.
     2.  Продажа  земельных  участков  для жилищного строительства или
продажа  права  на  заключение договоров аренды земельных участков для
жилищного  строительства  осуществляется  на аукционах, за исключением
случаев,  установленных  подпунктом  5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1
статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
     3. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального
жилищного  строительства  может  осуществляться на основании заявления
гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
     В  двухнедельный  срок  со  дня  получения заявления гражданина о
предоставлении   в  аренду  земельного  участка  исполнительный  орган
государственной    власти    или    орган   местного   самоуправления,
предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о
проведении  аукциона  по  продаже  земельного  участка  или  права  на
заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать
сообщение   о  приеме  заявлений  о  предоставлении  в  аренду  такого
земельного  участка с указанием местоположения земельного участка, его

Страницы: 1  2  3  


Оглавление